общение педагога с коллегами можно условно разделить на две составляющие

Общение в педагогическом коллективе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принципы общения в педагогическом коллективе

На особенности и характер общения педагога с воспитанниками, их родителями главным образом воздействует морально-психологический климат в педагогическом коллективе.

Правильно выстроенные товарищеские и деловые отношения с администрацией школы, коллегами помогают устанавливать единонаправленность и последовательность учебно-воспитательного воздействия всего коллектива во взаимоотношениях с воспитанниками и их родителями. Морально-психологический климат педагогического коллектива, во многом зависит от форм и способов управления образованием, от всей системы отношений в обществе. Он определяется главным образом внутренними процессами управления и самоуправления педагогического коллектива.

Основные принципы, определяющие характер отношений в педагогическом коллективе:

Педагогическое общение должно сохранять профессиональные качества, носить характер воспитывающего общения лиц, объединенных общими задачами, целями и принципами работы. Профессиональное педагогическое общение должно вызывать энтузиазм, чувство локтя в коллективной работе, инициативу. Такое общение должно поощрять и развивать наилучшее в профессиональной педагогической деятельности.

Особенности общения в педагогическом коллективе

Общение педагога с коллегами разностороннее и включает:

Готовые работы на аналогичную тему

В каждом отдельном педагогическом коллективе официальная и неофициальная стороны общения имеют свои специфические особенности и соотношение. Психологический комфорт в коллективе определяется уровнем единства его сторон общения.

Когда чувства и мысли людей свободны и естественны, отношения доброжелательные, доверительные и искренние, то такие отношения повышают культуру педагогического труда и переходят в область официальной структуры общения. Педагогический процесс становится действительно коллективным, в нем растет доля инициативы и творчества.

Производственное общение педагогов между собой не является постоянным и непрерывным процессом, так как основное время педагог затрачивает непосредственно на общение с учащимися. Общение с коллегами носит интенсивный характер, в наибольшей мере концентрируется конкретной ситуацией. У каждого педагога присутствует необходимость личного контакта с коллегами для решения перспективных и текущих учебно- воспитательных задач: обсудить поведение и успеваемость какого-либо учащегося, меры воздействия на него, разработать единый подход в требованиях к выполнению домашних заданий.

Официальные отношения в педагогическом коллективе выстраиваются на отношениях, четко определенных кругом функциональной роли. Формальные формы общения обуславливают ожидания каждого члена коллектива о профессиональном статусе: деловая и научная квалификация, компетентность, ответственность, исполнительская дисциплина, профессиональная этика.

Официальным в профессиональной деятельности педагога является следование определенным нормам, правилам, постановлениям, инструкциям, приемам, неофициальным — импровизация, постоянный поиск нового, индивидуальность и творчество.

В случаях, когда в коллективе нарушается соотношение между официальным и неофициальным, решить проблему только административным путем невозможно. Разрешить конфликт можно путем углубления взаимопонимания между коллегами путем проверки, тщательного обсуждения и результативности всей совокупности вопросов, вызывающих разногласия.

Конфликты в педагогическом коллективе

Конфликт в педагогическом коллективе представляет собой столкновение в процессе педагогической деятельности и общении установок, мотивов, отношений, поведения, действий между коллегами, членом коллектива и всем коллективом и т.д. В педагогическом коллективе конфликты возникают на основе реальных противоречий, присутствующих в педагогической деятельности, и как следствие искаженных представлений отдельных членов коллектива каких-либо сторонах жизнедеятельности.

Конфликты в педагогической среде, где преследуются одинаковые цели и задачи, не являются необходимыми и неизбежными, несмотря на то, что не исключается разнообразие взглядов, мнений и возникновения конфликтов.

Конфликты в педагогическом общении могут быть вызваны как объективными причинами (неправильное распределение функционала), так и субъективными обстоятельствами (столкновение установок, мотивов, взглядов людей).

Конфликты в педагогическом коллективе по содержанию могут личными и деловыми, по типу взаимоотношений – с коллегами, равными по статусу членами коллектива и с администрацией. Для формирования благоприятных условий для педагогической деятельности необходимы выработка способов и постоянный поиск предупреждения конфликтов, их оптимального разрешения.

Существуют различные формы разрешения конфликтов: взаимные уступки, перемирие сторон в результате пересмотра установок, целей, оценок. Значительное негативное влияние на взаимоотношения людей в педагогической деятельности оказывают такие формы поведения, как забывчивость, неучтивость, хвастовство, необязательность.

Источник

2. Особенности общения в педагогическом коллективе: официальные и неофициальные формы общения

Общение педагога с коллегами можно условно разделить на две составляющие, которые тесно связаны друг с другом:

Морально-психологический климат в коллективе определяется степенью единства его официальной и неофициальной сторон общения. Взаимоотношения, сформированные на доброжелательности, искренности, соучастии и взаимопомощи между членами педагогического коллектива, должны отражаться на сфере официального общения, и наоборот.

Фактором, регулирующим и стимулирующим общение в педагогическом коллективе, выступает общее и общественное мнение.

На формирование положительного микроклимата в педагогическом коллективе влияют личные и общественные интересы педагогов. Интерес во многом побуждает людей к общению с тем или иным человеком, что обуславливает на только служебное общение. Поэтому главным направлением работы по формированию коллектива должно стать сближение интересов большинства педагогов в профессиональном плане.

В педагогическом коллективе общение обуславливается и регулируется не только профессиональными потребностями и интересами, но и другими социально-психологическими формами связей: настроением, вкусами, пристрастиями к тому или иному течению моды (что особенно характерно для традиционно женского педагогического коллектива), традициями и т. д. Расхождения во вкусах, и одежде и т. д. могут как обогащать коллектив в целом: каждая личность по-своему неповторима и ее взгляды имеют право на существование; так и порождать негативные явления: неодобрительная реакция в коллективе на отсутствие у ряда педагогов художественного вкуса или чрезмерная их «оригинальность», зависть к красиво и модно одетым коллегам и т. д. Преодолеть негативные последствия этих явлений достаточно сложно, но сформировать в коллективе тактичное и уважительное отношение к каждому педагогу как к неповторимой, творческой личности вполне возможно.

На характер взаимоотношений в коллективе влияют и дружеские связи. Дружба, как известно, накладывает большие обязательства на людей. Истинная дружба предполагает бескорыстное участие в радости и горе друг друга, и поэтому ее психологическим основанием является предельно полная идентификация. Но дружеские отношения не должны исключать принципиальность в системе формально-производственных отношений педагогического коллектива. Культура дружеских отношений должна выстраиваться по принципу: дружба дружбой, а служба службой.

Однако в любом коллективе могут возникать и такие негативнее явления, как слухи, сплетни. Избежать полностью данных явлений бывает трудно, но необходимо для сохранения устойчивого положительного микроклимата в коллективе.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Представьте себе, что Вы являетесь работником педагогического коллектива, в котором произошла следующая конфликтная ситуация. Как Вы поступите?

1. Если причиной конфликта с учителем, к которому Вы явно не испытываете симпатии, послужило недостойное или просто неправильное поведение другого учителя, с которым Вы поддерживаете дружеские отношения, скажете ли Вы об этом открыто?

а) истина превыше всего (недаром Аристотель говорил о своем учителе: «Платон мне друг, но истина дороже»), а поэтому я всегда скажу правду, независимо от того, кто виноват в возникновении конфликта,

б) раз виноват мой друг-учитель, то я причиню ему вред, не сказав открыто о его недостойном поведении, так как в дальнейшем он может совершить что-то еще более недостойное, а настоящий друг и должен первым говорить правду, какой бы горькой она ни была,

в) моего друга-учителя все равно осудят в коллективе, даже если я промолчу, поэтому с точки зрения собственной пользы следует открыто сказать о его недостойном поведении.

а) я и сам недолюбливаю этого учителя, с которым конфликтует мой ДРУГ,

б) друзей надо защищать, независимо от того, правы они или нет,

в) я могу потерять своего самого близкого друга-коллегу, недаром Александр Дюма предупреждал: «Никакая дружба не выдержит уязвленного самолюбия».

3. Либо «да», либо «нет», потому что:

а) у моего друга-коллеги в этот момент сложная семейная ситуация, поэтому произошел этот эмоциональный срыв,

б) все зависит от того, что лично мне принесет больше выгоды: выступление в поддержку друга-учителя либо молчание, пусть даже с тайным выражением другу сочувствия (мол, ты все прекрасно понимаешь, я на твоей стороне, но против силы не попрешь и т. д.)

в) когда-то мой друг-коллега был свидетелем моего скверного поступка, но промолчал. Теперь он может меня разоблачить перед всеми либо мысленно осудить и стать тайным моим врагом.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

общение педагога с коллегами можно условно разделить на две составляющие

Дата публикации: 18.11.2015 2015-11-18

Статья просмотрена: 5273 раза

Библиографическое описание:

Без общительности, коммуникабельности невозможно такое

основополагающее качество, как умение строить отношения с людьми

Учитель является центральной фигурой, организатором учебного процесса. Подлинное мастерство возможно при наличии высокого уровня знаний и умений во всех областях педагогической деятельности. Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа современного педагога как профессионала.

Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция руководства и коллег — от этого зависит успешность жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям.

Культура педагогического общения включает не только знание и проявление в деятельности и поведении норм общественной морали. Она включает в себя и манеру общения, выразительность эмоциональных состояний, культуру речи учителя, а главное — комплекс нравственно-психологических свойств, таких как: взаимопонимание, умение чувствовать состояние других участников общения, правильно понимать полученную информацию, соблюдение конфиденциальности.

Педагогическое общение — это система органичного социально-психологического взаимодействия педагога со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений. Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения, являются: уважение достоинства каждого из окружающих людей, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость, доброжелательность.

Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активно деятельности участников педагогического процесса.

Общение в педагогическом коллективе должно складываться исходя из особенностей нашей профессиональной деятельности. Каждый педагог — это сложившаяся самодостаточная личность и если каждый оценивает себя именно с этой позиции, тогда странным было бы не воспринимать своих коллег с этой же позиции.

Культура общения между педагогами особенно важна, так как она служит образцом социального поведения для учащихся. А значит, моделирование и контролирование своего поведения и культуры общения с коллегами является важным звеном в реализации воспитательных задач современной школы.

Уважение к коллегам, умение слушать, понять точку зрения собеседника, убедительно возразить или достойно согласиться, отстаивать свою позицию, но не во имя собственного престижа или победы над кем-то, а щадя самолюбие других — вот, пожалуй, составляющие культуры педагогического общения. Часто мы бываем не согласны с услышанным мнением или замечанием, однако не стоит доводить это до состояния конфликтности, т. к. в конечном итоге это отражается на нашем внутреннем состоянии и не позволяет адекватно воспринимать ситуацию и переносится на учеников. Неуважительное отношение к коллеге, неуместные замечания, резкое реагирование на его слова при учениках не делает вам чести, как педагогу. Вы тем самым ставите под сомнение авторитет вашего коллеги перед учениками. Общение в коллективе, наверное, надо строить опираясь на то, что все мы делаем одно общее дело, а значит должны помогать друг другу. Понимать друг друга и по возможности избегать конфликтности. Здесь применим девиз «учитесь властвовать собой».

Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником, между коллегами.

В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».

Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика, как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые вовлекаются и другие участники — ученики, педагоги, администрация, родители.

Социально-психологический климат обычно определяется как психологический настрой в коллективе. В нем соединяются настроения членов коллектива, их переживания, волнения, отношения друг к другу и окружающим событиям.

Если вспомнить о том, что понятие «климат» (греческое «наклон») позаимствовано из географии и метеорологии и означает «наклон земной поверхности к солнечным лучам», то можно привести следующую аналогию: как климат влияет на том или ином участке земли- определяется углом наклона земной поверхности к солнечным лучам, так и психологический климат в коллективе зависит от сложившейся в нем системы отношений.

Климат называют благополучным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену коллектива, за ним признается право принятия значимых для коллектива решений.

Эмоциональный контакт между участниками педагогического общения имеет широкий диапазон проявлений нравственных чувств и состояний, включающий сопереживание, сочувствие, сострадание. участие, согласие, доверие, взаимное расположение, доброжелательность, отзывчивость. Умение проявлять в общении этот спектр нравственных чувств характеризует уровень развитости духовно- нравственной культуры учителя.

Успешность профессиональной деятельности учителя в значительной степени определяется его умением управлять ученическим общением, заранее моделировать, предвидеть результаты. Умение вовремя разрядить обстановку, сгладить конфликт, способность к взаимопониманию и взаимоуважению, позволяющая выслушивать и понять собеседника — все это помогает учителю объективно оценивать поступки, интересы мотивы, складывающиеся межличностные отношения в ученическом коллективе. Значительное место в формировании культуры общения учителя занимают нравственные чувства, так как от их глубины и тонкости зависит и здоровый моральный климат, и благоприятная психологическая обстановка в коллективе.

Успех любого общения строится на психологических подходах и знании основ психологии общения. Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей общения» (А. Б. Добрович):

— отношения с людьми — главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоотношениями с о кружащими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.

— учитесь видеть в каждом человеке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым.

— прейдя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своим представлением о нем.

— учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей, анализируйте, как вы вели себя во время общения, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.

— чаще улыбайтесь другим людям. Улыбка располагает к себе окружающих, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает стремление общаться с вами.

— развивайте свой внутренний мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно, когда все это сопрягается с чуткостью способностью понимать окружающих.

Опыт передовых учительских коллективов показывает, что культура педагогического общения способствует успешности учебно-воспитательного процесса и созданию психологически комфортной обстановки совместной деятельности в педагогическом процессе. Педагог, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми.

Высшим уровнем культуры педагогического общения является выработанная, сформированная воспитанием и образованием готовность строить свое поведение и профессиональную деятельность в соответствии с системой общественно принятых норм, профессионального долга и ответственности за результаты своего труда.

Источник

Специфика педагогического общения. Педагогическое общение

Специфика педагогического общения

1.1 Функции педагогического общения

Педагогическое общение — специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми.

В педагогическом общении реализуются коммуникативная (обмен информацией между общающимися, интерактивная (организация взаимодействия) и перцептивная (восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) стороны. При этом используется вся совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.

Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Как отмечает Н. В. Кузьмина, педагогическая система — понятие общественно-историческое и каждый исторический тип педагогической системы направлен на достижение определенных государственных, педагогических и исторических целей. Эта система осуществляет организуемое педагогическим коллективом (как своим важнейшим элементом) обучение и воспитание личности обучающегося в процессе целенаправленного, систематического и длительного воздействия на него. Педагогическая система имеет свои цели, задачи, содержание, структуру и, что особенно важно для анализа общения,разные единицы: структурные, функциональные, содержательные. В этом широком контексте педагогическое общение определяется как «. такое общение педагога (и шире — педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера», обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности педагога». Кроме этого педагогическое общение как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся.

В целом же функции педагогического общения обусловлены целями профессиональной деятельности педагога и видами общения, которое бывает поверхностным (по типу приказов, различного рода предписаний, поучений и т. п.) или глубинным (затрагивает личностно-смысловые образования; взаимное проникновение партнеров в мир чувств и переживаний друг друга; готовность встать на точку зрения другой стороны). Есть немало ситуаций, когда оптимальным, например, оказывается общение стандартизированное, поверхностное и манипулятивное. Общение бывает ролевое (деловое) и межличностное (свободное). Разнообразные виды профессионального педагогического общения (общение педагога с учащимися, с другими педагогами, с директором школы, с методистом) различаются и по задачам, которые ставит педагог, и по тем способам, с помощью которых он их решает. Владение учителем разными видами общения обеспечивает ему оптимальность профессионального поведения.

Для определения сущности общения важным оказывается развиваемое в последние десятилетия представление о его функциональной и уровневой организации (Б. Д. Парыгин, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. А. Брудный, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Л. А. Карпенко, В. Н. Панферов, Е. Ф. Тарасов, Я. Яноушек и др.). Так, определяя общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является взаимное познание и обмен информацией с помощью различных отношений, благоприятных для процесса совместной деятельности», В. Н. Панферов выделил в общении четыре момента: связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение, соответственно наметив и четыре подхода к изучению общения: коммуникативный, информационный, гностический (познавательный) и регулятивный. Б. Ф. Ломов описал три стороны (функции) общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную, подчеркивая обязательность собственно коммуникативного компонента как приема и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отношения, переживания, т. е. аффективного компонента.

Субъекты общения несут собственную функциональную нагрузку и рассматриваются как изначально реализующие разные функции общения. Так, согласно А. А. Брудному, в коммуникации (общении)могут быть выделены три начальные функции: активационная – побуждение к действию; интердиктивная – запрещение, торможение («нельзя – можно»); дестабилизирующая – угрозы, оскорбления и т. д., и четыре основные функции общения: инструментальная – координация деятельности путем общения; синдикативная – создание общности, группы; самовыражения; трансляционная. Последняя представляет для педагогического общения особый интерес, так как «эта функция лежит в основе обучения: через общение и происходит обучение личности, как институциональное, санкционированное и организованное государством, так и собственно индивидуальное, неформальное, происходящее в процессе повторяющихся контактов с людьми, способными передавать данному лицу свои знания и навыки».

Более детальный анализ функций общения позволяет диффе-ренцировать контактную, информационную, побудительную, ко-ординационную, функцию понимания, эмотивную функцию установления отношений и функцию оказания влияния (Л. А. Карпенко). Анализируя речевое общение, Р. Якобсон выделил шесть основных функций речи, существенно дополняющих три основные функции языка, названные еще в начале 40-х годов Н. С. Трубецким (экспликативную, апеллятивную, экспрессивную). По Р. Якобсону,основными функциями речи являются:

1. Эмотивная (экспрессивная, аффективная) — отношение говорящего к сообщаемому («Как жаль, какая неприятность!», «Снова дождь пошел»).

2. Конативная — побуждение адресата к действию, просьба, приказ.

3. Референционная (когнитивная, денотативная) — выражение мысли.

4. Поэтическая — демаркация реального и воображаемого.

5. Фатическая — поддержание контакта (например, «Алло», «Привет», «Как живете?»).

6. Метаязыковая — уточнение, регуляция собственного высказывания.

Несколько иначе речевые функции определил М. Холлидей. Наблюдая за речевым развитием своего сына,он выделил семь функций речевого поведения:

• инструментальную (удовлетворение материальных потребностей); регулирующую (контроль поведения окружающих);

• взаимодействия (поддержание контакта);

• эвристическую, поисковую (почему);

• воображаемую (внутренний мир);

• информативную (сообщение новой информации).

Основными функциями взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном педагогическом общении являются следующие:

— конструктивная функция общения, обеспечивающая педагогическое взаимодействие преподавателя и студента при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости конкретной учебной дисциплины;

— организационная функция педагогического общения состоит в целенаправленной организации совместной учебной деятельности преподавателя и студента, в их взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи в учебно-воспитательном процессе;

— коммуникативно-стимулирующая функция педагогического общения представляет собой сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной, организацию взаимодействия и взаимопомощи с целью обеспечения педагогического сотрудничества. Она направлена на формирование осведомленности студентов о том, что они должны узнать, понять на данном занятии или при изучении данной дисциплины, чему научиться;

— информационно-обучающая функция педагогического общения служит для показа места учебной дисциплины в системе будущей профессиональной деятельности студента и ее связи с производством. Она предназначена для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни; обеспечивает подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полноту в сочетании с эмоциональным изложением материала, опорой на наглядно-чувственную сферу студентов;

— эмоционально-корригирующая функция педагогического общения состоит в реализации в процессе обучения принципов “открытых перспектив” и “победного” обучения в ходе смены видов учебной деятельности. Она обеспечивает установление отношений доверительного общения между преподавателем и студентом и повышение с его помощью качества учебно-воспитательного процесса и его результативности;

— контрольно-оценочная функция педагогического общения заключается в организации взаимоконтроля обучающего и обучаемого, в совместном подведении ими итогов учебно-воспитательного процесса или определенного его этапа, в его оценке с самоконтролем и с самооценкой.

Таким образом, отметим, что очевидна многосторонность содержания и названия речевых функций. Важно то, что все они широко используются при интерпретации педагогического общения, отражая разные стороны коммуникативного взаимодействия.

1.2. Педагогический оптимизм

Современный философ Е. В. Абоносимова рассматривает «оптимизм как феноменологический стержневой элемент культуры, который всегда структурировал гуманистические стремления и одухотворял продуктивную деятельность человечества», и считает его эмоционально-рациональной мировоззренческой составляющей социума, способной восстановить духовное здоровье общества. Хотя оптимизм преимущественно идеальный объект восприятия, у него все же существует физическая характеристика – это здоровье (соматическое, нравственное и др.). Этико-культурологический и педагогический анализ показывает, что оптимизм человека является целостным проявлением не только культуры, но и структуры личности.

Он проявляется во всех сферах жизни и деятельности личности и является частью последней.

Так, И. П. Подласый в учебниках по общей педагогике, по коррекционной педагогике пишет о том, что «личностные качества педагога неотделимы от профессиональных. Профессия педагога требует специальных знаний, умений, способов мышления, стилей общения. Среди них владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, профессиональный оптимизм»

В педагогической литературе существует достаточно приблизительная трактовка близких по значению понятий – педагогической любви; доверия, веры в ребенка и его возможности, что затрудняет выстраивание стратегии и тактики воспитания оптимизма, оптимистической уверенности в успехе, формулировку его цели, исследование условий и способов приобщения к педагогической культуре и оптимизму как его проявлению.

Таким образом, педагогический оптимизм не только профессиональное качество, как у И. П. Подласого, но и личностное. Исходя из этого, можно заключить, что педагогический оптимизм – профессионально-личностное качество, отчасти приобретаемое (как у М. Зелигмана, и ему можно научить-ся, отчасти личностное, врожденное (как, например, у К. Роджерса, и его можно развить в целенаправленно развиваемых благоприятных педагогических условиях.

Для педагогов оптимизм – профессионально-личностное качество, необходимое в обучении и воспитании, поскольку мы ведем воспитанника «поступательно вверх: от незнания к знанию» (А. С. Белкин, фактически от беспомощности, о которой говорит М. Зелигман, к силе и упорству, как призывает педагогика сотрудничества.

Организация процесса обучения на основе признания самоценности каждой личности имеет корни и в отечественной педагогике сотрудничества. Одним из самых эффективных и педагогически целесообразных способов организации обучения является создание ситуации успеха, т. к. это предоставленная педагогом возможность, в которой ребенок обязательно достигнет значимого учебного результата и оценит его как успешный. Технология создания ситуации успеха складывается из целого ряда педагогических приемов созидающего характера, среди которых снятие страха, внесение мотива, неосуждающая дискуссия, похвала, высокая оценка детали и др.

Ситуация успеха – реальное воплощение идеи педагогического оптимизма. Совокупность позитивно окрашенных эмоциональных воздействий и педагогических приемов конструктивного характера (среди которых похвала и одобрение) образует ситуацию успеха – способ мастерски организовать учение так, чтобы оно вело к новым свершениям, «от незнания к знанию, вперед и выше» (по А. С. Белкину); стало значимым (по Ш. А. Амонашвили, К. Роджерсу) и венчалось успехом (В. А. Сухомлинский, А. С. Белкин, Ю. В. Андреева).

Принцип педагогического оптимизма основывается на радости, что зарождается в творческом труде. В ней раскрываются природные дарования ребенка, закаляются его воля, характер, формируется нравственно-эстетический идеал, отрицается созерцательный оптимизм. С целью развития у ребенка радости созидания педагог сам должен овладеть педагогическим мастерством, тактом, моральной культурою.

Умение раскрыть творческий потенциал ребенка, поддержать его стремление самовыражения добрым словом и чутким отношением является настоящим искусством, которым должен овладеть педагог. Оптимизм устраняет недоброжелательность, злобу и подозрительность в отношениях между педагогом и воспитанником, создает живую, радостную атмосферу общения и взаимопонимания, вызывает ощущение счастья. И. Г. Песталоцци в письме к другу о таком состоянии духовного переживания отмечал, что воспитанники имеют по выражению лица педагога понимать, что он всегда вместе с ними, переживает их успехи и неудачи.

Важность юмора отмечал В. Сухомлинский, указывая, что задачей педагога является «воспитывать чувство благородного юмора: способность сочетать радостное удивление с соболезнованиями, сопереживанием, сожалением. Ребенок, который, улыбаясь, сочувствует и жалеет, никогда не будет смеяться над человеком, высмеивать ее тогда, когда надо помочь».

Чувство юмора помогает решить воспитательные и дидактические проблемы. Педагогическийюмор считается составной профессионального мастерства и осуществляет следующие функции:

1. Создание атмосферы доброжелательности и искренности. Характеризуется отсутствием злой иронии унижающего достоинство ребенка и отчуждает его от коллектива, переключает внимание с самоуглубления на раздраженное самооправдания. Насмешливость педагога над ребенком превращает ее в изгоя, поощряя и усиливая насмешки над ней сверстников, доводя их до издевательств. Гармонизируя отношения между педагогом и ребенком, юмор воспитывает навыки самоанализа и самоконтроля, способствует осознанию гуманистического идеалу.

2. Констатация эмоциональной зрелости, содействие активному психической саморегуляции, нивелирование уровня тревоги у детей, приучения к поддержанию интеллектуально и эмоционально искренних отношений со сверстниками.

3. Обновление развития высших интеллектуальных чувств. Умение детей воспроизводить комическое в рисунках, изделиях из различных материалов, наблюдать его в себе и друзьях формирует мировоззрение.

4. Обеспечение психологической разгрузки, устранения умственной усталости, сопровождающей обучения, содействие удержанию внимания, лучшему усвоению

Ведущими признаками педагогического юмора В. Прокопенко считал оптимизм,жизнерадостность и определили следующие его функции:

а) содействие развитию интеллекта и стимулирования деятельности мышления;

в) объединение учителей и учеников;

г) корректировка взаимоотношений и поведения педагогов и учащихся

Д. Гришин и В. Прокопенко также раскрывают условия эффективности юмора в педагогическом процессе:

— смеяться можно над тем, что действительно заслуживает осмеяния;

— юмор должна проявляться в безобидном шутке, высмеивании;

— юмор должен быть тактичным;

— нужно отвечать шуткой на шутку

В. Сухомлинский советовал педагогам изучать, познавать мир детства, пытаясь понять и почувствовать в нем жизнерадостность, призвал творить детство именно средствами радости, в чем видел сохранения здоровья, силы духа, состояния сердца. Основное значение в этом творческом процессе, по его мнению, имеет оптимизм.

1.3. Структура педагогического общения

В структуре педагогического общения можно выделить временной аспект, который позволяет рассматривать процесс этого общения как некоторую логически обусловленную последовательность этапов.

Этапы педагогического общения соответствуют логике педагогического процесса, включая замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. В соответствии с этим принято выделять следующие основные этапы педагогического общения.

1. Прогностический этап. Состоит в предварительном моделировании преподавателем предстоящего общения со студентами в процессе подготовки к осуществлению педагогической деятельности.

2. Начальный период общения. Состоит в знакомстве с аудиторией, группой и в организации непосредственного общения с ней.

3. Этап управления общением. Имеет место уже непосредственно в ходе развивающегося педагогического процесса и состоит в реализации предварительно выбранной и смоделированной технологии общения.

4. Заключительный этап. Состоит в анализе результатов осуществления выбранной технологии общения и в моделировании новых технологий для решения последующих педагогических задач.

Первый этап. На этом этапе педагогического общения осуществляется своеобразное планирование коммуникативной структуры взаимодействия, процесса и содержания общения, исходя из целей и задач занятия, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога и особенностей обучаемых. При этом заранее выбирается эмоциональный настрой на будущее занятие, исходя из состава и численности группы, сложившегося опыта общения. Продумываются «лирические отступления», как возможное заполнение пауз, способы реагирования на ожидаемое поведение и др.

Предварительное моделирование помогает педагогу представить вероятностную схему взаимодействия, заранее предвидеть возможную атмосферу занятия, ощутить возможный уровень взаимоотношений в ходе предстоящего общения и на этой основе точнее построить как содержательную, так и методическую структуру взаимодействия.

Таким образом, на этом этапе ярко выступают как элементы нравственно-психологические, так и собственно коммуникативно-технологические, происходит перевод педагогических задач в сферу задач коммуникативных, достигается их соответствие, обеспечивающее продуктивную реализацию целей педагогического взаимодействия.

Второй этап педагогического общения представляет собой организацию непосредственного взаимодействия педагога с аудиторией в начальный период контакта с ней. Этот этап во многом определяет успешность дальнейшего развития как содержательно-дидактической системы деятельности, так и ее социально-психологической основы. Важными его элементами для педагога являются: а) конкретизация спланированной ранее модели общения; б) уточнение условий и структуры предстоящего общения; в) осуществление изначальной стадии непосредственного общения. При установлении контакта в общении важную роль играет нешаблонность, оригинальность поведения педагога.

Третий этап педагогического общения заключается в управлении общением в ходе развивающегося педагогического процесса и в управлении самим этим процессом, в организации обучения в ходе проведения взаимодействия. На этом этапе педагог осуществляет задуманную систему коммуникации, оказывает речевое воздействие, подбирает и реализует различные средства общения и передачи информации, поддерживает контакт.

На третьем этапе реализуется комплекс коммуникативного взаимодействия субъектов педагогическогопроцесса на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и социально-психологическом.

Эмоциональный, или поверхностный уровень общения определяет комфортность ситуации педагогического общения, однако не характеризует содержательных его сторон.

Когнитивный уровень связан с предметной стороной общения. Именно на этом уровне развертывается объяснительный процесс как стержневой элемент личностно-группового педагогического общения и обеспечения желаемой эффективности учебно-познавательной деятельности.

Общение на социально-психологическом уровне определяет межличностные и групповые отношения педагога и участников воспитательно-образовательного процесса между собой.

На заключительном, четвертом этапе педагогического общения педагог в случае необходимости анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, соотносит все это с содержательными аспектами осуществленной деятельности, тем самым прогнозирует предстоящее последующее взаимодействие с аудиторией. Этот этап представляет собой своеобразную обратную связь в общей структуре общения.

Представленные этапы раскрывают наиболее типичные ситуации, складывающиеся в процессе педагогического общения. Хотя в реальной педагогической деятельности они могут быть иными. Некоторые этапы, например, могут быть свернутыми или недостаточно четко проявленными, а иногда, наоборот, чрезмерно растянутыми. Все зависит от ситуации, в которой происходит педагогическое общение.

Консультация «Специфика интеграции в России» В отличие от интеграции в западноевропейских странах, отечественные интеграционные процессы основываются на позицию деятельностного подхода.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! «Мастерство.

Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.

Педагогическое эссе «Как воспитать героя» В детском саду проводится месячник по патриотическому воспитанию дошкольников. На педсовете принято решение познакомить детей с людьми героических.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель:.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *