какого цветового тона нет в спектре
Основы теории цвета
Автор публикации
Artur Kazak
Цвет – это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей, отраженных от какой-либо поверхности. Восприятие цвета индивидуально и зависит от следующих факторов:
— спектральных характеристик и плотности светового потока, падающего на поверхность;
— спектральных характеристик и плотности светового потока, отраженного от поверхности;
— индивидуальных особенностей зрения конкретного человека;
— психофизических факторов (фонового цвета, зрительной адаптации человека и т.д.).
Свет – это электромагнитное излучение оптического диапазона, характеризуемое длиной волны. Видимый спектр – это часть электромагнитного спектра, видимая человеческому глазу. Типичный человеческий глаз может реагировать на длины волн от 390 до 700 нм.
Рассматривая спектр, невозможно точно указать границы между отдельными цветами, так как каждый цвет постепенно переходит в другой. Поэтому спектр называют непрерывным. В спектре принято выделять семь главных цветов, расположенных последовательно один за другим.
Спектр не содержит всех цветов, которые могут различать человеческие глаза и мозг. Некоторые цвета, такие, например, как пурпурный, отсутствуют, они могут быть получены только путем сочетания нескольких длин волн. Цвета, содержащие только одну длину волны, называются «чистыми» или «спектральными» цветами.
Влияние поверхности на цветовосприятие
Световые лучи, встречая на своем пути тело, могут поглощаться, отражаться или проходить сквозь него, отклоняясь (преломляясь) на больший или меньший угол. Цвет тела определяют отраженные им и попавшие в глаз световые лучи. При полном поглощении поверхностью тела всех видимых лучей возникает впечатление черного цвета. При полном отражении всех лучей видимого спектра поверхность кажется белой. Эти крайние положения следует рассматривать лишь как теоретические, так как в природе не существует ни абсолютно поглощающих, ни абсолютно отражающих тел. Практически все тела поглощают и отражают световые лучи в той или иной степени.
Впечатление цвета возникает, когда тело избирательно поглощает (адсорбирует) световые волны определенной длины и отражает волны остальной части спектра. В этом случае тело приобретает цвет, определяемый составом отраженных световых волн.
Влияние освещения на цветовосприятие
Цвет тела может изменяться с изменением состава падающего на него света, если при этом изменяется соотношение отражаемых им лучей, поэтому многие тела при дневном свете выглядят иначе, чем при освещении искусственными источниками света. Так, при освещении лампами накаливания, в спектре которых отсутствуют синие и фиолетовые световые волны, тела красного цвета становятся более насыщенными, а оранжевые краснеют. Одновременно красные и оранжевые цвета становятся более светлыми. Голубые цвета в свете лампы накаливания зеленеют, а синие и фиолетовые несколько краснеют, приобретая пурпурный оттенок и при этом несколько темнеют. Впечатление цветной окраски возникает также в том случае, если белое тело освещается светом, соответствующим какой-либо одной группе волн спектра.
Метамерия (метамеризм) – явление, когда два окрашенных образца воспринимаются одинаково окрашенными под одним источником освещения, но теряют сходство при других условиях освещения (с другими спектральными характеристиками излучаемого света).
Хроматические и ахроматические цвета
Все цвета делятся на ахроматические и хроматические.
К ахроматическим относят белый и черный, а также серые, которые получают смещением в разных пропорциях белого и черного цветов.
В спектре ахроматические цвета отсутствуют.
Различие в ахроматических цветах определяется их разным коэффициентом отражения. Наибольший коэффициент отражения, равный 96%, имеет порошок окиси магния. Он является самым белым предметом, поэтому с его помощью получают образцовые белые поверхности для колориметрических испытаний. Наименьший коэффициент отражения, равный 0,3%, имеет черный бархат. Он является самым черным предметом. Смешением белого и черного цветов можно получить множество ахроматических цветов. Глаз человека в состоянии различить лишь ограниченное их количество – около 300.
Ахроматические цвета
Хроматическими цветами называют все цвета, кроме ахроматических, т.е. такие, которые имеют тот или иной цветовой тон. К ним относят все цвета солнечного спектра и другие, которые можно получить смешением этих цветов между собой, а также с белым или черным.
Видимый спектр хроматических цветов
Основные характеристики цвета
Цветовой тон
Тон – это основная характеристика, по которой цвет получает название, например, «красный». Тон определяется положением в спектре. Основными являются 3 цвета – синий, желтый и красный. Смешивая основные цвета можно получить недостающие.
Краски с разным цветовым тоном
Оттенок – это разновидность одного тона, отличающаяся от него яркостью, светлотой, насыщенностью, или наличием добавочного тона, проявляющегося на фоне основного. Например, светло-голубой и тёмно-голубой – оттенки голубого по насыщенности, а бирюзовый – оттенок голубого по наличию в голубом добавочного зелёного цвета.
Человек может различать порядка 100-130 оттенков по цветовому тону, около 500 оттенков серого. Художники, маляры, дизайнеры и т.д. благодаря натренированности обладают более широким диапазоном цветовосприятия.
Яркость
Яркость – характеристика восприятия цвета. Яркость зависит от степени освещённости объекта и характеризуется плотностью светового потока, направленного в сторону наблюдателя. Например, хорошо освещенная красная поверхность имеет более яркий красный цвет, чем затемненная. При снижении яркости любой цвет стремится к чёрному, при увеличении яркости – к белому.
При одинаковых условиях освещённости один и тот же цвет может отличаться яркостью благодаря способности отражать (или поглощать) поступающий свет. Глянцевый красный будет ярче, чем матовый красный именно потому, что глянец больше отражает поступающий свет, а матовый – больше поглощает.
Цвета красного цветового тона, отличающиеся по яркости
Таким образом, яркими считается «чистые» цвета, без примеси белого или черного.
Светлота
Светлота – степень близости цвета к белому. Некоторые источники считают понятия яркость и светлость цвета синонимами, что не лишено логики: при уменьшении яркости цвет стремится к чёрному (то есть уменьшает светлоту, становится темнее), то при увеличении яркости цвет будет стремиться к белому (светлота увеличивается).
Цвета синего цветового тона, отличающиеся по светлоте
Насыщенность
Насыщенность – это «глубина» цвета, выраженная в степени отличия хроматического цвета от одинакового с ним по светлоте серого цвета. При уменьшении насыщенности каждый хроматический цвет приближается к серому. Это понятие так же связано с яркостью, так как самый насыщенный тон в своей линейке будет самым ярким. Чем больше насыщенность, тем светлее тон.
Цвета голубого цветового тона, отличающиеся по насыщенности
Интенсивность
Интенсивность – преобладание какого-либо тона по сравнению с другими в оттенке цвета. Интенсивность используется в качестве характеристики для описания оттенка, отличающегося от основного цветового тона присутствием добавочного тона, например для описания отличия сине-зеленого от зелено-синего.
Качество красящих веществ с точки зрения цветовых свойств может быть оценено их светлотой и насыщенностью. Качество хроматических (цветных) красящих веществ тем выше, чем больше их светлота и насыщенность. Белые красящие вещества тем ценнее, чем больше их светлота, а черные — чем меньше их светлота.
Цветовой (хроматический, Оствальда) круг
В цветовом круге выделяют 3 основных (базовых, первичных, чистых) цвета:
— красный
— жёлтый
— синий
Смешиванием основных цветов получают цвета второго порядка. Вторичных цветов тоже 3:
— зелёный = синий + жёлтый
— оранжевый = жёлтый + красный
— фиолетовый = красный + синий
Составные цвета третьего порядка получаются путём смешивания основных с составными цветами второго порядка. Третичных цветов 6:
— жёлто-оранжевый
— красно-оранжевый
— красно-фиолетовый
— сине-фиолетовый
— сине-зелёный
— жёлто-зелёный
Принципы смешивания по цветовому кругу применяются при колеровке лакокрасочных материалов.
Какого цвета нет в спектре
Излучение оптического диапазона (видимый свет и ближнее инфракрасное излучение) свободно проходит сквозь атмосферу, может быть легко отражено и преломлено в оптических системах. Источники: тепловое излучение (в том числе Солнца), флюоресценция, химические реакции, светодиоды.
Цвета видимого излучения, соответствующие монохроматическому излучению, называются спектральными. Спектр и спектральные цвета можно увидеть при прохождении узкого светового луча через призму или какую-либо другую преломляющую среду. Традиционно, видимый спектр делится, в свою очередь, на диапазоны цветов:
Цвет | Диапазон длин волн, нм | Диапазон частот, ТГц | Диапазон энергии фотонов, эВ |
---|---|---|---|
Фиолетовый | 380—440 | 790—680 | 2,82—3,26 |
Синий | 440—485 | 680—620 | 2,56—2,82 |
Голубой | 485—500 | 620—600 | 2,48—2,56 |
Зелёный | 500—565 | 600—530 | 2,19—2,48 |
Жёлтый | 565—590 | 530—510 | 2,10—2,19 |
Оранжевый | 590—625 | 510—480 | 1,98—2,10 |
Красный | 625—740 | 480—405 | 1,68—1,98 |
Ближнее инфракрасное излучение занимает диапазон от 207 ТГц (0,857 эВ) до 405 ТГц (1,68 эВ). Верхняя граница определяется способностью человеческого глаза к восприятию красного света, различной у разных людей. Как правило, прозрачность в ближнем инфракрасном излучении соответствует прозрачности в видимом свете.
Черный цвет и белый цвет относятся к неспектральным цветам.
Данная запись опубликована в 26.02.2010 16:47 и размещена в Кто хочет стать миллионером. ‘Вы можете оставить отклик
Кого называют «дети цветов»?
Сколько раз был женат Иван Грозный
Основы цветовой теории
В наше время для творчества мы имеем обширную палитру цветов. В нее входят миллионы оттенков. Всё это подарила нам цифра: компьютеры, графические планшеты, фотокамеры и т.д. О таких возможностях люди прошлых веков могли только мечтать.
Но возникла проблема — как разобраться среди всего этого многообразия. Как правильно использовать цвета и смешивать их друг с другом? Какими правилами руководствоваться?
Давайте разбираться.
Цвет – это волны определенного рода электромагнитной энергии, которые после восприятия глазом и мозгом человека преобразуются в цветовые ощущения.
Воспринимаемые нами цвета тел представляют субъективную характеристику света, так как эти цвета существенно зависят от свойств глаза. Объективной же характеристикой остается спектр частот, соответствующий сложному отраженному свету.
Со школьного курса физики мы знаем про оптику. Этот раздел изучает природу света, его свойства, законы, связанные с его распространением.
Благодаря открытию оптики мы знаем, что с помощью призмы можно расщепить белый луч света на целый спектр цветов.
Отсюда следует: Цвет — свойство света.
И еще важный вывод: При взаимодействии с предметом часть спектра будет поглощаться
Спектр и цветовой круг
Среди всех электромагнитных волн видимый свет занимает крайне маленькое пространство.
Но его спектр содержит огромное количество цветов.
Ключевые цвета спектра:
Именно эти цвета и входят в палитру так называемого “цветового круга”. Он состоит из красного, зеленого и синего цвета (RGB).
Вариантов изображения цветового круга великое множество, так что можете выбрать наиболее симпатичный для вас.
Но цветовой круг может включать в себя и другие основные цвета. Как например в модели CMYK (основные цвета — фиолетовый, желтый, голубой).
Отличие моделей RGB и CMYK еще в типе смешивания: в RGB смешивание всех цветов дает белый цвет (он в середине), а в CMYK-модели конечный цвет смешивания — черный. CMYK наиболее удобен при работе с реальными красками, а не с цифрой.
Двенадцатеричный цветовой круг / Цветовой круг Йоханнеса Иттена
Двенадцатеричный цветовой круг — классический. Он помогает подбирать гармоничные цветовые комбинации из двух, трех, четырех и более цветов.
Круг разделен на 12 частей:
Основные цвета — желтый, синий и красный.
Дополнительные цвета — оранжевый, зеленый и фиолетовый.
Между основными и дополнительными оттенками есть переходные цвета (называются по имени основного и дополнительного цвета).
В круге есть разделение на холодные/теплые оттенки:
Теплые — ближе к таким цветам как: оранжевый и желтый.
Холодные — ближе к синему цвету.
