основателем отечественной нейропсихологии можно считать
Кого считают основателем нейропсихологии? Александр Лурия
16 июля 1902 года в семье казанского врача родился мальчик, который спустя много лет внес огромный вклад в отечественную психологию и медицину — Александр Романович Лурия. Это ученый с мировым именем, который еще при жизни получил мировое признание. Его труды до сих пор публикуются в разных странах. Лурия — самый цитируемый российский психолог за рубежом.
Еще во время учебы в Казанском университете Александр увлекался психологией. В 1921 году он создал психоаналитическое общество и сообщил об этом Зигмунду Фрейду. В ответ пришло письмо-поздравление, которое молодой ученый хранил много лет. Спустя некоторое время он начнет заниматься новым направлением и станет одним из создателей культурно-исторической теории высших психических функций человека. Но его отец, известный в Казани терапевт, не разделял увлечений сына. Лишь когда тот закончил 1-й Московский медицинский институт в 1937 году, отец успокоился: наконец-то сын занялся серьезным делом.
Сферу научных интересов Александра Лурии можно перечислять очень долго. Результат работы — более 500 научных трудов. Он разработал теорию локализации высших психических функций, принципа динамической локализации психических процессов. Много работ было посвящено нарушениям речи, памяти, роль лобных долей головного мозга. Он работал в сфере детской психологии, дефектологии, психофизиологии, психолингвистики. Им были описаны основные принципы и понятийный аппарат нейропсихологии, которую впоследствии выделили в отдельное научное направление. Методы нейропсихологической диагностики до сих пор используются нейропсихологами и врачами во всем мире. Их так и называют — «луриевские методы», а российскую нейропсихологию — луриевской.
Кроме работ по психологии, ученый совместно с коллегами сделал разработки аппарата, на основе которого впоследствии был создан полиграф (детектор лжи). У него была возможность общаться с подозреваемыми в тяжелых преступлениях при Московской губернской прокуратуре. Он писал о том, что состояние моторной сферы точно отражает нервно-психическое состояние человека. Это позволяло быстрее найти настоящего преступника.
В первые дни Великой Отечественной войны Лурия был назначен руководителем нейрохирургического госпиталя в поселке Кисегач в Челябинской области. Он занимался не только лечением больных, но также проводил научно-исследовательскую работу. В госпитале было много раненых с поражением центральной нервной системы. В результате ранений и травм головы у больных возникали нарушения некоторых психических функций — речи, восприятия, мышления, памяти. Врачами были разработаны основные принципы нейрореабилитации больных с травмами головы. Одним из направлений реабилитации была трудотерапия.
Лурия занимался научно-исследовательской и педагогической деятельностью. С 1945 года и до конца жизни он преподавал в МГУ и других вузах. Научный авторитет Александра Лурия был признан и на международном уровне. Он был почетным членом многих обществ, ассоциаций, почетным доктором университетов в Брюсселе, Лейстере, Люблине, Неймегене, Тампере. Его труды до сих пор признаются и публикуются во многих странах мира.
Режиссер Кристофер Дойли снял фильм «Слова излишни» о человеке с феноменальной памятью. Он говорил о том, что на создание фильма его вдохновила книга Лурии «Маленькая книжка о большой памяти». Однажды к Лурии на прием пришел пациент Шерешевский, который обладал феноменальной памятью. Оказалось, что объем его памяти практически неограничен. Но благодаря чему происходило запоминание? Каждое слово вызывало у него определенный образ, который сохранялся длительное время. Изучая механизмы памяти, ученый сделал еще и другие открытия. Самым поразительным явилось то, что восприятие внешнего мира у этого человека сильно отличалось от обыкновенных людей. Например, Шерешевский говорил Выготскому: «Какой у вас желтый и рассыпчатый голос». Это значит, что у него проявлялся феномен синестезии — явления восприятия, при которых раздражение одного органа чувств вызывает ощущения, соответствующие другому органу. Подобным образом мир воспринимали и некоторые творческие личности, например, композитор Скрябин.
