на какие два этапа условно можно распределить работу с результатами оценочных процедур в школе это
Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г.Льгова»
ВЫСТУПЛЕНИЕ на ГМО
учитель начальных классов.
«Необходимо, чтобы школьники получали прочные
знания и на их базе смогли овладеть будущей
профессией, добиться успеха, и в жизни быть
востребованными и полезными для своей страны…»
Президент Российской Федерации В.В. Путин
Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования.
Процедуры оценки действительно обеспечивают повышение качества образования, но только если используются для принятия адекватных и адресных решений, помогают учителям улучшить их педагогическую практику и вооружают родителей знаниями о том, насколько хорошо учатся их дети.
Результаты оценочных процедур должны служить основанием для совершенствования преподавания учебных предметов; для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.
Как же необходимо использовать результаты оценочных процедур в управлении качеством образования?
Каждая образовательная организация имеет в настоящее время основную образовательную программу, которая и определяет для педагогического коллектива главные ориентиры в достижении качества. Результаты оценочных процедур мы используем для решения задач, отражённых в основной образовательной программе школы, а также в целях повышения эффективности деятельности всего коллектива.
Сегодня в системе образования формируется комплексная система оценки качества образования, включающая ОГЭ, ЕГЭ, Всероссийские проверочные работы, национальные и международные исследования качества образования, а также исследования компетенций учителей.
В начальной школе оценочные процедуры проводятся в виде Всероссийских проверочных работ, позволяющих выявить уровень сформированности универсальных учебных действий.
Главная особенность ВПР заключается в том, что она комплексно позволяет взглянуть на результаты образования: оцениваются не только достижения планируемых результатов по отдельным предметам, в данном проекте по математике, русскому языку, окружающему миру, но и основные метапредметные результаты, важные для оценки готовности продолжать образование в основной школе.
Результаты ВПР будут использованы для совершенствования методики преподавания в начальной школе, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ их развития.
Способы использования результатов многочисленны и разнообразны.
Они могут быть разделены на две категории – использование для принятий
решений о поддержке конкретных учащихся и педагогов, и использование
для принятий решений на разных уровнях систем образования.
Рассмотрим варианты возможных решений:
1. Решения относительно ученика.
— Здесь необходимо выяснить, на каком уровне освоена основная
образовательная программа (базовый, повышенный, высокий, ниже
базового, критический). Принимаются решения относительно
продолжения обучения школьником на следующей ступени
образования.
— Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для
школьников-участников оценочной процедуры.
— Также готовятся педагогические рекомендации для
индивидуальной поддержки учащегося (какие имеются дефициты в
необходимых для продолжения обучения знаниях и навыках, и
каким образом их можно восполнить).
2. Решения относительно учителя.
— Полученные данные могут использоваться для аттестации педагога.
В этом случае результаты итоговой оценки учащихся должны
служить одним из критериев деятельности педагога.
— Выработка плана профессионального развития и повышения
квалификации с целью преодоления профессиональных дефицитов,
выявленных в ходе итоговой оценки обучающихся, и повышения
качества обучения школьников.
3. Решения относительно школы. Администрация образовательной
организации:
— может учитывать результаты итоговой оценки в качестве одного из
критериев результативности работы школы при проведении
самооценки общеобразовательного учреждения.
— Использовать процедуры оценки в качестве одного из элементов
системы внутришкольного мониторинга качества образования
конкретного общеобразовательного учреждения.
— проектировать систему методической работы и повышения
квалификации педагогов.
— совместно с педагогическим коллективом школы принимает
решение относительно выбора учебно-методических комплектов,
по которым проводится обучение.
Каждая образовательная организация имеет в настоящее время основную образовательную программу, которая и определяет для педагогического коллектива главные ориентиры в достижении качества. Результаты оценочных процедур мы используем для решения задач, отражённых в основной образовательной программе школы, а также в целях повышения эффективности деятельности всего коллектива.
Результаты Всероссийских проверочных работ также используются в контрольно-надзорной деятельности при
• лицензировании образовательной деятельности;
• государственной аккредитации образовательной организации;
• разработке методических рекомендаций.
ВПР являются внешними оценочными процедурами.
Результаты внешней и внутренней оценок должны совпадать.
Результаты ВПР не могут учитываться как результат учебных достижений школьников, не выставляются в журналы, не учитываются при проведении промежуточной и итоговой аттестациях.
Выводы и рекомендации по результатам выполнения работы
Учащиеся 4 класса стали участниками Всероссийской проверочной работы.
Данная оценочная процедура проводилась с целью оценки качества начального образования в школе.
Результаты Всероссийской проверочной работы по русскому языку за 2017год показали, что часть учащихся все еще испытывает трудности при работе с текстом: определением темы и главной мысли текста, делением текста на смысловые части, составлением плана текста, формулированием вопросов по содержанию текста и ответов на них, подтверждая ответ примерами из текста.
Анализ результатов выполнения заданий всероссийской проверочной работы по проверяемым элементам содержания и проверяемым умениям по математике позволяет констатировать то, что у обучающихся хорошо развиты умения: выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями; работать с таблицами и диаграммами; использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов и для оценки их количественных и пространственных отношений.
Результаты исследования показали наличие ряда проблем в математической подготовке обучающихся, в том числе:
— низкий уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки внимательного прочтения текста задания, сопоставления выполняемых действий с условием задания, предварительной оценки правильности полученного ответа и его проверки;
— слабое развитие навыков проведения логических рассуждений;
— недостаточное развитие у обучающихся умения решать практические задачи;
— низкий уровень сформированности умения объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы.
Результаты исследования показали наличие ряда проблем в подготовке обучающихся по предмету «Окружающий мир»: недостаточное освоение начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; слабая подготовка умений использовать различные способы анализа, обобщать, классифицировать по признакам; проводить несложные наблюдения; знать культурные и исторические достопримечательности родного города (села), республики.
Результаты проведённого анализа заставляют ещё раз указать на необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения: учителю необходимо иметь реальные представления об уровне подготовки каждого обучающегося и ставить перед ним ту цель, которую он может реализовать. В создании индивидуальных траекторий обучения результаты ВПР могут оказать неоценимую помощь.
Рекомендации для учителей при подготовки к Всероссийским проверочным работам
1. Потренировать своих детей вы можете, используя интернет-сайты:
на сайте vpr.statgrad.org вы найдёте демоверсии ВПР по всем предметам 2016-2017 годов;
на сайте НИКО (Национальные исследования качества образования) https://www.eduniko.ru
неплохо помочь в подготовке ребенка могут и тестовые задания на сайте «Образовательные тесты» https://testedu.ru
пройти тесты по ВПР в онлайн режиме на сайте Onlline Test Pad
хорошая помощь при подготовке к ВПР на сайте «4ВПР» https://4vpr.ru/4-klass/
работу над текстом можно начинать активно вводить со 2 класса по методическим разработкам Ольги Крыловой: «Чтение. Работа с текстом. ФГОС»
отработать решение задач повышенного уровня сложности, с геометрическими фигурами и задач на время, а также написать различной сложности диктанты можно на сайте 4ВПР https://4vpr.ru/4-klass/
2. ПОСОБИЯ (продемонстрировать).
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что использование результатов оценочных процедур позволяет администрации школы:
-разработать и внедрить программы повышения эффективности преподавания и обучения, внести изменения в основную образовательную программу;
-определить узкие места деятельности педколлектива и разработать соответствующие рекомендации для каждого педагога;
-выявить наименее подготовленных учащихся в целях предоставления им необходимой помощи;
-оказать соответствующую ресурсную, организационную и методическую поддержки неэффективно работающим учителям;
-иметь независимую оценку деятельности отдельного педагога, группы педагогов для организации работы с педкадрами.
Педагоги же используют результаты оценочных процедур для корректировки своих рабочих программ, а также при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории.
Обучающиеся и их родители на основе результатов оценочных процедур получают рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план, а также перспективам получения дальнейшего профессионального образования.
Именно такая слаженная работа по использованию результатов оценочных процедур всеми участниками образовательного процесса и приводит к ежегодному повышению качества образования в школе.
«Письмо» Минпросвещения России N СК-228/03, Рособрнадзора N 01-169/08-01 от 06.08.2021 «О направлении Рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году»)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N СК-228/03
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
N 01-169/08-01
ПИСЬМО
от 6 августа 2021 года
По итогам проведенной работы подготовлены рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году.
Направляем указанные рекомендации для использования в работе с муниципальными органами управления образованием и общеобразовательными организациями.
Министр просвещения
Российской Федерации
С.С.КРАВЦОВ
Руководитель
Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
А.А.МУЗАЕВ
Приложение
к письму Минпросвещения России
от 06.08.2021 N СК-228/03
письму Рособрнадзора
от 06.08.2021 N 01-169/08-01
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ ПОДХОДАМ
К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В 2021/2022 УЧЕБНОМ ГОДУ
1.1. Понятие оценочных процедур
В настоящих рекомендациях рассматриваются контрольные, проверочные и диагностические работы, которые выполняются всеми обучающимися в классе одновременно и длительность которых составляет не менее тридцати минут. Все перечисленные виды работ называются оценочными процедурами.
Под диагностической работой в данных рекомендациях понимается форма оценки или мониторинга результатов обучения, реализуемая в рамках учебного процесса в общеобразовательной организации и нацеленная на выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся, включая достижение каждым обучающимся и/или группой обучающихся (классом, всеми классами образовательной организации, всеми образовательными организациями муниципалитета или субъекта Российской Федерации и т.д.) требований к предметным и/или метапредметным, и/или личностным результатам обучения в соответствии с ФГОС, а также факторы, обусловливающие выявленные результаты обучения.
1.2. Уровни оценочных процедур
В настоящее время в Российской Федерации сложилась практика организации и проведения оценочных процедур трех уровней.
Федеральные оценочные процедуры
Организация мониторинга системы образования осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (часть 4 статьи 97 Федерального закона N 273-ФЗ).
Согласно пункту 5 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных Постановлением, Рособрнадзор осуществляет сбор и обработку результатов, а также организацию проведения национальных и международных исследований качества образования, иных аналогичных оценочных мероприятий.
Согласно пункту 10 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286, и пункту 9 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287, требования к предметным результатам формулируются с учетом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований).
Таким образом, на основании вышеуказанных норм Рособрнадзор осуществляет мониторинг системы образования путем проведения на регулярной основе всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования (диагностические работы), а также обеспечивает участие образовательных организаций Российской Федерации в международных сравнительных исследованиях качества образования (диагностические работы).
Результаты проводимых на федеральном уровне оценочных процедур могут быть использованы для анализа и организации учебно-методической работы на региональном и муниципальном уровнях, на уровне образовательной организации.
Региональные оценочные процедуры
Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, среди которых:
разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации;
обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в большинстве субъектов Российской Федерации принята практика проведения оценочных процедур регионального уровня.
Оценочные процедуры, проводимые общеобразовательной организацией
В соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации.
Формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяется локальными нормативными актами образовательной организации (часть 2 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ)
2. Рекомендации по упорядочиванию оценочных процедур
При планировании оценочных процедур на региональном уровне и на уровне образовательной организации необходимо учитывать наличие информации, получаемой в ходе федеральных оценочных процедур, и избегать дублирования по содержанию различных оценочных процедур.
а) проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году;
б) не проводить оценочные процедуры на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним в расписании;
в) не проводить для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в день;
г) исключить ситуации замещения полноценного учебного процесса в соответствии с образовательной программой многократным выполнением однотипных заданий конкретной оценочной процедуры, проведения «предварительных» контрольных или проверочных работ непосредственно перед планируемой датой проведения оценочной процедуры;
е) не использовать для проведения оценочных процедур копии листов с заданиями, полученные в результате ксерографии (возможно использование материалов, распечатанных на принтере с высоким разрешением, типографских бланков, учебников, записей на доске и т.п.).
2.2. В целях обеспечения открытости и доступности информации о системе образования ОО рекомендуется:
а) сформировать единый для ОО график на учебный год либо на ближайшее полугодие с учетом оценочных процедур, запланированных в рамках учебного процесса в ОО, и оценочных процедур федерального и регионального уровней, документы о проведении которых опубликованы на момент начала учебного года либо на момент начала полугодия (график может быть утвержден как отдельным документом, так и в рамках имеющихся локальных нормативных актов ОО, устанавливающих формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся);
б) разместить сформированный график не позднее чем через 2 недели после начала учебного года либо после начала полугодия, на которое формируется график, на сайте ОО на главной странице подраздела «Документы» раздела «Сведения об образовательной организации» в виде электронного документа.
График может быть скорректирован при наличии изменений учебного плана, вызванных:
участием ОО в проведении национальных или международных исследований качества образования в соответствии с Приказом в случае, если такое участие согласовано после публикации ОО графика;
другими значимыми причинами.
В случае корректировки графика его актуальная версия размещается на сайте ОО.
Доклад на тему «Использование результатов оценочных процедур в повышении качества образования в начальных классах»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Использование результатов оценочных процедур
в повышении качества образования в начальной школе
Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебных достижений обучающихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования.
Наша школа, как каждая образовательная организация в настоящее время имеет свою основную образовательную программу, которая и определяет главные ориентиры в достижении качества. Результаты оценочных процедур мы используем для решения задач, отражённых в основной образовательной программе школы, они становятся основанием для выработки управленческих решений в части совершенствования методики преподавания учебных предметов, определения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, для регулирования программ обучения.
Основным принципом системы оценки, форм и порядка оценивания качества образования обучающихся является сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования. Результаты внешней и внутренней оценок в идеале должны совпадать.
Инструментом внешней независимой оценки выступают Всероссий-ские проверочные работы, проводимые в 4 классе. Их результаты дают объективную картину достижений обучающихся по итогам окончания начальной школы, на основе которых можно сформировать педагогические рекомендации для индивидуальной поддержки учащихся уже в 5 классе.
В октябре 2016 и 2017 годов проводились ВПР по русскому языку во
2-х классах. А в этом учебном году их не было. Поэтому мы решили, как говорят, «не ждать у моря погоды», а по согласованию с родителями присоединились к проекту «Оценка учебных достижений учащихся», которую проводит Центр оценки качества образования Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края».
Цель этого проекта заключается в определении уровня знаний и отслеживании индивидуального прогресса обучающегося в течение данного учебного года и нескольких лет. В рамках проекта проводятся предметные и метапредметные диагностические работы. Участникам проекта предлагаются на выбор автоматизированная обработка или программная обработка через программу сбора данных SMData. Мы выбрали автоматизированную обработку, так она обеспечивает более полный и глубокий динамический анализ результатов. Теперь мы имеем возможность сопоставлять как типы выполняемых заданий, так и результаты своего текущего и внешнего оценивания. Учителя проводят анализ своей работы, видят недостаточно изученные темы или разделы школьного курса. Это дает им дополнительный стимул к повышению своей предметной компетенции. Особенно это касается оценки метапредметных результатов. Те, кто работает по УМК «Школа России», наверняка столкнулись с тем, что в учебниках почти нет заданий на развитие УУД (именно таких, которые диагностируются у ребят в начале учебного года в 5 классе). Теперь, зная типы заданий для каждого класса, мы подобрали соответствующие учебные пособия.
Таким образом, в школе формируется система эффективного использования грамотного анализа диагностических работ для определения индивидуального или группового вектора дальнейшей коррекционной работы. Нет смысла проводить диагностическую работу, если после нее не следуют рекомендации и коррекционная работа для конкретного ученика.
Надеемся, что слаженная работа по использованию результатов оценочных процедур всеми участниками образовательного процесса приведет к повышению качества образования в начальной школе, что, в свою очередь, имеет важное значение, так как создает базу для последующего освоения образовательных программ основной школы, обеспечивает целостное развитие личности, сохранение и поддержание индивидуальности каждого ребенка, формирование основ учебной самостоятельности и способности её организации, осуществление самоконтроля и самооценки результатов обучения.
«Использование результатов оценочных процедур в повышении качества математического образования»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выступление на заседании районного методического объединения учителей физики и математики
«Использование результатов оценочных процедур в повышении качества математического образования»
Андреева Лариса Владимировна
Одна из основных задач, стоящих перед образовательным сообществом на сегодняшний день – это совершенствование управления качеством образования.
Слайд 2. Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Слайд 3. Одним из приоритетов государственной политики в сфере оценки качества образования является «формирование современной и сбалансированной общероссийской системы оценки качества образования,
включающей в себя не только национальные экзамены, но прежде всего мониторинговые обследования обучения и социализации, процедуры оценки результатов обучения на уровне школы» Это значит обоснование, выбор и реализация мер, позволяющих получить высокие результаты при минимальных затратах времени и усилий со стороны всех участников образовательного процесса.
Существенную роль в решении этой задачи играет мониторинг.
Не существует абсолютно устойчивых критериев оценки качества образования, то есть оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Слайд 4-5. Система оценки качества образования призвана обеспечить:
единство требований к знаниям выпускников и преемственность образования на разных его ступенях;
объективность оценки подготовленности учащихся и повышение доступности получения профессионального образования;
доверие школьников, родителей и педагогической общественности к результатам независимой аттестации;
снижение физических и психологических нагрузок на выпускников за счет соединения в одном экзамене итоговой аттестации и вступительных испытаний;
использование результатов ЕГЭ для мониторинга состояния системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, а также при аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров;
активизацию деятельности педагогического коллектива по совершенствованию образовательного процесса в условиях существования внешней контрольно-оценочной системы.
Слайд 6. Без использования оценочных процедур невозможно узнать, получают ли необходимые знания и навыки конкретные учащиеся,
достигают ли своих целей образовательные реформы,
вносит ли система образования вклад в развитие экономики и общества.
Выбор оценочных инструментов и процедур зависит от того, кто и как планирует использовать результаты оценки.
Слайд 7. В настоящее время на федеральном уровне создана разноаспектная система оценки качества образования, состоящая из следующих процедур:
Национальные исследования оценки качества образования (НИКО),
Всероссийские проверочные работы (ВПР),
Исследования профессиональных компетенций учителей.
В дополнение к федеральным оценочным процедурам, в соответствии с особенностями территорий, разрабатываются, внедряются и проводятся исследования оценки качества образования на региональном, муниципальных, внутришкольном уровнях.
Слайд 8. Школьная система оценки качества образования
СОКО в школьном образовании — это аттестация учащихся после девятого и одиннадцатого классов, включая основной государственный экзамен (ОГЭ), единый государственный экзамен (ЕГЭ), а также промежуточная аттестация учащихся 2-8, 10 классов.
Региональные контрольные работы
Предполагается, что результаты перечисленных процедур будут использованы всеми участниками образовательных отношений.
формирование направлений совершенствования;
совершенствование организации образовательного процесса, методик преподавания учебных предметов.
В целях определения уровня общеобразовательной подготовки обучающихся по математике и организации дальнейшей работы образовательных учреждений по подготовке к ГИА и построения эффективной работы учителей-предметников по подготовке к итоговой аттестации выпускников 9 классов в 2016 – 2017 учебном году, были проведены региональные проверочные работы по математике выпускников 9, 10-х классов.
Работа была адаптирована к демонстрационному варианту ОГЭ – 2017.
Количественные показатели выполнения региональных проверочных работ по математике показали результаты ниже средних. Большое количество учащихся получили отрицательные оценки.
В результате диагностической контрольной работы (формат ОГЭ) по математике в 9-х классах, проведенной в течение учебного года выявлено следующее:
1.Невысокий уровень успеваемости и качества знаний в 9 –х классах.
2.Не преодолели минимальный порог и набрали менее 8 баллов до 10 учащихся. Учителям были вынесены следующие рекомендации:
1. Рассмотреть и обсудить итоги выполнения региональных проверочных работ (в формате ОГЭ) по математике на заседании ШМО.
2. Наметить конкретную работу над типичными ошибками и повторение в процессе уроков.
3. Спланировать дальнейшую дифференцированную работу на уроках и индивидуальных консультациях, как со слабоуспевающими учащимися, так и со школьниками, имеющими повышенную мотивацию к учебе.
4. Довести до сведения родителей результаты выполнения контрольной работы (в формате ОГЭ) по математике.
Результаты ОГЭ и ЕГЭ являются средством подведения итогов, а также основой для ежегодного анализа качества образования общеобразовательных предметов в школе. В протоколах с результатами ОГЭ и ЕГЭ представлены индивидуальные предметные результаты, решаемость каждого задания, первичные и итоговые баллы. Учителя на протяжении всего периода обучения проводят предварительную подготовку к успешной сдаче экзаменов. Диагностика по предметам включает в себя контрольные работы, мониторинговые исследования, проверочные работы, по результатам которых можно сделать вывод о готовности учащихся к государственной аттестации. Результаты экзаменов ГИА и ЕГЭ подвергают всесторонней обработке и формируют статистическую информацию по предметам, по темам.
Результаты ГИА можно использовать как аналитический инструмент, позволяющий отслеживать повышение качества образования.
Например можно сравнить уровень качества выпускников в различных регионах, учебных заведениях, у разных учителей, преподающих одну и ту же учебную дисциплину и т.д. Полученные данные помогут в разработке конкретных стратегических программ и проектах по повышению качества образования в том или ином регионе, городе, учебном заведении.
Проведем сравнительный анализ результатов ГИА по математике за 2 года.
Анализ результатов ЕГЭ по математике – профильный уровень
Из приведенной таблицы видно, что минимальный балл понизился, максимальный и средний балл повысился, уменьшилось количество обучающихся, которые не прошли порог успешности.
Анализ результатов ЕГЭ по математике (базовый уровень)
Анализ результатов ОГЭ по математике
Государственная (итоговая) аттестация в 9 классах за курс основной школы проходила в форме ОГЭ. Все обучающиеся 9 класса в 2016 году были допущены к государственной итоговой аттестации, в 2017 году 2 человека не допущены. Программный материал усвоен всеми обучающимися, допущенными к итоговой аттестации. Практическая часть программ выполнена.
Средний балл ГИА по математике в 9 классе
Анализ результатов ОГЭ по математике ( с учетом пересдачи)
Несомненно, в проведении оценочных процедур возможны риски и противоречия:
-неоднозначная позиция некоторой части родителей к образованию;
-слабая мотивация обучающихся к учебной деятельности;
-неправильное использование и истолкование результатов проведения оценочных процедур;
-частота, объем оценочных процедур должны быть оптимальными, исследования не должны дублировать друг друга
Одним недостатком Единого Государственного экзамена является то, что полная картина его результатов оказывается, скрыта от учителя. Но для совершенствования практики обучения, повышения его качества следует выполнять детальный анализ работ учащихся, выявляя как сильные стороны при решении задач контрольно-измерительных материалов (КИМ), так и погрешности учащихся. Вскрывать индивидуальные ошибки участников Единого Государственного экзамена и осуществлять деятельность по их искоренению может учитель на основании анализа работ учащихся своего класса.
Педагоги могут использовать результаты оценочных процедур для корректировки своих рабочих программ и при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории.
Обучающиеся и их родители на основе результатов оценочных процедур получают рекомендации по перспективам получения дальнейшего профессионального образования.
Современные подходы к оценке качества образования пугают родителей, у них возникает много вопросов, их беспокоит то, как помочь собственному ребенку в период подготовки к ответственному испытанию.
В нашей школе вопросы мониторинговых исследований различного уровня рассматриваются на заседаниях педагогических и методических советов. Постоянно проводится информирование родителей.
За всеми этими видами работ стоит система, которая совершенствуется из года в год на основе результатов оценочных процедур и дает свои результаты. А цель этой системы – дать учителю то, что необходимо для достижения обучающимися всех видов результатов, которые должны быть направлены на оптимизацию образовательного процесса.
1.Болотов В.А., Вальдман И.А., Горбовский Р.В., Захир Ю.С., Мерцалова Т.А. Ключевые вопросы развития национальных и региональных систем оценки качества образования (экспертный обзор), – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. – 380 с.