какое вероисповедание у черкесов

Краткая история религии Адыгагъэ

Иоанн де Галонифонтибус, в 1404 году, сообщал:
«Говорят, что их женщины являются великими волшебницами и применяют своё ремесло очень охотно.
Они вызывают ветер и заставляют море штормить, творя кораблекрушения, ибо у них нет хороших гаваней.
Когда я путешествовал по этим землям и вокруг них, я убедился, что эти сплетни являются правдой.
Волшебные силы повергли море в неистовство, особенно ночью.».
«Что касается религии, то в некоторых обрядах и постах они следуют грекам, пренебрегая всеми другими
сторонами религии, ибо они имеют свои собственные культы и обряды. Вместо сорокадневного поста они
постятся 50 дней, так как они выполняют также предрождественский и пятничный посты. И это все.
В великие посты и воскресенье они даже приносят в жертву животных, мясо которых раздается и поедается,
но головы они отдают бедным и старым или же выставляют их на высоких местах, вроде ветвей деревьев,
что предполагает пищу для духов. Дерево высаживается рядом с церковью, и на него вешают крест, после чего
его называют древом господним. На ветвях этого дерева развешивают различные символы, среди которых
есть и головы животных.
Рядом с церковью и упомянутым выше древом господним очерчивается круг, внутри которого никто никогда
не посмеет прикоснуться к чему-либо. Но вне этого круга правило таково, что тот, кто первым прикоснется
к чему-либо, то он может владеть этим».

Иоганн Шильтбергер, в 1427 году, пишет:
«У них (у черкесов) есть обычай класть убитых молнией в гроб, которых потом вешают на высокое дерево.
После того приходят соседи, принося с собою кушанья и напитки, и начинают плясать и веселиться, режут
быков и баранов и раздают большую часть мяса бедным. Это они делают в течение трёх дней, и повторяют
то же самое каждый год, пока трупы совершенно не истлеют, воображая, что человек, поражённый молнией,
должен быть святой.»

Джордио Интериано (генуэзец), в 1502 году, издал работу (входящую в список 150 первых печатных книг мира),
благодаря которой до нас дошло много ценных сведения о мировоззрении и религиозных представлениях
черкесов, обряде «Воздушного погребения», обычае «Даров», обычае «Аталычества», обряде «Ритуального
лишения девственности» и др.

В 1624 году был предъявлен уникальный документ – «Чин отречения от Черкасской веры», в составе требника.
Он был напечатан патриархом Филаретом. Т.е. время совпадает с периодом женитьбы Ивана IV в 1561 г. на Марии
Темрюковне. Многие думают, что черкесы были к тому времени мусульманами, значит, и крестились как
приходящие «от сарацын». Однако наличие особого чина для принятия «черкас» доказывает, что русские
православные деятели 16-го века, хорошо знали об адыгской вере. Иначе достаточно было бы чина
отречения от «сарацынской веры», как тогда называли Ислам в России.

В 1729 году, К. Главани, французский консул в Крыму, в своём «Описание Черкесии» писал:
«Они чтут субботу, воскресенье и пятницу, празднуют Пасху с христианами и байрам с турками, утверждая, что
все хорошо».

ОСОБО. Канжаль. Адыги не вправе забывать, что последний раз, наиболее сильно древнейшая религия адыгов
смогла продемонстрировать всему миру свою эффективность только в 1708 году.
Сборное мусульманское войско, в главе с крымским ханом, намеревались военной силой заставить кабардинцев
к платежам, которые в Исламе положено брать с иноверцев. Кабардинская верхушка, которая была в Исламе,
чтобы избежать братоубийственного столкновения, перед сражением отправила к Каплан-Гирею
(потребовавшему не менее трех тысяч ясырей), посланцев, которые объясняли:
«… чьих детей мы будем отдавать? Особливо теперь: большинство народа черкесского освящены благодатью
Ислама, в каждой деревне, в каждом селе строятся соборные и приходские мечети и школы, исправно
совершается пятикратная молитва и идет обучение юношества…».
Однако, крымский хан свои требований не изменил. Очевидно, что Каплан-Гирей прекрасно знал, что
подавляющее большинство адыгов не мусульмане. Далее, история свидетельствует – адыги получил победу
над войском Крымским хана, над которым развевался флаг Аллаха. Восьмикратное превосходство в численности
мусульманским воинам не помогло. Канжальская битва ещё ожидает адыгских исследователей (если когда-либо
дадут доступ в архивы).