Ключевые параметры цвета:
Оттенок/Насыщенность/Яркость
Возникает вопрос: зачем мы так долго разбирали этот самый “цветовой круг” и для чего он нам нужен?
Именно он и является тем самым инструментом, с помощью которого мы в дальнейшем будем определять цветовые гармонии.
О них сейчас и пойдет речь.
Цветовые гармонии
Монохром
Используются те цвета, что находятся рядом друг с другом в цветовом круге: два или три цвета.
Самая распространённая гармония, основана на контрасте двух удаленных или предельно удаленных цветов.
На цветовом круге они расположены друг напротив друга.
Комплиментарные цвета часто используются в кино:
Четыре гармоничных цвета
Это сдвоенные комплиментарные цвета — используются противоположные оттенки.
Свет и цвет: основы основ
Мы окружены
Осознаем мы этого или нет, но мы находимся в постоянном взаимодействии с окружающим миром и принимаем на себя воздействие различных факторов этого мира. Мы видим окружающее нас пространство, постоянно слышим звуки от различных источников, ощущаем тепло и холод, не замечаем, что пребываем под воздействием естественного радиационного фона, а также постоянно находимся в зоне излучения, которое исходит от огромного количества источников сигналов телеметрии, радио и электросвязи. Почти всё вокруг нас испускает электромагнитное излучение. Электромагнитное излучение — это электромагнитные волны, созданные различными излучающими объектами – заряженными частицами, атомами, молекулами. Волны характеризуются частотой следования, длинной, интенсивностью, а также рядом других характеристик. Вот вам просто ознакомительный пример. Тепло, исходящее от горящего костра – это электромагнитная волна, а точнее инфракрасное излучение, причем очень высокой интенсивности, мы его не видим, но можем почувствовать. Врачи сделали рентгеновский снимок – облучили электромагнитными волнами, обладающими высокой проникающей способностью, но мы этих волн не ощутили и не увидели. То, что электрический ток и все приборы, которые работают под его действием, являются источниками электромагнитного излучения, вы все, конечно же, знаете. Но в этой статье я не стану рассказать вам теорию электромагнитного излучения и его физическую природу, я постараюсь более мене простым языком объяснить, что же такое видимый свет и как образуется цвет объектов, которые мы с вами видим. Я начал говорить про электромагнитные волны, чтобы сказать вам самое главное: Свет – это электромагнитная волна, которая испускается нагретым или находящимся в возбужденном состоянии веществом. В роли такого вещества может выступить солнце, лампа накаливания, светодиодный фонарик, пламя костра, различного рода химические реакции. Примеров может быть достаточно много, вы и сами можете привести их в гораздо большем количестве, чем я написал. Необходимо уточнить, что под понятием свет мы будем подразумевать видимый свет. Всё выше сказанное можно представить в виде вот такой картинки (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Место видимого излучения среди других видов электромагнитного излучения.
На Рисунке 1 видимое излучение представлено в виде шкалы, которая состоит из «смеси» различных цветов. Как вы уже догадались – это спектр. Через весь спектр (слева направо) проходит волнообразная линия (синусоидальная кривая) – это электромагнитная волна, которая отображает сущность света как электромагнитного излучения. Грубо говоря, любое излучение – есть волна. Рентгеновское, ионизирующее, радиоизлучение (радиоприемники, телевизионная связь) – не важно, все они являются электромагнитными волнами, только каждый вид излучения имеет разную длину этих волн. Синусоидальная кривая является всего лишь графическим представлением излучаемой энергии, которая изменяется во времени. Это математическое описание излучаемой энергии. На рисунке 1 вы также можете заметить, что изображенная волна как бы немного сжата в левом углу и расширена в правом. Это говорит о том, что она имеет разную длину на различных участках. Длина волны – это расстояние между двумя её соседними вершинами. Видимое излучение (видимый свет) имеет длину волны, которая изменяется в пределах от 380 до 780nm (нанометров). Видимый свет — всего лишь звено одной очень длинной электромагнитной волны.
От света к цвету и обратно
Ещё со школы вы знаете, что если на пути луча солнечного света поставить стеклянную призму, то большая часть света пройдет через стекло, и вы сможете увидеть разноцветные полосы на другой стороне призмы. То есть изначально был солнечный свет — луч белого цвета, а после прохождения через призму разделился на 7 новых цветов. Это говорит о том, что белый свет состоит из этих семи цветов. Помните, я только что говорил, что видимый свет (видимое излучение) — это электромагнитная волна, так вот, те разноцветные полосы, которые получились после прохождения солнечного луча через призму – есть отдельные электромагнитные волны. То есть получаются 7 новых электромагнитных волн. Смотрим на рисунок 2.
Рисунок 2 – Прохождение луча солнечного света через призму.
Каждая из волн имеет свою длину. Видите, вершины соседних волн не совпадают друг с другом: потому что красный цвет (красная волна) имеет длину примерно 625-740nm, оранжевый цвет (оранжевая волна) – примерно 590-625nm, синий цвет (синяя волна) – 435-500nm., не буду приводить цифры для остальных 4-х волн, суть, я думаю, вы поняли. Каждая волна – это излучаемая световая энергия, то есть красная волна излучает красный свет, оранжевая – оранжевый, зеленая – зеленый и т.д. Когда все семь волн излучаются одновременно, мы видим спектр цветов. Если математически сложить графики этих волн вместе, то мы получим исходный график электромагнитной волны видимого света – получим белый свет. Таким образом, можно сказать, что спектр электромагнитной волны видимого света – это сумма волн различной длины, которые при наложении друг на друга дают исходную электромагнитную волну. Спектр «показывает из чего состоит волна». Ну, если совсем просто сказать, то спектр видимого света – это смесь цветов, из которых состоит белый свет (цвет). Надо сказать, что и у других видов электромагнитного излучения (ионизирующего, рентгеновского, инфракрасного, ультрафиолетового и т.д.) тоже есть свои спектры.
Любое излучение можно представить в виде спектра, правда таких цветных линий в его составе не будет, потому, как человек не способен видеть другие типы излучений. Видимое излучение – это единственный вид излучений, который человек может видеть, потому-то это излучение и назвали – видимое. Однако сама по себе энергия определенной длины волны не имеет никакого цвета. Восприятие человеком электромагнитного излучения видимого диапазона спектра происходит благодаря тому, что в сетчатке глаза человека располагаются рецепторы, способные реагировать на это излучение.
Но только ли путем сложения семи основных цветов мы можем получить белый цвет? Отнюдь. В результате научных исследований и практических экспериментов было установлено, что все цвета, которые способен воспринимать человеческий глаз, можно получить смешиванием всего лишь трех основных цветов. Три основных цвета: красный, зеленый, синий. Если с помощью смешивания этих трех цветов можно получить практически любой цвет, значит можно получить и белый цвет! Посмотрите на спектр, который был приведен на рисунке 2, на спектре четко просматриваются три цвета: красный, зеленый и синий. Именно эти цвета лежат в основе цветовой модели RGB (Red Green Blue).
Проверим как это работает на практике. Возьмем 3 источника света (прожектора) — красный, зеленый и синий. Каждый из этих прожекторов излучает только одну электромагнитную волну определенной длины. Красный – соответствует излучению электромагнитной волны длиной примерно 625-740nm (спектр луча состоит только из красного цвета), синий излучает волну длиной 435-500nm (спектр луча состоит только из синего цвета), зеленый – 500-565nm (в спектре луча только зеленый цвет). Три разных волны и больше ничего, нет никакого разноцветного спектра и дополнительных цветов. Теперь направим прожектора так, чтобы их лучи частично перекрывали друг друга, как показано на рисунке 3.
Рисунок 3 — Результат наложения красного, зеленого и синего цветов.
Посмотрите, в местах пересечения световых лучей друг с другом образовались новые световые лучи – новые цвета. Зеленый и красный образовали желтый, зеленый и синий – голубой, синий и красный — пурпурный. Таким образом, изменяя яркость световых лучей и комбинируя цвета можно получить большое многообразие цветовых тонов и оттенков цвета. Обратите внимание на центр пересечения зеленого, красного и синего цветов: в центре вы увидите белый цвет. Тот самый, о котором мы недавно говорили. Белый цвет – это сумма всех цветов. Он является «самым сильным цветом» из всех видимых нами цветов. Противоположный белому – черный цвет. Черный цвет – это полное отсутствие света вообще. То есть там, где нет света — там мрак, там всё становится черным. Пример тому — иллюстрация 4.
Рисунок 4 – Отсутствие светового излучения
Я как-то незаметно перехожу от понятия свет к понятию цвет и вам ничего не говорю. Пора внести ясность. Мы с вами выяснили, что свет – это излучение, которое испускается нагретым телом или находящимся в возбужденном состоянии веществом. Основными параметрами источника света являются длина волны и сила света. Цвет – это качественная характеристика этого излучения, которая определяется на основании возникающего зрительного ощущения. Конечно же, восприятие цвета зависит от человека, его физического и психологического состояния. Но будем считать, что вы достаточно хорошо себя чувствуете, читаете эту статью и можете отличить 7 цветов радуги друг от друга. Отмечу, что на данный момент, речь идет именно о цвете светового излучения, а не о цвете предметов. На рисунке 5 показаны зависимые друг от друга параметры цвета и света.
Рисунки 5 и 6– Зависимость параметров цвета от источника излучения
Существуют основные характеристики цвета: цветовой тон (hue), яркость (Brightness), светлость (Lightness), насыщенность (Saturation).
– Это основная характеристика цвета, которая определяет его положение в спектре. Вспомните наши 7 цветов радуги – это, иначе говоря, 7 цветовых тонов. Красный цветовой тон, оранжевый цветовой тон, зелёный цветовой тон, синий и т.д. Цветовых тонов может быть довольно много, 7 цветов радуги я привел просто в качестве примера. Следует отметить, что такие цвета как серый, белый, черный, а также оттенки этих цветов не относятся к понятию цветовой тон, так как являются результатом смешивания различных цветовых тонов.
– Характеристика, которая показывает, насколько сильно излучается световая энергия того или иного цветового тона (красного, желтого, фиолетового и т.п.). А если она вообще не излучается? Если не излучается – значит, её нет, а нет энергии — нет света, а там где нет света, там черный цвет. Любой цвет при максимальном снижении яркости становится черным цветом. Например, цепочка снижения яркости красного цвета: красный — алый — бордовый — бурый — черный. Максимальное увеличение яркости, к примеру, того же красного цвета даст «максимально красный цвет».
– Степень близости цвета (цветового тона) к белому. Любой цвет при максимальном увеличении светлости становится белым. Например: красный — малиновый — розовый — бледно-розовый — белый.
– Степень близости цвета к серому цвету. Серый цвет является промежуточным цветом между белым и черным. Серый цвет образуется путем смешивания в равных количествах красного, зеленого, синего цвета с понижением яркости источников излучения на 50%. Насыщенность изменяется непропорционально, то есть понижение насыщенности до минимума не означает, что яркость источника будет снижена до 50%. Если цвет уже темнее серого, при понижении насыщенности он станет ещё более темным, а при дальнейшем понижении и вовсе станет черным цветом.
Такие характеристики цвета как цветовой тон (hue), яркость (Brightness), и насыщенность (Saturation) лежат в основе цветовой модели HSB (иначе называемая HCV).
Для того чтобы разобраться в этих характеристиках цвета, рассмотрим на рисунке 7 палитру цветов графического редактора Adobe Photoshop.
Рисунок 7 – Палитра цветов Adobe Photoshop
Если вы внимательно посмотрите на рисунок, то обнаружите маленький кружочек, который расположен в самом верхнем правом углу палитры. Этот кружочек показывает, какой цвет выбран на цветовой палитре, в нашем случае это красный. Начнем разбираться. Сначала посмотрим на числа и буквы, которые расположены в правой половине рисунка. Это параметры цветовой модели HSB. Самая верхняя буква – H (hue, цветовой тон). Он определяет положение цвета в спектре. Значение 0 градусов означает, что это самая верхняя (или нижняя) точка цветового круга – то есть это красный цвет. Круг разделен на 360 градусов, т.е. получается, в нем 360 цветовых тонов. Следующая буква – S (saturation, насыщенность). У нас указано значение 100% — это значит, что цвет будет «прижат» к правому краю цветовой палитры и имеет максимально возможную насыщенность. Затем идет буква B (brightness, яркость) – она показывает, насколько высоко расположена точка на палитре цветов и характеризует интенсивность цвета. Значение 100% говорит о том, что интенсивность цвета максимальна и точка «прижата» к верхнему краю палитры. Буквы R(red), G(green), B(blue) — это три цветовых канала (красный, зеленый, синий) модели RGB. В каждом в каждом из них указывается число, которое обозначает количество цвета в канале. Вспомните пример с прожекторами на рисунке 3, тогда мы выяснили, что любой цвет может быть получен путем смешивания трех световых лучей. Записывая числовые данные в каждый из каналов, мы однозначно определяем цвет. В нашем случае 8-битный канал и числа лежат в диапазоне от 0 до 255. Числа в каналах R, G, B показывают интенсивность света (яркость цвета). У нас в канале R указано значение 255, а это значит, что это чистый красный цвет и у него максимальная яркость. В каналах G и B стоят нули, что означает полное отсутствие зеленого и синего цветов. В самой нижней графе вы можете увидеть кодовую комбинацию #ff0000 — это код цвета. У любого цвета в палитре есть свой шестнадцатиричный код, который определяет цвет. Есть замечательная статья Теория цвета в цифрах, в которой автор рассказывает как определять цвет по шестнадцатеричному коду.
На рисунке вы также можете заметить перечеркнутые поля числовых значений с буквами «lab» и «CMYK». Это 2 цветовых пространства, по которым тоже можно характеризовать цвета, о них вообще отдельный разговор и на данном этапе незачем вникать в них пока не разберетесь с RGB.
Можете открыть цветовую палитру Adobe Photoshop и поэксперовать со значением цветов в полях RGB и HSB. Вы заметите, что изменение числовых значений в каналах R, G, и B приводит к изменению числовых значений в каналах H, S, B.
Цвет объектов
Пора поговорить о том, как так получается, что окружающие нас предметы принимают свой цвет, и почему он меняется при различном освещении этих предметов.
Объект можно увидеть, только если он отражает или пропускает свет. Если же объект почти полностью поглощает падающий свет, то объект принимает черный цвет. А когда объект отражает почти весь падающий свет, он принимает белый цвет. Таким образом, можно сразу сделать вывод о том, что цвет объекта будет определяться количеством поглощенного и отраженного света, которым этот объект освещается. Способность отражать и поглощать свет определятся молекулярной структурой вещества, иначе говоря — физическими свойствами объекта. Цвет предмета «не заложен в нем от природы»! От природы в нем заложены физические свойства: отражать и поглощать.
Цвет объекта и цвет источника излучения неразрывно связаны между собой, и эта взаимосвязь описывается тремя условиями.
— Первое условие: Цвет объект может принимать только при наличии источника освещения. Если нет света, не будет и цвета! Красная краска в банке будет выглядит черной. В темной комнате мы не видим и не различаем цветов, потому что их нет. Будет черный цвет всего окружающего пространства и находящихся в нем предметов.
— Второе условие: Цвет объекта зависит от цвета источника освещения. Если источник освещения красный светодиод, то все освещаемые этим светом объекты будут иметь только красные, черные и серые цвета.
— И наконец, Третье условие: Цвет объекта зависит от молекулярной структуры вещества, из которого состоит объект.
Зеленая трава выглядит для нас зеленой, потому что при освещении белым светом она поглощает красную и синюю волну спектра и отражает зеленую волну (Рисунок 8).
Рисунок 8 – Отражение зеленой волны спектра
Бананы на рисунке 9 выглядят желтыми, потому что они отражают волны, лежащие в желтой области спектра (желтую волну спектра) и поглощает все остальные волны спектра.
Рисунок 9 – Отражение желтой волны спектра
Собачка, та что изображена на рисунке 10 – белая. Белый цвет – результат отражения всех волн спектра.
Рисунок 10 – Отражение всех волн спектра
Цвет предмета – это цвет отраженной волны спектра. Вот так предметы приобретают видимый нами цвет.
В следующей статье речь пойдет о новой характеристике цвета — цветовой температуре.