31 царь царства цинь
Первый император Китая и его терракотовая армия
Тема: История
Цинь Шихуан-ди ( Qín Shǐ Huáng-dì, буквально: «Первый император Цинь»; 259 до н. э.—210 до н. э.) — правитель царства Цинь (с 246 г. до н. э.), положивший конец многовековой эпохе Воюющих Царств.
К 221 г. до н. э. он установил единоличное господство на всей территории Внутреннего Китаяи вошёл в историю как правитель первого централизованного китайского государства.
Основанная им династия Цинь, планировавшая править Китаем на протяжении 10 тысяч поколений, была свергнута через несколько лет после его смерти.
Рожденный властвовать
Настоящее имя первого императора династии Цинь было Ин Чжэн (Ying Zheng). Он родился в 259 году до нашей эры, в Ханьдане, княжество Чжао. По одной из версий, его отец Чжуансян (Zhuangxiang) жил там в качестве заложника. При рождении мальчику дали имя Чжэн, что означает «первый». Его мать была наложницей, которая до этого состояла в связи с влиятельным придворным Люй Бувэем (Lü Buwei). Именно благодаря интригам последнего Чжэн унаследовал престол. Так что слухи, что Люй Бувэй и был подлинным отцом Чжэна, возникли вполне обоснованно.
В другой версии Люй Бувэй как основная движущая сила императорских интриг тоже присутствует. Но во втором варианте истории он лишь помог возвышению отца Ин Чжэна, а сам стал премьер-министром царства. Так что в 13 лет Ин Чжэн занял престол уже по праву престолонаследия. Как бы там ни было, но на самом деле вся власть была сосредоточена в руках того же Люй Бувэя и вдовствующей императрицы. Прошло еще 9 лет, прежде чем Ин Чжэн стал полноправным и единоличным правителем. Он тут же обвинил Люй Бувэя в подготовке мятежа и отправил в ссылку.
С самого начала своего царствования молодой и амбициозный Ин Чжэн отлично разбирался в военном деле. Чжэн захватил друг за другом все шесть государств, на которые в то время делился Китай. При этом он не гнушался никакими методами. В дело шло все: и создание сети шпионов, и взятки, и помощь мудрых советников. Так что очень быстро царство Цинь стало самым могущественным среди всех его окружавших государств.
Великий реформатор…
Шли годы, Ин Чжэн все больше убеждался в мысли, что война — это процесс столь же бессмысленный, сколько бесконечный. Постепенно он пришел к пониманию того, что необходимо закончить вражду между царствами. Самому могущественному на тот момент императору Ин Чжэну не стоило большого труда объединить всех в единое государство и установить единое центральное правительство. Так он стал первым в ряду многочисленных сменяющих друг друга императорских династий. Вместе с этим в Китае закончился период Сражающихся царств, который длился почти два с половиной столетия.
Казалось, что у Ин Чжэна был уникальный дар выбирать наиболее подходящих людей для назначение их на государственные должности. Под его руководством были проведены многочисленные и, что важно, успешные военные реформы и реформы в сельском хозяйстве. А к 221 году до нашей эры Ин Чжэну удалось воплотить в жизнь свою самую большую мечту. Он не только успешно провел колоссальную кампанию по объединению Поднебесной, но и стал первым носителем нового императорского титула, который просуществовал вплоть до Синьхайской революции 1911 года, то есть до конца эпохи императорского Китая.
Надо сказать, что в своих политических воззрениях Ин Чжэн никогда не допускал возможности федерации или просто мирного сосуществования разных государств-соседей. По его убеждениям, любое сосуществование рано или поздно все равно заканчивается войной за первенство. Идея единого государства красной нитью проходит через всю многовековую историю Китая, занимая мысли самых разных китайских мыслителей и политиков.
В периоды, когда военные столкновения и волнения разного рода сотрясали китайское общество, интеграция враждующих царство в единое государство всегда оставалась главной целей для всех правителей. Проблема была лишь в том, вокруг какой власти будет происходить это объединение, кто именно из исторических личностей возьмет на себя благородную миссию объединителя нации.
Для Ин Чжэна объединение враждующих царств в единое сильное государство было делом всей его жизни, достижением, которое, по его мнению, могло бы быть сопоставимо лишь с делами его легендарных предшественников, императоров Сань Хуана (San Huang) и У Ди (Wu Di). Именно поэтому в своем новом, императорском титуле Ин Чжэн решил объединить их имена — Хуанди (Huangdi), что в буквальном переводе обозначает «император императоров». Этот титул был призван подчеркнуть единовластие правителя нового типа. Так что сам Ин Чжэн с тех пор стал называться Цинь Хуанди (Qin Huangdi) или Цинь Ши Хуанди (Qin Shi Huangdi) или Цинь Шихуан, что как раз в буквальном переводе и означало «первый император». Цинь Ши Хуанди мечтал, что основанная им династия Цинь будет править Китаем на протяжении 10 тысяч поколений. Но реальный ход истории показал, что не все мечты сбываются, даже у императоров.
Для укрепления своей власти Цинь Шихуанди выбрал путь политико-административных реформ. Первостепенной задачей он определил усиление эффективности государственного управления. Для этого Цинь Шихуанди заменил иерархическую вассальную систему на новую административную структуру. Все царство было разделено на 36 префектур-военных округов, которые в свою очередь были также разделены на более мелкие административные единицы.
В центральном правительстве Цинь Шихуанди были 12 министров, которые непосредственно подчинялись самому императору. Большинство военачальников и глав администраций также назначались лично императором. Соответственно, император мог и отрешить всех их от должности. Такая система государственного управления обеспечивала Цинь Шихуанди тотальный контроль как за военной, так и гражданской администрацией. И нельзя не отметить, что эта система государственного администрирования существовала в императорском Китае на протяжении следующих почти двух тысячелетий.
Времена правления Цинь Шихуанди отмечены значительными изменениями и в других сферах общественной жизни и культуры. При нем были унифицированы системы мер и весов, введена единая денежная система. Были упразднены разрозненные системы иероглифов покоренных царств.
Император Цинь Шихуанди полагал, что сельское хозяйство и торговля должны стать ключевыми элементами в процессе общественного развития. Соответственно, он уделял этим сферам экономики самое пристальное внимание. При Цинь Шихуанди была создана единая сеть дорог, которая объединила отдаленные региона страны с центром. Это также способствовало бурному экономическому и культурному развитию империи.
… и жестокий диктатор
Но несмотря на столь впечатляющие достижения, Цинь Шихуанди вовсе не был правителем-благодетелем. Скорее наоборот, он был жестоким и деспотичным тираном. Цинь Шихуанди был последователем такого философского учения, как легизм. Его ближайшим помошником был легист Ли Сы (Li Si ), ученик великого Сюнь-цзы (Xun Zi).Основной идеей этой философской школы было равенство всех перед Законом и императором — Сыном Неба. Следствием этого являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам. То есть любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Однако на деле легисты прославились тем, что когда они приходили к власти, то устанавливали крайне жестокие законы и наказания. Это и произошло в империи Цинь Шихуанди.
Цинь Шихуанди взял на вооружение основной тезис легизма: культ закона, а точнее, административных распоряжений правителя, который обладал безграничной властью. На этой основе он выстраивал тоталитарное общество, где любая оппозиция власти рассматривалась как тяжкое преступление, заслуживавшее смертной казни. Любое инакомыслие жестоко подавлялось, многие диссиденты были убиты.
Как правило, их трагическую судьбу разделяли и их близкие. Всё проводилось самым жестоким образом. В лучшем случае, в качестве наказания за свободомыслие человека ссылали в самые отдаленные и глухие районы страны. В список запрещённых внесли трактаты, подвергавшие сомнениям философию, которая была принята самим императором как единственно верная. Сожжение книг на городских площадях стало обычным делом.
Но это всё меркнет перед событиями в Сяньяне, где по приказу императора 460 последователей учения Конфуция были заживо закопаны в землю.
В продолжение последних десяти лет своей жизни император редко бывал в своей столице. Он всё время инспектировал различные уголки своей державы, принося жертвы в местных храмах, сообщая местным божествам о своих достижениях и возводя стелы с самовосхвалениями.
Великая стена и величественная гробница
Грандиозные строительные проекты императора ложились тяжким грузом на плечи простых людей. Император задумал построить оборонительные сооружения, которые защитили бы империю от набегов кочевых племен и одновременно были бы знаком единения страны. Сотни тысяч людей были отправлены на строительство того, что впоследствии получило название Великой китайской Стены. По разным данным, на этой стройке от лишений и непосильного труда умерли почти 70% всех вовлеченных в этот проект рабочих.
Между тем, сам император Цинь Шихуанди мечтал о бессмертии. В поисках этого эликсира император погубил немало времени и сил и умер, не дожив до 50 лет. Но он успел построить собственную гробницу, а в 1,5 км к востоку от неё закопал «военный лагерь», состоящий из терракотовых солдат.
Первоначально Шихуанди собирался захоронить живьём 4000 воинов для охраны богатств своего мавзолея, но такой варварский поступок мог вызвать бурю народного возмущения. Тогда император приказал изготовить глиняную армию, которая будет сопровождать его в загробном мире. Так было создано по меньшей мере 8099 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей.
Приказ о строительстве мавзолея был отдан им еще в 13 лет, т.е. едва он занял трон. Как и сооружение Великой китайской стены, это строительство продолжалось не один год и унесло не одну сотню жизней строителей. А те из них, кто сумел выжить, в результате были похоронены вместе со своим императором. Это было не столько честью, сколько мерой предосторожности, чтобы никто не мог выдать тайну местонахождения последнего приюта императора. Также вместе с императором были похоронены все его жены, которые не смогли родить ему наследников.
И эти меры предосторожности оказались весьма эффективными. Во всяком случае, мавзолей Цинь Шихуанди был обнаружен лишь в 1974 году, причем совершенно случайно. А вход в мавзолей не найден до сих пор. Целый ряд историков выражают сомнение, что найденное захоронение — действительно мавзолей Цинь Шихуанди. Но подтвердить или опровергнуть свои сомнения они до сих пор не могут. Согласно историческим хроникам, захоронение было заполнено ртутью, так что всякое проникновение может стать смертельно опасным для решившихся нарушить вечный покой императора.
Поиски бессмертия
Сохранилась легенда, что Цинь Шихуанди отправил одного из своих слуг на поиски секрета бессмертия. Слуга по имени Сюй Фудун (Xu Fudong) в сопровождении тысячи юношей и девушек отправился в плавание на восток. И они никогда больше не вернулись в Китай, возможно, потому, что боялись императорского гнева и наказания за невыполненное поручение. Но они высадились на далеком острове и стали жить там, вдали от родных берегов. Так, если верить древней легенде, появились Япония и японцы.
Так и не раскрыв тайну бессмертия, Цинь Шихуанди умер в 210 году до нашей эры. Не суждено было исполниться и его мечтам о вечности основанной им династии.
Смерть Цинь Шихуана наступила во время поездки по стране, в которой наследник Ху Хай его сопровождал вместе с начальником канцелярии евнухом Чжао Гао и главным советником Ли Сы.
Перед смертью Цинь Шихуан послал письмо своему старшему сыну Фу Су с завещанием, оставляя ему империю и указанием встречать траурный кортеж. Чжао Гао, будучи начальником канцелярии, должен был поставить на письмо печать и отправить. Он задержал отправку письма, и письмо так и не дошло до адресата.
Сразу же после его смерти борьбу за трон начали все те, кого он в свое время от этого трона отодвинул. Так что все семейство Цинь Шихуанди было уничтожено, и к 206 году до нашей эры эпоха династии Цинь закончилась.
Если вы хотите получать больше статей, подобно этой, то кликните Recommend ниже.
Цинь Ши Хуан
Содержание
Ранние годы
Ин Чжэн родился в 259 году до нашей эры, в Ханьдане (в княжестве Чжао), где его отец Чжуан Сянван был заложником. При рождении ему было дано имя Чжэн («первый»). Матерью его была наложница, прежде состоявшая в связи с влиятельным придворным Люй Бувэем. Именно благодаря интригам последнего Чжэн унаследовал престол, что породило слухи, что Люй Бувэй — подлинный отец Чжэна.
Когда в 13 лет Чжэн стал циньским правителем, его государство уже было самым могущественным в Поднебесной. Всё шло к объединению Китая во главе с династией Цинь. Государства Среднего Китая смотрели на Шаньси (горная северная страна, служившая ядром циньских владений) как на варварскую окраину. Государственное устройство царства Цинь отличали мощная военная машина и многочисленная бюрократия.
До 238 г. Чжэн считался несовершеннолетним, а всеми делами заведовал Люй Бувэй как регент и первый министр. В эти годы будущий император впитал популярную при дворе тоталитарную идеологию легизма, наиболее ярким представителем которого в то время был Хань Фэй. Когда Чжэну было 22 года, он приказал казнить любовника своей матери, а Люй Бувэя по подозрению в подготовке мятежа отправил в ссылку.
В последующие годы Чжэн захватил друг за другом все шесть государств, на которые в то время делился Китай. При этом он не гнушался никакими методами — ни созданием сети шпионов, ни взятками, ни помощью мудрых советников, первое место среди которых занял Ли Сы. В 32 года он овладел тем княжеством, в котором родился, тогда же умерла его мать. В следующем году был пойман убийца, подосланный князем Янь Данем. В 39 лет Чжэн впервые в истории объединил весь Китай и принял тронное имя Цинь Ши Хуан.
Титул первого императора
Собственное имя Ин Чжэн было дано будущему императору по названию месяца рождения (正), первого в календаре, ребенок получил имя Чжэн (政). В сложной системе имен и титулов древности имя и фамилия не писались рядом, как это имеет место в современном Китае, поэтому собственно имя Цинь Ши Хуана крайне ограничено в употреблении.
Беспрецедентное могущество правителя имперской эры потребовало введения новой титулатуры. Цинь Шихуанди буквально означает «император-основоположник [династии] Цинь». Старое наименование ван, переводимое как «монарх, князь, царь», было уже не приемлемо: с ослаблением Чжоу титул вана подвергся девальвации. Первоначально термины Хуан («властитель, августейший») и Ди («император») употреблялись порознь (см. Три властителя и пять императоров). Их объединение было призвано подчеркнуть единовластие правителя нового типа.
Созданный таким образом императорский титул просуществовал до Синьхайской революции 1912 года, до самого конца имперской эры. Его употребляли как те династии, власть которых распространялась на всю Поднебесную, так и те, которые только стремились к воссоединению её частей под своим началом.
Правление объединённым Китаем
Колоссальная кампания по объединению Поднебесной была завершена в 221 г., после чего новый император провел ряд реформ для закрепления завоеванного единства: под лозунгом «все колесницы с осью единой длины, все иероглифы — стандартного написания» была создана единая сеть дорог, упразднены разрозненные системы иероглифики покоренных царств, введена единая денежная система, а также система мер и весов.
Столицей империи был избран Сяньян в исконных циньских владениях, неподалёку от современного Сианя. Туда были переведены сановники и вельможи всех завоёванных государств. С тем, чтобы подавить центробежные тенденции на местах, империю разделили на 36 военных округов. В знак единения были снесены оборонительные стены, разделявшие прежние царства. Только северная часть этих стен была сохранена, ее отдельные отрезки были укреплены и соединены между собой: таким образом новообразованная Великая китайская стена отделила Серединное Государство от варваров-кочевников.
В продолжение последних десяти лет своей жизни император редко бывал в своей столице. Он всё время инспектировал различные уголки своей державы, принося жертвы в местных храмах, сообщая местным божествам о своих достижениях и возводя стелы с самовосхвалениями. Объездами своих владений император положил начало традиции монарших восхождений на гору Тайшань. Он же первым из китайских правителей вышел на морской берег.
Как можно понять из «Ши цзи» ханьского историка Сыма Цяня, больше всего императора беспокоили мысли о грядущей смерти. Во время своих странствий он знакомился с кудесниками и ведунами, надеясь выведать у них тайну эликсира бессмертия. В 219 г. он направил на его поиски экспедицию к островам Восточного Моря (возможно, в Японию). Конфуцианские учёные видели в этом пустое суеверие, за что жестоко поплатились: как гласит предание, император велел закопать 460 из них живыми в землю. В 213 г. Ли Сы убедил императора сжечь все книги, за исключением тех, что трактовали о сельском хозяйстве, медицине и гаданиях. Кроме того, были пощажены книги из императорского собрания и хроники циньских правителей (см. en:Burning of books and burying of scholars).
В последние годы жизни, разочаровавшись в перспективе обретения бессмертия, Цинь Шихуан всё реже объезжал пределы своей державы, отгородясь от мира в своём огромном дворцовом комплексе. Избегая общения со смертными, император ожидал, что в нём будут видеть божество. Вместо этого тоталитарное правление первого императора порождало растущее с каждым годом число недовольных. Раскрыв три заговора, император не имел оснований доверять никому из своих приближённых. Умер он в 210 или 209 году во время очередного объезда своих владений. Приверженцы прежних династий тут же ринулись в борьбу за делёж императорского наследства, и в 206 году всё его семейство было истреблено.
Гробница
Ничто не иллюстрирует могущество Цинь Шихуанди лучше, чем размеры погребального комплекса, который был построен еще при жизни императора. Строительство гробницы началось сразу после образования империи неподалёку от нынешнего Сианя. По свидетельству Сыма Цяня, к созданию мавзолея было привлечено 700 тысяч рабочих и ремесленников. Периметр внешней стены захоронения был равен 6 км.
Курган с захоронением первого императора был идентифицирован археологами только в 1974 году. Его исследование продолжается до сих пор, причём место захоронения императора ещё ожидает вскрытия. Курган венчало некое пирамидальное помещение, по которому, по одной из версий, душа покойного должна была подняться на небо.[1]
Для сопровождения императора в потустороннем мире было изваяно бесчисленное терракотовое войско. Лица воинов индивидуализированы, их тела прежде были ярко окрашены. В отличие от своих предшественников — например, правителей государства Шан (ок. 1300-1027 гг. до н.э.) — император отказался от массовых человеческих жертвоприношений.
Репутация
Правление Цинь Шихуана было основано на принципах легизма, изложенных в трактате «Хань Фэй-цзы». Все сохранившиеся письменные свидетельства о Цинь Шихуане пропущены сквозь призму конфуцианского мировоззрения ханьских историографов, прежде всего Сыма Цяня. Весьма вероятно, что в приводимых ими сведениях о сжигании всех книг, запрете на конфуцианство и погребении заживо последователей Конфуция отразилась конфуцианская антициньская пропаганда, направленная против легистов.
В традиционном изображении облик Цинь Шихуана как чудовищного тирана тенденциозно преувеличен. Можно считать установленным, что все последующие государства Китая, начиная с Западной Хань, наследовали ту административно-бюрократическую систему управления государством, которая была создана при первом императоре.[2]
Цинь Шихуан в искусстве
Литература
Императоры Китая
Полезное
Смотреть что такое «Цинь Ши Хуан» в других словарях:
Цинь Ши Хуан-Ди — Цинь Ши Хуан, основатель династии Цинь и первый император объединённого Китая Цинь Шихуанди (кит. 秦始皇, пиньинь Qín Shǐ Huáng; 259 210 гг. до н. э.) правитель царства Цинь (с 246 г. до н. э.), положивший конец многовековой эпохе Воюющих Царств. К … Википедия
Цинь Ши Хуан Ди — Цинь Ши Хуан, основатель династии Цинь и первый император объединённого Китая Цинь Шихуанди (кит. 秦始皇, пиньинь Qín Shǐ Huáng; 259 210 гг. до н. э.) правитель царства Цинь (с 246 г. до н. э.), положивший конец многовековой эпохе Воюющих Царств. К … Википедия
Цинь Ши Хуан-ди — Цинь Ши Хуан, основатель династии Цинь и первый император объединённого Китая Цинь Шихуанди (кит. 秦始皇, пиньинь Qín Shǐ Huáng; 259 210 гг. до н. э.) правитель царства Цинь (с 246 г. до н. э.), положивший конец многовековой эпохе Воюющих Царств. К … Википедия
Цинь-ши-хуанди — Цинь Ши Хуан, основатель династии Цинь и первый император объединённого Китая Цинь Шихуанди (кит. 秦始皇, пиньинь Qín Shǐ Huáng; 259 210 гг. до н. э.) правитель царства Цинь (с 246 г. до н. э.), положивший конец многовековой эпохе Воюющих Царств. К … Википедия
Цинь Ши-хуанди — Цинь Ши Хуан, основатель династии Цинь и первый император объединённого Китая Цинь Шихуанди (кит. 秦始皇, пиньинь Qín Shǐ Huáng; 259 210 гг. до н. э.) правитель царства Цинь (с 246 г. до н. э.), положивший конец многовековой эпохе Воюющих Царств. К … Википедия
Цинь Шихуан — Цинь Ши Хуан, основатель династии Цинь и первый император объединённого Китая Цинь Шихуанди (кит. 秦始皇, пиньинь Qín Shǐ Huáng; 259 210 гг. до н. э.) правитель царства Цинь (с 246 г. до н. э.), положивший конец многовековой эпохе Воюющих Царств. К … Википедия
Цинь Шихуан Ди — Цинь Ши Хуан, основатель династии Цинь и первый император объединённого Китая Цинь Шихуанди (кит. 秦始皇, пиньинь Qín Shǐ Huáng; 259 210 гг. до н. э.) правитель царства Цинь (с 246 г. до н. э.), положивший конец многовековой эпохе Воюющих Царств. К … Википедия
Цинь Шихцаньди — Цинь Ши Хуан, основатель династии Цинь и первый император объединённого Китая Цинь Шихуанди (кит. 秦始皇, пиньинь Qín Shǐ Huáng; 259 210 гг. до н. э.) правитель царства Цинь (с 246 г. до н. э.), положивший конец многовековой эпохе Воюющих Царств. К … Википедия
Цинь Шихуанди — Не следует путать с Хуан ди. Цинь Ши Хуан, основатель династии Цинь и первый император объединённого Китая Цинь Шихуан ди (кит. трад. 秦始皇帝, пиньинь: Qín Shǐ Huáng dì, буквально: «Первый император Цинь»), настоящее имя Ин Чжэн (кит. трад. 嬴政,… … Википедия
Цинь (династия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Цинь. История Китая Доисторическая эпох … Википедия