какое программирование выбрать для обучения
Как выбрать первый язык программирования
Разбираемся, что учить новичку в программировании, даже если ты ничего не понимаешь, а вокруг одни противоречивые мнения.
Разработчики на Python хвалятся тем, как быстро пишут код. Программисты на C++ — что их код очень производительный. Те, кто используют Java, говорят, как важна кроссплатформенность.
И все торопятся друг друга обидеть: Swift — для геев (многие действительно так думают), Python — для малышей, а JavaScript, конечно же, для дураков. Разработчики готовы спорить даже о том, что лучше: табы или пробелы.
В этой статье мы рассмотрим две темы:
Пишет о программировании, в свободное время создает игры. Мечтает открыть свою студию и выпускать ламповые RPG.
Мой личный опыт
Я начинал с PHP и каждый день видел прогресс: какой-то новый подход, массивы вместо переменных, супермассивы, базы данных и так далее. Освоив PHP на более-менее сносном уровне, я двинулся дальше и приступил к JavaScript. Разобравшись с ним, я попробовал C++, потому что хотел заниматься играми. Скачал учебник, который все рекомендовали, позанимался по нему — и бросил программирование на несколько лет. М-да.
Сейчас я программирую на PHP, JS, Java, Python, C# и C++. С каждым новым языком я постоянно возвращался к основам и узнавал что-то новое о работе компьютера: как устроена память, как работает процессор, какой код будет работать быстро, а какой — нет. И, самое главное — почему. Если бы я сразу начал с C++, то, скорее всего, решил бы, что это не моё — слишком много информации.
Определите, чем вы хотите заниматься
Все эти споры, какой язык круче, бессмысленны, потому что:
Новички ещё слишком мало знают, чтобы понять, что им нужно от языка. Поэтому выбирать нужно не язык, а то, чем вы хотите заниматься. Многие языки в первую очередь затачиваются под решение определённых проблем или под определённые сферы:
Выбрав сферу, выясните, какие языки там используются, и выбирайте из них. Вы можете попробовать выучить несколько разных языков, чтобы определиться, какой вам больше нравится или лучше подходит для конкретной задачи.
Но даже если вы решите выбрать что-то совсем непопулярное — на чём пока не создавали крутые проекты, — это не значит, что вас ждет провал.
Выбор технологии не определяет успеха игры, сайта, приложения и чего угодно ещё.
А вот основные сильные и слабые стороны популярных языков:
Язык | Преимущества | Недостатки |
---|---|---|
С++ | • Высокая производительность • Прямой доступ к памяти • Строгая типизация | • Высокий порог входа • Низкая скорость разработки |
C# | • Строгая типизация • Сборка мусора • Кроссплатформенность • Большое количество синтаксического сахара | • Ориентированность под Windows • Нет возможности создавать кроссплатформенное GUI |
Python | • Высокая скорость разработки • Возможность быстро выучить язык • Широкий спектр применения | • Слабая типизация • Низкая производительность |
JavaScript | • Высокая скорость разработки • Возможность быстро выучить язык | • Непредсказуемость • Слабая типизация |
Java | • Кроссплатформенность • Строгая типизация • Сборка мусора | • Требуется много времени на запуск приложения • Большой объём повторяющегося кода |
PHP | • Большое сообщество • Быстрое развитие | • Слабая типизация • Небезопасный код |
Джоэл Спольски (CEO Stack Overflow) предпочитает C-подобные языки, но всё равно выбирает тот, который лучше справится с конкретной задачей.
Например, если вы хотите создавать игры, то какие? Посмотрите, на каком движке сделаны ваши любимые игры, и начните осваивать его. Если это Unity, то вам нужен C#. Если Unreal Engine 4, то С++.
Нужно ли начинать с простого языка
Если вы, как и я, выбрали геймдев, то перед вами встаёт дилемма: какой из языков выбрать. Оба достаточно крутые, на них написано большое количество известных игр. Допустим, вам всё же больше понравился C++.
Но тут возникает проблема: среди популярных сегодня языков C++ — один из самых сложных. Что делать?
Есть мнение, что если ваш первый язык будет слишком простым, то вы не сможете стать хорошим программистом.
Всё из-за того, что простые языки не требуют от вас знаний, как устроен компьютер, как данные хранятся в памяти, как процессор выполняет операцию деления и так далее.
Тот же Джоэл Спольски писал, что начинать погружение в программирование нужно с C (ещё сложнее, чем C++), потому что так вы освоите главные принципы и сможете писать более эффективные программы. Даже если они будут не на C.
С другой стороны, очень просто потерять мотивацию, когда изучаешь язык и подолгу останавливаешься на каждом термине. Несколько дней на изучение переменных, потом ещё недельку на массивы, месяц — на функции и так далее. За это же время другие успеют выучить Python на достаточном уровне, чтобы создавать простые блоги.
Так что я считаю нормальным начинать с чего-то простого. Вы будете расти — ступенька за ступенькой. Причём с большей эффективностью.
Вывод
Обсуждать можно бесконечно, но вот совет: начните уже изучать хоть что-то, сопоставив первый язык со сферой ваших интересов. И не переживайте, если вам понравился сложный язык. Сейчас обо всём можно найти понятные и подробные руководства. Например, в своей новой серии статей я максимально просто объяснил сложные понятия в C++. А на нашем курсе всё это можно закрепить на практике.
Закодируйся: как выбрать первый язык программирования
Рассказываем о плюсах и минусах JavaScript, PHP, Python, Java, CSS и HTML. Статья подготовлена на основе вебинара с Михаилом Овчинниковым.
В бэкграунде — программирование, французский язык, академическое рисование, капоэйра. Сейчас учит финский. Любит путешествия и Балтийское море.
У каждого языка веб-разработки свои особенности, достоинства и недостатки, своя сфера применения и свой список связанных технологий (он называется «стек»). Сегодня мы сравним несколько популярных языков и дадим советы, как же из всего многообразия выбрать что-то одно.
Что такое типизация
Прежде чем мы начнём разбираться в плюсах и минусах языков, стоит поговорить о типизации. Потому что от типизации зависит и как вы пишете программу, и как она потом работает.
Типизация — это разделение переменных на разные типы: например int (целое число), flow (число с десятичной частью), string (строка текста), bool (правда/неправда).
Типизация бывает явная или неявная, слабая или сильная и статическая или динамическая.
В языках со статической типизацией типы переменных устанавливаются на этапе компиляции, причём обычно переменные объявляются с указанием типа (явно).
Динамическая типизация означает, что типы определятся уже во время выполнения программы.
Сильная (строгая) типизация не позволяет смешивать в выражениях разные типы и не выполняет автоматически неявные преобразования.
Языки со слабой типизацией более гибкие, но они часто сами неявно преобразуют переменные, даже если в результате может появиться неточность или если преобразование неоднозначно.
Теперь, когда мы разобрались с типизацией, перейдём к самим языкам.
HTML и CSS
Начнем издалека — с HTML (Hypertext Markup Language) и CSS (Cascade StyleSheets). Почему с них и почему «издалека»? С них — потому что они лежат в основе веб-разработки, и ни один сайт без них не обойдётся. А издалека — потому что это не совсем языки программирования.
Они нужны, чтобы создавать содержимое веб-страницы — контент и оформление; программу вы на них не напишете. Тем не менее веб-технологии сейчас уже используются и в других сферах, в том числе в десктопных и даже мобильных приложениях, поэтому у этих «языков» хорошие перспективы.
HTML и CSS очень простые — в основах можно разобраться буквально за пару дней, даже самостоятельно. Так что если вы очень боитесь программирования и не верите, что у вас получится, попробуйте начать с них. Это под силу каждому, поможет вам плавно войти в программирование и оценить свои силы. А потом при желании можно перейти к другим языкам.
Как выбрать первый язык программирования, гайд начинающим от профессионала
Кратко для введения: я являюсь профессиональным разработчиком и мне есть что сказать себе 15 лет назад. По результатам стрима я решил оформить статью с рекомендациями тем, кто находится в самом начале пути к программированию. Статья в основном направлена на школьников (и их родителей), студентов и может быть джунов. Для людей более старшего возраста но желающих стать программистами, думаю также будет интересно.
Сначала приведу несколько постулатов, которые просто примем за истину, как аксиомы:
— Путь в серьёзное программирование долгий и сложный
— Программирование требует полного погружения и «безбашенно ворваться»
— Технологии и подходы меняются очень быстро
— Алгоритмы и основы практически не меняются а только дополняются
— Освоить новую технологию если вы уже специалист в какой то технологии многократно проще
— Кроме технических навыков, soft skills также важны и они не меняются от смены техи
Эти постулаты можно оспаривать и много обсуждать, но это не цель данной статьи.
Самое важное состоит в том что сменить язык и технологию многократно проще чем выучить первую, а множество навыков языконезависимы. Поэтому из сложного пути стоит выкинуть всё сложное что не является необходимым, а взять в дорогу всё что вам поможет.
На протяжении всего времени, до того как вы сможете зарабатывать какие-то деньги при помощи программирования вам придётся идти на голом энтузиазме. На пути вы встретите множество проблем которые на определённом этапе развития могут казаться непреодолимыми. И в этот момент у вас должно быть достаточно воли и желания этот период преодолеть. Поэтому управление собственной мотивацией я считаю наиболее важной частью процесса обучения.
Поэтому первый язык и технологию я рекомендую выбирать строго по любви. Во всех технологиях к которым вы сейчас свободно найдёте бесплатные онлайн курсы есть заработки, просто полностью исключите вопрос «сколько я заработаю» из критериев выбора. Также я считаю что бесплатных образовательных материалов сейчас неимоверно много и я не вижу особого смысла покупать платные онлайн курсы. Из платного образования кружки с программированием и роботостроением для детей я считаю хорошней идеей, также любые технические лицеи, гимназии, университеты, т.е. классическое образование, если вы находитесь в возрасте приемлемом для такого образования.
Тут отдельно для родителей: школа с углублённой технической программой многократно лучше обычной. Если уклон только в информатику, то это не так хорошо. Хорошо когда углублены математика, физика, информатика, английский язык. Чем больше удастся впихать математики в обычный период стандартного обучения школа-вуз, тем легче будет с программированием, но без фанатизма.
Итак, алгоритм как я советую выбрать язык программирования:
Идёте и гугл, яндекс или чем вы пользуетесь и забиваете там запрос: «бесплатные онлайн курсы программирования» и выбираете просто по описаниям 5 разных языков. Почитайте про разные, может что-то зацепит. Если что-то зацепило, всё выбор сделан, берите это.
По каждому языку идёте в википедию и читаете про этот язык. Что-то не понравится, то выкидывайте. Останется 2-3 языка. Если что-то зацепило, всё выбор сделан, берите это.
Определитесь с предметной областью, что вам интересно, например модифицировать игры и писать для них скрипты, или писать игры целиком, или сдеать финансовый расчёт, смоделировать что-нибудь типа эпидемии, управлять роботом, или ещё что-нибудь, важно взять то что лично вам интересно, а не что кто-то считает важным.
Поищите курсы про интересную вам специфику на разных языках.
Ключевой момент поймать желание в этом закопаться. И как только вы это желание поймали, начинайте любой онлайн курс. Если возникли сложности и проблемы, попробуйте другой курс или другой язык. Не бойтесьпопробовать разное.
Если выбрать направление в котором потенциальная зарплата больше, а фана нет, то риск не дойти многократно увеличивается. Поэтому первую технологию нужно выбирать только по любви. А по расчёту выбирать будете уже следующие техи когда будет некий бекграунд. Обычно это второй/третий язык программирования. А менять технологии всё равно придётся, потому что всё меняется очень быстро. И даже такой консервативный язык как C++ качественно меняется и программирование на нём требует новых подходов.
Технологии которые сейчас можно изучать сильно устареют и изменятся когда вы дойдёте до того чтобы применять их на работе. Поэтому вообще расслабьтесь и делайте то, что штырит и прёт, а не то что модно или кому-то нужно. Более того знать несколько языков и разных тех крайне полезно для опыта и общего развития в отрасли. Можно сравнивать разные подходы и совершенствовать свой стиль и путь.
Несколько очень частых вопросов:
Нужен ли английский?
Нужна ли высшая математика?
Нужна ли высшее образование?
В начале, когда вы учитесь ходить нужно учиться именно ходить, с любой скоростью и в любом направлении, направление выберете потом. Тоже самое с обучением плаванию, езде на велосипеде, автомобиле. Сначала вы осваиваете инструмент и воспитываете в себе навыки, потом уже выбираете направление движения и интересные вам напрвления развития в рамках навыка. Вот с программированием ровно также. Просто начните с следуйте за удовольствием.
И на последок: пара прикольных игр которые я считаю полезными: https://lightbot.com/ https://www.euclidea.xyz/ru/
Больше 20-и лет в профессии, а ничего столь удивительного не видел.
Господи, ну наконец-то что-то адекватное.
Да, забыл ещё один важный момент. Когда я учился, того языка прораммирования и тех технологий в которых я сейчас работаю вообще не существовало. А некоторые вещи популярные тогда ныне мертвы. Поэтому также то с чего конкретно вы начнёте имеет меньшее значение чем кажется.
Сейчас изучаю Java с прицелом на моб. разработку и чтобы сформировать ОПП мышление.
Буду благодарен за какие-нибудь мысли по моей ситуации, нужен взгляд со стороны.
