он создал первый университет он можно сказать сам был первым нашим университетом
Михайло Ломоносов: человек, определивший время
«С Ломоносова начинается наша литература. Он был ее отцом, ее Петром Великим», — говорил Виссарион Белинский о значении творчества Михаила Васильевича Ломоносова в русской литературе.
А Пушкин в «Путешествии из Москвы в Петербург» писал: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Гениальный русский ученый: философ, поэт, историк, естествоиспытатель, основоположник русского литературного языка родился в деревне Мишанинской близ Холмогор.
Отец Ломоносова был человеком не бедным, даже имел собственное судно — двухмачтовый «новоманерный гукор», прозванный за быстрый ход «Чайкой». На этом «гукоре» он занимался рыбной ловлей, выходя в Белое море и даже в Ледовитый океан.
У односельчанина Ивана Шубного Ломоносов научился грамоте Ломоносов прочел все книги, какие смог достать. Он самостоятельно изучил «Арифметику» Леонтия Магницкого и «Славянскую грамматику» Мелетия Смотрицкого — лучшие учебные пособия того времени. В одинаковой мере он интересовался науками и стихосложением. Не случайно много позже Ломоносов любил повторять: «Стихотворство — моя утеха, физика — мое упражнение».
Из книги Геннадия Прашкевича «Самые знаменитые ученые России»
Михаил Васильевич Ломоносов— русский поэт, ученый-энциклопедист, мыслитель, государственный деятель. Жизнь Ломоносова столь необычна, что ее по праву можно назвать легендарной. Ломоносов вырос в условиях непростого быта Русского Севера, с детства помогал отцу в его промысле, в десять лет уже выходил с ним в Белое море рыбачить и выплывал до Соловецких островов. Трудовое детство, морские походы, северная природа и мир простых людей развили в мальчике пытливость, фантазию и сообразительность, закалили здоровье и волю. Интерес к познанию у Ломоносова обнаружился рано: грамоте его обучил дьячок местной церкви С.Н. Сабельников, и уже подростком Ломоносов хорошо писал, что было удивительно на фоне подавляющей неграмотности крестьянского населения.
В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, взяв с собой одежду на первое время, учебники Смотрицкого и Магницкого, Ломоносов отправляется вслед за караваном — ему пришлось уходить тайком, чтобы избежать ранней женитьбы, на которой настаивал отец. Вместе с рыбным обозом по нелегкой зимней дороге Ломоносов за три недели пришел в Москву— это был один из трех городов в России того времени, в которых можно было овладеть науками (два других— Киев и Санкт-Петербург). Вскоре он поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию. С Этого времени началась его беспримерная научная деятельность. Ломоносов за пять лет прошел восьмилетний курс Славяно-греко-латинской академии, затем учился в Петербургской Императорской академии и был отобран в числе немногих студентов для учебы в Германии. В течение пяти лет Ломоносов изучал горное дело, химию, языки и другие науки в университете Марбурга и Горной академии Фрайберга, после чего вернулся в Петербург.
В 1832 году в Архангельске ему был установлен бронзовый памятник. Впервые в истории России памятник был посвящен не военному и не самодержцу, а гражданскому лицу — ученому и литератору.
Излюбленный жанр поэзии Ломоносова— ода. Будучи высоким по стилю и назначению жанром, ода Ломоносова была призвана выражать самые дорогие, самые сокровенные его мысли и устремления. Ломоносов писал два типа од: одни были адресованы внешнему миру, событиям общественной жизни, другие— обращены к внутренним переживаниям и размышлениям человека. Первый тип ломоносовской оды называют похвальными одами, второй— духовными. Похвальные оды слагались на торжественные случаи жизни императорского двора, они восхваляли монарха, расточали похвалы великолепию монаршей власти и ее окружению. Однако при этом они поучали властителей, указывали им на идеалы благочестивого и мудрого правления во благо России. Духовные оды носили характер глубокого размышления, мысль автора в них воспаряла к высотам мироздания, оды сочетали в себе религиозность и философию. Поэтому в духовных одах можно найти стихи, восхищающие своей грандиозностью. Вот описание ночного мира: Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна. А здесь поэт говорит о могуществе Бога: Кто море удержал брегами И бездне положил предел.
Из учебника «Литература» Г. В. Москвина, Н. Н. Пуряевой и Е. Л. Ерохина, 9 класс, I часть
Из Сочинения Ксенофонта Полевого
«Отрок»
Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.
В середине января 1731 года мечта Ломоносова осуществилась: он поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию. Чтобы попасть в это учебное заведение, Ломоносов на собеседовании с ректором школы Г. Копцевичем обманно назвался сыном холмогорского дворянина. Надо заметить, что Ломоносов и в дальнейшем не раз прибегал к подобным методам, если они могли помочь ему в достижении поставленной цели.
Известно, например, что для того, чтобы стать участником экспедиции, направлявшейся к Аральскому морю, Ломоносов без всяких колебаний сказался обер-секретарю Сената Ивану Кириллову сыном священнослужителя, и что отец у него — города Холмогор церкви Введения Пресвятыя богородицы поп Василей Ломоносов. Только когда Ставленнический стол Академии, засомневавшись, вознамерился проверить полученные сведения в Камер-коллегии, Ломоносов поспешил признаться, что в действительности он всего лишь крестьянский сын и поповичем сказался лишь с простоты своей. Проступок Ломоносову был прощен, но в экспедицию Кириллова он не попал.
Из книги Геннадия Прашкевича «Самые знаменитые ученые России»
Учебный справочник школьника. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 1664 с.
Из учебника «Литература» А. Н. Архангельского и Т. Ю. Смирновой, 9 класс, I часть
Методические рекомендации
Вопросы разного уровня — для тех, кто только начал постигать творческие замыслы Ломоносова, и для самых настоящих знатоков, которые разбираются в «теории трех штилей» и могут сходу разобраться, в чем отличие литературной теории Тредиаковского от Ломоносовской реформы стихосложения.
Биография (вариант 1, автор неизвестен)
Ломоносов Михаил Васильевич
Пожалуй, самый известный почитатель таланта Ломоносова А. С. Пушкин. Однажды он написал своё знаменитое: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
И действительно, даже в биографии Ломоносова привлекает удивительное соответствие между этапами его жизни и ступенями развития отечественной университетской идеи. Выйдя из Славяно-Греко-Латинской академии, он попал в студенты при Академии наук, затем прошёл немецкую университетскую школу, для того чтобы всю остальную жизнь бороться за первый полноправный русский университет.
Ломоносов и Пётр
Ломоносову ещё не исполнилось 14-лет, когда умер Пётр Великий. Но во всех своих делах он выступает как истинный сподвижник Петра, горячий патриот, желавший вывести Россию вровень с Западной Европой, готовый отстаивать для этого самые смелые проекты, веря в несокрушимую мощь человеческого разума. Подобно царю-реформатору он был упрям, иногда излишне резок. Но Ломоносов опережал петровское время в том, что обладал тягой к фундаментальному научному знанию, которое, как он полагал, послужит мощной преобразовательной силой общества. «Я положил твёрдое и непоколебимое намерение, чтобы за благополучие наук в России, ежели обстоятельства потребуют, не пожалеть всего моего временного благополучия» – так звучало его жизненное кредо.
Масштаб личности Ломоносова поражает, он собственно и был «Пётр I русской науки и культуры». Более всего гений учёного воплотился в точных науках, чей рациональный склад мышления отражался и на его стихотворном наследии (Пушкин считал оды Ломоносова сухими, но при этом вполне отдавал дань его преобразованиям языка и стихосложения). Из современников-европейцев сравнить Ломоносова можно, пожалуй, только с великим математиком и философом Готфридом Вильгельмом Лейбницем, да и тот сильно уступает ему по широте научных интересов. Именно по совету Лейбница в рамках реформы государственного управления Пётр I в 1711 г. организовал Правительствующий Сенат как высший государственный орган, подчинённый императору, осуществляющий надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников.
Биография. Рождение
На надгробном памятнике Ломоносову начертан только год – 1711. Эти сведения, безусловно, восходят к близким учёного и поэта, а значит, в конечном итоге, к нему самому. Но в литературе мелькали и другие даты его рождения – от 1709 до 1715 г. Церковные записи о рождении и крещении Михайлы Васильева сына Ломоносова не сохранились. В «Памятной книге куростровской церкви» в 1896 г. день рождения Ломоносова датирован 8 ноября 1711 г. Не вызывает сомнений и место рождения: деревня Мишанинская Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии. Ещё при жизни учёного эта деревня была поглощена разросшейся Денисовкой. Ныне это село Ломоносово.
Около Холмогор Двина делится на несколько рукавов, соединённых протоками. Между ними – 29 островов. Самый большой из них – Куростров. От Холмогор он отделён узкой протокой – Холмогоркой. Люди на Курострове живут, по крайней мере, с XIII в. В административном отношении остров был разделён на две волости: Ровдогорскую и Куростровскую. В начале XVIII в. Куростровскую волость населяло 763 души обоего пола, живших в 219 дворах. В 1710 г. на одном из этих дворов, «на деревне Мишанинской» проживал «Лука Леонтьев сын Ломоносов штидесяти пяти лет. У него жена Матрона пятидесяти восьми лет, сын Иван двенадцати лет, две дочери: Марья пятнадцати лет; Татьяна восьми лет. Земли тридцать три сажени. У него же житель на подворьи Василий Дорофеев сын Ломоносов тритцати лет, холост. У него земли тритцать четыре сажени. Вскоре после переписи 1710 г., предположительно в ноябре, Василий Ломоносов женился на двадцатилетней Елене Ивановне Сивковой, недавно осиротевшей дочери дьякона Николаевского Матигорского прихода, чьи предки были монастырскими крестьянами. Дочь дьякона, она, видимо, была грамотной, в отличие от своего мужа-корабельщика. Но научить сына Михайлу грамоте она не успела: в 1719 или 1720 г. Елена Ломоносова умерла. Первым учителем М. В. Ломоносова был его сосед Иван Шубной, юноша лет шестнадцати (впоследствии – отец скульптора). Вторым – Семён Никитич Сабельников, дьячок, учившийся в Холмогорской певческой и подьяческой школе при архиепископском доме. Обучение грамоте в то время означало освоение другого языка, резко отличавшегося от разговорного. Со времён князя Владимира языком русской церковной письменности был церконославянский, то есть болгарский или македонский диалект древнеславянского языка, на который перевели Библию Кирилл и Мефодий. Церковная служба шла на этом языке, церковная литература специально создавалась на нём же, но язык летописей, деловых документов, политической полемики, «повестей» и даже агиографии был плодом компромисса между «славянщиной» и живой разговорной речью. Ломоносов, как любой грамотный человек своего времени, существовал в двух этих языковых стихиях одновременно.
Биография. Студенчество. Россия
Свои научные и общественные взгляды Ломоносов в полном смысле выстрадал, так много трудностей было на его пути. В Славяно-Греко-Латинской академии, куда он пришёл в 1731 г., его встретили сословные преграды. Ломоносову пришлось называться то дворянином, то поповским сыном, хотя на самом деле его отец – помор числился государственным крестьянином. Когда это выяснилось, едва не разразилась катастрофа, грозившая Ломоносову сдачей в рекруты, а то и Сибирью. И хотя всё обошлось, на всю жизнь он запомнит униженное чувство собственной бесправности и будет добиваться всесословности образования, открытости учебных заведений для выходцев из народных низов.
В 1735 г. в числе 12 лучших студентов Ломоносов был отправлен учиться в Санкт-Петербургскую академию наук. Этот перевод ставил целью оживить, наконец, бездействующий «Академический» университет, поместив туда способных русских учеников. Но цель не удалась – приехавшие из Москвы юноши долго находились «без учения», наладить чтение лекций академики никак не могли. Так впервые Ломоносов познакомился с недостатками петровской организации высшего образования, а подчас и нежеланием учёных-иностранцев заботиться о российском просвещении.
Биография. Студенчество. Марбург
Но счастье улыбнулось Ломоносову. После года вынужденного бездействия его посылают в Германию учиться горному делу. 17 ноября 1736 г. Ломоносов официально был зачислен в Марбургский университет. Здесь началась новая школа – подлинный, передовой европейский университет, в котором ему очень повезло с учителями. Он попал в Марбург как раз в то время, когда там преподавал Христиан Вольф. Вольф всячески покровительствовал русскому юноше, отчасти именно он сформировал научный кругозор и просветительские взгляды будущего учёного. После этого во Фрайберге Ломоносов получил практическую закалку у видного химика И. Генкеля.
Биография. Семья
Приехав в 1736 г. в Марбург, Ломоносов поселился в доме Екатерины Елизаветы Цильх, вдовы пивовара и члена городской думы Генриха Цильха. У вдовы росли сын и две дочери – младшая Елизавета Христиана. В 1736 г. ей было всего 16 лет. В ночь с 8 на 9 ноября 1739 г. Елизавета родила Ломоносову дочку. 6 июня 1740 г. молодые были обвенчаны. В 1743 г. жена Ломоносова приехала в Петербург (сын, родившийся в отсутствии отца, прожил лишь несколько недель) (Шубинский, 1, 101).
Академический университет
Санкт-Петербургская академия наук с гимназией и университетом при ней была учреждена 28 января (8 февраля) 1724 г. указом Петра I. По проекту она именовалась Академией художеств и наук, но с 1726 г. это название ни в каких документах не употреблялось. Немногие просвещённые сподвижники Петра, в том числе, к примеру, Татищев, с сомнением относились к самой идее создания академии: при недостатке начальных школ толку от такой академии, укомплектованной иностранными учёными, будет, казалось им, немного. Но Пётр торопился: силы его были на исходе, и он стремился оставить своим преемникам как можно больше готовых учреждений, которые можно будет лишь поддерживать. «Я имею жать скирды великия, – говорил он Татищеву, по свидетельству последнего, – только мельницы нет, да и построить водяную воды поблизости нет, а есть воды довольно в отдалении, токмо канал делать мне уже не успеть, для того что долгота жизни ненадёжна; и для того зачал перво мельницу строить, а канал велел только зачать, которое наследников моих понудит и к построенной мельнице воду провести…». Петровские эмиссары устремились по всей Европе в поисках учёных, согласных приехать в Россию, в поисках научных инструментов, коллекций и т. д. Денег на всё это Пётр не жалел» (Шубинский, 1, 84).
Хуже всего обстояло дело с тем направлением деятельности, для которого Академия наук, собственно, в первую очередь и создавалась: с обучением русского юношества. Лишь в 1733 г. первый русский, Василий Евдокимович Ададуров, был произведен в адъюнкты математики. Вслед за ним этой же чести удостоился и Василий Кириллович Тредиаковский, который, сдав экзамен, был признан достойным звания адъюнкта элоквенции (красноречия). Всего в первые годы в Академии обучалось 38 студентов, из которых русских было 7. (Шубинский, 1, 89).
привлекала молодых аристократов. Дворяне (те, кто хотел действительно получить хоть какое-то образование, а не просто отсидеться от службы) предпочитали отдавать своих детей в Сухопутный шляхетный корпус, открытый в 1731 г. в бывшем Меншиковом дворце, где им давали минимальные знания и умения, необходимые в армии и при дворе. Латынь, элоквенция, физика, естественная история и прочее к ним, очевидно, не относились. В обязательном порядке в Шляхетном корпусе учили военным экзерцициям, арифметике и Закону Божьему; кроме того, все русские кадеты учили немецкий язык, а немецкие – русский, большинство по собственной охоте занимались танцами, а некоторые – французским языком и геометрией.
Во время своего пребывания в Германии Ломоносов составил ясное представление об организации университетского образования, высказать которое у него появилась возможность вскоре после возвращения в Россию.
В 1743 г., отвечая на вопрос созданной по делу Шумахера следственной комиссии, есть ли в составе Академии университет и «честные и славные науки происходят ли и процветают ли», Ломоносов отправляет в комиссию «Нижайшее доказательство о том, что здесь, при Академии наук, нет университета». По его мнению, университет при Академии не может считаться действующим, поскольку он не получил высочайшей инаугурации с объявлением прав и привилегий, здесь нет регулярных лекций и нет ежегодных публичных объявлений (каталогов) о них, университет не заводит реестра студентов, при приёме не выдаёт им никаких «печатных законов и правил», профессора не выбирают своего ректора, а также не проводят публичных диспутов между учащимися «и тем самое главное дело и вольности и почти душу самого Университета оставили и уничтожили». Ломоносов также свидетельствует, что, существуя уже 20 лет, Академический университет не имеет никакой известности и даже имени университета вне Санкт-Петербурга, что делает невозможным здесь, например, такое важное университетское право, как производство в учёные степени, ибо «такого доктора, лиценциата или магистра в других университетах и Академиях признавать не будут».
Отныне Ломоносов будет регулярно обращаться к недопустимости такого положения в учебной части Академии и на протяжении десятилетий отстаивать необходимость её преобразования в полноправный университет. Так, например, в январе 1755 г., подавая мнение об улучшении состояния Академии наук, он пишет: «Студенты числятся по университетам в других государствах не токмо стами, но и тысячами из разных городов и земель. Напротив здесь почти никого не бывает, ибо здешний университет не токмо действия, но и имени не имеет».
За годы борьбы Ломоносов имел возможность тщательно обдумать и подготовить Регламент Академического университета, где сконцентрировались его взгляды на организацию университетского образования в России. Во многих чертах он близок московскому проекту, и это один из источников, позволяющих реально судить о позиции Ломоносова при основании нашего университета. Здесь надо сказать, что для великого учёного именно введение в силу написанного им петербургского Регламента представлялось едва ли не важнейшим делом жизни. Он мечтал, что из Академической гимназии и университета смогут произойти потом «многочисленные Ломоносовы». В 1760 г. его Регламент был уже одобрен президентом Академии наук графом К. Г. Разумовским, но никак не получал высочайшего утверждения. Ломоносов умолял тогда Шувалова добиться его скорейшего подписания. «Сие больше всех благодеяние, которое мне в жизни сделали», – писал он ему с надеждой (увы, напрасной).
Парадоксально, но основание Московского университета в этой борьбе для Ломоносова прошло незамеченным.
Ломоносов-педагог
Преподавательская деятельность Ломоносова длилась недолго: с 1750 по 1753 г. Из 27 студентов Академического университета только 8 чему-то учились у него: четверо химии, двое, Котельников и Протасов – физике и двое, Поповский и Барсов – словесности.
Не забудем, что физике и горному делу, риторике и отечественной истории во множестве школ десятилетиями обучались по написанным им или переведённым им пособиям.
Ломоносов-поэт
«Стихотворство у нас в разных смыслах как оно приемлется, далеко ещё отстоит величия. Поэзия было пробудилась, но ныне паки дремлет, а стихосложение шагнуло один раз и стало в пень. Ломоносов, … подав хорошие примеры новых стихов, надел на последователей своих узду великого примера, и никто доселе отшатнуться от него не дерзнул. В них на каждой строке, на каждом препинании, на каждом слоге, почто не могу сказать при каждой букве, слышен стройный и согласный звон столь редкого, столь мало подражаемого, столь свойственного ему благогласия речи», – писал А. Н. Радищев. Мир ломоносовской оды, это мир величественных образов, где высокая поэтическая речь государственного стихотворца с большим достоинством и эмоциональным воодушевлением переходит от одной большой темы к другой: государство, великие российские самодержцы, искусства и науки.
Созидаемое государство в понимании Ломоносова – это прежде всего несущее пользу, трудящееся («в труд избранный наш народ») государство наук. Химия, физика, астрономия, механика – это не просто отрасли знания: мир науки – «содружество муз», Академия наук – Парнас, «чертоги муз».
Самой известной одой является торжественная и глубокая «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 г.». В ней «музы» и «науки» – синонимические, взаимозамещающиеся понятия. А Россия – страна, в которой «широкое открытое поле, где музам путь свой простирать», государство муз-наук. Поэзия же, возглавляющая и восславляющая это царство, служит объединяющим центром муз, пространством их сопряжения.
Торжество муз есть результат «несравненных дел Петра Великого» и его «дщери» Елизаветы – такова позиция Ломоносова. И каково бы ни было действительное, «конкретно-социальное» отношение учёного к императрице, чьи политические решения он дерзал косвенным образом оспаривать, в его одах «прекрасная Елисавет» всегда – объект поклонения, восхищения и любви. Высокие комплименты императрице – не просто следование одическому этикету и повторение традиционных поэтических формул. Для человека XVIII в., верящего в образование нового государства и самого деятельно участвующего в этом, особое значение имеет личность, руководящая образованием. Тем более нужна идея человека-создателя Ломоносову, самому себя образовавшему и имевшему все права для того, чтобы считать себя личностью и творцом. Подводя итоги своей жизни, Ломоносов прямо говорил о своей государственной роли: «За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали своё достоинство». И «дщерь Петра» мыслилась тоже как защитница и продолжательница трудов человека, «какой не видан был от века». «Прекрасная Елисавет» в одах Ломоносова не похожа на действительную Елизавету Петровну, самодержицу российскую. Но Ломоносову нет дела до того, как на самом деле выглядит Елизавета: он создаёт заведомо идеальный, не соответствующий действительности облик абсолютно прекрасной женщины – «богини», распространительницы наук, искусств и художеств, расточающей «щедроты» подданным и «перуны» врагам. Ломоносов славит не реальную Елизавету Петровну, а её идеально-государственную роль. То же самое относится и к Петру I, вспоминавшемуся Ломоносовым почти в каждой оде и ставшему героем неоконченной героической поэмы «Пётр Великий». И себя Ломоносов оценивает с точки зрения своей государственной роли. Поэтому даже просьбы о повышении или назначении жалования, о присвоении чина, вопросы вполне «бытовые», аргументировались нередко доводами, которые могут показаться нескромными. Вот, к примеру, в 1745 г. Ломоносов ходатайствует о присвоении ему звания профессора перед советником Академии наук и фактическим её руководителем – немцем И. Д. Шумахером: «Я могу всепокорнейше уверить ваше благородие, что милостью, которую вы легко можете мне оказать, вы заслужите не только от меня, но и от всех знатных лиц нашего народа большую благодарность, чем вы, может быть предполагаете». Личное отслаивается: «За общую пользу, а особливо за утверждение наук в отечестве и против отца своего родного восстать не грех не ставлю». И когда Ломоносов пишет: «Моё единственное желание состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение гимназию и Университет, откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы», здесь не похвальба, а не ведающая сомнений уверенность в своей особой культурной миссии, в величии своей государственной роли.
Максимы Ломоносова
Юбилеи М. В. Ломоносова в Московском университете
Первым официально отмеченным юбилеем М. В. Ломоносова в Московском университете стало 200-летие со дня его рождения. 26 мая 1910 г. Постановлением Совета Московского университета была создана Комиссия для организации чествования университетом памяти М. В. Ломоносова. Комиссия признала наиболее целесообразным, приурочить торжественное чествование памяти М. В. Ломоносова ко дню ближайшей годовщины университета. Однако в день 200-летней годовщины (8 ноября 1911 г.) в университетской церкви профессор богословия Н. И. Боголюбский произнёс слово, посвящённое памяти М. В. Ломоносова, была отслужена заупокойная литургия и панихида. 12 января 1912 г. занятия в университете были отменены. Состоялось торжественное публичное заседание Совета университета и состоящих при нём учёных обществ ОИДР, ОЛРС, МОИП и ОЛЕАЭ. О вкладе М. В. Ломоносова в науку говорили М. К. Любавский («XVIII в. и Ломоносов»), И. А. Каблуков («Ломоносов как физико-химик»), Д. Н. Анучин («География XVIII в. и Ломоносов»), А. П. Павлов («Ломоносов как геолог»), М. Н. Сперанский («Московский университет XVIII столетия и Ломоносов»), П. Н. Сакулин («Личность М. В. Ломоносова»), Р. Ф. Брандт («Ломоносов как филолог и поэт»). Было предложено организовать музей истории Московского университета в одном из залов библиотеки. Академия наук отметила юбилей 8 ноября 1911 г.
Празднование 225-летия М. В. Ломоносова состоялось 27 ноября 1936 г. уже на совместном заседании университета и Академии наук. Ломоносов чествовался главным образом как химик и литератор. С речами выступили Н. Д. Зелинский, И. А. Каблуков, Н. К. Гудзий. В своей речи Зелинский сказал: «Необходимо вместо небольшого бюста, который стоит перед зданием университета, воздвигнуть достойный ему памятник и пожелать, чтобы и сам университет был теснее связан с именем этого великого светоча в русском просвещении».
17 декабря 1951 г. состоялось торжественное заседание Совета МГУ, посвященное 240-летию М. В. Ломоносова. На нём впервые, в докладе историка М. Н. Тихомирова, была сформулирована тема «М. В. Ломоносов – основатель Московского университета». Ранее все речи и доклады на торжествах подобного рода содержали лишь оценку вклада Ломоносова в различные области естественных и гуманитарных наук.
250-летие со дня рождения М. В. Ломоносова праздновалось масштабно и торжественно в соответствии с «круглой» датой и растянулось почти на год. За два года до юбилея была создана юбилейная комиссия университета по подготовке и проведению празднования под председательством ректора И. Г. Петровский (1959). Обе центральных университетских конференции «Ломоносовский чтения» и Научная студенческая конференция были посвящены жизни, деятельности и научным трудам М. В. Ломоносова. Основные празднества пришлись на ноябрь 1961 г.
Торжественное собрание Совета МГУ состоялось 20 ноября. С докладом «М. В. Ломоносов и Московский университет» выступил ректор И. Г. Петровский. В президиуме присутствовали представители научных и культурных учреждений страны, делегации с родины Ломоносова, ректор Фрайбергской горной академии, где учился Ломоносов, гости из научных организаций Болгарии, Монголии, Польши, Румынии, США, Франции, Чехословакии, Швеции. О М. В. Ломоносове и его роли в развитии русской и мировой науки рассказывали 28 выставочных стендов.
21 ноября в Большом театре Союза ССР прошло торжественное заседание с участием представителей общественных, научных организаций и трудящихся Москвы. На нем присутствовали руководители КПСС и Советского правительства, деятели науки разных стран, главы дипломатических представительств, аккредитованные в СССР.
юбилейная бронзовая медаль с изображением М. В. Ломоносова и силуэта здания университета и юбилейный нагрудный значок с изображением М. В. Ломоносова.
«Вестник Московского университета», двух серий «Бюллетеня МОИП» и сборника «Вопросы антропологии» опубликованы статьи о развитии научных идей М. В. Ломоносова в наше время.
М. В. Ломоносова чествовала вся страна. Московскую эстафету юбилейных мероприятий подхватил Ленинград (23 ноября), затем Архангельск (27), Холмогоры (28), село Ломоносово (29). Делегация Московского университета во главе с профессором геологического факультета Д. И. Гордеевым присутствовала на всех торжествах. Научные сессии с докладами о жизни и деятельности великого русского учёного, выставки его трудов, студенческие конкурсы на лучшие научные работы проходили в Ленинградском, Томском, Саратовском, Воронежском, Казанском, Уральском, Иркутском университетах.
Сотрудники МГУ оказывали консультативную помощь различным киностудиям Ленинграда при создании фильмов «На родине Ломоносова», «Опережая время», «Явление Венеры на Солнце» и фильма Московской студии научно-популярных фильмов «М. В. Ломоносов и Московский университет».
Более 100 студентов совершили турпоход по ломоносовским местам Подмосковья, около 40 человек побывали на родине Ломоносова.
В 1962 г. в МГУ была учреждена стипендия им. М. В. Ломоносова.
«М. В. Ломоносов и Московский университет» выступил ректор А. А. Логунов (17 ноября 1986 г.). Комитет ВЛКСМ МГУ и газета «Московский университет» провели конкурс на лучшую университетскую символику, эмблемы факультетов, эмблему и вымпел Московского университета. В Актовом зале Старого здания (просп. Маркса, 18) и Музее землеведения были открыты выставка посвящённые юбилею.
В 2011 г. университет будет праздновать 300-летие Ломоносова. Создан Общеуниверситетский организационный комитет под председательством ректора В. А. Садовничего (22 апреля 2008 г.). Через год утверждён «План мероприятий Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова по подготовке и проведению празднования 300-летия со дня рождения М. В. Ломоносова» (4 мая 2009 г.). В 2009 г. прошёл первый этап совместной ознакомительно-пропагандистской экспедиции сотрудников и студентов МГУ и Поморского ГУ «Путь в науку из Холмогор в Москву». Проект рассчитан на 3 года.
17 марта 2010 г. на площади Ломоносова во Фрайберге установлен памятник-бюст М. В. Ломоносова. В свою очередь, делегация Фрайбергской горной академии во главе с ректором Берндом Майером (Bernd Meyer) посетила МГУ с целью обсудить вопросы, касающиеся предстоящего юбилея.
Памятники М. В. Ломоносову в Московском университете
Первый памятник М. В. Ломоносову (скромный бронзовый бюст, работы скульптора С. И. Иванова) появился в 1877 г. на Моховой перед Аудиторным корпусом университета. Скульптор старался скопировать известный бюст работы Ф. Шубина. По случаю его открытия ректор С. М. Соловьёв произнёс речь «Воспоминание о Ломоносове». Во время воздушного налета в октябре 1941 г. памятник был повреждён и перенесён на площадку парадной лестницы университетского клуба, а затем передан в ведение Музея истории МГУ. На его месте у Аудиторного корпуса появилась временная статуя из гипса, патинированного под бронзу, работы скульптора С. Д. Меркурова. В 1952 г. она была разрушена.
г. партийный комитет МГУ принял решение ходатайствовать перед Моссоветом о присвоении университету им. М. В. Ломоносова и установке памятника на территории МГУ.
В 1953 г. всем известный памятник работы скульптора Н. В. Томского был установлен на Ленинских горах перед Главным зданием МГУ. И тогда же на Аллее учёных был поставлен бюст Ломоносова из серого гранита работы И. И. Козловского, близкий к работе Ф. Шубина.
В 1956 г. исполком Моссовета принял решение установить перед зданием Административного корпуса (факультет журналистики) на Моховой бронзовую скульптуру М. В. Ломоносова (скульптор И. И. Козловский, архитектор Г. Г. Лебедев), торжественное открытие которого состоялось в 1957 г.
Ломоносовские чтения и Ломоносовские премии Московского университета
29 мая 1944 г. вышло Постановление СНК СССР №635 «О мероприятиях по укреплению Московского ордена Ленина государственного университета им. М. В. Ломоносова», учреждающее две ежегодные премии им. М. В. Ломоносова для присуждения их профессорам и преподавателям МГУ за лучшие научные труды. А 23 февраля 1945 г. Совет МГУ принял решение о проведении научной конференции «Ломоносовские чтения» с 11 апреля по 5 мая, ставшей традиционной. Первые чтения проходили по 13 секциям, на которых было сделано 95 докладов. С 1965 г. наряду с пленарными начали проводиться секционные заседания на факультетах. В 1968 г. Совет МГУ внёс изменение в «Положение о Ломоносовских премиях»: было решено проводить выдвижение на премии после Ломоносовских чтений, а вручение приурочивать к 7 ноября. Сами работы, представляемые на соискание Ломоносовских премий, предлагалось сделать предметом широкого обсуждения научной общественности.
18 мая 1992 г. Учёный совет МГУ учредил ежегодные «Премии им. М. В. Ломоносова за педагогическую деятельность профессоров и преподавателей Московского университета», присуждаемые за выдающиеся достижения в области учебно-методической работы. За создание принципиально новых общих и специальных курсов, практикумов, определяющих содержание преподавания соответствующих дисциплин; написание учебников, учебных пособий и сборников задач, получивших широкое признание и оказавших большое влияние на преподавание; высокое лекторское мастерство. Присуждение премии приурочивается ко дню рождения М. В. Ломоносова (19 ноября).
До 2010 г. (включительно) премии им. М. В. Ломоносова за научные достижения удостоены 457 человек, причём 5 человек – дважды: акад. АН СССР В. В. Виноградов (1945, 1951 филологический факультет), Д. Г. Звягинцев (1974, 2005 факультет почвоведения), Б. А. Кудряшов (1958, 1972 биолого-почвенный факультет), акад. АН СССР К. К. Марков (1966, 1978 географический факультет), акад. АН СССР/РАН Ю. Д. Третьяков (1961, 1986 химический факультет). Абсолютным лидером по количеству премий является физический факультет (67), а если добавить НИИЯФ им. Д. В. Скобельцина (41) и ГАИШ (12) то физических премий набирается 120. Среди гуманитарных факультетов лидирует исторический (41).
Премии им. М. В. Ломоносова за педагогическую деятельность удостоены 197 человек.
Московский университет и родина Ломоносова
Архангельской области Н. Д. Агафонова. Он обратился к руководству университета с просьбой о помощи в культурном обустройстве села Ломоносово. Московский университет начал принимать холмогорских школьников в число своих студентов. Правда, учиться им вследствие крайне низкой школьной подготовки было очень трудно и многим приходилось возвращаться. В селе в 1958 г. был поставлен памятник великому земляку работы И. И. Козловского. В качестве дара было передано в местную школу оборудование. В течение 1961 г. в порядке оказания шефской помощи в село выезжали агитбригады, самодеятельные коллективы студентов, хор Московского университета лауреат Московского и Всесоюзного фестивалей советской молодёжи. В 1970 г. в МГУ была создана лекторская группа для чтения лекций на родине Ломоносова, в состав которой входили физики, математики, химики, биологи и специалисты в области общественных наук. В настоящее время связи с селом Ломоносово и Холмогорами поддерживает ряд факультетов и Объединённый профсоюзный комитет университета.
Основные даты жизни М. В. Ломоносова