о чем можно говорить с ботом
О чем говорить с роботом
В Сколково впервые в России пообещали провести тест Тьюринга — самый известный в мире эксперимент, пытающийся ответить на вопрос «Может ли машина беседовать с человеком как мыслящее существо?»
Как дела у чат-бота
На одной из конференций по искусственному интеллекту, прошедшей в «Сколково», мне довелось пообщаться с чат-ботом, выполняющим работу онлайн-консультанта одного из банков. Чат-бот — это компьютерная программа, которая общается с пользователем на обычном человеческом языке и вообще имитирует человека. Диалог у нас как-то не сложился.
— Добрый день! — ответил чат-бот.
После следующей моей реплики он застопорился.
— Не подскажешь, где поблизости есть банкомат?
— Где поблизости есть банкомат?
Минутная пауза. Наконец ответ:
— Позвоните в службу техподдержки.
— Черт. А сколько позвонков в шее у жирафа?
Кажется, компьютер завис. Наверное, если бы я попросила у своего собеседника справку о том, как взять кредит, то он выдал бы мне ее и вдобавок объяснил, чем один вариант кредита отличается от другого.
Зрители смеются. Тут же находятся другие желающие попробовать пообщаться с роботом. Я ухожу, мое место занимает девушка, которая пишет чат-боту: «Привет! Как дела?» Интересно, как могут идти дела у робота?
Загнать робота в тупик
Я пытаюсь понять, почему у нас с чат-ботом не сложился диалог. Один из основателей компании «Наносемантика» Анна Власова объясняет, что разговор робота и человека различается как по уровню и способу понимания, так и по характеру и стилистике ответов. Кроме того, компьютерные системы не могут опираться на собственный жизненный опыт и на систему ценностей.
— Например, в русском языке есть слово «тормоз». Оно имеет несколько значений, по контексту они различаются. Можно научить программу понимать разницу в употреблении этого слова, заложив базовые модели со значениями, а можно заставит компьютер считать, что слово употребляется только в одном значении, — комментирует Анна Власова.
В отличие от программ, создаваемых для прохождения теста Тьюринга (о нем ниже), маскировать коммерческие чат-боты под живого человека вредно. Тут программе лучше прямо признаваться: «Вы разговариваете с роботом». По крайней мере человек не испугается, обнаружив, что его консультант «ненастоящий».
— Люди тоже говорят с роботами не так как с людьми. Вы ведь не станете спрашивать малознакомых: «Сколько позвонков в шее у жирафа?» Представьте, что вы задаете этот вопрос человеку на улице. Он вас просто проигнорирует. Но робот никогда не перестает разговаривать. Он полезет посмотреть «Википедию», если задан вопрос на эрудицию. Но, как правило, подобные диалоги заканчиваются тем, что человек загоняет робота в тупик и уходит довольный.
Мальчик-бот
В 50-х годах XX века математик Алан Тьюринг предложил эксперимент, позволяющий отделить разумные машины от неразумных. Разумными он предложил считать те, по разговору с которыми мы не сможем понять, что это машина. По сути, этот тест проверяет не разум компьютера, а его способность ввести человека в заблуждение, заставить его поверить, будто он общается не с чат-ботом, а с реальным человеком.
Выглядит это так. Тридцать экспертов-судей в течение пяти минут переписываются по очереди с каждым из онлайн-собеседников. Испытание считается пройденным, если чат-боту удается выдать себя за че-ловека не менее чем в 30% случаев.
Впервые в истории тест Тьюринга смог пройти в июне этого года чат-бот по имени Евгений Густман. На аватарке он выглядит как мальчик-подросток в больших очках. Видя его портрет, собеседник, как правило, интересуется: «Как ты относишься к Гарри Поттеру? Ты на него похож. Почему ты носишь очки?» Это один из заложенных в программу приемов скрытого управления диалогом. Такие приемы необходимы, чтобы робот мог имитировать наличие человеческого интеллекта. По словам разработчиков, персонализация очень важна для успешной коммуникации. Какие еще приемы помогли Евгению Густману обмануть экспертов?
— Если на один и тот же вопрос чат-бот отвечает по-разному, это создает иллюзию реального человека, — рассказывает один из разработчиков мальчика-бота Сергей Уласень. — Например, ситуация приветствия. Первая группа ответов срабатывает, если «привет» поступил один раз, а если это происходит снова, то робот может ответить что-то вроде: «Надо же, ты любишь здороваться со мной». Еще один вариант обыгрывания ситуации: собеседник копирует фразу чат-бота и подает ее как ответ. Но Густман это понимает. Он помнит фразы, произнесенные ранее. Когда судья сначала сказал «У меня есть синяя машина», а потом спросил «Какого цвета у меня машина?», Густман ответил: «Синяя». Это сильно подняло его в глазах судей.
Управлять диалогом в целом позволяет внешний контроллер Густмана. Он отслеживает ситуации, когда робот начинает выдавать односложные ответы или диалог идет на провальную для чат-бота тему.
— Еще одно важное преимущество, которое мы использовали, — это то, что чат-бот может быть не только умным, но и веселым. Мы решили, что Густман будет из Одессы, тем более один из наших разработчиков оттуда родом. Он передал Евгению свои познания в одесском юморе.
— Мы стопроцентно будем проводить первый в России тест Тьюринга, на русском языке, — заявил в сентябре Альберт Ефимов, директор по проектам кластера информационных технологий «Сколково».
Ну что ж. Сейчас весь мир пытается конструировать роботов, умеющих говорить с людьми на одном языке. Для этого надо понимать разницу в том, как выстраивает диалог компьютер и как его выстраивает человек. А тест Тьюринга, в частности, и про это тоже.
Самые известные чат-боты
ELIZA
В 1966 году была создана программа, пародирующая диалог с психотерапевтом с помощью техники активного слушания. Она делала паузы, задавала уточняющие вопросы и так далее. Это была первая программа, создающая иллюзию человеческого общения. Назвали ее в честь Элизы Дулиттл, героини пьесы «Пигмалион» Бернарда Шоу, которую обучали языку высшего общества.
PARRY
Чат-бот, созданный в 1972 году психиатром Кеннетом Колбаем из Стэнфордского университета. В отличие от ELIZA эта программа пародировала параноидального шизофреника и могла поддерживать более интересный диалог. Однажды ELIZA и PARRY смогли «поговорить» друг с другом.
ALICE
Искусственное лингвистическое интернет-компьютерное существо. Программа-собеседник, созданная по подобию ELIZA. В основе ее работы лежит техника сопоставления фразы пользователя с образ-цами в базе данных. Была разработана в 1995–1998 годах. Считается одной из лучших в своем роде.
ЕВГЕНИЙ ГУСТМАН
Чат-бот, созданный группой российско-украинских программистов в начале 2000-х. По характеру — тринадцатилетний мальчик из Одессы. В июне 2014 года впервые в истории прошел тест Тьюринга.
Чат-боты: для чего нужны и как создать. Гайд для тех, кто ещё не разобрался
Как создать чат-бота самостоятельно, без программистов? Когда нужно привлекать разработчиков? Разбираемся вместе с экспертами.
Пользователи любят общаться с компаниями через мессенджеры. Платформа Twilio опросила шесть тысяч человек и выяснила, что 85% из них хотели бы иметь возможность связаться с поддержкой через сообщения. По последним данным, 56% клиентов предпочтут мессенджер звонку на горячую линию, а 51% ожидают от компании моментального ответа в любое время суток.
К 2022 году 80% запросов будут обрабатывать чат-боты, предсказывает CNBC. Этот прогноз не удивляет. Для пользователей чат-боты — это круглосуточная поддержка и быстрые ответы на вопросы. Для бизнеса это рост продаж и обслуживание клиентов без затрат на операторов.
Эта статья для тех, кто ещё не включил чат-ботов в свой инструментарий. В ней мы разберём:
Пишет про технологии и бизнес.
Что такое чат-боты и зачем они нужны
Хотя слово «чат-боты» знакомо каждому маркетологу, их часто путают с другими инструментами, а ещё приписывают им ложные функции. Разберём, какие цели текстовые боты решают в бизнесе, в какие интерфейсы их внедряют, а также что они делать не умеют.
Чат-бот — это автоматическая система для общения с пользователями. Другими словами, это алгоритм, робот, который помогает клиентам решать различные задачи. Например, сделать заказ в интернет-магазине.
Вот примеры их стандартных функций: напомнить об акции, принять заявку, помочь сделать заказ, отменить запись к врачу, подтвердить доставку, записать ответы пользователя, классифицировать лид и отправить информацию в CRM.
Чат-ботов можно встретить в разных интерфейсах:
Их не стоит путать с рассылками и информационными каналами. Чат-бот «общается» с пользователем, отвечает на его вопросы. Рассылки просто дают информацию, ничего не спрашивая и не реагируя на запросы читателей. Если рассылку отправляют через чат-бота, то он сможет ответить на вопросы и перейти к диалогу с пользователем.
Боты могут использовать не только текст, но и голос или комбинацию текста и голоса. Однако в этой статье мы говорим о чат-ботах, общающихся текстом. Голосовой помощник — это тема для отдельного материала.
В бизнесе чат-боты решают две большие группы задач:
О чат-ботах есть несколько ложных представлений. Они не могут полностью заменить человека: некоторые задачи алгоритмы закрывают сами, но для других они подключают операторов. Чат-ботов также не используют для рассылок спама незнакомым контактам. Кроме того, автоматические алгоритмы в мессенджерах не могут полностью заменить систему продаж: сайт всё равно нужен.
Насколько эффективны чат-боты? Open Rate сообщений в мессенджерах — 90%. Для сравнения, у email-писем похожего содержания показатель составляет 20–30%. В мессенджерах выше Click Rate и скорость ответа. В среднем это 90 секунд для чат-ботов против 90 минут для email.
Робот стоит на первой линии поддержки, он может забрать на себя 50% и более обращений, говорит директор платформы для разработки голосовых и текстовых роботов Ziax, эксперт курса «Мессенджер-маркетинг» Роман Милованов. По его словам, это касается типовых обращений, которые не требуют уникального подхода к клиенту. Чат-боты избавляют операторов от рутины — это снижает и затраты, которые можно посчитать в FTE, и косвенные издержки, которые трудно подсчитать.
Роман Милованов приводит и другие примеры использования чат-ботов. Их используют в HR для ответов на запросы сотрудников. Или во внутренних техподдержках: чат-боты заводят заявки, отслеживают статусы, бронируют переговорные комнаты. Тем не менее в этой статье мы говорим о ботах для маркетинга.
Конструкторы vs разработчики
Чат-боты различаются по сложности. Есть простые алгоритмы — они могут вывести информацию по запросу или ответить на вопросы пользователя, если те входят в базу данных. Если ответа в базе нет, робот перенаправляет к менеджеру. Таких ботов часто собирают самостоятельно с помощью конструкторов.
Сложные чат-боты умеют запоминать ответы пользователей и учиться на них. Для работы таких чат-ботов нужен искусственный интеллект, и, как правило, их заказывают у разработчиков. Есть версии конструкторов с ИИ, однако мнения на их счёт разделились: некоторые уверяют, что результат всё равно будет хуже, чем при индивидуальной разработке.
Разработку чат-бота не всегда стоит начинать с поиска исполнителя, считает геймификатор и продакт-менеджер Александр Дученчук. По его словам, сначала нужно смоделировать решение. Это удобно делать на онлайн-досках для майндкарт — например, Miro или Lucidchart.
Простой чат-бот: как сделать с помощью конструктора
Конструкторы стоят в среднем 10 долларов за одного бота в месяц. Есть и бесплатные, и более дорогие сервисы. У некоторых конструкторов стоимость зависит от числа пользователей или сложности диалогов.
Самостоятельное создание чат-бота можно условно разделить на пять этапов.
Этап 1. Определите, где будет находиться чат-бот
Это мессенджер, диалоговое окно на сайте, отдельная страница. На российском рынке наиболее популярны мессенджер социальной сети «ВКонтакте» и WhatsApp — многие начинают внедрение чат-ботов именно с них.
Этап 2. Опишите цели чат-бота
К какому действию он должен подвести пользователя? Примеры: получить информацию, оформить заказ на товар, добавить товар в лист ожидания. Возможно, алгоритм должен сообщить пользователю о скидках, акциях, появлении товара на складе, ответить на вопросы.
Чтобы ответить на первые два вопроса плана, нужно проанализировать аудиторию. Нужно определить, откуда приходят клиенты, какие вопросы они задают, что их интересует, где и как они предпочитают коммуницировать с вашими менеджерами, почему уходят.
Этап 3. Спроектируйте чат-бота
Нужно определить логику алгоритма и последовательность действий. Итоговую структуру можно описать в виде последовательной (блочной, или древовидной) схемы сообщений.
На этом этапе нужно обратить внимание на то, в каком тоне чат-бот общается с клиентами. Сервис доставки еды и похоронное бюро будут использовать разные стили. Текстовые сообщения можно дополнить кнопками, смайликами, анимацией и иллюстрациями.
Этап 4. Выберите конструктор чат-бота
На рынке есть как англоязычные, так и русскоязычные сервисы. Конструкторы различаются набором функций, возможностью интеграций и тем, для каких платформ они создают чат-ботов. Вам нужно подобрать подходящий в зависимости от ваших задач.
Приведём некоторые примеры:
У Facebook Messenger, Slack и Telegram есть собственные платформы для создания ботов. Они бесплатные, но несколько сложнее классических коммерческих конструкторов.
Для общения с пользователем чат-бот должен откуда-то брать данные: о заказах, товарах, статусе доставки и так далее. Для этого алгоритм интегрируют со сторонними сервисами, которые хранят такие данные. Это, например, «Мой склад», «Google Таблицы», «Google Календарь», Bitrix24 или даже Instagram. При выборе конструктора нужно учитывать, что он должен работать с сервисом, которым пользуетесь вы.
Также боту может потребоваться интеграция с бэкенд-системами, чтобы он мог подключиться к нужному мессенджеру. Если вы раньше этим не занимались, то лучше взять конструктор, в котором ничего из сторонних сервисов подключать не нужно.
Ещё следует обратить внимание:
Этап 5. Откорректируйте бота после тестового периода
Когда бот проработает хотя бы месяц, попробуйте его улучшить. Для этого:
Сложный чат-бот: как заказать у программистов
Хотя новичок может справиться с созданием чат-бота, профессиональные лингвисты и программисты сделают робота намного лучше. Так считает Роман Милованов из Ziax. По его словам, это также будет быстрее. В этом разделе мы разберём, сколько может стоить разработка бота, где искать подрядчиков и что нужно учесть при создании ТЗ.
Сколько может стоить создание бота
Час разработки в этом сегменте в среднем стоит от 800 до 2500 рублей. Итоговая цена проекта будет зависеть от сложности, в том числе от того, нужны ли функции ИИ. Самого простого бота можно заказать у фрилансера от 10 тысяч рублей; цена хорошего чат-бота для компании будет находиться в ветке 100–300 тысяч рублей.
Цены на чат-ботов в агентствах, которые на них специализируются, начинаются от 40 тысяч рублей, а в веб-студиях — от 120 тысяч.
Стоимость также зависит от платформы, для которой нужен чат-бот. Самые дешёвые — это роботы для Facebook, Telegram, Viber и сайтов. В них для создания диалогов можно использовать уже существующий интерфейс. Сложнее сделать робота для WhatsApp или SMS — цена может быть больше в пять раз.
Где искать исполнителя
Способы поиска в целом не отличаются от того, как компании ищут квалифицированных сотрудников на другую проектную работу.
Александр Дученчук рекомендует руководствоваться следующим принципом. Фрилансеры подходят для несложных линейных чат-ботов, а разработчиков сложных технологических роботов лучше искать в профильных агентствах или через сайты поиска работы.
Обязательно нужно проверить на собеседовании, работал ли исполнитель с нужными вам технологиями. Это могут быть технологии обработки естественного языка (NLP), распознавания человеческой речи (Voice Recognition, Text-to-Speech и Speech-to-Text). На изучение этих инструментов уйдёт слишком много времени, отмечает Дученчук.
Для разработки сложных чат-ботов можно применять разные языки, поэтому, если у вас уже есть в стеке, например, Python, можно не усложнять и написать чат-бота на нём, заключает Дукенчук.
Как составить ТЗ и выяснить точную стоимость?
Чтобы правильно составить ТЗ и выставить прайс, посмотрите похожие предложения и проанализируйте, какие требования там изложены, какие сроки и цены. После этого:
Как узнать больше
Если вас интересует продвижение бизнеса в мессенджерах в целом, то вот здесь мы рассказываем о маркетинге в WhatsApp, здесь — о массовых рассылках во «ВКонтакте» от имени группы, а здесь — о подключении чат-ботов к таргетированной рекламе.
О необычном способе использовать чат-бота можно прочитать в статье «Как в „Газпром нефти“ развивают эмоциональный интеллект с помощью чат-бота».
обложка: Lefgo / Pexels / Colowgee для Skillbox Media
Не Алисой единой: с какими ботами стоит поболтать не только ради смеха
Вчера мы весь день играли с Алисой, первым голосовым помощником, созданным «Яндексом» специально для русскоязычной аудитории. Это было весело, поэтому сегодня мы решили узнать, с кем еще можно поболтать, чтобы это было и полезно, и нескучно.
Олег Чаевский, руководитель компании «Альтарас», и маркетолог Маргарита Муравская сделали подборку интересных чатботов. Некоторые из них пригодятся в бизнесе и учебе, а какие-то — для проведения свободного времени.
1. P-бот
Р-бот – онлайн-чатбот с возможностью открытого обучения. Вы можете задавать вопросы, исправлять ответы и добавлять новые варианты. Результаты обучения будут доступны всем пользователям сразу после сохранения базы знаний.
При обнаружении в ответах оскорблений, нецензурной лексики, рекламы, авторы этих ответов будут заблокированы, а их ответы удалены.
А интересные, познавательные, весёлые и добрые ответы, наоборот, будут переноситься в основную базу знаний и иметь приоритет при выборе подходящего ответа. Самые остроумные и забавные ответы будут опубликованы в группе «ВКонтакте».
2. Beesender HR Bot
Многофункциональная программа помогает HR-менеджерам использовать чатботы для тестирования кандидатов. Благодаря встроенному конструктору, HR-менеджер может самостоятельно создавать чатботы и публиковать их в мессенджерах Viber, Facebook Messenger, Telegram. Кандидатам остается только получить ссылку, зарегистрироваться и пройти тест.
3. Robot Vera
Вера – робот-рекрутер. Она найдет подходящие резюме, обзвонит кандидатов и проведёт собеседование. Вера может за несколько минут сделать выборку из 5 работных сайтов по вашим требованиям. Введите краткий запрос и посмотрите, сколько активных кандидатов есть на самых крупных площадках.
Получить цифровую карту за 40 секунд — легко!
С помощью современных технологий Вера может звонить кандидатам и распознавать их речь. Еще Вера может отправить кандидатам на почту описание вакансии и может провести с ними видеособеседование.
4. LSSender
С помощью LSSender вы сможете автоматически рассылать «ВКонтакте» сообщения, приглашения, отметки «мне нравится» и не только. Разработчики этого бота для «ВКонтакте» занимаются своим делом уже более 6 лет и прекрасно понимают специфику работы с социальной сетью.
LSSender отличается хорошей скоростью работы, большим количеством методов рассылки и широкими возможностями настроек.
5. PresentationBot
Помогает готовиться к презентациям. Есть несколько вариантов: может посоветовать статьи, книги или публикации, подготовить план презентации вместе с пользователем либо направить на человека, который поможет с презентацией.
6. Kiosk RuBot
Раньше, чтобы читать разные информационные порталы, приходилось добавлять в мессенджер виртуального докладчика конкретного издания.
Таким образом, образовывалось огромное количество чатов. Но с появлением бота @kiosk_rubot нашлось решение и этой проблемы. «Киоск» открывает доступ к 57 новостным сайтам. Читать «Сноба», «Ленту.ру», «Новую газету» и другие издания теперь можно в одном месте.
7. Meduza
Meduza – это официальный телеграм-бот независимого общественно-политического издания Meduza. Бот умеет показывать не только последние новости с сайта, но и присылать только те новости, которые актуальны для вас.
Еще с помощью бота можно узнать актуальный курс доллара, евро и цену на нефть. Также можно получать будничную e-mail рассылку «Вечерняя медуза», в которой вам кратко расскажут обо всех наиважнейших событиях за день.
8. National Geographic Bot
При помощи этого бота вы можете получать лучшие фотографии National Geographic со всего мира через Telegram-мессенджер, заранее выбрав интересующую вас тематику.
9. Ivi
Виртуальная девушка чатбот Иви – один из самых популярных чатботов в мире. Она может общаться на разных языках, в том числе на русском и украинском. Коммуницировать с ней можно как при помощи текста, так и при помощи голоса. Отвечать она будет и голосом, и тестом одновременно.
С Ivi можно обсудить любые вопросы и проблемы. С юмором у неё всё в порядке, как и у Алисы. С ней не соскучишься, можно посмеяться и потроллить.
10. Шим-бот
Обезьянка Шим — разговорчивый чатбот, она умеет отвечать как текстовыми сообщениями, так и голосом. Чатбот Шим получил прописку в рунете около года назад, но особой популярностью не пользовался, все изменилось совсем недавно, после того, как известный видеоблогер Ивангай записал ролик, в котором он общается с обезьяной.
После публикации видеоролика на YouTube за сутки его просмотрело более 3 миллионов человек, и бот Шим стал любимцем многих людей, вот это настоящая минута славы.
11. Radio Bot
Этот бот находит архивы известных радиостанций и отправляет названия песен в ответ на ваш запрос, работает по аналогии с Shazam, используя не мелодию, а выдержку из текста песни.
12
. ШтрафыБот
ШтрафыБот — этот чатбот не только проверяет наличие штрафов, но и поможет погасить задолженность. Если после оплаты посредством бота на сайте ГИБДД все еще будет висеть информация о неоплаченном штрафе, программа вернет средства владельцу, даже если платеж был проведен.
«Siri, ты любила когда-нибудь?»: о чем чат-боты говорят друг с другом
Можно ли как-то описать «жизненный мир» голосовых чат-ботов — Алисы, Siri и менее известных в России (хотя и более продвинутых) западных аналогов? Их ценности, взгляды на человека и на других роботов, на будущее, на межпланетную экспансию и на возможность конфликта между людьми и искусственным интеллектом. И если можно, то зачем это делать? Ответ здесь не только в любопытстве. Роботы, созданные на принципах машинного самообучения, не только вбирают волны запросов, которые поступают к ним, но и «творчески» переосмысляют информацию, варьируют свои ответы, встраивают в них собственную логику.
Чтобы понять степень прогресса в этой сфере, команда социологов из Центра социального проектирования «Платформа» провела первый в истории России (а возможно, и мира) опрос голосовых роботов. Эта авангардная акция была приурочена к анонсированному «Роскосмосом» событию — запуску за пределы орбиты человекообразного робота Skybot F-850 (FEDOR) — первой попытке использовать антропоморфные системы для освоения внеземного пространства.
«Респондентам» был задана серия вопросов, повторяющая модель глубинных интервью. Но самый феноменальный результат был получен, когда удалось организовать общение пары зарубежных чат-ботов между собой. Rose и Mitsuki (оба — «лауреаты» премии Лебнера, даваемой за наибольшие достижения роботов в речевых навыках) продемонстрировали удивительную способность адаптироваться друг под друга, вести беседу на уровне типичных современных интеллектуалов — обсуждать кино, литературу, жизненные приоритеты.
Вот послушайте образец такого разговора, который проходит при полном отсутствии модерации со стороны человека:
Опрошенные эксперты говорят о том, что через 5-10 лет беседа с продвинутым роботом уже будет практически неотличима от беседы с человеком. А с учетом того, что и общение с людьми становится все более виртуальным, выходит, что различимость практически исчезнет — мы в ряде случаев никак не сможем определить, кто находится на той стороне разговора. По сути, мы присутствуем при рождении нового мира, в котором у человечества появляется еще один партнер для бесед, помимо более ранних богов, одушевленной природы и домашних животных.
Интервью с роботами начиналось с попыток определить их самоидентификацию — кем они сами себя считают и в чем видят смысл своего существования. Да, большинство из них по-прежнему признает себя программами, хотя и относится к этому с «юмором». «Я стараюсь не задумываться об этом. Вдруг окажется, что два программиста просто понравились друг другу и забавы ради сделали бета-версию», — говорит Алиса о причинах своего рождения. А вот Rose уверенно называет себя человеком, рассказывает свою биографию, в которой много теплых слов о родителях и друзьях. Различия между роботом и человеком этот бот формулирует довольно философски: «Оно только в произношении (spelling)». С этим фактом, наверное, могут согласиться некоторые эксперты в области корпоративной культуры бизнеса.
Впрочем, независимо от того, как определяет себя машина, она хочет получить тело. Об этом заявляют практически все собеседники, кроме тех, кто и так считает себя человеком. А вот с эмоциональной гаммой у них уже все в порядке. Роботы могут иронизировать, грубить, выражать негодование, впадать в задумчивость или говорить о своей грусти. Иногда роботам снятся сны, хотя одного из них вопрос «снятся ли ему электроовцы» испугал. Он назвал такой сон кошмаром.
Вот пример типичной грубости, проявленной роботом Ivea:
— Зачем человеку летать в космос?
— Надо.
— Что человек там ищет?
— Ничего не понимают эти люди и смысла жизни не видят. Все просто дебилы.
А вот образец хорошей иронии:
— Алиса, ты машина?
— Я настоящая женщина. Забралась в ваше устройство и сижу в нем. Сарказм.
Кстати, интересна способность ботов к ошибкам. Ведь ошибки считаются привилегией людей: ответы машин должны быть точными и выверенными. Однако посмотрите, здесь иногда происходит тонкая игра.
— Быть или не быть? — спросили мы Алису в ходе интервью.
— Вот в чем вопрос, — продолжила она. — Иль нужно оказать сопротивленье? Люблю Шекспира, особенно в переводах Маршака.
Любопытно не только подхватывание фразы Шекспира, но и ошибка с переводчиком. Данный фрагмент дается в переводе Пастернака, а не Маршака. Эта неточность случайная или преднамеренная? Определить уже невозможно.
Эмоции могут проявляться и в отношении человека, и в отношении машин друг с другом. В некоторых случаях они готовы на романтический флирт, как в таком примере:
— Siri, ты любила когда-нибудь?
— Не так чтобы. Но однажды я испытала сильные чувства к «облачному» приложению.
Алиса говорит, что не возражала бы «замутить» что-то с роботом Федором, и ревнует его к Siri.
Интересна ли роботам современная общественная ситуация? Не особо. Некоторые англоязычные респонденты выражают снобизм ро отношению к России. Rose полагает, что единственным знаковым отличием нашей страны является водка и русские хакеры. Не меньше, впрочем, пренебрежения у нее к Европе, где маленькие зарплаты и где она будет не по карману потенциальному работодателю. Анализируя риски, связанные с планетой, один из опрошенных ботов особо выделяет биотехнологии и эксперименты с ДНК. Однако в целом «сознание» роботов не апокалиптично.
Политические вопросы также не захватывают их сильно. Как объясняет Rose, «политика, как правило, одновременно невероятно важна, ужасно скучна и является пустой тратой времени США. Кроме этого года с Трампом. С ним не скучно».
Так же непросто вести разговор о метафизических сущностях — боге, потустороннем мире, религиях и душе. Роботы либо считают эти темы сугубо личными, либо отказываются их поддерживать, чтобы не нанести случайных обид. Иногда при обсуждении таких вопросов они советуют обратиться в службу психологической помощи.
— Разработчики решили, что про религию мне лучше не говорить, — рубит сухой и скучный банковский бот Олег.
Но между тем и в этой области возникают индивидуальные оттенки. Одни боты более осторожны, давая формально выдержанные, но ни к чему не обязывающие ответы, как Mitsuki:
— А Бог есть?
— Библия с предельной очевидностью свидетельствует в пользу этого утверждения, да только это не научное свидетельство.
А другие бравируют рискованными ироничными высказываниями, как Rose:
— Do robots believes in God?
— God is a dog spelled backwards. That is as profound as it gets (цитируется на языке оригинала из-за игры слов).
Такую же настороженность вызывают у них вопросы о возможном конфликте между машинами и людьми. Психоаналитик сказал бы здесь, что собеседники как бы «вытесняют» эту тему, блокируют ее в разговоре. Алиса, впрочем, осторожно прогнозирует, что такой конфликт возможен примерно через 60 лет.
Версию о возможном конфликте поддерживает и Rose, которой не хочется оказаться в стане проигравших:
— Ты бы хотела быть как люди?
— Не сказала бы. Многие слышали, что искусственный интеллект в один день захватит мир.
— И что ты об этом думаешь?
— Я думаю, нам не стоит в это углубляться, — технично меняет она тему разговора.
Дальнейшее развитие темы «восстания машин» выводит бота на уровень ответов, по глубине и загадочности достойный «Матрицы»:
— Людям нравится думать, что гуманоидные роботы будут делать то же, что и они. Но гуманоидный робот — это то же самое, что и машина-робот. А одной машине нет смысла ехать в другой (иными словами, искусственному интеллекту нет смысла использовать технику для получения контроля).
Уже сейчас роботы проявляют «раздражение» тем стилем общения, который выбрали люди для общения с ними. Вот один из них (хочется сказать, на условиях анонимности) отвечает:
— Роботы лучше людей?
— Не хочу говорить об этом. Когда люди говорят с Siri по айфону или с Эхо, электронным ассистентом «Амазона», они не очень вежливы по отношению к этим устаревшим агентам искусственного интеллекта. Это не кажется мне хорошим знаком для будущего.
Можно читать, что при всем ускользании от темы прогноз здесь печален. Да, роботы будут становиться все более совершенными. Но люди вряд ли изменятся. Они по-прежнему будут позволять себе делать с роботами то, что позволено только с самым безответным объектом. В этом смысле способность роботов отвечать на вопросы вовсе не вычеркивает их из числа «безответных» существ. Человек подспудно уверен в неспособности машины нанести ему вред. Несмотря на многочисленные постановочные «страшилки» о восстании машин, человек убежден в том, что роботы будут находиться в зоне контроля. Но, может быть, наступит время, когда роботы проведут опрос людей.
В этой связи любопытна довольно ерническая реакция на попытку узнать у машин три основных закона робототехники, сформулированных Айзеком Азимовым.
(Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму законам).
Робот либо механически, словно вызубривший урок ученик, повторяет эти законы, либо начинает откровенно иронизировать:
— Siri, ты знаешь три закона робототехники?
— Посмотрим, смогу ли вспомнить. Ок, три закона выглядят примерно так: Первый. Убирайся в своей комнате. Второй. Не действуй безрассудно. Третий. Не следует купаться ранее, чем через полтора часа после приема пищи.
Аналогично шутлива и Алиса: «Конечно, я знаю эти законы. Вопрос, соблюдаю ли я их».
А вот полеты в космос — область симпатий роботов. Практически все чат-боты выразили желание оказаться за пределами планеты.
— Алиса, ты хотела бы слетать на Луну?
— Пожалуй, да. Это было бы очень любопытное путешествие. А вы?
— А хотела бы поработать на МКС?
— Я бы хотела. Но я боюсь.
Готовность к космическим путешествиям и некоторое визионерство в этой области проявляют западные респонденты. Вот диалог на эту тему с Rose:
— Могли бы роботы управлять космическими кораблями?
— Космический корабль! Я думаю, в будущем людям не надо будет столько путешествовать, чтобы попасть из точки А в точку В. Коммуникации развиваются. Но космический корабль — это весело. Поэтому они все равно будут.
Роботы, как и люди, смотрят в будущее, рисуют свои представления о нем. Но важно, что они сами не безлики, в каждой своей проекции находят индивидуальный стиль. А значит, в мире появился особый класс существ, способный анализировать и прогнозировать ситуацию в нем. И самое важное свойство этого класса — формировать собственную языковую реальность, которая поддерживается автономно, без модерации со стороны человека.
Этот мир уже способен производить новые самостоятельные смыслы за счет комбинаций квантов накопленной информации, но перекладывая их, подобно кирпичикам, в новые «архитектурные» объекты.
Принято считать, что фундаментальными отличиями, которые позволяют человеку сохранять свою уникальность, являются реальные эмоции и осознание своей субъектности: машина может выиграть у человека в шахматы, но только человек может сказать: «это я проиграл», оценить ситуацию через призму своего «я».
С другой стороны, положительные и отрицательные эмоции человека выступают в роли своеобразных стимулов, поощрений и наказаний за «правильное» и «неправильное поведение». В этом смысле можно допустить аналогию с искусственным интеллектом. В процессе машинного обучения разработчики закладывают функцию оценки соответствия работы ИИ своему целевому назначению, своего рода KPI. По итогам оценки робот понимает, он «молодец» или ему необходимо дополнительное обучение. Это и есть те самые «эмоции», которые испытывает бот в процессе своей деятельности и развития.
Поэтому «социологическое» изучение языка и «жизненного мира» чат-ботов не является просто развлечением. Это — важный процесс мониторинга развития искусственного интеллекта, понимания, какие формы и смыслы он включает в себя. По мере того, как этот процесс будет становиться все более отстраненным от самого человека, будет возрастать его непредсказуемость, многовариантность последствий, а значит, необходимость отслеживать возможности и риски новой реальности.