на каких музыкальных инструментах можно играть мусульманам

Музыка в Исламе

на каких музыкальных инструментах можно играть мусульманам

Наверно – это одна из тех тем, которые будут вечно беспокоить умы мусульман, особенно новообращённых. Разрешена или нет музыка в Исламе?

По этому поводу в Коране говорится: «Среди людей есть такой, который покупает праздные речи (песни и т.п.), чтобы сбивать других с пути Аллаха безо всякого знания, и издевается над этим (путём Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения» (сура 31 «Лукман», аят 6).

Исламские учёные считают, что под праздными речами здесь подразумевается музыка.

Есть также хадис, в котором Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) предупреждает: «В моей общине появятся люди, пьющие вино, но называющие его другим словом, и при нём они будут играть на музыкальных инструментах. Аллах накажет их, и земля их поглотит и превратит некоторых из них в обезьян и свиней».

Давайте теперь попытаемся понять, чем вызван запрет на музыку. Очевидно дело не только в том, что прослушивание музыки является пустопорожним делом, не приносящим пользы кроме кратковременного удовольствия слушающему.

Для этого нам необходимо задуматься над тем, что Ислам призывает мусульман к работе над собой, к умению управлять своей душой (нафсом). К чему стремится наша душа? К наслаждениям и удовольствиям этого мира, а также к безграничным знаниям и впечатлениям. И это страсти нашей души. Наши страсти внешне выражаются в нашем поведении и эмоциях. Но мы знаем, что Аллах поставил определённые рамки для наших страстей. Выход за эти рамки является грехом. Наука управления своими страстями и есть наука управления душой.

Здесь можно задаться вопросом – а причём тут музыка? А музыка является как раз одним из тех факторов, которые ослабляют наш контроль над нашими страстями и поэтому часто приводит к грехам. Музыка провоцирует на эмоции или усугубляет имеющиеся эмоции у человека. Следствием этого бывает неадекватное настроение, что порой может вести к неадекватным поступкам. Более того, музыка отрывает от реальности человека и уносит его в мир грёз, мечтаний, фантазий или на худой конец воспоминаний. Вследствие этого снова же появляются неадекватные эмоции. Неадекватные эмоции ведут к эмоциональному выгоранию. Человек после него испытывает усталость, дефицит энергии. При частом прослушивании эмоциональное выгорание может привести к депрессии.

С понижением нашего самоконтроля тяга к удовлетворению страстей увеличивается. Нам становится труднее придерживаться религиозных ограничений, мы стараемся дать себе хоть небольшие поблажки и найти оправдания своим действиям. Недаром в одном из хадисов говорится: «Поистине, песнопение порождает лицемерие в сердце».

Если бы музыка была безвредна для человека, то сегодня общество не столкнулось бы с таким явлением как «аудионаркотики». На первый взгляд слово «наркотики» с приставкой «аудио» выглядит нелепо и довольно безобидно. Но так ли это? В интернете много статей, посвящённых изучению этой проблемы. Одни авторы считают, что аудионаркотики сами по себе не приносят большого вреда, а являются рекламой и пропагандой настоящих наркотиков, другие утверждают, что были проведены исследования, в ходе которых выявились изменения энцефалограммы мозга, возникновение головной боли, тревоги, депрессии. Как бы то ни было и в том и в другом случае аудионаркотики наносят вред физическому и духовному здоровью человека.

Источник

Какие музыкальные инструменты разрешены в исламе?

По поводу музыки мусульманские богословы до сих пор ведут ожесточенные споры. Исламские священные книги не дают однозначного ответа, можно ли слушать музыку и играть на музыкальных инструментах. А если можно, какие инструменты разрешены.

Поиск ответа в Коране

Противники музыки аргументируют свою позицию, обратившись к аяту, в котором упоминается «аль-лягв». Однако в священном писании не говорится, что под этим понятием имеется в виду музыка. Запрещено сквернословить, говорить пустые речи, оскорблять других людей словом.

на каких музыкальных инструментах можно играть мусульманам

Пение не всегда становится пустословием. Ведь можно петь глупые, лишенные смысла песни, а можно нести добро. Главное для мусульман — не опорочить веру. Пророк Мухаммад предостерегал от непотребного поведения, употребления горячительных напитков и потери рассудка. В этом контексте музыкальные инструменты упоминаются, как обязательный атрибут пьянок и веселья. Однако в данном случае запрещены не сами струнные инструменты, в том числе классическая гитара. Нельзя их использовать лишь для непотребства, они не должны способствовать разврату и греху.

Музыка в современности

Во время создания Корана и Сунны многих современных явлений попросту не было. Однако позже появились ночные клубы, игорные заведения, концерты, на которых выступают полуодетые люди и поются греховные песни. Параллельно существуют и богоугодные тексты. То есть запрещена музыка не как таковая. Указывается лишь, что она бывает разной и может быть различной формы. Не стоит ходить в казино или на дискотеки, не нужно использовать музыкальные инструменты для не благих целей.

на каких музыкальных инструментах можно играть мусульманам

Разрешена музыка или запрещена — на эти ответы в Коране нет четкого ответа. Все зависит от намерений и целей. Если они порочные, то и музыка становится частью чего-то непотребного. В священных книгах не упоминается, что запрещены игры, развлечения, музыкальные инструменты. Все контраргументы — это лишь домыслы и трактовка священных текстов в угоду своим целям. Можно слушать музыку, чтобы пробудить в себе низменные чувства, а можно для того, чтобы разбудить возвышенные мысли. Можно использовать скрипку или синтезатор, чтобы создать музыку для соблазнения девиц, а можно ту же композицию посвятить любящей матери. То есть все упирается в контекст.

Подводя итог

Ученые Ислама, ведя полемику и дозволенности или запрете пения и музыкальных инструментов, сходятся на том, что важны условия, в которых воспроизводятся композиции. Звуки, рождающие высокие чувства, любовь к Богу и ближнему несут только пользу. А если музыка пробуждает низменные страсти, ей не место в мире добропорядочного мусульманина.

То же самое касается и инструментов: они не являются харамом. Богословы признают, что человеческая душа нуждается не только в познании Истины, но и в наслаждениях. Главное, уделять развлечениям не более пятой части всего времени. Теперь, зная все это, можно смело покупать гитару или ударную установку.

Источник

Гитара, дудка, лютня. – харам!

на каких музыкальных инструментах можно играть мусульманамВопрос: Является ли дудка и лютня запрещёнными инструментами в Шариате?

Ответ: Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

Ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Макки (909–974 х) передаёт слова Имама аль-Куртуби:

« О запрете слушать такие музыкальные инструменты, как дудка, струнные (гитара, скрипка, ит.п.), барабан, нет разногласий. Я не слышал ни от кого, кто бы толковал слова салафов и имамов халафов, о дозволенности этого. Как же не считать их запретными, если они являются своего рода девизом употребляющих опьяняющее, грешников, возбуждают страсти, смуту, бесстыдство. Если дело обстоит таким образом, нет сомнения в их запрете, также нет сомнения в нечестивостии греховности совершающего это» (см. в книге «аз-Заважиру ан Иктира филь Кабаири»,193/2).

Также Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал:

«Такие музыкальные инструменты, как гитара, лютня, цимбал, скрипка, цитра и все прочие, известные у забавляющихся и нечестивых музыкантов, без разногласия являются запретными. И кто передаёт о том, что в этом вопросе существует разногласие, тот ошибается, или же им настолько овладела его страсть, что сделала его глухим, слепым и препятствует следованию по прямому пути. Одним из тех, кто передал единогласное мнение учёных (иджма) о запрете всего этого, является Имам Абуль-Аббас аль-Куртуби, и он достойный доверия и справедливый» (см. в книге «Каффуррааан мухаррамати ллахвива сама», 124).

Источник

Алимы призвали использовать только разрешенные музыкальные инструменты

на каких музыкальных инструментах можно играть мусульманам23 ноября в Духовном управлении мусульман Дагестана по инициативе муфтия Дагестана Ахмада-хаджи Абдулаева на встречу с учёными-богословами были приглашены исполнители нашидов и мавлидов.

На встрече был поднят вопрос о том, как исполняется решение фетвы, которое было вынесено несколько лет назад каноническим отделом ДУМД, – в нём говорилось о запрете исполнения религиозных стихов, нашидов и мавлидов под музыку.

Председатель Духовного управления мусульман Дагестана призвал исполнителей нашидов использовать в своих репертуарах дозволенные Шариатом музыкальные инструменты и не использовать фонограмму. «Нашиды и мавлиды являются определённой формой исламского призыва, и при этом должны соблюдаться нормы Шариата. Содержание и сама форма исполнения должны соответствовать нормам Ислама», – подчеркнул муфтий Дагестана.

«Чтобы нашиды и мавлиды были источниками распространения религии и оказывали наибольшее воздействие на слушателей, нужно, чтобы исполнение шло от сердца, и важно, чтобы исполнитель сам на себе прочувствовал то, о чём он поёт», – отметил Ахмад-хаджи.

Алимы напомнили, что многие мировые учёные тоже относятся отрицательно к музыкальному сопровождению духовного песнопения.
Имам Центральной джума-мечети Махачкалы Мухаммадрасул-хаджи Саадуев предложил исполнителям нашидов взять за стандарт живой напев стихов и выразительный звучный голос. «Самый лучший музыкальный инструмент – это чистый и красивый голос. Люди, слушающие нашиды, наслаждаются именно голосом, а не громкой музыкой», – подчеркнул он.

Также Мухаммадрасул-хаджи Саадуев отметил, что если нашид исполняется на арабском языке, необходимо, чтобы каждая огласовка текста произносилась правильно. Иначе легко может поменяться смысл.

Исполнители духовных песен согласились с мнением исламских учёных и обещали в своём творчестве придерживаться рекомендаций алимов.

на каких музыкальных инструментах можно играть мусульманам

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Запрещена ли музыка в Исламе?

Большинство алимов считает запретным слушать музыку, играть на музыкальных инструментах и петь. Но как всегда возникают разногласия, какая именно музыка запрещена. Одни не допускают никаких видов музыки. Другие допускают пение и игру на бубне только женщинам, и только в мусульманские праздничные дни. Третьи разрешают играть на барабане. Четвертые считают запретными струнные и духовые инструменты. Ну и как всегда каждый считает свою версию истинной. В качестве доказательства приводятся аяты из Корана, хадисы и мнение исламских ученых.

Прежде чем прийти к какому-либо выводу, давайте разберем основные аргументы сторонников запрета музыки. В качестве главного доказательства приводят следующий аят из Корана:

«Среди людей есть такой, который покупает праздные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха без всякого знания, и высмеивает их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения» (Коран, 31:6).

Здесь под словами «праздные речи» понимаются песни и музыка. И с этим согласны некоторые ученые. Эти же слова присутствуют в другом аяте:

Третий аят, уверяют нас сторонники запрета музыки, тоже говорит о запрете музыки и пения:

«Соблазняй из них кого сможешь своим голосом» (Коран, 17: 64).

И последний аят, в котором якобы идет речь о том же:

«Неужели вы удивляетесь этому повествованию, смеетесь, а не плачете, и забавляетесь?» (Коран, 53: 59-61).

Есть немало хадисов, которые запрещают струнные (музыкальные) инструменты[1], колокольчик [2], бубен [3], барабан[4], дудку[5] и пение[6]. При этом дается оговорка, что бубен разрешен только женщинам[7] и только в праздничные дни[8]. В другом хадисе говорится, что музыка и пение в праздничные дни запрещены[9], что приводит нас к противоречию. Также есть хадисы, описывающие, как пророк Мухаммад вместе с Аишей наблюдал за группой мусульман-эфиопов, игравших на разных музыкальных инструментах, и какое-либо порицание этих действий со стороны Посланника отсутствовало, даже наоборот, было словесное одобрение и поощрение[10], что вновь говорит о противоречии.

Теперь давайте посмотрим, что на этот счет говорят тафсиры (толкования Корана). По поводу аята 31:6 Абу Адель пишет:

«Этот аят был ниспослал по поводу Надр бин Хариса, который купил себе рабыню-певицу, чтобы удерживать людей от пророка Мухаммада. Когда кто-либо хотел пойти к Пророку, чтобы узнать что-либо об Истине, Надр ибн Харис говорил своей рабыне: “Накорми и напои этого человека, и затем спой ему. Это лучше чем то, к чему призывает Мухаммад”».

Ас-Саади считает, что помимо запрещенных и лживых речей, слова «праздные речи» относятся также к песням и музыке.

Абдулла ибн Мас’уд привел «очень сильный» довод об аяте 31:6:

«Клянусь Аллахом, речь идёт о пении».

Йусуф Али и Кутб говорят о пустословии. Никакого пения и музыки. Дарйабади же утверждает, что речь шла о персидских героических романах, которые некто по имени Надр ибн аль-Харис читал курейшитам, пытаясь их убедить, что подобный вид литературы ценнее Послания Аллаха. А Асад выступил за псевдофилософские мыслительные игры и бессмысленные метафизические спекуляции. Маудуди же за бессмыслицу, подобную сплетням, глупостям, праздным шуткам и другим видам бесполезного времяпровождения.

Как видим, мнения разделились. Далеко не факт, что в Коране речь идет именно о музыке.

А теперь перейдем к анализу «доказательств» запрета музыки и пения.

Проблема хадисов в том, что, как я уже говорил, в них много противоречий. А возникают они по нескольким причинам: выдумывание хадисов, искажение смысла, искажение текста, обычаи тех времен, не имеющие никакого отношения к вере, личные предпочтения Посланника. Пророк Мухаммад вполне себе мог быть против пения и музыки. Возможно, музыка и пение в то время считались недостойным делом для мужчин, или музыка и пение сопровождались чем-то греховным, либо некоторые по ошибке считали это греховным делом. В первом случае мы имеем дело с обычаями того времени. Во втором – пение и музыка могли ассоциироваться, например, с языческими плясками голышом, которые были распространены до Ислама. В третьем случае можно привести в пример хадис от Бухари № 952, в котором Абу Бакр выразил свое недовольство пением служанок в доме Посланника, но Мухаммад велел их не трогать.

В хадисе 5590 от Бухари говорится, что появятся народы, которые позволят себе прелюбодеяние, натуральный шелк, употребление спиртного и струнные инструменты. Вероятно, речь могла идти о применении музыки в сопровождение греха, ведь относительно всего упомянутого (прелюбодеяние, спиртное, натуральный шелк для мужчин) имеются запреты в Коране и Сунне. Если взять современную западную музыкальную поп культуру, то все становится на свои места. В тексах почти каждой второй музыки западной попсы содержатся пошлости, мат, пропаганда алкоголя, наркотиков, секса, насилия, жестокости и убийства. То же самое можно сказать и о клипах. Под эти песни устраиваются пьяные оргии в ночных клубах, с применением алкоголя и наркотиков. Тогда можно сказать, что сама по себе музыка не несет ничего греховного, если в ней не содержится всего вышеперечисленного. Те же выводы можно сделать, проанализировав другие хадисы.

А теперь вернемся к Корану. Читаем уже знакомый аят:

«Среди людей есть такой, который покупает праздные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха без всякого знания, и высмеивает их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения» (Коран, 31:6).

Для справки, на арабском слова «потешные речи» звучит как «лахв аль-хадис». В Коране слово «лахв» переводится как «забава». Слово «хадис» переводится как «рассказ», «повествование», «история», «событие». Мне показалось интересным, что в этом аяте упоминается слово «хадис». Не буду ничего утверждать, просто дам вам пищу для размышления.

Наиболее точный смысл аята, на мой взгляд, передал аль-Мунтахаб:

«Среди людей есть такие, которые покупают ложь и болтают вздор о Коране людям, чтобы отвернуть их от ислама и Корана, не ведая, какие грехи они совершают. Они смеются над религией Аллаха и Его Откровением (Кораном). Подобным людям будет уготовано унизительное наказание!» (Коран, 31:6).

Здесь все очень просто и понятно. Речь идет о лжи и вздоре в отношении Корана, чтобы сбивать людей от ислама. И ни о каком пении или музыке здесь нет речи, что соответствует логике и здравому смыслу.

Читаем другой знакомый аят:

Здесь противники музыки явно лукавят, потому что ни в одном известном переводе или тафсире[11] не говорится, что речь идет о музыке или пении. К тому же в аяте отсутствуют слова «лахв аль-хадис». Здесь говорится о пустословии, с чем практически единогласно большинство.

«Соблазняй из них кого сможешь своим голосом» (Коран, 17:64).

Из предыдущих аятов понятно, что речь идет об Иблисе, которого Аллах проклял и изгнал из неба. Утверждение, что здесь говорится о пении или музыке, не имеет под собой никакого основания. Нигде в переводах и тафсирах[12] не говорится, что в аяте имеется ввиду музыка или пение, кроме тафсира Ибн Аббаса, который лишь допускает, что речь может идти о пении. Согласно большинству толкователей, в аяте говорится о нашептывании нечестивых мыслей.

«Неужели вы удивляетесь этому повествованию, смеетесь, а не плачете, и забавляетесь?» (Коран, 53: 59-61).

Аят тоже якобы говорит о запрете музыки под словом «забавляетесь». Опять-таки, ни в переводах, ни в тафсирах[13] этого нет. Только Кулиев допускает, что речь, возможно, идет о пении.

И опять мы видим, что ни в одном из этих аятов прямым текстом не запрещается ни пение, ни музыка. Просто некоторые алимы подгоняли данные аяты под хадисы, запрещающие музыку и пение. Это называется подмена понятий.

В Коране есть аяты как ясные, или однозначные, так и иносказательные. Об этом говорит сам Коран[14]. Под «ясными» подразумевается, что у слов не может быть иного значения. Все должно быть однозначно. И это относится к законам Аллаха. Это нужно для того, чтобы люди знали чего опасаться, а чего – нет. Зачем Аллаху ниспосылать аяты с текстом Его законов, которые трудно понять, от которых могут возникнуть споры, и от неправильного понимания которых человек может попасть в ад? Зачем эти трудности? Бог говорит нам в Писании, что Коран ясен для понимания.

Сторонники запрета пения и музыки приводят в качестве подтверждение своих слов мнения ученых. Но они замалчивают о мнении противоположной стороны, которая тоже вполне убедительна. Приведу несколько из них.

Известный факых и богослов Ибн Хазм в своей книге «Аль-мухалля» писал: «В этом аяте нет доказательств запретности пения. Контекст аята и сам текст ясно подтверждают это, ибо продолжение аята раскрывает то, с какой целью «покупается развлекающая речь»[15].

«Что касается хадисов, по смыслу своему дававших некую однозначность в пользу запрета, то все они недостоверны. Известный богослов, шариатский судья Абу Бакр ибн аль-‘Араби в своей книге «Ахкям аль-кур’ан», а также богословы Ибн ан-Нахва (1041–1119 гг. по григорианскому), имам аль-Газали (умер в 1111 г. по григор.), Ибн Хазм, как и многие другие, в том числе и наши современники, считали и считают, что “все хадисы, упоминающие запретность песен, или недостоверны, или выдуманы”»[16].

Исламский ученый аль-Факхани писал: «Я не видел ни в Священном Коране, ни в достоверной Сунне Пророка запрета на музыкальные инструменты (развлечения, забавы, игры). Поистине, люди додумывают из общего смысла слов, а категоричных аргументов тому не имеют»[17].

Саид Нурси[18] считает, что человеческая душа в определенной степени имеет потребность в музыке: «Как люди нуждаются в Истине, так же в них есть потребность и в наслаждениях. Однако последнее должно составлять не более одной пятой». Также Саид Нурси сказал: «Звуки и голоса, пробуждающие в человеке возвышенные чувства и любовь к Богу, являются разрешенными (халяль). Те же звуки, которые пробуждают сиротскую опечаленность, безнадежность и уныние, эгоизм или животную страсть, являются запретными (харам). Если запретность или дозволенность чего-то явно не определены шариатом, то это определяется состоянием души человека и влиянием на его действия».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *