какое здание было построено при сталине
Сталинские высотки в Москве – Мифы и Реальность (13 фото)
7 высоток Москвы
Идея Сталина о превосходстве Советского Союза над всеми капиталистическими странами запечатлелась в архитектурном стиле того времени. Все Сталинские высотки в Москве были построены за десять лет (1947-1957 гг.). Всего построили семь Сталинских высоток в Москве:
1)МИД на Смоленской площади Смоленская-Сенная пл., д. 32/34, м. Смоленская 1948-1953 гг. В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус 27 этажей, 172 м
2)Гостиница «Ленинградская» Каланчевская улица, д. 21/40, м. Комсомольская 1949-1954 гг. Л.М. Поляков, А.Б. Борецкий 17 этажей, 136 м
3)Дом на Баррикадной Кудринская площадь, д. 1, м. Баррикадная 1948-1954 гг. М.В. Посохин, А.А. Мндоянц 24 этажа, 156 м
4)Гостиница «Украина» — «Radisson Royal Hotel» Кутузовский проспект, д. 2/1 стр. 1, м. Киевская 1953-1957 гг. А.Г. Мордвинов, В.К. Олтаржевский 34 этажа, 206 м
5)Административное строение возле «Красных ворот» Садовая-Спасская улица, д. 21, м. Красные ворота 1947-1952 гг. А. Н. Душкин, Б.С. Мезенцев 24 этажа, 138 м
6)Жилой дом на Котельнической набережной Котельническая набережная, д. 1/15, м. Таганская 1948-1952 гг. Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский 26 этажей, 176 м
7)Главное здание МГУ им. Ломоносова Воробьевы горы, д. 1, м. Университет 1949-1953 гг. Б.М. Иофан, Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, другие 32 этажа, 240 м
В начале 20-го века американские небоскребы были символом свободы и эпохи зарождающихся рыночных отношений. Манхэттен, Эмпайр-стейт-билдинг, улицы и авеню, пересекающиеся строго под прямым углом, и сейчас являются символом капитализма. Москва в 20-е годы с каменными аристократическими особняками, деревянными купеческими домиками, бараками и хитровским рынком совсем не подходила на роль столицы молодого советского государства.
Власть, к началу 30-х годов отчетливо понимала, что новому государству нужен новый прогрессивный город, отражающий как политическое устройство страны, так и отвечающий всем потребностям строителей коммунизма. Все это привело к началу масштабного строительства высотных строений в Москве, которые получили название «Сталинские высотки».
Сколько Сталинских высоток в Москве должно было быть
Однозначно ответить на вопрос, сколько Сталинских высоток было запланировано построить, сложно. Исторически установлено Иосиф Сталин хотел, чтобы в Москве были сооружены восемь грандиознейших высотных сооружения, символизирующих 800-летие города героя. Осенью 7 сентября 1947 г. в 13.00 в разных местах Москвы приступили к закладке «первого камня» в основания восьми советских небоскребов.
Однако, возвели только семь. Работы над восьмой Сталинской высоткой было решено остановить сразу после смерти вождя, а на уже возведенном фундаменте в районе Зарядье позднее появилась Гостиница Россия, демонтированная в 2007 г.
Городские легенды гласят, что московские высотки – это только часть мечты Сталина о городе будущего, с величественными административно-жилыми комплексами и идеально ровными гранитными набережными. Эти легенды подтверждаются конкурсными проектами разных архитекторов. Глядя на эти макеты с трудом можно представить, что именно так могла бы выглядеть Москва.
Сталин хотел сделать из Москвы «пионера», а после все остальные города приняли бы аналогичный облик. Таким образом, выражение «Сталинские высотки» могло стать популярным во всем мире и олицетворять всю силу и мощь Советского Союза.
Проект строительства восьми небоскребов в Москве являлся частью грандиозного плана по возведению монументальных сооружений во всех областных центрах и столицах республик СССР. Самым значимым, из уже запланированных архитектурных объектов, должен был стать Дворец Советов, так называемая девятая высотка, строительство которого стартовало еще в 1939 г. вместо разрушенного до основания Храма Христа Спасителя. Дворец Советов планировался как самое высокое строение своего времени (415 м + 100 м высота статуи Ленина) и должен был стать центром всего Советского государства. К сожалению или к счастью, но Сталинские высотки появились ограниченной партией и далее не получили должного развития.
Сталинки в других городах
Возведенный в эпоху сталинского ампира, Главный корпус Челябинского Южно-Уральского государственного университета, часто относят к числу Сталинских небоскребов. К памятникам советского могущества во всей восточной Европе относят и высотки, построенные другими государствами, входившими в состав советского союза: Рижская академия наук, Дворец культуры и науки в столице Польши Варшаве, Гостиница «Украина» и жилой небоскреб на Крещатике Киева, пражская гостиница «Crowne Plaza», Дом свободной прессы в Бухаресте.
Проектирование небоскребов было начато еще в конце 30-х годов. В тяжелейшие годы Великой отечественной войны грандиозные стройки были остановлены. Сталинские высотки в Москве продолжили строить практически сразу после окончания войны. Вождь еще принимал парад победы на Красной площади, а архитекторы уже вели подготовительную работу над проектами новых сооружений. Использованные архитектурные решения получили название «сталинский ампир». Задача перед архитекторами стояла одновременно очень простая и очень сложная: превзойти американские небоскребы — по величию и грандиозности. Как показывает история, с задачей справились!
Звезда на жилом доме на Кудринской площади
Архитекторы Сталинских высоток
В конкурсе, проводимом для отбора проектов, участвовало немало известных и заслуженных архитекторов. Победителями же стали молодые, талантливые архитекторы, задачу перед которым ставил лично И. Сталин. Как позднее писали современники, ему нужна была команда градостроителей готовых беспрекословно выполнять его пожелания и реализовывать самые амбициозные замыслы. О причинах такого внимания со стороны вождя к проектам небоскребов Москвы до сих пор спорят историки.
Архитекторами Сталинских высоток были очень разные люди, их судьбы сложились по-разному. Наиболее странной была судьба одного из первых архитекторов Главного здания МГУ на Воробьевых горах, Бориса Иофана (ему же принадлежит авторство других не менее известных проектов сооружений Москвы). Борис учился в римском институте изящных искусств и после его окончания спроектировал не мало советских сооружений, но и итальянских.
В начале 30-х годов он был автором грандиозного проекта Дворца Советов и считался «придворным» архитектором Иосифа Сталина. Однако, его проект здания МГУ, возведение которого было запланировано на Ленинских (Воробьевых) горах вызвал жесткую критику. По официальной версии, И. Сталина не устраивало выбранное Б. Иофаном место для будущего здания МГУ из-за нахождения в этом месте объектов правительственной связи.
Сейчас достоверно невозможно установить в чем была суть конфликта между вождем и архитектором, но МГУ сместили на несколько сотен метров от запланированного, а Б. Иофана сместили с поста главного архитектора. Предложенный и реализованный проект МГУ основан на чертежах Б. Иофана, но его имя по указанию И. Сталина вычеркнули со всех документов.
Сталинские высотки в Москве, мистика и легенды
Легенды вокруг высоток начали появляться еще на этапе проектирования, начиная с самой идеи их строительства и заканчивая изображением древних символов на фасадах: масонских, языческих и христианских. Закладка фундамента всех московских небоскребов по приказу вождя происходила ровно в 13.00 7 сентября 1947 г., дата и время были основаны на астрологических прогнозах. В этот день в Москве, также по указанию сверху, были запрещены все строительные работы.
Архитектурные формы сооружений скрывают под собой пирамиды, пропорции которых аналогичны египетским пирамидам. Пирамида, как известно, символизирует превосходство, власть, знание, энергию и силу. Сталинские высотки в Москве отличаются особо прочным металлическим каркасом. И большинство эзотериков сходятся во мнении, что наличие металлических арматуры и шпилей предполагает использование зданий как грандиозных передатчиков энергии.
В рассекреченных архивах КГБ практически нет фотографий хода строительства высоток, так как строили их заключенные, и публично данный факт афишировать не стоило. Жильцы этих домов, хорошо знали о том, кто и каким трудом возводил эти стены, но предпочитали эту тему не обсуждать.
Существует множество легенд и слухов о технологиях заморозки грунта, которые к тому времени действительно активно применялись, но только для строительства метро. Большинство таких легенд похожи на главы из романов будущего: про использование для заморозки грунта жидкого азота, который кстати, превращает металл и бетон в пыль, про 3-й подвал МГУ, где находятся громадные холодильные установки, которые поддерживают грунт под зданием в твердом состоянии, и если их отключить, то МГУ сползет в Москву-реку за одну неделю. А еще истории о том, что все сооружения имеют прямой выход к туннелям метро.
Звезда на гостинице Ленинградская
Квартиры в Сталинских высотках Москвы и их жильцы
Заселение строений часто происходило по прихоти судьбы. Квартиры получали как известные политические деятели, так и звезды кино, художники, писатели и доктора наук.
Сколько Сталинских высоток в Москве
В планах советского правительства было возведение одного дома высотой 32 этажа, двух домов высотой 26 этажей и пяти домов высотой 16 этажей. Самым высоким зданием, согласно первоначальному проекту, должна была стать гостиница для трудящихся на Воробьевых горах. Главным зданием МГУ, с высотой в 36 этажей, она стала позднее. Никаких парков, фонтанов и смотровой площадки также не предполагалось, добавлены в архитектурный ансамбль они были также позднее.
Все Сталинские высотки в Москве были возведены по единой концепции: широкое основание, ступенчатая пирамида, остроконечные шпили и мотивы кремлевских башен. Участки под строительство советских небоскребов выделялись огромные, что ощутимо отличало их от американских, где плата за аренду участка под строительство не просто большая, а очень большая и пирамидальное постройка, в условиях рыночных отношений, считалось непозволительной роскошью.
Некоторые из архитектурных решений были продиктованы не только эстетикой, но и особенностями Московского грунта. Если Манхеттен стоит на скалистой и твердой местности, то Москва стоит на холмах и болотах. Следствием этого, и стали удивительные технологии, использованные при строительстве сталинских небоскребов. Еще одной проблемой для архитекторов была категоричная позиция вождя по вопросу выбора мест под строительство. В его кабинете все строящиеся небоскребы были отмечены на карте, и предложения архитекторов перенести здания в другое более благоприятное место для сооружения отвергались.
Сталинская высотка на Смоленской площади
Первой была возведена высотка на Смоленской площади для Министерства иностранных дел. Архитектура здания МИД отличается сдержанностью и является единственной Сталинской высоткой, на которой отсутствует пятиконечная звезда, так как непрочный шпиль здания не смог бы выдержать ее вес и ветровые нагрузки на 172-ух метровой высоте.
Сталинская высотка на Комсомольской
Следом появилась самая маленькая Сталинская высотка – Гостиница «Ленинградская», дополняющая концепцию Комсомольской площади. Ее внутреннее убранство было исполнено в стиле московского барокко. Архитектурная роскошь «Ленинградской» в последующие годы очень критиковалась со стороны Н. Хрущева. Сталинских наград были лишены архитекторы гостиницы.
Сталинская высотка на Котельнической набережной
Затем архитектурный облик Москвы дополнился Сталинской высоткой на Котельнической набережной. Здание гармонично вписалось в ландшафт на стрелке Москвы-реки и Яузы. За счет примыкания к зданию возведенного ранее жилого дома общее количество квартир достигло 700. Высотка на Котельнической разместила в себе кинотеатр, почта, парикмахерская, множество кафе и магазинов.
Сталинская высотка на Баррикадной
Сталинка на Кудринской площади в Москве получила прозвище «Гастроном». Здесь также, как и в здании на Котельнической, разместились магазины, кинотеатр, гаражи. Фасад здания декорирован множеством скульптур и барельефов.
Высотка на Красных воротах
Выход из метро «Красные Ворота» расположен в еще одной высотке, возведенной на Садовом кольце. В советские годы это здание занимало министерство транспортного строительства. В Сталинской высотке находились как рабочие кабинеты работников министерства, так и жилые квартиры. Три корпуса дома не связаны ни наземными переходами, ни чердаками, общим для них является только подвал.
Сталинская высотка на Кутузовском
Московская высотка гостиница «Украина» расположилась в начале Кутузовского проспекта. Место для строительства небоскреба выбрано очень удачное: начало проложенного как раз в послевоенные годы Кутузовского проспекта, и набережная Москвы-реки с причалом. Стратегическое расположение гостиницы делало ее крайне привлекательной для гостей столицы, а интерьер поражал своим великолепием.
Сталинская высотка на Воробьевых горах
Самая высокая среди Сталинских высоток – главное здание Московского государственного университета на Воробьевых горах. Силуэт МГУ виден на большом расстоянии и стал одним из символов Москвы. Парки, фонтаны и смотровая площадка привлекают на Воробьевы горы как горожан, так и туристов. Экскурсия по высоткам в Москве неизменно привлекает массу слушателей. Многое из истории проектирования и строительства московских небоскребов послевоенной эпохи остается тайной и сейчас.
Мифы Московских высоток
Мы можем только догадываться какой могла быть Москва, если бы Сталин сумел реализовать свой грандиозный план по возведению всех высоток и других сооружений. Но мы можем с уверенностью говорить, что облик Москвы был бы навсегда изменен. Сталин приказал архитекторам построить пирамиды и скрыть их под архитектурной «шелухой». Все генеральные планы и координаты Сталинских высоток были строго засекречены. По сути, это были такие же пирамиды как и в древнем Египте, которые должны были стать своего рода энергетическими накопителями.
Говорят, эти пирамиды (Сталинки) могли бы концентрировать огромное количество энергии, что в итоге могло открыть путь к бессмертию. Восемь пирамид (высоток) должны были замыкаться на девятой, центральной (самой высокой среди них) пирамиде, что позволило бы вырабатывать огромную жизненную энергию. Месторасположение каждого сооружения Сталин определял лично, но странное дело — все Сталинские высотки в Москве стоят на геологических разломах.
Почему 9 высоток в Москве
Всего должно было быть 9 небоскребов, ровно столько планет в солнечной системе. Каждая олицетворяет определенную планету. К примеру, сооружение на Котельнической может быть соотнесено с планетой Венера (красота). Венера означает, что это может быть одно из самых красивых зданий и эстетически выдержанных и, что там могут жить представители искусства, как оно действительно и происходит. Здание на Кудринской площади соотносится с планетой Марс (эмоции). Здание МИДа соотносится с Юпитером (энергия двигательная). Здание МГУ имеет отношение к планете Меркурий (образование). Таким образом, Сталинские высотки представляют собой пирамиды и у каждой свое предназначение.
Где пересекаются все высотки
Здания имеют пересечение в одном месте, именно там, где должна была быть девятая высотка (Дворец Советов), сейчас находится Храм Христа Спасителя. Пересечение всех линий создает знак, очень похожий на знак в пустыне Наска в Перу. Дворец Советов начали строить в конце 30-х годов. Был залит огромный бетонный фундамент, сделан металлический каркас, построено несколько этажей, внизу был готов зал заседаний политбюро и, конечно же, к этому сооружению проходили ряд туннелей, но началась Великая Отечественная война и строительство заморозили, а каркас разобрали на производство танков.
Как строились сталинские высотки
7 сентября 1947 года в честь 800-летнего юбилея города в Москве одновременно начали строить семь сталинских высоток. Восьмое запланированное здание в Зарядье так и не было построено — на его месте появилась самая большая в Европе гостиница «Россия». Как строились символы сталинского ампира — в фотогалерее РБК.
Высота: 138 м
Архитекторы: Алексей Душкин, Борис Мезенцев
Строительство 24-этажки на площади Красные Ворота завершилось в 1952 году, здание расположено в самой высокой точке Садового кольца. За проект отвечал архитектор Алексей Душкин, спроектировавший также здание «Детского мира» на Лубянке, станции метро «Кропоткинская», «Маяковская», «Площадь Революции», «Новослободская». В советское время в здании располагалось Министерство транспортного машиностроения, сейчас в нем находятся Московская межбанковская валютная биржа, корпорация «Трансстрой» и Российский профсоюз железнодорожных и транспортных строителей. Это единственная высотка, совмещенная со станцией метро, что, учитывая неустойчивость московского грунта, потребовало от создателей уникальных инженерных решений. Дом и метро строили одновременно. Поскольку часть высотки нависала над котлованом для метро, ее строили под наклоном, а грунт замораживали на глубину 27 метров. Когда работы были окончены, почва оттаяла и высотка встала в вертикальное положение.
Высотка построена на месте снесенного квартала дореволюционных жилых домов, в одном из которых в 1814 году родился Михаил Лермонтов. В память о поэте с 1941 по 1992 год площадь Красные Ворота носила название Лермонтовская.
Высота: 136 м
Архитекторы: Леонид Поляков, Александр Борецкий
Строительство здания на Каланчевской улице было завершено в 1953 году. В семействе сталинских высоток гостиница «Ленинградская» самая низкая — 136 м в высоту.
При ее строители на глубине 8,5 м наткнулись на «плывун» — насыщенный водой грунт. Стройка была приостановлена, для ее продолжения пришлось забивать сваи по периметру фундамента.
Изначально авторов проекта Леонида Полякова и Александра Борецкого наградили Сталинской премией второй степени, но после смерти Сталина Никита Хрущев расформировал Академию архитектуры и лишил архитекторов премии.
Архитекторы: Михаил Посохин, Ашот Мндоянц
Жилой дом на Кудринской площади (бывшей площади Восстания) достроили в 1954 году. Строительством занималось Министерство авиационной промышленности, и квартиры предоставлялись преимущественно руководящим работникам ведомства. По этой причине здание иногда называли «Домом авиаторов». Из 24 этажей 18 являются жилыми. Сейчас помимо квартир в высотке находятся кинотеатр, магазины, боулинг-клуб.
Высота: 176 м
Архитекторы: Дмитрий Чечулин, Андрей Ростковский
Одной из первых законченных высоток стал жилой дом на Котельнической набережной. Строительством занималось Главное управление лагерей промышленного строительства МВД, основной рабочей силой были заключенные и немецкие военнопленные. Они же позировали скульпторам для барельефов рабочих, украшающих фасады и вестибюль высотки.
Сначала квартиры распределяли среди сотрудников НКВД, впоследствии в дом начали вселять ученых и деятелей культуры. В разное время здесь жили писатели Василий Аксенов, Константин Паустовский, Александр Твардовский, актриса Фаина Раневская, балерина Галина Уланова и поэт Евгений Евтушенко. Последний писал о населявших дом тараканах — следствии бывших мучных складов, на месте которых была построена высотка: «Только Зыкина запела, / с потолков / подпевать пошла капелла / прусаков».
По мнению риелторов, дом на Котельнической набережной остается самым статусным среди остальных высоток. Цена двухкомнатной квартиры здесь может доходить до 30 млн, 40 млн и даже 50 млн руб.
Высота: 172 м
Архитекторы: Владимир Гельфрейх, Михаил Минкус
Административное здание на Смоленской площади было построено первым. На 27 этажах находится Министерство иностранных дел, Министерство внешних экономических связей и Министерство торговли.
Первоначальный проект здания не предполагал шпиля — он был спроектирован и установлен позднее по указу Сталина. Из-за невозможности надстроить полноценный шпиль его сделали в виде декоративного металлического шатрового завершения.
В сентябре 2016 года начались работы по демонтажу шпиля на здании МИДа. В ходе работ также были заменены отдельные фрагменты крыши здания. «Обновленный шпиль будет легче, что снизит нагрузку на все строение», — сообщалось на официальном портале мэрии Москвы.
В ноябре 2016 года МИД России запустил собственный канал в Telegram и создал подборку стикеров, в числе которых есть изображения главного здания министерства.
Высота: 206 м
Архитекторы: Аркадий Мордвинов
Строительство здания завершилось в 1957 году. Отель высотой 206 м тогда был самым высоким гостиничным зданием в Европе. За облик гостиницы «Украина» отвечала группа архитекторов во главе с президентом Академии архитектуры СССР Аркадием Мордвиновым.
Во время строительства здания из-за близости реки круглосуточно использовались насосы для откачки грунтовых вод.
Высота: 236 м
Архитекторы: Лев Руднев, Сергей Чернышёв, Павел Абросимов, Александр Хряков, Всеволод Насонов
Главное здание МГУ — самое высокое из сталинских высоток, до 1990-х годов оно оставалось самым высоким в Европе. Изначально здание главного корпуса МГУ планировалось построить на самой кромке Воробьевых гор, но из-за опасности возникновения оползней здание решили перенести в глубь территории. Для реализации такого масштабного проекта в сложных геологических условиях понадобились инновационные инженерные решения, которые предложили Всеволод Насонов и Николай Никитин — позже он построил Останкинскую телебашню.
Для возведения здания была построена специальная железная дорога, по которой доставляли строительные материалы. В работе было задействовано более 16 тыс. человек, в том числе заключенных. По данным официальной «Летописи МГУ», узники ГУЛАГа участвовали лишь в начальных этапах стройки. Однако правозащитный центр «Мемориал» приводит данные об участии в строительстве комплекса МГУ около 8 тыс. заключенных в течение пяти лет.
Москвич
Как сталинская архитектура определила облик Москвы и осталась последним большим стилем
Современная Москва с ее имперскими пропорциями и широкими улицами была такой не всегда. Свой нынешний «столичный» образ наш город обрел в советское время во многом благодаря сталинским домам.
Противоречивая и во многом страшная эпоха в истории страны оставила после себя удивительные по своей красоте и качеству здания. «Сталинской» называют величественную, монументальную архитектуру, господствовавшую в СССР с середины 1930-х до середины 1950-х — в период безраздельного правления вождя. При всем своем разнообразии это классическая, «ордерная» архитектура, восходящая еще к Древней Греции и Риму, но уже в советском прочтении. Сооружения того периода — это гармоничный сплав нескольких видов искусств: архитектуры, скульптуры и живописи.
Внушительные в габаритах и богато украшенные, сталинские дома скрепляют облик столицы в единое целое — формируют характер, масштаб и цветовую гамму Москвы. Достаточно пройтись по главным улицам центра — Тверской, Земляному Валу или Садовому кольцу, чтобы убедиться в этом. Целые проспекты столицы выглядели бы иначе без преобразований и построек той эпохи.
Для одних сталинская архитектура — каменное напоминание о золотом веке России и державном могуществе, для других — воплощение кровавой тирании. Сегодня, когда полемика о роли Сталина в истории страны по-прежнему не утихла, особенно интересно пройтись по его столичному наследию.
Постконструктивизм: первые шаги к имперской архитектуре
После 15 лет гегемонии конструктивизма большевики во главе со Сталиным обратились к прямо противоположной русскому авангарду эстетике — дореволюционной. В живописи и скульптуре установился единственный одобряемый советским руководством стиль «соцреализм», синтез реалистического искусства XIX века и советской пропаганды. Вслед за другими видами искусства советская архитектура пошла по тому же пути.
Перемены происходили поэтапно. Для начала все индивидуальные архитекторы или мастерские оказались под запретом. Практику можно было продолжать только через новое, подконтрольное лишь правительству ведомство — Союз архитекторов. Смена стиля осуществлялась через поощрение «правильных», угодных власти проектов и осуждение «неправильных».
Знаковым событием стал международный конкурс на здание Дворца Советов на месте уничтоженного Храма Христа Спасителя. По иронии судьбы самое крупное и важное сооружение сталинской эпохи никогда не было построено. Вопреки ожиданиям конструктивистов в финал конкурса проходили только проекты в классическом стиле. Это был сигнал начала изменений. Уже с 1932 года почти ни один проект в стиле чистого конструктивизма не утверждался на строительство.
Архитекторы не сразу перестроились из одного стиля в другой. То, что позже стали называть «сталинским» стилем, было продуктом многолетних проб и ошибок — попыток угадать предпочтения власти. Так постепенно конструктивизм мутировал в свою противоположность — неоклассическую имперскую архитектуру. А сам переходный стиль между двумя полюсами получил название «постконструктивизм». Ниже — подборка лучших построек в этом направлении.
Здание Госдумы, бывшее здание Совета труда и обороны
(1935, архитектор Аркадий Лангман)
Архитектор Лангман не случайно отметился одним из шедевров авангарда — стадионом «Динамо». Нынешнее здание Госдумы — классический гибрид двух эпох: строгая геометрия конструктивизма женится с имперской помпезностью. Декор пока строго сведен к минимуму, но стены уже парадно облицованы камнем. Постройка на Охотном Ряду, 1, открывает «парад» сталинских домов на Тверской улице. Прямо напротив него стоит другой бывший шедевр эпохи — гостиница «Москва» (ныне — Four Seasons). Увы, она была в безобразной форме перестроена в лужковскую эру, поэтому в этот список не попадает.
Библиотека им. Ленина
(1929–1958, архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх)
Сегодня это одна из самых больших библиотек в мире. В силу сложности проекта на строительство ушло почти 30 лет. Величественный и мрачный, после утверждения властями проект подвергся сильнейшему разносу из лагеря конструктивистов — в конце 1920-х их влияние еще было на пике. Тем не менее то, что утвержден был именно этот величественный вариант, говорило о грядущей смене эпох. Сегодня, особенно в летнее время, библиотека уже не выглядит так сурово: на памятник Достоевскому какают голуби, а вокруг него ежегодно разбивают великолепные временные сады.
Общежитие начсостава РККА
(1937, архитектор Илья Голосов)
Здание Наркомата обороны
(1934–1939, архитектор Лев Руднев)
Массивное здание, известное прежде всего своей богато декорированной башней, со всех четырех сторон украшенной рельефными изображениями звезды, самолетов и советской символики (серп и молот на фоне колосьев). На ее вершине — так же, как и на крыше основного объема — установлены декоративные обелиски. Главный вход оформлен по-авангардистски схематичным изображением танков.
Первая подстанция метрополитена
(1935, архитектор Даниил Фридман)
Фридман одним из первых прочувствовал, в каком стиле нужно будет проектировать дома. Пока в Москве еще только разрабатывались конструктивистские проекты, он добавил в свой торжественные колонны и горельефы со счастливыми советскими людьми. Само здание построили на месте одного из самых старых московских монастырей — Никитского (отсюда и название улицы). До наших дней сохранился лишь корпус келий — дом 10 по Большому Кисловскому переулку.
Станция метро «Кропоткинская»
(1935, архитекторы Алексей Душкин и Яков Лихтенберг)
Главный зал станции должен был находиться в подземном вестибюле Дворца Советов, который так и не был построен. Станция выглядит светлой, просторной и аскетичной — качества, характерные для конструктивизма. В интерьере почти отсутствует имперская монументальность. Тем не менее некоторые приемы позаимствованы из колонных залов древнеегипетских храмов — едва ли не самых тоталитарных сооружений в истории. Оригинальность проекта была признана не только в стране, но и за границей — он был отмечен на Парижской и Брюссельской международных выставках 1937 и 1958 годов, причем на последней получил гран-при.
Станция метро «Театральная»
(1938, архитектор Иван Фомин)
Один из идеологов сталинского ампира, архитектор Фомин пошел в этом проекте на компромисс с собой. Он соединил классицизм с еще популярными конструктивистскими мотивами. Отличительная особенность этой станции — потолок с ромбовидными кессонами и позолоченными керамическими барельефами из майолики, изображающими музыкантов народов СССР.
В поисках большого стиля
Решив вопрос политического выживания, большевики стали железной рукой строить новую страну. Роль государства в жизни общества укреплялась с каждым днем. В то же время личные права и свободы граждан с нарастающей скоростью ограничивались. Чтобы закрепить свою роль, тоталитарному режиму требовался большой, монументальный стиль в архитектуре. Сталин довольно быстро увидел в зодчестве пропагандистский потенциал, лично курировал многие проекты и архитектурные конкурсы. Советские здания в его представлении должны были воплощать величие коммунистической мечты и государственного могущества. Русский авангард — прежний фаворит большевиков — никак не отвечал этой задаче. Он был слишком абстрактен и мало понятен простому человеку. На таком художественном языке власть не могла обращаться к народу.
Классика подходила для пропаганды гораздо лучше. Основанное на античной культуре, классическое искусство и архитектура 500 лет безраздельно господствовали в европейской цивилизации. Что же до пропаганды, то классика с этой целью справлялась уже столетиями — в церкви. Реалистические росписи в храмах были понятны и привычны народным массам. Сталинская архитектура настолько сильно ориентировалась на традиции прошлого, что иногда ее можно спутать с русским зодчеством XVIII–XIX веков. То же можно сказать и об обильном декоре. Часто он был выполнен мастерами, которые начинали еще при царе. Но классические и имперские мотивы были адаптированы как под новые технические возможности, так и под советскую символику. Двуглавые орлы на барельефах превратились в серп и молот, а древнегреческие боги — в рабочих и крестьян.
Как Москва стала Москвой
Через три года после поворотного конкурса на Дворец Советов состоялся следующий этап в истории сталинской архитектуры — перепланировка столицы. Сегодняшним обликом города мы обязаны «Генеральному плану реконструкции Москвы» 1935 года.
Купеческая Москва XIX века не соответствовала статусу многомиллионного имперского мегаполиса. Накопившиеся проблемы нарком Лазарь Каганович описал так: «Пролетариату в наследство осталась весьма запутанная система лабиринтов, закоулков, тупичков, переулков старой купеческо-помещичьей Москвы… С увеличением населения у нас город вырастет до 5 миллионов, с быстрым ростом в городе числа автомобилей и других видов городского транспорта жить будет невозможно, если не перепланировать город, не расширить и выпрямить улицы, не создать новые площади».
Многое, что характеризует современную Москву — продукт того генплана: расширение центральных улиц до 30–40 метров, снос целых районов, включая Зарядье, высокая этажность жилых домов, пробивка кольцевых магистралей и новых прямых проспектов и многое другое. Чаще всего постройки этого периода стоят не по отдельности, а в рамках целых улиц и кварталов. В этот период планировкой городов централизованно руководила советская власть, поэтому решения принимались комплексно и масштабно. Строились прежде всего здания важного государственного и статусного назначения — театры, университеты, транспортные узлы и правительственные учреждения. Не менее массивным было и строительство жилья, но жилье это было не для всех. Хотя пропаганда представляла его как народное, квартиры предназначались в целом для советской элиты или ценных специалистов.
Довоенный период
Период с 1935-го до начала Великой Отечественной в 1941 году — это расцвет сталинской архитектуры периода победоносного большевизма. Центральным событием существовавшего всего 20 лет нового государства было его зарождение — Октябрьская революция. Поэтому пафос коммунистической мечты пронизывал всю художественную жизнь Красной империи. Архитектурные изыскания этого времени характеризуются максимальным интернационализмом. Советский Союз позиционировал себя в авангарде прогрессивного человечества, поэтому заимствование из всех мировых культур (прежде всего западных) было идеологически естественно. Сталин рассматривал победу революции как конец истории. СССР должен был стать воплощением всех лучших достижений мировой культуры. Иногда власть сообщала о своих пожеланиях еще более прямолинейно — постановлениями правительства о «необходимости изучения европейского наследия». Причем исторические стили делились на желательные и нежелательные. Среди последних была, например, готика — «из-за стремления форм к бесконечности».
Здание ВЦСПС
(1936, архитектор Александр Власов)
Архитектор успел намучиться с этим проектом — заказ возник в неудачный момент смены эпох. Изначально Власов разрабатывал конструктивистский проект, но неожиданно предпочтения советской власти изменились. Чиновники теперь желали видеть исключительно неоклассику. В попытках угодить архитектор перепробовал аж восемь вариантов постройки. Финальный был вдохновлен путешествием Власова к руинам Помпей. Здание ВЦСПС — необычайно легкое и лиричное для сталинской архитектуры. Оно вызывает мысли о южном итальянском городе у моря, а не о столице суровой Красной империи.
Дом на Моховой
(1935, архитектор Иван Жолтовский)
Дом на Моховой ознаменовал собой перелом в советской архитектуре, его прозвали «гвоздем в гроб конструктивизма». Построенное в классическом стиле здание Жолтовский намеренно противопоставлял еще модному тогда авангарду. Он хотел на примере этого здания продемонстрировать художественные преимущества классики. По свидетельствам современников, Жолтовский говорил: «Я выступаю с классикой на Моховой, и если я провалюсь, то провалю принципы классики». Само здание напоминает постройки легендарного итальянского зодчего Возрождения Андреа Палладио, особо почитаемого Жолтовским.
Жилой дом Наркомата обороны
(1936–1946, архитектор Г. П. Воробьев)
Как и все самые красивые здания того периода, его возводили не для «простых смертных», а для элиты, в данном случае — военной. Особый контингент жителей учли еще на этапе проектирования — в доме множество удобных функций, не свойственных обычным домам тех лет постройки. Например, квартиры здесь огромные, а их окна выходят на обе стороны (то есть солнце попадает в каждое жилье всегда, с какой бы стороны ни светило), что для московских домов большая редкость. В изначальной планировке дома также были комнаты для прислуги и «черные» лестницы в подъездах.
Станция метро «Маяковская»
(1938, архитектор Алексей Душкин)
Столичный метрополитен сталинской эпохи по праву считается самым красивым в мире. «Маяковская» с ее интерьером, выполненным в нехарактерном для СССР стиле ар-деко, — одна из его жемчужин. Колонны и арки станции впервые в московском метро отделаны полированной рифленой сталью. Свод украшен размещенными в нишах мозаичными панно из смальты, выполненными по эскизам художника Александра Дейнеки в Ленинграде. Тема — «Сутки советского неба».
Центральный театр Красной армии, ныне — театр Российской армии
(1940, архитекторы Каро Алабян, Василий Симбирцев и Борис Бархин)
Одно из самых помпезных сооружений эпохи, похожее на храм несуществующей религии. Здание — яркий образчик классических веяний в архитектуре, о чем говорят нам осевая пирамидальная композиция здания, колоннады и скульптурное оформление. Здание обрамляют 96 колонн высотой 18 метров. Театр оборудован самой большой в Европе сценической площадкой, которая позволяет инсценировать сражения с танками и кавалерией. По легенде, во время Великой Отечественной войны немецкая авиация использовала пятиконечную форму здания как ориентир.