какое значение имела контрреформация

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

Тер­мин «контрреформация» вве­дён в XIX веке Л. фон Ран­ке.

Контрреформации пред­ше­ст­во­ва­ли по­пыт­ки Церк­ви осу­ще­ст­вить ряд вто­ро­сте­пен­ных ре­форм (по­ста­нов­ле­ния V Ла­те­ран­ско­го со­бо­ра 1512-1517 годы; бул­лы па­пы Льва X, «Про­ект ис­прав­ле­ния церк­ви», раз­ра­бо­тан­ный в 1536-1537 годы ко­мис­си­ей кар­ди­на­ла Г. Кон­та­ри­ни), ко­то­рые, од­на­ко, не име­ли ус­пе­ха. Пы­та­ясь про­ти­во­дей­ст­во­вать ре­фор­мационному дви­же­нию, пап­ст­во пер­во­на­чаль­но при­бе­га­ло к ана­фе­мам и ин­тер­дик­там, об­ра­ща­лось за по­мо­щью к свет­ским вла­стям Свя­щен­ной Римской им­пе­рии.

В 1540-х годах Римская ку­рия от­верг­ла идеи ра­ди­каль­но­го об­нов­ле­ния ка­то­ли­циз­ма. С это­го вре­ме­ни контрреформация оп­ре­де­ля­ла все основные сто­ро­ны жиз­ни Рим­ско-ка­то­лической церк­ви.

В 1542 году для борь­бы с ре­лигиозным ина­ко­мыс­ли­ем в Ри­ме соз­да­на «Свя­тая кон­гре­га­ция» с не­ог­ра­ниченной вла­стью в де­лах ве­ры и юрис­дик­ци­ей, рас­про­стра­няв­шей­ся на все ка­то­лические го­су­дар­ст­ва (см. Ин­кви­зи­ция). Дея­тель­ность ин­кви­зи­ции до­пол­ня­лась стро­жай­шей книж­ной цен­зу­рой. В 1543 году кар­ди­нал Дж. Ка­раф­фа за­пре­тил пе­ча­тать лю­бые со­чи­не­ния без доз­во­ле­ния ин­кви­зи­то­ров, над­зи­рав­ших так­же за тор­гов­лей кни­га­ми и их пе­ре­сыл­кой.

Окон­ча­тель­ная кон­со­ли­да­ция сил контрреформации про­изош­ла на Три­дент­ском со­бо­ре (1545-1563 годы), при­знав­шем пра­во па­пы Рим­ско­го на не­ог­ра­нич. власть над ка­то­лической цер­ко­вью, а так­же за­кре­пив­шем всю дог­ма­тическую ос­но­ву и ор­га­ни­зационную струк­ту­ру Рим­ско-ка­то­лической церк­ви. Бы­ли под­тверж­де­ны ав­то­ри­тет цер­ков­но­го Пре­да­ния (на­ря­ду со Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем), ау­тен­тич­ность латинского пе­ре­во­да Биб­лии, уточ­не­ны дог­ма­тического уче­ния о гре­хе пер­во­род­ном, оп­рав­да­нии, цер­ков­ных та­ин­ст­вах, чис­ти­ли­ще, по­чи­та­нии свя­тых, их мо­щей и икон. Тем са­мым бы­ли за­кре­п­ле­ны ве­ро­ис­по­вед­ные раз­но­гла­сия с про­тес­тан­та­ми.

Об­щая ре­фор­ма управ­ле­ния, дек­ла­ри­ро­ван­ная со­бо­ром, пре­ду­смат­ри­ва­ла пра­ви­ла на­зна­че­ния и оп­ре­де­ля­ла круг обя­зан­но­стей пре­ла­тов, пред­пи­сы­ва­ла уси­ле­ние епи­скоп­ско­го над­зо­ра за по­до­печ­ным ду­хо­вен­ст­вом, ре­ор­га­ни­за­цию со­бор­ных ка­пи­ту­лов и мо­на­ше­ских ор­де­нов. Вво­ди­лись ме­ры про­тив зло­упот­реб­ле­ния цер­ков­ным иму­ще­ст­вом, а так­же зло­упот­реб­ле­ний, свя­зан­ных с ин­дуль­ген­ция­ми, вос­пре­ща­лись не­по­тизм, си­мо­ния, со­сре­до­то­че­ние в од­них ру­ках не­сколь­ких бе­не­фи­ци­ев. По окон­ча­нии со­бо­ра па­па Пий IV ут­вер­дил его по­ста­нов­ле­ния, со­хра­нив за со­бой ис­клю­чительное пра­во их тол­ко­ва­ния (январь 1564 год).

Контрреформация ока­за­ла зна­чительное влия­ние на куль­ту­ру Воз­ро­ж­де­ния, пре­ж­де все­го в Ита­лии. Пре­сле­дуя лю­бые от­сту­п­ле­ния от ка­то­лических дог­ма­тов и про­яв­ле­ния воль­но­дум­ст­ва в свет­ском об­ще­ст­ве, Цер­ковь в то же вре­мя ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ла дос­ти­же­ния ре­нес­санс­ной куль­ту­ры.

Источник

Контрреформация

какое значение имела контрреформация

Контрреформация — Контрреформация в Западной Европе — католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж католической церкви и веры.

Содержание

Проблема терминологии

Католическая реформа до Реформации

Упрёки по поводу упадка нравов внутри церкви были слышны уже в XII в., причем сами обвинителями выступали и папы (Иннокентий III), и канонизированные впоследствии праведники (св. Бернард). И внутри церкви были те, кто пытался искоренить эти недостатки. Католическая реформа началась в Испании и Италии. В Испании в XV веке начались преобразования церковной организации. Король Фердинанд Католик и королева Изабелла желали довести до конца начинания своих предшественников. Испания хотела иметь не столь зависимую от Рима церковь, поскольку она, как считали многие, имела огромные заслуги перед церковью в деле защиты религии от иноверцев. При Фердинанде и Изабелле назначение на высокие церковные посты стало происходить только с согласованием кандидатур с королевской властью, королевский суд был уполномочен принимать жалобы на злоупотребления духовного суда. За такие уступки королевская власть взяла на себя защиту церкви от еретиков (этой цели служит новая организация инквизиции, подчиненная королю) и заботы о церковной дисциплине. Все эти изменения, реформы не имели никакого отношения к протестантской реформации.

Начало Контрреформации

Началом Контрреформации можно считать отлучение папой Львом X от церкви Мартина Лютера в булле «Exurge Domini» 15 июня 1520 г. В первое время папство не считало церковный раскол серьёзным. В Риме ситуация виделась временным кризисом, который можно достаточно быстро разрешить. И поэтому ни о каком компромиссе тогда не говорили, варианты реформ не рассматривались. Папа Адриан VI (1522—1523) на Нюрнбергском рейхстаге подверг критике преступления и ошибки пап, полагая, что признание промахов церкви разрешит ситуацию.

Новые ордена

В ходе католической реформы были созданы новые монашеские ордена. В 1527 г. был основан орден театинцев. Они желали восстановить ценности раннехристианской общины, апостольской жизни. В 1526 г. из ордена францисканцев выделился новый орден капуцинов, который проповедовал возвращение к строгим нормам устава св. Франциска. В ордене кармелитов появляется реформаторское крыло, идеал жизни они видели в аскетическом образе жизни и бедности. В 1530 г. появился орден варнавитов,в 1537 году — орден бонифратров, монахи которого заботились о больных. Тогда же был основан орден св. Урсулы, который занимался попечением и воспитанием молодых девушек. Так, в 1540 г. (создан в 1536 г., но был утвержден как официальный двумя годами позже) был основан орден иезуитов. Это был орден нового типа.

Иезуиты

Иезуиты никогда не жили в монастырях, их главная задача предполагала работу в миру.

Ход Контрреформации

С 1524 г. римская церковь систематически посылала во все епархии Италии, особенно на север, суровые инструкции по борьбе с ересью. В 1536 г. вышла булла Павла III (1534—1549), угрожавшая отлучением от церкви за всякую апелляцию к собору и ставившая духовенство в привилегированное положение в случае привлечения духовного лица к суду.

В 1542 г. появилась булла «Licet ab initio». Она учреждала в Риме центральный инквизиционный трибунал с широкими правами. Его власть распространялась на все страны, он боролся с ересью и приговорил таких деятелей эпохи как Дж. Бруно и Дж. Ч. Ванини.

Тридентский собор

15 марта 1545 г. открылся Вселенский собор в городе Тренто (по лат. Тридент), названный Тридентским собором. В булле папы, посвященной открытию собора, обозначались его задачи: определение католической веры и реформа церкви. Также постулировалась необходимость систематизации и унификации католического учения.

Целью созыва этого собора было поднятие авторитета католицизма и его упрочнение. Собравшиеся там представители церкви разделились на две партии: непримиримую папскую и компромиссную императорскую. Папская партия осуждала догматику и ошибочные, еретические учения. Они отвергали любую возможность переговоров с протестантами на равных. Императорская партия желала рассмотреть причины еретических учений, причины деморализации духовенства. Они желали разрешить допускать к обсуждению многих важных вопросов светских лиц, провести переговоры с протестантами. Императорская партия была очень слаба, и Павлу III удалось навязать собору свою программу.

В это же время император Священной Римской империи Карл V одержал несколько побед в войне с протестантами-курфюрстами. Это могло усилить позиции императорской партии на соборе, заставить и папскую партию пойти на уступки. Такого поворота событий не желал Павел III. Чтобы не допустить этой ситуации, он решил лишить Карла V своей военной помощи и отозвал свои войска из Германии, прекратил финансовую поддержку императорских войск. Место заседания собора было перенесено в Болонью. Но не все его участники согласились с этим решением. Возникла ситуация, когда часть собора заседала в Тренто, а часть находилась в Болонье. При этом и та, и другая часть фактически бездействовали.

Но в 1549 г. папа Павел III умер. Новым понтификом стал Юлий III. Император потребовал возобновления заседаний собора. Это было сделано в мае 1551 г., а в апреле 1552 г. собор вновь прекратил действовать. В январе 1562 г. Тридентский собор снова начал работать. Теперь речь на нем шла о том, чтобы реставрировать папство в духе «истинных начал католицизма» как единой религии. Ни о каких уступках протестантам не могло быть и речи.

Во всех католических странах должно было быть принято Тридентское исповедание веры: все духовные лица и профессора университетов обязаны были принести присягу. В ней говорилось о том, что приносящий ее полностью придерживается католического вероисповедания, его трактовки Священного Писания и других священных текстов, его таинства и обряды признаются во всей своей полноте единственно истинными.

Постановления Тридентского собора

В решениях собора говорилось о функции церкви как посредника в достижении спасения. Вера, благодеяния и посредничество церкви, именно такой путь к спасению постулировался на Тридентском соборе. Подтверждалась непоколебимость церковных иерархии, таинств и традиций. Тридентский собор в первый период своих заседаний подтвердил схоластическое учение средних веков об оправдании и, таким образом, окончательно сломал мост между католиками и протестантами. Было закреплено, что Священное предание также является источником веры, что отрицали протестанты. Все это означало, что разрыв католицизма с протестантизмом был окончательным.

Среди решений собора были и важные в плане реформирования церкви пункты. Так, раз в год в епархиях и раз в три года в провинциях должны были проводиться синоды. Вводились меры по пресечению злоупотреблений, подрывавших авторитет церкви — торговли церковными должностями, вымогательства, сосредоточения в одних руках нескольких бенефициев, присутствия на церковных должностях лиц, не имеющих духовного сана. Подчеркивалась роль исповеди, других церковных таинств. Признавалась недопустимость торговли индульгенциями. Также важным постановлением собора было решение создать по возможности в каждой епархии семинарии, в которых обучались бы священники. Образование должно был идти по реформаторскому типу. Таки образом, подготавливалась основа для обновления нравов как в среде духовенства, так и в среде мирян, которых бы вела за собой католическая церковь.

Решения собора претворялись в жизнь не сразу. Национальные церкви не желали соглашаться с получением папой права назначать и смещать служителей церкви во всех странах. При папе Григории XIII при дворах европейских монархов были учреждены постоянные нунциатуры (дипломатические представительства).

Союз духовной и светской властей предполагал и усиление влияния государственных интересов на избрание пап. В середине XVI века появилось право «государственного вето». Кардиналы-представители той или иной страны были проводниками воли государства, они выдвигали вместо нежелательного для светской власти кандидата на папский престол другого, угодного им. Император Карл V впервые дал указание кардиналам империи, за кого голосовать. Габсбурги обеих ветвей сделали право «вето» своим привычным правом. Позже им пользовались и другие европейские монархи.

Укрепление папской власти

В годы понтификата Григория XIII была проведена реформа календаря. Ещё на Тридентском соборе встал вопрос о том, чтобы привести в соответствие год Юлианского календаря и год астрономический. Было решено, что за 4 октября 1582 г будет следовать 15 октября. Сначала это решение было одобрено в католических государствах, протестантские государства приняли его через 100 лет, а Греция и Россия, где господствовало православие, перешли на этот календарь только в начале XX века.

Кроме того, при Григории XIII было создано несколько церковных университетов. Так, что лучше не связыватся с ним.

Во владениях Габсбургов, в верхненемецких княжествах католическая реставрация была одной из сил, укреплявших власть светских правителей. Также монархии в Испании, Португалии, княжествах Южной Германии и Италии видели в Контрреформации позитивную силу. В Англии, Франции — она наоборот поддерживала оппозиционную правительству католическую партию.

Церковь поддерживала начинания европейских монархов, направленные против протестантов. Так, папа Пий V поддерживал герцога Альбу в Нидерландах, предоставил французскому королю Карлу IX для борьбы с гугенотами войска, а также разрешил ему продать часть церковного имущества и пустить эти деньги на войну с протестантами. Папа Григорий XIII уже давно хотел начать борьбу с Англией, где было много протестантов. Для этого он заручился поддержкой (в том числе и военной) монархов Испании и Франции. Было решено, что начать борьбу с Англией лучше всего в Ирландии, которая находилась под ее контролем. Отряд был отправлен в Ирландию, но потерпел поражение от превосходящих сил англичан. Сикст V отлучил от церкви протестанта наследника французского престола Генриха Наваррского. Это отлучение было снято лишь в 1595 г. уже другим понтификом.

Итоги Контрреформации

В результате католической реформы Церковь претерпела административные изменения, которые укрепили ее положение. Централизация власти в руках папы, появление семинарий и учебных заведений нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, помогли католической Церкви соответствовать эпохе.

Источник

Всеобщая история

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Что такое Реформация

Реформация – это общественно-религиозное движение, целью которого является переустройство церкви, изменения в религиозной жизни общества. Она началась в 1517 году в Германии, а затем охватила Англию, Швецию, Францию, Швейцарию, Данию, Австрию, Нидерланды, Венгрию и другие европейские страны.

Реформация в Европе совпала с началом новой исторической эпохи – Нового времени, и это было не случайно, связано с рядом причин.

В начале 16 века католическая церковь утрачивает свой авторитет, теряет доверие собственных последователей. Этому послужили:

Постепенно, антицерковные настроения охватили все слои общества, возмущенные поведением римско-католической церкви. Высшие слои общества были недовольны вмешательством священнослужителей в их частную жизнь, низшие слои общества были истощены церковными поборами. Сложились все условия для начала Реформации в Европе.

Бюст Папы Римского

Начало движения за переустройство церкви

Особенно остро религиозный кризис ощущался в Германии, которая и стала центром начала Реформации. Германия все еще оставалась феодально раздробленным государством, не имела сильной королевской власти. Большинство германских земель принадлежало князьям-феодалам и католическому духовенству. Горожане и крестьяне обязаны были содержать католическое духовенство, которое слишком часто проводило дорогостоящие богослужения, пышные обряды.

Реформация в Германии охватила все слои общества:

Первым человеком, открыто начавшим борьбу за переустройство католической церкви в Германии, стал Мартин Лютер.

31 октября 1517 года возмущенный лицемерием духовенства, активно торговавшего индульгенциями, Мартин Лютер вывешивает на дверях церкви свое письмо – «95 тезисов против индульгенций». Лютер расписал по пунктам, почему он выступает против торговли папскими грамотами на отпущение грехов. Он утверждал, что искреннему верующему не нужны посредники между ним и Богом. Его тезисы взбудоражили всю Германию, «пробудили ото сна» всех сторонников Реформации.

Папа Римский проклял Лютера за его призывы к отказу от папской власти, содержания католического духовенства, проведения дорогостоящих религиозных обрядов и богослужений. Однако его проклятие еще больше сплотило сторонников Мартина Лютера, обеспечило ему сочувствие населения и всестороннюю поддержку.

Мартин публично выступал с проповедями, писал письменные обращения. Будучи хорошим оратором, он умело излагал свои мысли так, чтобы они были понятны и князьям, и горожанам, и безграмотным крестьянам. Тезисы Мартина Лютера не только разошлись по всей Германии, но и дошли до соседних стран Западной Европы.

Несмотря на большое количество последователей Мартина Лютера, около половины населения оставалось верным католицизму. Католики стали называть сторонников Реформации протестантами, так как последние выступали против существующих религиозных порядков.

Отношения между католиками и протестантами накалялись, по мере того как крестьяне и городская беднота стали настаивать на полном уничтожении власти церкви, конфискации земель феодалов и ликвидации имущественного неравенства.

Запоминаем даты!

1524-1525 гг.-Крестьянская война в Германии.

Даже после окончания крестьянской войны столкновения между католиками и протестантами не прекращались. Ситуация изменилась лишь в 1555 году, когда германский император Карл V заключил религиозный мир в Аугсбурге, уравняв в правах католиков и протестантов.

Памятник Мартину Лютеру в Дрездене

Распространение Реформации в Европе

Швейцария

Вслед за Германией движение за переустройство церкви охватило множество других стран Европы, таких как Англия, Австрия, Франция, Дания, Норвегия, Венгрия. Следующим центром Реформации стала Швейцария, в которой новое протестантское вероучение основал Жан Кальвин.

Французский богослов Жан Кальвин, вдохновленный учением Мартина Лютера, стал протестантом. Положение протестантов во Франции было тяжелым, поэтому Жан Кальвин переехал жить в Женеву, где с 1535 года протестантизм становится государственной религией.

Для организации нового протестантского общества в Женеве были взяты за основу следующие идеи Жана Кальвина:

Учение Кальвина получило название – кальвинизм. Позднее последователи кальвинизма появились и в Англии, Нидерландах, Шотландии. Основав в Швейцарии новое религиозное учение, Жан Кальвин фактически стал ее правителем, хотя и не занимал видных государственных должностей. Уставшие некогда от гнета католицизма, жители Женевы теперь были вынуждены мириться с жесткими порядками Жана Кальвина. Открыто протестовать против них население боялось, ведь в Женеве была введена смертная казнь, с помощью которой кальвинисты быстро расправлялись с мятежниками.

Кальвинистская церковь стала контролировать все процессы и вопросы в государстве, вмешивалась в частную жизнь горожан, отменила все католические праздники (праздники считались нерабочими днями, поэтому они были отменены), народные гуляния, карнавалы. Так как учение Жана Кальвина запрещало роскошь и восхваляло скромность, все жители Женевы стали носить темную неприметную одежду, женщины отказались от изящных причесок. В большинстве женевских домов хозяева даже разбивали зеркала, выражая, таким образом, свое презрение к заботе о внешнем виде.

Англия

В отличие от других европейских стран Реформация в Англии началась сверху- то есть по инициативе английского короля –Генриха VIII. Причиной этого стал конфликт между королем Англии и папой римским, не желавшим предоставить Генриху VIII разрешение на развод с его супругой (в то время европейские монархи могли развестись только по разрешению папы римского).

Генрих VIII стремился во что бы то ни стало получить разрешение на развод, так как хотел жениться на своей фрейлине – Анне Болейн. Поэтому отказ папы он не принял, и в 1534 году объявил себя главой английской церкви. Государство изъяло все монастырские земли и другое имущество у католического духовенства, что значительно усилило власть Генриха VIII.

Не желавших отказаться от католической веры, несогласных с новыми порядками казнили. По стране прокатилась волна жестоких расправ с бунтовщиками. Новым религиозным устройством была довольна только знать, разделившая с королем церковное имущество. Крестьяне работавшие на монастырских землях были с них изгнаны, большинство из них стало бродягами и попрошайками.

Контрреформация

Папа Римский во главе всех последователей католицизма не желал мириться с распространением учений Мартина Лютера, Жана Кальвина и других протестантских проповедников. Все они окончательно подрывали авторитет римско-католической церкви, а это означало потерю неограниченной власти и несметных богатств.

Источник

Контрреформация

Полезное

Смотреть что такое «Контрреформация» в других словарях:

контрреформация — контрреформация … Орфографический словарь-справочник

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ — КОНТРРЕФОРМАЦИЯ (от лат. contra против и reformatio преобразование, реформация) совокупность мер, предпринятых католической церковью в 16 17 вв. в ответ на протестантскую Реформацию, которые укрепили позиции католицизма и оказали серьезное… … Философская энциклопедия

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ — КОНТРРЕФОРМАЦИЯ, церковно политическое движение в Европе середина 16 17 вв. во главе с папством, направленное против Реформации. Активные проводники контрреформации монашеские ордена. Смотри также Инквизиция … Современная энциклопедия

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ — церковно политическое движение в Европе сер. 16 17 вв. во главе с папством, направленное против Реформации. В основу программы контрреформации легли решения Тридентского собора (1545 63). Осуществлялась в основном с помощью инквизиции. Активные… … Большой Энциклопедический словарь

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ — (от лат. contra против и reformatio преобразование) англ. counter reformation; нем. Gegenreformation. Религиозно полит, движение, направленное против Реформации за сохранение и упрочение феодальных отношений и господствующего положения… … Энциклопедия социологии

Контрреформация — (Counter Reformation), оживление Римской католической церкви в период с сер. 16 в. до сер. 17 в. Своим возникновением К. обязана реформаторским движениям, к рые не были связаны с протест. Реформацией, но постепенно все более отождествлялись с… … Всемирная история

Контрреформация — КОНТРРЕФОРМАЦИЯ, церковно политическое движение в Европе середина 16 17 вв. во главе с папством, направленное против Реформации. Активные проводники контрреформации монашеские ордена. Смотри также Инквизиция. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

контрреформация — Историографические концепции Контрреформации и католической реформы Губерт Йеден проницательно заметил как то, что исторические понятия как монеты, которыми в основном пользуются, не обращая особого внимания на чеканку. Но когда случается… … Западная философия от истоков до наших дней

Контрреформация — Реформация 95 тезисов Формула согласия Контрреформация … Википедия

контрреформация — (см. контр. ) реакционное религиозно политическое движение в Зап. Европе 16 17 вв. против реформации, возглавленное папством; являлось религиозной формой контрнаступления феодальных сил, пытавшихся упрочить феодализм в эпоху его разложения и… … Словарь иностранных слов русского языка

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ — комплекс мер, предпринятых в ходе реформ Римско католической церкви в 16 17 вв. и направленных на подавление протестантской Реформации и возвращение территорий и населения, отпавших от католичества (термин Контрреформация введен немецким… … Энциклопедия Кольера

Источник

Контрреформация

Католическая реакция, церковно-политическое движение в Европе середина 16—17 вв., возглавленное папством и направленное против Реформации (См. Реформация) с целью восстановления позиций, утраченных католицизмом в ряде стран в 1-й половине 16 в. По существу К. была одним из проявлений феодальной реакции (охватившей не только экономическую и политическую, но и идеологическую сферу), религиозной формой «контрнаступления» феодальных сил, пытавшихся упрочить феодальный строй в эпоху его начавшегося разложения.

Главными орудиями К. были Инквизиция, монашеские ордена, Римская курия. Инквизиция, реорганизованная в 1542 в одну из конгрегаций римской курии и подчинённая непосредственно папе, развернула в католических странах борьбу с передовыми идеями, свободомыслием, наукой, всеми проявлениями реформационной мысли (особенно упорно преследовались народные направления Реформации). На костре были сожжены Дж. Бруно, Дж. Ванини, подвергнуты преследованиям Т. Кампанелла, Г. Галилей и многие другие передовые мыслители. Самое активное участие в К. принял созданный в 1534—40 орден иезуитов (См. Иезуиты). С помощью иезуитов и др. сил католической реакции папству удалось на Тридентском соборе (См. Тридентский собор) (1545—63) добиться, в частности, признания безусловного авторитета папы в делах веры, введения строгой церковной цензуры, издания «Индекса запрещенных книг (См. Индекс запрещённых книг)» и др. Решения собора стали своего рода программой К. Было принято т. н. Тридентское исповедание веры, которое должны были подписать все духовные лица; всякое отклонение от него рассматривалось как ересь и преследовалось. В ходе К. в Риме был создан ряд учебных заведений для спецмальной подготовки католического духовенства, направлявшегося прежде всего в страны, которые были ареной наиболее острой борьбы между силами Реформации и К. (Германия, Нидерланды и др.). В ходе К. иезуиты захватили в свои руки многие университеты, в свою очередь становившиеся орудием католической реакции. В числе церковных деятелей, наиболее рьяно проводивших К., — римские папы Павел III, Павел IV (до избрания папой — кардинал Карафа), Пий IV и др., кардинал Карло Борромео, иезуит П. Канизий и многие др.

К. не ограничивалась деятельностью учреждений католической церкви. Она активно проводилась также государственной властью ряда стран: Габсбургами в Испании и в «Священной Римской империи», Максимилианом Баварским, Сигизмундом III Ваза в Польше и др. Сторонники Реформации подвергались преследованиям государства; издавались специальные государственные указы, требовавшие от протестантов возвращения в «лоно католической церкви» под угрозой высоких штрафов, изгнания из страны или даже казней. Одним из проявлений К. была борьба за возвращение католикам земель, утраченных ими в ходе проведения Реформации (издание Реституционного эдикта 1629 (См. Реституционный эдикт 1629) императором «Священной Римской империи» Фердинандом II). Под знаменем К. Испания вела борьбу против Нидерландской буржуазной революции 16 в., Габсбурги подавляли освободительное движение покорённых ими народов, боролись за осуществление идеи создания «мировой христианской империи» (во время Тридцатилетней войны 1618—1648 и др.).

Сплотив силы феодальной реакции, К. в известной мере укрепила положение папства и католической церкви (восстановив католицизм и подавив реформационные движения в ряде стран), временно задержала натиск сил нового, буржуазного общества.

Лит.: Михневич Д. Е., Очерки по истории католической реакции (Иезуиты), М., 1953; Лозинский С. Г., История папства, М., 1961; Brandi К., Deutsche Reformation und Gegenreformation, Bd 2 — Gegenreformation und Religionskriege, Lpz., [1930].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *