Утверждал что всякое понятие о движении противоречиво а следовательно не истинно

Утверждал что всякое понятие о движении противоречиво а следовательно не истинно

Учение о познании. «Одно и то же есть мысль и то, на что она устремлена. Знание о природе дает только разум».

Зенон (V в. до н.э.). Всякое понятие о движении противоречиво: «Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том, где его нет».

Создал апории (доказательства) противоречивости движения.

«Дихотомия». Чтобы пройти весь путь, нужно пройти его половину и так далее, до бесконечности. Зенон препарирует движение.

Реальное же движение – это противоречие, единство прерывности и непрерывности, устойчивости и изменчивости.

«Ахилл и черепаха». «А» никогда не догонит «Ч», так как должен вновь и вновь проходить то расстояние, которое прошла черепаха.

«Стрела». Путь движения состоит из суммы покоящихся точек.

Но как из ряда покоящихся точек может возникнуть движение?

Вывод: движение не истинно. Эти апории:

– вскрывают противоречивость движения;

– описывают результат движения, а не само движение;

– не показывают возможности движения;

– изображают движение как сумму состояний покоя.

Зенон не отрицает движения в чувственном мире, вопрос стоял лишь о его истинности, его противоречивости. Аристотель: «Зенон – изобретатель диалектики».

2.3. Демокрит и Пифагор

Демокрит (460–370 гг. до н.э.). Сын крупного землевладельца, получил наследство, которое потратил на путешествия. Изучал геометрию, магию. Объехал полсвета (Египет, Индию, Персию). Труды: «О разуме», «О соках», «О цветах», «О геометрии». Был знаком с египетскими жрецами, японскими магами, индийскими философами.

Убежденный рабовладелец, советовал «пользоваться слугами, как членами своего тела, употребляя одного из них для одного дела, другого – для другого».

Демокрит убежден, что от разума нужно иметь три результата:

Хорошо делать – не вдаваться в крайности. Хорошо мыслить – мыслить сообразно вещам (понятия – тень дела).

Учение об атомах – все состоит из атомов и пустоты. Атомы, имеющие сферическую форму, составляют огонь и душу. Все в мире причинно– следственно связано. «Предпочел бы найти одно причинное объяснение, чем приобрести себе персидский престол».

Возникновение новых предметов – изменения сочетания атомов вследствие их притяжения. Материя вечна и находится в движении.

О строении Вселенной. Миров существует бесконечное множество.

Одни растут, другие в расцвете, третьи разрушаются.

Процесс познания. Познание по истине (светлое) – основано на разуме. Познание по мнению (темное) – чувственное. От каждого предмета истекают частицы, образующие его внешнюю оболочку. Человек обучается, подражая тому, что видел в природе (паук – ткач). Смысл жизни в достижении хорошего расположения духа. Тело – сосуд для души. Причина болезней – мы не учим свою душу правильному образу жизни.

Пифагор (570–479 гг. до н.э.) первым назвал себя философом. В 531 г. создал политическое и идеологическое объединение – пифагорейский союз (аристократы). Власть аристократов над чернью. От членов союза требовалось стремление к добродетели (повиновению). Разработал понятие справедливости как меры нормирования неравных отношений и неравных индивидов. «Воздаяние равным за равное».

Число – сущность всего существующего, мистифицирует количественную сторону материи. Все в природе измеряется, подчиняется числу «10» – декаде он придает божественное значение. Научные достижения Пифагора и его школы:

– математический подсчет зависимости длины струны и тона звука;

– движение небесных тел подчиняется математическим отношениям;

– предполагали, что Земля имеет форму шара и вращается.

2.4. Сократ и Платон

Сократ (469–399 гг. до н.э.) – учитель Платона («Диалоги» Платона, 13 диалогов). Отказался от изучения природы, космоса, так как считал, что философы запутались в своих противоречиях, а предметом познания может быть только то, что во власти человека, – его душа.

«Познай самого себя». Главный предмет философии – этика. Правильное действие должно основываться на правильном познании. Основанием этики стала гносеология. Пороки проистекают от невежества. Прометей подарил людям огонь и разум, а Зевс дал им стыд и правду, без этого они не могли бы жить вместе. Самое ценное качество – добродетель. Для того чтобы быть добродетельным, нужно знать, что такое добродетель.

Сократические беседы. Ряд вопросов, в ходе которых раскрылись противоречия в рассуждениях собеседника. Метод иронии (субъективная диалектика). А затем Сократ вскрывал это противоречие, помогал слушателям «родиться» к новой жизни (майевтика – повивальное искусство), к познанию всеобщего как основы морали.

Источник

1. Из перечисленных философских школ Индии указать ортодоксальную: 1) чарвака-локаята; 2) буддизм; 3) джайнизм; 4) веданта. 2. С

1. Из перечисленных философских школ Индии указать ортодоксальную:

2. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни – создатель:

3. Укажите древнекитайский философский текст:

4. «Теория недеяния» – основной принцип:

5. В Vв. до н. э. существовало сто философских школ:

6. Первоначальный атеизм представлен в учении:

7. Высказывание «В ту же реку дважды не войдешь» принадлежит античному философу:

8. Утверждал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно:,

9. Впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:

10. Полагал, что есть вечные и идеальные ценности бытия:

11. По своему мировоззрению Платон был:

1) объективным идеалистом;

2) субъективным идеалистом;

12. Логику сделал орудием познающего разума:

13. Свобода и управление своими чувствами – главные принципы философской школы античности:

Утверждал что всякое понятие о движении противоречиво а следовательно не истинно

1. Из перечисленных философских школ Индии указать ортодоксальную:
4) веданта

2. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни – создатель:
2) буддизма

3. Укажите древнекитайский философский текст:
2) «Книга перемен»

4. «Теория недеяния» – основной принцип:
1) даосизма

5. В Vв. до н. э. существовало сто философских школ:
3) в Китае

6. Первоначальный атеизм представлен в учении:
4) Ксенофана

7. Высказывание «В ту же реку дважды не войдешь» принадлежит античному философу:
2) Гераклиту

8. Утверждал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно:,
3) 3енон

9. Впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:
3) Сократ

10. Полагал, что есть вечные и идеальные ценности бытия:
4) Платон

11. По своему мировоззрению Платон был:
1) объективным идеалистом

12. Логику сделал орудием познающего разума:
4) Аристотель

13. Свобода и управление своими чувствами – главные принципы философской школы античности:
2) стоиков

Источник

Теория познания (гносеология)

Утверждал что всякое понятие о движении противоречиво а следовательно не истинно Утверждал что всякое понятие о движении противоречиво а следовательно не истинно Утверждал что всякое понятие о движении противоречиво а следовательно не истинно Утверждал что всякое понятие о движении противоречиво а следовательно не истинно

Утверждал что всякое понятие о движении противоречиво а следовательно не истинно

Утверждал что всякое понятие о движении противоречиво а следовательно не истинно

Развитие теории познания в истории философии.

Развитие гносеологии в философии Древнего мира.

S: Древнегреческий философ-идеалист, ученик Сократа, основатель объективного идеализма – …

+: Платон

S: Назовите представителя античной диалектики:

+: Гераклит

S: Платон считал источником человеческих знаний о мире…

+: припоминание

S: С помощью апорий «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела» Зенон хотел доказать…

+: невозможность мыслить движение без противоречий

S: «Познай самого себя», призывал…

+: Сократ

S:Слово диалектика в значении «вести спор» впервые применил…

+: Сократ

S: «Четыре благородные истины» лежат в основе…

+: буддизма

S: Высказывание «Платон мне друг, но истина дороже», принадлежит…

+: Аристотелю

S: Учение о припоминании в качестве ядра теории познания признавал…

+: Платон

S: Истинное познание, по Платону, есть…

+: воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире

S: Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим…

+: небытие

S: Идея, согласно Платону, …

+: нематериальна, но умопостигаема

S: Основатель античного скептицизма – …

+: Пиррон

S: ### утверждал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно.

+: Зенон

S: Логику сделал орудием познающего разума…

+: Аристотель

S: Открытие двух видов бытия – «мира идей» и «мира вещей» – принадлежит…

+: Платону

S: Античный философ, связывавший добродетель со знанием, создав концепцию этического интеллектуализма, – …

+: Сократ

S: Истина, согласно Аристотелю, является…

+: соответствием мысли действительности

Источник

Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные?

2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: состояние нирваны и активности (направленной на свою жизнь)

3. В чем сущность учения Будды и в чем разница между махаяной и хинаяной?

4. Какие космогонические идеи явились основой религиозно-философского мировоззрения древних китайцев?

5. Что обозначает в повседневной жизни китайцев формула Конфуция «Управлять — значит поступать правильно»?

6. Что принимали за первоначало («архе») следующие философы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Демокрит, Гераклит?

7. Против чего были направлены апории Зенона?

8. Кто такие софисты и в чем значение их учения?

9. На что были направлены философские рассуждения Сократа?

В чем суть объективно-идеалистической теории Платона?

В чем видел Аристотель сущность вещей?

12 В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии?

13 Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем различие их философских взглядов?

14. Прокомментируйте слова философов.

• «Многознание уму не научит».

• «Лучшие люди одно предпочитают всему, вечную славу — бренным вещам, а большинство объедается, как скоты».

• «Все течет, все изменяется».

• «Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой».

• «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать».

• «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд».

• «Эфиопы пишут своих богов черными и курносыми, фракийцы — голубоглазыми и русыми. Если бы быки, львы и кони имели руки и могли ими рисовать и ваять, как люди, тогда их боги были бы похожи на быков, львов и лошадей».

• « Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости».

• «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов
делать друзьями, а не друзей — врагами».

Тестовые задания

(третий уровень понимания материала)

1. Из перечисленных философских школ Индии указать ортодок-
сальную:

2. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни — создатель:

3. Укажите древнекитайский философский текст:

4. «Теория недеяния» — основной принцип:

5. В V в. до н. э. существовало сто философских школ:

6. Первоначальный атеизм представлен в учении:

7.Высказывание «В ту же реку дважды не войдешь принадлежит античному философу:

8. Утверждал, что всякое понятие о движении противоречив, а следовательно, не истинно:

9. Впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:

10. Полагал, что есть вечные и идеальные ценности бытия:

11. По своему мировоззрению Платон был:

1) объективным идеалистом;

2) субъективным идеалистом;

12. Логику сделал орудием познающего разума

13. Свобода и управление своими чувствами — главные принципы философской школы античности:

Источник

Доклассическая философия, или натурфилософия.

Этот период называют еще досократовским. Центрами развития философия в этот период являлись греческие колонии Элея, Милеет, Эфес и др. Особенность философии в это время – неразделеннсоть собственно философских и естественно-научных знаний. Первые греческие философы – досократики: Фалес(ок. 625-ок.547 гг. до н.э.), Анаксимандр(611-545 гг. до н.э.), Анаксимен, Гераклит (ок. 544 – ок. 483 гг. до н.э.), Демокрит (ок. 460-ок. 371 гг. до н.э.).

Главным вопросом учений этих философов был вопрос о первоначале мира. Так, Фалес считал первоначалом мироздания воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон (беспредельное, вечное начало, первовещество), Геракли – огонь, Демокрит – атом (мельчайшую неделимую частицу), Пифагор – число как символ гармонии мира. Крупными достижениями доклассической философии стали стихийно диалектический метод Гераклита и атомистическая теория Демокрита.

Гераклит полагал, что все мировые процессы возникают из борьбы противоположностей. Борьба – это способ достижения гармонии, способ существования всего. Движение, изменение, борьба, по Гераклиту, не прекращаются ни на мгновение: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», «Все течет, все изменяется».

Демокрит выдвинул идею о мельчайших, неделимых частицах – атомах, которые он считал первоосновами мира. Атомы находятся в постоянном движении, отчего и возникают все явления и процессы в природе. Увидеть атомы нельзя, их существование можно осознать разумом.

Зенон (ок. 490-430 гг. до н.э.) считал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, неистинно. Он создал целый ряд апорий (трудноразрешимых задач), направелнных против признания истинности движения. «Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет». В апории «Стрела» он отмечает, что путь движения стрелы состоит из суммы покоящихся точек, и в каждом пункте движения стрела находится в состоянии покоя. Как из ряда состояний покоя может возникнуть движение? – спрашивает Зенон. Он старается подвести к выводу об отрицании движения вообще.

Классический период связан с именами Сократа, Платона, Аристотеля. Центром философской мысли в этот период были Афины. Главная особенность классической философии – создание систематизированных учений, а также перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера.

Антропологическая проблематика впервые появилась у софистов – древнегреческих просветителей V-IV вв. до н.э., за деньги обучавших мудрости и красноречию. Самые известные софисты – Гиппий и Протагор.

Особенности философии софистов:

· Критическое отношение к окружающей действительности.

· Неприятие опыта прошлых цивилизаций.

· Отрицание старых норм, законов и привычек.

· Субъективизм в оценках и суждениях.

· Следование логике в практике и процессе познания.

В центре рассуждений Сократа(469-399 гг. до н.э.) также находится человека. Сократ впервые сделал предметом анализа понятия, а не саму действительность. При обосновании своих взглядов он пользовался методом искусного наведения вопросов, который он называл майевтикой – повивальным искусством. Основной принцип его философии – «Познай самого себя».

Платон(427-347 гг. до н.э.) – продолжатель идей Сократа. Его настоящее имя Аристокл, Платоном, т.е. «широкоплечим», его назвал Сократ.Среди его работ – диалоги «Софист», «Парменид», «Теэтет», «Государство». Методом философствования Платона был сократовский метод диалога с наводящими вопросами, метод анализа понятий. Платон – автор учения о триаде – все существующее состоит из трех субстанций – «единого», «ума» и «души».

Философия Платона состоит из 3 частей:

· Диалектика – учение о бытии.

· Физика – учение о природе.

· Этика – учение о нравственности.

Платон впервые ставит вопрос о соотношении бытия и мышления, материального и идеального, отдавая приоритет идеям и заложив тем самым основу идеалистической линии в философии.

Познать мир идей возможно, но не через ощущения, которые не дают достоверного знания, а через понятия и систему понятий, которые проверяются логикой. В мире идей существует «красота сама по себе», «доброта сама по себе», а в материальном мире они воплощаются в «красивую женщину», «доброго человека». «Красоту саму по себе», «добро само по себе» мы познаем умом с помощью диалектики, т.е. индуктивно-дедуктивным путем построения системы понятий. Значит можно обосновать суть бытия, правила морали, государственного устройства не через интуицию, а посредством ума.

Платон создал теорию идеального государства с философами в качестве правителей в нем.

Образец совершенного государства вскоре был подвергнут критике со стороны Аристотеля. Последний усомнился в том, что целое может быть счастливо, если все его части несчастливы.

Классический период философии античности продолжает Аристотель (384-322 г. до н. э.). Ученик Платона и учитель А. Македонского. Основатель школы – Ликей в Афинах. Среди его работ – «Метафизика», «Физика», «О небе», «Политика» и др. \ Систематизатор философского знания. Энциклопедист.

В философии Платона главным было учение об идеях (эйдосах), которые тождественны понятиям логики, и последние существуют сами по себе, самобытно и безусловно. Аристотель не приемлет такую позицию. Для него каждая вещь есть материя, каждая вещь имеет свою причину и целевое назначение. Что касается идеи (эйдоса), то она в своей самостоятельности есть всего лишь духовная причинно-следственная конструкция вещи, ее форма.
Другими словами, для Аристотеля понятие есть всего лишь инструмент (средство) познания существенных свойств исследуемого объекта. Независимость понятия от бытия вещей абсурдна, ибо понятие есть характеристика общего, а общее есть принадлежность чувственного мира.
Для характеристики единичного, конкретного бытия Аристотель вводит понятие «субстанция». Содержанием субстанции является взаимосвязь материи и формы, характеризующие страдательное и активное начало. В этом единстве материя отвечает за потенциальное бытие, форма — за возможное бытие, а вместе они обеспечивают реальное бытие. Кусок мрамора — это еще не статуя. Идея статуи в голове скульптора — еще не статуя. Но обработанный кусок мрамора, получивший определенную форму, становится статуей, произведением искусства.

В своей «Физике» Аристотель развивает учение о движении. Он выделяет четыре основных вида:

-движение как увеличение или уменьшение;

-движение как качественное изменение или превращение;

-движение как возникновение или уничтожение;

— движение как перемещение в пространстве.

Справедливо отметив многообразие видов движения, мыслитель видит источник и первопричину движения только в Боге. Бог выступает перводвигателем космоса и его любой субстанции.

Аристотель — родоначальник логики как науки о мышлении и его законах. Для него логика не самоцель, а средство постижения истины. Сформулировав и объяснив законы противоречия, исключенного третьего и достаточного основания, Аристотель определил, что есть истина, суждение, умозаключение; исследовал виды доказательства; описал невольные и намеренные ошибки (паралогизмы и софизмы).

В учении об этике Аристотель развивает мысль о том, что жизнь является общим как для человека, так и для животного, но человек в отличие от животного делает себя сам, осуществляя свою меру добродетели, рассудочности и мудрости.

«Политика» Аристотеля как бы продолжает его «Этику». В ней рассматривается проблема практического разума, политической практичности и рассудительности. Политика призвана служить достижению общего блага в условиях законопослушания.
Государство — это особая форма общежития граждан, включенных во власть. Государству предшествует институт семьи, где прослеживаются три вида отношений: господина и раба: мужа и жены; отца и детей. Эти отношения обеспечивают (обусловливают) господскую власть и власть домохозяина. Эти две ветви власти и подготовили первую форму государственного правления — патриархальную монархию. Эта форма правления наиболее оптимальная, если субъектом власти является добродетельный, рассудочный и мудрый человек. Он бог среди людей, он — олицетворение закона. Все остальные формы правления, особенно тирания, противоестественны человеческой природе, ибо цель человеческого общежития не в том, чтобы жить, а в том, чтобы жить счастливо, приумножая добродетель и мудрость.
По мнению Аристотеля, общество должно придерживаться середины между излишеством и недостатком, ибо излишества порождают обожравшихся наглецов, а недостаток — опустившихся подлецов, а вместе они ставят под сомнение перспективу как развития общества, так и благополучия личности.
Достаточно беглый обзор философского наследия Аристотеля свидетельствует о том, что он сумел охватить и обобщить все наработанное до него, стать энциклопедистом античности. Содержательность и разработанность философской проблематики Аристотеля были столь впечатляющими, что последующие поколения длительное время определяли его как Философа с большой буквы.

Главные положения философии Аристотеля:

1. Главным предметом критики для Аристотеля стал платоновский разрыв между миром и его сущностью. Он считал, что идеи, конечно, являются причиной вещей, но вместе с тем идеи должны быть в самих вещах, а не в другом «мире идей».

2. Предмет науки – общее, постигаемое умом. Но умозрительно постигаемое знание не дано нашему уму от рождения и предполагает деятельность: собирание фактов. Таким образом, общее познается через индуктивное обобщение чувственно воспринимаемого мира.

3. Учение о категориях. Различные понятия не могут обобщены в едином общем роде, поэтому Аристотель выделяет десять категорий, основная из которых – «сущность», отождествляемая с бытием. Остальные – «качество», «количество», «отношение», «место», «время», «действие», «состояние», «страдание», «обладание». Они сводятся к категории «сущность».

4. Наука о законах мышления – логика. Формальная логика Аристотеля – силлогистика – тесно связана с учением о бытии, с теорией истины.

5. Учение о материи и форме, где материя – пассивная возможность, потенция становления, а форма – активное начало, сущность бытия, действительность, т.е. то, чем одна вещь отличается от другой. Форма превращает потенциальное существование в актуальное сущее.

6. Учение о душе. По Аристотелю, душа есть не только у человека, но и у растений и животных. Растительная душа обладает способностью роста, питания и размножения, а животная еще и чувством. Душа человека есть разумная душа.

Учение Аристотеля содержит материалистические положения. Сущность вещей, по Аристотелю, в самих вещах, хотя форма – главенствует над материальным содержанием.

Эллинистический период.

Особенность этого этапа в развитии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни. Эта проблематика особенно ярко проявилась в деятельности ведущих школ и направлений эллинистического периода – киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков.

Школа киников (циников) – от названия холма в Афинах, где занимался с учениками основатель школы Антисфен – проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известными чертами кинизма были пренебрежение общественными нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы.

Эпикуреизм получил название от имени своего основателя – Эпикура(341-270 гг. до н.э.). Основные положения их философии:

· Реальность поддается осмыслению человеческим разумом;

· В реальности есть место для счастья;

· Счастье – это вытеснение страдания и беспокойства;

· Для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя;

· Для этого также излишни государство, богатство и даже боги.

Стоицизм во многом отличается от эпикуреизма. Они не принимали атомистической теории эпикурейцев, по которой человек есть сцепление атомов. И они не принимали их теорию наслаждения ради наслаждения. Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жизни человека, но счастье, по их мнению, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Благо – то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло – то, что направлено на его уничтожение. Все, что способствует сохранению двуединой сущности человека, является ценным. У стоиков возникает важное понятие – долг, под которым они понимают морально совершенное поведение, опирающееся на рациональное следование природе, знание ее законов. Стремление же к собственному самосохранению есть условие ненанесения вреда другому.

Скептицизмбыл основан Пирроном из Элиды. Их главный принцип – принцип относительности всего окружающего, наших мыслей и действий. Поэтому познание космоса невозможно. Не следует стремиться познать мир, надо жить, не высказывая никаких претендующих на истину суждений и сохранять внутреннее спокойствие.

Римский период развития древнегреческой философии характеризуется тем, что многие положения стоиков, скептиков и эпикурейцев нашли свое продолжение. Среди представителей – эпикуреизма – Тит Лукреций Кар, стоицизма – Марк Аврелий, скептицизма – Секст Эмпирик.

Тит Лукреций Кар (99-55 г. до н. э.). Если судить по сохранившейся поэме «О природе вещей», то это был высший взлет материализма античного мира. По мнению Лукреция природа собственной силой богата и от нас не зависит. Цель философии в том, чтобы обеспечить каноны формирования невозмутимого и безмятежного существования.

Неопределенность бытия снимается просвещением, осмыслением своего ничтожества и могущества природы.

Адептами стоицизма были Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий и др. Своими усилиями они приблизили идеал стоика к практической жизни[8]. Представители римского стоицизма разделяют тезис о том, что все в мире подчиняется власти строгой необходимости. Посему, вся этика стоицизма базируется на принципах согласия с природой и подчиненности Судьбе, ибо Судьба ведет того, кто идет и тащит за шиворот того, кто упирается.
Ключевой ценностью о философии стоиков является внутренний мир человека. Смысл жизни заключается в достижении душевного покоя, в преодолении страха перед смертью, в совершенствовании себя. «Чтобы хорошо жить и однажды хорошо умереть, надо жить своей жизнью». Изменить окружающий мир человек не в состоянии, а посему не следует к этому стремиться. «Не желай, чтобы все происходило, как ты хочешь,— отмечает Эпиктет,— но желай, чтобы все происходило так, как происходит, и будет тебе хорошо в жизни». Еще более отчетливо позицию согласия с природой и подчиненности Судьбе сформулировал Марк Аврелий: «Если не можешь изменить обстоятельства, то измени к ним свое отношение».

Скептицизм отрицает возможность и нужность всякого познания, ибо оно не только сомнительно, но и разрушительно. Знания приносят вред. Они нарушают душевный покой, выводят из равновесия. Нужно жить по обстоятельствам, ничего не доказывая и ничего не опровергая, достойно принимая свою Судьбу.

В содержании концепций отмеченных школ отразился кризис античного мира и беспомощность индивида каким-либо образом влиять на обстоятельства. Вероятно, этим объясняется появление на римской земле еще одного направления — эклектизма.
Основоположник эклектизма Марк Тулий Цицерон (106-45 г. до н. э.) отождествляет всю философию с этикой, как наукой о регламенте общественных отношений. Поскольку каждая из известных философских школ дает свои рекомендации воспитания добродетели, то, стало быть, надо их объединить в единую систему.
По мере углубления кризиса античного общества, место философии, как рациональной формы освоения мира занимает иррационализм Плотина. Он полагал, что основой всего существующего является сверхъестественный и сверхразумный божественный принцип «Единое», обуславливающий содержание и существование души и природы. В своей эманации Единое напоминает источник, питающий реки, но при этом ничего не теряющий. Единое рождает многообразие мира Бытия, оставаясь самим собой. Оно — потенция всех явлений и процессов мира и в этом смысле Единое есть все и ничто.
Акцент на духовном выливается в проповедь аскетизма и добровольного отказа от разрешения противоречий бытия, как мнимой реальности мира. Подлинной реальностью является Бог, познание которого возможно только в рамках чистого мышления (экстазы).
Даже неполный анализ отмеченных школ свидетельствует, что они подготовили средневековую философию, сблизили восточное недеяние и активность античного философствования, заострили внимание на духовном начале, подвели теоретическое основание под христианство.

Вопросы для самоконтроля:

1. Объясните, почему проблема первоначала носит философский характер?

2. Опишите философские взгляды на основу мира Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Анаксагора, Демокрита, Пифагора и Парменида.

3. В чем главная особенность классической философии?

4. Почему «узники пещеры» принимают за истину тени проносимых мимо предметов? Что, по-вашему, хотел сказать этим Платон?

5. Что подразумевает Аристотель под сущностью? Какие два начала заключены в сущностях? Какое из начал является активным, а какое пассивным?

6. Назовите 4 вида причин по Аристотелю.

7. Назовите основные идеи этического рационализма Сократа.

8. Назовите основные философские школы периода эллинизма?

9. Чем характеризуется римский период в древнегреческой философии?

Тест для самоконтроля:

1. Высказывание «В одну и ту же реку дважды не войдешь» принадлежит античному философу:

2. Кто из философов утверждал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно:

3. Кто из философов впервые ставит в центр философии проблему человека как морального существа?

4. Платон по своему мировоззрению был:

а) объективным идеалистом;

б) субъективным идеалистом;

5. Кто из философов создал науку логику?

6. Свобода и управление своими чувствами – главные принципы философской школы античности:

7. По мнению этого философа, знание – высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности (умеренности), мужества и справедливости. Кто этот философ?

8. Скептик говорит по поводу познания вещи:

а) «Я думаю, что она такая-то и такая-то, но я не уверен»

б) «Я не узнаю о ней ничего, и никто никогда не сможет узнать»

в) «Я не знаю, какова она, но я надеюсь это узнать»

г) «Я, возможно, и смогу узнать о ней что-то, но мне это не нужно»

9. Сократ говорил: «Язнаю, что ничего не знаю, но. »

а) знать все и невозможно

б) знания увеличивает скорбь

в) знать что-то вовсе и не нужно

г) другие не знают и этого.

а) двуногое существо без перьев

б) нравственное существо

в) душа в темнице тела

г) политическое животное

Утверждал что всякое понятие о движении противоречиво а следовательно не истинно

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Утверждал что всякое понятие о движении противоречиво а следовательно не истинно

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Утверждал что всякое понятие о движении противоречиво а следовательно не истинно

Утверждал что всякое понятие о движении противоречиво а следовательно не истинно

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *