какое заболевание было у ван гога
Новый диагноз безумного гения. Ученые считают, что у Ван Гога была белая горячка
Каждый, кто хотя бы немного знаком с историей искусства, знает, что Винсент Ван Гог был, мягко говоря, не самым уравновешенным человеком. Сам великий постимпрессионист, как-то в запале отрезавший себе часть уха, утверждал, что это были всего лишь «обычные приступы художественного сумасшествия», а позже называл это «психическим или нервным срывом». Но теперь специалисты из Медицинского центра университета Гронингена поставили иной диагноз.
Они провели психиатрическую экспертизу на основе сохранившихся медицинских отчетов, а также сотен писем, которые Винсент написал своему любимому брату Тео.
В итоге голландские эксперты пришли к выводу, что у художника было по меньшей мере два приступа белой горячки, вызванной отказом от алкоголя (это уже после того, как он отрезал себе ухо).
При этом авторы исследования признают, что их выводы не могут считаться окончательными, поскольку возможности побеседовать с пациентом у них не было.
Судя по всему, Ван Гог страдал от целого букета психических расстройств, в первую очередь от биполярного и пограничного расстройства личности, но такой диагноз ему никто не ставил. Теперь исследователи готовы приписать ему еще и шизофрению.
Автор фото, Getty Images
Выводы экспертов во многом основаны на многочисленных письмах художника
В случае с Ван Гогом такая скрытая эпилепсия могла быть вызвана повреждениями мозга вследствие его хаотичного и далеко не самого здорового образа жизни. По словам исследователей, свой вклад могли внести и злоупотребление алкоголем, и небрежное отношение к еде, недостаток сна и психологическое истощение.
Автор фото, Getty Images
Впрочем, как подчеркивает координатор исследований, профессор психиатрии Виллем Нолен, не исключено, что Ван Гог «замалчивал или приукрашивал некоторые детали» в своих письмах.
Автор фото, Reuters
К тому же во время приступов художник редко брался за кисть.
Несмотря на царившую в его голове и душе сумятицу, Ван Гог никогда не терял мотивацию к живописи, а единственным надежным средством от недугов он всегда называл «глубокую дружбу».
CNN: эксперты считают — Ван Гог страдал от белой горячки из-за алкогольной абстиненции
Чтобы составить картину его возможных психических расстройств, эксперты опросили искусствоведов, знакомых с 902 письмами художника, 820 из которых адресованы его брату Тео, и изучили медицинские записи, сделанные лечившими его врачами.
В частности, бытует мнение, то у Ван Гога была комбинация биполярного расстройства и пограничного расстройства личности, хотя эти болезни никогда у него не диагностировались.
Исследователи из Университетского медицинского центра Гронингена в Нидерландах говорят, что, по их мнению, Ван Гог пережил два коротких психотических эпизода, предположительно вызванных алкогольной абстиненцией. Произошло это после того, как в 1888 году он отрезал себе ухо бритвой, в результате чего попал в больницу.
Причиной алкогольного делирия, как полагают эксперты, стало то, что художник после госпитализации был вынужден прекратить употребление спиртного.
По словам исследователей, голландский мастер в последний год своей жизни пережил несколько тяжёлых эпизодов депрессии — по крайней мере один из них был с чертами психоза.
Однако, по словам экспертов, остаётся «открытой для обсуждения» теория о том, что Ван Гог страдал от эпилепсии, ведь этот диагноз ставили ему его собственные врачи.
Между тем исследователи предупреждают, что, поскольку они по понятным причинам не смогли пообщаться с самим художником, к их выводам следует относиться с осторожностью.
Ученые предложили новую версию истории с отрезанным ухом Ван Гога
Как сообщает «Би-би-си», ученые заключили, что импрессионист мог страдать алкогольным абстинентным синдромом, выражавшемся в приступах бреда. Во время очередного эпизода он, вероятно, отрезал себе ухо.
В своих письмах брату Тео живописец называл эти случаи «простым приступом безумия художника», а позже «душевной и нервной лихорадкой». Ученым пришлось прочесть сотни писем, а также сверить слова художника с данными медицинских записей, чтобы установить, что Ван Гог испытал два эпизода бреда, вызванные отказом от алкоголя, уже после того как отрезал себе левое ухо. Несмотря на уверенность, ученые предупреждают, что их выводы не могут быть окончательными из-за отсутствия показаний самого пациента.
Ученые также установили, что Ван Гог страдал от пограничного расстройства личности, биполярного расстройства и скрытой эпилепсии. Последнее хроническое заболевание характеризуется тревожным состоянием, бредом и галлюцинациями. Скрытая эпилепсия могла развиться у художника из-за злоупотребления спиртным, беспокойного сна и нерегулярного питания. Наличие шизофрении у художника исследователи опровергают.
Поскольку дополнительные обследования, такие как МРТ, не были доступны во время жизни художника, стопроцентной уверенности в этих диагнозах нет. По словам профессора психиатрии Виллема Нолена, координатора исследования, Ван Гог мог «преуменьшать и приукрашивать» определенные вещи в своих письмах.
«Хотя тексты содержат много информации, мы должны помнить, что он писал их не своим врачам, а членам семьи и другим родственникам, чтобы проинформировать их, успокоить или призвать к чему-то. Поэтому наша статья о заболеваниях Ван Гога точно не будет последней», — сказал он.
По одной из версий, художник лишился уха во время спора со своим другом Полем Гогеном. Считалось, что 23 декабря 1988 года Гоген не выдержал напряженного разговора и оставил Ван Гога в одиночестве в доме на площади Ламартина. Художник в гневе отхватил себе мочку уха бритвой, завернул ее в газету и отправился в бордель, где вручил кусок плоти знакомой проститутке. Наутро полицейские отвезли художника в больницу.
Ранее писатель Мартин Бэйли, специалист по творчеству Ван Гога, обнародовал документы, подтверждающие, что в вечер, когда художник лишился уха, он получил письмо от Тео с известием о его помолвке. На следующее утро Ван Гога нашли в окровавленной постели без сознания и поместили в госпиталь с диагнозом «острая мания с общим безумием».
Чем на самом деле страдал Ван Гог? Голландские ученые в области нейропсихиатрии провели собственное исследование
Подписаться:
Поделиться:
Эксперты ставят под сомнение предполагаемую шизофрению великого художника.
Винсент Ван Гог. Автопортрет с перевязанным ухом (фрагмент), 1889 год
О душевном состоянии и здоровье Винсента Ван Гога после его самоубийства ходило много слухов. Исследование, проведенное в медицинском центре Университета Гронингена (Нидерланды) и опубликованное в журнале International Journal of Bipolar Disorders, пытается восстановить правду о физическом и психологическом состоянии голландского художника особенно в последние три года его жизни.
Безусловно, это новое исследование, которое является первым в своем роде, следует рассматривать с осторожностью в отношении используемых диагностических инструментов. Письма, медицинские осмотры, проведенные в 19 веке, а также интервью с историками искусства, несмотря ни на что, свидетельствуют о выражении определенной субъективности и потенциальной переработке действительности. Изначально была проведена психиатрическая экспертиза художника, основанная на многочисленных переписках и существующих медицинских записях. Экспертиза опровергла несколько ранее существовавших гипотез о психическом здоровье Ван Гога. Исследование ставит под сомнение предполагаемую шизофрению при отсутствии явных симптомов.
Ван Гог, будучи талантливым художником, не сумевшим добиться успеха при жизни, был замкнутым, жестоким и непредсказуемым. Он был крайне зависим от алкоголя и помимо вина пил абсент, который в то время содержал от 50 до 70 % алкоголя. Чрезмерное употребление обострило биполярное расстройство, которое наблюдалось у него еще с юных лет. Со слов его брата Тео, Винсент был таким, как если бы он состоял из двух конфликтующих личностей: «Одна из них была удивительно одаренной, чувствительной и нежной, а другая – самолюбивой и бесчувственной». Начиная с юного возраста (то есть задолго до инцидента с ухом в декабре 1888 года) Ван Гог часто сообщал о психических проблемах и имел трудности в отношениях с людьми. Он также регулярно находился в депрессии, вероятно, у него были периоды с маниакальными симптомами.
Винсент Ван Гог. Натюрморт с абсентом (фрагмент), 1887 год
По состоянию на конец 1888 года его психическое и соматическое здоровье ухудшилось, чему предшествовало увеличение потребления алкоголя с 1986 года в сочетании с недоеданием, что привело к травме уха. В 1888 году художник Поль Гоген присоединился к Ван Гогу в Арле Франции. Их сотрудничество в первое время было плодотворно, но вскоре возникла напряженность и Гоген выразил желание покинуть Арль под предлогом «несовместимости темпераментов». В ночь на 22 декабря 1888 г Поль Гоген покинул Арль. Данная ситуация с коллегой и другом вызывает у Ван Гога серьезный кризис. Вечером 23 декабря 1888 г он режет левое ухо, упаковывает его и отправляет некой Габриель, работающей в борделе.
Винсент Ван Гог. Желтый дом (фрагмент), 1888 год
Исследование демонстрирует важность этого увечья и его последствия для психологического состояния художника. После этого события Ван Гог трижды был госпитализирован в Арле, а затем переведен в приют Сен-Реми. Он был крайне подавлен произошедшим, воспоминания были смутными, проявлял странное поведение (глотал краску). Эпилептолог из числа авторов предполагает, что это нарушение памяти указывает на снижение сознания, в то время как психиатры исследования придерживаются мнения, что это можно объяснить тяжелой депрессией с психотическими особенностями. Исследователи также не исключают гипотезу, согласно которой Ван Гог в последние месяцы своей жизни был подвержен эпилепсии, дополнительной сопутствующей патологии, «приводящей к очень вариабельному выражению тревоги, бреда идепрессии – галлюцинациям».
Винсент Ван Гог. Звездная ночь, 1889 год
Винсент Ван Гог. Корни деревьев, 1890 год. Картина написана перед выстрелом
Ван Гог был не только великим и очень влиятельным художником, но и человеком с огромной силой воли, стойкостью и настойчивостью. Даже в самые трудные периоды он продолжал рисовать.
Винсент Ван Гог Автопортрет (фрагмент), 1889 год
Специалисты обнаружили у великого художника признаки шизофрении
Загадка Ван Гога
Гениальность и сумасшествие. Эта тема всегда будоражила воображение обывателей и волновала умы исследователей всего мира. История жизни великого голландского художника Винсента Ван Гога — яркий тому пример.
Роковые передряги в его жизни начались с момента рождения — 30 марта 1853 года. Будущий художник явился миру день в день с рождённым за год до него старшим братом, прожившим всего 6 недель. Заменив родителям погибшего первенца, Винсент унаследовал и его имя. С тех пор определённая двойственность преследовала художника всю его недолгую жизнь. Он мечтал о семейном очаге и детях, но остался одиноким. Хотел дарить людям своё искусство, но в ответ получал лишь насмешки.
И продолжал бороться с душевной болезнью, заключив с ней своеобразный контракт. Поняв, что не может победить недуг, он высчитывал моменты обострений, чтобы по максимуму, с наибольшей отдачей использовать светлые периоды для работы. Кстати, на вопрос, чем же он был болен, до сих пор нет однозначного ответа. При его жизни речь шла в основном об эпилепсии.
В ХХ веке мнения учёных разделились. Проанализировав известные факты его жизни с позиции современной психиатрии, специалисты нашли у художника признаки шизофрении, о которой при жизни Ван Гога ещё не было известно: впервые эта болезнь была описана только в 1911 году. Были и те, кто считал, что душевный недуг художника — следствие нейросифилиса или менингоэнцефалита. Другие продолжают утверждать, что Ван Гог страдал эпилепсией.
Пристрастие к абсенту окрасило картины мастера в жёлтый цвет
Ван Гог пережил несколько тяжёлых депрессий. Пытаясь унять душевную боль, мучимый непониманием со стороны художников и отсутствием заработка (его содержал младший брат), Винсент пристрастился к «мутному ядовитому напитку» — абсенту.
Изумрудно-зелёная жидкость (Absinthe — от греческого aрsinthion — «непригодный для питья» из-за горького вкуса) — алкогольный напиток из экстракта горькой полыни с добавлением ряда других трав, содержащий 70% алкоголя, поначалу был известен как лекарство. В XIX веке абсент становится напитком богемы — поэтов, художников, актёров. Считалось, что он стимулирует творческий процесс. Однако в 50-е годы отношение к абсенту кардинально меняется: специалисты стали с тревогой отмечать, что после его постоянного употребления развивается так называемый синдромом абсентизма, проявляющийся в виде бессонницы, сверхвозбудимости, депрессии, галлюцинаций, тремора, нарушения координации, конвульсий (судорог) и др. В начале ХХ века абсент был запрещён во многих странах (в настоящее время употребляются безопасные варианты напитка). Было установлено: в абсенте содержится сильное галлюциногенное вещество туйон, образующееся в высоких концентрациях при получении экстракта полыни. К тому же туйон родствен активному компоненту марихуаны тетрагидроканнабинолу и обладает нейротоксическим действием.
Главный врач детской больницы №1 Санкт-Петербурга Елена Плотникова рассказала россиянам об опасных последствиях перенесённого коронавируса, которые были отмечены у детей.
Кстати, возможно, именно из-за пристрастия к абсенту в картинах Ван Гога так много жёлтого цвета. Подобное предположение сделал Пол Вульф из Калифорнийского университета: при передозировке повышающий работоспособность туйон способен изменять восприятие цвета — человек начинает всё видеть в жёлтых тонах.
Жёлтого в палитру художника могло добавить и другое вещество: в качестве средства от эпилепсии он начал принимать дигиталис, используемый сейчас очень ограниченно, только при определённой сердечной патологии.
Ван Гог сам попросился в приют для душевнобольных
Как бы то ни было, пристрастие к абсенту не только окрасило картины Ван Гога в жёлтый цвет. Именно в период активного потребления изумрудно-зелёного напитка у Ван Гога появились «постоянные головокружения, обмороки и страшные кошмары», о чём он писал родственникам. Тогда же окружающих его людей стали поражать странности в поведении художника: то он был крайне молчалив, мрачен и замкнут, то необузданно весел. Таков Ван Гог на знаменитом портрете работы Тулуз-Лотрека: с опустошённым бокалом из-под абсента, весь — внимание и насторожённость, весь — натянутая струна.
Ещё более ярко о прогрессирующей болезни Ван Гога говорит парижский цикл из 23 его автопортретов, на которых он предстаёт «един во многих лицах». Переезд из Парижа в Арль — «к солнцу и теплу» — мало что изменил: у художника сохраняется тяга к абсенту, он много курит, плохо и нерегулярно питается, изнуряет себя работой и почти не отдыхает.
Трагической развязкой стал вошедший в историю эпизод с отрезанием уха, а точнее левой мочки и нижней части ушной раковины (художник покалечил сам себя). Кое-как остановив кровотечение, отмытый от крови кусочек уха Ван Гог в конверте передал своей неизменной подруге — девице лёгкого поведения Рашели со словами: «На память обо мне». Открыв конверт, та потеряла сознание, а хозяйка публичного дома вызвала полицию. Художник был помещён в палату для буйно помешанных психиатрической больницы. С тех пор приступы (с бредом, галлюцинациями, возбуждением, попытками отравления) стали постоянными спутниками Ван Гога. Правда, странные приступы заканчивались сами собой, болезнь не усыпляла его разума. Как только к нему возвращался рассудок, он принимался за работу и писал письма, обнаруживая полнейший самоконтроль и ясность ума. Осознав, что он болен, художник сам принял решение переехать в приют для душевнобольных. «Я должен без увёрток приспособиться к роли помешанного», — в отчаянии писал он брату.
Во время болезни художник оставался без помощи
По иронии судьбы именно в самый трагический период жизни Ван Гог стал приобретать известность. Ещё в сентябре 1889 года на выставке независимых художников в Париже одна из его работ — «Красные виноградники в Арле» — была приобретена за 400 франков. Вышла и хвалебная статья о его творчестве. Однако сам художник, погружённый в свои проблемы со здоровьем, скорее испугался известности, того, что «некоторый успех выбьет его из колеи». К тому же он полагал себя не заслуживающим какой-либо похвалы. Многие свои полотна Ван Гог в отчаянии сам относил охапками старьёвщику, чтобы продать по цене использованного холста для тех, кто, по его мнению, писал лучше него.
Невысокого мнения о творчестве Ван Гога был и первый лечащий врач художника — практикант Феликс Рей, высказавший предположение об «особой форме эпилепсии» у Ван Гога. Знаменитый «Портрет доктора Рея», подаренный психиатру благодарным пациентом, вызвал такое неприятие у врача и его родственников, что пылился на чердаке, а затем закрывал дырку в курятнике. Спустя 11 лет, к несказанному удивлению доктора, картина была у него куплена за 150 франков. Самое удивительное, что с возрастом доктор Рей и впрямь всё более и более походил на свой портрет, который сейчас находится в Музее изобразительных искусств в Москве.
После доктора Рея знаменитого пациента наблюдали ещё два эскулапа — доктор Пейрон (в приюте Сен-Поль), который даже не был психиатром, и (после выписки из приюта) Поль Гаше — специалист по сердечно-сосудистым и нервным заболеваниям, свято веривший, что недуг Ван Гога — следствие длительного пребывания на солнце и отравления скипидаром — растворителем масляных красок. Всё время болезни художник, по сути, оставался без помощи. В приюте Сен-Поль для душевнобольных, где уход осуществляли надзиратели и монахини, питание было скудным и скверным, а лечение состояло в соблюдении режима и принятии ванн дважды в неделю. Да и принявший эстафету лечения Ван Гога доктор Гаше оказался не в силах помочь больному художнику. Но оптимизм доктора внушал ему надежду. В то время пугающие мастера приступы прекратились.
Тем неожиданнее был выстрел, произведённый Ван Гогом в себя 27 июля 1890 года. Пуля не задела сердца. Как знать, если бы после ранения художнику была оказана необходимая помощь, а не обычная перевязка, воля к жизни могла бы взять своё. Ведь, как утверждал сам Ван Гог, «неудавшееся самоубийство — лучшее лекарство от самоубийства». Увы, в ночь на 29 июля художник скончался. Без жалоб и стонов, со словами, обращёнными к брату Теодору: «Так будет лучше для всех». После своей смерти Ван Гог с лихвой рассчитался за помощь брата с его внуками — только одна, далеко не лучшая его картина «Заводы в Клиши» в 1957 году была оценена в сумму, в семь раз превысившую все затраты Теодора на поддержку своего гениального брата в течение 10 лет.