какое звание у водителей в армии
Служба водителем в армии
Водитель в армии – достаточно востребованная должность среди молодых людей. Но, данная профессия подразумевает не только ответственность за перевозку грузов или солдат, водитель также несет ответственность за автомобиль, который дан ему в управление. Поэтому водитель – профессия отнюдь не легкая и к должностным обязанностям необходимо подходить со всей ответственностью. Попасть на службу в качестве водителя можно как во время срочного призыва, так и по контракту.
Водитель во время срочной службы
Как стать водителем во время срочной службы в армии? Сделать это может каждый юноша во время распределения по войскам, но главным условием для рассмотрения кандидатуры на данную должность является наличие водительских прав и навыков вождения габаритной техники. Но даже в этом случае никто не даст 100% гарантии, что солдат получит данную должность.
Однако, как показывает практика, освоить данную профессию в армии можно даже не имея водительских прав, все делается абсолютно «с нуля». Обучить вождению могут в учебной части, а потом продолжить исполнять обязанности водителя можно уже в ходе остальной службы.
После прохождения службы срочник получает документ, который подтверждает прохождение обучения. Но такая возможность рассчитана для тех солдат, которые в перспективе продолжат служить в армии водителем на контрактной основе.
Таким образом, перед тем, как пойти служить водителем в армию, молодой человек еще на гражданке должен получить водительские права с категорией C, D, E. Имея соответственную категорию и навыки вождения грузовым транспортом, юноша будет иметь преимущество перед остальными солдатами при распределении из военкомата в воинские части.
По каким критериям происходит отбор водителей
Как стать водителем транспортного средства в армии? Отбор на должность водителя происходит по двум главным критериям: медицинскому и профессиональному.
По медицинским показателям кандидатов отбирает военно-врачебная комиссия, опираясь на общее состояние здоровье призывника.
Профессиональный отбор подразумевает изучение всей предоставленной документации о профильном образовании, а также о наличии практики в вождении автомобиля.
Для успешного прохождения медицинской комиссии призывник должен иметь рост не меньше 155 см, хорошо слышать речь, произносимую шепотом, а также получить категорию годности не ниже Б-3. Данная категория присваивается при незначительных отклонениях здоровья, таких как стоматологические болезни, аллергии и другие несущественные проблемы.
Водитель в армии также должен иметь отменное зрение и хорошо воспринимать все цветовые гаммы. Не допускают к рулю призывников с выявленным дальтонизмом или дихромазией. Могут быть призваны граждане с близорукостью не больше 6,0 дтпр или дальнозоркостью не больше 8,0 дптр.
С точки зрения профессиональных навыков гражданин должен обладать трудолюбием, дисциплинированностью, интересом к технике и обязательно уметь принимать решения в самые кратчайшие сроки. Также немаловажны координация рук и ног, стрессоустойчивость и высокая работоспособность.
Обязанности водителя в армии
Обязанности солдата на должности водителя в армии заключаются в следующем:
Что же делают водители в армии еще, помимо всего вышеперечисленного? Перед тем, как выехать из автопарка водитель обязательно должен убедиться в том, что автомобиль находится в удовлетворительном техническом состоянии. Наибольшее внимание стоит уделить тормозной системе, шинам, рулевому управлению. После этого производится осмотр зеркала заднего вида, стеклоочистителя, крепления номерных знаков и световых приборов.
Согласно воинскому уставу водитель на службе в армии не должен передавать управление транспортным средством третьему лицу. Также строго запрещается во время движения на автомобиле курить, употреблять продукты питания или напитки.
После выезда из автопарка при водителе должны быть водительское удостоверение, путевой лист и документ, подтверждающий его личность.
Какая категория управления т/с наиболее востребована в армии?
Наиболее востребован водитель в российской армии с категорией С и В. При получении категории В призывник может рассчитывать лишь на правление легковым транспортным средством и будет заниматься перевозкой руководящего состава. С наличием категории С возможности его расширяются и солдат может получить в распоряжение БТР, сложную военную технику и прочее.
Но, при получении в распоряжение техники на плечи солдата ложится большая ответственность, ведь за любые огрехи будут спрашивать именно с него. В случае поломки транспортного средства отвечать за ее ремонт будет водитель.