Какие языки программирования учить?
Чем больше освоишь, тем круче будешь
Довольно популярное мнение среди разработчиков, что уровень квалификации и зарплата зависят от количества языков программирования, которыми разработчик владеет.
Я сам в свое время ходил и думал, что бы такого изучить, чтобы потом писать в резюме много умных слов. Затем однажды на работе познакомился с коллегой, С++ разработчиком, который за всю жизнь освоил только один этот язык и все. А зарплата у него была, как у меня, может даже больше. Помню, как он ходил и с интересом спрашивал, как такие же вещи можно делать на С #. Это меня очень удивило, потому что я увидел, что человек достаточно успешен в IT-карьере, хотя он хорошо выучил всего один язык, а за его пределами почти ничего не знает.
Конечно, это не значит, что надо ограничивать свой кругозор единственным языком. На мой взгляд, секрет успеха в том, чтобы стать профи в чем-то одном, а затем осваивать смежные области, которые будут дополнять друг друга и двигать в направлении одной цели. Например, если вы занимаетесь Web-разработкой, будет плюсом знать какой-то язык для бэкэнда и JavaScript для фронтэнда. Но если я буду учить С++ для бэкэнда, то знания JavaScript для фронтэнда мне ничего не даст, потому что я никогда не буду использовать их вместе.
Обычно, с одного языка пересесть на другой не так сложно из-за схожего синтаксиса и общих принципов. Например, с C # на Java. При этом вокруг каждого языка есть своя большая экосистема: библиотеки, фреймворки, либы. А вот на это уже нужно много времени, и быть достаточно высококвалифицированным специалистом в двух-трех разных областях в программировании очень сложно.
Рынок вакансий диктует условия
Если осваивать программирование с целью карьеры, а не в качестве хобби, ориентироваться надо на рынок вакансий. Идем на HeadHunter и видим такую картину
Зеленым выделены языки с положительной динамикой вакансий. За год Kotlin и Go впервые оказались в этом списке. Красным выделен Ruby — для него число вакансий сокращается, и возможно, скоро из топ-10 его вытеснит какой-нибудь другой перспективный язык.
Может показаться, что если выбрать что-нибудь экзотическое, у вас будет меньше конкурентов, а значит проще найти работу. Это не совсем так. Работодатели тоже идут на hh, смотрят кандидатов и решают, на чем запускать проекты, под которые реально собрать команду. Замкнутый круг. Поэтому мой совет с точки зрения развития карьеры: выбирайте популярный язык, при этом ориентируйтесь на спрос на рынке труда, а не по каким-то другим рейтингам.
Вместо того, чтобы обсуждать актуальность отдельно взятого инструмента — а именно этим являются языки программирования — я рассмотрю их в разрезе 4-х направлений разработки и составлю наборы навыков, необходимых для решения разных задач.
Web-разработка
Здесь больше всего вакансий, но и сильнее конкуренция среди специалистов, т.к. направление развивается уже много лет. Web-разработка состоит из Frontend — визуальная часть сайта, то, с чем взаимодействуют пользователи, и Backend — серверная часть сайта.
Начальный маршрут для фронтендера:
HTML, CSS — языки верстки
JavaScript — для интерактивных элементов
ECMAScript / Typescript — расширения JavaScript, дающие больше возможностей
Опыт работы с одним из фреймворков: React / Angular / Vue
Как правило, выбор фреймворка не столь принципиален: работодатель готов рассмотреть кандидата с опытом в любом из трех, т.к. довольно быстро можно пересесть на нужный специально под проект.
Для бэкендера есть несколько вариантов. Каждый пункт в списке — пара из языка и его фреймворков:
PHP + Laravel / Yii 2 / Symphony
Javascript + NodeJS (Express.JS, Nest.js, TypeScript, GraphQL, Apollo)
Каждый из наборов актуален для написания серверной части сайтов, поэтому можно выбрать на свое усмотрение. В любом случае понадобится овладеть еще и этими знаниями:
HTML & CSS — понимание верстки сайтов
SQL (PostgreSQL / MySql) — работа с базами данных
Архитектуры и паттерны — как писать код, который легко поддерживать и масштабировать
В большинстве случаев это необходимый минимум, джентельменский набор для бэкенд-разработчика, работающего над сайтами. Далее, можно развиться как разработчик в 2 разных направлениях: начать осваивать технологии из списка фронтендера, т.е. стать Fullstack-разработчиком, или углубиться в бекенд и хайлоад. Выбрав второй путь, будет полезно освоить следующие технологии:
NoSql (MongoDB, Reddis, Cassandra)
Брокеры сообщений: RabbitMQ / Kafka
Мобильная разработка
Более молодое направление, в котором меньше вакансий, но пока наблюдается дефицит кадров. Языки программирования выбираются в зависимости от того, под какую платформу вы будете создавать приложения.
Android-разработчик:
В большинстве проектов нужно знать и Java и Kotlin
Новый код чаще пишется на Kotlin, однако очень много кода, который нужно поддерживать, написан на Java
Kotlin молодой, но очень перспективный язык, созданный питерской компанией Jetbrains в 2016 году. Он полностью совместим с Java, но примерно на 40% короче его, что значительно ускоряет разработку. Кроме того, в какой-то момент Google, устал от исков со стороны правообладателей Java за использование кода в Android и назвал Kotlin предпочтительным языком для Android-разработки. Сейчас все чаще приложения пишут на нем. Однако на текущий момент все еще очень много проектов, написанные на Java, которые нуждаются в поддержке и развитии. Поэтому Android-разработчику надо знать оба языка, чтобы уметь читать и вносить изменения в старый код.
iOS-разработчик:
Достаточно знать Swift
Старый код написан на Objective-C
Легкий и простой Swift пришел на смену и значительно потеснил первый iOS-язык Objective-C. Эти языки несовместимы, поэтому новые проекты начинают на Swift и его вполне достаточно для разработки на платформе. А Objective-C остается актуальным только для старых больших проектов, которые не решились переписывать на Swift.
Что касается востребованности, то Java и Kotlin универсальные языки, которые используют не только для мобильной разработки и под различные платформы. А вот Swift подходит исключительно для мобильной разработки под iOS и десктопной разработки под MacOS.
Еще один путь мобильного разработчика — освоить библиотеку ReactNative для JavaScript. Она устроена таким образом, что написанный код работает под все платформы. С одной стороны это очень удобно. Однако нередки случаи, когда появляется необходимость прописать нативный код для каждой платформы, а это значит нужно иметь наготове знания и Kotlin, и Swift.
Серверные приложения
Путь разработчика серверных приложений во многом похож на бэкендера, разрабатывающего сайты. Во-первых, надо выбрать и изучить один из языков. Сейчас в ТОП-е по количеству вакансий на российском рынке:
Во-вторых, как и бэкендеру, для большинства задач вам понадобятся навыки работы с базами данных и умение писать качественный код. Тут вам пригодятся:
SQL (PostgreSQL / MySql)
Архитектуры и паттерны
Дальше можно изучить:
Алгоритмы и структуры данных
NoSql (MongoDB, Reddis, Cassandra)
Брокеры сообщений: RabbitMQ / Kafka
Из этого самый сложный пункт — выбор языка. Я подготовил сравнительную таблицу:
Java, Python и С # между собой очень похожи и довольно универсальны. Java используют для сайтов и мобильной разработки. Python отдают предпочтение стартапы (а также крупные проекты, выросшие из стартапов) из-за его простоты освоения и универсальности. C # популярен и для сайтов, и для написания игр на движке Unity 3D. Я советую выбирать тот, с которым вы уже хоть немного имели дело и на какую сферу больше ориентируетесь. При необходимости быстро пересесть на другой из этой тройки не составит труда.
C++, на мой взгляд, один из самых сложных в освоении язык, подходящий в основном для серверных, десктопных программ и игр, реже — для Data Science. Разработка на нем занимает значительно больше времени, но дает программисту огромные возможности. C++ используют для программ, требовательных к быстродействию, например, Photoshop, или масштабных игр, так как с его помощью можно контролировать и распределять нагрузку на «железо».
Golang (Go) появился как более простая версия С++. Его легко освоить, и он заточен под высокие нагрузки и многоядерные процессоры, но имеет очень ограниченный функционал, например, нет дженериков, исключений и т.д., которыми обладают другие языки программирования. В первую очередь его целесообразно использовать для консольных утилит и highload бэкенда. Вакансии разработчика на Go открывают преимущественно крупные корпорации, хотя в последнее время спрос на разработчиков Go начал появляться и в проектах поменьше.
Разработка игр
Выбор языка во многом определяет платформу, на которой вы сможете писать игры:
C#, Unity 3D — кроссплатформенный, возможность быстро портировать игру с одной платформы на другую
C++, Unreal Engine — PC, обычно используется для масштабных игр, требовательных к быстродействию «железа»
Если по выбору языка какие-то моменты не осветил, задавайте вопросы — отвечу.