какое водительское удостоверение лучше национальное или международное
Международные водительские права: для чего нужны и где действуют
В этот раз расскажем о международных водительских правах: что из себя представляют, для чего нужны и на территории каких стран действуют. Есть множество нюансов, а также расхождения теории с практикой, потому будьте внимательны и вооружитесь ручкой с блокнотом.
Содержание
Что такое международные водительские права
Вы уже получили российские водительские права, приобрели автомобиль, заранее проверив его историю, а теперь желаете обзавестись международными правами. Что представляет собой документ? Это утвержденная международным правом форма книжечка формата А6 на русском и английском языках с фотографией, указанием данных водителя, а также категорий ТС, которыми он может управлять.
Для чего нужно международное водительское удостоверение
Также не придется лишний раз спорить с иностранной полицией, кто прав, а кто нет. Так как национальные права на практике действуют далеко не везде, проще иметь международные.
В каких странах требуют международные права
Сначала разберемся, каким документом и когда утвержден образец международных прав.
В далеком 1949 году 96 стран поставили подписи в Женевской конвенции о дорожном движении. Бумага была создана с целью удобства передвижения по территориям стран, которые подписали конвенцию. Документ утвердил единую форму карточки, минимальный возраст водителя — 18 лет, категории транспортных средств, а также срок действия международного удостоверения.
Сегодня международные права признают в:
С полным списком стран можно ознакомиться на сайте Организации Объединенных Наций.
При этом, если вы решили ездить с международными правами, российские также возьмите. Без них удостоверение международного образца признают недействительным.
Спустя 19 лет после подписания конвенции в Женеве 75 государств подписали новую Венскую конвенцию о дорожном движении. Этот документ был призван еще больше облегчить жизнь автолюбителям, так как разрешил использовать национальные права на территории стран, подписавших документ.
Например, россиянам Конвенция позволила ездить на автомобиле по ряду стран с российскими правами. В списке тех, кто поставил подпись, — страны бывшего советского пространства, например: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Литва, а также страны Аравийского полуострова, Латинской Америки, Африки и Западной Европы. Полный список государств также смотрите на сайте ООН.
ВАЖНО! Страны, которые не подписывали никаких конвенций, принимают по умолчанию только документы, утвержденные собственными законами и правилами. Но таких государств, к счастью, немного.
Международные права и популярные для отдыха страны
В Таиланде действуют международные права. Популярный транспорт там — это скутеры или мотороллеры. Многие туристы говорят, что проще сделать тайские права, потратив на категорию А/А1 пару дней и 555 бат (включая госпошлину, медицинскую справку и сертификат резидента) — чуть больше тысячи рублей. Хотя даже при таких ценах некоторые ездят вообще без прав…
По турецким дорогам полгода можно ездить с национальными правами, хотя дорожный полицейский будет просить международные или местные права. Притом прокатные конторы могут не спрашивать удостоверение вообще, считая все возможные исходы проблемами страховой компании. Учтите, что по истечении 6 месяцев без нужных прав страховую выплату вы не получите.
В Китае международные права не действуют. Зато можно ездить с российскими в течение 1-2 месяцев. Если пробудете там дольше, придется сделать местное водительское удостоверение.
На индийской земле, наоборот, признают только международные и местные права. С российскими нельзя ездить вообще. Некоторые умудряются договариваться с дорожными полицейскими за несколько сотен рупий или даже делать права в фотошопе… Но мы не советуем идти этим путем. Это незаконно и небезопасно.
На дорогах стран Восточной Европы у вас также спросят международные права. Притом в Беларуси, например, с российским удостоверением можно ездить 3 месяца после получения белорусского паспорта или вида на жительство. В Польше — полгода. А в Болгарии национальные права действуют вовсе год с момента заезда на территорию страны. По истечении этих сроков нужно сдавать экзамены и получать местные права.
С чем можно столкнуться на практике
Если у вас российские права старой формы, которые выдавали до 2011 года, заграничные инспекторы их не примут. В 2006 году вышло дополнение к Венской конвенции, по которому пункты прав должны быть указаны цифрами, а на самой карточке должен быть штрих-код. У старого удостоверения этого нет. Может, конечно, «прокатить», но лучше не рисковать.
Даже если у вас российские права нового образца, за границей могут потребовать международные. Нередко их просят, когда нужен автомобиль напрокат или дело доходит до выплаты страховки.
Часто случается, что в государствах, где должны принимать только международные удостоверения, соглашаются проверить национальные и, наоборот. Например, дорожный полицейский из США попросит ваши российские права, хотя Штаты подписали Женевскую конвенцию, которая разрешает только международные.
Интересная ситуация в Италии. Страна подписала обе конвенции, а значит, там принимают любые права. Но в пунктах проката просят международные. Потому нужно быть готовым отстаивать свою правоту или просто иметь международное удостоверение.
Советы
Эксперты и опытные водители предлагают сделать 3 вещи перед тем, как поехать за границу:
Главное — стараться не рисковать. Проще сделать нужный документ и не беспокоиться, чем ждать, что «прокатит».
Как и где оформить международное удостоверение
Для оформления прав нужны всего пять документов:
С бумагами идете в центральное отделение дорожной инспекции или узнайте, в каких отделениях могут изготовить права, либо обратитесь в МФЦ. Еще один способ получить удостоверение — через портал «Госуслуги».
Важно помнить, что международные права, по условиям Конвенции, действуют только 3 года. Если ездите на машине за границу часто, за 10 лет действия российских прав 3-4 раза смените международные.
Что будет, если не сделать международные права
Рискуете при проверке документов нарваться на наказание за вождение без прав. Такое случается, когда иностранные полицейские, например, не принимают национальные права.
Одна из возможных мер — административный штраф. Так, на итальянской земле вам придется заплатить 300 евро, если полицейский просто остановит вас и обнаружит, что международных прав у вас нет. Будет хуже, если вы без удостоверения попадете в аварию. Тогда формально вы вообще не имеете права управлять авто, а значит, после судебных разбирательств рискуете попасть за решетку.
Так что права международного образца все же стоит сделать. Это несложно и займет от 20 до 40 минут.
Как получить международные водительские права
Содержание
Для автолюбителей, которые предпочитают путешествия за рулём за пределами России, особый интерес вызывают права международного образца. Данный документ позволяет управлять машиной или иным транспортным средством по всему миру, а не только в странах, признающих российские водительские права.
На 2021 год стран, признающих российские права, всего 69. Полный список не приводим. Заметим лишь, что эти государства присутствуют на всех континентах — от Евразии до Океании. Но всего в мире больше 200 стран, а это значит, что больше половины государств требуют от водителя из России наличия международного удостоверения.
Не существует варианта сдать на международные права. Документ делается дополнительно к национальному ВУ и не требует сдачи дополнительных экзаменов. Как в 2021 году получить международное водительское удостоверение, каков срок его действия и что потребуется для оформления бумаг, рассказываем в этом материале.
Где получить международные водительские права
Получение водительских прав международного образца возможно в двух инстанциях — через ГИБДД или в МФЦ.
Если вы будете получать права в ГИБДД, вам потребуется лично прийти в отделение, где нужно заполнить заявление и получить документ. Этот способ считается быстрым, поскольку он прямой и не включает посредников. Рекомендуем перед походом в отделение позвонить и уточнить, выдают ли они международные права, так как бывает, что в данный момент выдача прав в выбранном месте может не осуществляться. Если так и есть, то обращайтесь в другое отделение поблизости.
Стоит понимать, что поход по кабинетам и простаивание в очередях займёт у автомобилиста, желающего получить международные права, целый день.
У получения международных прав через МФЦ есть преимущество — это оформление заявки через портал «Госуслуги». Оно не только избавляет автомобилиста от простоя в очередях, но и позволяет получить скидку в 30 процентов при оплате госпошлины. Вам останется только прийти в МФЦ и получить удостоверение.
Схема оформления заполнения заявки на сайте «Госуслуги» такая же, как и при оформлении российского водительского удостоверения. Только в самом начале при выборе услуги нужно выбрать не «Получение водительского удостоверения», а «Получение международного водительского удостоверения».
Документы для международных водительских прав, которые предоставляются в ГИБДД или МФЦ в зависимости от выбора автолюбителя, следующие:
Ранее для получения водительского удостоверения международного образца также требовалась медицинская справка, та же, что и при получении национального ВУ, однако с недавнего времени данное требование отменили.
Отличия международных прав от национальных
Как вы уже поняли, международные права по своей сути и по содержанию мало отличаются от национальных. На них подаётся тот же набор документов (с одним исключением), и на них также требуются фотографии, правда, с отличием.
Фотографию в формате 45×35 на матовой бумаге не сделают в подразделении ГИБДД, соответственно, фотографирование придётся проводить в другом месте, например, в фотоателье, и не забывать о необходимости печати на специализированной бумаге.
Также важное различие состоит в том, что для получения международного водительского удостоверения потребуется тот же набор документов, что и для получения национального, плюс уже имеющееся национальное ВУ. Очевидно, что без национальных прав нет возможности получить международные.
Ещё одно весомое отличие — срок действия международных водительских прав. Если национальные российские права в 2021 году выдаются на срок в десять лет, то международный документ действует всего три года. Он может действовать и меньше. Это зависит от того, как скоро истекает срок национального водительского удостоверения.
Впрочем, по истечении срока продлевать МВУ не требуется. Вам просто заменяют просроченные права на новые также в отделении ГИБДД или через МФЦ. Главное, чтобы у вас на руках было действующее российское ВУ.
Если же вы соберетесь сменить автомобиль, рекомендуем почитать статьи, размещенные в нашем блоге. Для вас мы приготовили обзоры и сравнения машин, которые помогут сделать правильный выбор. А чтобы не купить авто в лизинге, угоне или со штрафами, перед покупкой проверьте историю автомобиля.
В Госавтоинспекции разъяснили возникающие у граждан вопросы об иностранных водительских удостоверениях
В Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России поступают многочисленные обращения граждан с вопросами о действительности для управления на территории Российской Федерации водительских удостоверений, полученных ими в других государствах, и о возможности обмена этих водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения. В связи с этим разъясняем следующее.
По вопросу о действительности иностранных национальных водительских удостоверений для управления транспортными средствами
При этом необходимо учитывать, что к иностранным национальным водительским удостоверениям, соответствующим требованиям международных договоров Российской Федерации, на основании которых граждане допускаются к управлению транспортными средствами, с учетом положений статей 41 и 43 Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, относятся:
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком «SU» (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).
Важно отметить, что в соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации.
Если же государство не является договаривающейся стороной Венской конвенции, выданное им национальное водительское удостоверение также признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации. Такое водительское удостоверение должно предъявляться вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (перевод не требуется, если в водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита).
Исключением являются национальные водительские удостоверения, выданные государствами, в которых не признаются российские водительские удостоверения.
По вопросу обмена иностранных национальных водительских удостоверений на российские водительские удостоверения
Национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.
Таким образом, обмену на российские национальные водительские удостоверения подлежат только иностранные национальные водительские удостоверения, соответствующие требованиям Венской конвенции, а именно:
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком «SU» (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).
В соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации и подлежат обмену.
Обмен вышеуказанных иностранных национальных водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения осуществляется в порядке, установленном положениями Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».
Дополнительно необходимо отметить, что обмен иностранного национального водительского удостоверения на российское национальное водительское удостоверение может производиться по результатам сдачи экзаменов на право управления любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории или подкатегории (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий и (или) подкатегорий). В этом случае после успешной сдачи предусмотренных экзаменов на право управления транспортными средствами в российское национальное водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами данной категории или подкатегории и низших из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категорий и подкатегорий транспортных средств.
Что касается обмена не соответствующего новой редакции приложения 6 к Венской конвенции иностранного национального водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе «E», то он производится по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к высшей из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства.
Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий «B», «C», «D» и «E», после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории «DE» в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории «DE», подкатегории «D1E», категории «CE», подкатегории «C1E»и категории «BE».
При этом в соответствии с заявлением лица, имеющего иностранное национальное водительское удостоверение, не соответствующее новой редакции приложения 6 к Венской конвенции, с разрешающей отметкой в графе «E» обмен указанного иностранного водительского удостоверения может производиться по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий). В этом случае обмен иностранного национального водительского удостоверения производится в порядке, аналогичном описанному выше.
Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий «B», «C», «D» и «E», после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории «CE» в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории «CE», подкатегории «C1E» и категории «BE».
Чем отличаются международные права от российских
Для управления автотранспортными средствами на территории России водителю достаточно иметь розово-голубую карточку – удостоверение. На ней указан минимальный необходимый набор сведений о владельце и категориях транспортных средств, которыми он может управлять.
Для поездки за границу такого национального документа часто будет уже не достаточно. Если путешественник отправляется в страну, не участвующую в Венской Конвенции 1968 года, то он должен заранее получить международное водительское удостоверение. Этого можно не делать, если иностранец не планирует садиться за руль своего или арендного авто.
Эта статья расскажет, в чем основное отличие водительского удостоверения от международного водительского, а так же, как и при каких условиях можно пользоваться каждым из документов.
Внешнее отличие международных и национальных прав
Национальные российские права и международное водительское удостоверение (Далее МВУ) это два разных и одновременно неразделимых документа. Основой для МВУ выступают именно национальные права. До 2011 года выдавался документ старого образца, с марта 2011 года на руки водителям выдаются новые розово-голубые пластиковые карточки с указанием:
Все данные вносятся на русском языке и дублируются на латинице. Исключение – наименование документа. «Водительское удостоверение» написано только на русском языке.
Если национальные права это маленькая пластиковая карточка, размером не больше банковской, то документ международного стандарта это настоящая раскладывающаяся книжечка. В документе размером А6 продублированы все данные, указанные в стандартном национальном документе. Однако есть существенное различие: все сведения переводятся на 11 разных языков. Таким образом, понять содержание документа смогут в любой стране мира.
Национальные права придется предъявлять в любой стране мира, где иностранец управляет автомобилем. МВУ предъявляются лишь в тех государствах, которые не ратифицировали Венскую Конвенцию о дорожном движении. В соответствии с ней, на территории всех стран-участниц достаточно национальных прав.
Внимание! Не стоит путать Венскую и Женевскую Конвенции. Женевская Конвенция не предусматривала признания национальных удостоверений единого образца на территории иностранных государств. Не все подписавшие страны затем ратифицировали Венский акт. Яркий пример – Турция. В этом курортном регионе предъявление МВУ обязательно, хотя Женевскую Конвенцию государство ратифицировало.
Особенности оформления каждого вида удостоверений
Эти два документа тесно взаимосвязаны. Получить международные права может ли тот, кто предварительно оформил национальный документ. Для получения национальных прав гражданин должен:
Так как МВУ получает человек с национальным удостоверением, для него этот список существенно сокращен:
Внимание! Требование о предоставлении справки на медосмотр было упразднено в 2015 году.
Перечень документов намного короче:
Получение каждого типа удостоверений необходимо оплачивать госпошлину, однако ее размер рознится. Национальная карточка обойдется в 2000 рублей, а международное в 1600. Каждое из них можно заказать через портал госуслуг.
Пользователям, оплачивающим пошлину через портал, предоставляется 30% скидка на оплату пошлины.
Отличия по сроку оформления и действия
Национальные права выдаются сроком на 10 лет. Исключения делаются для иностранных граждан, проживающих в России законно на основании вида на жительство или разрешения на временное проживание. В таком случае удостоверение выдается на период до конца ВНЖ или РВП с последующей заменой при смене статуса.
Срок действия МВУ прямо связан с национальными правами, так как получить их может только готовый водитель. Международное водительское удостоверение выдается максимум на 3 года. Этот срок может быть еще меньше, если до окончания действия национальных прав осталось меньше 3 лет.
Отличается и срок оформления. Международные права можно получить буквально за день, если лично явиться в ближайшее МРЭО. Чуть дольше займет оформление через госуслуги. Здесь можно выбрать ближайшее время и останется лишь на следующий день явиться в выбранное отделение ГИБДД для получения готового документа.
Замена водительских удостоверений
Насколько отличается порядок получения, так же отличается и замена удостоверений по истечении срока их действия. Для замены национальных прав не потребуется снова проходить обучение, а вот медкомиссии избежать не удастся. В остальном пакет документов будет не большим:
Внимание! Предоставление квитанции об уплате госпошлины не обязательно. Сотрудники ГИБДД имеют возможность самостоятельно запросить ее в казначействе. Однако, если есть возможность документ об оплате желательно прилагать. Это сэкономит время инспектора и заявителя.
Международные права заменяются ровно в том же порядке как выдавались впервые. Даже размер госпошлины остается прежним.
Разница в использовании удостоверения
Едва ли не самый животрепещущий вопрос в этом контексте о том, можно ли управлять машиной только по международным правам.
Внимание! Международное удостоверение не может использоваться отдельно от национальных водительских прав. Поэтому выезжая за границу в МВУ нельзя оставлять обычные права дома.
В России предъявлять международное удостоверение нет никакой необходимости. Достаточно обычной карточки на русском языке. Более того использовать МВУ в качестве альтернативы национальным правам нельзя. Так как они являются, по сути, лишь переводом обычного документа, предъявлять их инспектору смысла нет.
Он попросит обычные права и если их не окажется, то он составит протокол о нарушении КоАП по ст. 12.3. Но это лишь в случае, если права на само деле есть и просто оставлены дома. Гораздо хуже обстоят дела, если водитель лишен права управления транспортным средством и нарушает этот запрет. Остановленный для проверки документов водитель может попытаться предъявить МВУ вместо оригинала национальных прав. Скорее всего, инспектор решит проверить может ли задержанный водить машину. Сверка с базой данных займет минуту. Если окажется что водитель сел за руль после лишения, то ответственность будет уже по ст. 12.7 КоАП.
За границей МВУ так же предъявляется в комплекте с национальным удостоверением. Если россиянин находится не в стране пописавшей Венскую Конвенцию о дорожном движении, то использование международных прав обязательно. С МВУ он может управлять своей машиной, или арендовать транспорт в прокате. При остановке для проверки доку ментов так же предъявляются оба документа.
Итак, национальные и международные права не идентичны. Они отличаются как внешне, так и по порядку использования. И если путешественник направляется в одну из стран, где требуется МВУ, то национальное удостоверение обязательно берется с собой.