Укажите что объединяет д давыдова и с ковпака
П. П. Вершигора и А. Н. Сеславин, Д. В. Давыдов и С. А. Ковпак, > Г. М. Кудрин и А. Н. Сабуров, А. Ф. Федоров и Е. В. Четвертаков
скачать Мы рады приветствовать Вас на школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории! Время выполнения работы – 90 минут Максимальное количество баллов – 64 1. «Мы своих холопов жаловать и казнить вольны». 3. «Как конь под царем без узды, так и царство без грозы». 4. «Кто не со мной, тот против меня». Б) Владимир Святославович. Г) Святослав Игоревич. ^ V. Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых – географов и территориями, которые они исследовали (2 балла)
^ VI. Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины, VII. Напишите выражения, происхождение которых связано с историей отечественного ремесла, торговли, денежного обращения и которые Назовите исторических деятелей, о которых говорится в данном фрагменте «Он налетел на университет, пошарил кое-что, пробыл всего шесть дней в Казани и, воротившись, доложил, что университет по всей справедливости и строгости законов подлежит уничтожению, притом в виде публичного его разрушения. Император положил на доклад резолюцию: «Зачем разрушать, можно исправить». Исправлять университет был послан (он же), назначенный попечителем Казанского университета… чтобы поставить преподавание, как он говорил, на началах Священного союза..» ^ X. Какие исторические личности из указанных пар были современниками? (2б.) 1) Анна Иоанновна и Е.Р. Дашкова; 2) Б.П. Шереметев и А.Д. Меньшиков; 3) Екатерина I и Екатерина II; 4) Петр I и В.Беринг; 5) Анна Леопольдовна и М.В. Ломоносов. XI. Прочтите отрывок из воспоминаний очевидца, относящихся к XIX в, о первом появлении нового императора в Зимнем дворце и напишите имя императора, о котором говорится в отрывке (4балла). «Он шел медленно… глаза заплаканы… Поступь и осанка его изображали человека, удрученного неожиданным ударом рока. Казалось, лицо его выражало одну тяжелую мысль: «Они все воспользовались моей молодостью неопытностью, я был обманут, не знал, что, исторгая скипетр из рук самодержца, неминуемо подвергал его жизнь опасности». ^ XII. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите имя императрицы, о которой идет речь (5 баллов). «С приходом к власти (она) заменила всех сановников-немцев русскими людьми. В управлении страной формально возродилась линия Петра I, но слишком далеко по уму и размаху стояла дочь от отца. В ее царствовании были достигнуты успехи в развитии науки и культуры, во внешней политике, чему способствовала деятельность М.В.Ломоносова, П.И. и И.И. Шуваловых…» 1)Анна Иоанновна 2) Екатерина I 3) Елизавета 4)Екатерина II. XIII. 10 января 1943 г. советские войска приступили к ликвидации окруженных немецко-фашистских войск под Сталинградом. Проведение операции возлагалось на Донской фронт под командованием генерал-лейтенанта К.К.Рокоссовского. Как называлась операция? (2балла). XIV. В Англии в серии «Всемирная история» была издана книга под названием «Маршал, который никогда не знал поражения». Чей полководческий гений был оценен так высоко? (2балла). XV. Итак, германская армия окружена. Гитлер пытался ее спасти. К Сталинграду двинулись войска под командованием известного генерала. Он занимал известное положение среди высокопоставленных генералов, его военная слава вызывала зависть у многих. Фельдмаршала называли человеком, скрывавшим свои чувства под маской ледяного спокойствия. «Человек-камень» по происхождению был из поволжских немцев России. Кто этот генерал? Как называлась операция по освобождению окруженной группировки? (2балла) Ответы к заданиям олимпиады по истории. Школьный этап. 10 – 11 классы 2.Выборы в Государственную Думу. 1.Исторический деятель и его биограф-историк. 2.Руководители партизанских отрядов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 и Отечественной войны 1812 года. Аболиционизм, месячина, иерархия, милитаризм, барокко, закомары, университет, плебисцит, фаворит, централизация. Л.М. Магницкий, Александр I. Елизавета Петровна (3) Манштейн. «Зимняя гроза» Думаю, что работа неплохая. Может быть, очень большой разброс тематики (тем)? XVI задание я бы дала на выбор. Характер задания не очень понятен – что это? Историческое эссе или просто задание на подбор аргументов к этому утверждению? Или согласен – не согласен? Все, что я исправила, заменила, выделено красным. «Батька Ковпак» — легендарный партизан, наводивший ужас на немцев своими рейдами по тыламКовпак Сидор Артемьевич (1887–1967) — один из организаторов и руководителей партизанского движения на временно оккупированной нацистами территории Украины в 1941–1944 гг., генерал-майор (1943), дважды Герой Советского Союза (1942, 1944); родился в г. Котельва (теперь Полтавская область Украины); участник Первой мировой войны. В начале Великой Отечественной войны, в связи с быстрым продвижением линии фронта на восток, С.А. Ковпак привлекается по партийной линии к организации партизанского движения (июль – август 1941 г.), назначается командиром одного из партизанских отрядов Путивльского района Сумской области, проводит большую работу по закладке партизанских баз. Когда вечером 1 0 сентября 1 941 г. немецкие разведывательные подразделения подошли к Путивлю, он со своими соратниками оставил город и направился в Спадщанский лес. С этого времени началась «одиссея» прославленного партизанского командира. В сентябре 1941 г. – декабре 1943 г. С.