Плюсы службы водителем в армии
Водитель в армии – почетная должность, которая дает срочникам много привилегий и преимуществ. Таким образом, стоит выделить основные положительные стороны подобной службы:
Негативные стороны службы водителем
Служба в армии водителем – ответственная задача, которая требует от солдата максимальной концентрации. Хорошее проявление себя даст возможность пойти вверх по карьерной лестнице. Но, несмотря на все прелести работы, существуют и некоторые негативные моменты данной должности:
Таким образом, мы разобрали как служат срочники на должности водителя в армии. Данная профессия требует от солдата большой ответственности за перевозку людей и грузов. Перед выездом из автопарка водитель обязан проверить транспортное средство на предмет его исправности. Хорошо себя зарекомендовав в качестве водителя, у солдата появится возможность остаться на службе на контрактной основе с возможным последующим повышением по карьерной лестнице.
Примерное соответствие должностей и званий в российской армии
Звание | Должность |
Рядовой | Все вновь призванные в армию, все низшие должности (стрелок, водитель, номер орудийного расчета, механик-водитель, сапер, разведчик, радист и т.п.) |
Ефрейтор | Штатных ефрейторских должностей нет. Звание присваивается стоящим на низших должностях солдатам, имеющим высокую квалификацию |
Младший сержант, сержант | Командир отделения, танка, орудия |
Старший сержант | Заместитель командира взвода |
Старшина | Старшина роты |
Прапорщик, старший прапорщик | Командир взвода материального обеспечения, старшина роты, начальник склада, начальник радиостанции и другие должности сержантского состава, на которых требуется высокая квалификация. Могут занимать низшие офицерские должности при недостатке офицеров |
Младший лейтенант | Командир взвода. |
Лейтенант, старший лейтенант | Командир взвода, заместитель командира роты |
Капитан | Командир роты, командир учебного взвода |
Майор | Заместитель командира батальона. Командир учебной роты |
Подполковник | Командир батальона, заместитель командира полка |
Полковник | Командир полка, заместитель командира бригады, командир бригады, заместитель командира дивизии |
Генерал-майор | Командир дивизии, заместитель командира корпуса |
Генерал-лейтенант | Командир корпуса, заместитель командующего армией |
Генерал-полковник | Командующий армией, заместитель командующего округом (фронтом) |
Генерал армии | Командующий округом (фронтом), заместитель министра обороны, министр обороны, начальник Генерального штаба, другие высшие должности |
Маршал РФ | Почетное звание, присваиваемое за особые заслуги |
Перечень типовых должностей в органах внутренних дел и соответствующих им специальных званий должен быть утвержден указом Президента РФ. На момент написания данного курса лекций – отсутствует.
Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие:
— для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего (полного) общего образования;
В число квалификационных требований к должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего профессионального юридического образования. В исключительных случаях и на условиях, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее профессиональное образование и опыт работы, позволяющий выполнять служебные обязанности.
Квалификационные требования к стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника органов внутренних дел, необходимым для выполнения служебных обязанностей, устанавливаются:
Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, и сотрудников органов внутренних дел в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок прохождения гражданами, поступающими на службу в органы внутренних дел, и сотрудниками органов внутренних дел военно-врачебной экспертизы и порядок профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с федеральным законом № 342-ФЗ для сотрудников органов внутренних дел установлены специальные звания полиции, внутренней службы и юстиции (в зависимости от профиля деятельности подразделения органа внутренних дел):
— высший начальствующий состав – генерал полиции РФ, генерал-полковник, генерал-лейтенант, генерал-майор;
— старший начальствующий состав – полковник, подполковник, майор;
— средний начальствующий состав – капитан, старший лейтенант, лейтенант, младший лейтенант;
— младший начальствующий состав – старший прапорщик, прапорщик, старшина, старший сержант, сержант, младший сержант;
— рядовой состав – рядовой.
Специальные звания полиции являются пожизненными, лишение их возможно только в судебном порядке.
Сотрудникам ФСИН России присваиваются специальные звания внутренней службы в соответствии с федеральным законом от 21 июня 1998 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы»[148].
Сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС РФ присваиваются специальные звания внутренней службы в соответствии с федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности»[149].
Сотрудники органов федеральной фельдъегерской связи подразделяются на лиц начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, являющихся сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, состоящих в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, прикомандированных к федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации (им присваиваются специальные звания внутренней службы), федеральных государственных гражданских служащих, работников.
Аналогичная ситуация складывается и в отношении сотрудников Федеральной миграционной службы, которым присваиваются специальные звания начальствующего состава полиции или внутренней службы.
Гражданам, принятым на службу в органы наркоконтроля, и сотрудникам присваиваются специальные звания полиции:
— высший начальствующий состав – генерал полиции РФ, генерал-полковник, генерал-лейтенант; генерал-майор;
— старший начальствующий состав – полковник, подполковник, майор;
— средний начальствующий состав – капитан, старший лейтенант, лейтенант, младший лейтенант;
— младший начальствующий состав – старший прапорщик, прапорщик, старшина, старший сержант, сержант, младший сержант;
— рядовой состав – рядовой.
В системе прокуратуры Российской Федерации установлены классные чины юстиции[150]:
— действительный государственный советник юстиции;
— государственный советник юстиции 1, 2, 3 класса;
— старший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции;
— юрист 1, 2, 3 класса;
Сотрудникам Следственного комитета РФ (кроме военнослужащих) присваиваются специальные звания юстиции[151]:
— высшие – генерал юстиции РФ, генерал-полковник, генерал-лейтенант, генерал-майор;
— старший – полковник, подполковник, майор;
— младшие – капитан, старший лейтенант, лейтенант, младший лейтенант.
В соответствии с федеральным законом № 114-ФЗ гражданам, принятым на таможенную службу, и сотрудникам таможенных органов РФ, присваиваются специальные звания таможенной службы:
— высший начальствующий состав – действительный государственный советник таможенной службы РФ, генерал-полковник, генерал-лейтенант, генерал-майор;
— старший начальствующий состав – полковник, подполковник, майор;
— средний начальствующий состав – капитан, старший лейтенант, лейтенант, младший лейтенант;
— младший состав – старший прапорщик, прапорщик.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 февраля 2010 г. № 169 «О чинах казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» была установлена соответствующая система казачьих чинов[152]:
— высший чин – казачий генерал;
— главные чины – есаул, войсковой старшина, казачий полковник;
— старшие чины – подхорунжий, хорунжий, сотник, подъесаул;
— младшие чины – младший вахмистр, вахмистр, старший вахмистр;
— нижние чины – казак, приказный, младший урядник, урядник, старший урядник.
Таким образом, в иных видах государственной службы существует фактическое определение должностей – в основном решениями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых осуществляется данный вид служебной деятельности. Единого, унифицированного перечня должностей, утвержденного Президентом РФ, нет. Система специальных званий характеризуется существенным разнообразием. Не во всех специализированных органах установлены специальные звания.
Критерии отбора для водителей в армии, прохождение подготовки и обязанности
Специальность военного водителя — одна из наиболее востребованных в практически любой из современных армий. Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ) — не исключение, тем более что военная служба в последние годы стала заметно привлекательнее в глазах молодежи. Это связано как с ростом ее престижа в обществе, так и с существенным улучшением материального обеспечения профессиональных военнослужащих.
Примеривая на себя потенциальные возможности для собственного прохождения службы в Армии России, юноши и молодые люди активно интересуются вариантами, позволяющими извлечь практическую пользу для своей военной и гражданской карьеры. В этом плане водитель — профессия, весьма привлекательная. Но служба в армии водителем имеет множество нюансов, требующих более детального рассмотрения.
Водитель в армии: общие сведения
Водительская специальность — широкое понятие, объединяющее большое разнообразие той техники, которой предстоит управлять. Применительно к Вооруженным Силам России это могут быть как стандартные автомашины для перевозки людей и грузов, так и специализированная техника (колесная и гусеничная), включая различные боевые и вспомогательные транспортные средства.
Всем желающим разобраться в особенностях водительской армейской службы следует иметь представление об общей структуре ВС РФ, а также принципах их комплектации личным составом. В этой связи нужно отметить, что специальность водителя в той или иной мере востребована во всех родах и видах российских Вооруженных Сил. Даже авиация, военно-морской флот и воздушно-десантные войска сегодня оснащены множеством наземной техники, обеспечивающей их функционирование, и этими транспортными средствами необходимо кому-то управлять.
Водитель в армии
Военные водители в ВС РФ относятся к числу специалистов, уровень воинских званий которых соответствует категориям рядового и сержантского состава. Прохождение службы для этих категорий военнослужащих возможно как по призыву, так и по контракту.
Кроме того, в Российской Армии широко распространена практика замещения наиболее распространенных профессий лицами гражданского персонала.
В их числе следующие:
По сути, такие работники в правовом отношении ничем не отличаются от таких же специалистов, работающих в гражданской сфере. Принадлежность к военнослужащим для армейских водителей-призывников и контрактников характеризуется, прежде всего, присвоением им воинского звания, а также наличием соответствующей военно-учетной специальности (ВУС).
Во время службы такой специалист должен не только обеспечивать грамотную эксплуатацию вверенной ему техники, но и отвечать за ее поддержание в исправном техническом состоянии, своевременно и качественно проводить обслуживание и ремонт.
Массово распространенная в гражданской сфере водительская категория B, в армейской практике мало востребована. Разумеется, существуют должности для водителей легковых автомобилей, предназначенных возить командиров различного уровня. Но подобные назначения, как правило, носят индивидуальный характер.
Водитель в армии: срочная служба
Прохождение срочной службы в рядах Российской Армии в качестве водителя вполне реально для множества призывников. Такая возможность существует даже в ходе призыва на условиях последующего общего распределения. Основным и непременным условием для этого является наличие навыков вождения соответствующей техники, подтвержденное документами о получении профильного образования. Но 100% гарантии того, что солдат-срочник будет служить водителем, естественно, не существует.
В то же время Армия России не исключает возможность освоения солдатом-срочником, даже не имеющим водительских прав, специальности военного водителя, что называется, «с нуля». Обучить молодого человека вождению и иным навыкам, связанным с управлением транспортным средством, могут непосредственно в армии: сначала в учебной части, а затем и на практической службе. После службы срочник получает документальное подтверждение о том, что он освоил специальность военного водителя. Но современные тенденции сейчас таковы, что подобные меры рассчитаны в первую очередь с прицелом на желающих продолжить военную службу в качестве солдат-контрактников.
В целом для службы военным водителем молодой человек еще до призыва должен получить общегражданские водительские права категории С, D, E. Призывники, имеющие такие «корочки» и опыт эксплуатации грузовых транспортных средств, могут рассчитывать на предпочтение при распределении из военкомата в воинские части. Кроме того, для призывников как потенциальных военных водителей установлена норма профессиональной пригодности не ниже III категории.
Водитель в армии: контрактная служба
Для кандидатов на замещение должности военного водителя по контракту установлены стандартные требования, практически аналогичные призывникам.
Кроме того, зачастую могут задаваться специфичные требования, привязанные к особенностям прохождения службы в конкретных частях и войсках. Например, при наборе военнослужащих по контракту на должность водителя категории С, D, E в дивизию ВДВ, от кандидата может потребоваться готовность к совершению прыжков с парашютом и выполнению зарубежных командировок. При поступлении на такую должность военнослужащий должен иметь здоровье категории А и быть годным к службе в ВДВ.
Проходя службу военным водителем по контракту, можно повысить классную классификацию до первого класса, освоить новые для себя водительские категории. Материальная сторона контрактной службы в рядах ВС РФ на сегодняшний день довольно привлекательна. Даже без учета внушительного «соцпакета» из государственных льгот и гарантий, солдат-контрактник может рассчитывать на денежное довольствие в размерах, часто превышающих зарплату по вакансиям в гражданской сфере в большинстве регионов России.
Важно отметить, что с осени 2019 года Минобороны ввело особую 30-процентную надбавку к должностным окладам водителям-военнослужащим по контракту. Основным условием получения такой надбавки является наличие категории С, D, СE. В среднем зарплата военных водителей-контрактников по состоянию на 2020 год составляет, в зависимости от воинского звания, стажа и других особенностей службы, от 25 до 45 тысяч рублей.
Критерии отбора военных водителей
Все критерии, по которым производится отбор военных водителей, подразделяются на две группы:
ВВК признают годными к прохождению военной службы в качестве водителя молодых людей согласно нормативам присвоения категории годности Б-3. При прохождении медицинского освидетельствования, показатели состояния здоровья для такой категории: рост не менее 155 см и успешно понимать речь, произнесенную шепотом.
Число патологий из Расписания болезней в этой подгруппе допускается по минимуму. В частности, категорию годности Б-3 присваивают при выявлении стоматологических болезней, некоторых разновидностей аллергии, осложнений, проявившихся после перенесенной травмы конечностей, а также на фоне вероятного развития астмы и других несущественных заболеваний.
Применительно к военным водителям основные медицинские требования сводятся к зрению. Для успешного отбора требуется нормально воспринимать цвета (не должно быть выявлено дальтонизма или дихромазии). Признаются годными лица с близорукостью не более 6,0 дптр и дальнозоркостью не более 8,0 дптр, астигматизмом не более 4,0 дптр на каждый глаз.
