какое знание называется истинным
Истинное знание – какое знание является истинным?
Истинное знание – действие и качества
Истинное знание является собой не только теоретическое понимание, но, в большей мере, воплощение принципов этого знания в жизнь. Когда человек понимает что есть истина, что есть правда и что есть правильно, он будет естественным образом поступать сообразно с этим знанием.
Истинное знание
Мы читаем книги, статьи, развиваемся. Мы получаем много информации и никогда ещё получить так много информации за такой короткий промежуток времени было невозможно. Но какая разница между информацией и знанием? Что значит истинное знание, а что просто данные, которые мы зафиксировали? В этом стихе Кришна говорит что истинное знание — это качества и действия: если человек действует правильно и обладает определенными положительными качествами — это наилучшее проявление знания.
Мы можем быть сколько угодно начитанными и образованными, но даже не подумать о том, чтобы стать лучше. Мы можем быть экспертами в области вреде от алкоголя, но продолжать пить. Также мы можем обладать информацией об этом, но будучи неприменимой и не трансформированной в качества и действия — она становится пустой и бесполезной, а иногда даже и вредной. Разум занятый ложными знаниями, хуже чем пустой разум.
Те, чьё знание украдено иллюзией, не способны идти по духовному пути
Знание естественным образом трансформируются в действие и меняют человека. Человек который понял что на самом деле быть ленивым — это страдание, уже не будет подвержен лени. Человек, который понял что ненавидеть других — это ад, уже перестает обижаться по мелочам. Знания выводят человека на новый уровень, просто от самого факта их получения. Если мы каждый день слушаем о том, что нам нужно вставать рано и слушаем с желанием вставать рано, то мы очень скоро проснемся раньше солнца. Знание очень хорошо передается через слушание о чем-то.
Однако не стоит забывать что культивация знаний, то есть наши усилия, также очень важны. Они могут быть естественны — мы услышали и теперь так хотим жить, а иногда нам необходимо сознательно и дисциплинированно следовать некоторым правилам и предписания. Иисус Христос говорил о том, что семена попавшие в разную почву, дают разные плоды:
Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Знание – осознание себя
Знание, которое привязывает нас к ложным целям, мотивам и объектам есть невежественное знание, иллюзорное. Важно выбрать правильную цель, правильное направление иначе конечным результатом наших трудов будет разочарование.
Истинное знание привязывает человека к чистой жизни, к счастливой жизни. Оно облегчает жизнь человека, давая ему простые правила, следуя которым каждый может стать счастливым и добиться успеха. Также вооружившись знанием, мы можем определить свой долг и исполнить его. Действуя вслепую, наугад, очень трудно понять что-то и определить правильный путь. Но обладая знанием все становится очевидным.
Получая знания, мы получаем возможность для реализации своей настоящей природы. Я знаю что эта деятельность подходит мне, а эта не подходит. Так я могу найти своё место в жизни. Именно от понимания себя и своего характера, сильных и слабых сторон, проистекает возможность действовать по своей природе. Действовать по своей природе значит жить без трения, без неудовлетворенности, без нерешимых проблем, нависающих над нами. Для этого иногда нужно очень сильно потрудиться.
Качества
Осознавая знания, мы приобретаем качества. Знания культивируют в нас правильные черты характера:
1. Смирение – понимание своего положения и принятие себя
2. Отсутствие тщеславия – отсутствие стремления к почестям и славе
3. Отказ от насилия – не приносить страдания другим
4. Терпение – способность твердо переносить различные трудности
5. Простота – открытость, честность, принятие авторитетов
6. Чистота – отсутствие внутренних и внешних загрязнений
7. Постоянство – непрерывное следование духовной практике
8. Самодисциплина – способность действовать из чувства долга
9. Отсутствие ложного эго – понимание своей духовной природы
10. Самоотречение – отрешенность от стремления к наслаждению
10. Отсутствие привязанности к детям, жене, дому – исполнять свой долг перед близкими, без желания получить что-то взамен. Способность действовать не привязываясь к другим.
11. Невозмутимость в счастье и горе – способность переносить счастливые и тяжелые времена, не меняя направления своего пути, под влиянием этих событий
12. Непоколебимая, безраздельная преданность Мне – преданность Верховному Господу
13. Отстраненность от мирских людей – отсутствие стремления заниматься пустыми делами и общаться на пустые темы, которые не приносят блага.
Действия
Истинным знанием является то знание, которое позволяет нам приобрести правильные качества и заняться правильной деятельностью. Всё это ведет к счастью и развитию человека, к исполнению его долга. Приобретая знания, вы делаете не только свою жизнь лучше, но жизнь других и весь мир. Таким образом, очень важно культивировать в себе правильное, истинное знание, которое соответствует принципам духовного пути.
В конечном итоге, для того чтобы обрести успех не только в духовном пути, но и в повседневной жизни, разумный человек должен приобрести истинное знание, связанное с приобретением самых важных – духовных качеств. В таком случае, истинное знание станет источником счастья и принесёт человеку счастье, удачу и умиротворение. Удачи.
Истина и ее критерии
Понятие истины
Рассмотрим краткое определение истины в обществознании.
Истина — это знание, которое соответствует объекту познания и отражает его реальные качества и свойства.
Есть и другие определения истины:
Виды истины
Истина едина, но в ней можно выделить объективный, объективный, абсолютный и относительный аспекты. Каждый из них рассматривается как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе. Такие знания никогда не могут быть опровергнуты.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, которое соответствует определенному уровню развития общества. При этом способы получения этого знания зависят от определенных условий, места и времени их получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определенным местом, временем, обстоятельствами. Например, изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника.
Субъективная истина — та, которая зависит от сознания субъекта познания, то есть от человека.
Критерии истины
Ученые до сих пор ведут споры о критериях истины. Одни считают, что у такого многозначного понятия не может быть критериев. Другие говорят, что даже у истины есть особые черты, которые выделяют ее среди других видов знаний.
Критериями истины являются:
Соответствие логическим законам.
Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук.
Простота, общедоступность формулировки.
Соответствие фундаментальным законам и аксиомам.
Истина и ее критерии
Истина абсолютная и относительная
Тот факт, что человек обладает знаниями о мире, еще ничего не говорит нам о том, что это за знания, какого они качества. Например, человек может знать, что Земля стоит на китах и черепахах. Насколько ценным будет это знание?
Второй закон Ньютона, как и вся классическая механика, справедлив только для движения тел со скоростями, много меньшими скорости света.
Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением?
Мы не до конца понимаем, как работает человеческий организм, но мы точно уверены: если человек не будет получать воду и пищу, он умрет. Это абсолютная истина.
Абсолютная истина, в отличие от относительной, представляет собой
Критерии истины
Каким образом можно понять, соответствует ли знание своему предмету? На самом деле это очень, очень сложный вопрос. Допустим, чтобы доказать, что Земля круглая, можно посмотреть на нее из космоса. Но как установить это соответствие, если мы исследуем причины перехода стран к демократии?
Можно выделить несколько критериев истинности знания.
Как правило, хорошая научная статья в социальных науках начинается с описания того, как выводы автора соотносятся с выводами предыдущих исследователей и что подтверждает, дополняет или опровергает автор данной работы.
Если в какой-то книге автор предлагает напечатать много-много денег, чтобы все были богаты и счастливы, то это явно нарушает логику работы экономики: если мы напечатаем много ничем не обеспеченных денег, то они обесценятся. Поэтому этот автор, скорее всего, исходит из ложных предпосылок.
У нас есть житейское знание о том, как правильно варить макароны. Если, пользуясь этим знанием, мы из раза в раз готовим съедобные и вкусные макароны, то это, вероятно, истинное знание.
Для научного знания практика заключается в проверке теоретического знания на опыте, на эмпирическом материале. Теоретические положения о взаимодействии химических элементов можно проверить через эксперимент. Мы также можем провести психологический эксперимент, чтобы проверить гипотезу, связанную с поведением человека. Однако в социологии, политологии, экономике возможности проведения экспериментов ограничены.
Если мы исследуем революции и государственные перевороты, то мы не можем провести «экспериментальный» госпереворот, чтобы проверить гипотезу. В качестве практики в таком исследовании будет использован исторический и статистический материал об уже произошедших событиях.
Истинным можно считать лишь то знание, которое
имеет теоретическое обоснование
соответствует предмету изучения
имеет практическую значимость
поддерживается авторитетным мнением
соответствует предыдущим исследованиям
не зависит от субъекта познания
Примеры тем для эссе:
«Не истины науки трудны, а расчистка человеческого сознания от всего наследственного хлама». (А.И. Герцен)
«Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика». (Л. Фейербах)
Что такое истинное знание в философии
Содержание статьи
Истина как основа знания
Большинство философских учений наделяют истинность определенным набором существенных свойств, которые позволяют описать процесс обретения истинного знания. Истина является объективной по содержанию и зависит только от достоверности того факта, которому она соответствует (к примеру, истина о том, что Земля вращается вокруг Солнца, зависит лишь от самого процесса вращения планеты). Кроме того, для истины характерна притяжательная обезличенность. Истину никто не создавал искусственным путем, она существовала изначально, однако человек смог постичь ее только спустя определенное время, например, истина о вращении Земли вокруг Солнца существовала всегда, но вывести ее и донести до окружающих смог лишь Коперник.
Особенности истинного знания
Для истинного знания, вытекающего из самой истины, характерна процессуальность. Невозможно постичь его разом. Оно приходит в процессе наблюдения за окружающими предметами и явлениями, углубления имеющихся знаний о них. Уже упомянутое истинное знание о движении планеты Земля вокруг Солнца наполнялось на протяжении веков все новым содержанием: о форме орбиты, о скорости вращения космических тел, о центре масс и т.д.
Наконец, истинное знание относительно по содержанию. Тот же истинный факт о вращении планеты может быть описан с использованием различных языковых конструкций. Однако при этом сама истина – всегда одна и остается неизменной. Знания, полученные и трактованные без опоры на нее, не могут являться истинными и представляют собой лишь гипотезы.
3.2. Истина
Знания, полученные в процессе познания, должны соответствовать окружающей действительности. Только в этом случае эти знания будут полезны человеку. Таки&соответствующие действительности знанияназывают истиной.^Чтобы сравнить два предмета, иногда достаточно просто расположить их рядом. Часто это сделать сложно из-за величины, неподъемности предметов или потому, что они находятся на весьма удаленном расстоянии друг от друга. В этом случае мы сравниваем их образы, сохраненные в памяти, или используем их изображения — фотографии, рисунки, макеты и т.д.
Сложнее установить соответствие действительности знаний, выраженных в знаковой форме, например в виде математической формулы. В этом случае надо произвести вычисления или провести опыт.
В окружающем мире определенные процессы происходят независимо от воли человека и от человечества в целом. Знание о таких процессах получило название объективной истины. Действительно, человечество долгое время не знало законов физики, химии, астрономии, но они, тем не менее, существовали и действовали. С другой стороны, истине присуща и субъективность — в том смысле, что полученные знания становятся достоянием конкретного человека и общества в целом. Несомненно, чувственное познание и воспринятые в его результате образы субъективны. Они зависят от индивида, состояния его нервной системы, условий наблюдения, степени подготовки и т.д. Истинность знания должна быть осознана человеком. Кроме того, истина конкретна, так как полученное в результате познания знание отражает определенный объект действительности. Абстрактных истин, не привязанных к предмету познания, не бывает.
Критерием истины выступает практика. Она рассматривается как основа формирования знаний и одновременно как средство проверки их истинности, т.е. выявления меры соответствия знаний объективной действительности.
В широком понимании практика включает все виды деятельности человека. Практика подвижна, изменчива и находится в постоянном развитии. Меняются виды деятельности, оставшиеся наполняются новым содержанием.
В то же время практика неоднозначна и внутренне противоречива. Противопоставляя одни факторы практики другим, можно сделать односторонние, неверные выводы. Ежедневные наблюдения за небесными светилами приводят к выводу о том, что Солнце и Луна вращаются вокруг Земли, что, как известно, не верно. Для доказательства обратного нужно совершить более сложные практические действия и провести расчеты.
Практика выступает основой сознания и вместе с тем включает в себя сознательную деятельность. Осознав ограниченность практики данного периода времени и ее несоответствие интересам большинства народа и целям исторического прогресса, люди в состоянии изменить ее, перейти к практике позитивной, прогрессивной. Только в этом случае изменяющаяся практика может быть основой и критерием развивающегося истинного знания.
Объективная истина не представляет собой нечто застывшее, а выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие которых объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности.
Философская теория познания выдвигает следующие тезисы.
1. Объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изменяется и развивается.
2. Практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются.
3. Знания, полученные на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений и развития находится и объективная истина.
Таким образом, задача теории познания состоит в изучении того, как развивающееся познание отражает развивающийся мир, соответствует ему и воздействует на него.
Истинное знание, как и сам объективный мир, имеет свойство развиваться. В древности люди считали, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Это утверждение не было истинным знанием, но объективной истиной в этом утверждении было то, что светила движутся. С течением времени астрономические знания расширялись, и на сегодняшний день ученые с максимальной точностью вычислили траектории движения планет. Таким образом, каждое новое открытие пополняет объективную истину.
В зависимости от полноты истинных знаний различают относительную и абсолютную истину. Относительная истина — это неполное, неточное знание. Она зависит от конкретных исторических условий, уровня развития науки. В процессе познания относительная истина может меняться и дополняться. На разных этапах развития человечества одна относительная истина может сменяться другой, которая более полно выражает объективную истину. Таким образом, исторический процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины.
Абсолютной истиной называется совершенно полное, точное, (всестороннее, исчерпывающее) знание о каком-либо явлении. Абсолютная истина практически недостижима. Она служит движущей силой познания. Вопрос о возможности достижения абсолютной истины с давних времен был предметом философского спора. Ряд философов отрицательно отвечают на этот вопрос. В доказательство они ссылаются на то, что в процессе познания мы имеем дело лишь с относительными истинами. Каждая из них оказывается со временем не вполне точной и полной. Следовательно, полное, исчерпывающее знание недостижимо. И чем сложнее то или иное явление, тем труднее достичь абсолютной истины, т.е. полного, исчерпывающего знания о нем. И тем не менее, абсолютная истина существует. Ее надо понимать как цель, к которой стремится человеческое познание. Каждая относительная истина — это ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели.
Таким образом, относительная и абсолютная истины — это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т.д. Чем выше уровень нашего познания, тем больше мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот может длиться бесконечно, ибо на каждом этапе исторического развития мы открываем новые стороны и свойства окружающего нас мира и создаем о нем все более полные и точные знания. Это — постоянный процесс перехода от одних относительных форм объективной истины к другим. Таким образом, каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот, абсолютная истина — это «предел» бесконечной последовательности относительных истин.
Противоположность истины представляет заблуждение — несоответствие знания объективной реальности. Источниками заблуждения могут быть низкие познавательные способности индивида, плохое знание предмета познания, отсутствие специальной подготовки и, как следствие, скоропалительные выводы, отсутствие специальных средств познания, а также предубеждения, стереотипы и др. Заблуждения возникают по объективным причинам. Так, до момента создания мощного микроскопа невозможно было провести анализ мельчайших частиц.
В то же время ошибочные выводы могут стать следствием и субъективных факторов. Так, неверное истолкование процесса, неправильное практическое действие приводят к ошибкам, т.е. к неистинным выводам. Но субъект познания может по какой-либо причине намеренно искажать действительность, делать заведомо неверные выводы. В этом случае имеет место ложь.
Истина, с одной стороны, и заблуждения, ошибки, ложь — с другой — это те оценки, с помощью которых мы отделяем знания, соответствующие объективной реальности, от знаний, противоречащих ей.
Но эти критерии не являются единственными. Можно выделить знания полезные и бесполезные. Причем не всегда полезность и истинность совпадают. Например, если человек знает, что избыточная радиация опасна для здоровья, и он оказался в зоне радиоактивного заражения, ему не нужны знания о свойствах радиации, достаточно знания о том, что она несет вред. Истинные знания о поломке прибора не будут нужны, если отсутствуют запасные части.
Таким образом, достижение истины — процесс сложный, но интересный и необходимый. Стремясь к истине, человечество познает новое, и это способствует его движению по пути социального прогресса.
1. Что такое истина? Объясните понятие «объективная истина».
2. Охарактеризуйте практику как критерий истины.
3. В чем состоит различие относительной и абсолютной истины?
4. Что такое заблуждение? Почему оно возникает?
5. В чем состоит соотношение полезности и истинности знания? При ведите конкретные примеры знаний полезных и бесполезных.
6. Объясните слова Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».
7. «Слово «истина» в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету», — писал французский философ Р.Декарт. Как его слова объясняют сущность истины?
8. Ж. А. Пункаре писал: «Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны».
Какой вид истины имеет в виду автор?
9. Прочитайте следующие высказывания. Сделайте на их основе вывод о соотношении истины и заблуждения.
А.Смит: «Заблуждения, включающие в себя некоторую долю правды, самые опасные».
И.В.Гёте: «Нет ничего опасней для новой истины, чем старые заблуждения».
В.Г.Белинский: «Самая горькая истина лучше самого приятного заблуждения».
Ф. Шиллер: «От светлых лучей истины не всегда исходит тепло. Блаженны те, кто не заплатил за благо знания своим сердцем».
Ж. Ж. Руссо: «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один».