какого числа праздник петра и февронии муромских в 2021 году
День семьи 2021: история Петра и Февронии, традиции, что можно и нельзя делать 8 июля
Относительно новый российский праздник День семьи, любви и верности отмечается ежегодно 8 июля. В 2021 году праздник приходится на четверг. День выбран неслучайно — 8 июля Русская православная церковь вспоминает святых Петра и Февронию, которые считаются образцом семейной жизни.
Светский праздник, приуроченный к дню поминовения этих святых, был учрежден в России в 2008 году. Праздник признается всеми конфессиями и посвящен всем российским семьям. Понятие семьи закреплено в обновленной российской конституции, семейным ценностям в нашей стране уделяется большое внимание. 8 июля, как правило, проводится много мероприятий, посвященных семье, однако из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации в этом году все они в основном пройдут в онлайн-формате.
Согласно современной традиции, официально зарегистрировать брак 8 июля считается не только престижным, но и хорошей приметой — значит семья будет крепкой. Тем не менее полезно помнить, что церковный брак в этот день заключать нельзя: венчания не проводятся до окончания Петрова поста, который завершится 11 июля.
Повесть о Петре и Февронии
Праздник семьи в России приурочен к дню церковного поминовения русских святых — князя Петра и его жены Февронии, которых принято считать покровителями семьи и брака. Житием этих святых считается «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Считается, что в повести идет речь о князе Давыде Юрьевиче, который княжил в Муроме в 1205–1228 годы, и его супруге — княгине Ефросинии. Прожив долгие годы в браке, они в конце жизни приняли постриг и завершили свои дни в разных монастырях под именами Петр и Феврония. Согласно легенде, они умерли в один день и, хотя и не сразу, были похоронены вместе.
Если судить о содержании повести о Петре и Февронии с современных позиций, многое в этом произведении может показаться, скажем прямо, довольно странным и не соответствующим нынешним преставлениям о семейных ценностях, о взаимоотношениях мужчины и женщины, о нравственных правилах и так далее. Тех, кто хочет подробностей об истории создания жития Петра и Февронии и о перипетиях непростой жизни муромских князей, адресуем на известный сайт «Православие и мир».
Но сегодня нам важно не то, что сегодня в этой истории воспринимается как анахронизм, а взаимная любовь и верность, которую Петр и Феврония пронесли через всю жизнь, не разлучившись даже после смерти.
Народные традиции и приметы: что можно и нельзя делать 8 июля
Петр и Феврония считаются покровителями семьи и брака, этим святым молятся о хорошей семейной жизни, о благополучной беременности, о здоровье детей. В это время, сразу по окончании Петрова поста, на Руси традиционно начинался летне-осенний период свадеб. Жениться летом, до завершения полевых работ, считалось престижным, согласно приметам, семьи, созданные в это время — крепкие и дружные.
8 июля на Руси девушки, ожидавшие свадьбы, старались встать пораньше, помолиться Петру и Февронии, а затем окунуться в открытый водоем, чтобы «смыть» с себя грехи.
При этом по народной примете 8 июля ни в коем случае нельзя ходить в лес, поскольку фигурирующий в повести о Петре и Февронии коварный змей (аналог библейского змея-искусителя) подстерегает в лесной чаще новы жертв.
Девушкам и замужним женщинам во избежание искушения в этот день требовалось соблюдать особую скромность в одежде и поведении. Тех, кто позволял себе вольности, строго порицали.
Поскольку это время Петрова поста, для верующих под запретом мясное, молочное и яйца. В 2021 году 8 июля приходится на четверг: разрешены рыба и морепродукты, а также горячая постная пища с растительным маслом. Венчанным супругам не рекомендуется в этот день телесная близость, поскольку это время поста. Романтические свидания разрешены, но поцелуи и нескромное поведение возбраняются, иначе, согласно приметам, пара распадется, а девушку сочтут опозоренной.
День Петра и Февронии в 2021 году
Святых Петра и Февронию Муромских верующие почитают за благочестие и милосердие. До конца дней они сохранили любовь и верность друг другу, делили испытания и тяготы. День Петра и Февронии в 2021 году отметят дважды: в июле и сентябре.
О днях памяти
Русская православная церковь в течение года дважды празднует День памяти святых чудотворцев – Петра и Февронии Муромских. Это связано с событиями, произошедшими с их мощами после смерти.
Первый раз церковь поминает святых Петра и Февронию 8 июля (25 июня по церковному календарю), когда они, как повествуют «Жития святых», умерли в один день. Обстоятельства смерти супругов, запомнились муромчанам произошедшими чудесами. На протяжении нескольких веков церковь поминала святую княжескую чету в один и тот же день –25 июня (по дореволюционному календарю).
В 2008 году церковный День поминовения святых Петра и Февронии стал светским праздником. Государственной Думой был учрежден День семьи, любви и верности.
Второй день Петра и Февронии в 2021 году будет отмечаться в воскресение 19 сентября и посвящается перенесению мощей, совершившемуся в 1992 году. Это событие отмечается в воскресенье перед 19 сентября. Но в 2021 году эта дата совпала с воскресеньем.
Решение установить еще один день памяти Святых Петра и Февронии, было связано с желанием верующих заключать брак в день, когда поминаются благочестивые супруги. Но 8 июля приходится на Петров Пост, когда церкви не венчают, и совершать браки нельзя. Воскресение перед 19 сентябряؘ оказалось весьма удачным для бракосочетания во всех отношениях.
В истории святых мощей было еще два перенесения, когда мощи благочестивых Петра и Февронии были перемещены из церкви в музей, что свершилось в годы атеистического безверия и советской власти в 1921 году, и возвращение их в лоно церкви. Это случилось 20 января 1989 года.
Кем были Петр и Феврония Муромские
Как повествуют муромские летописи, на этой земле правили две супружеские пары со схожими именами. В XIII веке правили Князь Давид с супругой Евфросинией, на склоне лет принявшие монашеский постриг с именами Петра и Февронии. И эта версия имеет больше прав на существование. В XIV веке в Муроме княжили Петр и его супруга Евфросиния. Некоторые историки считают, что именно эта супружеская пара приобрела святость и почитание верующих. На них, вероятно, историки и обратили внимание по совпадению имен.
Муромчане любили княжескую чету за то, что они правили по совести, народ не обижали, лишнего не требовали. Кроме того, княгиня была целительницей, помогала простым людям. Стали складываться легенды и сказки о чудодейственной силе.
Церковь приняла решение канонизировать благочестивых Петра и Февронию на церковном соборе в 1547 году. По заказу митрополита Макария «Жития святых Петра и Февронии» написал священник Ермолай Прегрешный, принявший монашеский постриг под именем Еразм. На содержание повести оказали влияние городские легенды, предания о княжеской паре, которые рассказывали муромчане, поэтому стиль и содержание повести отличается от стиля, присущего Житиям святых, включенных в Четьи-Минеи.
О жизни и любви Петра и Февронии
Если отбросить в сторону сказочные элементы о коварном Змие и агриковом мече, то вкратце, жизнь Петра и Февронии выглядит так.