В плане категории профессионально-психологической пригодности требования к военным водителям в целом соответствуют критериям годности к такой же работе в гражданской сфере. Водителю нужно обладать интересом к технике, трудолюбием и дисциплинированностью, уметь принимать ответственные решения в кратчайшие сроки. В числе необходимых качеств — высокая работоспособность, стрессоустойчивость, хорошая координация действий рук и ног.
Подготовка военного водителя
Для молодых людей допризывного возраста, твердо намеренных отслужить срочную армейскую службу, открыты широкие возможности подготовиться к этому заранее. В частности, подготовкой будущих военных водителей на категорию «С» занимается ДОСААФ России. Местные отделения этой организации есть практически повсеместно на уровне городов и райцентров в каждом регионе страны.
Программы подготовки военных автомобилистов ДОСААФ позволяют изучить:
Обучение по программе подготовки военных водителей в ДОСААФ для прохождения службы производится бесплатно на условиях направления от военкомата. Обычно эти направления выдаются за полгода-год до призыва. Такое обучение могут проходить только молодые люди мужского пола, достигшие 17 лет, признанные годными по состоянию здоровья и морально-психологическим качествам, подлежащие призыву на военную службу.
Как показывает практика, обучаться лучше по месту жительства в период до службы в ВС РФ. Исключением могут стать водительские категории Е и СE. Они весьма востребованы в современной армии, и при дефиците квалифицированных сотрудников военнослужащим нередко предлагается дополнительное обучение с присвоение этой категории.
Обязанности военного водителя
Основные обязанности водителя в армии заключаются в следующем:
Повседневная обязанность военного водителя — перед выходом из автопарка убедиться в удовлетворительном техническом состоянии машины. Особое внимание уделяется рулевому управлению, тормозной системе, тягово-сцепному устройству, шинам. Затем проверяются стеклоочистители, внешние световые приборы, зеркала заднего вида, чистота и надежность крепления номерных знаков.
Воинский устав применительно к военным водителям отмечает в качестве его главных обязанностей — не передавать управление ТС третьему лицу. Кроме того, уставные требования ВС РФ запрещают водителям курить, принимать пищу и напитки во время езды.
Военный водитель-автомобилист должен всегда иметь при себе водительское удостоверение, путевой лист, документ, удостоверяющий личность. Если автомашина транспортная, то нужен лист эксплуатации. Армейский шофер обязан знать и соблюдать правила загрузки ТС, посадки и перевозки людей, размещения, крепления и укладки грузов.
Военный водитель-электрик и водитель-электромеханик, помимо уверенного управления своим ТС, как специалист должен следить за целостностью вверенной ему техники и ее комплектующих. Он обязан также контролировать уровень и расход бензина, масла и других жидкостей, необходимых для нормальной эксплуатации машины, поддерживать надлежащее состояние аптечки и огнетушителя.
В полевых условиях любой военный водитель должен собственными силами уметь произвести текущий ремонт вверенного ему ТС, чтобы он смог доехать до назначенного командованием пункта. Если до начала выполнения приказа или во время движения в машине была обнаружена поломка, водитель обязан сообщить о ней своему командиру.
Воинские должности для замещения военными водителями
Согласно утвержденным Министерством обороны России нормативным актам, типовые должности военных водителей относятся к замещаемым из числа военнослужащих по призыву и по контракту для категорий рядового и младшего командного состава. В частности, действующий Перечень тарифных разрядов по воинским должностям военнослужащих, определяющий размеры окладов по ним, а также соответствие их типовым воинским должностям, содержит упоминание водительских специальностей в диапазонах тарифных разрядов со 2 по 4:
Следует отметить, что замещение военнослужащими-водителями определенных воинских должностей также привязано к требованию наличия соответствующего образовательного уровня:
Официальный сайт Министерства обороны РФ содержит следующий перечень военных должностей, относимых к водительским:
В плане воинских званий, соответствующих типовым должностям военных водителей, штатными являются звания рядовой, реже — ефрейтор. Для должностей типа старший водитель, старший механик-водитель в армии минимальным званием является ефрейторское. На практике эти должности обычно замещаются военнослужащими в сержантских званиях.
В то же время должности, связанные с командными функциями (старший машины, начальник автоколонны и т.п.), в структуре ВС РФ, как правило, отнесены к замещаемым категориями прапорщиков и офицеров. То есть они напрямую никак не относятся к тем, кого принято считать военным водителем.