о чем можно поговорить с ребенком
Статьи для р о дителей
Современный взрослый очень много знает о том, как именно надо разговаривать с ребенком. Он в курсе про вред слова «молодец», про пользу искренности и даже не грешит назиданиями. Но, к сожалению, мы чаще читаем советы психологов, чем разговариваем с собственными детьми. Да, как-то все не удается хорошо поговорить. В чем же дело?
А в том, что по собственной тревожности мы выбираем самые неудачные, самые глупые с точки зрения ребенка темы. Ну кому, например, интересно обсуждать в 10 лет такое:
Провал таких тем в том, что они не подразумевают долгой и увлекательной дискуссии. Поэтому мы предлагаем свой план. Не отмахивайтесь от предложенных тем, даже если они кажутся вам странными. Мало ли. Ваш интерес к урокам ребенок тоже может находить странным. Это же его уроки, а вы только и делаете, что думаете о них.
Возможно, что-то вам придется загуглить. Но ничего: тяжело в учении, легко в бою. И потом — в будущем, куда вы попадете, вам это обязательно пригодится.
1. Юмор: мемы и стендаперы
Еще в прошлом веке вся семья могла обсудить одну и ту же юмористическую программу, показанную по центральному каналу. Теперь же в поисках общей шутки вы можете провести не один час, видя на лице ребенка одно лишь недоумение.
— Ты чего, сынок, не знаешь комедий Гайдая? «Пес Барбос и необычный кросс»? Тоже нет? Ну ты даешь! А это смешно: такой фильм старый, где Пьер Ришар в коробке…
— «Чужой против хищника»?
— Не, пап, не то. Он не с другой планеты, а из Курска.
Проблема еще и в том, что мы неохотно изучаем новое. Нам кажется, что мы неплохо ориентируемся в мире. А раз так, зачем тратить время на, может, однодневные вещи, от которых в восторге ребенок. Но есть приятные новости: если старые комедии и выпуски КВН идут целые часы, познакомиться с выступлениями нынешних стендаперов можно быстрее: младший покажет вам избранное на ютубе за несколько минут.
Как спросить:
2. Медиаконтент, включая тикток и странных ребят из Dude perfect
Значительную часть своей жизни современный человек (любого возраста) проводит в соцсетях. Только вот выбор контента у нас сильно отличается. Почему бы не поговорить с ребенком о том, на какие каналы он подписан? А заодно рассказать, кого читаете вы и почему.
Главное, обойтись без оценивания и критики. Постарайтесь посмотреть на происходящее глазами человека, у которого нет никаких ожиданий относительно времяпрепровождения младшего. Нет, он вовсе не должен смотреть исключительно научные шоу и лекции по литературе. Для сравнения попробуйте проанализировать свою ленту — наверняка у вас тоже не сплошь подкасты об искусстве и философии. Иногда всем нам нужно отдохнуть, читая незатейливые посты симпатичного блогера или посмотреть, как веселые техасские парни бросают баскетбольные мячи в кольцо с крыши небоскреба. Отсюда до разговора о физике и ускорении свободного падения рукой подать.
Как спросить:
Чтобы перестать переживать за онлайн-жизнь ребенка, подписывайтесь на бесплатный курс о современном родительстве от Skysmart. Внутри — советы от экспертов детского образования: автора ютуб-канала «Мать года» Елены Боровой, педиатра Анны Левадной, психологов Дмитрия Крымского и Виктории Шиманской, а также всемирно известного автора книг по образованию Джордана Шапиро.
3. Компьютерные игры
Многие родители свысока смотрят на видеоигры — и напрасно. Сегодня в мире в компьютерные игры играет 2,5 млрд человек, а средний возраст геймера — около 35 лет.
Влияние игр трудно переоценить: в их сторону движутся и развлечения, и образование. Например, «Майнкрафт» педагоги уже несколько лет используют в школьных программах.
Родителям тоже полезно приобщиться к удивительному миру квадратных ребят, перестрелок и автогонок или хотя бы выяснить, чем конкретно там занимается младший. Ведь сложные игры позволяют делать самые разные вещи: заниматься войнами и исследованиями, порабощать миры или проводить выгодные сделки, заниматься строительством или разрушением.
Как спросить:
4. Социальные проблемы и новостная повестка
Прочитав новости, мы часто смущенно замолкаем. Ну не обсуждать же это с ребенком. Да что он поймет?
Оказывается, дети не просто понимают происходящее, но и ценят, когда взрослый обсуждает с ним то, что творится в мире вокруг. А творится масса всего: школьники поправляют президентов, которые путают Северную и Столетнюю войны, талибы применяют слезоточивый газ против женщин, а петербуржцы открывают памятник собаке Довлатова. Что вы об этом думаете? Что ваш ребенок возразит вам на это?
Интересно сравнить ваши аргументы и аргументы ребенка. Однако с вами будут говорить, если вы согласитесь не хихикать, а воспринимать собеседника на равных, уважать его точку зрения и выслушивать ее.
Как спросить:
5. Истории: кино, книги, комиксы
Каждое поколение живет в мире своих героев. У кого-то есть Пеппи Длинныйчулок, у кого-то — Тимур и его команда, а у кого-то — Цацики или Супермен. Если всех «жюльвернов», которых вы подсовываете ребенку, тот упорно отвергает — есть смысл вникнуть и наконец выяснить, какие сюжеты его интригуют.
Причем сюжеты необязательно должны быть книжными, благо сегодня сторителлинг появляется отовсюду. Зато вы сможете открыть для себя необычные темы и новые повороты. Так, например, современная детская литература повернулась лицом к психологии персонажа, и вместо несгибаемых пионеров-героев там обитают ребята, которых страшно волнуют отношения с близкими и собой, уязвимость и доверие.
Даже графические романы и комиксы нынче не столько эпичные битвы со злодеями, сколько сложные попытки говорить с ребенком на сложные темы буллинга, потери, болезни.
Как спросить:
Наблюдайте за увлечениями вашего ребенка и проявляйте к ним интерес — искренний, уважительный, постоянный. Только так возможно поддерживать близость, которой нам всем порой не хватает: и взрослым, и детям.
10 недетских тем для разговора с ребенком
Мы собрали несколько тем, на которые стоит поговорить со своим ребенком, чтобы ваша любовь и взаимопонимание стали еще крепче.
О теле
Знание анатомии и физиологии помогает понять, правильно ли работает организм или пора обратиться к врачу. Расскажите ребенку о его теле, об интимной гигиене. Ни одна часть тела не может быть стыдной. Стоит сразу учить детей верным названиям половых органов — «пенис» и «вульва». Тогда у детей появятся здоровое отношение к своему телу и сексуальности, право говорить о них без смущения и возможность рассказать о сексуальных домогательствах.
Научите ребенка уважать свое и чужое личное пространство. Начните с простого — прежде чем войти в детскую комнату, стучите.
Если умер кто-то из тех, кого ребенок знал, не скрывайте этого. Говорите коротко: «У нас горе, дедушка умер». Объясните, что плакать и горевать — естественно, что нужно время, чтобы печаль прошла и что образ любимого человека останется в сердце навсегда.
Карманные деньги можно еженедельно выдавать уже с 5 лет. Не указывайте, как ребенку тратить их, даже если покупки кажутся вам глупыми.
О безопасности на улице
Избегайте общих фраз «никуда не ходи с посторонними», «не заходи в лифт с чужими». Расскажите, что именно нужно делать. Предупредите, что незнакомые взрослые не должны обращаться к ребенку на улице, просить его о помощи. А если обратились, с ними не нужно быть послушным и вежливым. Отрепетируйте ответы: «Я не буду с вами разговаривать», «Меня ждут, я спешу». В случае опасности можно делать что угодно: падать в лужу, пинаться, кричать «Отпустите, я вас не знаю!»
О чем бы ни шла речь, подбирайте простые слова для малышей или рассказывайте подробнее, если ребенок старше, но в любом случае говорите спокойно и честно. Если ребенок задал вопрос, значит, готов услышать ответ.
Хорошее начало разговора может звучать так: «Я не знаю об этом всего, но постараюсь ответить на любые твои вопросы или мы вместе можем найти на них ответ в книге. Если ты забудешь что-то спросить сейчас, обязательно спроси, когда будет нужно».
«Уроки сделал?» Почему нам не о чем говорить с детьми и как это исправить
Что делать, чтобы в общении со своими детьми выйти за рамки традиционно нейтрального «Как дела?» — «Нормально»? Наш колумнист Ксения Букша подготовила несколько советов, которые помогут родителям найти общий язык и с подростками, и с совсем маленькими детьми.
Дети для меня прежде всего собеседники. Некоторым взрослым неинтересно беседовать с «неразумными и неразвитыми существами», но я другого мнения. Вопрос лишь в том, чтобы найти подходящие темы для общения. Что спросить, что сказать, чтобы все получили удовольствие? Решение не всегда очевидно: малыши «говорят всякие глупости» и трещат, утомляя родителей. Подростки могут быть скрытными, избегать нервных тем (например, про школу), а иногда им, в свою очередь, не слишком интересно то, о чем говорят с ними старшие. Вот и получается, что иногда родитель вечером увидел ребенка — и… обменивается с ними ритуальными фразами: «Как прошел день?» — «Нормально».
Но все-таки есть несколько способов, которые помогут родителям найти общий язык с детьми.
1. Байки
Это самый беспроигрышный вариант. Вы примерно знаете, что именно может заинтересовать или поразить вашего ребенка. Например, многие дети обожают страшные истории с хорошим концом: «Позапрошлой зимой я видел, как сосулька приземлилась в двух метрах от одной женщины! Она так отпрыгнула, что с нее берет слетел!» (все это — в подробностях и эмоционально).
Другие любят послушать что-нибудь трогательное: «В банке встретила женщину с двухлетними тройняшками, один был в песочном комбинезончике, другой в коричневом, а третий в голубом, они все время разбегались, а она их ловила».
Подросткам чаще всего интересны истории из жизни взрослых, даже если они не подают вида (»…а виноват был на самом деле тот мужик, который неправильно парковался на обочине, но он так и не пришел, а штраф содрали с нас!»).
Ни разу еще не видела ребенка или подростка, который (если, конечно, в данный момент с родителем нет острого конфликта) не отреагировал бы на правильную байку, адресно подобранную для него. Обсуждение разных жизненных ситуаций может быть занятным, смешным и неожиданно полезным, заменяя лобовое чтение морали.
2. Новости
Почему бы не поделиться с детьми некоторыми новостями, которые нас касаются, захватывают или возмущают? Для малышей новости могут быть самими очевидными, например о погоде: «Через неделю весна! Но еще не совсем настоящая, а только по календарю» (очевидное продолжение разговора: «Ура, а настоящая когда? А мы на дачу поедем?»); «Мне пришла СМС, что сегодня ночью будет очень сильный ветер, 20 метров в секунду» (дальше можно беседовать о том, не ураган ли это и какой ветер может унести человека, или о том, что такое «двадцать метров в секунду» — как отсюда вон до того столба, и кто пишет нам такие сообщения, и зачем это делается).
4 типа детских вопросов, которые всегда ставят родителей в тупик
Конечно, многие новости, когда мы говорим с детьми, придется адаптировать. Но чем дети старше, тем проще посвящать их в те проблемы города и мира, которые волнуют и нас самих, обсуждать их, делиться мнениями. Пусть растут неравнодушными!
3. Вопросы
Есть дети-почемучки, которые сами постоянно задают вопросы. Но еще интереснее что-то спрашивать у детей и выслушивать их объяснения. Очень важно не спешить поправить ребенка, давая правильный ответ на свой же вопрос. Это не просветительская беседа — нам важно не научить, «как на самом деле», а пробудить мысль. Пусть ребенок свободно размышляет! Можно по ходу дела задавать другие наводящие вопросы, подкидывать свои версии наравне с детской («А может, воздух состоит из невидимых пузырьков?») и с удовольствием наблюдать за тем, как мыслит человек, которого мы ведем за руку. Способ годится почти для всех детей, кроме самых неуверенных в себе, но и таких можно приучить не отвечать сразу «не знаю», подбадривать, начинать с очень простых вопросов, просить поразмышлять и не предлагать готовых ответов.
4. Обсуждение фильмов, книг и Дани Милохина
Для этого, конечно, нужно, чтобы оба участника разговора были в курсе, о чем речь. И чтобы произведение было интересно ребенку (подростку). Тут есть несколько возможных поворотов. Первый: обсуждение чувств героев, почему кто-то из них поступил так, а не иначе, мог бы быть другой конец или нет («А помнишь, как мальчик закрыл свою сестру в подъезде, а сам пошел искать Чёрного Ворона. Не знаю, я бы так никогда не сделала»). Второй: обсуждение острой проблемы, затронутой в недавно увиденном или прочитанном («Стало столько сериалов и фильмов о психических болезнях, интересно почему»).
Третий: подросток просвещает взрослого («Слушай, а расскажи мне, кто такой Даня Милохин. Он что, правда раньше воровал?»).
5. Разговоры о чувствах
Вместо «Как дела?» (вопрос, на который мы рискуем получить ответ «Нормально») можно спрашивать по-другому: «Как у тебя сегодня настроение?» — и рассказать о своем. Старайтесь делиться тем, что вас расстроило и тем, что порадовало — вне связи с самим ребенком и его поведением. Рассказывайте о своих опасениях и тревогах. Конечно, не обо всех и не о слишком болезненных, но о некоторых можно, особенно если имеем дело с подростком.
5 сложных эмоций, которые вводят детей в ступор
Разговоры про чувства дают возможность на время выходить из функций «родитель» и «ребенок» — то, что часто очень сложно дается предыдущим поколениям. Для них общение даже с выросшими детьми неизбежно происходит сверху вниз. А ведь можно понемногу выращивать дружбу, человека, с которым можно будет поделиться грустью и радостью, когда ему будет 30, а вам 60. (Я не говорю, конечно, о другой крайности — когда мама поверяет дочери все подробности своей обиды на папу или разочарования в личной жизни. Так делать не надо.) Ну а подростку, если он регулярно слышит про чувства от мамы, будет гораздо легче говорить о своих собственных эмоциях, которые в этом возрасте частенько бурлят.
6. Познавательные беседы
7. Воспоминания и планы на будущее
Неисчерпаемый источник удовольствия — разговоры о совместных путешествиях, смешных или волнующих моментах. Или воспоминания о том, «как ты был маленьким» (некоторые подростки их ненавидят, другие, а также очень многие дети лет 6–10, сами просят рассказать что-то интересное из той поры). Фантазии о путешествиях нередко могут отчасти примирить с их невозможностью: денег нет, везде карантины, но вот мысль, воображение — их никто не сможет остановить, для них нет границ. Куда бы ты хотел поехать? Я бы с удовольствием оказалась в Италии, сначала заехала бы в Рим, а потом — на побережье. Только не стоит относиться к этому чересчур серьезно, ведь наша цель — просто помечтать вместе с ребенком, заодно мысленно перебирая в голове приятные образы и картинки.
Консультация для родителей «Как правильно общаться с детьми 5–6 лет»
Прокопенко Елена
Консультация для родителей «Как правильно общаться с детьми 5–6 лет»
В этом возрасте у детей вырабатывается свой стиль поведения. Ребенок много знает и умеет, на первый план выходит общение со сверстниками, поэтому так важно его поддержать.
Психология ребенка 5 лет имеет свои особенности: память и внимание еще рассеяны, дети не умеют анализировать последствия своих поступков, отсюда и возникает непонимание с родителями.
Чтобы избежать семейных конфликтов и понять малыша, нужно знать, как общаться с ребенком 5 лет:
-Общение на равных. Уважительное отношение к ребенку, общение как со взрослым человеком порождает ответную реакцию; личный пример.
-Обещания не должны расходиться с делами, воспитывает не слово, а действие. Модель поведения взрослых, копируется и воспроизводится детьми; заслуженная похвала. Нужно хвалить малыша даже за небольшие достижения, а унижать – нельзя. Негативные поступки детей надо обсуждать и анализировать в чем малыш не прав; просьба, а не приказ.
-В общении с ребенком не нужно приказывать, а пожелания изъявлять в форме просьбы; эмоциональный контроль. Дети чутко реагируют на эмоциональное состояние родителей, поэтому злость, раздражение взрослых передается малышу.
-Общение с детьми следует проводить в спокойном состоянии, без негативных эмоций. Заботу, любовь нужно проявлять в прикосновениях, добрых словах.
Вам, как родителям важно:
1. Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
2. По возможности вместо запретов предлагать альтернативы,формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.
3. Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки.
4. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
5. Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.
6. Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.
7. Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
8. Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития.
9. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы,не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т. д.
10. Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.
11. Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.
12. Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.
13. Постарайтесь взять на себя роль друга и советчика. Помогайте ребенку в сложных для него ситуациях.
14. Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем.
15. Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно.
16. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.
17. Будьте готовы принять зрения малыша и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.
18. Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
19. Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.
20. Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели. Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.
21. Отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь от вопросов, даже если вы неоднократно отвечали на них.
22. Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. Иначе, слезы и истерики станут для него удобным и привычным способом настоять на своем мнении.
23. Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования. В противном случае то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки или дедушки.
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома». (А. С. Макаренко)
Консультация «Как правильно общаться с детьми?» Как правильно общаться с детьми? Общение – основное условие развитие ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов.
Консультация для родителей «C детьми надо общаться» C Детьми надо общаться-это важно! Здравствуйте, сегодня хотелось бы обсудить такую тему как общение с детьми. В 21веке где с каждым днем.
Консультация для родителей «Как общаться с ребенком» ПРАВИЛО №1. Не вмешивайтесь в дело,которым занят ребенок,если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему:»С тобой.
Консультация для родителей «Как общаться с ребёнком?» Общение с ребёнком. Разрешение проблем Как начать? Начать лучше всего с общего, разговор о нём в семье, в стиле спокойной беседы. Необходимо,.
Консультация для родителей «Как правильно общаться с ребенком» КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С РЕБЁНКОМ. Не в каждой семье у родителей есть возможность оставаться с ребенком дома. Что же делать тем, кто вынужден.
Консультация для родителей «Как правильно общаться с детьми?» Консультация для родителей на тему: «Как правильно общаться с детьми?» Родители первые и самые важные учителя своего ребёнка. Ваш дом окажет.
Консультация для родителей «Учим ребенка общаться» Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается.
Консультация для родителей «Учим ребёнка общаться» «УЧИМ РЕБЕНКА ОБЩАТЬСЯ» Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не.
Почему родителям не о чем поговорить с ребенком и как исправить ситуацию
Многие родители хотят выйти в общении со своими детьми за рамки скучных и банальных вопросов о том, как дела у ребенка, на которые он чаще всего просто отвечает «нормально». Рассмотрим некоторые рекомендации, которые помогут наладить контакт не только с маленьким ребенком, но и с подростком.
Нужно не забывать о том, что дети тоже могут быть в роли собеседника. Конечно, есть взрослые, которые не рассматривают ребенка в таком качестве, считая их кем-то вроде неразумных и неразвитых человечков, но это не так. Здесь важно суметь найти общую тему для разговора.
Чаще всего родителям кажется, что дети просто много говорят, и утомляют их этим. С подростками же складывается другая ситуация. Подростки со временем становятся скрытными, они избегают неприятные для них темы, а иногда им просто не интересно поддерживать диалог со взрослыми на темы, которые они поднимают. Это приводит к тому, что дети с родителями каждый день обмениваются лишь несколькими дежурными фразами.
Есть способы, благодаря которым можно это изменить. Рассмотрим некоторые из них.
Байки
Этот вариант является самым эффективным среди остальных. Каждый родитель должен понимать, что может привлечь внимание и заинтересовать вашего ребенка. Например, многих детей интригуют жутковатые истории, которые хорошо закончились. Если добавить в них побольше эмоций, то это только поможет заинтересовать ребенка.
Другие же дети, наоборот, предпочитают более чувственные и трогательные истории.
Подростки в большинстве случаев предпочитают истории, содержащие в себе жизненный опыт взрослых, но они не всегда признаются в этом. Только если ребенок находится в конфликте с родителями, он никак не отреагирует на рассказ, который специально подобран именно для него. Обсуждение каких-либо жизненных ситуаций может быть гораздо эффективнее, чем чтение моралей, и вызовет гораздо меньше негативных эмоций.
Новости
С детьми можно делиться новостями, которые взволновали или возмутили родителей. Для ребенка это может быть очевидно. Например, разговор о погоде, но затем диалог можно развить, поговорив о предстоящих поездках на дачу или прогулках при хорошей погоде, обратиться к воспоминаниям об уже прошедших событиях.
Конечно, не каждую новость можно напрямую сообщить ребенку. Некоторые необходимо адаптировать для ушей детей. Но чем дети старше, тем проще это сделать. Важно обсуждать с ребенком происходящие события как в ближайшем окружении, так и во всем мире, чтобы они не выросли равнодушными.
Вопросы
Есть дети, которые постоянно задают родителям различные вопросы. В такой ситуации также важно задавать вопросы ребенку и внимательно слушать его ответы, не спеша поправлять неверную информацию. Целью такого разговора является не желание рассказать малышу, как все обстоит на самом деле, а привить ему способность мыслить самостоятельно. Малыш должен научиться размышлять свободно. В ходе беседы взрослым можно ненавязчиво поделиться собственными мыслями и версиями, но они должны быть наравне с детскими.
Такой метод подойдет практически для всех детей кроме тех, кто совсем не уверен в себе, но даже если начать их подбадривать и задавать самые простые вопросы, то можно получить несколько ответов.
Обсуждение фильмов, книг и популярных блогеров
В таком случае как ребенок, так и взрослый должны понимать, о чем все-таки идет речь. Произведение должно быть интересно в первую очередь подростку. Эта ситуация может принять несколько направлений. Первым будет обсуждение поведения героев и их поступков, почему они сделали так, а не по-другому, могла ли история иметь другой конец. Вторым послужит рассуждение на тему проблемы, которая была освещена в произведении, а третьим – просвещение взрослого ребенком.
Разговоры о чувствах
Вместо банального вопроса о делах можно спросить, как у ребенка настроение и рассказать о своем. В таком разговоре важно делиться тем, что расстроило или порадовало собеседников, это не должно быть связано с поведением ребенка. Можно рассказывать о тревогах, но не слишком болезненных для обеих сторон.
Разговор о чувствах помогает отойти от позиции ребенка и родителя, что не всем может даваться легко в других ситуациях. Общение с родителями очень часто происходит «сверху вниз». Важно помнить, что, например, подростку будет гораздо проще будет выражать собственные чувства, если он регулярно слышит то, как родители сами говорят об эмоциях.
Познавательные беседы
Не всем детям нравятся познавательные разговоры. Некоторые буквально избегают любую интересную информацию, другие стремятся узнать много нового, а третьи воспринимают только в ограниченном количестве и в своеобразной форме. Это никак не связано с интеллектуальными способностями малыша.
Родители должны понимать, что может заинтересовать их ребенка, и найти тему, которая действительно привлечет внимание. Для этого совершенно не нужны долгие лекции, можно просто периодически вбрасывать некоторые интересные факты о том, что ребенку все еще неизвестно, что может показаться важным или интересным.
Воспоминания и планы на будущее
Источник удовольствия как для родителя, так и для ребенка – обсуждение совместных планов, поездок, воспоминаний о волнующих моментах. Также сюда можно отнести рассказы о детстве детей.
Не всегда можно воплотить фантазии о путешествиях из-за каких-либо внешних факторов, но никто не может установить границы для воображения. В таком случае не стоит относиться к этому слишком серьезно, поскольку целью является именно мечта.