Узбеки и татары что общего

Об этногенезе тюрков

В младшем и среднем казахских с жузах, власть передавалась по линиям потомков Чингисхана вплоть до отмены ханского руководства – 1822-1825 и вхождения этих земель в состав России.

Берши ассимилировались с башкирами, которые являются коренным народом России, как и татары.

В распоряжении исследователей сейчас есть такой важный инструмент, как ДНК – генеалогия. Этот метод должен использоваться для подтверждения или опровержения исторических гипотез. На одной ДНК – генеалогии нельзя построить историю – важны данные археологов, лингвистов. Но данные археологов – это сувениры, орудиях труда, украшения. Кроме того, государственная политика многих стран не содействует поиску исторических истин и причин войн, конфликтов, переселения народов.

Данные самой ДНК – генеалогии могут интерпретироваться по-разному. Например, некоторые учёные относят к славянам R1a – однако у киргизов R1a – около 68%, и это не славянский народ. Вероятно, предками славян были народы с гаплогруппой I, I1 вышли к Балтийскому морю через Западную Европу, а южные славяне I2 пришли на Русскую равнину через Анатолию.

Исследования показывают, что народы Восточной Европы идентичны по своим статистикам гаплогрупп.

Киргизский народ, по данным ДНК- генеалогии, произошёл от скифов, и имеет все характерные для тюрков гаплогруппы. У киргизов есть линии аргынов, найманов и кипчаков.

(R1a + N + С + О + D + G1 + Q1 + R2 + Т)

Мы можем относить к тюркам те народы, которые имеют похожие языки, похожие культурные обычаи, общую историю, общую генеалогию, при том, что статистика гаплогрупп не всегда показывает общие закономерности и влияние племён – здесь уже приводился пример венгерского народа, у венгров только 2% N, но язык хунну.

Источник

Рафаэль Хакимов: «Узбеки и казахи выстраивают свою государственность, не связывая прошлое с татарами»

«Великая Татария» казанского историка. Часть 11-я

Научный руководитель Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Как возникла Великая Татария и чем она стала». В ней казанский ученый делится своей интерпретацией исторических событий в Евразии, заметное место в которых занимали татары и их предки. «Реальное время» продолжает публикацию отрывков из этого сочинения (см. ч. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).

Узбеки, узбеки-казахи и другие

Балкары, карачаевцы когда-то имели общие корни с татарами, да и азербайджанцы до революции назывались кавказскими, а кумыки — дагестанскими татарами, ногайцы — ногайскими или степными татарами. Конечно, культура и язык азербайджанцев отличаются от татарского, но их ханства возглавляли Хулагуиды — прямые потомки Чингисхана, что дало основание для названия «кавказские татары». Язык балкар, карачаевцев, кумыков близок к татарскому.

Государство кумыков под названием «Шамхальство Тарковское» входило в Золотую Орду. Его исторические корни уходят вглубь веков ко временам гуннов и хазар. Коренным населением «владения казыкумыцкого», по свидетельству Ф. Симоновича (1796 год), являлись дагестанские татары (кумыки).

Первый правитель кумыков — шамхал — носил имя Ахсибар (Аксувар). Он был ответвлением династии чингизидов. Кумыкская армия принимала совместно с другими улусами Золотой Орды участие в борьбе с Тамерланом. Шамхальство в годы расцвета занимало территорию от Каспийского моря до современной Кабардино-Балкарии. К началу XVI века его столица находилась в городе Тарки на территории современной Махачкалы.

Узбеки и татары что общегоШаухальство Тарковское (Шевкальское царство) в XV–XVI вв. и его вассальные территории. Составитель — С. Багаутдинов

Узбеки и татары что общегоАвтор: Adam Olearius, 1695 — OLEARIUS, A. — Tarku Urbs Tartaroum in Dagestan ad mare Caspium, 1695

Во второй половине XVII века со смертью шамхала Супхая, сына Герея, в государстве усилились центробежные тенденции. В результате Каспийского похода Петра I в 1722 году Шамхальство стало вассалом Российской империи, а в 1725 году оно было ликвидировано. Однако шах Ирана Надир-Шах Афшар восстановил его. В 1786 году утратившее былую силу из-за междоусобиц кумыкское государство окончательно вошло в состав империи.

Происхождение узбеков и казахов тесно связано с историей Золотой Орды. Сегодня эти народы выстраивают свою государственность, не связывая прошлое с татарами. Однако сохранились источники, свидетельствующие об исторических связях татар, узбеков и казахов.

В истории Центральной Азии значительную роль сыграл Сибирский юрт (ханство). К сожалению, история этого ханства плохо изучена, его значение недооценено. В период становления Золотой Орды власть над территорией будущего Сибирского юрта получили Шейбаниды. По данным Абуль-Гази, Бату-хан в 1238 году выделил Шыбану для кочевья обширный удел на Южном Урале и в Казахстане с напутствием: «…Юрт, в котором ты будешь жить, будет между моим юртом и юртом старшего моего брата Ичена: летом ты живи на восточной стороне Яика, по рекам Иргизсувук, Орь, Илек до горы Урала, а во время зимы живи в Аракуме, Каракуме и по берегам Сыр-Дарьи при устьях рек Чуй-су и Сары-су».

Первоначальные владения Шыбана охватывали территории Южного Урала и Западного Казахстана. Затем были присоединены земли современного Казахстана и Западной Сибири. Именно Шейбанидское ханство стало основой для последующего формирования Тюменского, Сибирского, Узбекского (Бухарского) и Казахского ханств. Основателем Сибирского юрта или государства кочевых узбеков стал Хаджи-Мухаммад (1421 год).

Территориально ханство граничило с Пермской землей, Казанским ханством, Ногайской Ордой и телеутами. Население государства Шейбанидов называлось «узбеками» без этнической привязки.

Узбеки и татары что общего

Летописец Фазлаллах ибн Рузбехан Исфахани разделял «узбеков» на три группы — узбеков-казахов, узбеков, относящихся к улусу Шыбана, и мангытов: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингисхана. Одно — шибаниты, и Его Ханское Величество (Мухаммад Шейбани хан) после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя — казахи, которые славны во всем мире силой и неустрашимостью, и третье племя — мангыты, из них цари астраханские. Один край владений узбеков граничит с океаном, другой — с Туркестаном, третий — с Дербендом, четвертый — с Хорезмом и пятый — с Астрабадом». Термин «узбек» приобрел этническое значение только в XVI веке, после завоевания Мухаммад Шейбани-ханом Мавераннахра и создания Узбекского государства с центром в Бухаре.

Государство Сибирских Шейбанидов (1446 год — начало ХVI века), созданное после откочевки Узбекских Шейбанидов на юг, стали называть Тюменским ханством.

В 1563—1598 годах государство Сибирских Шейбанидов находилось в зависимости от Шейбанидов Бухары. Завершающий период истории династии (первая треть ХVII века) характерен безуспешной попыткой восстановить свою власть в Западной Сибири. Такие претензии выдвигались вплоть до 1660-х годов.

Узбеки и татары что общегоАбдулла-хан II — узбекский хан из династии Шейбанидов

Этнический состав населения Узбекского ханства был в основном идентичен населению другого осколка Улуса Орда-Эджена — Ногайской Орды и состоял из родственных племен — канглы, конграты, кыпчаки, мангыты, уйсуны, аргыны, карлуки. Кроме них, источники называют племена буркутов, утарчи, чимбасов, кенегасов, дурманов, карлаутов, таймасов, шадбаклы, маджаров и др. Многие из этих племен ныне известны в составе казахских жузов.

Внутриполитическое положение Узбекского ханства было непрочным. Ему пришлось вести борьбу с многочисленными потомками Джучи, претендовавшими на верховную власть в Узбекском улусе.

В 1460 году недовольные жесткой политикой Абулхайра чингизиды Жанибек и Керей со своими подданными откочевали на восток в Семиречье, в Могулистан, где создали Казахское ханство. Они стали называть себя узбек-казаками («свободные узбеки»).

Мухаммад Хайдар-дуглат в «Тарих-и Рашиди» пишет: «В то время в Дашт-и-Кипчаке владычествовал Абу-л-Хайр-хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Джанибек-хан и Кирай-хан бежали от него в Могулистан. Исан-Буга-хан охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши, который составляет западную окраину Могулистана. В то время, как они благоденствовали там, узбекский улус после смерти Абу-л-Хайр-хана пришел в расстройство; [в нем] начались большие неурядицы. Большая часть [его подданных] откочевала к Кирай-хану и Джанибек-хану, так что число [собравшихся] около них [людей] достигло двухсот тысяч человек. За ними утвердилось название узбеки-казахи [узбак-казак]. Начало правления казахских султанов с восемьсот семидесятого года (1465/1466), а Аллах лучше знает».

Узбеки и татары что общего

Последующая история Казахского ханства показывает, что оно окончательно утратило связи с золотоордынским наследием, за исключением династической традиции.

Узбеки и татары что общего

При Тауке-хане (1680—1715 годы) Казахское ханство было разделено на жузы, в каждом из которых правила своя ветвь потомков Джанибек-хана. С 1770-х годов казахские ханы оказались в зависимости от Российской империи.

Так складывались различия между татарами, узбеками и казахами. В Центральной Азии чагатайское наречие испытало влияние фарси, на этой базе в последующем появился современный узбекский язык.

Узбеки и татары что общегоХан Абулхаир. Джон Кэстль, 1736 г.

Другие тюркские народы или этнические группы татар оказались в ситуации относительной изоляции, развивая свои локальные особенности. В современную эпоху многие названия этнокультурных групп произошли в зависимости от территории проживания. Тюрко-татары, которые жили в Сибири, стали называться «сибирскими татарами», татары Крыма стали «крымскими татарами», в Астрахани — «астраханскими», те, кто жил на мещерской земле, стали «мишарями» (великий князь Василий выделил татарам в Мещерской земле особый удел для сына Улу Мухаммеда Касима, который получил название Касимовского царства), и т. д.

Можно согласиться с тем, что у какого-то народа больше кыпчакской или карлукской «крови», а у кого-то сильнее влияние булгар, где-то сказалась хазарская наследственность, а где-то угорская. Все существующие сегодня тюркские народы — своеобразный сплав разных племен. Но по большему счету все они носители единой в прошлом культуры, опирающейся на поразительную устойчивость тюрко-татарских наречий.

Источник

Рафаэль Хакимов: «Узбеки и казахи выстраивают свою государственность, не связывая прошлое с татарами»

«Великая Татария» казанского историка. Часть 11-я

Научный руководитель Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Как возникла Великая Татария и чем она стала». В ней казанский ученый делится своей интерпретацией исторических событий в Евразии, заметное место в которых занимали татары и их предки. «Реальное время» продолжает публикацию отрывков из этого сочинения (см. ч. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).

Узбеки, узбеки-казахи и другие

Балкары, карачаевцы когда-то имели общие корни с татарами, да и азербайджанцы до революции назывались кавказскими, а кумыки — дагестанскими татарами, ногайцы — ногайскими или степными татарами. Конечно, культура и язык азербайджанцев отличаются от татарского, но их ханства возглавляли Хулагуиды — прямые потомки Чингисхана, что дало основание для названия «кавказские татары». Язык балкар, карачаевцев, кумыков близок к татарскому.

Государство кумыков под названием «Шамхальство Тарковское» входило в Золотую Орду. Его исторические корни уходят вглубь веков ко временам гуннов и хазар. Коренным населением «владения казыкумыцкого», по свидетельству Ф. Симоновича (1796 год), являлись дагестанские татары (кумыки).

Первый правитель кумыков — шамхал — носил имя Ахсибар (Аксувар). Он был ответвлением династии чингизидов. Кумыкская армия принимала совместно с другими улусами Золотой Орды участие в борьбе с Тамерланом. Шамхальство в годы расцвета занимало территорию от Каспийского моря до современной Кабардино-Балкарии. К началу XVI века его столица находилась в городе Тарки на территории современной Махачкалы.

Узбеки и татары что общегоШаухальство Тарковское (Шевкальское царство) в XV–XVI вв. и его вассальные территории. Составитель — С. Багаутдинов

Узбеки и татары что общегоАвтор: Adam Olearius, 1695 — OLEARIUS, A. — Tarku Urbs Tartaroum in Dagestan ad mare Caspium, 1695

Во второй половине XVII века со смертью шамхала Супхая, сына Герея, в государстве усилились центробежные тенденции. В результате Каспийского похода Петра I в 1722 году Шамхальство стало вассалом Российской империи, а в 1725 году оно было ликвидировано. Однако шах Ирана Надир-Шах Афшар восстановил его. В 1786 году утратившее былую силу из-за междоусобиц кумыкское государство окончательно вошло в состав империи.

Происхождение узбеков и казахов тесно связано с историей Золотой Орды. Сегодня эти народы выстраивают свою государственность, не связывая прошлое с татарами. Однако сохранились источники, свидетельствующие об исторических связях татар, узбеков и казахов.

В истории Центральной Азии значительную роль сыграл Сибирский юрт (ханство). К сожалению, история этого ханства плохо изучена, его значение недооценено. В период становления Золотой Орды власть над территорией будущего Сибирского юрта получили Шейбаниды. По данным Абуль-Гази, Бату-хан в 1238 году выделил Шыбану для кочевья обширный удел на Южном Урале и в Казахстане с напутствием: «…Юрт, в котором ты будешь жить, будет между моим юртом и юртом старшего моего брата Ичена: летом ты живи на восточной стороне Яика, по рекам Иргизсувук, Орь, Илек до горы Урала, а во время зимы живи в Аракуме, Каракуме и по берегам Сыр-Дарьи при устьях рек Чуй-су и Сары-су».

Первоначальные владения Шыбана охватывали территории Южного Урала и Западного Казахстана. Затем были присоединены земли современного Казахстана и Западной Сибири. Именно Шейбанидское ханство стало основой для последующего формирования Тюменского, Сибирского, Узбекского (Бухарского) и Казахского ханств. Основателем Сибирского юрта или государства кочевых узбеков стал Хаджи-Мухаммад (1421 год).

Территориально ханство граничило с Пермской землей, Казанским ханством, Ногайской Ордой и телеутами. Население государства Шейбанидов называлось «узбеками» без этнической привязки.

Узбеки и татары что общего

Летописец Фазлаллах ибн Рузбехан Исфахани разделял «узбеков» на три группы — узбеков-казахов, узбеков, относящихся к улусу Шыбана, и мангытов: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингисхана. Одно — шибаниты, и Его Ханское Величество (Мухаммад Шейбани хан) после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя — казахи, которые славны во всем мире силой и неустрашимостью, и третье племя — мангыты, из них цари астраханские. Один край владений узбеков граничит с океаном, другой — с Туркестаном, третий — с Дербендом, четвертый — с Хорезмом и пятый — с Астрабадом». Термин «узбек» приобрел этническое значение только в XVI веке, после завоевания Мухаммад Шейбани-ханом Мавераннахра и создания Узбекского государства с центром в Бухаре.

Государство Сибирских Шейбанидов (1446 год — начало ХVI века), созданное после откочевки Узбекских Шейбанидов на юг, стали называть Тюменским ханством.

В 1563—1598 годах государство Сибирских Шейбанидов находилось в зависимости от Шейбанидов Бухары. Завершающий период истории династии (первая треть ХVII века) характерен безуспешной попыткой восстановить свою власть в Западной Сибири. Такие претензии выдвигались вплоть до 1660-х годов.

Узбеки и татары что общегоАбдулла-хан II — узбекский хан из династии Шейбанидов

Этнический состав населения Узбекского ханства был в основном идентичен населению другого осколка Улуса Орда-Эджена — Ногайской Орды и состоял из родственных племен — канглы, конграты, кыпчаки, мангыты, уйсуны, аргыны, карлуки. Кроме них, источники называют племена буркутов, утарчи, чимбасов, кенегасов, дурманов, карлаутов, таймасов, шадбаклы, маджаров и др. Многие из этих племен ныне известны в составе казахских жузов.

Внутриполитическое положение Узбекского ханства было непрочным. Ему пришлось вести борьбу с многочисленными потомками Джучи, претендовавшими на верховную власть в Узбекском улусе.

В 1460 году недовольные жесткой политикой Абулхайра чингизиды Жанибек и Керей со своими подданными откочевали на восток в Семиречье, в Могулистан, где создали Казахское ханство. Они стали называть себя узбек-казаками («свободные узбеки»).

Мухаммад Хайдар-дуглат в «Тарих-и Рашиди» пишет: «В то время в Дашт-и-Кипчаке владычествовал Абу-л-Хайр-хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Джанибек-хан и Кирай-хан бежали от него в Могулистан. Исан-Буга-хан охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши, который составляет западную окраину Могулистана. В то время, как они благоденствовали там, узбекский улус после смерти Абу-л-Хайр-хана пришел в расстройство; [в нем] начались большие неурядицы. Большая часть [его подданных] откочевала к Кирай-хану и Джанибек-хану, так что число [собравшихся] около них [людей] достигло двухсот тысяч человек. За ними утвердилось название узбеки-казахи [узбак-казак]. Начало правления казахских султанов с восемьсот семидесятого года (1465/1466), а Аллах лучше знает».

Узбеки и татары что общего

Последующая история Казахского ханства показывает, что оно окончательно утратило связи с золотоордынским наследием, за исключением династической традиции.

Узбеки и татары что общего

При Тауке-хане (1680—1715 годы) Казахское ханство было разделено на жузы, в каждом из которых правила своя ветвь потомков Джанибек-хана. С 1770-х годов казахские ханы оказались в зависимости от Российской империи.

Так складывались различия между татарами, узбеками и казахами. В Центральной Азии чагатайское наречие испытало влияние фарси, на этой базе в последующем появился современный узбекский язык.

Узбеки и татары что общегоХан Абулхаир. Джон Кэстль, 1736 г.

Другие тюркские народы или этнические группы татар оказались в ситуации относительной изоляции, развивая свои локальные особенности. В современную эпоху многие названия этнокультурных групп произошли в зависимости от территории проживания. Тюрко-татары, которые жили в Сибири, стали называться «сибирскими татарами», татары Крыма стали «крымскими татарами», в Астрахани — «астраханскими», те, кто жил на мещерской земле, стали «мишарями» (великий князь Василий выделил татарам в Мещерской земле особый удел для сына Улу Мухаммеда Касима, который получил название Касимовского царства), и т. д.

Можно согласиться с тем, что у какого-то народа больше кыпчакской или карлукской «крови», а у кого-то сильнее влияние булгар, где-то сказалась хазарская наследственность, а где-то угорская. Все существующие сегодня тюркские народы — своеобразный сплав разных племен. Но по большему счету все они носители единой в прошлом культуры, опирающейся на поразительную устойчивость тюрко-татарских наречий.

Источник

Узбекские татары: знаменитые просветители, первые печатники и строители-комсомольцы

История татарской диаспоры в одной из крупнейших стран Средней Азии

Узбекистан и Татарстан связывают давние исторические и культурные связи. На прошлой неделе среднеазиатскую республику посетили две делегации из Казани: сначала вице-премьер РТ Василь Шайхразиев в сопровождении ученых, а затем — президент Татарстана Рустам Минниханов. В связи с этим историк и колумнист «Реального времени» Булат Хамидуллин, побывавший на днях в Бухаре и Самарканде, в сегодняшней авторской колонке рассказывает о татарской диаспоре Узбекистана и ее видных деятелях.

Как мы знаем, в конце прошлой недели президент Республики Татарстан Рустам Минниханов приезжал в Республику Узбекистан для участия в первом Форуме межрегионального сотрудничества между Россией и Узбекистаном. Первым делом после прибытия в Ташкент он решил увидеться с представителями татарской диаспоры Республики Узбекистан. Встреча прошла в Кабинете министров Республики Узбекистан и была достаточно подробно освещена в СМИ нашей республики.

Татарская диаспора Узбекистана

На сегодняшний день в Узбекистане проживает одна из крупнейших татарских диаспор — общее количество татар РУ превышает 200 тысяч человек, из них около 150 тысяч проживает в Ташкенте и Ташкентской области. С Узбекистаном татар и Татарстан связывают многовековые многогранные исторические, политические, экономические, научные, культурные и иные взаимоотношения. Доподлинно известно, что уже в начале X века, в 920—921 годах, было организовано посольство правителя Волжско-Камской Булгарии Алмуша в Бухару и Багдад. Его возглавил булгарский бек Абдаллах ибн Башту. Волжская Булгария на всем протяжении своей истории имела тесные дипломатические и экономические связи с Хорезмом. В XIII—XV веках предки современных татар и узбеков (а также казахов, ногайцев и т. д.) были основным городским и кочевым населением могущественной Золотой Орды, политическими наследниками которой являлись татарские ханства от Крыма до Сибири, а также Узбекское ханство. Правителями всех этих государств были Чингизиды-Джучиды. Позднее татарские купцы и дипломаты (например, оренбургский купец, один из руководителей «Ташкентского каравана» 1741—1742 годов Шубай Арсланов, российский дипломат, возглавлявший посольство в Бухаре в 1780-е годы Мендияр Бекчурин и многие другие) сыграли важную роль в налаживании политических и торговых отношений России с Кокандским и Хивинским ханствами и с Бухарским эмиратом. В XVIII—XIX веках многие татары, в том числе будущие всемирно известные татарские богословы и религиозные деятели, ученые и просветители Габденнаср Курсави, Шигабутдин Марджани, Утыз Имяни, Мурад Рамзи и др., получили образование в медресе Бухары и Самарканда.

Узбеки и татары что общего

Встреча в Бухаре. 16 октября 2018 года. Фото с сайта ВКТ

Волны переселенцев-татар с Поволжья были отмечены в Узбекистане уже с середины XVI века после утери татарами в 1552 году Казани и в 1556 году Астрахани. В качестве постоянных жителей татары Поволжья стали селиться на территории современного Узбекистана в конце XVIII века. Так, например, самая большая татарская община, аул Ногай-Курган, возник на рубеже XVIII—XIX веков в окрестностях Ташкента, ныне он находится в городской черте в Сергелийском районе на юге Ташкента. Здесь более 200 лет совместно живут татары и узбеки, причем татары сохраняют свой родной язык, традиции и обычаи, поддерживая активную связь с исторической родиной.

В 1870-х годах в Ташкенте образовалась Татарская слобода (махалля), которая находилась вблизи Бешагачских ворот. Улица вдоль арыка Анхор получила название «Татарская» (ныне улица Тураба Тулы). Во второй половине XIX века в Ташкенте действовали татарские мектебы, медресе и мечети. В европейском квартале Ташкента была построена татарская соборная мечеть (разрушена в 1929 году), рядом располагался торговый пассаж «Братья Яушевы». Большая масса татар-выходцев из Волго-Уральского региона осела на территории Узбекистана в советский период, чему способствовали голод 1921—1922 годов, коллективизация, строительство новых промышленных объектов в 1950—1980-е годы и т. д. По переписи 1989 года, в Узбекистане татары составляли 2,36% от общей численности населения (тогда татар было 467,8 тыс. человек), а на сегодняшний день, повторюсь, это одна из крупнейших татарских диаспор за рубежами Российской Федерации.

Распределение татар по регионам Республики Узбекистан (сведения предоставлены Представительством РТ в Республике Узбекистан)

Количество (тыс. чел.)

Ташкент и Ташкентская область

Джизак и Джизакская область

Самарканд и Самаркандская область

Бухара и Бухарская область

Навои и Навоийская область

Ургенч и Хорезмская область

Карши и Кашкадарьинская область

Фергана и Ферганская область

Татары внесли большой вклад в становление и развитие узбекской национальной культуры. Так, например, первые узбекские печатные книги были изданы в типографии Казанского университета, Шагимардан Ибрагимов перевел с арабского на узбекский язык книгу «Тысяча и одна ночь», явился автором первой печатной книги на узбекском языке («Календарь на 1871 год»), Ш.Б. Биккулов участвовал в организации в Ташкенте и Хиве первых узбекских национальных типографий. Татары-джадиды открыли десятки узбекских школ. Значительная работа проводилась по организации периодической печати (газеты и журналы «Асия», «Киняш» («Совет», — прим. ред.), «Улуг Туркестан», «Шураи Ислам». Кстати, ежегодно в Узбекистане 27 июня отмечается День печати — в честь выхода в свет 14 июня 1906 года первой узбекской газеты «Тарракий» («Прогресс»), главным редактором которой был известный татарский общественный и политический деятель Исмаил Габитов. Одновременно в собственно татарских дореволюционных периодических изданиях (газета «Вакыт» («Время», — прим. ред.), журнал «Шура» («Совет», — прим. ред.) и др.) широко освещались насущные проблемы тюркоязычных народов Средней Азии.

В послеоктябрьский период татары занимали ответственные посты в органах власти и государственного управления Бухарской Народной Советской Республики и Туркестанской АССР (А.К. Акчурин, А.В. Алимбеков, Ш.Г. Ахмадиев, Г.С. Баимбетов, М.К. Будайли, И.Г. Габитов, Ю.И. Ибрагимов, К.Х. Исмаев, Ф.Ф. Султанбеков, К.А. Хакимов, Н.Х. Хусаинов, Б. Шегабутдинов). Татарские деятели культуры (Байкины, З. Баязитский, Ф. Ильская, Г. Камал, Ф. Камалова, Н.Н. Сакаев, Ш.Г. Шамильский и др.) способствовали становлению узбекского национального театрального искусства. Многие из них в 1919—1920 годах работали в Ташкентском татарском театре.

Узбеки и татары что общего

Круглый стол памяти Ш. Марджани. Бухара. 16 октября 2018 года

Татарские работники просвещения, в том числе педагоги, внесли большой вклад в подготовку кадров узбекской национальной интеллигенции. В 1918—1925 годах ими были разработаны учебники и программы для узбекских школ Туркестанской Республики. В Узбекистане преподавали С.Н. Бикбулатов, Г. Буби, М.Т. Муштариев, Г. Файзи и многие другие татары. До 1937 года во всех городах республики функционировали общеобразовательные татарские школы (в том числе в Ташкенте — им. Ш. Марджани, им. Г. Ибрагимова, им. М. Вахиди, им. К. Насыри), а в Ташкенте работал Татарский институт просвещения.

В 1920—1923 годах в Бухаре выходила газета «Бухара ахбары» («Бухарские новости», — прим. ред.), в Ташкенте в 1919 году — журнал «Шарык» («Восток», — прим. ред.), в 1921 году — журнал «Кызыл юл» («Красный путь», — прим. ред.), в 1923 году — журналы «Бэйналмилял», «Магариф атнасы» («Неделя просвещения», — прим. ред.), «Очкын» («Искра», — прим. ред.) на татарском языке.

В Союзе писателей Узбекистана работала татарская секция, которая включала несколько десятков писателей. Кстати, отмечу попутно, что в советские годы мой папа — Лирон Хамидуллин — проделал огромную работу (как переводчик и составитель книг) по пропаганде узбекской и каракалпакской литературы в ТАССР и наоборот — татарской литературы в Узбекской ССР и Каракалпакской АССР. В советские годы татары играли видную роль в деятельности творческих организаций, учреждений науки и образования Узбекской ССР, принимали активное участие в развитии промышленного потенциала республики. В годы Великой Отечественной войны 18 героев Советского Союза и пять полных кавалеров ордена «Слава» были татарами-узбекистанцами, воевавшими с фашистами.

С Узбекистаном связаны жизнь и деятельность большого количества известных татар. О многих из них имеется достаточно подробная информация в 6-томной «Татарской энциклопедии». Это, например, артистка балета Галия Измайлова, архитектор Мидхат Булатов, живописец Чингиз Ахмаров (у меня есть его картина акварелью, подаренная мне в честь рождения моего сына Тахира), живописец и скульптор Баки Урманче, кинодраматург Роза Хуснутдинова, писатели Явдат Ильясов, Рауль Мир-Хайдаров, композиторы Румиль Вильданов и Энмарк Салихов, огромное количество ученых, спортсменов и т. д.

Узбеки и татары что общего

Встреча в Самарканде. 17 октября 2018 года

В 1990 году в Ташкенте был образован Татарский общественный культурно-просветительный центр. С 1992 года в Ташкенте работает постоянное представительство РТ в Узбекистане, в 1998 году была образована Национально-культурная автономия узбеков Казани, в 2001 году зарегистрирована Национально-культурная автономия узбеков РТ (в 2002 году — около 5 тыс. человек), между нашими братскими республиками подписаны соглашения, проводятся перекрестные Дни культуры и т. д. и т. п. В настоящее время в Узбекистане ежегодно проводятся татарские национальные праздники, празднуются дни памяти знаменитых татарских писателей, поэтов, видных общественных деятелей: Г. Тукая, М. Джалиля, Г. Исхаки, С. Садыковой, Р. Яхина и др. В центральном Дворце «Туркистон» торжественно отмечаются Дни Татарстана.

За 2017 год товарооборот между Татарстаном и Узбекистаном вырос в 2 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 92,7 млн долларов. А за первую половину 2018 года внешнеторговый оборот составил 41,3 млн долларов. Узбекистан интересует не только продукция нефтехимической промышленности Татарстана, большой интерес вызывает и продукция татарстанского машиностроения. К примеру, ныне парк автомобилей КАМАЗ на территории Узбекистана составляет почти 14 тыс. единиц.

Научный десант из Казани

15—17 октября Бухару и Самарканд посетила делегация нашей республики во главе с заместителем премьер-министра РТ, председателем национального совета «Милли шура» Василем Габтелгаязовичем Шайхразиевым.

16 октября в Бухаре с участием ученых и специалистов из Татарстана состоялся круглый стол, посвященный 200-летию выдающегося татарского ученого и просветителя Шигабутдина Марджани. Отмечу, что в 1838—1849 годах он обучался в медресе «Кукельташ» и «Мир Араб» в Бухаре, «Ширдар» в Самарканде, одновременно брал уроки у авторитетных на Востоке богословов и изучал самостоятельно в библиотеках и архивохранилищах труды выдающихся представителей мусульманской науки и литературы. Здесь Марджани написал несколько трактатов, в том числе о методах обучения естественным наукам, увлекся сбором и копированием древних и средневековых письменных исторических источников и историографической литературы, сведения которых позднее активно использовал в своих научных исследованиях (подробнее обо всем этом я писал в журнале «Tatarica» в №1 2018 года, со ссылками на труды исследователей жизнедеятельности нашего великого богослова и ученого).

В рамках этого же визита прошли теплые встречи с татарской общественностью Бухары (16 октября) и Самарканда (17 октября), где В.Г. Шайхразиев рассказал собравшимся о современном Татарстане, работе Всемирного конгресса татар, о плодотворном сотрудничестве с татарами Узбекистана, подарил краткую иллюстрированную энциклопедию «Татарстан», энциклопедию «Габдулла Тукай» (подготовленные сотрудниками ИТЭР АН РТ и ИЯЛИ АН РТ) и другие книги. Руководитель татаро-башкирского общества Бухары Равиль Исхаков рассказал нам о работе Татаро-башкирского национально-культурного центра Бухары и Бухарской области, а председатель самаркандского областного культурного центра татар и башкир Ахмед Субханкулов — о деятельности татар Самарканда. На этих встречах обсудили также многие иные вопросы, касающиеся татарской диаспоры Узбекистана.

Узбеки и татары что общего

С татарами Самарканда. 17 октября 2018 года

Энциклопедия «Татары Узбекистана»

В 2017 году Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан, сотрудником которого я являюсь, издал краткую иллюстрированную энциклопедию «Татары Казахстана». В 2018 году наш институт в рамках государственного задания Республики Татарстан и при поддержке Исполкома Всемирного конгресса татар начал работу по подготовке научно-справочного издания «Татары Узбекистана», выход которого планируется в ближайшие годы. Книга «Татары Узбекистана» будет представлять собой систематизированный свод знаний о татарской диаспоре Узбекистана, о взаимосвязях Татарстана и Узбекистана. В нем большое место займут статьи об истории татар Узбекистана, местах их компактного проживания, обычаях и обрядах, национальных праздниках, о культурных, конфессиональных и общественно-политических организациях, биографические статьи о видных татарских государственных, общественных и военных деятелях, ученых, писателях, деятелях культуры и искусства, спортсменах, своей жизнью и творчеством связанных с Узбекистаном (в прошлом и в настоящем), а также о выдающихся татарах и татарстанцах, внесших значительный вклад в развитие научных, культурных, экономических и политических связей между Узбекистаном и Республикой Татарстан.

Эту информацию татарская диаспора Узбекистана получила из уст заместителя премьер-министра Республики Татарстан, председателя национального совета «Милли шура» Василя Шайхразиева, вице-президента Академии наук РТ, заместителя председателя национального совета «Милли шура» Дании Загидуллиной и Булата Хамидуллина (который также подарил собравшимся энциклопедию «Татары Казахстана»). Хотелось бы подчеркнуть и особо отметить, что данная информация нашла самый положительный отклик — руководители татарских общин Бухары и Самарканда Равиль Исхаков и Ахмед Субханкулов, известные историки Бухары и Ташкента Роберт Альмеев и Ринат Шигабдинов, иные присутствовавшие на встречах в Бухаре и Самарканде татары (писатели, художники и т. д.) выразили готовность активно участвовать в этом научном проекте. Ведь подобного рода издания позволяют татарскому народу познакомить всех со своей многогранной культурой, наследием, сохранить его и передать потомкам.

В заключение я хотел бы пожелать новых экономических и культурных достижений и процветания Республике Узбекистан и татарской диаспоре Узбекистана!

Справка

Булат Лиронович Хамидуллин — историк, писатель, переводчик.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *