какое влияние оказывают физические упражнения на функциональные системы организма человека
Влияние дыхательных упражнений на организм человека.
Дыхание является неотъемлемой частью нашей жизни. Это настолько привычный и естественный для нас процесс, что мы часто не придаём особого значения тому, как мы дышим. А ведь именно из-за неправильного дыхания часто образуются различные, в том числе и хронические заболевания. Недостаток кислорода в тканях ухудшает их состояние, замедляются внутренние процессы, и наш организм утрачивает силы, быстрее утомляется, стареет и не может противостоять различным вирусам и инфекциям, которые поражают его гораздо чаще, чем здоровый.
При рождении у человека закладывается правильный механизм дыхания, который постепенно утрачивается. Основными причинами сбоя в работе дыхательной системы являются: табакокурение, алкоголизм, наркомания и загрязнение окружающей среды. Нарушение функции дыхания в совокупности с нарушениями других систем организма приводит к развитию таких заболеваний как: бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма, плеврит, эмфизема легких, сужение плевральной щели, рак легких. Нарушение ритма, частоты, типа, глубины и уровня дыхания, как правило, сопровождает не только заболевания собственно органов дыхания, но и болезни сердца, желудочно-кишечного тракта, нервной системы, крови и обмена веществ.
Спасением для большинства из нас станет дыхательная гимнастика, благодаря которой можно наладить работу организма и задействовать его в полную силу.
Дыхательная гимнастика — это совокупная система специальных дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и поднятия тонуса организма. В первую очередь, благодаря дыхательным упражнениям происходит насыщение организма кислородом, посредством газообмена в легких и транспортировки ко всем органам и системам для их стабильной работы.
При помощи дыхательной гимнастики можно справиться с переутомлением, бессонницей, чрезмерной усталостью, восстановить сердечный ритм. При систематических занятиях происходит нормализация давления у гипертоников в связи с возвращением тонуса стенок сосудов.
Прежде чем приступить к выполнению дыхательной гимнастики, нужно проконсультироваться со специалистом.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПОДБИРАЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО.
Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детский санаторий г. Грайворон»
Пятница, 26 Июль 2019
бездействие есть могила здоровья , движения могут заменить лекарства , между тем как всевозможные лекарства вместе взятые никогда не могут заменить движений .
Наряду с кислородом, пищевыми веществами и витаминами, организм человека нуждается в мышечной деятельности. Движения являются жизненной необходимостью человека, без них он не может сохранять свое здоровье и оставаться работоспособным.
труда). Недостаток мышечной деятельности приводит не только к ослаблению и атрофии мышц, но и к резкому снижению влияний мышечной деятельности на ЦНС и внутренние органы. Сокращается поступление нервных импульсов из мышц в ЦНС, что вызывает нарушение регуляции кровообращения, дыхания, обмена веществ, расстраивается приспособляемость организма к физическим и психическим нагрузкам, к изменениям внешних условий.
В прошлые века двигательную недостаточность отмечали крайне редко и лишь у определенных профессиональных групп. В наши дни выраженность и массовость этого состояния все более нарастают, охватывая большие контингенты населения, в том числе лиц работоспособного возраста и даже молодежь.
При систематических занятиях физическими упражнениями происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу органов и систем организма. Именно в этом и заключается положительное влияние физических упражнений на укрепление здоровья. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов ЦНС. Физические упражнения благотворно влияют на силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов, способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизирует деятельность печени и почек, улучшают функционирование желез внутренней секреции, стимулируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение.
Двигательная активность, физические упражнения, основные навыки гигиены и здорового образа жизни, являются эффективным средством профилактики заболеваний, укрепления здоровья и гармоничного развития личности.
Здоровый образ жизни неотделимо связан с высокой двигательной активностью человека. В настоящее время на людей влияют многие неблагоприятные факторы внешней среды, большой поток информации, сложные социальные условия жизни. Что неизменно приводит к эмоциональному напряжению и снижению двигательной активности. Происходят изменения в кровеносной системе: уменьшается размер сердца, учащается пульс, уменьшается масса циркулирующей крови, увеличивается время ее кругооборота.
Снижаются функции надпочечников. Для нашего организма двигательная активность является физиологической потребностью.
Лишённый движения организм теряет способность накапливать энергию, необходимую для противостояния стрессу. Мышечные напряжения, воздействие контрастных температур, принятие солнечных ванн в разумной мере полезны организму. Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.
Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.
ОГБУЗ «Детский санаторий г.Грайворон»
Инструктор по лечебной физкультуре Пушкарева З.И.
Влияние физических упражнений на растущий организм
В живом организме все время происходят процессы обмена веществ и энергии. При движении человека эти процессы усиливаются.
Всякое движение нашего тела сопровождается сложными химическими и физическими явлениями в мышцах. При этом происходит беспрерывное усвоение питательных веществ — углеводов, дающих энергию для работы мышц и других органов, и белков, необходимых для роста и развития организма.
Чем активнее работа мышц, тем быстрее кровообращение и тем больше крови (с находящимися в ней питательными веществами и кислородом) получают мышцы.
Рост мышц, вызываемый движениями, происходит за счет увеличения их длины и толщины. Но развитие мышц в результате упражнений зависит главным образом от влияния центральной нервной системы. При выполнении физических упражнений нервные импульсы (раздражения), поступающие из мозга, заставляют мышцы сокращаться с большей силой.
Под влиянием физических упражнений мышцы становятся не только более твердыми и сильными, но и более растяжимыми; повышается их тонус, что препятствует образованию изъянов осанки.
Некоторые родители рассуждают так: для того чтобы ребенок хорошо поправлялся, ему надо меньше двигаться и побольше есть. Такой взгляд неверен. В мышце;, находящейся все время в покое и получающей с кровью достаточное количество питательных веществ, эти вещества не накапливаются. Они более энергично воспроизводятся только в том случае, если расходуются. При работе мышца расходует свои питательные вещества, а во время отдыха они восстанавливаются с избытком. Но, чтобы мышца не истощалась, ее работа должна чередоваться с отдыхом — только при этих условиях в процессе двигательной деятельности будет происходить достаточное накопление в мышцах питательных веществ.
Интересен, например, такой факт. При обследовании нескольких тысяч детей школьного возраста было выявлено, что активно занимающиеся на уроках физической культур!,и в школьных секциях, как правило, на 20—30% превосходят в силе своих сверстников, не посещающих этих занятий.
Но сильными, конечно, становятся не сразу. Развитие силы — процесс длительный. Попытки увеличить ее в короткие сроки недопустимы, так как это может затормозить развитие растущего организма.
Достаточная мышечная деятельность — одно из необходимых условий, хорошего развития костей. Кости развиваются, растут и крепнут лучше у тех детей, которые систематически занимаются физическими упражнениями, участвуют в физическом труде. Но эти занятия должны быть посильными. Слишком длительные, сильные, не соответствующие возрасту мышечные напряжения вредны, они могут, в частности, вести к преждевременному окостенению и, следовательно, задержке роста.
Существует тесная связь между работой сердечной мышцы и остальных мыши тела. Чем больше и лучше работают мышцы тела, тем больше приходится работать и сердцу. Его сокращения становятся более сильными и частыми. Это значит, что сердце делается сильнее и выносливее.
Благодаря движениям, активизирующим деятельность сердца и сосудов, усиливается кровообращение.
При регулярных физических упражнениях происходит более совершенное приспособление сердца и легких к повышенной нагрузке. При физической деятельности сердце работает чаще и «выбрасывает» больше крови. Это способствует укреплению сердца и легких.
Физические упражнения воздействуют не только на органы кровообращения и дыхания, но и па обмен веществ в организме, ни мозг, на железы внутренней секреции.
Все новые и новые связи, возникающие в головном мозгу, совершенствуют, улучшают согласованность движений. Все органы начинают работать более согласовано. Через нервную систему они взаимно влияют: друг на друга, благодаря регулирующей роли головного мозга более согласован и идет их развитие.
Систематическими физическими упражнениями можно предупреждать различные нарушения в физическом развитии или устранять уже появившиеся.
В процессе физических упражнении организм постепенно становится способным выполнять значительно большую работу с меньшим расходованием сил. Выполнение движений делается более экономным, красивым и достигает высокого совершенства, что благотворно сказывается на развитии ребенка, подростка, юноши и девушки.
Большую ошибку допускают те родители, которые ищут предлога, чтобы удержать детей от занятий физическими упражнениями, физическим трудом.
Разумеется, нагрузка должна соответствовать возрасту, состоянию здоровья и степени подготовленности, а с подросткового периода — и полу.
От рождения до 7 лет еще нет существенного различия в физическом развитии мальчиков и девочек. Но чем старше становятся дети, тем более заметны различия в строении их организма, связанные с полом. У девочек слабее развит плечевой пояс, но относительно более длинное туловище, шире таз, относительно короче ноги. Серийно-сосудистая система у них по сравнению мальчиками меньше по весу и объему. Эти различия в строении организма мальчиков и девочек важно учитывать при подборе и проведении занятий играми, гимнастикой детьми школьного возраста.
Надо иметь в виду, что но у всех детей, уже в пределах одного возраста, одинаковые здоровье и физическая подготовленность. Поэтому нельзя предъявлять ко всем одни и те же требования в занятиях гимнастикой, играми, спортом. Учащиеся при прохождении медицинского осмотра в школе распределяются на группы по состоянию здоровья и физической :подготовленности: основную, подготовительную и специальную.
К основной группе относятся школьники, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, но достаточно физически развитые. Они занимаются по программам физической культуры в полном объеме, могут заниматься спортом в одной из секций школьного коллектива, после надлежащей подготовки допускаются к спортивным соревнованиям.
В подготовительную группу включаются учащиеся, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных отклонении) и недостаточно физически подготовленные. Они занимаются по программам физической культуры, но при условии более постепенного прохождения материала. Такая же осторожность соблюдается и в занятиях их в одной из спортивных секций школьного коллектива физической культуры.
Задача родителей заключается в том, чтобы соответствующим режимом, питанием, занятиями утренней гимнастикой, прогулками на свежем воздухе и другими мерами (по указанию врача) ускорить перевод ребенка из группы подготовительной в основную.
К специальной группе относятся ученики, которые имеют значительные отклонения (постоянного или временного характера) в физическом развитии или состоянии здоровья.
Нередко эти дети бывают застенчивы, пассивны или же, наоборот, вспыльчивы, легко возбудимы. На уроках физической культуры к ним нужен особый подход. Кроме того, с ними должны проводиться специальные занятия лечебной физической культурой, корригирующими упражнениями.
Практика показывает, что в результате таких занятий у школьников, отнесенных к специальной группе, улучшаются показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности. Достижения по бегу, прыжкам, подтягиванию и другим упражнениям приближаются к результатам хорошо физически подготовленных школьников.
Еще раз подчеркиваем, что неправильно поступают родители, требуя освобождения физически ослабленных детей от уроков физической культуры. Нужно посоветоваться с врачом, с учителем физической культуры и проводить дома то, что они рекомендуют: например, занятия упражнениями для улучшения осанки, борьбы с искривлениями позвоночника, плоскостопием и т. п. Отдельные корригирующие упражнения можно включать в утреннюю гимнастику.
Как только дети окрепнут, их следует перевести на обычный, нормальный, режим, включающий посильные занятия физической культурой не только на школьных уроках и в секциях, но и в домашних условиях.
Обязательно узнайте в школе, к какой группе отнесен ваш ребенок. Это поможет вам, наблюдая за его занятиями дома, более правильно рекомендовать ему те или иные игры и упражнения.
Линейка в пионерском лагере затянулась. Ребята стояли в положении «смирно» и слушали старшего вожатого. Вдруг правофланговый Юра Петров как-то странно покачнулся и упал на дорожку; лицо его, обычно бледное, стало совсем восковым, глаза закрылись.
Девочки закричали, вожатый кинулся к Юре, но тот уже пришел в себя и смущенно улыбнулся. Мальчику не позволили подняться — товарищи на носилках понесли его в кабинет врача и остались ждать у двери. Что скажет доктор Мария Петровна? Наверно, велит увезти Юру в Москву? Или вызовет «скорую помощь»?
Через полчаса дверь кабинета открылась, и на крылечко к общему удовольствию вышел сам Юра.
— С ним ничего страшного,— объяснила ребятам Мария Петровна.— Просто он слишком быстро растет.— И, подумав, добавила:— А физкультурой занимается мало.
Что же все-таки произошло с Юрой? Попробуем объяснить это подробнее.
Возраст между 13—14 и 17—18 годами— один из важных узловых периодов развития и роста организма. В эти годы начинается половое созревание, происходит структурное оформление, завершение развития ряда органов и систем. Особенно бурно растет сердце. Так, если за семь лет — от 7 до 14— оно увеличивается в объеме на 33%, то за четыре последующих года — от 14 до 18 лет— оно становится больше на 60%.
В результате у подростков, юношей иногда возникают изменения в механизме кровообращения. Это не болезнь, а своего рода «трудности роста». Быстрое развитие подчас приводит к изменению сердца — оно несколько увеличивается в размере, особенно за счет левого желудочка.
Наблюдения показывают, что эта гипертрофия сердца бывает у юношей значительно чаще, нежели у девушек. Такие ребята отличаются хорошим физическим развитием, нередко преждевременным половым созреванием и могут выглядеть старше своего возраста. Обычно они ни на что не жалуются. Артериальное давление у них нормальное, иногда лишь немного повышено; пульс замедленный.
При некоторой задержке формирования сердечно-сосудистой системы может возникать и противоположный вариант юношеского сердца — малое, или «капельное», сердце. Сердце как бы не поспевает за росгом организма.
Подростки или юноши с «капельным» сердцем отличаются обычно высоким ростом, узкой грудной клеткой; они худощавы., с плохо развитой мускулатурой.
Если такому подростку или юноше приходится долго стоять в положении «смирно», например на линейках в школе или в пионерских лагерях, у него могут возникать головокружения, шум в ушах и даже обмороки. Нередко таких ребят, вопреки врачебным советам, лишают всякой физической нагрузки, запрещают им заниматься физкультурой, катанием на лыжах, коньках, велосипеде и т. п. Бывает так, что практически здоровых подолгу держат в постели, не выпускают на воздух.
Это не только вредит здоровью, но и наносит немалую психическую травму, так как приучает считать себя больным. В результате таких тепличных условий, особенно если их устанавливают с детства, ребята плохо развиваются физически, растут бледными, склонными к частым простудным заболеваниям.
Хуже всего сказывается такой щадящий режим на имеющих малое сердце. Ведь для них правильная физическая закалка — главное средство укрепления сердечно-сосудистой системы. Очень хороший эффект дают гимнастика по утрам с последующим теплым душем или обтиранием; в свободное время — ходьба на лыжах, катание на коньках, туризм; полезно плавание в бассейне.
Какое влияние оказывают физические упражнения на функциональные системы организма человека
Физическая активность – важнейшая составляющая здоровья
Регулярная физическая активность способствует не только укреплению и сохранению здоровья, но и достоверно снижает риск развития важнейших социально- значимых заболеваний: диабета II типа, рака, гипертонии. Физическая активность оказывает в долгосрочной перспективе положительное влияние на здоровье, и улучшает качество жизни.
Даже 30 минут в день физической активности открывают доступ к следующим преимуществам.
ПРЕИМУЩЕСТВА РЕГУЛЯРНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Кроме того, доказано, что регулярная физическая активность оказывает положительное влияние на эмоциональный фон, и даже облегчает течение депрессии.
ЦЕЛЬ: 30 МИНУТ В ДЕНЬ И БОЛЬШЕ
Физическая активность будет оказывать положительное воздействие на состояние здоровья только при достаточной продолжительности и регулярности.
Согласно научным исследованиям- достаточно 30 минут ЕЖЕДНЕВНОЙ активности умеренной интенсивности.
МОЖНО БЫТЬ ФИЗИЧЕСКИ АКТИВНЫМИ, НЕ ЗАНИМАЯСЬ СПОРТОМ
Как увеличить ежедневную активность, внеся небольшие изменения в распорядок дня?
ПОМНИТЕ: НИКОГДА НЕ ПОЗДНО НАЧАТЬ!
Исследования показывают, что пожилые люди могут получить значительную пользу для здоровья уже после двух-трех месяцев регулярных упражнений.
Важно! Перед началом регулярных занятий, в некоторых случаях необходимо проконсультироваться с врачом, особенно, если :
Обследование перед тренировкой помогает выявить людей с заболеваниями, которые могут повысить риск возникновения проблем со здоровьем во время физической активности. Этот своеобразный фильтр помогает определить, перевешивают ли потенциальные выгоды от упражнений возможные риски.
ДВИГАЙТЕСЬ БОЛЬШЕ, СИДИТЕ МЕНЬШЕ, КАЖДЫЙ ДЕНЬ!
Влияние физических упражнений на функциональные системы организма
Исследование особенностей и значения физических упражнений, как главнейшего средства физического воспитания. Определение позитивного влияния физических упражнений на умственную активность. Характеристика роли урока физкультуры в режиме учебного дня.
Рубрика | Педагогика |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.12.2017 |
Размер файла | 16,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Влияние физических упражнений на функциональные системы организма
Физические упражнения как главнейшее средство физического воспитания имеют большое значение в формировании гармонически развитой личности.
Физические упражнения, как и все другие движения человека, представляют собой условно-рефлекторную мышечную деятельность, то есть они, по выражению И.М. Сеченова, управляют «умом и волей». Основным фактором практического воздействия в процессе физического воспитания на функциональные свойства организма, а через них и на его структурно-телесные свойства, служит активная двигательная деятельность человека, упорядоченная так, чтобы обеспечить формирование разных способов выполнения двигательных действий, умений, навыков, а вместе с тем и активизировать развитие физических качеств, двигательных и связанных с ними способностей человека.
Физические упражнения применяются в целях совершенствования форм и функций организма, укрепления здоровья и повышения работоспособности, развития физических способностей, формирования и совершенствования необходимых в жизни двигательных навыков и содействия духовному развитию человека. Физические упражнения применяются также в профилактических и лечебных целях и др.
Так какие же конкретно результаты дают занятия физическими упражнениями?
В первую очередь занятия физическими упражнениями повышают уровень физического закаливания. Этому особенно способствует интенсивное плавание, бег, езда на велосипеде, бег на лыжах и т.д. Весьма эффективны физические нагрузки, выполняемые на открытом воздухе. При повышении уровня закаливания снижается восприимчивость к различным простудным заболеваниям. Другим фактором влияния физических упражнений на организм является повышение механической прочности опорно-двигательного аппарата.
При длительных и регулярных занятиях физическими упражнениями постепенно повышается прочность костей скелета, увеличивается эластичность связок, сухожилий и мышц, улучшается гибкость.
Под влиянием занятий физическими упражнениями происходят структурные и функциональные изменения скелетных мышц и внутренних органов: улучшается эластичность сосудов, увеличивается масса и размеры сердца, уменьшается жировая масса, увеличивается масса мышечной ткани и др. Такие изменения в совокупности с расширением возможностей организма повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям (В.В. Михайлов).
В работах известных специалистов в области физиологического воспитания Н.В. Зимкина, В.С. Фарфеля и др. убедительно доказано, что в процессе физической тренировки в организме человека происходят прогрессивные структурные (морфологические) и функциональные изменения. Они охватывают все важные системы, участвующие в жизнеобеспечении организма: мышечную, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, пищеварительную, выделительную и др. системы.
Увеличение объема сердца при физических занятиях является важной предпосылкой увеличения ударного объема (количество крови, подаваемое сердцем при каждом сокращении). У не занимающегося спортом ударный объем в два раза меньше, в результате чего кислорода поступает в клетки органов и тканей меньше.
Благоприятные изменения происходят и в системе дыхания. Под влиянием аэробных нагрузок жизненная емкость легких может увеличиваться на 30-70%. Грудная клетка становится шире, укрепляются дыхательные мышцы. Вдох становится более глубоким, поэтому частота дыхания уменьшается (до 10-14 дыханий в минуту против 16-20 у нетренированных).
У людей, систематически занимающихся физическими упражнениями, меньше расходуется энергия при выполнении одинаковой стандартной нагрузки, чем у людей нетренированных. Процесс восстановления происходит быстрее у тренированных. Они способны выполнять работу большого объема и продолжительности при предельном напряжении.
При выполнении физических упражнений увеличивается доставка кислорода не только к работающим мышцам, но и к другим частям тела: мозгу, печени, почкам, коже. Стимулируются обменные процессы во всех органах. Усиливается работа почек по выведению продуктов распада, образующихся при мышечной деятельности. Печень лучше очищает кровь.
В ходе систематических тренировок в коре головного мозга происходит образование новых временных связей между актами внешней и внутренней среды и различными функциями организма. В результате наступает улучшение регуляции функций в соответствии с требованиями момента (например, при увеличении физической нагрузки), что означает более совершенное приспособление организма к той или иной деятельности.
Физические упражнения стимулируют умственную активность, так как имеют косвенное воздействие через все системы организма на деятельность коры головного мозга. Установлено, что после кратковременных интенсивных нагрузок улучшается внимание и память (в наибольшей степени через 2 часа), мышление (сразу после нагрузки и спустя 3-4 часа).
В процессе систематических занятий совершенствуется и пластичность нервной системы. Чем выше пластичность, тем лучше (быстрее и правильнее) человек овладевает новыми движениями. Занятия физическими упражнениями повышает тренированность нервной системы, обеспечивают увеличение ее потенциальных возможностей для дальнейшего совершенствования высшей нервной деятельности и, благодаря этому, всего организма человека.
Занятия физическими упражнениями оказывают благоприятное влияние на психологические процессы. Физические упражнения развивают ощущение равновесия, зрительные ощущения, ощущения холода и тепла. Физические упражнения имеют большое значение для развития восприятия окружающей действительности, оказывают благотворительное влияние на развитие воображения, мышления и другие формы психической деятельности человека. Процесс творческого воображения протекает ярко, в сложной комбинационной игре. Организованные коллективные занятия физическими упражнениями являются важным фактором развития не только физических способностей, но и морально-волевых качеств, что решает воспитательную задачу физической культуры. Для обеспечения максимально возможной работоспособности и сохранения здоровья детей необходима организация рационального двигательного режима.
Урок физкультуры в режиме учебного дня, гимнастика до занятий, подвижные игры на переменах, физкультминутки и физкультпаузы способствуют поддержанию и повышению умственной работоспособности в течение всего учебного дня (Л.И. Александрова, Г.П. Сальников, В.П. Рубан и др.). Учащиеся, дополнительно занимающиеся в спортивных секциях, имеют более высокие и устойчивые показатели умственной работоспособности, чем учащиеся, посещающие лишь обязательные по программе уроки физической культуры (В.П. Соловьева, Л.М. Данилина, В.М. Туманцев и др.).
В этом возрасте складываются весьма благоприятные предпосылки для углубленной работы над развитием дыхательных способностей. При систематических занятиях физическими упражнениями нельзя забывать о дозировке физических нагрузок. При этом необходимо учитывать особенности физического развития подростков (М.М. Круглый). Ведущим методом оценки организации учебно-тренировочного процесса является учет самочувствия занимающихся. физический воспитание урок
В данном случае субъективные ощущения отражают объективное состояние организма и его реакцию на изменение физической нагрузки. Нормальное влияние физической нагрузки в течение занятия должно вызывать небольшое утомление, характеризующееся приятной усталостью и сохранением желания заниматься. Необходимо, чтобы каждый занимающийся владел некоторыми методами регистрации физиологических показателей деятельности отдельных систем и органов, отражающих и состояние организма в целом. Прежде всего, это: определение сердечных сокращений (пульс), определение частоты дыхания, контроль за весом тела и т.д. Результаты этих показателей фиксируются в специальном дневнике, где также должно записываться содержание занятий (какие упражнения, их количество и длительность), а также субъективная оценка своего состояния (самочувствие до, во время и после занятий, сон, настроение, аппетит). Эти данные позволяют объективно оценить физическое состояние занимающегося и определить оптимальную для него физическую нагрузку. Соблюдая все это, можно избежать такого явления, как перетренировка.
Основной причиной ее следует считать чрезмерные нагрузки на занятиях, что приводит к истощению организма и центральной нервной системы. В этом случае следует снизить нагрузку, дать некоторый отдых организму, а затем медленно привести объем работы в соответствие с уровнем физической подготовленности и в дальнейшем не допускать ее повышения.
Воздействие физических упражнений не ограничивается лишь биологической сферой человека, оно распространяется в той или иной степени на психику, сознание, поведение.
В процессе занятий физическими упражнениями формируется спортивный характер, интерес к систематическим занятиям спортом, настойчивость в достижении поставленных целей, трудолюбие.
1. Волков А.В. Физические возможности детей и подростков. М., 1991.
2. Кузнецова З.И. Физическая культура в школе. М., 1997.
3. Фомин Н.А., Вавилов Ю.П. Физиологические основы двигательной активности. М., 1991.
4. Фролов П.А. Основы спортивной тренировки. М., 1994.