какое высказывание характеризует словосочетание как языковую единицу

Русский язык. 10 класс

Конспект урока

Тема: «Единицы языка. Языковая норма»

Перечень рассматриваемых вопросов

Предложение – основная единица синтаксиса, служащая целям общения.

Словосочетание – синтаксическая единица, представляющая собой сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Слово – основная единица языка, которая служит для именования различных предметов, явлений действительности и выражения отношений между ними и обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков.

Морфема – минимальная значимая единица языка.

Слог – минимальная произносительная единица речевого потока.

Звуки речи – минимальные единицы речевого потока.

Синтаксис – раздел языкознания, изучающий законы построения связной речи.

Лексика – совокупность слов, образующих словарный состав языка.

Морфемика – раздел языкознания, описывающий типы морфем, их отношения друг к другу и слову в целом.

Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуковые средства и звуковой строй языка.

Языковая норма – совокупность наиболее устойчивых языковых единиц и правил их употребления, принятых в каком-либо обществе в определённую эпоху.

Литература по теме

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009, 287 с.

Русский язык. Школьный энциклопедический словарь / Под ред. С. В. Друговейко-Должанской, Д. Н. Чердакова. СПб.: СПбГУ, 2014, 583 с.

1. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М.: Московская международная школа переводчиков, 1994, 400 с.

Материал для самостоятельного изучения

На каждом уровне языковых единиц существуют нормы, определенные лингвистами и зафиксированные в словарях. Эти нормы – весь их комплекс образует литературный язык – подвижны и изменяются со временем. Речь идет об орфоэпических (произносительных), словообразовательных, лексических, стилистических, синтаксических нормах.

В любом языке, и в русском в том числе, есть составляющие элементы, которые мы называем единицами языка. Наименьшей единицей, не обладающей значимостью, является звук. В свое время делались попытки (не лингвистами, а поэтами) придавать значимость звуку. Французский символист Артюр Рембо написал сонет «Гласные», в котором привязывал отдельные звуки к определенному значению. Русский футурИст Велимир Хлебников создал стихотворение «Слово о Эль», объясняя значение этого звука.

Когда судов широкий вес

Был пролит на груди,

Мы говорили: видишь, лямка

Однако сравнение фонетических систем разных языков свидетельствует о том, что сам по себе отдельный звук никакого определенного значения не имеет. Зато в потоке речи звуки играют смыслоразличительную роль.

Скажем, звуки [м], [мь], [ы] не значат ничего, но слово «мысли» мы отличаем от хлопьев «мюсли» именно потому, что в определенной конфигурации звуков слышим [м], а не [мь], а также [ы], а не [у]. По той же причине мы различаем слова, состоящие из одних и тех же звуков, но расположенных в разном порядке: «сокол» и «колос», например.

Итак, минимальная значимая единица языка – это морфема. К морфемам относятся корни, приставки, суффиксы и окончания. Ясно, что значимость их – разного порядка. Корень прямо обращает нас к значению слова в целом. Приставка может поменять это значение на противоположное (сравните: вход – выход), может иметь грамматическое значение (например, с помощью приставок образуются видовые пары глаголов: делать – сделать). Суффикс «рассказывает» нам о морфологии – к какой части речи относится слово (скажем, бег – это действие, но со значением предметности, а бегать – действие, выраженное глаголом) и, кроме того, может указывать на грамматические признаки слова (например, род: ученик – ученица), на то, что речь идет о профессии (строитель, переводчик), может играть формообразующую роль («л» в глаголах прошедшего времени). С помощью окончания мы узнаем всё, что нам нужно, о грамматических особенностях слова: о его принадлежности к определенной части речи, роде, числе, падеже.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Найдите соответствия между двумя множествами:

В первом множестве приведены некоторые разделы языкознания, изучаемые в школьном курсе. Обращаем внимание на то, что в учебниках раздел науки о значениях слов называется не «Лексикология», а «Лексика», однако слово «лексика» обозначает не раздел лингвистики, а словарный состав языка, поэтому мы, чтобы сделать множество более корректным, используем другое слово. Если ранжировать уровни, то ответ будет выглядеть так: единицей фонетики является звук, морфемики – морфема, лексикологии – слово, синтаксиса – словосочетание и предложение.

Прочитаем стихотворение поэта Алексея Крученых, товарища Велимира Хлебникова по футуризму, написанное так называемым «заумным» языком:

На каких уровнях языка работает поэт? Можно ли сказать, что он пишет по-русски? Приведите аргументы.

Ответ на второй вопрос однозначен и содержится в условиях: стихи написаны «заумью», в них не используются слова русского языка. Правда, в нескольких случаях возникают совпадения. Так, слово «дыр» совпадает с формой родительного падежа множественного числа слова «дыра», «вы» – с формой личного местоимения 2-го лица (именительный падеж, множественное число), «со» – с предлогом «с», который перед словами, начинающимися на согласные (например, «со мной»), иногда распространяется гласным звуком. Однако эти совпадения случайны и не являются значимыми.

Теперь отвечаем на первый вопрос. Начинаем с нижних уровней языка. Поэт работает на фонетическом уровне (в данном случае этот уровень играет ведущую роль); о морфемном уровне мы ничего сказать не можем, так как «заумь» не имеет ни морфологической, ни грамматической системы; используется лексический уровень (пробелы в тексте свидетельствуют о том, что имеются разные лексические единицы); синтаксический уровень также в наличии, потому что произведено некое высказывание, хотя смысл его остаётся непонятным.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прочитайте в следующем издании – «Русский язык. Школьный энциклопедический словарь» – статьи, фрагменты из которых использованы в «Глоссарии». Напишите академическое эссе «Для чего языку нужны единицы?».

Источник

какие есть основные языковые единицы в русском языке?

Соответствующие дисциплины отличаются друг от друга ориентацией на изучение единиц разных уровней языка:

Предметом фонетики принято считать такие единицы, как звуки речи, их признаки и классы, фонемы и отношения между ними, а также явления просодики — структуру слога, структуру такта и роль ударения в нём, правила интонации, то есть звукового оформления словосочетаний и предложений.

Аналогичным образом графика изучает свойства элементарных единиц письменной речи —графем, букв, иероглифов.

Единицами морфологии принято считать морфему и слово в их взаимоотношениях (правила построения номинативных единиц (словоформ) из простейших сигнификативных единиц (морфем) и, наоборот, членения словоформ на морфемы).

Единицами синтаксиса принято считать структуру таких конструируемых единиц языка, как свободное словосочетание (докоммуникативная конструируемая единица) и свободное предложение (коммуникативная конструируемая единица), а в последнее время — также ССЦ (сложное синтаксическое целое) и, наконец, связный текст. Мельчайшая единица синтаксиса — словоформа с её синтактикой (то есть сочетаемостными свойствами) есть инвентарная номинативная единица и в то же время максимальная единица морфологии.

Единицами семантики принято считать, с одной стороны, более простые (или даже элементарные) единицы — значения с их компонентами и различительными признаками (семами), а с другой стороны — правила, по которым из этих более простых единиц строятся более сложные содержательные образования — смыслы.

Единицами прагматики являются человеческие высказывания — конкретные речевые акты, производимые определёнными участниками общения в определённой обстановке, соотносимые с определённой реальностью, ориентированные на достижение определённых целей (в частности, на сообщение), а также общие универсальные правила создания и интерпретации высказываний.

Как можно выявить и описать единицы речи? В лингвистике используется для этой цели метод сегментации речи с опорой на смысл. (Виноградов. )

Источник

Русский язык

План урока:

Теоретические основы

Для того чтобы сделать свою речь грамотнее, всегда для начала следует знакомиться с теорией. Существуют некоторые определения и правила, которые характеризуют словосочетание как единицу языка.

В чем заключается суть словосочетания. Толкование термина

Лингвистическое значение словосочетания можно найти в различных вариациях и источниках. Но при этом суть данного термина не изменяется. Ушаков дал следующее толкование словосочетанию:

«Два или несколько слов, связанных между собой грамматически».

А вот Большой энциклопедический словарь дает немного видоизмененное определение:

«Простейшая непредикативная, в отличие от предложения, единица речи, которая образуется на основе подчинительной связи».

Самое главное, что смысл в этих терминах один. Таким образом, словосочетание – это единица синтаксиса, которая состоит из нескольких слов и имеет грамматическую связь. Слова и словосочетания имеют большое значение для русского языка, поэтому необходимо всегда правильно употреблять их в своей речи.

Часто в задании просят записать словосочетание. Сделать это не составит труда, если знать, как оно выглядит.

Красивое платье, мало счастья, сделано с любовью.

Признаки словосочетания. Отличие данной единицы речи от предложения

Также необходимо ознакомиться с характеристикой данной единицы синтаксиса. Всегда предмет и его признак становятся основой словосочетания. Это и является главной составляющей данной языковой частицы.

Главные признаки словосочетания:

Из словосочетаний в дальнейшем строится предложение. Можно сказать, что эта единица синтаксиса выступает строительным материалом, из которого потом будет сделан фундамент уже более структурному элементу – предложению.

Словосочетание и предложение сильно отличаются друг от друга. Главное свойство словосочетания – часть предложения, из которого потом строится грамматически целостное и интонационно законченное высказывание. Ранее это просто обрывки фраз. Поэтому важно отличать эти две единицы синтаксиса

Раннее утро, отправиться налегке, одинокий путешественник

Ранним утром одинокий путешественник налегке отправился в путь.

Невозможно не заметить кардинальную разницу между этими случаями. Определенные словосочетания помогают собрать из слов предложение.

Построение словосочетаний. Формулы и схемы

Чтобы никогда не ошибаться в построении этой единицы синтаксиса, достаточно запомнить одну простую схему. Построение словосочетаний и предложений значительно различаются по своей структуре. В данном случае комбинировать слова можно в различных вариациях, но принцип всегда будет следующим:

Отсюда можно выяснить, по принципу какой связи словосочетание построено и к какому виду его можно отнести.

Для начала необходимо выбрать слово, которое нужно описать. Если это небо, то к нему можно подобрать прилагательные. Светлое небо, ясное небо, лазурное небо. Также в пару к нему никто не запрещает взять другое существительное. Небо и звезды, небо и солнце. Такие комбинации можно делать со всеми предметами, явлениями и вещами, которые окружают человека. Главное помнить структуру и признаки этой единицы речи.

Характеристика словосочетаний

Эту единицу синтаксиса можно описать по различным критериям. Словосочетание имеет несколько видов и форм, которые отличают их друг от друга. Поэтому важно научиться видеть их особенности.

Виды словосочетаний. Критерии объединения в группы

Часто просят указать вид словосочетания. С этим могут возникнуть трудности, если не разобраться с характеристикой. Можно выделить различные группы, которые отражают видовую классификацию данной единицы синтаксиса.

Основные виды словосочетаний:

Таким образом, характеристика словосочетания складывается из нескольких аспектов и критериев, по которым потом можно правильно определить его вид.

Провести мероприятие. Глагольное, простое, свободное.

Пример показывает, какой вид словосочетания отражен в данном контексте.

Виды связи слов в словосочетании. Подчинительная связь

Типы связи между словами в словосочетании также играют важную роль в характеристике данной речевой единицы. Они бывают трех видов:

Рассмотрим виды связи слов более подробно

Согласование (Какой? Который? Чей?)

Обозначает признак главного слова или существенную и важную характеристику. Зависимое слово согласуется с главным в падеже, числе и роде. Синее море, кожаное платье, рваный рукав.

Управление (вопросы косвенных падежей)

Главное слово управляет зависимым и ставит его в определенный падеж. Зависимое слово изменениям не поддается. Терять друзей, закрывать окно, нести счастье.

Примыкание (как?)

К зависимым словам относятся только неизменяемые части речи, отвечающие на обстоятельственные вопросы, а также включающие местоимения их, ее, его. Его сумка, мало побегал, строго запретили.

Виды связи между словами в словосочетании позволяют определить, как одна единица подчинена другой. Это значительно облегчает построение грамотного и осмысленного предложения.

Виды подчинительной связи в словосочетаниях можно увидеть на примере:

Поздний вечер раскроет тайну, которую долго скрывала Мария.

Поздний вечер – согласование, раскроет тайну – управление, долго скрывала – примыкание.

Синтаксический разбор единицы речи

Каждый компонент языка можно разобрать синтаксически. Для этого достаточно знать простую характеристику и теоретические основы.

Образец синтаксического разбора словосочетания. Алгоритм действий

Проводить синтаксический разбор речи необходимо для установления ее главных свойств. Делать это можно со всеми частями и единицами. То же касается и предложения.

Полный синтаксический разбор словосочетания осуществляется по следующей схеме:

Таким образом, решая орфографические задачи, можно подробно расписать каждую единицу речи. Это помогает детально изучить все признаки.

Синтаксический разбор словосочетаний:

III. Грамматическое значение – предмет и его признак.

III. Грамматическое значение – действие и его признак.

Также необходимо помнить о графическом обозначении составляющих словосочетания. Они показаны в примерах. Подчеркивание играет важную роль в разборе: оно позволяет не запутаться при определении основных свойств единицы.

Теперь провести синтаксический разбор словосочетания не составит трудностей. Главное не запутаться в определении вида и связи – нельзя путать эти понятия между собой.

Синтаксический разбор предложения. Особенности

Выполнить синтаксический разбор предложения требуют намного чаще. Зная всю теорию об этой части языка, остается только следовать определенному алгоритму:

Образец разбора предложения

Подробный разбор предложения можно увидеть на этом примере:

Применение теории на практике

Существует много заданий на заданную тему. Синтаксические единицы языка переплетаются между собой, поэтому очень важно не только отличать их виды, но и выявлять связь между словами.

Согласование

Запомнить! Всегда есть описание главного слова, выделение его признака или свойства. Например, если это сумка, то она может быть кожаная, черная, большая и т.д.

1) Во дворе слышны громкие голоса детворы.

Голоса (какие?) громкие

Описание голосов, согласование

2) Мелодичное пение птиц не сравнится ни с какими другими звуками природы.

Пение (какое?) мелодичное

Характеристика пения, согласование

3) После дождя на небе появилась лучезарная радуга.

Радуга (какая?) лучезарная

Показано свойство радуги, согласование

Связь между словами выражена зависимым прилагательным, что и характерно для данного вида.

Управление

Запомнить! В этой категории главными словами выступают только глаголы и их формы, связи синтаксических единиц обусловлены зависимыми словами, отвечающими на падежные вопросы.

1) Заправлять постель необходимо каждое утро.

Заправлять (что?) постель

Отвечает на вопрос винительного падежа, управление

2) Мама с детства приучила меня мыть руки перед едой.

Вопрос винительного падежа, управление

3) Я очень хотел увидеть маму перед отъездом.

Отвечает на вопрос винительного падежа, управление

Таким образом, синтаксические единицы соединены падежными вопросами.

Примыкание

Запомнить! Здесь важно обращать внимание на зависимые слова. Если есть местоимения ее, его, их – смело можно называть вид связи. Также характерной чертой является наречие, которое является неизменным зависимым словом.

1) Ее велосипед нравился всем во дворе.

Вспомогательное слово ее, примыкание

2) Времени, как всегда, было мало на выполнение всех дел.

Неизменяемое наречие, примыкание

3) Становилось жарко, и все постепенно покидали пляж.

Становилось (как?) жарко

Наличие наречия, которое не изменяется, примыкание

Следовательно, для определения видов подчинительной связи в словосочетаниях, необходимо знать лишь характерные и ключевые признаки каждого типа.

Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Словосочетание»

Для учащихся 9 классов близится Основной Государственный экзамен, который станет настоящей проверкой знаний школьной программы, пройденной за 9 лет.

ОГЭ по русскому языку 2020 «Словосочетание». Основы задания

Словосочетание дано в задании 4 ОГЭ. Основной задачей данного упражнения является изменение связи между членами этой единицы синтаксиса. Для этого необходимо комбинировать все полученные теоретические знания о словосочетании.

Синтаксический анализ также важен для ОГЭ. Необходимо проводить его на черновике, чтобы знать как переделать данный случай под другое средство связи.

Принцип задания 4

В 2020 году это упражнение для сдающих осталось неизменным. Нужно переделать связь от согласования к управлению или наоборот. Участвуют все типы связи, они могут комбинироваться в различных формах и образах.

Разберемся на примерах и попробуем решить некоторые задания в формате экзамена.

Источник

Высказывание как единица речи

какое высказывание характеризует словосочетание как языковую единицу какое высказывание характеризует словосочетание как языковую единицу какое высказывание характеризует словосочетание как языковую единицу какое высказывание характеризует словосочетание как языковую единицу

какое высказывание характеризует словосочетание как языковую единицу

какое высказывание характеризует словосочетание как языковую единицу

тельных, структурных схем предложений, словосочетаний, но мы беспомощны в прогнозировании и определении количества их употреблений и конкретных сочетаний, в которых они мо­гут быть использованы.

2. Предложение и высказывание

датъ, холодало бы, пусть холодает/ Человеку /было, было бы, пусть будет/ холодно.

какое высказывание характеризует словосочетание как языковую единицу

Итак, всякое речевое общение начинается с высказыва­ния, которое является не чем иным, как актуализованным предложением, смысловую основу которого составляет пропо­зиция. Структурная схема предложения выступает как ядро потенциального высказывания, дополняемого в речи распро­странителями, интонацией и актуальным

речевой акт. Высказыванию свойственна ситуативность, изби­рательность, вариативность способов описания действительно­сти /В. Гак/.

Произнося и записывая высказывание, говорящий ини­
циирует речевое общение, в котором реализуется речевой акт,
т.е. целенаправленное речевое действие, совершаемое в соот­
ветствии с принятыми в данном языковом коллективе принци­
пами и правилами речевого поведения /Дж. Остин, Дж. Р.
Сёрль/. Конкретный речевой акт это конкретное высказыва­
ние в определеннойречевой ситуации. Становясь адресантом,
говорящий предопределяет весь процесс речевого общения,
который представляет собой своеобразный комплекс трех дей­
ствий-актов:

1/произнесение /либо письменное воспроизведе­ние/речения, т.е. локуция /от англ. locution — «речение»/; это локутивный акт;

3/ воздействие на сознание и поведение слушателя, адре­сата’ это перлокутивный акт /от англ. perlocution — «вызывать искомые последствия»/.

Таким образом, адресант руководит процессом общения и предвидит его результаты. Его целями и намерениями обу­словлены и характер передачи значимого содержания предло­жения и выражение эмоций, оценок и скрытыхсмыслов, и воздействие на собеседника, его мысли, чувства и т.п.

передачу так и не удастся посмотреть/ или удовлетворение Наконец-то можно отдохнуть. Эти значения — так назы­ваемые скрытые, вторичные смыслы,реализуемые в разных речевых вариантах одного и того же предложения и содержа­щие оценку факта.

4 Прямые и косвенные речевые акты

Коммуникативные стратегии говорящего, связанные с вы­ражением основных, первичных смыслов, реализуются в опре­деленных речевых структурах, оформляющих типичные для русского языка речевые акты сообщения, вопроса, побужде­ния, пожелания, выражения экспрессии, восклицания, обраще­ния, а также этикетные формы общения. Каждый речевой акт характеризуется наличием соответствующего коммуникатив­ного компонента, определяющего его тип.

флейте водосточных труб? /В. Маяковский/; Ребенок // болен? Где же вы теперь //, друзья-однополчане? /М.. Исаковский/.

В актах побуждения, оформляемых побудительнымпредложением, коммуникативным компонентом, формирую­щим значение, является обязательная форма глагола /реже им­перативные элементы/ в позиции предиката: Во глубине сибир­ских руд храните гордое терпенье /А. Пушкин/. Спи, малыш, усни, хороший. Тихо! /=Соблюдайте тишину!/. Детей спасать в первую очередь! Коммуникативный акт совершается в во-люнтативном регистре.

Коммуникативный компонент речевого акта — обраще­ния/значение — «привлечение внимания адресата к говоряще­му»/- самостоятельное употребление в позиции реплики имени лица-адресата: Читатель! /=Послушай!/ Я бы был не прав кру­гом, когда сказал бы «да» /И. Крылов/.

кланяться, обещать, умолять, требовать, завещать, пору­чать и т.п. См. примеры из басен И. Крылова: Из осторожно­сти тебя караю я; Я мужика и не виню; Я сужу тебя по со-веcmu моей. В значении первого лица может быть употреблена и форма типа «Вам приказывают!»

Понимание и интерпретация высказывания адресатом обеспечивают ту реакцию, на которую рассчитывает говоря­щий. Так, при побуждении расчет связан с уверенностью, что просьба или приказ будут выполнены. В этом говорящий ис­кренне заинтересован, он нуждается в том, чтобы действие было совершено. Обещанию, обязательству говорящего адре­сат тоже может верить, если он убежден в его искренности. Эффективность акта может обеспечиваться самой речевой си­туацией, её социальной спецификой. Акты-сообщения лектора, учителя рассчитаны на то, что слушатели хотят получить соот-ветствующую информацию, что они поймут и окажутся спо­собны правильно интерпретировать её. Задача излагающего материал по теме сводится к тому, чтобы постоянно активизи­ровать внимание слушателя и поддерживать интерес к усвое­нию знаний. Но при этом говорящий по существу лишен об­ратной связи со слушателями. Лишь по каким-то внешним, чисто физическим действиям /например, по выражению лица/ он может догадываться о реакции отдельного слушателя. Его союзником является только подготовленный им заранее текст с чисто языковыми средствами воздействия на адресата и уме­ние чувствовать, видеть и понимать аудиторию.

Широкие возможности для выражения мыслей обеспечи­вают качественный аспект знания носителей языка о языке / «как можно сказать что-то»/ и количественный аспект этого знания / «как лучше сказать»/. При диалоге решение задачи повышения эффективности речевого общения облегчается, так как каждый участник коммуникации выступает в роли и адре­сата, и адресанта, что, благодаря обратной связи, позволяет

специализировать процесс, как передачи, так и восприятия сообщения. Иллокутивная сила речевого акта в приведенных выше лримерах выражена буквально. Это были прямые рече­вые акты, структура которых совпадает с коммуникативными замыслами и намерениями /иллокуцией/ адресанта. Но речевое произведение может содержать не только эксплицитно выра­женное содержание, но и имплицитный смысл. Он выявляется адресатом при ориентации на конситуацию или выраженное звено определенных логических операций /например, названо следствие, а причина подразумевается, или наоборот/, а также на ситуацию речи и другие факторы коммуникации. Адресату, как видим, приходится искать вторичную иллокуцию / вторич­ные смыслы/, т.е. решать задачу по обнаружению замыслов говорящего. В распоряжении адресата лишь его знания, само эксплицитно выраженное высказывание, стиль автора и раз­личные параметры коммуникативной ситуации: предшест­вующий текст, общие знания о типовой ситуации, пресуппози­ции, коммуникативная компетенция и возможности адресанта и т.д. Эти условия создают предпосылки, которые достаточны для интерпретации имплицитного содержания высказывания. Сигналами к этому поиску становятся реальные или кажущие­ся отступления от принципов и норм общения, норм языка, стиля, а также разрыв связей с предшествующими речевыми отрезками.

Так, повествовательное по форме предложение может под влиянием конситуации реализовать и непрямой смысл — вы­полнить функцию императива. Например, фраза: Ребенку // холодно! звучит не столько как констатация, сколько как при­чина, обуславливающая вполне очевидное следствие: Так что накройте его одеялом, чтобы не простудился. Или ещё при­мер: Зря ты его тревожишь /=Не тревожь его/. Ирреальная модальность здесь очевидна.

Высказывание «Идет дождь» может звучать как основа­ние для предостережения / «Смотрите, не простудитесь..’»/ или рекомендация / «Возьмите зонтик /останьтесь дома»/.

Самая высокая степень косвенности наблюдается в побу­дительных и вопросительных по форме и структуре высказы­ваниях. Скрытые обратные смыслы наблюдаются в высказы­ваниях-сообщениях, где утверждениепреобразуется в нега-цию:Он хороший // когда спит = Он нехороший! Все студен-

ты сдадут экзамен = Как же! Держи карман шире. Куда они только не обращались! = Нигде им не помогли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *