какое выступление приводит аудиторию к пониманию
7 приемов для сильного публичного выступления
Любое публичное выступление – как свидание. У хорошего свидания всегда есть продолжение: либо встреча перерастает в отношения, либо оставляет приятное послевкусие. Плохое свидание – это когда ты срываешься с места раньше времени и пытаешься забыть его, как страшный сон. С выступлением та же история.
Успешное выступление – это встреча спикера, человека говорящего, с аудиторией. Встреча, на которой он смог донести главную мысль так, чтобы ее восприняли максимально корректно, чтобы она в полной мере дошла до слушателя, чтобы его правильно поняли. И чтобы мероприятие закончилось, а послевкусие от человека осталось.
Успех, безусловно, зависит от подготовки, от понимания для чего тебе это надо, кто твоя аудитория. Даже если вы выступаете с одной и той же темой 20 лет, вы каждый раз делаете это перед разной аудиторией.
Проблема в том, что в большинстве своём люди выступают как «на арене цирка» под барабанную дробь: жонглируют белками, катаются на моноколесе и пытаются заслужить одобрение, произвести впечатление. Очень редко спикер общается с аудиторией на уровне диалога, даже если аудитория не может ответить, как, например, в формате TED.
Спикер может и должен быть в контакте со слушателями. Ты будто приходишь на свидание с мыслью: «Я хочу, чтобы мы понравились друг другу. Я готовился к этой встрече и надеюсь, что тебе будет со мной классно. Но я приму, если этого не произойдёт». Как только мы перестаем ожидать похвалы, случается контакт равного с равным.
Оцените аудиторию по двум параметрам. Информированность – насколько они погружены в проект и осведомлены о нем. Мотивация – насколько они хотят углубляться, нужно ли им это.
Разместите их по осям системы координат: Х – информированность, Y – мотивация. У каждого показателя есть два полюса: плюс и минус. Получится 4 квадранта. Важно понять, какой аудитории будет больше и чем вы будете цеплять тот или иной квадрант.
Например, информированность+, мотивированность+ – это ваши коллеги, которые эксперты в теме и при этом у них высокий уровень мотивации, они хотят узнать больше. И это идеальная аудитория, поэтому их можно привлекать к активности, им нужно передавать слово, они будут поддерживать вас и работать на то, чтобы выступление сложилось. Они будут вашей группой поддержки в некотором смысле.
Обратная противоположность – это не информированная и не мотивированная аудитория. Они могли случайно оказаться в зале и теперь будут мешать, разлагать обстановку, отвлекать вас и других участников, портить общий фон, общую динамику. Если нет возможности от них избавиться, нужно вовлекать. К ним стоит обращаться, втягивать в практику. Например, давать роли: следить за временем, фиксировать нарушения или отступления от правил.
Если вы этого не сделаете, то рискуете попасть в ловушку слишком сложной подачи. Вы любите свой предмет и хотите, чтобы люди видели его таким же. Но так не бывает. Нужно рассказывать понятно.
Понятно не значит примитивно. Понятно – это максимально приближенно. Если вы можете рассказать об устройстве вселенной на примере корзины с фруктами, это идеально, потому что нас всегда слушают люди с разным уровнем подготовки. И важно говорить на языке своей аудитории.
Есть волшебная вещь – закон края. Мы лучше запоминаем мысли, идеи, слова, расположенные в самом начале и в самом конце выступления и речи. В начале вы свежи для аудитории, она настроена, у нее есть энергия, она готова слушать. В финале слушатели уже подустали, но собираются с силами для осмысленного завершения. И здесь тоже есть возможность вторгнуться в их ментальное пространство и оставить свой след.
Подумайте, чем вы начинаете и как заканчиваете. Это могут быть цифры статистики, это может быть ваша мысль по теме выступления в стиле «пока ехал, я думал» или «я вспомнил этим утром».
Старый добрый закон Миллера гласит, что кратковременная память может удерживать синхронно 7±2 объектов, будь то цифры, знаки, фото, фамилии, слова, концепты. По последним данным, человеку сложно удерживать 79579, комфортнее – 357. Мы идем по нисходящей, потому что информации слишком много. Позаботьтесь о том, чтобы слушатель спокойно ориентировался в информации, и она его не перегружала.
Не довольствуйтесь методом «поднимите руки те, кто». Устройте групповую работу, расскажите случай из жизни, который связан с темой выступления. Основная задача – зафиксировать и удерживать внимание аудитории.
Добавьте в выступление информацию по теме денег, любви, жизни и смерти, экстремальных или экстраординарных событий, чего-то удивительного или милого, угрожающего или вызывающего эмоции. Людям всегда интересно, кто сколько заработал, сколько денег было вложено и сколько можно было бы купить на эту же сумму телефонов или машин. Людей всегда цепляет что-то душевное, человеческое: истории про детей и родителей, конфликты. Людей увлекают истории провалов.
Сегодня мало быть просто профи – информацию можно найти в Гугл. Но там нет одного – вас! Если вы дадите людям эмоции, если они благодаря вам удивляются, восхищаются, если почувствуют себя таким как вы или чем-то лучше вас – считайте, что контакт случился, и они уже на вашей стороне.
Будьте ближе и проще. Конечно, не стоит опускаться до полоскания собственного белья, но можно рассказывать о себе, о своих слабостях, о провалах. Не нужно делать из себя идеальную картинку. В Штатах есть популярный жанр FuckUp Nights, когда на сцену выходит спикер и рассказывает свою историю серьёзного провала и как он из него выбирался.
Тем эти истории и ценны: вы рассказываете о себе в контексте некого преодоления и демонстрируете, что у вас есть для этого знания и инструменты. То есть вы надежны, вам можно доверять.
Если вы плохо говорите, если не можете связать двух слов, вы просто не пройдете фейсконтроль. Такие люди попадают в разряд «второгодников» и тех, кто плохо учился в школе, мало читал. Значит, с вами не о чем говорить. Чтобы избежать этой участи, обязательно прокачивайте ораторские навыки.
Если мы берем в расчет не только выступление, но и в целом коммуникацию, то это возможность быть на виду. Человек, которого видят и знают, вызывает больше доверия. Поэтому любое наше публичное появление – это сообщение о том, что к нам стоит присмотреться.
Когда мы выступаем, мы будто говорим: «Так, друзья, я открыл рот и знаю, что мне сейчас прилетят не только плюшки, но и тапки. И я к этому готов. Я вообще смелый парень/смелая девушка». И да, вы можете волноваться в этот момент, но ничего страшного не произойдёт.
Результатом будет и уверенность в себе, и рост в карьере. Человек может запустить свои консультации, будучи в найме. Или уйти из найма в онлайн. Вы можете выступать на конференциях, где вас заметят и предложат работу. Участницу одного из моих проектов увидели на форуме по маркетингу и предложили ей написать книгу. Никто не мог подумать, что в числе сотен зрителей будут ребята из издательства. Сейчас книга на стадии проработки.
Плюс, это всегда про смелость. Когда мозг запечатлевает картину вас могущего, это воодушевляет, вы себя еще больше уважаете и смелее идёте дальше. Девушка с моего курса недавно выступала перед 250 людьми. Это была трансляция масштабного проекта в её городе. После она сказала: «Я впервые почувствовала себя звездой». Не потому что ее по телевизору показали, а в плане уверенности: я могу и мне можно.
Результат тренировки – накачанные мышцы. Результат публичного выступления и вообще работы с речью – контакт с аудиторией и ее ангажирование, привлечение на свою сторону. Благодаря тому, что мы доносим свои мысли корректно, правильно, понятно, не расплескав.
ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
Публичная речь — это главная составляющая ораторского искусства. Она потребуется ораторам для грамотного воздействия на слушателя, то есть для внушения и убеждения в какой-либо информации. Публичные выступления — это процесс, который состоит из произношения подготовленной речи, пассивно оказывающей влияние на аудиторию. Чтобы выступать перед публикой и иметь у нее авторитет, следует составлять грамотный и четкий текст, который будет иметь четкую структуру, логическое завершение, а также следить за своей интонацией в ходе мероприятия, помнить о грамотной самопрезентации.
Грамотные публичные выступления состоят из диалогов и монологов. Эти элементы помогают выстроить лаконичную речь. Диалог разбавляет монотонный текст, привлекает внимание слушателей. Монолог же помогает уловить основной посыл речи. Чтобы публичные выступления оказались удачными, оратор должен обладать определенными навыками и качествами, которые предусматривает ораторское искусство:
Подобного рода речи помогают повысить уровень своего профессионализма, развить уверенность в себе и харизму, улучшить самопрезентацию. Однако умение грамотно держаться на сцене и четко формулировать свои мысли подвластно не каждому человеку. Но ораторскому искусству публичных выступлений вполне можно научиться, если регулярно тренироваться и выполнять несложные упражнения, связанные с тренировкой речи.
Виды и методы выступлений
Публичные выступления классифицируют на следующие виды в зависимости от особенностей произносимой речи:
Особенности публичных выступлений
Публичные выступления имеют свои особенности с точки зрения психологии. Они заключаются в контакте между оратором и его слушателями. Две стороны коммуникации непрерывно связаны между собой. Их отношения носят субъективно-объективный характер, они приводят к косвенному сотрудничеству. Речь оратора отличается рядом своих особенностей, которые должен знать каждый автор, делающий овладеть ораторским искусством:
Требования к ораторскому выступлению
Публичные выступления выдвигают ряд определенных требований к ораторам, желающим оказывать устное влияние на толпу людей. Чтобы выступать перед публикой, им первым делом необходимо научиться произносить тексты в различных стилях. Для каждой публики нужен индивидуальный подход, поэтому выступающий должен уметь подстраиваться под настроение граждан и тематику выступления. Ораторское искусство имеет общие приемы и требования для чтения речей:
Правила выступлений перед публикой
Публичные выступления включают в себя ряд определенных правил, помогающих ораторам достичь продуктивного результата и улучшить свои речевые навыки. Чтобы выступать перед публикой, нужно помнить о следующих моментах:
Публичные выступления подразумевают анализ поведения слушающих речь граждан после окончания программы. Оратору необходимо проследить за их настроением, наличием дополнительных вопросов, мимикой. Анализ происходящего поможет провести работу над ошибками и улучшить свои навыки ораторского искусства.
Типичные ошибки начинающего оратора
Грамотные публичные выступления — это не только четкое следование представленным правилам, но и анализ распространенных ошибок. Чтобы выступать перед публикой и пользоваться у нее авторитетом, нужно знать о распространенных ошибках многих авторов, пытающихся освоить ораторское искусство, которые приводят к потере интереса со стороны слушателей:
Хотите тоже уверенно чувствовать себя на публике?
Приглашаем на наш курс интенсив Мастерство публичного выступления!
Виды, особенности и правила публичного выступления
Главной составляющей ораторского искусства является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.
Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.
Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.
Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:
Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.
Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.
Виды и методы публичного выступления
Различают следующие виды публичной речи:
Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления:
Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики.
Особенности публичной речи
Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно — субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.
Речь оратора имеет ряд особенностей:
Требования и технология публичного выступления
Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.
Общие приемы и требования к публичному выступлению:
Техника публичного выступления включает в себя 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучшего результата в ораторской деятельности. Она понадобится для написания правильной речи и удачной ее интерпретации.
Технология публичного выступления:
Выступив перед публикой, не останавливаемся на полученном результате, выполняем анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующий необходимый анализ речи: структура текста, тон произношения, интонация, структура речи, интерес публики к оратору.
Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.
10 основных ошибок начинающего оратора
Мастерство публичного выступления заключается в изучении частых ошибок других мастеров красноречия. За многовековую историю красноречия специалисты изучили распространенные ошибки публичного выступления опытных и начинающих ораторов. Научиться профессиональной ораторской деятельности, используя приемы и советы в общении опытных людей намного прочее, чем самостоятельно пройти длинный путь проб и ошибок.
Выделяют 10 ошибок начинающего оратора:
Для того чтобы лучше изучить искусство публичной речи для начинающего оратора пригодятся работы следующих авторов:
Дейл Карнеги выпустил книгу в 1956 году. Она стала дополнением к выпущенным в свет работам по мастерству публичного выступления. Книга содержит приемы, правила, упражнения для удачной профессиональной ораторской деятельности. Дейл Карнеги американский писатель, знаток красноречия, его книга пригодится как для начинающего, так и опытного оратора.
Игорь Родченко специалист по речевым коммуникациям, директор известной тренинговой речевой компании, ведет тренинг публичного выступления, является заведующим кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского университета. Книга «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления» Игоря Родченко содержит главные вопросы по психологии публичного выступления, а также взаимодействия участников коммуникации и влияния на аудиторию.
В своей книге Иванова С. Ф. раскрывает вопросы в общении между публикой и оратором, описывает стратегию, приемы речи, ее языковые средства. Книга поможет научиться правильно, говорить, вести себя перед аудиторией, раскрывает особенности выступления на публике.
Искусство публичных выступлений может пригодиться в любой момент, даже если это не связано с вашей профессиональной деятельностью. Каждый день мы рассказываем друг другу какие-то истории или пытаемся убедить кого-то в чем-то. Способность грамотно и ясно выражать свои мысли и желания говорит о том, что вы развитый и общительный человек, которого интересно слушать.
Как грамотно донести свою мысль до аудитории
Публичное выступление — это общение с аудиторией. В публичном выступлении — будь то доклад, лекция или сообщение, связанное с передачей информации более или менее широкой аудитории и пр. — перед выступающим всегда стоит задача изложить свой материал таким образом, чтобы вызвать интерес у слушателей, облегчить им понимание сообщаемой информации и способствовать лучшему ее запоминанию. Для этого нужно соблюсти ряд принципов информирования. Имеется ряд условий, которые влияют на успешность публичного выступления. О них и пойдет речь далее.
В публичном выступлении — будь то доклад, лекция или сообщение, связанное с передачей информации более или менее широкой аудитории и пр. — перед выступающим всегда стоит задача изложить свой материал таким образом, чтобы вызвать интерес у слушателей, облегчить им понимание сообщаемой информации и способствовать лучшему ее запоминанию. Для этого нужно соблюсти ряд принципов информирования.
К методам информирования слушателей в процессе публичного выступления относятся повествование, описание, использование определений, объяснение, разъяснение.
1. Повествование. Повествованиями называются рассказы или истории, построенные вокруг некой центральной мысли и заканчивающиеся развязкой, которая и придает всему рассказу смысл и интерес. Основная цель повествования — преподнести заложенный в нем смысл настолько красочно, чтобы слушатель запомнил его именно благодаря форме изложения. Это достигается следующими приемами:
2. Описание — это рассказ о том, что из себя представляет данный объект. При описании важно умение подметить характерные детали предмета и красочно их передать. Для многих людей описание оказывается сложной задачей, так как они не привыкли использовать развернутые образные описания в повседневной жизни.
3. Определение — это объяснение значения слов. Умение давать определения является одним из основных показателей эффективной коммуникации, помогая аудитории понять и соотнести между собой ключевые понятия речи. Используются как краткие, так и развернутые определения.
4. Объяснение процессов. Это рассказ о том, как можно что-то сделать, изготовить или как нечто работает. Объяснение может сопровождаться демонстрацией (непосредственным выполнением) необходимых действий и операций, например как пользоваться чем-то, как что-то изготовить и т. д. При этом могут использоваться видеозаписи этих действий. Во время демонстрации нужно говорить медленно, часто повторяя основные идеи.
5. Разъяснение. Это специфичный вид объяснения, целью которого является обеспечить понимание определенной идеи, для более глубокого раскрытия которой требуется обращение к внешним источникам.
Публичное выступление — это общение с аудиторией. Поэтому перед выступлением нужно собрать сведения о тех, перед кем предстоит выступать. Одно дело — выступать с научным докладом перед коллегами, т. е. подготовленной аудиторией, другое дело — перед учащимися, т. е. неподготовленной для понимания научных терминов аудиторией. Оценка аудитории включает:
Результаты этой оценки помогут выступающему отобрать подходящие примеры, организовать и представить свою речь в форме, удобной для слушателей.
Сбор демографических данных нужен для того, чтобы определить, какой контингент преобладает среди слушателей, следовательно, на кого нужно больше ориентироваться. При этом учитываются возраст, пол, уровень образованности, социальная принадлежность, вероисповедание.
Однажды автор выступал с лекцией для руководителей предприятий г. Кохтла-Ярве. В качестве примера доминантного состояния при ожидании чего-то (концентрации внимания) я привел пример о щуке, сидящей в заводи и ждущей, когда мимо проплывет карась. Этот пример очень понравился слушателям, поскольку большинство из них, как оказалось, были заядлыми рыбаками. В результате моя лекция была воспринята очень хорошо.
Учет обстановки выступления
Оценка того места (обстановки), где предстоит выступать, подскажет, как лучше справиться с ожиданиями слушателей и какую выбрать манеру произнесения речи. Такая оценка включает в себя следующие пункты.
Вербальная и визуальная адаптация
Для успешного выступления необходимо установить контакт и взаимопонимание с аудиторией, т. е. адаптироваться к ней. Адаптация к аудитории включает в себя:
1. Достижение взаимопонимания. Это понимание того, что оратор и аудитория располагают одними и теми же сведениями, а также испытывают похожие эмоции и имеют общий опыт. Достичь этого можно, используя личные местоимения («вы», «нам», «мы», «наше»), задавая риторические вопросы (они стимулируют активность аудитории, а когда слушатели участвуют в разговоре, они лучше понимают его содержание), делясь общими переживаниями (рассказывая случаи из личного опыта, которые показывают, что вы и ваши слушатели имеете много общего), персонифицируя информацию, т.е. относя ее к слушателям, чтобы они поняли, что она имеет отношение и к ним тоже.
2. Привлечение и поддержание интереса аудитории. Эта задача решается путем использования четырех принципов: своевременности, близости, серьезности и живости.
Оратору, готовящемуся к выступлению, нужно усвоить предстоящую речь, а не запомнить ее. Запоминание речи предполагает ее многократное повторение, пока текст не запоминается слово в слово. Усвоение речи предполагает понимание идей, содержащихся в ней, а также возможность иной словесной формулировки идей.
3. Адаптация к уровню понимания аудитории. Важно, чтобы преподносимая слушателям информация была доступна их пониманию. При этом лучше ошибиться в сторону недооценки знаний аудитории, чем в сторону переоценки. Правда, может оказаться, что часть слушателей обладают необходимыми знаниями для понимания вашего сообщения, и при ориентации на несведущих может возникнуть ситуация, будто вы оскорбляете знающих подозрением в их невежестве. Чтобы избежать двойственности своей позиции, рекомендуется вначале сделать обзор основных (базовых) положений в форме напоминания слушателям о том, что они уже знают: «Как вы помните…», «Как мы знаем…» и т. п. В этом случае и овцы будут целы, и волки будут сыты.
Даже если слушатели обладают необходимыми базовыми знаниями, все равно нужно подумать над способом представления новой информации, который будет способствовать ее пониманию, используя для этого определения, описания, сравнение и приведение примеров.
4. Формирование позитивного отношения аудитории к себе как оратору. Как этого добиться? Нужно хорошо подготовиться к выступлению, так как аудитория всегда инстинктивно чувствует, когда оратор «скользит по поверхности», не обладает глубиной проработки излагаемого вопроса. Следует показать аудитории наличие вспомогательного и подкрепляющего материалов: многих хороших примеров, иллюстраций и подходящих случаев из личного опыта. Положительно влияет и рассказ о личном участии докладчика в том, о чем он говорит. Это создаст у слушателей впечатление о практическом понимании оратором излагаемой проблемы.
Доверие слушателей вызовет этичное поведение оратора. В основе этичной убеждающей речи лежат четыре правила:
Кроме того, успех выступления будет зависеть от частоты визуального контакта оратора с аудиторией. Чем чаще оратор смотрит на аудиторию, тем более квалифицированным, осведомленным и опытным, а также более честным и дружелюбным его считают.
Что дает поддержание постоянного зрительного контакта с аудиторией:
Оратору нужно создать у аудитории хорошее мнение о себе как личности. Этому будут способствовать соответствующая аудитории одежда, улыбка и доброжелательный тон голоса. Важно следить за выражением лица. Слушатели негативно реагируют на каменное выражение лица, постоянные гримасы и сердитые взгляды. Поза оратора тоже имеет значение. Прямая осанка и расправленные плечи во время выступления говорят аудитории об уравновешенности оратора. Сутулящиеся ораторы могут производить неблагоприятное впечатление: казаться не слишком уверенными в себе или беспечными. Необходимо избегать раскачивания, переступания с ноги на ногу или хождения из одного конца помещения в другой. В начале речи нужно стоять прямо на обеих ногах. Негативно влияют на внимание слушателей почесывание носа и рук, снимание и надевание очков.
5. Адаптация к установкам (мнениям) аудитории. Оратору важно представлять установку слушателей на его сообщение: положительна ли она, отрицательна или нейтральна. В случае отрицательного отношения нужно показать, почему данная тема важна для слушателей.
Если аудитория имеет положительную установку на то, что будет говорить оратор, то ему нужно поставить перед собой цель укрепить эту установку и предложить четкую и конкретную программу действий, вокруг которой слушатели могут сплотиться.
При отсутствии у слушателей определенного мнения целью оратора становится сформировать его или убедить их действовать. Если аудитория не имеет никакого мнения, потому что она не информирована, оратор, прежде чем формировать у нее определенное мнение, должен дать достаточно информации, которая поможет слушателям понять суть дела. Нейтральная аудитория способна рассуждать объективно и воспринимать разумные доводы. Поэтому стратегия оратора должна включать представление наилучших из возможных аргументов и подкрепление их самой лучшей информацией, имеющейся у него.
Если слушатели не имеют никакого мнения, потому что обсуждаемый вопрос им безразличен, усилия оратора должны быть направлены на то, чтобы сдвинуть их с этой позиции. Для этого надо чаще использовать материал, обращенный к нуждам слушателей.
Если слушатели стоят на позиции умеренного несогласия с предложением оратора, то он может вполне прямо приводить им свои аргументы в надежде, что их весомость заставит аудиторию перейти на его сторону. Другая часть стратегии оратора должна состоять в том, чтобы ослабить установку слушателей и при этом не вызвать их враждебности. Для этого надо излагать материал объективно и представлять дело достаточно ясно, чтобы слегка несогласные с оратором люди захотели обдумать его предложение, а полностью несогласные хотя бы поняли его точку зрения.
При враждебно настроенной аудитории ожидать полного переворота в установках слушателей не приходится. Поэтому лучше приступить к теме издалека или выступить со скромным предложением, призывающим лишь немного изменить позицию слушателей. Это может по крайней мере заставить слушателей задуматься о том, что сообщение оратора может иметь какую-то ценность. Позже, когда идея уже «пустит корни», оратор может предложить аудитории продвинуться еще дальше.
Eвгeний Пaвлoвич Ильин, доктор психологических наук, профессор Российского государственного университета им. А.И. Гepцeна, заслуженный деятель науки РФ