Сначала в Муроме княжил старший брат, князь Павел. Младший Петр в это время возглавлял княжескую дружину, защищал границы княжеские. В одном из походов князь заразился какой-то кожной болезнью, от которой местные целители не знали лекарства. Кто-то из знахарей посоветовал князю отправиться в рязанские земли. Там, в деревне Ласково жила девушка, дочка бортника. Только она могла исцелить князя. Девушка была мудрой, ясновидящей. Она поняла, что князь Петр – ее судьба, и только она сможет стать ему советчицей и опорой. Она поставила князю условие, что вылечит его, а тот в благодарность женится на ней.
Князь пообещал жениться, но слова не сдержал. Не хотел он связывать свою судьбу с простолюдинкой. Феврония такой исход событий предвидела. Не долечила она князя до конца, оставила на теле один струп. От него снова пошли болячки по всему телу, и пришлось князю ехать в Ласково за целебной мазью. Юная знахарка снова поставить условие жениться на ней. На этот раз князь сдержал обещание, привез Февронию в Муром, и они обвенчались.
Жили они благочестиво, соблюдая Божьи заповеди. А когда старшего брата не стало, Петр сел на княжеский трон. Но против князя бояре стали строить заговор, стремясь занять его место. Они требовали, чтобы князь взял в жены девушку, равную себе по знатности. Князь Петр отказался. Он предпочел соблюсти Божьи заповеди и остаться с супругой.
Сев на суда, погрузив на них еду и все, что требуется для жизни, они уплыли по Оке. Суда остановились в некоем необжитом месте. Князь переживал, как они жить будут, княгиня Феврония утешала его, верила, что Бог не оставит их.
А тем временем бояре в Муроме устроили побоище, каждый хотел стать князем. В городе поднялась смута, Несколько горожан, посланных вдогонку за князем Петром, уговорили его вернуться, чтобы установить мир в городе.
Князь Петр и княгиня Феврония вернулись в Муром. Правили они с любовью и по совести, не брали лишнего, не стремились к богатству и роскоши. А когда пришел час их кончины, упросили Бога, чтобы позволил им умереть в один день. Они удалились в монастыри. Князь Петр стал Давидом, а Феврония приняла постриг под именем Евфросинья.
Завещали они похоронить их вместе, в одной гробнице, но это противоречило монашеским уставам. Поэтому общий гроб с перегородкой, который был сделан по поручению князя заранее, оставался в соборном храме Пречистой Богородицы, а тела их положили в отдельные гробы:
Наутро люди увидели, что тела князя и княгини лежали в общей усыпальнице, а отдельные гробы оказались пустыми. Люди разделили супругов, положив их в отдельные домовины. Наутро история повторилась. Верные друг другу супруги снова лежали вместе в общем гробе. Тогда их разъединять не стали, похоронили вместе у стен соборной церкви святой Богородицы.
Княгиня Феврония при жизни исцеляла людей, поэтому верующие в ее целительную силу больные люди приходили к княжеской гробнице, припадали к святым мощам и получали исцеление.
Сейчас святые мощи находятся в Троицком женском монастыре. Сюда приходят паломники, чтобы поклониться им, просят исцеления в бесплодии. Девушки, которые не могут выйти замуж, молятся о будущем женихе, о счастливой супружеской жизни.
О жизни и любви Петра и Февронии Муромских: видео
Петр и Феврония Муромские 2021: какого числа по церковному календарю
Когда день памяти Петра и Февронии Муромских в 2021 году?
День памяти святых Петра и Февронии Муромскихв 2021 году отмечается дважды.
По старому стилю день памяти Петра и Февронии Муромских отмечался церковным календарем 25 июня. Перенесение мощей Петра и Февронии Муромских по старому стилю церковным календарем отмечается 1 сентября. Даты не являются переходящими, отмечаются православной церковью в один и тот же день каждый год.
С самых давних времен горячо любящие друг друга супруги Петр и Феврония считались покровителями семьи и домашнего очага. В каждой семье, в «красном углу», обязательно должна находиться маленькая иконка Святых Петра и Февронии, дабы они оберегали и помогали. Молитва перед иконой Петра и Февронии обладает огромной силой. Образ святых содержит напоминание о светлой любви двух людей и их преданности друг другу, он заставляет понять важность верности и искренности в семейных отношениях.
Обращаясь к Петру, люди нередко возносят молитвы об обретении силы духа, мужественности и отваге, а также о защите от зла и несправедливости. Ведь именно такие качества были присущи при жизни праведному князю, сумевшему побороть огромного злобного змия.
Молодые девушки, которым еще не посчастливилось обрести свою вторую половинку, обращаются за помощью к Февронушке, дабы поскорее обрести свое счастье. К молитве о любви нужно подходить очень серьезно и обдуманно, ведь мы просим Господа помочь нам в сложной ситуации и надо четко представлять чего ты хочешь.
Житие святых Петра и Февронии
Князя Петра, приходившегося сыном муромского князя Юрия, поразил страшный недуг. Смирившись со своей участью, мужчина увидел необычный сон, в котором ему открылось, что есть на свете девушка, способная оздоровить пораженное тело. В вещем сне Петру было открыто имя спасительницы — Феврония.
Феврония была крестьянкой из рязанской деревни, дочерью обычного пчеловода. Девушка с детских лет изучала травы и обладала даром целительства, даже дикие звери слушались ее и не смели проявлять агрессию. Удивительно добрая и красивая юная особа сразу же приглянулась молодому князю, и он дал слово, что женится на красавице сразу же после выздоровления. Феврония поставила мужчину на ноги, но тот не сдержал обещания. Вскоре болезнь вернулась. Гонцы вновь отправились за целительницей, а Феврония не стала отказывать в лечении обманщику и снова подарила ему здоровье. После этого Петр женился на спасительнице и до конца дней своих не пожалел о содеянном. По преданиям, супруги жили в любви, согласии и уважении, никогда не обманывали друг друга и всегда лестно отзывались о своих половинках.
После смерти старшего брата Петру было суждено взять городскую власть в свои руки. Бояре с одобрением отнеслись к уважаемому правителю, но простая крестьянка не давала им покоя — никто не хотел видеть у власти представительницу низшего сословия. На Февронию постоянно клеветали боярские жены, подговаривая своих мужей сжить со свету неугодную им умницу и красавицу. В один из дней князю поставили ультиматум — либо прогнать из дома любимую супругу, либо покинуть пост правителя. Петр долго не раздумывал, а выбрал отречение от власти и решил вообще уехать из Мурома.
В изгнании молодая мудрая княгиня всячески поддерживала опечалившегося супруга. Когда в доме были трудности с едой и деньгами, она всегда находила чудесный выход. Петр по-прежнему боготворил свою суженую и ни разу не упрекнул возлюбленную в том, что ради нее ему пришлось оставить высокий пост и жить в лишениях. Однако лишения княжеской пары длились недолго, вскоре муромские бояре поняли, что без грамотного правителя в городе будет сложно поддерживать порядок. Одумавшись, они послали за князем гонцов и попросили его вернуться вместе с женой в родной город и снова занять пост градоначальника. Петр посоветовался с Февронией и супруги, не став противиться, вернулись домой.
Где находятся мощи святых
В любви и согласии преданные супруги Петр и Феврония прожили до старости, а дожив до седых волос, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Будучи монахами, нежно любящие друг друга супруги молили Бога о смерти в один день. Мечтая о том, чтобы оказаться вместе на небесах, они приготовили себе один на двоих гроб, где два тела должна была разделять лишь тонкая перегородка. Предание гласит, что пожилые монахи действительно отошли в иной мир в один день — это случилось 25 июня 1228 года по строму стилю, что соответствует 8 июля по действующему календарю. Живя, как и подобает монахам, в разных кельях, они умерли в один час.
Монахи побоялись гнева Господа и не стали класть усопших в один гроб — никогда подобных захоронений не было в христианстве. Тела покойных находились в разных храмах, но каким-то чудесным образом они оказались рядом. После того как такое чудо свершилось во второй раз, монахи решили захоронить любящих супругов вместе вблизи соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Через 300 лет спустя своей смерти князь Петр Муромский и его супруга Феврония были причислены к лику святых. Православная церковь объявила их покровителями семьи, а мощи святых обрели покой в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. 8 июля в православном календаре считается Днем Петра и Февронии.
О чем молятся святым Петру и Февронии Муромским
Прежде всего, обращаются к благоверным с просьбами о том, чтобы любовь длилась до гробовой доски. Супругов также просят о защите семьи от бесовских нападений, от деяний и мыслей злых людей, от всего, что может разрушить брак, уничтожить любовь. Также 8 июля святым молятся о том, чтобы супруг оставался верным в любви, и в дружбе.
Найти вторую половинку. Те же, у кого пока нет второй половинки, молятся Петру и Февронии о ее скорейшем обретении. Праведников просят подсказать, где найти того самого единственного или единственную, с которой суждено прожить долгие счастливые годы.
О рождении ребенка. Можно и нужно молиться и о благополучном зачатии здорового малыша — хотя у святых супругов детей не было, они всегда с большим теплом и добротой относились к чужим малышам.
Об избавлении от болезни. Поскольку сама история княжеской четы муромской связана с чудесным исцелением, то перед иконкой часто молятся и об избавлении от самых страшных, безнадежных хворей. Феврония, будучи при жизни великой целительницей, неизменно помогает всем, кто просит от всего сердца, полного горячей веры в силы Господа и угодников его.
Молитва Петру и Февронии о даровании любви
«О, велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели, честнаго брака хранители и о всех нас усерднии ко Господу!
Вы во дни земнаго жития вашего образ благочестия, христианския любве и верности друг ко другу даже до гроба явили есте и тем законное и благословенное супружество прославили есте.
его ради к вам прибегаем и молимся со усердием крепким: принесите за нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите нам вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, наипаче же союзом брачным сочетавшимся даруйте молитвами вашими целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, единомыслие душ и телес, ложе ненаветное, пребывание незазорное, семя долгожизненное, о чадех благодать, домы исполнены благостыни и в жизни вечней неувядаемый венец славы Небесныя.
Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите приснии заступницы наши пред Господем и сподобите нас предстательством вашим спасение вечное получити и Царствие Небесное наследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.»
Молитва Петру и Февронии о возвращении любимого человека
«Обращаюсь к великим чудотворцам, угодникам, святым Петру и Февронии! Склоняюсь в покаянии перед Вами, вымаливаю любовь раба Божьего (имя). Уповаю на милость и помощь. О Великие Муромские Чудотворцы, упросите Господа Бога одарить благословением. Прошу помочь сердцу моему успокоиться, ниспослать мне любовь раба Божьего (имя). Верую в правду и силу Вашу.»
Как и перед любым прошением у Господа, перед чтением молитвы Петру и Февронии нужно:
Петр и Феврония
День Петра и Февронии в 2021 году
Повесть о Петре и Февронии
Содержание «Повести о Петре и Февронии»
Памятник Петру и Февронии
Монастырь Петра и Февронии
Храм Петра и Февронии в Муроме
Молитва Петру и Февронии
Акафист Петру и Февронии
Иконы Петра и Февронии
Приблизительное время чтения: 38 мин.
День Петра и Февронии в 2021 году
День памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских отмечается православной Церковью дважды в году — в воскресенье, предшествующее 19 сентября, в честь перенесения мощей и 8 июля в день их праведной кончины.
Являя нам пример идеальной супружеской жизни, христианской любви и преданности, святые Петр и Феврония считаются покровителями православной семьи и брака. День их памяти совпадает с общенациональным праздником — Днем семьи, любви и верности.
Господь свёл эту чету удивительным образом. Брат муромского князя Петр, заболев тяжким недугом, отправился на поиски лекаря в Рязанские земли. Там он встретил Февронию. Девушка согласилась исцелить князя при условии, что он станет её мужем. После своего выздоровления Петр сдержал обещание и взял Февронию в жены.
За свою земную жизнь святая чета показала невероятную преданность друг другу. Все радости и невзгоды они привыкли делить пополам. Даже когда муромские бояре взбунтовались против княжны из крестьянского сословия и потребовали у князя отказа от престола, Петр не оставил Февронию и вместе с ней покинул город. Вскоре после их ухода начались распри и смута, сам народ попросил князя вернуться и занять место законного правителя.
Перед смертью по благочестивому обычаю супруги приняли монашеский постриг с именами Давид и Ефросиния. Святые Петр и Феврония скончались в один день. Они завещали положить их в один гроб, который давно для себя приготовили. И по сей день мощи муромских чудотворцев покоятся в общей раке.
Повесть о Петре и Февронии
«Повесть о Петре и Февронии» — памятник древнерусской литературы, в котором повествуется о жизни святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Автором повести является известный писатель середины XVI века священник Ермолай (в монашестве Еразм).
После причисления Петра и Февронии к лику святых на Московском церковном соборе 1547 года Ермолаю было поручено написать житие новых муромских чудотворцев. В качестве источника автор опирался на устные народные предания, что усилило в «Повести» сказовый элемент и сделало её совершенно не похожей на произведения житийной литературы того времени. Учитывая этот момент, повесть не считается исторически достоверным рассказом о жизни святых. Однако, она безусловно передает суть взаимоотношений святых супругов.
Сюжет повести стал одним из самых популярных на Руси. Текст произведения распространялся в огромном количестве списков. До наших дней их дошло более 300.
Содержание «Повести о Петре и Февронии»
В городе Муроме правил князь Павел, и был у него брат Петр. К жене Павла стал являться дьявол в облике змея, чтобы соблазнить её на блуд. Посторонним людям змей виделся в образе Павла, и только княгиня знала, кто же он на самом деле. Не в силах это терпеть, она все рассказала мужу. Князь Павел попросил жену выпытать у змея, от чего он погибнет. Ответ был таков: «Смерть моя от Петрова плеча, от Агрикова меча».
В тот же вечер Петр, побеседовав с братом, отправился в покои княгини. Каково же было его удивление, когда он застал у неё князя Павла. Быстро сообразив, что это и есть лукавый змей, Пётр начал сражаться с ним. Змей погиб, но кровь из его раны обрызгала князя с ног до головы, все его тело покрылось болезненными язвами и струпьями.
Никто не мог излечить Петра. В поисках лекаря он велел отвезти себя в Рязанскую землю, где повстречал дочь древолазца бортника (добывающего дикий мед) — Февронию. Она была очень мудрой девушкой, обладала даром прозорливости и исцеления. Феврония согласилась исцелить Петра, только если он станет её мужем. Петр пообещал жениться на ней, но в душе был смущён тем, что эта девушка — простолюдинка, и решил не сдерживать своего обещания. Вскоре болезнь возобновилась и князь снова приехал к Февронии. Она излечила Петра, и он взял её в жены.
После смерти своего брата Павла Петр стал править в Муроме. Но надменные бояре не захотели принимать его жену, которая была не княжеского происхождения, и потребовали супругов покинуть город. Петр и Феврония приняли своё изгнание со смирением и отплыли на двух лодках по Оке.
Вскоре после этого в Муроме началась кровавая борьба за княжеский престол. Это посеяло раздор и смуту в городе. Тогда бояре, уже не смущаясь крестьянским происхождением Февронии, были вынуждены попросить князя с женой вернуться и продолжить своё правление.
Достигнув преклонных лет, по благочестивому обычаю Петр и Феврония приняли монашество с именами Давид и Ефросиния. Будучи разделены монастырскими стенами, они просили у Бога единовременной кончины. Супруги завещали положить их в один гроб, который они давно для себя приготовили.
Господь послал им то, о чем они просили у него в молитвах — благоверные князья скончались в один и тот же день, в один и тот же час.
Посчитав непристойным хоронить монаха и монахиню в одном гробу, супругов похоронили отдельно друг от друга. Однако на следующий день их тела чудом оказались рядом. Тогда стало понятно, что на это есть особое Божье благословение, и никто не дерзнул разлучать их вновь.
Памятник Петру и Февронии
Святые Петр и Феврония являются покровителями православной семьи и брака. С установлением в 2008 году Дня семьи, любви и верности, который совпадает с днём памяти святых супругов, количество памятников им значительно увеличилось. Скульптурные композиции устанавливаются в рамках программы «В кругу семьи».
Программа была создана в 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Её деятельность направлена на укрепление института семьи в нашей стране.
На сегодняшний день памятники святым Петру и Февронии установлены в более чем 20 городах России, среди которых Сергиев Посад, Ярославль, Екатеринбург, Сочи, Новосибирск, Иркутск и другие.
Один из первых памятников святым Петру и Февронии был установлен на их Родине — в Муроме около местного здания ЗАГСа. Композиция носит название «Союз любви — мудрый брак». Согласно местной традиции, молодые люди в день бракосочетания приезжают в это место, чтобы попросить благословения у святых, чья супружеская жизнь, исполненная любви, преданности и доверия, является примером для подражания.
Монастырь Петра и Февронии
Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме — место, где сегодня покоятся мощи святых благоверных князей Петра и Февронии. Каждый день тысячи паломников приезжают сюда, чтобы поклониться святым супругам — покровителям православной семьи и брака, и помолиться им о помощи в решении проблем в личной жизни.
По воскресным дням у открытой раки с мощами Петра и Февронии совершается водосвятный молебен с чтением акафиста.
Мощи святых были перевезены сюда в 1992 году. Во времена советской власти они хранились в Благовещенском мужском монастыре, а до 1921 года — в Рождественском соборе города Мурома.
Свято-Троицкий монастырь возведён в середине XVII века на деньги состоятельного купца. На месте построенной в XIV веке деревянной церкви Святой Троицы был воздвигнут Троицкий собор. Рядом с ним на одном фундаменте были построены Казанская надвратная церковь и колокольня. Окончательно ансамбль монастыря сформировался в XIX веке, когда были достроены келейные корпуса, каменная ограда и здание церковно-приходской школы.
С приходом совестной власти монастырь был закрыт, но не был разрушен — считался памятником архитектуры и охранялся государством. Богослужебная и монашеская жизнь здесь возобновилась в 1991 году.
Храм Петра и Февронии в Муроме
Святых благоверных князей Петра и Февронию глубоко почитают не только на их Родине — в городе Муроме, но и далеко за её пределами. Они являются покровителями православной семьи и брака. Почти в каждом храме есть икона с изображением святых супругов, а в некоторых городах в их честь освящены и сами храмы.
И все же главным храмом, с которым, прежде всего, ассоциируются имена святых Петра и Февронии — это Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Здесь покоятся их мощи. Ежедневно тысячи паломников приезжают в монастырь, чтобы поклониться святым угодникам Божиим и помолиться им о семейном благополучии.
В Троицком соборе по воскресным дням у открытой раки с мощами святых Петра и Февронии совершается водосвятный молебен с чтением акафиста.
Мощи святых были перевезены в Троицкий собор в 1992 году. В советское время они хранились в Благовещенском мужском монастыре, а до 1921 года — в Рождественском соборе города Мурома.
Молитва Петру и Февронии
О, велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели, честнаго брака хранители и о всех нас усерднии ко Господу!
Вы во дни земнаго жития вашего образ благочестия, христианския любве и верности друг ко другу даже до гроба явили есте и тем законное и благословенное супружество прославили есте.
Сего ради к вам прибегаем и молимся со усердием крепким: принесите за нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите нам вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, наипаче же союзом брачным сочетавшимся даруйте молитвами вашими целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, единомыслие душ и телес, ложе ненаветное, пребывание незазорное, семя долгожизненное, о чадех благодать, домы исполнены благостыни и в жизни вечней неувядаемый венец славы Небесныя.
Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите приснии заступницы наши пред Господем и сподобите нас предстательством вашим спасение вечное получити и Царствие Небесное наследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Акафист Петру и Февронии
Кондак 1
Избра́ннии чудотво́рцы и вели́цыи уго́дницы Госпо́дни, гра́да Му́рома засту́пницы и при́снии о душа́х на́ших моли́твенницы, святи́и благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние! Пе́ние похва́льное вам принося́ще, мо́лим вы усе́рдно: я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Го́споду, предста́тельством ва́шим от вся́ких бед нас свободи́те, и насле́дники Ца́рствия Небе́снаго нас соде́лайте, да зове́м вам ра́достно: Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Икос 1
А́нгели земни́и и челове́цы небе́снии вои́стинну яви́стеся, блаже́ннии Пе́тре и Февро́ние, от ю́ности ва́шея чи́стую со́весть иму́щии к Бо́гу, и до́бре во благоче́стии и чистоте́ вку́пе пожи́вшии, нам же оста́вльшии в приме́р подража́ния житие́ ва́ше богоугодное, ему́же чудя́щеся и чудесы́ ва́шими озаря́еми, зове́м вам гла́сы хвале́бными си́це: Ра́дуйтеся, от ю́ности ва́шея Христа́ возлюби́вшии и Тому́ от души́ порабо́тавшии; ра́дуйтеся, целому́дрия храни́тели и душе́вныя и теле́сныя чистоты́ рачи́тели. Ра́дуйтеся, ду́ши ва́ша и телеса́ на земли́ в обита́лище Ду́ха Свята́го угото́вившии; ра́дуйтеся, испо́лненнии прему́дрости и ра́зума боже́ственнаго. Ра́дуйтеся, я́ко во пло́ти, я́ко безпло́тни, вку́пе пожи́сте; ра́дуйтеся, я́ко равноа́нгельную честь досто́йне прия́сте. Ра́дуйтеся, я́ко от земли́ на Не́бо преидо́сте и та́мо со А́нгелы Тро́ице предстои́те; ра́дуйтеся, я́ко со безпло́тными ли́ки трисвяту́ю песнь Ей воспева́ете. Ра́дуйтеся, на Небеси́ и на земли́ от Го́спода просла́вленнии; ра́дуйтеся, обре́тшии ве́чное всесве́тлое ме́сто упокое́ния. Ра́дуйтеся, гра́да Му́рома сокро́вища пребога́тая; ра́дуйтеся, исто́чницы неистощи́мии чуде́с. Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 2
Ви́дев князь Петр в возвра́тной боле́зни свое́й, зна́мение гнева Бо́жия, за неисполне́ние обе́та своего́, поя́ти в супру́ги себе́ прему́друю Февро́нию, потща́ся сие́ испо́лнити и сочета́ся с не́ю бра́ком зако́нным. Оба́че и в супру́жестве целому́дренно и богоуго́дно пожи́сте, блаже́ннии, иму́ще еди́ну мысль во двою́ те́лу, е́же благоугожда́ти Бо́гу; те́мже вы́ну пое́те Ему́ ны́не со А́нгелы песнь: Аллилу́иа.
Икос 2
Ра́зумом богопросвеще́нным свы́ше одаре́ннии, Пе́тре и Февро́ние святи́и, любо́вь и милосе́рдие к бе́дным и си́рым яви́сте, оби́димым и безпомо́щным засту́пницы бы́сте, и ины́ми доброде́тельми мно́гими украси́сте княже́ние свое́ земно́е. Сего́ ра́ди вопие́м к вам си́це: Ра́дуйтеся, блаже́ннии и треблаже́ннии, в боголю́бии пожи́вшии и благове́рие сохра́ншии; ра́дуйтеся, ми́лости и сострада́ния преиспо́лненнии. Ра́дуйтеся, безпомо́щных ско́рии помо́щницы; ра́дуйтеся, печа́льных блази́и уте́шители. Ра́дуйтеся, сиро́т и вдови́ц корми́тели; ра́дуйтеся, су́щих в беда́х предста́тели. Ра́дуйтеся, боле́зней душе́вных и теле́сных иску́снии цели́тели; ра́дуйтеся, ско́рбных серде́ц радостотво́рнии посети́тели. Ра́дуйтеся, любо́вь ва́шу к Бо́гу, любо́вию к бли́жним свои́м показа́вшии; ра́дуйтеся, княже́ние ва́ше земно́е пра́ведно и богоуго́дно содержа́вшии. Ра́дуйтеся, князей правосла́вных похвало́ и гра́да Му́рома утвержде́ние; ра́дуйтеся, всея́ земли́ Росси́йская заступле́ние. Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 3
Си́лою благода́ти Бо́жия укрепля́емь, блаже́нне кня́же Пе́тре, восхоте́л еси́ па́че оста́вити град оте́чества твоего́ и княже́ние Му́ромское, не́же бракоразвести́ся с прему́дрою Февро́ниею по настоя́нию го́рдых боля́р твои́х. Сего́ ра́ди Бог тя просла́ви и сотвори́, да те́миже боля́ры возвраще́нный вку́пе с супру́жницею твое́ю, на престо́ле княже́ния Му́ромскаго па́ки утверди́лся еси́, нам же приме́р хране́ния зако́на Бо́жия показу́еши по́двигом твои́м, да подража́юще тебе́ в свя́тости хране́ния соу́за бра́чнаго, воспева́ем подвигополо́жнику Христу́: Аллилу́иа.
Икос 3
Иму́ще попече́ние о лю́дех свои́х, преблаже́ннии Пе́тре и Февро́ние, неусы́пно подвиза́стеся ко бла́гу их, благоче́стие насажда́я, нече́стие искореня́я и вражду́ умиротворя́я. Те́мже и Госпо́дь, ви́дя таковы́я по́двиги ва́ша, зе́млю Му́ромскую плодоно́сием благослови́ и мир глубо́к княже́нию ва́шему дарова́, подвизая лю́ди ва́ша благода́рственно воспева́ти вам си́це: Ра́дуйтеся, уго́дницы Бо́жии, житию вели́ких святы́х соприча́стницы; ра́дуйтеся, прави́телие предо́брии, лю́ди му́ромския ко спасе́нию путеводи́вшии. Ра́дуйтеся, христиа́нскаго благоче́стия блюсти́тели; ра́дуйтеся, нестрое́ния, раздо́ров и вся́каго нече́стия искорени́тели. Ра́дуйтеся, супру́гов христиа́н ко благоче́стному житию наста́вницы; ра́дуйтеся, целому́дрия и воздержа́ния супру́жеская о́брази преизя́щнии. Ра́дуйтеся, праведнаго суда́ рачи́тели; ра́дуйтеся, немздои́мства и безкоры́стия ревни́тели. Ра́дуйтеся, святы́х царе́й Константи́на и Еле́ны доброде́телей стяжа́тели; ра́дуйтеся, равноапо́стольнаго кня́зя Влади́мира и блаже́нныя княги́ни О́льги досто́йнии прее́мницы. Ра́дуйтеся, дво́ице пречестна́я и благо́е сочета́ние, луча́ми чуде́с немерца́емо сия́ющии; ра́дуйтеся, оте́чества ва́шего пресве́тлии свети́льницы. Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 4
Бу́ря скорбе́й и напа́стей, воздвиза́емая зло́бою ми́ра сего́, не осла́би кре́пкую любве́ ва́шея я́же к Бо́гу, Пе́тре и Февро́ние блаже́ннии, но па́че научи́ вас благоиску́сно отража́ти разжже́нныя стре́лы искуше́ний диа́вольских: вы бо обо́лкшеся в броню́ ве́ры Христо́вы, в ми́ре глубо́це преидо́сте многомяте́жную пучи́ну жите́йскаго мо́ря, и достиго́сте в ти́хую при́стань спасе́ния, к нейже и нас моли́твами ва́шими приведи́те, да вку́пе с ва́ми пое́м Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 4
Слы́шавше бли́жнии и да́льнии благоче́стное житие́ ва́ше, благове́рнии Пе́тре и Февро́ние, прославля́ху человеколю́бца Бо́га, дарова́вшаго вам кре́пость на вся де́ла блага́я, и́миже я́ко луча́ми пресве́тлыми, просия́ете в оте́честве ва́шем, иде́же и доны́не имена́ ва́ша че́стны, и по́двиги ва́ша воспева́ются похвала́ми си́ми: Ра́дуйтеся, дво́ице пресве́тлая, Бо́гом совокупле́нная; ра́дуйтеся, све́том благоче́стнаго жития́ ва́шего, я́ко свети́ла богосве́тлая, просия́вшии. Ра́дуйтеся, ми́лостынею и моли́твами Небе́сное Ца́рствие стяжа́вшии; ра́дуйтеся, смире́нием и поще́нием ве́чное блаже́нство улучи́вшии. Ра́дуйтеся, я́ко мзда ва́ша мно́га на Небесе́х есть; ра́дуйтеся, я́ко ра́дость ва́ша ве́чна во све́тлостех святы́х. Ра́дуйтеся, раби́ Христо́вы возлю́бленнии; ра́дуйтеся, святы́х всех при́снии дру́зи. Ра́дуйтеся, зве́зды непреле́стнии, путь супру́жескаго жития́ богоуго́днаго ве́рно указу́ющии; ра́дуйтеся, о́блацы росоно́снии, зной страсте́й и нече́стия прогоня́ющии. Ра́дуйтеся, Бо́жиих ми́лостей и щедро́т нам пода́тели; ра́дуйтеся, оте́чества ва́шего украше́ние неотъе́млемое. Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 5
Богопросвеще́ннии свети́льницы благоче́стия и преди́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние, Бо́га от всея́ души́ возлюби́вше, вся за́поведи Его́ сохрани́сте; те́мже и Христо́с, я́ко со́лнце и луну́ пресве́тлыя, показа́ вас, преблаже́ннии, чуде́с мно́гих заре́ю озаря́ющия о́бласть Му́ромскую и всю страну́ Росси́йскую, просла́вив нетле́нием святы́я и многоцеле́бныя мо́щи ва́ша, к ни́мже припа́дающе, по достоя́нию ублажа́ем вас и вы́ну благода́рственно пое́м ди́вному во святы́х Свои́х Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 5
Ви́девше житие́ ва́ше пра́ведное и щедро́ты ва́ша, лю́дие му́ромстии сла́вляху вас, свои́х прави́телей ми́лостивых, благове́рнии Пе́тре и Февро́ние, вы же смире́ние и́стинное возлюби́вше и похвалы́ челове́ческия небре́гше, горды́нею неуя́звлени пребы́сте, и тем показа́сте нам о́браз вы́шшаго смире́ния, ему́же поуча́яся, с любо́вию вопие́м вам такова́я: Ра́дуйтеся, сла́ву челове́чу ни во что же вмени́вшии; ра́дуйтеся, смире́ние Христо́во усе́рдно возлюби́вшии. Ра́дуйтеся, за́поведей Госпо́дних ве́рнии исполни́тели; ра́дуйтеся, уче́ния Ева́нгельскаго и́стиннии после́дователи. Ра́дуйтеся, раби́ Бо́га Вы́шняго, во́лю Его́ сотво́ршии; ра́дуйтеся, ве́ру Христо́ву до конца́ соблю́дшии. Ра́дуйтеся, христоимени́тым лю́дем благоче́стия учи́тели; ра́дуйтеся, хотя́щих богоуго́дно жи́ти богому́дрии наста́вницы. Ра́дуйтеся, моли́твами ва́шими спаса́ющии нас от вся́ких бед; ра́дуйтеся, вся блага́я проше́ния на́ша исполня́ющии. Ра́дуйтеся, в неду́зех стра́ждущих благода́тнии вра́чеве; ра́дуйтеся, ми́лостивии страны́ Му́ромския покрови́телие. Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 6
Пропове́дницы ве́ры правосла́вныя и ревни́тели благоче́стия не сло́вом то́кмо, но всем житие́м свои́м бы́сте во гра́де Му́роме, прехва́льнии Пе́тре и Февро́ние; те́мже и свята́я Це́рковь досто́йне почита́ет по́двиги и труды́ ва́ша, и́миже труди́стеся во сла́ву Бо́га Вы́шняго, немо́лчно воспева́я Ему́: Аллилу́иа.
Икос 6
Возсия́сте во гра́де Му́роме све́том доброде́тельнаго жития́ ва́шего, я́ко зве́зды богосве́тлыя, преблаже́ннии Пе́тре и Февро́ние, и па́мять ва́ша в нем с похвала́ми до днесь, я́ко и по сме́рти свое́й не престае́те озаря́ти нас, мно́гая чудесы́ соверша́юще, и те́ми све́тлую зарю́ безсме́ртия нам от моще́й ва́ших возсиява́юще, да ублажа́ем вас благохвале́ниями сицевы́ми: Ра́дуйтеся, чи́на и уста́вов святы́я Це́ркве ве́рнии храни́тели; ра́дуйтеся, служи́телей олтаря́ Госпо́дня благогове́йнии почита́тели. Ра́дуйтеся, благи́х обы́чаев и преда́ний святооте́ческих ревни́тели; ра́дуйтеся, обы́чаев злых и суему́дрий язы́ческих искорени́тели. Ра́дуйтеся, суды́ нелицеприя́тны лю́дем ва́шим твори́вшии; ра́дуйтеся, суды́ ва́ша с ми́лостию соедини́вшии. Ра́дуйтеся, кро́тцыи и незло́бивии после́дователи Христо́вы; ра́дуйтеся, зло́бу добро́м препобежда́вшии. Ра́дуйтеся, нетле́ния благоуха́ющии цве́ти; ра́дуйтеся, безсме́ртия немерца́ющии лучи́. Ра́дуйтеся, на земли́ вели́чием чуде́с блиста́ющии; ра́дуйтеся, на Небеси́ со А́нгелы Бо́га сла́вящии. Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 7
Хотя́й человеколю́бец Госпо́дь яви́ти в житии ва́шем, Пе́тре и Февро́ние, о́браз назида́ния не то́кмо лю́дем мирски́м, но и ли́ком и́ноческим, внуши́ вам в ста́рости масти́тей оста́вити сла́ву княже́ния земна́го, и восприя́ти о́браз и́ноческий, в не́мже подвиза́стеся до́бре посто́м, бде́нием и моли́твою, воспева́юще непреста́нно Триеди́ному Бо́гу а́нгельскую песнь: Аллилу́иа.
Икос 7
Но́вую благода́ть Бо́жию во и́ночестем постриже́нии прие́мше, преподо́бнии, но́выми по́двигами украси́сте равноа́нгельное житие́ ва́ше и та́ко сугу́б плод соверше́нства духо́внаго Христу́ принесо́сте, и мзду преподо́бных досто́йне от Него́ восприя́сте. Помина́я у́бо такову́ю ре́вность ва́шу к по́двигом духо́вным, прославляем вас си́ми достодо́лжными похвалы́: Ра́дуйтеся, я́ко любве́ ра́ди Го́спода, ми́ра сего́ княже́ние и сла́ву оста́висте; ра́дуйтеся, я́ко и́ноческое равноа́нгельное житие́ усе́рдно восприя́сте. Ра́дуйтеся, соверше́ннаго терпе́ния подви́жницы; ра́дуйтеся, во́льныя нищеты́ блаже́ннии стяжа́тели. Ра́дуйтеся, пре́жде кончи́ны ва́шея вся стра́сти умертви́вшии воздержа́нием; ра́дуйтеся, восприя́вшии святу́ю схи́му в броню́ спасе́ния. Ра́дуйтеся, багряни́цу кня́жескую на власяни́цу и́ноческую премени́вшии; ра́дуйтеся, посто́м, бде́нием и непреста́нными моли́твами Бо́гу до́бре угоди́вшии. Ра́дуйтеся, боголюбе́знаго уедине́ния взыска́тели; ра́дуйтеся, спаси́тельнаго безмо́лвия люби́тели. Ра́дуйтеся, слеза́ми моли́твенными ороша́еми; ра́дуйтеся, в со́нме преподо́бных на Небеси́ просла́вленнии. Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 8
Стра́нное и ди́вное бе чу́до, егда́ ты, блаже́нне Пе́тре, на кончи́не живота́ твоего́, проше́ния ра́ди супру́жницы твоея́, святы́я Февро́нии, исхо́дом свои́м уме́длил еси́, до́ндеже сконча́ она́ пелену́ церко́вную, е́ю сшива́ему и вку́пе с тобо́ю к исхо́ду сме́ртному приспе́, и та́ко неразлу́чнии в житии, неразлу́чнии в кончи́не яви́стеся, и во еди́н день и час святы́я ду́ши своя́ в ру́це Бо́жии преда́сте, зову́ще при́сно живы́ми и ме́ртвыми облада́ющему Влады́це Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 8
Вси чудя́хуся и сла́вляху ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га, егда́ святы́я ва́ша телеса́, в ра́зных гробе́х положе́нная, чуде́сно обрето́шася лежа́ща в о́бщей гробни́це, ю́же угото́васте себе́, преподо́бнии, в собо́рней це́ркви гра́да Му́рома, иде́же и доны́не неразлу́чно почива́ете, чудотво́рцы святи́и, неоску́дныя источа́юще исцеле́ния всем, с ве́рою прибега́ющим к вам и зову́щим: Ра́дуйтеся, сою́з любве́ ва́шея до гро́ба и за гро́бом ве́рно сохра́ншии; ра́дуйтеся, не то́кмо в жи́зни, но и по сме́рти, о Го́споде соедине́ннии. Ра́дуйтеся, в супру́жестем благоче́стнем житии вам подража́ющим кре́пцыи помо́щницы; ра́дуйтеся, теплото́ю любве́ ва́шея и нас согрева́ющии. Ра́дуйтеся, сме́ртию вре́менною преше́дшии к жи́зни ве́чней; ра́дуйтеся, от Го́спода нетле́нием и чудесы́ просла́вленнии. Ра́дуйтеся, я́ко па́мять ва́ша с похвала́ми и успе́ние со святы́ми; ра́дуйтеся, я́ко имена́ ва́ша че́стна суть и благослове́нна в оте́честве ва́шем. Ра́дуйтеся, Росси́йския страны́ удобре́ние благода́тное; ра́дуйтеся, гра́да Му́рома огражде́ние несокруши́мое. Ра́дуйтеся, о лю́бящих и чту́щих вас небе́снии предста́тели; ра́дуйтеся, приснопрося́щии нам у Го́спода да́ры бла́гости Его́. Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 9
Вси А́нгели и святы́х ли́ки ра́довахуся ра́достию ве́лию, егда́ святы́я ду́ши ва́ша достиго́ша ве́чнаго в оби́телех ра́йских селе́ния, и Сам Творе́ц А́нгелов и Святе́йший святы́х Царь Сла́вы Христо́с, безсме́ртия венцы́ увенча́ вас и дарова́ вам благода́ть молитися Ему́ со дерзновением мно́гим о всех и́щущих ва́шего заступле́ния, его́же не лиши́те и нас гре́шных, Пе́тре и Февро́ние достохва́льнии, смиренному́дренно воспева́ющих просла́вльшему вас Бо́гу хвале́бную песнь: Аллилу́иа.
Икос 9
Вети́йство челове́ческое не довле́ет к досто́йному прославле́нию ди́внаго жития́ ва́шего, святи́и чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние; кто бо испове́сть вся моле́ния и поще́ния, боле́зни и труды́ ва́ша? кто изочте́т вся сле́зы и воздыха́ния ва́ша я́же к Бо́гу? Оба́че мы любо́вию к вам подвиза́еми, дерза́ем воспева́ти вам сия́ ма́лыя и нехи́тростныя похвалы́: Ра́дуйтеся, благода́ти Свята́го Ду́ха избра́ннии сосу́ди; ра́дуйтеся, ра́дости нам ве́чныя благоприя́тнии хода́таи. Ра́дуйтеся, богобоя́зненных супру́гов в благоче́стии утвержде́ние; ра́дуйтеся, наруши́телей супру́жескаго целому́дрия и согла́сия гро́зное обличе́ние. Ра́дуйтеся, гнев Бо́жий, пра́ведно дви́жимый на нас, моли́твами ва́шими утоля́ющии; ра́дуйтеся, о ми́ре всего́ ми́ра непреста́нно Го́спода умоля́ющии. Ра́дуйтеся, на враги́ ви́димыя и неви́димыя кре́пцыи нам спобо́рницы; ра́дуйтеся, ангелонра́внии челове́цы. Ра́дуйтеся, преподо́бных и пра́ведных сонасле́дницы; ра́дуйтеся, Пресвяты́я Тро́ицы ве́рнии уго́дницы. Ра́дуйтеся, блаже́ннии обита́тели го́рняго гра́да Иерусали́ма Небе́снаго; ра́дуйтеся, со святы́ми торжеству́ющии в ски́ниях ра́йских. Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 10
Спасе́ние ве́чное унасле́довавше богоблаже́ннии Пе́тре и Февро́ние, душа́ми ва́шими в оби́телех го́рних неразлу́чно в Бо́зе пребыва́ете, святы́ми же моща́ми ва́шими в хра́ме Бо́жием нетле́нно вку́пе почива́ете, и оби́льныя исцеле́ния источа́ете, да чудесы́ ва́шими благода́тно озаря́еми, хвале́бно взыва́ем Верхо́вному Творцу́ чуде́с Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 10
Сте́ну заступле́ния, благоприя́тныя моли́твы ва́ша к Бо́гу, обре́тше, святи́и чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние, благодаре́ние Отцу́ Небе́сному усе́рдно возсыла́ем за вся благодея́ния Его́, ва́ми всем нам оби́льно явля́емая, вам же, предста́телям на́шим, сицево́е прино́сим пе́ние: Ра́дуйтеся, всесве́тлаго Ца́рствия Христо́ва насле́дницы; ра́дуйтеся, а́нгельских лико́в собесе́дницы. Ра́дуйтеся, Бо́га во сла́ве непристу́пней созерца́ющии; ра́дуйтеся, Трисия́ннаго Божества́ таи́нницы. Ра́дуйтеся, со святы́ми на Небеси́ вечно ца́рствующии; ра́дуйтеся, от го́рних высо́т к земноро́дным ми́лостивно приника́ющии. Ра́дуйтеся, кри́ни благоуха́ннии небе́снаго прозябе́ния; ра́дуйтеся, кипари́си чудото́чнии рая́ Иису́сова. Ра́дуйтеся, пода́тели незави́стнии безме́зднаго врачева́ния; ра́дуйтеся, соверши́тели достохва́льнии мно́гих чуде́с. Ра́дуйтеся, благодея́ний мно́жество нам источа́ющии; ра́дуйтеся, ми́лостию сострада́ния ва́шего всех объе́млющии. Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 11
Пе́ние моле́бное прино́сим вам, уго́дницы Бо́жии Пе́тре и Февро́ние, и с любо́вию припа́даем к ра́це святы́х и многоцеле́бных моще́й ва́ших, прославля́я житие́ ва́ше богоугодное и по́двиги мно́ги. Мо́лимся вам усе́рдно, чудотво́рцы святи́и, помози́те нам подража́ти ва́шим доброде́телем, да возмо́жем богоуго́дно пе́ти Созда́телю на́шему: Аллилу́иа.
Икос 11
Све́та небе́снаго испо́лнен бе собо́рный храм гра́да Му́рома, егда́ благоволе́нием Бо́жиим святы́я мо́щи ва́ша Пе́тре и Февро́ние, це́лы и благоуха́нны обрето́шася в нем, и из недр земны́х, я́ко сокро́вище драгоце́нное, изнесе́ны бы́ша, иде́же и до ны́не почива́ют, исцеле́ния неоску́дныя источа́юще неду́жным и боля́щим. Сего́ ра́ди пе́сненно вопие́м к вам: Ра́дуйтеся, зла́то нетле́нное, в не́дрех земны́х обре́тенное; ра́дуйтеся, би́сери сия́ющии и благода́тно просвеща́ющии челове́ков. Ра́дуйтеся, святы́я Правосла́вныя Це́ркве похвало́; ра́дуйтеся, ересе́й и раско́лов обличе́ние. Ра́дуйтеся, све́ти у́мнии, заре́ю Свята́го Ду́ха облиста́ющии; ра́дуйтеся, ми́ра благоуха́ния Христо́ва преиспо́лненнии. Ра́дуйтеся, облече́ннии в ри́зу благода́тного нетле́ния; ра́дуйтеся, препоя́саннии си́лою мно́гих чуде́с. Ра́дуйтеся, я́ко ра́ка ва́ша честна́я враче́бница яви́ся неду́гом челове́ческим; ра́дуйтеся, я́ко от нея́ всяк с ве́рою приходя́й да́ры целе́бныя прие́млет. Ра́дуйтеся, све́тлостию чуде́с ва́ших мрак душ на́ших озаря́ющии; ра́дуйтеся, нетле́нием святы́х моще́й ва́ших зарю́ общаго всех воскресе́ния нам показу́ющии. Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 12
Благода́ть свы́ше вам дарова́нную, позна́вше, святи́и чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние, с благогове́нием и любо́вию покланя́емся нетле́нным и многоцеле́бным моще́м ва́шим и от них прие́млем в неду́зех исцеле́ние, в ско́рбех утеше́ние, в беда́х благода́тную по́мощь: те́мже и прославляем вас по достоя́нию, небе́сных предста́телей и засту́пников на́ших, воспева́юще хвалы́ и благодаре́ния ва́ми благотворя́щему нам Влады́це Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 12
Пою́ще мно́гая и пресла́вная ва́ша чудеса́, вели́цыи уго́дницы Бо́жии Пе́тре и Февро́ние, ублажа́ем вас, я́ко цели́телей, уте́шителей и помо́щников от Го́спода нам дарова́нных, и моли́твенно торжеству́ем святу́ю па́мять ва́шу, от любве́ серде́чныя воспева́юще вам благода́рственно и хвале́бно: Ра́дуйтеся, во благоуха́нии святы́ни нетле́нно почива́ющии; ра́дуйтеся, с ве́рою приходя́щих к ра́це моще́й ва́ших благода́тно освяща́ющии. Ра́дуйтеся, призыва́ющих моли́твенно честна́я имена́ ва́ша ско́рии услы́шатели; ра́дуйтеся, упова́ние на вас по Бо́зе возлага́ющих ди́внии помо́щницы. Ра́дуйтеся, изве́стнии умилостиви́тели Царя́ Небе́снаго; ра́дуйтеся, си́льнии защи́тницы на́ши от враго́в неви́димых. Ра́дуйтеся, при́снии всем нам хода́таи спасе́ния; ра́дуйтеся, неотсту́пнии храни́тели гра́да Му́рома. Ра́дуйтеся, князей росси́йских пречу́дная добро́то; ра́дуйтеся, оте́чества ва́шего Бо́гом дарова́ннии покрови́тели. Ра́дуйтеся, теле́с на́ших благода́тнии целе́бницы; ра́дуйтеся, о душа́х на́ших усе́рднии ко Го́споду моли́твенницы. Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 13
О святи́и и пресла́внии чудотво́рцы, благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние! Приими́те ми́лостивно сие́ похва́льное пе́ние от нас недосто́йных во умиле́нии вам приноси́мое, и ва́шим предста́тельством у Го́спода испроси́те нам утвержде́ние в ве́ре и до́брых де́лех, и избавле́ние от всех скорбе́й и боле́зней вре́менных и ве́чных, да сподо́бимся вку́пе с ва́ми и все́ми святы́ми во Ца́рствии Небе́снем пе́ти Пресвяте́й Тро́ице вечно хвале́бную песнь: Аллилу́иа.
(Этот кондак читается трижды, зате́м икос 1 и кондак 1)
Моли́тва первая
О вели́цыи уго́дницы Бо́жии и преди́внии чудотво́рцы благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, гра́да Му́рома предста́тели и храни́тели, и о всех нас усе́рднии ко Го́споду моли́твенницы! К вам прибега́ем и вам мо́лимся с упова́нием кре́пким: принеси́те за нас гре́шных святы́я моли́твы ва́ша ко Го́споду Бо́гу и испроси́те нам у бла́гости Его́ вся благопотребная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мое, в до́брых де́лех преуспе́яние, ми́ра умире́ние, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, душа́м и телесе́м здра́вие и ве́чное спасе́ние. Исхода́тайствуйте у Царя́ Небе́снаго: ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли день и нощь вопию́щих к Нему́, многоболе́зный вопль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т наш. Испроси́те Це́ркви святе́й и всей держа́ве Росси́йстей мир, тишину́ и благоустрое́ние, и всем нам житие́ благополу́чное и до́брую христиа́нскую кончи́ну. Огради́те оте́чество ва́ше, град Му́ром, и вся гра́ды Росси́йския от вся́каго зла и вся правове́рныя лю́ди, к вам приходя́щия и моще́м покланя́ющияся, осени́те благода́тным де́йством благоприя́тных моли́тв ва́ших, и вся проше́ния их во бла́го испо́лните. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, со умиле́нием вам возноси́мых, но бу́дите о нас при́снии предста́тели ко Го́споду и сподо́бите нас по́мощию ва́шею святою спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати; да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Моли́тва вторая
О уго́дницы Бо́жии, благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, к вам прибега́ем и к вам со упова́нием кре́пким мо́лимся: вознеси́те о нас, гре́шных (имена́), святы́я моли́твы ва́ши ко Го́споду Бо́гу и испроси́те у бла́гости Его́ вся благопотребная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мо, в до́брых де́лех преуспе́яние. И хода́тайствуйте нам у Царя́ Небе́снаго житие́ благополу́чное и до́брую христиа́нскую кончи́ну. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, но бу́дите о нас при́снии предста́телие ко Го́споду, и сподо́бите нас по́мощию ва́шею спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати, да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га во ве́ки веко́в.