какое животное символ москвы
Всадник-драконоборец и герб Москвы: как у горожан появился новый праздник
Сейчас в Москве четыре городских праздника: День города Москвы — первая суббота сентября, День Московского университета (Татьянин день) — 25 января, День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год) — 5 декабря и День герба и флага города Москвы — 6 мая.
Действующие герб и флаг города были утверждены 1 февраля 1995 года, после чего в их описание вносились незначительные поправки. Но если флаг Москвы — символ новый и впервые он был законодательно принят лишь в сентябре 1994 года, то история герба имеет долгую и богатую историю.
В распоряжении Мэра Москвы № 674-РМ от 23 ноября 1993 года «О восстановлении исторического герба города Москвы» говорится: «Настоящий герб воссоздан на основе иконографического сюжета “Чуда Георгия о змие” и изображения его на печатях, монетах, княжеских и царских гербах Древней Руси, а также по образцу первого официально утверждённого герба Москвы 1781 года».
Неофициально этот образ был возвращён ещё в 1991 году, когда художник Константин Иванов, бывший тогда депутатом Моссовета, опубликовал на страницах «Вечерней Москвы» свой вариант нового герба города. По сути, этот проект стал очередным этапом полемики, длившейся уже более пяти лет, о том, стоит ли возвращать старинный герб или нет.
Поиск нового
Утверждённый в 1925 году социалистический символ изжил себя спустя какие-то лет десять даже на официальном уровне. «Герб некоторое время применялся “при необходимости обозначать принадлежность имущества Московскому совету, Губернскому исполнительному комитету, его отделам и предприятиям”»[1].
Злую шутку с новым гербом сыграли переизбыток производственных эмблем и сложная композиция: место в нём нашлось и для пятиконечной звезды, и обелиска, и серпа с молотом, и для зубчатого колеса и связанных с ним ржаных колосьев, и для наковальни с челноком и даже динамо-машины.
Этот герб, кстати, сохранился в узоре ограды Каменного моста через Москву-реку.
В середине прошлого века делались-таки попытки придумать новый герб, но ничего не выходило. В 1964 году Главное архитектурно-планировочное управление Мосгорисполкома объявило открытый конкурс на создание герба, предложив совместить национальные традиции древней столицы и достижения столицы социалистического государства. Получили 177 проектов, но выбрать победителя так и не смогли. Многие художники, к слову сказать, в своих работах возвращались к образу всадника, побеждающего змея.
Старый герб
Именно он, всадник-змееборец в его каноническом понимании, и был утверждён императрицей Екатериной II в качестве центрального элемента первого герба Москвы 20 декабря (31 декабря по новому стилю) 1781 года. «Город Москва, имеет старый герб. Святый Георгий на коне, против того ж, как в средине Государственного герба, в красном поле, поражающий копиемъ чернаго змия»[2].
Чиновники герольдмейстерской конторы во главе с Иоганном фон Энденом были профессионально точны и, готовя законодательные акты, тщательно проверяли наличие у города какой-либо существовавшей ранее символики. Если подобные факты были обнаружены, город получал старый герб.
Именно это и произошло с Москвой, эмблема которой стала частью государственного герба ещё в XVI веке. На больших государственных печатях царей Иоанна Васильевича Грозного и Фёдора Иоанновича московский герб — всадник на коне — изображён на особом щите посередине. «Неразделён с Всероссийским гербом был герб Москвы. Настоящее его место есть в сердце Русскаго орла, как средоточие, из котораго выросло Государство»[3].
Впервые же образ святого Георгия, или «человека на коне», «ездеца», «великого государя на аргамаке», стал использоваться великим князем Московским Иваном III Васильевичем в XV веке. Он появляется на его монетах, наградных деньгах, а с 1497 года его изображение становится обязательным для всех печатей русских государей.
Детали
В 1720-х годах произошло знаменательное событие. По приглашению Петра I работой над составлением гербов царств, провинций и городов занялся пьемонтский дворянин Франциск (Франц Матвеевич) Санти. Именно ему принадлежит первое в истории колористическое решение московского герба. «Поле красное, на котором изображён святой Георгий с золотою короною, обращён он налево, он же одет, вооружён и сидит на коне, который убран своею збруею с седловою приправою с покрышкою и подтянут подпругами, а всё то колера серебряного или белого; оной святой Георгий держит своё копье в пасти, или во рту, змия чёрного»[4].
Одежда всадника на московском гербе изменялась постоянно в зависимости от того, кем его подразумевал художник.
«Он был или в шишаке, если в нёмъ видели воина, который колол копьем змия, или в Мономаховой короне, каким он изображен на печатях Царя Михаила Феодоровича, ибо представлял самого Великаго Князя, или же в короне княжеской на печатях Царя Алексея Михайловича… Иногда, хотя и реже, всадник в Государственном гербе представлялся с обнаженною головою»[5].
Допускались вольности и в степени поражения змея: «То копье только вонзилось в животное, то оно пронзило его, то змей как бы жалитъ коня в ногу, то конь давит дракона в самую грудь»[6].
Геральдический канон
В 1857 году управляющий гербового отделения департамента герольдии Сената Бернгард Карл (Борис Васильевич) Кёне совершил небольшую революцию, повернув всадника влево от зрителя согласно западноевропейским правилам. Именно этому обороту святой Георгий обязан столь неестественной позе, в которой он изображался вплоть до 1918 года, когда новая власть приняла декрет «О памятниках Республики»: бросив узду, он колет змея двуручным хватом.
Любопытно, кстати, что в XVII веке подобное изображение уже использовалось. На малой печати Лжедмитрия I всадник тоже едет влево. И всё от того, что делал её западный мастер, хорошо знавший геральдику, по правилам которой все живые фигуры должны быть обращены вправо, то есть влево от зрителя.
Изменил Кёне цветовое решение герба, а также внёс очень важный элемент — крест на копье, что должно было подчеркнуть, что изображён на нём не простой воин, а святой Георгий.
Описание утверждённого 16 марта 1883 года герба звучало так: «В червлёном щите Святой Великомученник и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою коне, поражающий золотого с зелёными крыльями дракона золотым с осьмиконечным крестом наверху копьём. Щит увенчан Императорскою короною. За щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединённые Андреевскою лентою»[7].
От всех этих нововведений в 1993 году было решено отказаться. Новый герб Москвы вернул традиционный для исконно русского образа всадника-драконоборца оборот вправо от зрителя и избавил от новых элементов, внесённых Борисом Кёне.
Два года спустя Константин Иванов получил за свой герб премию Москвы, а горожане в 2004-м — новый праздник «День герба и флага города Москвы».
[1] Наука и жизнь. 1966. № 8. С. 108.
[2] Полное собрание законов Российской Империи. Том XXI. СПб., 1830. С. 361.
[3] Лакиер А.Б. Русская геральдика. Кн. 1. СПб., 1855. С. 227.
[4] Символика Москвы. М., 2003. С. 222.
[5] Лакиер А.Б. Русская геральдика. Кн. 1. СПб., 1855. С. 231.
Бывшее дореволюционное конторское здание, где делали деньги, теперь занимает администрация Президента, а кадуцей на удачу в деньгах так и остался:
На новодельном Военторге на Воздвиженке старые детали и опять же кадуцей:
А вот Камергерский переулок, далеко вверху, вдали от лишних взглядов, опять на удачу в делах кадуцей:
Интересная вариация кадуцея:
До революции здание занимало страховое общество «Якорь», вот и переплело свой знак и символом Гермеса.
Часто можно видеть и самого Гермеса, иногда в интересном соседстве с поздними знаками:
Гермеса всегда можно опознать по шлему с крыльями, такого модного шлема ни у кого из греческих богов больше не было
На здании биржи на Ильинке Гермес так и вообще в полный рост
А вот мой самый любимый Гермес:
Бывший торговый дом занимает служба судебных приставов. Парадный вход украшен Гермесом, богом торговли, удачи в деньгах и, заодно, по греческой мифологии покровителем воров и мошенников. Неудобно вышло.
Их в Москве тоже великое множество.
На любой центральной улице, если не в статуях, то хоть в каких-то небольших барельефах их точно можно найти.
Смотрите по сторонам. Повторюсь, хоть один кадуцей, голову Гермеса или грифонов можно найти на абсолютно каждой центральной крупной улице в пределах Садового кольца, а на некоторых некогда деловых улицах типа Ильинки только и успевай считать.
Гербы Москвы: как всадник-змееборец и бельчонок стали символами города
Современный герб Москвы. Фото: mos.ru
Впервые всадник-змееборец стал ассоциироваться с Москвой при Иване III, а в 1781 году Екатерина II официально утвердила геральдический знак с описанием: «в червленом поле Святой Великомученик и Победоносец Георгий на белом коне, поражающий копьем черного дракона».
Спустя век в связи с геральдической реформой Георгия Победоносца облекли в золото и серебро, а щит великомученика увенчала императорская корона. За щитом появились два золотых скипетра, соединенные Андреевской лентой.
Советский герб. Фото: «Москва 24»
В 1917 году по понятным причинам от символа отказались. Советская власть все строила заново, поэтому и герб у главного города империи должен был измениться. Впрочем, новый символ, соответствующий эпохе, появился лишь в 1924-м.
Герб представлял собой звезду, находящуюся между двух колосьев с шестеренкой наверху. Последняя символизировала промышленность, а колосья послужили знаком сельского хозяйства.
Вплоть до 1941 года именно такой герб печатался на марках и документах Московского городского совета. В послевоенное время герб Москвы стали заменять различными символами. Непопулярную звезду даже не успели поместить на фасадах зданий.
Если верить историкам, изображение «советского» герба сохранилось лишь по двум столичным адресам. Так, старый символ города «живет» на фасаде здания верховного суда, который расположен по адресу: Поварская 15. Под самой крышей можно заметить пятиконечную звезду, серп и молот, однако во время последнего ремонта здания герб замазали штукатуркой. Также бывший герб столицы можно найти среди узоров чугунных перил Большого каменного моста.
Идею о возвращении к историческому гербу высказал лишь спустя столетие, в 1991 году, русский советский живописец и график Константин Иванов. 3 ноября 1993 года нормативным актом «О восстановлении исторического герба города Москвы», был введен новый московский символ, созданный по мотивам герба Москвы, утвержденного в 1781 году.
Сейчас в столице насчитывается 10 округов (без учета присоединенных территорий) и более 120 районов. Эмблемы для муниципальных образований стали разрабатывать после 1992 года. Символы эти создавали по-разному, обычно городская комиссия принимала те варианты, которые предлагали префектуры. Управы пользовались услугами специалистов-геральдистов, в некоторых случаях свои идеи предлагали и местные энтузиасты. Например, эмблему Лефортова жители придумали сами. На гербе района изображен солдат петровского времени, ведь в ту эпоху на месте Лефортова располагалась солдатская слобода.
Герб ЮАО. Фото: mos.ru
Также Думин отметил, что в некоторых случаях в символике районов и округов используются элементы фамильных гербов тех семей, которые раньше владели территориями, присоединенными к Москве.
Отметим, что у щитов на гербах столичных округов и районов особая форма: сверху располагается стилизованный зубец Московского Кремля.
Главные Тотемы России и Москвы
Автор: Angel · Опубликовано 27.05.2018 · Обновлено 01.07.2018
Тотем символизирует групповое сознание эгрегора того или оного животного вида. Наличие Тотема дает силу и возможности той стране, того города или поселения, символом которого он является. В тех местах, где сохранились в большей или меньшей степени шаманские традиции, тотем местности или поселения выбирают шаманы. Там, где этого нет, или традиции шаманского искусства утеряны, тотемы существуют все равно, но не имеет сильной связи с эгрегором данного народа\племени. В статье речь пойдет о главных Тотемах России и Москвы.
Призыв тотемного животного в шаманской традиции
Например, традиция гербов городов, феодальных родов и поместий, стран – на которых изображены представители фауны – это все та же тотемическая традиция, сохранившаяся и пережившая тысячелетия гонений на так называемое язычество. Наверное, здесь во многих случаях не обходилось без вмешательства местных или придворных магов, колдунов или алхимиков, или даже монахов – поскольку под монашеским клобуком в средние века довольно часто скрывались все те же маги и чародеи, дабы не быть обнаруженными инквизицией.
Большой герб владений Филиппа II Испанского (1580-1598)
Тотемы России
Когда говорят о самом «российском» животном, символизирующими русских и Россию, то прежде всего упоминают медведя. Действительно, образ медведя глубоко укоренился в фольклоре народов России, он часто упоминается в народных сказках. В одних сказках он является сильным и справедливым защитником слабых, в других – жаден и глуповат, его легко может обвести вокруг пальца лиса или человек. Медведь так же играет роль помощника и дарителя. В некоторых сказках, медведь является похитителем, испытанием для героев. В сказке «Маша и медведь» зверь похищает девочку, заставляет её работать. В других сказках медведь выполняет роль испытания для девочки, которая, преодолевая трудности, становится «красной девицей», то есть невестой на выданье.
В русской православной иконописи изображение медведя присутствует на иконах. В житии святого Серафима Саровского, жившего в конце XVIII — начале XIX вв., повествуется, что не раз видели, как старец из рук кормил огромного медведя, служившего ему.
Икона – св. Серафим Саровский и медведь
В житии святого Сергия Радонежского на медведе также проявляется милосердие и любовь святого. Однажды святой пожалел огромного медведя, слабого от голода и принес ему хлеба. Медведь мирно съел угощение и стал навещать святого Сергия, а потом вообще стал ручным.
Св. Сергий Радонежский и медведь
Изображение прирученного медведя на иконах двух главных русских христианских святых символизирует не только их личные магические способности по приручению дикого и опасного зверя. Приручение именно медведя символизирует, что в лице святых Сергия Радонежского и Серафима Саровского христианство на Руси сумело подчинить и приручить язычество в лице его главного тотема – медведя.
Общеизвестно, что на Западе слова «Россия», «русский» прочно ассоциируются со словом «медведь». Можно сказать, что этот тотем там однозначно закреплен за Россией. Большая часть исследователей считает, что причиной тому послужило даже не особое отношение к медведю предков русских, сохранение пережитков тотемизма, изображение медведя на гербах и в сказках – причиной тому стали записки иностранных путешественников. Первым таким сочинением, в котором присутствуют записи о медведях в России стали «Записки о московитских делах» барона Сигизмунда фон Герберштейна (1486—1566). Записи о зиме 1526 года здесь, возможно, преувеличены, но имеют реальные основания: «… медведи, подстрекаемые голодом, покидали леса, бегали повсюду по соседним деревням и врывались в дома; при виде их толпа поселян убегала от их нападения и от холода погибала вне дома жалкою смертию».
Записки Герберштейна на Западе прочли со вниманием и на протяжении ста последующих лет это сообщение повторили очень многие сочинители: сначала итальянец Р. Барберини, писавший в 1565 г., но изданный только в 1658 г.; затем польский подданный А. Гваньини в 1578 г.; англичанин Дж. Флетчер в 1591 г.; немецкий аноним в 1630 г. и даже голландский парусный мастер Ян Стрейс в 1676 г. Случайное известие о суровой зиме 1526 года в России превратилось в расхожий анекдот о медведях, бегающих по русским городам.
Из Московии в Европу шли, большей частью, поставки дрессированных медведей, отчего хищник стал прочно с ней ассоциироваться уже в XVI—XVII вв. В XVI веке в Европе было множество дрессированных медведей. Там стало расхожим представление, что скоморохи с медведями, наводнившие Европу, это шпионы московского великого князя. Muscovy Bear (Московитский медведь) стал своеобразным брендом в Англии конца XVII — начала XVIII вв. Демонстрируя на ярмарке кровожадное лохматое чудище, зрителю твердили, что это настоящий — «московитский» — медведь. В Англии это превратилось в устойчивую традицию, которая в XVIII в. фиксируется в прессе как рекламный слоган.
Карикатура конца 19 века. Россия (медведь) села на Персию (кота), за этим наблюдает Великобритания (лев)
Однако в самой России или Московии начиная с 15 века шли иные процессы с точки зрения выбора главного тотемного животного Московского государства. Естественно, решающее значение здесь имел выбор Великого Московского князя (впоследствии царя). С тех пор, как Московский князь стал единоличным правителем Руси, всадник на коне, поражающий копьём дракона, (символическое изображение победы добра над злом) стал одним из главных символов Русского государства наравне с двуглавым орлом, привезенным в Москву из Византии женой Ивана III Софией Палеолог.
Лицевая сторона печати Ивана III
Оборотная сторона печати Ивана III. 1472
Двуглавый орел, птица, мягко говоря, необычная. Это птица чудесная и символическая. Помимо византийского происхождения у него имеются и куда более глубокие корни. Вероятным предшественником «двуглавого орла Византии» является «двуглавый орёл Хеттского царства». При раскопках столицы Хеттского царства — Хаттусы (XIII век до н. э) — было обнаружено изображение двуглавого орла на цилиндрических печатях, орёл держал в лапах двух зайцев. Двуглавые орлы были найдены на стенах монументальных сооружений других городов хеттской цивилизации.
Двуглавый орел Хеттского царства (Реконструкция по рельефам из Хаттусы)
Исследователи предполагают, что «хеттский двуглавый орёл» имел предшественника в лице шумеро-вавилонского орла Анзу, которого иногда изображали двуглавым. Анзу был божеством бури, молнии. В шумеро-аккадских легендах сказано, что Анзу даже на некоторое время захватил «таблицы судеб» и стал самым сильным богом, но всё же он был побеждён «богом войны» Нинуртой. Причем во время битвы Нинурта разбил Анзу голову и тот стал двухголовым. После победы Нинурта взял Анзу в качестве своего символа-герба; изображение Анзу помещали на знамёнах Шумера.
В индуистской мифологии известна двухголовая птица Гандаберунда. Имя этой птицы состоит из двух слов — «ганда» (сильный) и «берунда» (двухголовый). Гандаберунду предание связывает с богом Вишну и приписывает ей огромную силу: она часто изображается держащей слонов и львов в когтях и клюве.
Барельеф Гандаберунды в храме Рамешвара в Келади (Индия)
В Византии двуглавый орёл изображался на гербе последней византийской династии Палеологов, правившей с 1261 до 1453 года.
Герб византийской династии Палеологов
Как государственная эмблема Священной Римской империи двуглавый орёл был принят при императоре Сигизмунде в 1434 году или незадолго до этой даты.
Герб Священной Римской империи
В наше время, помимо России, в своем гербе символ (тотем) двуглавого орла используют так же Албания, Армения, Сербия и Черногория. Вообще же начиная со средних веков этот тотем использовали в своих гербах более 50 государств, областей и территорий.
Австро-Венгрия (Герб, крона, почтовые марки, ордена), 1867—1918
Получается, что тотем медведь представляет собой низовую, народную жизнь России, причем странным образом именно этот тотем Запад воспринял как символ России и всего русского.
Тотем медведь – это прежде всего принадлежащий стихии земля тотем силы и мощи (обширности). У славян медведь издревле считался хозяином леса. Он был связан с божеством — Велесом, который принимал медвежий облик. В России особенно распространен был культ медведя у народов Сибири — в частности у хантов, манси, селькупов и кетов. Характерные свойства тотема медведь: он идет напролом, огромная физическая мощь, решительность, наглость, пробивная сила. Тотем медведя позволяет не обращать внимания на досадные мелочи, перешагивать через мелкие неудачи и, несмотря ни на что, двигаться к своей цели. Однако силой этой нужно пользоваться с умом.
Герб Хабаровского края. Медведь также изображен на гербах Великого Новгорода, Перми и Ярославля
Тотем медведя помогает отстоять свою точку зрения, не поддаться давлению и не дать себя запугать. При работе с ним чувствуется, как становишься «больше», «шире» энергетически — это позволяет защищать собственную территорию и увеличивать сферу своего влияния.
Особый тип тотема — белый медведь — помогает в самых сложных ситуациях, так как он учит адаптироваться и выживать в критических условиях. Кстати, один из районов Москвы, Северное Медведково, на своем гербе имеет именно белого медведя.
Герб района Москвы Северное Медведково
Так что, ничего удивительного, что на Западе, после всего того, что было в отношениях России и Европы, включая две Отечественные войны с французами и немцами, и постоянное в 19 веке соперничество России и Англии на южных границах Российской империи, за русскими закрепился именно тотем медведя.
Японский юмористический атлас мира. Иллюстрация Первой Мировой войны. (13 сентября 1914 г.)
В то же время элита Московской Руси, а затем и всей России в качестве своего тотема, выраженного в гербе страны, приняла двуглавого орла, символизирующего силу и огонь. Собственно, ничего удивительного в этом нет, поскольку основные характеристики этого тотема: духовные ценности, Солнце, высота, победа, власть, сила, государство.
Герб современной России
Таким образом, в России мы имеем дело фактически с двумя тотемами. Один – двуглавый орел – тотем российского государства, а другой – медведь – тотем российского народа. Конечно, возникает вопрос – почему народный российский тотем медведя не нашел отражения в гербе России? Ведь даже в советское время символом Московской олимпиады (1980 года) был медведь.
Символ Олимпийских игр 1980 г.
А имеющий английское происхождение мишка Винни-Пух стал абсолютно русским культурным феноменом благодаря не только серии российских мультфильмов и озвучке великолепного актера Евгения Леонова, но и потому, что в русском, да мировом сознании, медведь – это российский тотем.
Еще один показатель того, что народным российским тотемом по-прежнему является медведь, стало использование этого тотема российскими футбольными болельщиками, причем, вкупе с российским флагом.
Медведь на фоне российского флага в последнее время используется на футбольных матчах
Так что приходится признать, что в России существует своего рода «раздвоение» тотемов на «государственный» (двуглавый орел) и «народный» (медведь).
Тотемы Москвы
Герб Москвы изображающий св. Георгия Победоносца размещен и на государственном гербе РФ – на груди у двуглавого орла. Собственно, это две совмещенные стороны одной печати Ивана III. Таковым же, практически, он был и до 1917 года.
Кстати, герб РФ на самом деле существеннейшим образом отличается от герба Российской империи. Помимо того, что орел на гербе империи черный, а на гербе РФ – золотой, на гербе империи изображено множество других маленьких гербов государств и территорий, вошедших в Российскую империю. Тотем медведя присутствует на нескольких таких гербах. Черный медведь — на гербе Ярославля, черный медведь на Самогитском (северо-западная территория Литвы) гербе, белый медведь – на Пермском гербе, два черных медведя на Новгородском гербе.
Большой Государственный Герб Российской империи
Из 136 районов современной Москвы в своем гербе имеют какую-либо животину, то есть тотем, всего 43 района. При этом наибольшую долю (23 района) занимают птицы: райские птицы, соколы, орлы, голуби, лебеди, аисты. Вот полный список:
— золотая райская птица
Герб района Якиманка
— два серебряных орла
— голубь серебряного цвета
Герб района Алексеевский
— золотая райская птица
Герб района Соколиная гора
— серебряные летящие чайки
Герб района Филевский парк
Герб района Беговой
Герб района Измайлово
Герб района Южное Медведково
Герб района Выхино-Жулебино
Герб района Лосиноостровский
— золотой бегущий лось
— две серебряные рыбы
— два серебряных гольяна
— раковина с черной жемчужиной внутри
Герб района Филимонковское
Таким образом, на территории Москвы всего два района выбрали медведя в качестве тотема, и двадцать три – птицу (орел, двуглавый орел, сокол, голубь). Приходится признать, что медведь и в случае районов Москвы уступает пернатым, однако здесь преобладающими птицами являются сокол и голубь.