Дочь ученого, Елена Александровна Лурия, отмечала, что их связывала глубокая привязанность. О своем отце она написала книгу «Мой отец А.Р. Лурия». Он смог оставить после себя научную школу. У него было много учеников, которые продолжают работать в этом направлении. Сейчас в мире большое количество нейропсихологов следует принципам Лурии. Время от времени в России и за рубежом проводятся научные конференции, посвященные Александру Лурии, чье богатое научное наследие актуально и в наши дни.
Александр Романович Лурия — советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского и один из лидеров круга Выготского.
Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся советских психологов, получивших широкую известность своей научной и педагогической деятельностью.
Биографический очерк
Александр Лурия родился в Казани старшим ребёнком в интеллигентной еврейской семье. Его отец — известный терапевт, впоследствии профессор Роман Альбертович Лурия — занимался частной медицинской практикой; мать — Евгения Викторовна Лурия (урождённая Хаскина, 1875—1951) — была зубным врачом. Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1921—1934 гг. — на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове.
С 1922 по 1930 годы член Русского психоаналитического общества. В 1931—1934 руководил Сектором психологии в Украинской Психоневрологической Академии в Харькове и фактически инициировал начало собственно психологических исследований в Советской Украине. С 1933 года работал в научно-исследовательских и учебных учреждениях Москвы, таких, как Медико-биологический институт (в 1935 г. переименован в Медико-генетический институт им. М. Горького), Всесоюзный институт экспериментальной медицины, Московский государственный педагогический дефектологический институт, Научно-практический институт специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР (с 1929 по 1934 — Экспериментальный дефектологический институт) и Институт нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко.
В довоенный период был активным участником международного научного процесса и активнейшим инициатором сближения советских и германо-американских исследователей гештальт-психологов. В 1940 Лурия должен был читать цикл из трёх лекций по приглашению Нью-Йоркской Академии медицины (так называемые The Thomas W. Salmon Lectures, New York Academy of Medicine), но реализации этих планов помешало начало Второй мировой войны.
В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, и уже с августа этого же года Лурия был назначен руководителем крупного нейрохирургического эвакогоспиталя на 400—500 коек № 3120 в посёлке Кисегач Челябинской области. В годы войны Лурия и группа его сотрудников (около 30 человек) организовали серию исследований и реабилитационную практику раненых с травмами головы, в частности, инновационную реабилитацию посредством трудотерапии. Среди сотрудников Лурия того времени называют целый ряд специалистов психологов, психоневрологов и психиатров, таких как С. Г. Геллерштейн, Ф. В. Бассин, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, А. В. Запорожец (в конце 1942-начале 1943 переехал налаживать работу в другом госпитале), Э. С. Бейн, О. П. Кауфман, В. М. Коган, Э. А. Коробкова, а тж. невропатологи А. К. Фохт, Л. Б. Перельман, нейрохирург Н. П. Игнатьев, физиолог Л. С. Юсевич. В октябре 1944 Лурия переехал в Москву, хотя и продолжал руководить работой госпиталя до ноября 1944. За научно-практическую работу в годы войны Лурия был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.
С конца 1944 — сотрудник Института нейрохирургии АМН СССР им. Н. Н. Бурденко. С 1945 года — профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966—1977). В течение более чем 50-летней научной работы А. Р. Лурия внёс важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.
Лурия — основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» — издания, в котором начали свои публикации представители ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.
Под руководством Александра Романовича защищено более 50 кандидатских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук. За свою плодотворную научно-педагогическую деятельность он был награжден орденом В.И.Ленина, орденом «Знак почета» и медалями Советского Союза.
Научная деятельность
Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.
В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.
Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. В соответствии с ним «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга» («Основы нейропсихологии» Гл. 2., П. 3). Сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.
Лурия имел высокий международный авторитет, являлся зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (фр.) (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом. Лурия часто и с уважением упоминается в работах английского невропатолога Оливера Сакса, с которым он вёл многолетнюю переписку.
Основателем отечественной нейропсихологии можно считать
Инструментарий
Программы обучения
Скоро
VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»
V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»
Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»
Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Основатель нейропсихологии Александр Лурия
Патриарх российской психологии Александр Романович Лурия ушёл из жизни 14 августа 1977 года. Достаточно ли мы сегодня знаем об этом выдающемся учёном? Автор фильма «Александр Лурия. Гении и злодеи уходящей эпохи» Лев Николаев напомнил о жизненном пути, ярких моментах биографии и открытиях Александра Романовича Лурии: «Это человек, который заложил научные основы детектора лжи. Это человек, который создал целую науку — нейропсихологию. Вы знаете, как его зовут? Вы знаете его труды? В том-то и дело! Человек, который сделал так много великих открытий в самых разных областях, который очень известен в просвещенном мире, в нашей стране, к сожалению, практически неизвестен. Объяснение простое — его жизнь подобна жизни всей нашей отечественной науки. Ее еще можно сравнить с жизнью дерева, которому неоднократно рубили крону, а она отрастала, снова и снова».
Приведем несколько цитат из фильма, отражающих трудности жизненного пути и достижения учёного: «В 1934 году Александр Романович Лурия начинает работать в лаборатории психологии Медико-генетического института. Он увлеченно изучает роль наследственных и внешних факторов в формировании и развитии психических процессов у близнецов, но продолжить эту работу Александру Романовичу не дали — начались гонения на генетику. Над Лурией нависла угроза ареста. И он вдруг круто меняет свою судьбу: экстерном оканчивает с отличием медицинский, блестяще защищает докторскую диссертацию и идет простым врачом-ординатором к Бурденко, в Институт нейрохирургии. За этот неожиданный шаг кто-то из коллег обвинил его в конформизме. Что это было — желание получить недостающие знания о мозге или боязнь ареста?». Вспоминает академик РАО, доктор психологических наук Владимир Петрович Зинченко: «Слава Богу, что его никогда не ссылали в лагерь, не посадили. Он слишком был богат сам, чтобы особенно переживать изгнание из очередного рая, понимаете? Нет, так нет, найду себе применение в другом месте. Его любознательность, плещущий через край талант и работа как бы перекрывали все остальное. В этом смысле он был счастливым человеком».
Автор фильма продолжает: «Александр Романович Лурия начал бесстрашно соединять медицину и психологию. На их стыке и родилась новая наука — нейропсихология. Задача нейропсихолога — не только выяснить, какая функция нарушена в результате поражения мозга, какие сбои наступили во всех остальных психических процессах, но и, опираясь на неповрежденные участки мозга, найти обходной путь для восстановления утраченных функций».
В 1950 году решения Павловской сессии Академии наук и Академии медицинских наук повлекли за собой оргвыводы, что науки психологии не существует. Нет души, а есть одни условные рефлексы. Начались гонения на психологическую науку. Лабораторию нейропсихологии в Институте Бурденко закрыли. Придя домой, Александр Романович плакал. Он отдал нейропсихологии 15 лет. Как много было уже достигнуто! Без его заключения никто из нейрохирургов не решался на операцию, именно нейропсихолог направлял руку хирурга в ту область головного мозга, которая пострадала. Ошибка была равнозначна смерти. Дело его жизни оказалось перечеркнуто.
Международное признание Александр Романович Лурия получил только после смерти Иосифа Сталина. Он смог выезжать за границу. Был избран членом национальных академий наук США, Франции и Британии. В 1958 году Лаборатория нейропсихологии в Институте Бурденко была вновь открыта. «Он ставит новую цель — разработать методы восстановительного обучения после операций: «Наш прежний подход к изучению мозга мы можем охарактеризовать как горизонтальный, то есть, направленный на изучение процессов, протекающих преимущественно на корковом уровне. Новая волна исследований привлекала наше внимание к вертикальным связям между структурами мозга, глубинным и поверхностным»».
Александр Романович Лурия следовал собственным принципам: «В один из летних дней 1968 года на подмосковную дачу известного ученого решительно вошли четыре человека. Хозяин работал в своем кабинете на втором этаже. Жена заподозрила что-то неладное, но попросила гостей подождать, заняла их разговором, из которого стало ясно, что они собирают подписи советских ученых против академика Сахарова. За хозяином послали няню. К всеобщему удивлению, она спустилась вниз одна. Наверху никого не было. Гости, прождав, уехали ни с чем. Позже выяснилось, что, услышав из окна разговор о цели визита, хозяин спустился по балкону со второго этажа и убежал к соседям».
Совместная работа Александра Романовича Лурии с режиссёром Сергеем Эйзенштейном привела к появлению фильмов о детском счете, внимании, памяти, созданию международной ассоциации научных фильмов.
Александр Романович Лурия был автором более 500 научных трудов на разных языках.
Фильм Льва Николаева «Александр Лурия. Гении и злодеи уходящей эпохи», созданный при поддержке Министерства РФ по делам печати и телерадиовещания, 2002 год, телерадиокомпания «Цивилизация»:
В 2017 году в Екатеринбурге прошел «V Международный конгресс памяти А.Р. Лурия «Луриевский подход в мировой психологической науке»». На конгрессе обсуждались актуальные вопросы, касающиеся научного вклада Александра Романовича Лурии в различные отрасли и направления психологии: культурно-исторической психологии, нейропсихологии (в том числе, детского возраста, индивидуальных различий), нейрореабилитации, нейрокоррекции трудностей обучения, нейролингвистики, общей, социальной, педагогической, возрастной и инженерной психологии, включая психологию субъекта профессиональной деятельности, психофизиологии, психологии здоровья.
Конгресс получил признание профессионального сообщества и стал победителем Национального конкурса «Золотая Психея» в номинации «Событие года в жизни сообщества».
Президент Международного общества прикладной нейропсихологии, доктор психологических наук, профессор Жанна Марковна Глозман, принимая награду, отметила: «Наверное, не все знают, что Александр Романович Лурия был первым победителем Национального конкурса «Золотая Психея». Он был признан патриархом российской психологии, статуэтка и диплом хранятся в Научно-исследовательском центре детской нейропсихологии имени А.Р. Лурии в Москве. О сегодняшней победе «V Международного конгресса памяти А.Р. Лурия «Луриевский подход в мировой психологической науке»» скажу следующее: члены большого коллектива вложили в конгресс всю душу, все силы. В конгрессе приняли участие представители более 30 стран мира. Для меня лично самой высокой оценкой стала оценка нашей американской коллеги Моники Рассел, которая сказала: «У меня было ощущение, что Александр Романович Лурия сейчас здесь, с нами»».
Отечественная нейропсихология
Вы будете перенаправлены на Автор24
Нейропсихология – это научная дисциплина, которая занимается исследованием взаимосвязи между мозгом и поведением человека.
Лурия как основоположник отечественной нейропсихологии
После публикации в 1923 году монографии об основных тенденциях современной психологии Лурия начал писать статьи для журнала «Проблемы психофизиологии труда и рефлексологии». Именно они привлекли внимание профессора К. Н. Корнилова, директора Московского института психологии, который впоследствии пригласил юного Лурию провести исследование в Москве.
В конце 1920-х годов Лурия работал в Институте психологии с другим российским психологом Алексеем Николаевичем Леонтьевым над разработкой комбинированного двигательного метода, предназначенного для понимания сложного человеческого поведения или влияния аффективных реакций на двигательные реакции. В результате их работы было опубликовано несколько статей, что привело к дальнейшей разработке первого детектора лжи, применяемого в системе уголовного правосудия.
В 1922 году Лурия опубликовал свою первую большую работу под названием «Принципы реальной психологии», в которой он сформулировал методологические основы советско-российской нейропсихологии, которые впоследствии были приняты его учениками.
Готовые работы на аналогичную тему
Помимо работы с Выготским, в этот период Лурия сформулировал свои идеи о роли речи и причинах афазии.
В 1934 году он стал заведующим лабораторией психологии в Московском медико-генетическом институте и лабораторей патопсихологии во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. Этот период научной работы примечателен изучением развития однояйцовых и разнояйцовых близнецов, а также роли наследственности и внешних факторов в психических процессах.
Однако из-за еще одного правительственного ограничения на генетическую психологию в 1936 году Лурия был вынужден покинуть все свои места работы и стал студентом Первого медицинского института, пока работал над докторской диссертацией.
В начале Второй мировой войны он организовал базовый нейрохирургический госпиталь в селе Кисегач на Южном Урале. Эта деятельность позволила Лурии собрать огромный свод данных, облегчая ему работу в двух основных направлениях:
во-первых, в разработке методов диагностики локальных поражений головного мозга и побочных эффектов, вызванных поражением головного мозга, во-вторых, в разработке рациональных научных методов реабилитации и лечения больных.
Вернувшись в Москву в 1945 году, Лурия начал работать в клинике Нейрохирургического института и читать лекции в Московском университете. Он был среди группы коллег, положивших начало факультету психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, где с 1968 года он возглавлял кафедру нейропсихологии.
В Институте дефектологии он проявлял интерес к исследованию плановой и регулирующей роли речи в поведении человека, и в частности к развитию вербальной регуляции у умственно отсталых детей. Параллельно читая лекции в Московском университете, Лурии удалось разработать специальные тесты для детей для диагностических и лечебных целей. Основное внимание в этих психологических тестахуделялось развитию речи в условиях специального образования.
В годы, последовавшие за смертью Сталина в 1953 году, в стране ослабили ограничения, и с 1955 года стало возможным обмениваться знаниями и опытом с коллегами из других стран. Многие американские психологи, а также швейцарский психолог развития Жан Пиаже посещали лабораторию Лурии, а сам Лурия ездил в Норвегию, Брюссель и Лондон, где читал лекции и участвовал в научных дискуссиях.
В 1959 году Лурия был избран главой лаборатории Нейрохирургического института, где продолжил изучение организации психических функций головного мозга. Работа была посвящена методам и процедурам локализации и восстановления мозговых нарушений и соответствующих функций.
Со времени восстановления лаборатории в Нейрохирургическом институте до конца жизни Лурия прежде всего концентрировался на мозговой организации психических процессов человека. Он представил концепцию трех основных функциональных единиц мозга, описал системную структуру и функционирование органа и изложил некоторые основные принципы нейропсихологии.
Последние годы жизни Лурии знаменуются его идеями о новом подходе к структуре памяти, новых областях нейропсихологии, таких как нейролингвистика, и изучении взаимосвязи между полушариями мозга.
Современное состояние отечественной нейропсихологии
Прошло уже более 40 лет после смерти Лурии, случившейся в 1977 году. Его сотрудники, ученики и последователи как в России, так и за рубежом продолжают развивать его работы. Развитие российской нейропсихологии связано с универсальной тенденцией, состоящей в том, чтобы сопоставить статическую нейропсихологию, которая связывает поведение людей с фиксированными повреждениями головного мозга, с динамической нейропсихологией, которая анализирует динамику соотношения деятельности мозга и поведения.
Три типа российских исследований иллюстрируют последний подход:
Все исследования сосредоточены на подкорковых и межполушарных структурах. Еще одно направление в современной российской нейропсихологии состоит в том, чтобы объединить качественный подход с количественным. Таким образом, творческий и комплексный подход Лурии стимулирует дальнейшее развитие нейропсихологии в России.