Философия и искусство что такое искусство
Философия и искусство
Историческое становление понятия «творение рук человеческих». Изучение места искусства в философском учении. Анализ его как важнейшего вида духовного производства. Система освоения мира и эстетической деятельности. Социальное содержание искусства.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.05.2015 |
Размер файла | 20,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ГБОУ СПО ВО «Владимирский политехнический колледж»
на тему: «Философия и искусство»
1. Понятие искусства в философии
2.1 Искусство как эстетическая деятельность
2.2 Функции искусства
2.3 Искусство как способ освоения мира
2.4 Социальное содержание искусства
1. Понятие искусства в философии
Искусство в широком смысле слова, обозначая высокий уровень мастерства в любой области деятельности, нехудожественной и художественной, т. е. совершенное исполнение данной работы, приобретает тем самым непосредственно эстетический смысл, так как искусная деятельность, где бы и как бы она ни проявлялась, становится красивой, эстетически значимой. Это относится и к деятельности художника-поэта, живописца, музыканта, творения которого прекрасны в той мере, в какой запечатлевают высокое мастерство их создателя и вызывают у нас чувство эстетического восхищения. Однако главный отличительный признак художественного творчества.
2.1 Искусство как эстетическая деятельность
Искусство как «чистая» эстетическая деятельность есть не что иное, как обособившаяся сторона практической деятельности людей. Искусство «вырастает» из практики в длительном историческом процессе освоения мира человеком. Как специализированный вид деятельности искусство появляется лишь в античности. Да и в эту эпоху собственно эстетическое содержание деятельности далеко не сразу становится обособленным от утилитарного или познавательного. В доклассовый же период истории то, что обычно называют первобытным искусством, искусством в собственном смысле этого слова не являлось. Наскальные рисунки, скульптурные фигурки, ритуальные танцы имели в первую очередь религиозно-магическое значение, а отнюдь не эстетическое. Это были попытки практического воздействия на мир через материальные образы, символы, репетиции совместных действий и т.д. Прямого воздействия на успех первобытного человека в борьбе с внешним миром они, надо думать, не оказывали, зато их косвенное влияние на это несомненно.
искусство философия духовный эстетический
2.2 Функции искусства
Идеальный художественный мир вырабатывает систему эстетических ценностей, эталонов красоты, стимулирующих человека стремиться к совершенству, оптимуму в любой сфере деятельности.
2.3 Искусство как способ освоения мира
Искусство, в отличие от других видов духовного производства, апеллирует больше не к разуму, а к чувствам. Оно хоть и воспроизводит существенные и порой скрытые стороны действительности, однако пытается делать это в чувственно-наглядной форме. Это собственно и придает ему необыкновенную силу воздействия на человека. Отсюда проистекают и основные особенности искусства как способа освоения мира. К ним обычно относят:
-художественные образы; символы как главные средства воспроизведения эстетической реальности;
-признание фантазии, вымысла и одновременное требование «жизненной правды» от продуктов этой фантазии;
-ведущую роль формы произведения искусства по отношению к содержанию и др.
2.4 Социальное содержание искусства
Будучи одним из видов освоения действие искусства деятельности, искусство не может не следовать общему руслу исторического развития общества. Однако из истории известно, что эпохи расцвета материальной и духовной культур часто не совпадают. Причиной тому является не только специфика материального и духовного производства, но и своеобразный «принцип сохранения» человеческой энергии: если активность человека в материальной сфере каким-либо образом стеснена, ограничена, зашла в тупик, то она непроизвольно перемещается, переливается в сферу духа, вызывая к жизни новые науки, утопии, идеологии и т.д. Искусство также проявляет большую активность в предкризисные, переломные исторические эпохи, когда обнажаются, становятся явными их основные противоречия и соответственно резко возрастает поисковая активность духа, предчувствующего трагизм неизбежного разрешения этих противоречий и пытающегося отыскать какой-либо приемлемый выход.
2. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство в поисках традиции // Человек. 1991. № 2. с. 91.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Происхождение искусства и его основные функции. Один из способов познания человеком мира и самого себя. Эстетическое и моральное сознание человека. Основные категории и социальное содержание искусства. Существует ли прогресс в искусстве? Феномен гения.
контрольная работа [23,4 K], добавлен 20.11.2008
Проблема места искусства в жизни человеческого общества. Первый опыт системного подхода к вопросу о месте искусства в культуре, который дала философия Канта. Полное и глубокое обоснование Г. Гегелем понимания искусства в истории философской мысли.
реферат [39,4 K], добавлен 12.09.2016
Искусство и творение мира с точки зрения философской гипотезы творения мира. Проблема гения-органическое соединение двух начал: дионисийского и аполлонического. Кризис современного искусства-утрата человечности, стиля, чистоты речи и грамматики.
контрольная работа [28,6 K], добавлен 14.10.2007
Определение искусства и красоты философами разных эпох. Взаимосвязь искусства и красоты. Эстетика в эпоху классицизм и романтизма. Характерные особенности и идеи философии ХІХ века, ее основные представители: Г. Гегель, И. Кант, К. Маркс, Ф. Ницше.
контрольная работа [14,6 K], добавлен 10.01.2009
Соотношение искусства и философии в эпоху Возрождения. Возникновение проблемы иерархического строения гуманитарных наук. Культурологическое сходство искусства и философии. Изучение бытия, классификация видов знания и особенности сочинений Аристотеля.
контрольная работа [31,3 K], добавлен 03.10.2010
Философия и искусство — Понятие искусства в философии
Проблема искусства — одна из самых сложных проблем в истории человечества. В античности искусство как творение рук человеческих противопоставляется природе как самопорождающемуся явлению. Затем, с развитием культуры (фактически уже в рамках античности), это противопоставление становится явно неадекватным. В рамках искусства выделяют ремесло, науку и то, что мы сейчас называем искусством, то есть художественное творчество и его генезис. Но уже в Средние века сфера искусства расширяется. Икона и молитва, хотя и являются художественными по своему внешнему выражению, по своей сути зависят от духовного. Эпоха Возрождения стремится вернуться к светскому характеру искусства. Новое время стремится подчинить художественную природу рациональной. Великие немецкие идеалисты больше не рассматривают искусство отдельно от истины, которая мыслится богаче, чем соответствие представления представлению. Наконец, двадцатый век приходит к пониманию того, что искусство может иметь ценность само по себе, не нуждаясь в оправдании чем-то другим, чем-то онтологически более высоким. Но вряд ли когда-либо прежде вопрос об искусстве был настолько запутанным и неоднозначным.
Как и наука, искусство — это работа специалистов — художников, поэтов, музыкантов, то есть специалистов по эстетическому освоению мира. В основе такого психического освоения действительности лежит особый феномен социальной реальности, который был установлен философией в категории «эстетика».
Понятие искусства в философии
Искусство, как форма общественного сознания, является специфическим способом практического и ментального присвоения мира. В этом контексте искусство включает в себя группу разновидностей человеческой деятельности — живопись, музыку, театр, литературу (иногда особо выделяемую — выражение «литература и искусство») и т.д., которые объединяются потому, что являются специфическими художественными формами отображения действительности. В более широком смысле слово «искусство» относится к любой форме практической деятельности, когда она выполняется умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле.
Формы художественного творчества, ремесла и все виды мастерства первоначально обозначались одним словом, В романских языках слова со значениями «искусство» и «ремесло», «художник» и «ремесленник» восходят к общему латинскому корню «ag»; в русском языке это явление отразилось в различных значениях слова «искусство», сохранившихся до наших дней. С развитием культуры постепенно осознавалось существенное отличие художественного творчества от древних сфер практической деятельности и, вместе с тем, связь всех И. с поэзией (литературой); более того, в 19 веке последняя даже рассматривалась многими теоретиками как «высший» вид.
Искусство в широком смысле слова, обозначающее высокую степень мастерства в любой области деятельности, как нехудожественной, так и художественной, т.е. совершенное исполнение данного произведения, тем самым сразу приобретает эстетический смысл, поскольку художественная деятельность, где бы и как бы она ни проявлялась, становится красивой и эстетически значимой. Это относится и к деятельности художника — поэта, живописца, музыканта, — чьи творения прекрасны постольку, поскольку они отражают высокое мастерство их создателя и вызывают в нас чувство эстетического восхищения. Однако главная характеристика художественного творчества.
Искусство — важнейший вид духовного производства
Эстетика не является прерогативой искусства. Она составляет одну из общих черт самого социального бытия и как бы «разлита» по всей социальной реальности. Все может быть эстетичным, то есть вызывать человеческие чувства: Природные ландшафты, любые объекты материальной и духовной культуры, сами люди и все виды их деятельности — работа, спорт, игра и так далее. Другими словами, эстетика — это, так сказать, грань практической деятельности человека, которая вызывает определенные чувства и мысли.
Искусство как «чистая» эстетическая деятельность есть не что иное, как отдельный аспект практической деятельности человека. Искусство «вырастает» из практики в длительном историческом процессе освоения человеком мира. Искусство появилось как специализированный вид деятельности только в античности. И даже в эту эпоху собственно эстетическое содержание деятельности не было отделено от утилитарного или познавательного. Искусство в собственном смысле этого слова не было искусством в доклассический период истории. Наскальные рисунки, статуи и ритуальные танцы имели скорее религиозное и магическое значение, чем эстетическое. Это были попытки практического воздействия на мир через материальные образы, символы, репетиции общих действий и так далее. Они не имели прямого влияния на успех первобытного человека в его борьбе с внешним миром, но их косвенное влияние несомненно.
Искусство Философия Духовная эстетика
C Идеальный мир искусства — это своего рода полигон для испытания самых разных человеческих стремлений, желаний, страстей и т.д. Эксперименты над живыми человеческими существами морально неоправданны, но эксперименты над художественными образами и символами — произвольны. Только художественные средства позволяют анатомировать любую житейскую ситуацию, поступок, мотив, не задевая человека. Все варианты человеческого поведения могут быть разыграны, конфликты могут быть обострены до предела, все человеческие мотивы могут быть доведены до логического конца. «Что будет, если…» — Это отправная точка для всех комедий, трагедий, драм, утопий и антиутопий. Вымышленный мир фантастики иногда может быть другом и проводником, но он также может служить предупреждением человечеству обо всех опасностях общества. Таким образом, искусство — это инструмент самопознания общества, даже «на пределе» его возможностей, в экстремальных условиях. Считается, что в таких ситуациях человек лучше всего учится. Может ли это относиться и к обществу?
Идеальный художественный мир развивает систему эстетических ценностей и стандартов красоты, которые побуждают человека стремиться к совершенству и оптимуму в каждой сфере деятельности.
Искусство как способ восприятия мира
Искусство, в отличие от других видов интеллектуальной продукции, апеллирует не к разуму, а к эмоциям. Воспроизводя существенные и иногда скрытые аспекты реальности, он пытается сделать это в чувственно-визуальной форме. Это придает ему необыкновенную силу воздействия на человека. Таковы основные черты искусства как способа восприятия мира.
Обычно они включают:
Как один из способов освоения сюжета искусства, искусство не может не следовать общему ходу исторического развития общества. Однако из истории известно, что эпохи расцвета материальной и духовной культур часто не совпадают. Причина этого кроется не только в особенностях материального и духовного производства, но и в своеобразном «принципе сохранения» человеческой энергии: когда деятельность человека в материальной сфере как-то ограничена, сдерживается, застревает, она невольно перемещается, переливается в сферу духа и рождает новые науки, утопии, идеологии и так далее. Искусство тоже проявляет большую активность в предкризисные и критические исторические эпохи, когда проявляются его фундаментальные противоречия и, соответственно, значительно возрастает поисковая активность разума; разум предвидит трагедию своего неизбежного распада и пытается найти приемлемый выход.
Одной из наиболее ярких иллюстраций этого тезиса является история искусства конца XIX — начала XX веков, в которой зафиксировано рождение такого уникального эстетического явления, как модернизм. Все без исключения виды и жанры искусства испытали сильнейшее влияние стиля «модернизм», ведь несколько десятилетий буквально вдребезги разбили вековые эстетические стереотипы. Анализируя это удивительное явление, испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет видел его суть в «дегуманизации искусства». И правильно, с ним трудно не согласиться.
Ход аргументации философа примерно следующий. До конца девятнадцатого века большинство людей получали свое эстетическое удовольствие от иллюзии живости и подлинности реальности, создаваемой произведениями искусства. В пьесах и романах привлекают перипетии человеческих судеб, в картинах — узнаваемость ситуаций, характеров. Пейзажи воспринимались как прекрасные места для собственных прогулок, а украшения или другие художественные изделия — только как вещи, которые неплохо использовать самому (по крайней мере, и в воображении). Реализм в искусстве, однако, лишь отчасти является искусством в собственном смысле слова, поскольку не требует особой художественной чувствительности. Например, в чем разница между повседневной историей, рассказанной нам случайным попутчиком в вагоне поезда, и тысячами подобных историй, показанных на сцене или экране? Получать удовольствие или сочувствовать героям таких историй — это не эстетическое удовольствие. Это всего лишь механическая реакция.
«Новое искусство склонно относиться к своим произведениям как к произведениям искусства и ни к чему другому. Она в корне отвергает «живую реальность» и «живые формы», препарируя их с хладнокровием патологоанатома, обнажая незнакомые обычному восприятию вещи. Создавать то, что не копирует природу, а имеет определенное содержание, свидетельствует о высшем даре, который один заслуживает названия художественного.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Лекция 21. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА
Эстетика и философия искусства.
Классическое и романтическое в искусстве.
Основная литература
Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С. 517-526.
Дополнительная литература
Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.
Праздников Г.А. Нравственный смысл художественного творчества. – Л., 1985.
Спиркин А.Г. Философия: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гардарики, 2001.
Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. – М.: Республика, 1994.
Философия: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
Эстетика: Учебное пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1998.
Яковлев Е.Г. Эстетика: Учеб. пособие для студ. Вузов. – М.: Гардарики, 2002.
1. Эстетика и философия искусства
Искусство – вид духовного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Под искусством обычно понимают художественное творчество в целом, включающее в себя литературу, архитектуру, скульптуру, живопись и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.
Предметом эстетики выступают законы эстетического освоения действительности,иными словами, законы освоения мира по канонам красоты. Предмет эстетики исторически подвижен и изменчив, он остается открытым и постоянно расширяется. Традиционно главным объектом исследования эстетики является искусство, в котором законы эстетического освоения мира проявляются наиболее полно, концентрированно и непосредственно. Именно так считал немецкий классический философ Г. Гегель (1770-1831), полагавший, что предмет эстетики – это искусство как царство прекрасного.
Если до начала XX в. эстетические теории развивались исключительно на материале искусства, то сегодня предмет эстетики расширился и включает в себя проявления эстетического не только в искусстве и природе, но и в сфере материально-производственной деятельности, быту, досуге. В связи с этим усложнилась и структура эстетики, последняя включает относительно самостоятельные дисциплины: теорию художественного творчества, теорию дизайна и освоения предметной среды(техническая и производственная эстетика, экологическая эстетика), теорию эстетического воспитания, изучающую способы формирования эстетической культуры. В круг основных проблем эстетики входит также исследование природы эстетических чувств и взглядов, эстетического вкуса и идеала, одним словом, эстетического сознания.
2. Природа искусства
В истории эстетики природа искусства понималась по-разному. В античной эстетике сущность искусства понималось двояко: как мимесис и как катарсис. Искусство как мимесис (по Платону), т.е. «подражание природе», ставило перед художником задачу воспроизведения совершенной красоты (напр., греческая классическая скульптура как воплощение прекрасных человеческих тел). Искусство как катарсис (по Аристотелю) преследовало цель «очищения от страстей» человеческой души в результате воздействия на нее художественного произведения. Так, Аристотель считал, представленная зрителю трагедия возбуждает ужас и сочувствие, что способствует выходу страстей и очищает душу, оздоровляет ее, т. е. наступает состояние «катарсиса».
В XVIII веке Кантом и Шиллером, а в XX – Й. Хейзингой разрабатывался взгляд на искусство как игру. Игру и искусство сближают такие характеристики как свобода деятельности, незаинтересованность, перевоплощаемость, получение наслаждения. Согласно Хейзинге, из игры (которая есть уже у животных) происходит не только искусство, но и вся культура, среди же видов искусства наиболее полно игровое начало воплощает поэзия как игра поэта со словами, звуками, ритмами, смыслами.
По мнению Г. Гегеля, искусство должно выражать божественное абсолютное начало, однако в отличие от науки и философии, делает оно это в чувственной форме.
В психоанализе З. Фрейда искусство – чудесный дар природы, на время облегчающий человеку тяжкую ношу бытия, своего рода «лёгкий наркоз», дающий лишь мимолётное отвлечение от тягот жизни. Искусство возникает из одухотворения сексуального влечения, когда невозможно нормальное удовлетворение сексуальной потребности, иными словами, искусство – результат сублимации, отвлечения, канализации сексуальной энергии (либидо) в несвойственное ей изначально, но более достойное русло художественного творчества.
У Б. Кроче искусство трактуется как «лирическая интуиция«, «априорный синтез образа и чувства», иными словами, итальянский эстетик делает акцент на фантазийном, интуитивном характере искусства, рассматривая последнее как спонтанную, бессознательную деятельность, как свободное вдохновение.
Были и иные трактовки искусства: искусство как общение, как творчество прекрасного, как кристаллизация ценностей, как чистая форма, как приём и т.п. Одним словом, до сегодняшнего дня нет общепринятого понимания сущности искусства, оно продолжает быть неисчерпаемым и неподдающимся полной рационализации со стороны науки.
3. Предназначение искусства
Вопрос о предназначении искусства связан, с одной стороны, с вопросом о его смысле, конечной цели в исторической и (или) космической эволюции, с другой стороны, с вопросом о функциях искусства в жизни общества и человека.
По первому вопросу философы разделились на три основные группы. Сторонники первой полагают, что искусство имеет космическое, метафизическое, религиозное или иное высшее, надчеловеческое значение. В частности, В.С. Соловьёв в работе «Общий смысл искусства» обосновал тезис «красота спасёт мир». По его мнению, эстетическая задача совпадает с религиозной, художественное творчество выступает разновидностью теургии. Искусство должно содействовать материализации идеи и одухотворению материи, приближая наступление Царства Божия на земле.
В других концепциях (например, в марксизме) смысл искусства в служении обществу, в частности, он связывается с воспитанием людей, облагораживанием нравов, пропагандой тех или иных ценностей (например, социалистических или буржуазных).
Наконец, третья группа концепций представлена сторонниками «чистого искусства«, «искусства для искусства«(Ш. Бодлер, О. Уайльд, Б. Кроче, В. Кандинский). Здесь искусство рассматривается как автономная сфера самореализации человека, ценная сама по себе, не служащая никаким интересам, кроме самовыражения художника, экспериментирования с «чистыми формами», эпатирования публики и т.п.
Что касается собственно функций искусства, то, как и любая форма духовного освоения мира (наука, философия, религия), искусство выполняет познавательную, коммуникативную, мировоззренческую, воспитательную, релаксационную (терапевтическую) функции. Какая из них окажется главной, зависит не только от того, какую эстетическую концепцию мы примем за наиболее адекватную, но и от вида и жанра искусства, особенностей самого произведения искусства. Ясно, например, что функция архитектуры иная, чем у лирической поэзии, что фильмы А.Тарковского преследуют иные цели, чем кинопроизведения П. Верховена.
4. Морфология искусства
Морфология искусства–этоучение о строении мира искусств. Его задачи сводятся к двум основным:
1) обнаружить все существенные уровни дифференциации художественно-творческой деятельности;
2) выявить координационные и субординационные связи между этими уровнями.
Несмотря на то, что задачи эти были поставлены ещё в античности и тогда же были даны первые варианты их решения, на сегодняшний день они также далеки от окончательного определения. К тому же в ходе развития мировой художественной культуры система видов искусств претерпевала постоянные изменения: происходила дифференциация древних синкретических видов искусств и появлялись новые синтетические виды искусств (балет как синтез танца и музыки), а также появлялись новые виды и роды под влиянием научно-технического прогресса (киноискусство, фотоискусство).
Обобщая достижения и опыт всей эстетики можно построить следующую классификацию искусств.
Во-первых, искусства делятся первоначально на три класса: пространственные (пластические – скульптура, живопись, архитектура, садово-парковое искусство и пр.), временные (звуковые – литература, музыка, пение и др.), пространственно-временные (мимические – танец, сценическое искусство и пр.).
Во-вторых, классы делятся на два семейства:изобразительные и неизобразительные, например, изобразительными пластическими искусствами будут живопись, скульптура, графика и др., а неизобразительными пластическими искусствами архитектура, декоративно-прикладное, садово-парковое искусство, промышленное искусство (дизайн).
В-третьих, все искусства делятся на простые и сложные (синтетические). К первым можно отнести скульптуру, живопись, симфоническую музыку, ко вторым – киноискусство, балет, драматический театр.
В целом, современная эстетика насчитывает несколько десятков видов искусств, которые, в свою очередь, имеют еще и разновидности. Например, М.С. Коган выделяет следующие виды изобразительного искусства: графика, живопись, художественная фотография, скульптура, искусство панорамы, искусство игрушки, искусство грима, среди них больше всех разновидностей у скульптуры: барельеф, горельеф, круглая пластика, перспективный рельеф.
5. Классическое и романтическое в искусстве
Дуализм классического и романтического пронизывает всю историю европейского искусства, начиная с античности и заканчивая XX веком. Поэтому их можно понимать как два фундаментальных типа искусства, радикально отличающихся друг от друга мироощущением, и вследствие этого, использующих разные выразительные средства.При этом не следует отождествлять классическое и романтическое с классицизмом и романтизмом как художественными стилями в истории искусства. Первые по отношению ко вторым выступают как более широкие категории, относятся как целое к части.
Классическое искусство характеризуется ясностью и законченностью форм, симметричностью и статичностью, аппелирует к разуму человека. Романтическое искусство, напротив, отличается такими чертами, как игривость, таинственность и изысканность, для него характерны асимметричность и динамичность, и воздействует оно, прежде всего, на мир чувств человека. Впервые различия между классическим и романтическим были осознаны в конце XVIII века немецкими романтиками, этой дихотомии также соответствует введенное Фридрихом Ницше (1844 – 1900) противопоставление «аполлоновского» и «дионисийского» начал в истории культуры и искусств. В своей ранней работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) Ницше противопоставил светлое, разумное, созерцательно-упорядочивающее «аполлоновское» начало бытия темному, чувственному жизненно-оргиастическому «дионисийскому» началу.
В истории культуры классическое в целом оценивалось более высоко, чем романтическое. Известен афоризм И. Гёте, который определил классическое как здоровое, а романтическое как больное.Возможно, возвеличивание классического связано с тем, что оно нередко служило интересам государства, воспитывало высокие гражданские добродетели (прежде всего, патриотизм), тогда как романтическое обращалось к теме страданий, одиночества, неразделенной любви, т.е. к внутреннему миру личности, возвышало её, пропагандировало ее свободу, право на творческую самореализацию, т.е. было потенциально опасно для государства.
6. Художественная деятельность
Важнейшей проблемой философии искусства является вопрос о сущности художественной деятельности, которая включает в себя такие составляющие как художественное творчество и личность художника, художественное произведение и образ, эстетическое восприятие и эстетический вкус.
Художественная деятельность всегда рассматривалась как одна из высших (наряду с научной, философской) форм духовного освоения мира. Её важнейшей отличительной особенностью, по сравнению с научным и философским творчеством, является чувственно-образный (а не понятийный) характер: чувства и образы составляют основной материал, с которыми работает художник, а потому и адресатом воздействия искусства выступает не столько разум, сколько эмоции и чувства человека.
Художественное творчество носит также интуитивный, бессознательный характер, отличается наивысшей степеньюсвободы, носит заинтересованный, ценностный характер, и тем отличается от творчества научного, которое стремится быть объективным и нейтральным.
Субъектом художественной деятельности является художник – носитель таланта, способный выразить свой внутренний мир в форме произведения искусства. Последнее представляет собой единство содержания и формы: в ходе его создания художник, используя в качестве материала различные выразительные средства – слова, краски, звуки и др., оформляет некоторое идейное содержание в чувственно-наглядной форме. Главными качествами произведения искусства, кроме чувственно-образной формы, являются также целостность и открытость для различных интерпретаций.
Другим видом художественной деятельности является эстетическое восприятие – вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием. Эстетическое восприятие зависит от жизненного опыта субъекта, его эстетического вкуса и ценностных ориентаций.
В отличие от эстетического творчества восприятие движется в обратном направлении: от восприятия результата (произведения искусства) к заложенной в нём идее, от явления (видимости) к сущности, от формы к содержанию. Однако, хотя эстетическое восприятие доступно каждому человеку, оно, тем не менее, представляет собой сложный, активно-деятельный процесс со-творчества и со-участиявоспринимающего субъекта. В ходе эстетического восприятия происходит не только познание мира, но и самопознание и самосовершенствование человека, в частности, актуализируются его эстетические способности и развивается эстетический вкус — способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений.
Подытоживая разговор о сущности искусства, отметим, что его своеобразие в духовной жизни определяется чувственно-образным характером, стремлением сделать жизнь человека насыщенной эмоциями и переживаниями, преобразовать окружающий мир по законам красоты.