Тяжесть войны усилилась, начались испытания и истязания войной, которая суммарно длилась 101 год.,
экономическое и военное удушение, голод, болезни, изгнание. Когда современные исламисты говорят –
«в начале 19 века,черкесы большинством приняли Ислам добровольно и без насилия», то глубоко
ошибаются (либо лицемерно лгут). Историки могут вытащить из архивов множество доказательств и ярких
свидетельств, применения обмана, угроз, убийств и военно политического принуждения.

Султан Хан-Гирей в своем произведении «Черкесские предания» (1841г.) пишет следующее:
«Вскоре поле покрылось яствами и напитками, но угощение не начиналось: ждали имама, княжеского
эфенди. Князь-старшина хотел соединить языческие обряды с исламизмом. Наконец явился и имам.
Он хотя проклинал и ненавидел языческие обряды, но находил в законах, как улемы знаменитого
Махмуда, сообразные с желанием князя толкования, благословил торжество язычников и говорил
речь о блаженстве, предназначенном павшим за дело родной земли воинам.
Набожные с благоговением слушали религиозные поучения имама, но язычники шепотом издевались
над его словами и бородой, а чалму его сравнивали с головным убором вдов».

К этому периоду относятся ритуальные маски, которые сейчас экспонируются в Российском
этнографическом музей (СПб), они одевались адыгскими Джегуако при исполнении древних ритуалов.
После 1864 года, древнюю религию адыгов перестали уничтожать исламизированные черкесы,
религия относительно спокойно дожила до 1917 года.

Этот 11-ый период продолжается и религиозная ситуация двоякая.
С одной стороны, существует прекрасная возможность для возрождения религии «Адыгагъэ», возвращения
народа на путь самостоятельного духовного развития, к славной традиции, которой более 5-ти тысяч лет.
С другой стороны, существует открытая мусульманская пропаганда, которая имеет поддержку власти, которая
активно борется с остатками древней религии адыгов, а именно борется с древними обычаями и традициями,
под предлогом приведения их в соответствие с исламскими стандартами.

Источник

Какое вероисповедание у черкесов

Стара, как мир

С упоминания Тейри начинаются благожелания (алгышы) и проклятия (каргышы). В песнях воспевали могущество Тейри. Позже само слово тейри становится синонимом бога. А богов у карачаево-балкарцев было немало.

какое вероисповедание у черкесов

А вот лунные и солнечные затмения, согласно мифам карачаевцев происходили из-за того, что их пытался проглотить дракон Желмаууз. Люди стреляли в небо, били в тазы, кричали, разводили костры, чтобы отогнать Желмаууза прочь и разбудить небесных сторожей.

Тхьа не вмешивается в повседневную жизнь, предоставляя человеку свободу выбора. Сам бог невидим и вездесущ, его присутствие рассеяно по всему миру.

Ислам

Мусульманская религия появляется на территории современной Карачаево-Черкесии в XI веке. К данному времени относятся найденные две каменные надгробные плиты с надписями на арабском языке, сделанными куфическим шрифтом (поселок Нижний Архыз).

Однако активная исламизация народов Северного Кавказа прежде всего была связана с политикой Османской империи, когда турки проникли в приморские районы Северного Кавказа (конец XV века), и в глубинные – в начале XVI столетия. Исламизация адыгских и абазинских племен проходила в течение XVI–XVII веков.

Чаще всего муллы и кади были выходцами из Крымского ханства, Османской Турции и дагестанских княжеств.

Среди карачаевцев мусульманская проповедь проводилась в XVIII–XIX веках, результатом чего стало появление в Кабарде и Карачае к началу XIX столетия духовенства и мечетей. Среди прочего, были созданы и мусульманские суды (мехкеме), система мусульманского налогообложения и социальной защиты, начальное исламское образование.

Христианство в КЧР исповедуют русские, греки, грузины, украинцы

При патриархе Константинопольском Николае Мистике отношения Византийской империи и Алании стремительно развивались. Культурное и религиозное влияние в сумме с политической и военной мощью Византии привели к тому, что аланская знать решилась на заключение стратегического союза с империей. Тогда в 910-920 годы и произошло первое крещение Алании. Вскоре была образована епархия, центром которой как раз стало нынешнее Нижне-Архызское городище (там располагалась резиденция архиепископа).

Сейчас эти храмы, пережившие века забвения, восстановлены и известны как Северный храм (предположительно — Никольский), Средний храм (возможно, Преображенский) и Южный Ильинский — древнейшая действующая церковь в России. По оценкам учёных, культовые сооружения были построены в X веке. К той же эпохе относятся Сентинский и Шоанинский храмы Карачаево-Черкесии, живописно расположенные на вершинах небольших горных хребтов.

Христианство также повлияло на календарь карачаево-балкарцев: многие дни недели связывают с именами христианских святых.

Например, названия трех дней недели: вторник — Геуюрге кюн (день святого Георгия), среда — Бараз кюн (день святой Параскевы), пятница — Байрым кюн, Майрам (день святой Марии), а так же девяти месяцев: январь — Башиль ай (месяц святого Василия), февраль — Байрым ай (месяц святой Марии), март — Тотурну ал айы (первый месяц святого Федора), апрель — Тотурну арт айы (второй месяц святого Федора), май — Хычауман ай (божий месяц), июнь — Николла ай (месяц святого Николая), июль — Элия ай (месяц пророка Ильи), ноябрь — Абустолну биринчи айы (первый месяц святого апостола), декабрь — Абустолну экинчи айы (второй месяц святого апостола).

Небольшая группа адептов эзотерического движения «Хранители пламени» существует на территории республики с 1994 года, а в 1998 года зарегистрирована общественная организация «Карачаево-Черкесский культурно-просветительский духовный центр «Хранители пламени».

Еще в КЧР с 1990-х годов проживают сторонники японского целительского учения рэйки, известны 2 незарегистрированные группы.

В 2007 году в Зеленчукском районе была организованна группа анастасийцев : сторонники эзотерического учения из числа жителей станицы Зеленчукской попытались создать экологическое поселение «Ладное», состоящее из «родовых поместий», с целью «возвращения к естественному образу жизни».

И напоследок отметим, что несмотря на религиозный калейдоскоп КЧР, порядка 12% населения республики верят в высшие силы вне какой-либо религии, а 7% и вовсе отрицают существование высшего разума.

Источник

Черкесы (адыгэ) — великодушный и воинственный народ

На территории Российской Федерации проживает большое количество различных народов. Один из них черкесы — народность с самобытной потрясающей культурой, которая смогла сохранить свою яркую индивидуальность.

Где живут

Черкесы населяют Карачаево-Черкесию, живут в Ставропольском, Краснодарском крае, Кабардино-Балкарии и Адыгее. Небольшая часть народа проживает на территории Израиля, Египта, Сирии и Турции.

Численность

В мире проживает около 2,7 млн черкесов (адыгов). По переписи населения 2010 года, на Российскую Федерацию пришлось примерно 718 000 человек, из них 57 тыс. являются жителями Карачаево-Черкесии.

История

Когда именно предки черкесов появились на Северном Кавказе, точно неизвестно, но проживают они там еще со времен палеолита. Из самых древних памятников, связанных с этим народом, можно выделить памятник Майкопской и Дольменной культур, расцвет которых пришелся на 3 тысячелетие до нашей эры. Ареалы этих культур, по мнению ученых, являются исторической родиной черкесского народа.

какое вероисповедание у черкесов

Название

Античные авторы называли черкесов зихи и керкеты. Самоназвание народности «адыгэ», о чем даже упоминается в гимне черкесов. Называют они себя так и по сей день. «Черкесы», это иноназвание.

В 5-6 веке древнечеркесские племена объединились в единое государство, которое историки называют Зихия. Это государство отличалось воинственностью, высоким уровнем социальной организации и постоянным расширением земель. Этот народ категорически не желал подчиняться, и в течение всей своей истории Зихия не платила дань никому. С 13 века государство было переименовано в Черкесию. В эпоху Средневековья Черкесия была самым большим государством на территории Кавказа. Государство было военной монархией, важную роль в которой играла адыгская аристократия, которую возглавляли князья пщы.

В 1922 году была образована Карачаево-Черкесская автономная область, которая входила в состав РСФСР. В нее вошла часть земель кабардинцев и земли бесленеевцев в верховьях Кубани. В 1926 году Карачаево-Черкесская АО была поделена на Черкесский национальный округ, который с 1928 года стал автономной областью, и Карачаевскую АО. С 1957 года эти две области вновь объединились в Карачаево-Черкесскую АО и вошли в состав Ставропольского края. В 1992 году округ получил статус республики.

Говорят черкесы на кабардино-черкесском языке, принадлежащем к абхазо-адыгской семье языков. Черкесы свой язык называют «адыгэбзэ», что переводится адыгейский язык.

До 1924 года письменность основывалась на арабском алфавите и кириллице. С 1924 по 1936 год она была основана на латинице и в 1936 году — снова на кириллице.

В кабардино-черкесском языке 8 диалектов:

Внешность

Одежда

Одежда черкесских женщин была довольно разнообразной, всегда богато украшалась. Женщины носили длинное платье, сшитое из кисеи или хлопка, короткое шелковое платье бешмет. До замужества девушки надевали корсет. Из головных уборов носили высокие шапки конусообразной формы, украшенные вышивкой, невысокие уборы цилиндрической формы из бархата или шелка, украшенные золотым шитьем. На голову невесты надевали вышитую шапочку, отороченную мехом, которую она должна была носить до рождения первенца. Снять ее мог только дядя супруга со стороны отца, но только в том случае, если он приносил новорожденному щедрые подарки, среди которых был скот или деньги. После вручения подарков шапочку снимали, после молодая мать надевала шелковый платок. Пожилые женщины носили платки из хлопчатобумажной ткани. Из украшений надевали браслеты, цепочки, кольца, разнообразные серьги. Серебряные элементы пришивали к платьям, кафтанам, украшали ими головные уборы.

Обувь производили из кожи или войлока. Летом женщины часто ходили босиком. Сафьяновые красные чувяки могли носить только девушки из дворянских семей. В Западной Черкесии был вид обуви с закрытым носом, сшитой из плотного материала, на деревянной подошве и небольшим каблуком. Люди из высших аристократических сословий носили сандалии из дерева, выполненные в форме скамеечки, с широким ремешком из материи или кожи.

какое вероисповедание у черкесов

Жизнь

Общество черкесов всегда было патриархальным. Мужчина является главным в семье, женщина поддерживает своего мужа в принятии решений, всегда демонстрирует покорность. Женщина в быту всегда играла важную роль. Она в первую очередь являлась хранительницей очага и уюта в доме. У каждого черкеса была только одна жена, полигамия наблюдалась крайне редко. Делом чести было обеспечить супругу всем необходимым, чтобы она всегда хорошо выглядела, ни в чем не нуждалась. Ударить или оскорбить женщину является недопустимым позором для мужчины. Муж обязан был ее оберегать, относиться с уважением. Черкесский мужчина никогда не ссорился с женой, не позволял себе произносить бранных слов.

Жена должна знать свои обязанности и четко их исполнять. На ней лежит управление хозяйством и все дела по дому. Тяжелую физическую работу выполняли мужчины. В богатых семьях женщин берегли от сложной работы. Основную часть своего времени они проводили, занимаясь шитьем.

У черкесских женщин есть право разрешать многие конфликты. Если между двумя горцами начался спор, у женщины было право прекратить его, бросив платок между ними. Когда мимо женщины проезжал всадник, он был обязан спешиться, провести ее до места, куда она направлялась, и только потом ехать дальше. Поводья всадник держал в левой руке, а по правую, почетную сторону, шла женщина. Если он проезжал мимо женщины, которая выполняла физическую работу, должен был ей помочь.

С давних времен черкесы занимались земледелием, выращивали кукурузу, ячмень, просо, пшеницу, сажали овощи. После сбора урожая всегда выделялась часть для бедных, лишние запасы продавались на рынке. Занимались пчеловодством, виноградарством, садоводством, разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и коз.

Из ремесел выделяется оружейное и кузнечное дело, выделка сукна, изготовление одежды. Сукно, которое производили черкесы, особенно ценилось у соседних народов. В южной части Черкесии занимались обработкой дерева.

Жилище

Усадьбы черкесов располагались уединенно и состояли из сакли, которую строили из турлука и покрывали соломой. Жилище состоит из нескольких комнат с окнами без стекол. В земляном полу делали углубление для огня, оснащенное плетеной и обмазанной глиной трубой. Вдоль стен установлены полки, кровати застилали войлоком. Жилища из камня строили редко и только в горах.

Дополнительно строили амбар и хлев, которые обносили плотным тыном. За ним располагались огороды. С наружной стороны к забору примыкала кунацкая, которая состоит из дома и конюшни. Огораживали эти постройки частоколом.

К еде черкесы не требовательны, не употребляют вино и свинину. К приему пищи всегда относились уважительно и с благодарностью. Подают блюда к столу с учетом возраста сидящих за столом, от старшего к младшему. В кухне черкесов основой являются блюда из баранины, говядины и птицы. Самым популярным злаком на черкесском столе является кукуруза. В конце праздников подается бараний или говяжий бульон, это является знаком для гостей, что застолье подходит к концу. В кухне черкесов существует различие между блюдами, которые подают на свадьбу, поминки и другие мероприятия.

Славится кухня этого народа свежим и нежным сыром, адыгейским сыром — латакай. Едят их как отдельный продукт, добавляют в салаты и различные блюда, что делает их неповторимыми и уникальными. Очень популярен кояж — обжаренный в масле сыр с луком и молотым красным перцем. Очень любят черкесы брынзу. Любимое блюдо — свежий перец, фаршированный зеленью и брынзой. Перцы нарезают кружочками и подают к праздничному столу. На завтрак едят каши, омлет с добавлением муки или яичницу. В некоторых районах в омлет добавляют уже сваренные, нарезанные яйца.

Из первых блюд популярен ашрык — суп из вяленого мяса с фасолью и перловой крупой. Кроме него черкесы готовят шорпу, яичный, куриный и овощной супы. Необычным получается на вкус суп с сушеным курдюком.

К мясным блюдам подается паста — сваренная вкрутую пшенная каша, которую нарезают как хлеб. На праздники готовят блюдо из птицы гедлибже, лягур, индейку с овощами. Национальным блюдом является лыы гур — сушеное мясо. Интересное блюдо турша, это фаршированный чесноком и мясом картофель. Самым распространенным соусом у черкесов является картофельный. Его варят с мукой и разводят молоком.

Из выпечки готовят хлеб, пышки лакумы, халивы, пироги со свекольной ботвой «кхъуей делен», кукурузные лепешки «натук-чыржын». Из сладкого делают разные варианты халвы из кукурузы и пшена с абрикосовыми косточками, черкесские шарики, пастилу. Из напитков у черкесов популярен чай, махсыма, молочный напиток кундапсо, различные напитки на основе груш и яблок.

Религия

Древней религией этого народа является монотеизм — часть учения Хабзэ, которое регулировало все области жизни черкесов, определяло отношение людей друг к другу и окружающему миру. Люди поклонялись Солнцу и Золотому дереву, Воде и Огню, которые, по их верованиям, дарили жизнь, верили в бога Тхьа, которого считали создателем мира и законов в нем. У черкесов был целый пантеон героев нартского эпоса и ряд обычаев, которые своими корнями уходили в язычество.

С 6 века в Черкесии ведущей верой стало христианство. Исповедовали православие, небольшая часть народа приняла католичество. Таких людей называли «фреккардаши». Постепенно, с 15 века, началось принятие ислама, который является официальной религией черкесов. Ислам стал частью народного самосознания, и сегодня черкесы относятся к мусульманам суннитам.

Культура

Фольклор этого народа очень разнообразен и состоит из нескольких направлений:

Танцы были на всех праздниках. Самыми популярными являются лезгинка, удж хаш, кафа и удж. Они очень красивы и полны сакрального смысла. Музыка занимала важное место, без нее у черкесов не проходило ни одно торжество. Популярными музыкальными инструментами являются гармоника, арфа, флейта и гитара.

Во время национальных праздников проводились соревнования по верховой езде среди молодых людей. Черкесы проводили танцевальные вечера «джегу». Девушки и юноши стояли в кругу и хлопали в ладоши, в середине танцевали парами, а девушки играли на музыкальных инструментах. Юноши выбирали девушек, с которыми хотели потанцевать. Такие вечера позволяли молодым знакомиться, общаться и образовывать впоследствии семью.

Сказки и сказания делятся на несколько групп:

Одним из основных жанров устного народного творчества черкесов является героический эпос. В его основу входят сказания о героях-богатырях и их приключениях.

Традиции

Особое место у черкесов занимает традиция гостеприимства. Гостям всегда выделялось все самое лучшее, хозяева никогда не докучали им своими вопросами, накрывали богатый стол и обеспечивали нужными удобствами. Черкесы очень щедры и готовы накрыть для гостя стол в любое время. По обычаю, любой приезжий мог зайти во двор, привязать к коновязи своего коня, войти в дом и провести там столько дней, сколько необходимо. Хозяин не имел права спрашивать его имя, а также цель посещения.

Молодым не позволительно первыми начинать разговор в присутствии старших. Позорным считалось курить, пить и сидеть в присутствии своего отца, есть с ним за одним столом. Черкесы считают, что нельзя быть жадным в еде, нельзя не сдерживать свои обещания, присваивать чужие деньги.

Одним из главных обычаев народа является свадьба. Невеста покидала родной дом сразу после того, как жених заключал с ее отцом соглашение о будущей свадьбе. Отвозили ее к друзьям или родственникам жениха, где она жила до торжества. Такой обычай является имитацией похищения невесты при полном согласии всех сторон. Длится свадебное торжество 6 дней, но жених на нем не присутствует. Считается, что родные злятся на него за похищение невесты. Когда свадьба заканчивалась, жених возвращался домой и ненадолго воссоединялся с молодой женой. Ее родным он приносил угощения от своего отца в знак примирения с ними.

Комната новобрачных считалась священным местом. Нельзя было около нее делать хозяйственную работу и громко разговаривать. Через неделю пребывания в этой комнате, молодую жену выводили в большой дом, проводили специальный обряд. Девушку накрывали покрывалом, давали ей смесь из меда с маслом, осыпали орехами и сладостями. Потом она уходила к родителям и долго жила там, иногда до рождения ребенка. По возвращении в дом мужа жена начинала заниматься хозяйством. В течение всей супружеской жизни муж к жене приходил только ночью, все остальное время он проводил на мужской половине или в кунацкой.

Жена была хозяйкой на женской половине дома, у нее было свое имущество, это приданое. Но был у жены ряд запретов. Она не должна была сидеть при мужчинах, называть супруга по имени, ложиться спать, пока он не пришел домой. Муж мог без всяких объяснений развестись с женой, она также могла требовать развод по определенным причинам. Но происходило подобное очень редко.

Мужчина не имел права в присутствии посторонних целовать своего сына, произносить имя жены. Когда муж умирал, все 40 дней жена должна была посещать его могилу и проводить около нее некоторое время. Постепенно этот обычай был забыт. Вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Если она становилась женой другого мужчины, дети оставались с семьей мужа.

Беременные женщины должны были соблюдать правила, для них существовали запреты. Это необходимо было для того, чтобы оградить будущую мать с ребенком от злых духов. Когда мужчине говорили, что он станет отцом, он уходил из дома и в течение нескольких дней появлялся там только по ночам. После родов, через две недели, проводили обряд укладывания новорожденного в колыбель и давали ему имя.

Если человека убило молнией, хоронили его по-особенному. Проводились почетные похороны убитых молнией животных. Обряд сопровождался пением и танцами, а щепки от дерева, которое поразила и сожгла молния, считались целебными. Проводили черкесы обряды для вызывания дождя в засуху, перед началом и после проведения сельскохозяйственных работ делали жертвоприношения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *