какое значение для историка имеет изучение материальной культуры
Какое значение для историка имеет изучение материальной культуры?
Какое значение для историка имеет изучение материальной культуры.
Источники по истории древней Месопотамии составляют три основные группы : 1) памятники древневосточной письменности, 2) памятники материальной культуры и 3) свидетельства античных авторов.
Большое значение имеют также и памятники материальной культуры, свидетельствующие о развитии быта, материальной культуры и техники народов Передней Азии.
Значительно меньшее значение имеют свидетельства античных авторов.
Однако ими не должен пренебрегать современный исследователь, располагающий более надёжными и полными источниками.
Античные авторы были свидетелями последних веков существования цивилизаций древнего Востока.
Они многое наблюдали лично, о многом были осведомлены благодаря хорошим, ныне утерянным источникам.
Свидетельства античных авторов во многом подтверждаются подлинными памятниками древневосточной письменности.
Наконец, античные авторы стояли на более высоком уровне культурного развития, чем представители древневосточного мира.
Но современный историк должен подходить к изучению данных античных авторов с большой критической осторожностью.
Свидетельства античных авторов необходимо всегда сопоставлять с соответствующими показаниями древневосточных документов и памятников.
Современный исследователь обязан учесть тенденцию того или иного писателя, в частности историка древности, характер его мировоззрения.
Наконец, следует учесть и ту степень модернизации, которую вносит античный автор в своё повествование.
Какое значение для историка имеет изучение материальной культуры
Самое широкое распространение пчелиный мед получил в кулинарии и пищевой промышленности. Если сахар заменить на 50 процентов натуральным медом, то в тесте выход увеличится, а аромат становится лучше, как и консистенция. Существует огромное количество кондитерских изделий, в состав которых рекомендуется добавлять мед. К ним относятся: пряники, печенье, торты, кексы и другие. Мед часто включается в молочные конфеты, халву, леденцы, пастилу, джемы. Наличие меда в продуктах на основе различных масел (сливочное, ореховое) придает удобную консистенцию и хороший аромат.
Натуральный мед используется непосредственно в пищу. Его можно употреблять с чаем, водой, намазывать на хлеб, гренки, оладьи, сухое печенье. Также мед можно кушать со свежими фруктами и ягодами, добавлять его в каши (овсяная, перловая), молочный, рисовый супы, творог, кисели, компоты. Если мед использовать при поджарке зерен кофе, то он улучшает их аромат.
Вино на основе меда обладает оригинальным букетом. Если делать вино из светлых сортов меда, то оно будет обладать нежным букетом, если из темных сортов – специфическим.
Из меда делается медовый уксус, который высоко цениться за высокие вкусовые качества, а его приготовление считается высоким мастерством.
Ответ:
В X-XII вв. в Казахстане росло число городов. Это связано с развитием связей Востока с Западом и переходом кочевников к оседлому образу жизни. Средоточием городов являлся Южный Казахстан в междуречье Арыси и Сырдарьи. В среднем течении Арыси сформировался округ Кенджде с центром в городе Усбаникет, а при впадении Арыси в Сырдарью был сформирован Фарабский округ с центром в городе Отрар.
На юго-западе Жетысу, центром которого являлся Тараз, было 36 городов. А на северо-востоке Жетысу найдено 70 древних городов. Более 30 гектаров занимали города Испиджаб, Отрар, Сауран. Наиболее многочисленны города, площадь которых не достигает 10 гектаров. Площадь городов зависела не только от численности жителей, но и от наличия общественных сооружений.
Особенностью, присущей X-XII векам, было распространение оседлой культуры в центральных и восточных регионах Казахстана и увеличение числа городов.
В городах имелись кварталы гончаров, ювелиров, кузнецов.
Новым элементом в градостроительстве X-XII веков являлось сооружение мечетей в связи с распространением ислама. Также новым элементом можно считать восточные бани. К баням в Отраре, Таразе проведены глиняные водопроводы. В X-XII веках в системе архитектурных сооружений произошли значительные изменения: формирование рабадов, увеличение площадей городов, строительство мечетей и бань, возведение мощных оборонительных сооружений.
ГЛАВА 2. Материальная культура как предмет культурологического анализа
Материальная культура источником своего зарождения и развития имеет материальные потребности человека и общества. Поскольку они весьма разнообразны, материальная культура сама по себе также имеет сложную структуру. Она охватывает сферы производства (орудия труда, машины, производственные здания и сооружения, пути сообщения, средства транспорта и связи), жизнеобеспечения (жилище, одежда, предметы домашнего обихода, пища), военного дела (оружие и военная техника, фортификационные сооружения).
Развитие и функционирование рассматриваемой области культуры составляет часть культурно-исторического процесса, его материально-предметную сторону. Материальные инновации, так же, как и духовные, являются результатом творческой деятельности людей, необходимым условием развития материального производства и самого существования общества.
Содержание материальной культуры не исчерпывается тем, что она удовлетворяет соответствующие потребности человека; оно гораздо многообразнее и многозначнее. Материальная культура выступает средством передачи социального опыта, она несет на себе печать регионального и национального своеобразия, по которой можно установить место происхождения и бытования ее артефактов. Они специфичны для каждой эпохи, страны, этноса, социальной группы и даже индивидуума. «Сменяя друг друга во вкусах поколений, они отражали эволюцию ценностных ориентаций, идеологических позиций, общественного самоощущения, т.е. повседневно переживаемую историю«. 1
Источниками изучения материальной культуры являются:
Первая группа включает: археологические и этнографические памятники; сохранившиеся постройки; всю функционирующую материальную культуру, в т.ч. современную. Вторую группу составляют произведения изобразительного искусства, а также чертежи и иные графические и схематические изображения, фото- и кинодокументы. Макеты и модели, составляющие третью группу источников, известны с древности. Это могут быть уменьшенные копии реальных предметов, положенные в могилы, детские игрушки, макеты и модели сооружаемых архитектурных и технических объектов. Наконец, последняя группа — письменные источники, которые содержат ценную информацию о предметах материальной культуры, истории их создания, технологии производства, использования и т.д. Анализ всех названных источников позволяет проследить развитие этой предметной сферы во времени и пространстве в целом и по отдельным группам, ее составляющим (история техники, жилища, одежды, мебели и т.д.).
То, чем мы пользуемся, существовало не всегда и не всегда было таким, как сегодня. Например, современный автомобиль имеет длинный ряд «предков», в начале которого находится первобытная повозка. Конкретные модели автомобилей могут служить значимыми социальными и историческими символами.
Так, грузовики ГАЗ-ММ и ЗИЛ-5В, наряду с танком Т-34, и «катюшей» (реактивный миномет БМ-1 3), штурмовиком ИЛ-2, символизируют для нескольких поколений людей нашей страны Великую Отечественную войну. Их сохранившиеся экземпляры сегодня служат памятниками.
Такими же значимыми символами эпохи можно назвать корабли, например парусник XVIII в. — символ петровского времени. «Более того, — подчеркивает Е.В. Анисимов, — корабль — это модель идеального общества, лучшая из организаций, придуманных человеком в извечной борьбе со слепой стихией. За этим символом целый пласт культуры XVI-XVII вв.» 1 Отдельные типы судов и конкретные корабли сыграли выдающуюся роль в истории. К их числу относится, конечно, каравелла. На кораблях такого типа Х. Колумб и другие мореплаватели открывала и осваивали Америку. Крейсер «Аврора» при любом отношении к Октябрьской революции останется символом того сложного и драматического времени и, конечно, памятником истории военного кораблестроения начала ХХ века.
1 Анисимов Е. В. Петр I: рождение империи // Вопросы истории. 1989. № 7. С. 4.
1 Уайт ЭБраун Д. Первые люди / Пер. с англ. — М., 1978. С.30.
Жилище — это искусственное, реже естественное сооружение, которое не только укрывает его обитателей от неблагоприятных воздействий внешней среды, сохраняет тепло, выработанное искусственным отоплением, но и создает социальное пространство, в котором может осуществляться производственная, бытовая, творческая и иная деятельность людей. Кроме того, жилище — защита от посягательства на жизнь и имущество тех, кто в нем живет. Известно, что в разные эпохи и во многих странах строились дома-крепости, способные выдержать даже длительную осаду. Таким образом, жилище органически связано с человеком, обществом, культурой. Это обстоятельство подчеркивал О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы». Форма, величина и внутреннее устройство дома определяются общественными отношениями, обычаями, религией, формами брака и семьи, психологией и индивидуальными особенностями людей. И, конечно же, они зависят от природно-климатических условий, местных строительных материалов и уровня развития строительных технологий и общества в целом.
С прогрессом общества и его культуры жилище приобрело новые функции. Имущественное и социальное неравенство семей привело к тому, что их дома стали отличаться друг от друга размерами и числом комнат, качеством строительных материалов, уровнем комфортности и отделкой. Появились жилые постройки особого социального назначения — дом вождя, затем дворец правителя. Последний, кроме утилитарной роли, стал играть еще и репрезентативно-престижную, став произведением особого вида искусства — архитектуры. На заре цивилизации появились также постройки неутилитарного характера, прежде всего культовые (святилища, храмы).
В течение своей истории человеческое жилье разительно менялось. Дома, рассчитанные на одну семью, вытеснялись многоэтажными и многоквартирными постройками. Однако сегодня респектабельный европеец и американец предпочитает жить в собственном особняке вне города, в пригородной зоне. Именно такой дом со всеми мыслимыми удобствами и гаражом на два автомобиля является существенной частью «американской мечты».
Таким же разнообразием функций и социального содержания отличается одежда. Конечно, ее главное неизменное назначение — защита тела от отрицательных воздействий внешней среды, однако она же служит социальным, социально-демографическим и национально-религиозным знаком отличия. В прошлом по одежде можно было безошибочно определить общественный статус ее обладателя. Костюм дворянина резко отличался от одежды купца, последний одевался иначе, чем крестьянин и т. д. Специфичными были облачения духовенства и военная форма; таковыми, кстати, они остаются и сегодня.
С глубокой древности одежда была знаком племенной или национальной принадлежности. В наше время, когда большинство народов мира перешло на т. н. «европейское» платье, некоторые люди сохраняют в своей одежде какой-либо национальный элемент (папаху, тюбетейку, вышитую рубаху и т. п.)
1 Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. — М., 1992. С. 170-171.
Важная функция одежды — украшать человеческое тело. На это представителями обоего пола было потрачено много времени, сил и фантазии, порой вопреки удобству и здравому смыслу, и с одной целью — привлечь внимание, проявить и утвердить свою индивидуальность, получить моральное удовлетворение. Одежда, по мнению большинства, должна быть не только красивой, но и модной. С появлением в XIV веке феномена моды начинается периодическое — чем ближе к нашему времени, тем более частое, — изменение в характере и способах ношения одежды.
В ХХ веке выявляются существенные особенности в одежде различных возрастных групп, прежде всего детей и молодежи. Ранее их представители одевались в ту же национальную и сословную одежду, что и взрослые. Сегодня и в молодежной моде существуют градации, а сама она вышла за пределы своей среды и стала повседневной для многих людей среднего и даже пожилого возраста. Так они декларируют свою принадлежность к активному, физически здоровому и материально благополучному кругу лиц с очень широкими возрастными границами. Что касается детской одежды, то здесь сегодня наблюдается обратный процесс: многие формы «взрослой» одежды снова шьются специально для детей.
В истории костюма прослеживаются две тенденции: к усложнению и разнообразию и к унификации. Последнюю хорошо иллюстрирует очень популярная сегодня одежда из джинсовой ткани, ее носят люди обоего пола и всех возрастов, всех национальностей и социальных статусов, на всех континентах, в любое время года и во всех случаях жизни. Подобного универсализма история одежды до сих пор не знала.
Производство вооружения всегда находилось на острие технического и научного прогресса, использовало их наивысшие достижения. Следует отметить, что и развитие военной техники немало способствовало техническому прогрессу вообще. Так, появление и совершенствование фрезерного станка связано с массовым производством ружей в начале XIX века, первый реактивный самолет, появившийся в середине ХХ века, — истребитель. Перечень подобных примеров можно было бы продолжить.
1 Малинин Ю.П. Рыцарская этика в позднесредневековой Франции (XIV-XVвв.) // Средние века. Вып. 55. — М., 1992. С. 209.
Материальная культура очень тесно связана с культурой духовной, они — две стороны одного феномена, обе являются результатом сознательной деятельности человека и «замкнуты» на его потребностях.
«Всякая культура (даже материальная культура), — писал Н. А. Бердяев, — есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями». 1
1 Бердяев Н. А. Смысл истории. — М., 1990. С. 166.
В предметах материальной культуры реализуется человеческая духовность, научные знания, эстетический вкус. Они имеют социальное, идеологическое, историческое и чисто человеческое измерение. Например, легковой автомобиль у нас, особенно иностранного производства, удовлетворяет не только материальную потребность в передвижении, но и выступает знаком высокого имущественного и социального положения его владельца, свидетельством определенного жизненного успеха. Для человека небезразличны не только чисто технические характеристики автомобиля, его экономичность и надежность, но и дизайн, цвет и даже бытующая в данный момент мода на те или иные марки.
Есть область, в которой материальная культура сливается с духовной. Это архитектура и декоративно-прикладное искусство. Эстетические и иные функции старинного особняка, королевского дворца не отменяют их материального характера не только в том смысле, что они вещественны (статуя тоже вещественна), но и в том, что они удовлетворяют вполне конкретные материальные потребности людей. Дворец, например, служит жильем для семьи монарха и его приближенных. Это же касается и культовых сооружений. Христианский храм в средние века, как известно, был местом не только проведения религиозных обрядов, но и отдыха, собраний и общения людей, хранилищем ценностей, в т.ч. книг, помещением для заседаний городских властей, учебной аудиторией. Глиняный горшок, украшенный орнаментом, оставался посудой и не переставал выполнять свою утилитарную функцию. Однако серебряная тарелка могла ставиться на стол только в особо торжественных случаях, а старинный сервиз, стоивший порой целое состояние, становится исключительно предметом гордости и любования его владельца.
Развитие техники, особенно начиная с позднего средневековья, оказывало большое влияние на духовную культуру, и не только на ее функционирование и распространение, но и на рождение новых культурных форм. Изобретение печатного станка и разборных литер в середине XV в. знаменовало начало «эры Гутенберга», привело к появлению печатных книг, украшавшихся теперь не рукописными миниатюрами, а тиражными гравюрами. Книги становились более доступными. Родилось печатное слово, которое на протяжении последующих веков, вплоть до наших дней, несмотря на бурное развитие «экранной» культуры (кино, телевидение, компьютеры), остается главным способом фиксирования духовных ценностей.
С эпохи промышленного переворота (XVIII-XIX вв.) техника как часть материальной культуры начинает играть определяющую роль в развитии производства, транспорта, связи, она активно вторгается в другие социально значимые сферы (см. главы 10, 11). В ХХ веке рассматриваемая область культуры базируется на массовом поточном производстве, создающем огромное количество стандартизованных изделий. В то же время их номенклатура, технические и потребительские характеристики регулярно и очень быстро обновляются. Постоянная модернизация становится одним из главных условий и целей развития. Возникают объекты и целые предметные области, не имеющие аналогов в прошлом: автоматические производственные линии, авианосцы, телевизоры, компьютеры, бытовая техника и т.д.
Каталог «Квелле» предлагает 50 тыс. видов товаров. Отсюда борьба за покупателя, конкуренция и бурное развитие рекламы. Замена старого (задолго до его физического износа) на новое, особенно в сфере потребления, в развитых странах превращается в навязчивую идею, в самоцель. Большое значение приобретает дизайн предметов, соответствие требованиям моды, престижность обладания ими. Человек и вещь вступают в новые отношения.
Какое значение для историка имеет изучение материальной культуры
Ответ оставил Гость
Источники по истории древней Месопотамии составляют три основные группы: 1) памятники древневосточной письменности, 2) памятники материальной культуры и 3) свидетельства античных авторов. Наибольшее значение имеют для историка древневосточные документы, так как они фиксируют факты социально-экономической истории, политические события и отражают уровень развития культуры того времени. Большое значение имеют также и памятники материальной культуры, свидетельствующие о развитии быта, материальной культуры и техники народов Передней Азии. Значительно меньшее значение имеют свидетельства античных авторов. Однако ими не должен пренебрегать современный исследователь, располагающий более надёжными и полными источниками.
Античные авторы были свидетелями последних веков существования цивилизаций древнего Востока. Они многое наблюдали лично, о многом были осведомлены благодаря хорошим, ныне утерянным источникам. Свидетельства античных авторов во многом подтверждаются подлинными памятниками древневосточной письменности. Наконец, античные авторы стояли на более высоком уровне культурного развития, чем представители древневосточного мира. Но современный историк должен подходить к изучению данных античных авторов с большой критической осторожностью. Свидетельства античных авторов необходимо всегда сопоставлять с соответствующими показаниями древневосточных документов и памятников. Современный исследователь обязан учесть тенденцию того или иного писателя, в частности историка древности, характер его мировоззрения. Наконец, следует учесть и ту степень модернизации, которую вносит античный автор в своё повествование.
Какое значение для историка имеет изучение материальной культуры
Какое значение для историка имеет изучение материальной культуры
Ответы и объяснения 1
Источники по истории древней Месопотамии составляют три основные группы: 1) памятники древневосточной письменности, 2) памятники материальной культуры и 3) свидетельства античных авторов. Наибольшее значение имеют для историка древневосточные документы, так как они фиксируют факты социально-экономической истории, политические события и отражают уровень развития культуры того времени. Большое значение имеют также и памятники материальной культуры, свидетельствующие о развитии быта, материальной культуры и техники народов Передней Азии. Значительно меньшее значение имеют свидетельства античных авторов. Однако ими не должен пренебрегать современный исследователь, располагающий более надёжными и полными источниками.
Античные авторы были свидетелями последних веков существования цивилизаций древнего Востока. Они многое наблюдали лично, о многом были осведомлены благодаря хорошим, ныне утерянным источникам. Свидетельства античных авторов во многом подтверждаются подлинными памятниками древневосточной письменности. Наконец, античные авторы стояли на более высоком уровне культурного развития, чем представители древневосточного мира. Но современный историк должен подходить к изучению данных античных авторов с большой критической осторожностью. Свидетельства античных авторов необходимо всегда сопоставлять с соответствующими показаниями древневосточных документов и памятников. Современный исследователь обязан учесть тенденцию того или иного писателя, в частности историка древности, характер его мировоззрения. Наконец, следует учесть и ту степень модернизации, которую вносит античный автор в своё повествование.
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
Этого делать не стоит:
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Другие предметы.
В данном разделе публикуются вопросы и ответы на них к непопулярным предметам.