А. Ковпак командовал Путивльским партизанским отрядом, Путивльским объединенным партизански мотрядом и Сумским партизанским соединением. Если в середине октября 1941 г. Путивльский партизанский отряд насчитывал в своих рядах 57 бойцов, то к 12 июня 1943 г., накануне знаменитого Карпатского рейда, в четырех отрядах Сумского партизанского соединения числилось более 1,9 тыс. партизан. Руководимые С.А. Ковпаком партизанские отряды в 1941–1943 гг. действовали на оккупированной территории Украины, Белоруссии и Российской Федерации. В октябре – ноябре 1942 г. и в июне – сентябре 1943 г. Сумское партизанское соединение под командованием С.А. Ковпака совершило два выдающихся рейда по тылам нацистов: вначале из Сумской области на Правобережную Украину, а потом — с территории белорусско-украинского Полесья в Прикарпатскую Украину. В ходе последнего рейда партизаны-ковпаковцы прошли с боями по оккупированной территории 4 тыс. километров. Учитывая угрозу, которую советские партизаны представлял и для немецкой оккупационной администрации в Галиции, рейхсфюрер СС Г. Гиммлер 3 августа 1943 г. направил группенфюреру СС Э. фон дем Бах-Зелевскому телеграмму-молнию с категорическим требованием разгромить партизан-ковпаковцев и добиться того, чтобы «Ковпак живым или мертвым оказался в наших руках». А на заседании Комиссии по вопросам обороны Польского генерал-губернаторства 22 сентября 1943 г. в Кракове губернатор дистрикта «Галиция» О. Вехтер, в частности, сказал: «Банды Ковпака проводили очень умную пропаганду и в своем отношении к людям показали высокую дисциплину». С учетом возраста и состояния здоровья, 23 декабря 1943 г. С.А. Ковпак был отозван в советский тыл. Уже в течение 1941 – 1942 п. С.А. Ковпак проявил себя как талантливый организатор и командир украинских партизан, сумевший выработать собственный стиль и специфические методы руководства партизанской борьбой в тылу врага, пользовавшийся высокой степенью доверия своих подчиненных. С.А. Ковпак был одним из первых партизанских командиров, кто проницательно оценил значение рейдов партизан в вооруженной борьбе на оккупированной территории. Рейды дисциплинируют партизан, дают им ощущение представителей советской власти на оккупированной территории. Был он и одним из немногих партизанских руководителей, постаравшихся найти компромисс между численностью партизанского отряда (соединения) и его маневренностью и подвижностью. По мнению С.А. Ковпака, партизанское формирование должно стремиться достигнуть такой численности, которая дала бы ему возможность отбить нападение крупной части противника и сохранить при этом свою мобильность. Авторитет С.А. Ковпака уже в 1941–1942 гг. вышел далеко за границы Сумской области и пределы собственного соединения. Известный украинский писатель Н. Шеремет, находившийся с 16 декабря 1942 г. по 17 апреля 1943 г. в командировке в украинских партизанских формированиях на Полесье, в докладной записке писал: «Почти легендарной славой на Украине сейчас пользуется Герой Советского Союза тов. Ковпак С.А. Его любят и уважают партизаны и население, ненавидят враги. Скромный и простой в быте, ласковый, а когда нужно суровый; блестящий партизанский тактик и военачальник — таким знают своего «отца» или «деда» партизаны». Любопытна характеристика, данная С.А. Ковпаку противником. В меморандуме немецкого зондерштаба «Р» (Россия), оказавшемся в руках украинских партизан, есть такие строчки о С.А. Ковпаке: «. Общепризнанный среди командиров и рядовых [партизан] специалист по хождению в дальний путь. Основной вид деятельности — налеты на тыловые части и воинские учреждения, находится в постоянном движении. Диверсиями не занимается, люди его выносливые и приспособленные к маршам. Комплектуется за счет бежавших из плена и [лиц] офицерского состава, фанатиков-молодежи, оставшихся в окружении. В Москве считают его «отцом партизанского движения на Украине». Жизнью своей он не дорожит. Сам бывает в боях и имеет подражателей из молодежи. ». Заслуги С.А. Ковпака на поприще партизанской борьбы высоко оценены руководством СССР. Ему присвоил и воинское звание генерал-майора, отметили двумя «Золотыми Звездами» Героя Советского Союза (1942, 1 944). Он награжден орденами Ленина и Красного Знамени (1942), Суворова и Богдана Хмельницкого 1 степени (1944), медалями «Партизану Отечественной войны» I и II степени (1943), другими медалями СССР. Ковпак Сидор Артемьевич Источник: Партизанская война на Украине. Дневники командиров партизанских отрядов и соединений 1941 – 1944. — М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2010 Партизанское движение и борьба подпольщиков на оккупированной территории.Автор разработки: Глушановская С. И., учитель МОУ г. Горловки «Гимназия «Интеллект» 1. Класс 5-11 ; Дата проведения урока : 17.02.2020 – 21.02.2020 3. Тема урока: Партизанское движение и борьба подпольщиков на оккупированной территории. 4.Тип урока: Урок изучения нового материала познавательные УУД : развивать умения извлекать информацию из различных источников (документов, стихов, песен, исторических карт), обобщать ее; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; регулятивные УУД : развивать умение высказывать свое предположение, составлять план собственных действий, прогнозировать результат, осуществлять познавательную и личностную рефлексию; коммуникативные УУД : развивать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме. личностные УУД: формировать умение высказывать свое отношение к личности, событию, процессу, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Основные даты и события: Осень 1941-февраль 1943 гг. – активная деятельность подпольных групп и партизанских отрядов в Донбассе. Октябрь 1941 г. – создан подпольный обком партии в Сталинской области 22 ноября 1941 г. – начало деятельности подпольной группы под руководством С. Матёкина. Осень 1941 г. – создание в Сталино подпольной организации под руководством А. Вербоноля. Ноябрь 1941-февраль 1942 гг. – деятельность в городе Дружковка подпольной комсомольской молодёжной организации «Ленинская искра». 7 октября 1942 г. – казнь Саввы Матёкина. 6 декабря 1942 г. – молодогвардейцы сожгли биржу труда в Краснодоне. Январь 1943 г. – создание подпольной группы в с. Авдотьино под руководством В. Кириллова. Январь 1943 г. – расстрел Карнаухова и его боевых товарищей в селе Новоселовка Краснолиманского района. Июнь 1943 г. – в Будённовском районе Сталино сформирована подпольная группа под руководством Авдеева. 15 мая 1942 г. – создание подпольной организации «Каровский союз пионеров». 24 июня 1943 г. – фашисты казнили 37 членов комсомольско-молодежного подполья городов Красноармейска и Новоэкономическое 8. Домашнее задание: Написать доклад на тему «Партизанское движение и борьба подпольщиков на оккупированной территории». 9. Коэффициент реализации пункта 5 (краткий самоанализ) –__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Организационный момент урока. Развертывание массового партизанского движения. Партизанское движение в Донбассе. Антифашистское подполье в Донбассе. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом. Актуализация опорных знаний и умений 1.Дайте определение понятия оккупационный режим. 2.Охарактеризуйте содержание оккупационного режима установленного в СССР. 3.Поясните понятие коллаборационизм. Мотивация учебной деятельности Учитель. Великая Отечественная война стала суровым испытанием для советского государства. Почти четыре года бушевало пламя Великой Отечественной войны (1941-1945 гг). Труден и долог был путь к победе. Но главное мы победили, мы выстояли. Кто мы? Весь Советский народ. Те, кто мужественно сражались на поле боя, те, кто ковал победу в тылу, своим трудом приближая День Победы. В достижении Великой Победы над фашистской Германией важную роль сыграло партизанское и подпольное движение советского народа, которое носило массовый характер и явилось стратегическим фактором и с первых дней войны стало вторым фронтом. Все дальше удаляются от нас военные годы, их трагедии и победные всплески. Но не стирается память о тех, кто отдал жизнь, здоровье, все свои силы для великой победы. Несмотря на то, что нет уже Советского народа, как и не стало Советского Союза, их беспримерный подвиг никогда не померкнет в памяти поколений. Никогда не забудется май 1945 года – праздник со слезами на глазах. Вслед за десятками миллионов погибших в годы войны каждый день уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны. Сегодня мы еще раз вспомним о тех важных событиях, произошедших в годы Великой Отечественной войны. Тема нашего урока: Партизанское движение и борьба подпольщиков на оккупированной территории. Изучение нового материала. Движение Сопротивления — движение в годы Второй мировой войны, целью которого было сопротивление оккупационным властям на территориях, оккупированных нацистской Германией и её союзниками, а также в самой Германии и в странах-союзниках Германии. Учитель. Объясните причины массового характера движения Сопротивления. Варианты ответов учащихся: Оккупация Родины немецко – фашистскими захватчиками. Жестокость оккупационного режима. Целенаправленная деятельность советского руководства в организации движения Сопротивления на оккупированных территориях. Учитель. Назовите формы деятельности (активные и пассивные) движения Сопротивления. Варианты ответов учащихся: Активные – партизанское движение, подпольное движение (диверсионная деятельность, пропагандистская деятельность). Пассивные – отказ от сотрудничества с оккупационными властями, помощь партизанам, саботаж (выпуск некачественной продукции, срыв поставок продовольствия для оккупационных властей, уклонение от выполнения работ …). Учитель. Как вы думаете, имело ли свои особенности движения Сопротивления в СССР и оккупированном Донбассе? (варианты учащихся) Учитель. Борьбу с врагом пришлось начинать в очень сложных условиях. Советская военная доктрина накануне Второй мировой войны исходила из того, что война будет вестись исключительно на территории противника. Поэтому партийные и военные органы вынуждены были создавать подполье и формировать партизанские отряды уже в условиях приближающегося фронта. Главным принципом стал лозунг «Где бы ни появился враг, он должен найти себе могилу!». Одной из главных особенностей движения Сопротивления в Донбассе было количественное превосходство подпольных организаций над партизанским движением, что объяснялось характером местности и преобладанием городского населения. Развертывание массового партизанского движения. Учитель. Кто такие партизаны? (варианты учащихся). Назовите источники формирования партизанских отрядов. Варианты ответов учащихся: 1.Оставленные в тылу врага специально сформированные отряды партизан. 2.Отдельные солдаты и подразделения, которые оказались в окружении и не имели возможности соединиться с фронтовыми частями. Учитель. После разгрома фашистских войск под Москвой ситуация в партизанском движении начала меняться. Война приобретала затяжной характер. Советское руководство, учитывая ситуацию на фронтах, пересмотрело свою военную доктрину. Необходимо было создать массовое партизанское движение. которое бы оттягивало на себя значительные силы врага, создавало ему трудности и препятствия в тылу. С этой целью 30 мая 1942 при Ставке Верховного Главнокомандования был создан Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД) во главе с первым секретарем ЦК КП (Б) Белоруссии П. Пономаренко. Вслед за этим стали создаваться республиканские и областные штабы партизанского движения. В мае 1942 возникает Украинский штаб партизанского движения (УШПД) во главе со Т. Строкачем. Во время войны в тылу врага действовало свыше 6200 партизанских отрядов, в которых сражались более 1 млн. человек. Среди партизанских лидеров следует отметить — Сидора Артемьевича Ковпака, Александра Николаевича Сабурова, Алексей Фёдорович Фёдорова. Предлагаю вам ознакомиться с их легендарной деятельностью. Сидор Артемьевич Ковпак (1887 — 1967) командир Путивльского партизанского отряда (позднее — Сумского партизанского соединения, ещё позднее — 1-й Украинской партизанской дивизии), член ЦК КП (б) Украины, генерал-майор. Дважды Герой Советского Союза. Рейды Ковпака сыграли большую роль в развёртывании партизанского движения против немецких оккупантов. Алексей Фёдорович Фёдоров (30 марта 1901 года — 9 сентября 1989 года) — советский государственный и партийный деятель, один из руководителей партизанского движения в Великой Отечественной войне, дважды Герой Советского Союза (1942, 1944), Генерал-майор (1943). С сентября 1941 года — первый секретарь Черниговского, с марта 1943 года — также Волынского подпольных обкомов партии, одновременно командир Черниговско-Волынского партизанского соединения НКВД СССР, действовавшего на Украине, в Белоруссии и в Брянских лесах России. В эти годы раскрылся талант Алексея Фёдорова как выдающегося организатора партизанской войны, одного из создателей партизанской тактики. Под его руководством отряды партизан превратились в соединение, осуществлявшее важные боевые операции по уничтожению живой силы и техники врага. Пётр Петрович Вершигора (1905—1963) — активный участник советского партизанского движения в годы Великой Отечественной войны, генерал-майор, Герой Советского Союза (7 августа 1944). Писатель, лауреат Сталинской премии второй степени (1947). Член ВКП(б) с 1943 года. Дмитрий Николаевич Медведев (10 августа 1898 — 14 декабря 1954) — командир партизанского отряда, Герой Советского Союза, кадровый сотрудник НКВД, полковник, писатель. С 1941 возглавлял отряд специального назначения, с августа 1941 г. по январь 1942 г. возглавлял опергруппу «Митя». Учитель. Самой значимой операцией партизан в годы великой Отечественной войны была операция «Концерт». Работа с картой. Показать на карте территории, которые были задействованы в операции «Концерт». Хотя деятельность партизан была в своё время определённым образом мифологизирована, можно констатировать, что они сыграли огромную роль в ходе Курской битвы и операции «Багратион». К сожалению, история партизанского движения изучена недостаточно. По некоторым вопросам мы до сих пор находимся в плену мифов и заблуждений. Например, многие воспринимают все действия партизан в тылу врага как некую самодеятельность. Но это совсем не так. Партизанские отряды действовали под руководством штабов партизанского движения, НКВД и ГРУ. Причём эти три системы не пересекались. Из-за действующего с тех времён режима секретности общественность до сих пор не знает даже, сколько одновременно действовало штабов и управлений, занимавшихся партизанским движением, и кто ими руководил. Партизанское движение в Донбассе. Учитель. Специфика партизанского движения в нашем крае заключалась в том, что партизанским отрядам приходилось вести борьбу в прифронтовой полосе и преимущественно степной местности. В большинстве партизанские отряды формировались на советской стороне и забрасывались через линию фронта. В развитии партизанского движения на Донбассе выделяется два периода. Первый период (август 1941-июль 1942 гг.) носил организационный характер, когда в условиях начавшейся оккупации большинство партизанских отрядов Донбасса из-за допущенных просчетов и ошибок при организации не смогло начать свою деятельность. Часть из них отступила вместе с подразделениями Красной Армии, часть была уничтожена гитлеровцами. Во втором периоде (июнь 1942-сентябрь 1943 гг.) значительно расширилась зона действий партизан, усилилась диверсионная деятельность, боевые операции переносились глубоко во вражеские тылы. Активную борьбу с оккупантами вели Ямский партизанский отряд под командованием Е.А. Потирайло и З.В. Изотова, Добропольский партизанский отряд М.М. Лапцова, Селидовский отряд Н.Г. Пасичного, партизанские отряды «Кармелюк» и «Галайда». Активные боевые действия вели партизаны Красноармейского района под руководством Г.А. Ищенко, К.Д. Мележика, М.Е. Агафонова, отряд Енакиевского района под руководством Н.М. Компанийца. Бесстрашно воевал Артемовский партизанский отряд под командованием И.Г. Чаплина. Фашистское командование даже назначило «премию» за его голову: 25 тысяч рублей, корову и большое количество земли. Всего на территории Сталинской области было создано около 180 партизанских отрядов и групп, в состав которых входило более 4,2 тыс. человек. Работа с документом Отчет Сталинского обкома КП (б)У от 10 апреля 1945 г. «О деятельности Селидовского партизанского отряда 1 под командованием П.Г. Пасечного» Утром 15 ноября 1941 г. на занятой врагом территории около колхоза им. Калинина Ямского района группа партизан из отряда Пасечного П.Г. захватила 2 подводы противника со штабными документами 176-го артполка 76-й немецкой пехотной дивизии и 2 радиостанции. Партизаны уничтожили 10 немецких солдат, а 2 офицера были живыми доставлены и сданы в штаб 230-й стрелковой дивизии 12-й армии полковнику Захарову, ему же были сданы захваченные у противника трофеи и документы. На допросе немецкие офицеры показали, что 76-я немецкая дивизия готовится к наступлению на г. Лисичанск. 12 марта 1942 г. партизанский отряд под командованием Пасечного совершил ночной налет на немецкий гарнизон, расположенный в с. Андреевка Александровского района Сталинской области. В завязавшемся бою партизаны уничтожили более 50 немецких солдат и офицеров. С марта по июль 1942 г. отряд выполнял отдельные поручения политотдела 57-й армии. Партизаны ходили в разведку, распространяли среди населения оккупированных немцами сел советские листовки и газеты. 17 июля 1942 г. отряд принял решение пробираться в Селидовский и Добропольский районы, где у них были заготовлены базы с продовольствием и боепитанием, и там же проводить боевые действия по уничтожению немецких гарнизонов и совершать диверсионные акты на железнодорожном транспорте. В период следования в районе с. Рай-Александровки Славянского района отряд попал на минное поле. Командира отряда Пасечного бойцы доставили в Рай-Александровку, а оттуда в Славянскую больницу, где он находился по 5 февраля 1943 г., т.е. до дня освобождения (первый раз) частями Красной Армии г. Славянска. Затем он был вывезен вглубь советской страны. Остальные бойцы отряда проводили подрывную работу и антифашистскую пропаганду в тылу врага до сентября 1943 года. Партийный архив Донецкого обкома Компартии Украины, ф. 6000, ом. 1, л. 2, лл. 79-Ы. Подлинник Вопросы и задания к документу 1. Какие средства использовали партизаны для борьбы с врагом? 2. Чем помогали партизаны отряда фронту? Подполье – форма нелегальной деятельности общественных сил, оппозиционных существующему оккупационному режиму. В годы войны было много подпольщиков, но к сожалению мы не в силах охватить всех, поэтому остановимся лишь на некоторых. Первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны. Стала символом героизма советских граждан в Великой Отечественной войне. Именно Зое удалось сжечь немецкий узел связи, что затруднило или сделало невозможным взаимодействие некоторых немецких частей, стоящих под Москвой. С наступлением вечера 2 8 ноября при попытке поджечь сарай С. А. Свиридова (одного из назначенных немцами стражников), Космодемьянская была замечена хозяином. Вызванные последним квартировавшие немцы схватили девушку (около 7 часов вечера). Свиридов за это был награждён немцами стаканом водки (впоследствии приговорён судом за пособничество немцам к расстрелу). Её пороли ремнями, затем приставленный к ней часовой на протяжении 4 часов водил её босой, в одном белье, по улице на морозе. Была казнена принародно. 16 февраля 1941 г., был подписан указ о присвоении ей звания Героя Советского Союза (посмертно). Антифашистское подполье в Донбассе. Учитель. На территории Сталинской области уже летом 1941 г. было создано 16 подпольных партийных, комсомольских организаций и патриотических групп, 11 диверсионных и разведывательных групп. В поселке Рутченково были организованы школа специального назначения и курсы, где готовили инструкторов-подпольщиков и партизанских руководителей. Для непосредственного руководства подпольной борьбой и партизанским движением в Донбассе в октябре 1941 года был создан подпольный обком КП (б)У в составе М.А. Платонова, С.Н. Щетинина и А.Ф. Иванова. Местом пребывания подпольного обкома партии был определен город Горловка. Деятельность подпольных организаций была значительно осложнена близостью фронта, сосредоточением вражеских войск, полевой жандармерии и контрразведывательных органов оккупантов. Многие подпольщики были арестованы по доносам, еще больше – во время облав. Преодолевая все эти трудности, подпольщики развернули героическую борьбу с захватчиками с первых же дней вражеской оккупации. Общей для подпольных организаций формой борьбы была информационно-пропагандистская деятельность. Листовки с призывами вести борьбу против фашистов изготавливались вручную, печатались на машинках, самодельных печатных станках. В отличие от группы Вербоноля, пять смелых девушек – Капитолина Кострыкина, Клава Баранчикова, Мария Носкова, студентка медицинского института Шура Васильева, выпускница пединститута Зина Полончук – не устраивали диверсий. Они просто помогали советским военнопленным. С их помощью удалось спастись 240 солдатам и офицерам. Но началась волна арестов. Через несколько недель допросов и пыток, 15 января 1942 г за организацию побегов военнопленных все 5 девушек были расстреляны. 22 ноября 1941 г., с выпуска «Воззвания к донецким рабочим» началась в поселке Буденновка деятельность еще одной подпольной организации – подпольной группы под руководством Саввы Григорьевича Матёкина . Основу организации составили учителя школы № 68, в которой С.Г. Матёкин до войны заведовал учебной частью. В 1942 году группа насчитывала уже 48 человек. История молодогвардейцев стала символом героизма и самоотверженности советской молодежи в борьбе с фашизмом. Немцы столкнулись в СССР с массовым детским и подростковым героизмом. Тысячи детей и подростков были награждены орденами и медалями СССР за подвиги во время войны. Четверо из них – Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова – были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди этих тысяч и 12 учеников Покровской неполной средней школы Артемовского района Сталинской области – 5 девочек и 7 мальчишек, которые создали собственную организацию для борьбы с фашистами и назвали ее «Каровский союз пионеров». Работа с картой. Показать на карте районы дислокации подпольных групп. К сожалению, до сегодняшнего дня установить точную численность Донбасского подполья и реальные результаты его деятельности не представляется возможным. Но понятно одно: безграничная любовь к Родине, своему народу, жгучая ненависть к фашистам рождали в простых людях мужество и героизм, вели их на подвиги, которые не вправе забыть никто. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом. Вывод делают ученики. Таким образом, наиболее активными формами всенародной борьбы в тылу врага были вооруженные действия советских партизанских и подпольных групп, формировавшихся по инициативе партийных и комсомольских организаций. Активные действия партизан и подпольщиков стали неоценимой помощью воинам Красной Армии и способствовали скорейшему освобождению родного края, всей страны, а также Европы от фашизма. Разбор типового контрольного задания В чём главное отличие партизан от диверсантов? 1) Действие только поодиночке; 2) Бесконтрольность деятельности; 3) Наличие добровольной поддержки от мирного населения; 4) Формирование только на оккупированной территории; Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): 3) Наличие добровольной поддержки от мирного населения; Разбор типового контрольного задания Вставьте слова в предложение: «1. В мае ____ года при Ставе Верховного Главнокомандования был создан Центральный штаб партизанского движения. Это штаб возглавил ___________». Варианты ответа : Деникин; Пономаренко; 1941; 1942. Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): 1942; Пономаренко. Разбор типового контрольного задания 1. Начальник созданного в мае 1942г. Центрального штаба партизанского движения 3. Командир одного из партизанских соединений, действующего на территории Украины, Белоруссии. 2. Главнокомандующий партизанским движением? 4. Люди, которые жили в лесу в землянках, разведывали расположение войск и орудий врага, подрывали немецкие поезда и заводы. 5. Командир партизанского соединения, действовавшего на территории Украины и Белоруссии, совершившего Карпатский рейд, — бойцы называли его «Дед»; дважды герой Советского Союза. По горизонтали: 1. Пономаренко. 3. Фёдоров. По вертикали:2. Ворошилов.4. Партизаны 5 Ковпак Итоги урока. Заключительное слово учителя. Домашнее задание. Написать сочинение, доклад, тезисы по теме урока; составить исторический портрет; охарактеризовать период 1941-1945;найти разные точки зрения историков по тематике и привести аргументы в защиту одной из точек зрения. Составить кластер, рыбу: сочинить стихотворение; выучить стих о войне; сравнить подпольное и партизанское движение; установить причинно-следственную связь; составить кроссворд, ребус. Дидактические материалы к теме Задание 1. В период Отечественной войны 1812 года военный министр Российской империи Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761-1818) приказал организовать партизанские отряды из офицеров для действий в тылу наступающих наполеоновских войск. Прочтите стихотворение, прослушайте песню и ответьте на вопросы. Умолкнул бой. Ночная тень Москвы окрестность покрывает; Вдали Кутузова курень. Один, как звёздочка, сверкает. Громада войск во тьме кипит, И над пылающей Москвою Багрово зарево лежит Необозримой полосою. И мчится тайною тропой Воспрянувший с долины битвы Наездников весёлый рой На отдалённые ловитвы. Как стая алчущих волков, Они долинами витают: То внемлют шороху, то вновь Безмолвно рыскать продолжают. Начальник, в бурке на плечах, В косматой шапке кабардинской, Горит в передовых рядах Особой яростью воинской. Сын белокаменной Москвы, Но рано брошенный в тревоги, Он жаждет сечи и молвы, А там что будет — вольны боги! Давно не знаем им покой, Привет родни, взор девы нежный; Его любовь — кровавый бой, Родня — донцы, друг — конь надежный, Он чрез стремнины, чрез холмы Отважно всадника проносит, То чутко шевелит ушми, То фыркает, то удил просит. Ещё их скок приметен был На высях за преградной Нарой, Златимых отблеском пожара, Но скоро буйный рой за высь перекатил, И скоро след его простыл… Денис Васильевич Давыдов (1784-1839), герой Отечественной войны 1812 года Боевая песня партизан Поднимайтесь, воины народа, Партизаны сёл и городов! Наша честь, и правда, и свобода Победят зарвавшихся врагов! Над страной несётся клич военный, Вождь зовёт нас братьев и сестёр. На войне, и правой, и священной, Как один, врагу дадим отпор! Отстоим родную землю грудью, Мы не зря в боях её прошли. Закалялись в битвах наши люди! Не топтать врагу родной земли! Нас связала общая борьба. Если жертвы требует победа, Рейды в тыл, удары в лоб ночные! Повторить их нам пора пришла. Вспомним, братья, годы боевые, Вспомним партизанские дела! Выше звёзд сияет наша слава, Встанем на мостах, на переправах, На дорогах, в сёлах, городах. Скоро, скоро враг нам поневоле Возвратит родимые края! Ждёт детей своих родное поле, В бой идут отцы и сыновья! Нас связала общая борьба. Если жертвы требует победа, автор слов: М. Голодный; автор музыки: А. Александров Какие задачи решали партизаны в период Отечественной войны 1812 г. и в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.? Каким образом в «Боевой песне» отражено значение подвига партизан в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.? Подтвердите свой ответ строками песни. Задание 2. Просмотрите кинофрагмент «Партизанская война в тылу врага» и ответьте на вопросы. Какие военные задачи выполнялипартизанские соединения на временно оккупированной немецко-фашистскими захватчиками территории СССР? Какой ущерб партизанские отряды и соединения нанесли гитлеровцамв период Великой Отечественной войны?_________________________________ Назовите руководителей советских партизанских отрядов в период Великой Отечественной войны. Партизанское движение в СССР было проявлением патриотизма советского народа? Обоснуйте свой ответ. Задание 3 . Рассмотрите карту «Партизанская борьба в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и ответьте на вопросы. Перечислите республики СССР, где в период Великой Отечественной войны было партизанское движение против немецко-фашистских захватчиков. Отметьте, в каких республиках СССР было наибольшее количество крупных соединений советских партизан? Отрывок из дневника Сидора Артемьевича Ковпака (1887-1967). «После выступления на радио Иосифа Виссарионовича [Сталина] 3 июля 1941 года я начал вести подготовку по созданию партизанских баз. На подготовку баз у меня ушло два месяца. Все изготовленное свозилось на склад горсовета, а ночью со склада все вывозилось в лес и зарывалось в землю в непроходимых местах. Весь этот груз перебрасывался специально подобранными мною людьми… Вывозка производилась ночью в основном лошадьми горсовета без ездовых. Таким образом было заготовлено 5 тонн говяжьего мяса, 4 тонны варенья, 1 тонна колбасы, 0,5 т сала, сухих овощей 200 кг, сахара и конфет 1,5 т, лапши 100 кг, 1,5 т круп разных, бензина и нефти 1 т, ножей карманных 300 шт., 150 м резиновой трубки для дыхания под водой на случай прочистки леса противником, 10 ящиков махорки, 5 ящиков спичек, белья 500 пар, пиджаков теплых 100 шт., маскировочных халатов 75 шт. База закладывалась в двух местах: в Спадщанском лесу и Монастырском лесу у Новой Слободы. На момент оккупации немцами района остались отряды Руднева и мой. 30 сентября 1941 года мы не только пускали в воздух немецкую технику, но уже заминировали все дороги и тропы, идущие в лес. Таким образом, мы себя застраховали от внезапного нападения противника танками и бронемашинами. А на местах возможного проникновения пехоты в лес выставлялись наблюдательные посты. И наряду с этим у меня была уже организована сеть агентурной разведки… Кроме всего перечисленного, отряд еще занимался выводом из окружения командиров, политработников и бойцов. До 10 октября (массовый наплыв) нами выведено из окружения и переброшено через линию фронта до 500 человек, которым оказали помощь питанием и отдыхом в лесу. Фр агмент из дневника Николая Никитича Попудренко (1906-1943) 25 декабря [1941 г.] Живем в хуторе [Майбутне]. Сегодня четыре месяца, как выехал я с Чернигова. Четыре месяца, как немцы вступили на территорию Черниговской области. Подводим некоторые итоги борьбы и жизни партизан: 1. Несмотря на все трудности, отряд удержался, организовался и укрепился. Это самое важное! 2. Более этого, мы поработали над тем, чтобы удержать и укрепить отряды Холменского и Корюковского районов. 3. Сделали все, чтобы создать продовольственные базы, минимум на год, с расчетом на рост отрядов. 4. Приложили все силы, чтобы не было немецкой власти в Холменском и Корюковском районах. И это нам удалось. Живем в лесу. Все роты выкопали себе землянки и в них живут. Весь отряд расположен в 3-х кварталах. Все хорошо: тепло и уютно, но чувствуется недостаток хлеба, а для лошадей — сена. Все это приходится ежедневно доставать и добывать. Надо отдать справедливость и сказать, что Логвинович в этом деле работает хорошо. Народ голодным еще не был. Картофель и мясо было всегда. Мадьяры и полиция («союзники») стараются насадить власть во всех прилесных селах и, таким образом, блокировать нас. Получим вооружение, будем их громить и за их счет жить. Источник: Партизанская война на Украине. Дневники командиров партизанских отрядов и соединений. 1941-1944. / Колл. Составителей: О.В. Бажан, С.И. Власенко, А.В. Кентий, Л.В. Легасова, В.С. Лозицкий (рук.) – М., 2010 – С.25-35; С.144, 153. Какие мероприятия были проведены для снабжения партизанских отрядов? ___________________________________________________________________ Что помогало выстоять партизанам и продолжать борьбу против фашистов в глубоком тылу гитлеровских армий? Прокомментируйте свой ответ. ___________________________________________________________________ Какую деятельность вели партизаны против немецко-фашистских захватчиков? _______________________________________________________ Задание 5. Изучите фрагмент документа, выполните задания. Государственный Комитет Обороны Постановление ГКО от 30 мая 1942 года Вопросы партизанского движения 1. В целях объединения руководства партизанским движением в тылу противника и для дальнейшего развития этого движения создать при Ставке Верховного Главнокомандования Центральный Штаб Партизанского Движения. 2. Для непосредственного руководства партизанскими отрядами создать при Военных Советах соответствующих фронтов следующие штабы партизанского движения: а) Украинский штаб партизанского движения (при Военном Совете Юго-Западного направления); б) Брянский штаб партизанского движения; в) Западный штаб партизанского движения; г) Калининский штаб партизанского движения; д) Ленинградский штаб партизанского движения; е) Карело-Финский штаб партизанского движения. Перечисленные выше штабы подчинить Центральному Штабу Партизанского движения. 3. В своей практической деятельности по руководству партизанским движением Центральный Штаб Партизанского Движения должен исходить из того, что основной задачей партизанского движения является дезорганизация тыла противника: а) разрушение коммуникационных линий противника (подрыв мостов, порча железнодорожных путей, устройство крушений поездов, нападение на автомобильный и гужевой транспорт противника); б) разрушение линий связи (телефон, телеграф, радиостанции); г) нападение на штабы и другие войсковые учреждения в тылу противника; д) уничтожение материальной части на аэродромах противника; е) осведомление частей Красной Армии о расположении, численности и передвижениях войск противника. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ ЦК ВКП(б) – Центральный Комитет Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков) НКВД – Народный Комиссариат Внутренних Дел. Разведупр НКО – Разведывательное управление Народного Комиссариата Обороны. На основании содержания документа, сформулируйте основную задачу партизанского движения в СССР. ______________________________________ Как данное Постановление отразилось на действиях советских партизан? Прокомментируйте свой ответ. ________________________________________ Какие знания и умения были необходимы партизанам в тылу немецко-фашистских войск в период Великой Отечественной войны? _______________ В каких специалистах могли нуждаться советские партизаны для пополнения своих отрядов и участия в боевых операциях на временно оккупированной территории СССР? Задание 7 . Изучите документы и ответьте на вопрос. Письмо члена подпольного городского комитета партии города Минска В. С. Омельянюка соратникам по борьбе. середина мая 1942 г. «Мы знаем, что близок день нашего освобождения от немецко-фашистского гнета. Мы никогда не забудем и не простим фашистам мук и крови советских людей. Мы никогда не забудем комиссара 405-го партизанского отряда Сашу Макаренко, ни члена Минского горкома КП(б)Б Васю Жудро, ни сотен других, может быть безвестных людей, честно погибших за освобождение своей Родины… Белорусский народ никогда не покорится фашистским каннибалам. Через бури невзгод и страданий, через страшные дни фашистского хозяйничанья пройдем мы к лучшему будущему. Так было и так будет.». Письмо медсестры-подпольщицы Виктории Рубец сестре. конец сентября – начало ноября 1942 г. Источник: Говорят погибшие герои: Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941-1945 гг.) / Сост. В.А. Кондратьев, З.Н. Политов – М., 1979. – С.136-137. Какие чувства вызывают у вас эти письма? Что может объединять их? Прокомментируйте свой ответ. ___________________________________ Прочтите тексты и выполните задание. Фрагмент из официального сообщения Совинформбюро (Советского информационного бюро) от 24 февраля 1942 г: Голиков Леонид Александрович «Голиков Леонид Александрович (Лёня Голиков) – юный партизан-разведчик 67-го партизанского отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшего на территории временно оккупированной Новгородской и Псковской областей. Юный партизан неоднократно проникал в фашистские гарнизоны, собирая данные о противнике. При его непосредственном участии были подорваны 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, сожжены 2 продовольственном-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Особенно отличился при разгроме вражеских гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север. Сопровождал обоз с продовольствием в 250 подвод в блокадный Ленинград. 13 августа 1942 года группа разведчиков, в которой был и Лёня Голиков, в районе деревни Варница Стругокрасненского района Псковской области совершила покушение на фашистского генерал-майора инженерных войск Р. Виртца и захватила ценные документы, в числе которых –описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие данные разведывательного характера. 24 января 1943 года 16-летний партизан пал смертью храбрых в бою у села Острая Лука Дедовичского района Псковской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2апреля 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками Голикову Леониду Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно)». Подумайте, какие черты личности и характера могут объединять этих двух героев? Прокомментируйте свой ответ. Как вы думаете, что помогло сплотить советских людей всех возрастов, вступавших в партизанские отряды и помогавших партизанам на оккупированной советской земле, находясь в глубоком тылу противника, сражаться против немецко-фашистских войск? Поясните свой ответ. Вспомните и назовите известные вам примеры самоотверженности советских людей и героизма партизан в период Великой Отечественной войны1941-1945 гг. Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.
|