какое средство выразительности использует автор в словосочетании в сто сорок солнц закат пылал

Изобразительные средства языка

ТРОПЫ (троп – употребление слова или выражения в переносном значении)

Гипербола – художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.
Пример: в сто сорок солнц закат пылал В. Маяковский)

ФУНКЦИИ ГИПЕРБОЛЫ И ЛИТОТЫ (см. ниже):
–Эмоциональное воздействие на читателя;
–Придание речи выразительности;
–Усиление художественного впечатления
–Создание каких-либо ярких необычных образов
–Источник юмора, средство насмешки

Ирония – троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному.
Пример: Гвоздин, ХОЗЯИН ПРЕВОСХОДНЫЙ*,
Владелец нищих мужиков
(А. Пушкин)

Литота – художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета.
Пример:
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с НОГОТОК!

Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.

Пример:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег
(С. Есенин )

ФУНКЦИЯ: придание речи особой выразительности и эмоциональности

Метонимия – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал – изделие из него, содержимое – содержащее, продукт – его производитель, действие – орудие действия и т.д.)
Пример:
И вы, МУНДИРЫ ГОЛУБЫЕ*,
И ты, послушный им народ.
(М. Лермонтов)

Олицетворение – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия, разновидность метафоры.
Пример:
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора
(ф. Тютчев)

ФУНКЦИЯ: создание эмоционально-выразительных образов.

Перифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
Пример:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает УТРО ГОДА*.
(А. Пушкин)

Синекдоха – перенесение значения одного слова на другое на основе количественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного и т.д.
Пример:
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгуз, и друг степей калмык
(А. Пушкин)

Сравнение – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.
Пример:
Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория (М. Шолохов)
Сравнение может оформляться
– с использованием сравнительных союзов (как, словно, будто, как будто);
– сочетанием глаголов с существительным в творительном падеже
– сочетанием существительного с прилагательным в сравнительной степени (например, под ним струя светлей лазури)
Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.
Пример:
Отговорила роща ЗОЛОТАЯ*
БЕРЕЗОВЫМ ВЕСЕЛЫМ* языком
(С. Есненин)

ФУНКЦИИ ЭПИТЕТОВ И СРАВНЕНИЙ: способствуют образному описанию или изображению предметов, признаков, качеств, действий.

*Выделенными обозначаются слова, непосредственно имеющие отношение к тому или иному виду тропа. Если конкретно выделенных фрагментов в приведенном примере нет, то это означает, что предложение целиком относится к данному виду тропа.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (обороты речи, строящиеся на отступлении от привычного речевого стандарта и придающие выразительность художественной речи)

Анафора – единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз.
Пример:
ЛЮБЛЮ тебя, Петра творенье,
ЛЮБЛЮ твой строгий, стройный вид.
(А. Пушкин)

ФУНКЦИИ: единый зачин делает речь экспрессивной, выразительно подчеркивающей основную мысльтекста.

Антитеза – Противопоставление (использование антонимов)
Пример:
Что ищет он в СТРАНЕ ДАЛЕКОЙ,
Что кинул он в КРАЮ РОДНОМ?

ФУНКЦИИ:
– Придание речи особой остроты и выразительности;
– Достижение эмоциональности речи;
– Показ героя, обстановки, событий во всей их противоречивой сложности
– Использование антонимов помогает показать поноту охвата описываемых явлений, широту пространственных и временных границ (например, учил с утра до ночи, шли с запада на восток).

Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами, придающий художественной речи компактность, стремительность, динамичность.
Пример:
Швед, русский – колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
(А. Пушкин)

ФУНКЦИИ: Придает фразе динамику

Градация – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости.
Пример: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин)

ФУНКЦИИ: придание речи выразительности и усиление эмоциональности

Инверсия – нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов.
Пример:
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступням
(А. Пушкин)

Индивидуально-авторские неологизмы – новые слова, созданные автором и употребленные им однажды. Их нет в языке, они не отражены в словарях.
ФУНКЦИИ: создание яркого, необычного, емкого по смыслу образа.

Контекстные синонимы.
Пример: В этом году в лесах неурожай белых. Бровики буквально попадаются на каждом шагу. (белые и боровики – синонимы обычные)
Мое внимание привлек какой-то колючий шар на окне. Это оказался довольно редкий кактус. (Шар и кактус не являются синонимами, но в данном случае они контекстуальные синонимы).

Лексический повтор –намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания.
Пример: Казалось, все в природе уснуло: спасла трава, спали деревья, спали облака.
ФУНКЦИИ:
– выделение в тексте ключевого слова, на значение которого необходимо обратить внимание читателя
– усиление художественнго впечатления.

Многосоюзие – намеренный повтор союза обычно в начале смежных строк.
Пример:
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи
(А. Пушкин)

ФУНКЦИИ: придает предложению плавность, замедленность

Неполные предложения.
ФУНКЦИИ:
— Помогают избежать повторов;
— Придают речи динамичность и эмоциональность.
— Показывают резкую смену событий.

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе.
Пример:
…С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
(С. Есенин)
ФУНКЦИИ: дает художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях.

Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.
ПРИМЕР: У Анны стряслась беда. Большая. Случилось это давно. Оченьдавно.

Риторический вопрос – оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется.
Пример:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где отпустишь ты копыта?
(А. Пушкин)

Риторическое восклицание – построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие.
Пример:
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
(А. Блок)

Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.д.
Пример:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов…
(М. Лермонтов)

ФУНКЦИИ (риторического вопроса, восклицания, обращения): привлечь внимание, эмоционально воздействовать на читателя.

Синтаксический параллелизм – тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (чаще – стихотворных строк или строф)
Пример:
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла
(А. Блок)

Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста.
Пример:
Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому – дроги,
Каждому – свое.
(М. Цветаева)

Эпифора – повтор слова или сочетания слов в конце смежных стихов, строф или фраз, подчеркивающее какую-нибудь мысль.
Деточка, все мы немножко ЛОШАДИ,
Каждый из нас по-своему ЛОШАДЬ
(В. Маяковский).

Источник

Найти средства выразительности в стихотворении В.В.Маяковского «Необычайное приключение. »
Текст:

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать —
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
но я ему —
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Черт дернул дерзости мои
орать ему,-
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь — не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась,-
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко.
— Поди, попробуй! —
А вот идешь —
взялось идти,
идешь — и светишь в оба!»
Болтали так до темноты —
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

Источник

Найти средства выразительности в стихотворении В.В.Маяковского «Необычайное приключение. »
Текст:

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать —
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
но я ему —
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Черт дернул дерзости мои
орать ему,-
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь — не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась,-
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко.
— Поди, попробуй! —
А вот идешь —
взялось идти,
идешь — и светишь в оба!»
Болтали так до темноты —
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

какое средство выразительности использует автор в словосочетании в сто сорок солнц закат пылал

гипербола: в сто сорок солнц закат пылал

метафоры: катилось лето, жара плыла, корою крыш, лучи-шаги, двустволка солнц

олицетворение: солнце в образе человека; образные выражения: никаких гвоздей, переведя дух, дней донце;

Слова которые создал сам поэт: взорим, вспоём, солница.(если надо пиши)(только это нашел вроде всё)

какое средство выразительности использует автор в словосочетании в сто сорок солнц закат пылал

Источник

Какое средство выразительности использует автор в словосочетании в сто сорок солнц закат пылал

Задание 24. Изобразительно-выразительные средства языка

Теоретический материал, необходимый для выполнения задания № 24.

Типы изобразительно-выразительных средств языка

Иносказание, при помощи которого передаётся суть, признаки конкретного образа.

Фемида( женщина с весами) – правосудие.

В сто сорок солнц закат пылал.

От греческого «притворство». Это троп, при котором скрывают истинный смысл, это лёгкая насмешка.

Откуда, умная, бредёшь ты голова (обращение к Ослу в басне).

Преуменьшение чего- либо, в противоположность гиперболе.

Талии не тоньше бутылочной шейки ( Гоголь)

Метафора бывает развёрнутая, когда создаётся целая картина сравниваемого предмета или явления.

В переносном смысле может использоваться существительное

Это перенос свойств предметов по их внутреннему сходству ( в этом отличие от метафоры, при которой сходство- внешнее).

Существую разные случаи переноса по внутреннему признаку, связи между предметами:

1.между предметом и материалом

2.между содержимом и содержащим.

3.между действием и орудием действия.

4.между автором и его произведением.

5.Между местом и людьми, там находящимися.

1.Не то на серебре- на золоте едал ( Грибоедов).

2. Скушай ложечку. Выпей чашечку.

3.Перо его дышит местью.

4. Читаю Толстого, слушаю Чайковского.

5. На субботник вышла вся школа.

Это соединение несоединимого.

Горькая радость, горячий снег, мёртвые души.

От греческого- описание. Это употребление описания предмета, явления, человека, вместо его названия.

Автор « Войны и мира»

Пишущий эти строки (я).

Туманный Альбион ( Англия.)

1.Это перенос значения по количественному признаку: когда вместо единственного числа употреблено множественное и наоборот, часть вместо целого.

Иными словами, когда о целом говорят через его часть. Так о человеке можно сказать по его одежде, внешности, особенности.

Защита требует оправдания

Пуще всего береги копейку

Эй, борода! (о человеке с бородой)

Синие и белые воротнички

( о людях физического и умственного труда).

И вы, мундиры голубые. (Лермонтов о жандармах).

Не путайте сравнение с метафорой. В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто.

Помните! Эпитетами не всегда являются прилагательные, могут быть и другие части речи.

Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком.

Кругом трава так весело цвела.

…когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом

Звуковые средства изобразительности

Усиление выразительности с помощью повторения согласных звуков.

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой

Выразительный приём, при котором используется повторение гласных звуков.

У наших ушки на макушке.

Чуть утро осветило пушки…

Это приём, при котором повторяются слова или фразы, помогающие создать образ, воспроизвести картину.

Колёса поезда мерно стучали: на восток, на восток, на восток.

Использование подражания звукам живой и неживой природы.

Когда гремел мазурки гром

(словно звучит гром).

    Это приёмы, которые используют прямое, а не переносное значение слов, однако их роль тоже заключается в создании яркого, эмоционального и более запоминающегося образа. Фигуры служат для передачи настроения, усиления эффекта от фразы, поэтому они очень часто используются в поэзии.

    Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.

    Не напрасно дули ветры,

    Не напрасно шла гроза.

    Противоположна анафоре: повторение слов или словосочетаний в конце строк или предложений.

    Правда твоя – это наша правда, Родина!

    Слава твоя – это наша слава. Родина!

    Противопоставление явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.

    Кто был никем, тот станет всем.

    Пришёл, увидел, победил!

    Не жалею, не зову, не плачу.

    Жили – были дед да баба.

    Пришёл я однажды в школу.

    Швейцара мимо он стрелой

    Взлетел по мраморным ступеням.

    Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.

    Горькая радость. Звонкая тишина.

    Синтаксический параллелизм

    Сходное построение предложений в синтаксическом плане.

    Молодым везде у нас дорога,

    Старика везде у нас почёт.

    Это намеренный пропуск какого- либо слова, которое подразумевается из данного контекста.

    Радостно книгу возьмите – и в класс!

    Приём, при котором автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.

    Я сама не из таких,

    Кто чужим подвластен чарам.

    Я сама… Но, впрочем, даром

    Тайн не выдаю своих.

    Синтаксические средства выразительности

    Возможности синтаксиса для создания образа чего- либо просто безграничны. Умелое их использование помогает красиво, точно, верно создать образ, выразить к нему оценку.

    Ряды однородных членов

    Однородные члены способны ярко воссоздать и картину событий, и внешние и внутренние свойства предмета описания, и всю гамму чувств.

    Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.

    Приём нарушения логической связи между однородными членами предложения.

    Вводные слова многообразны по значению. Умелое использование этих значений поможет и выразить оттенки чувств, и систематизировать мысли, и сакцентировать на главном, важном.

    Вероятно, там, в родных местах, как в детстве удивительно пахнет цветами, самые большие ромашки из которых можно сплести замечательные букеты.

    Вопросно-ответная форма изложения.

    Это приём, при котором размышления автора представлены в виде вопросов-ответов.

    Для чего нужно приучать детей с детства читать правильные книги,- спросите вы? А я отвечу: чтобы стать человеком, настоящим, достойным права так называться.

    Риторические обращения

    Риторические обращения часто используются в публицистической речи с целью привлечения внимания к проблеме,призыва к действию.

    Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!

    Риторические вопросы.

    Это вопросы, не требующие ответа. На них автор либо сам отвечает, либо хочет, чтобы над вопросом подумали читатели. Они создают иллюзию беседы. Обращены такие вопросы во всем людям. Часто используются в художественной или публицистической литературе.

    Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

    Обособленные члены

    В родных местах всё так же шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своим и вещими шёпотами тем поэтом, каким я стал.

    Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.

    Бессоюзие или асиндетон

    Приём, при котором союзы опускаются. Это придаёт речи динамичность, помогает воссоздать быструю смену действий героев, картин.

    Швед, русский, колет, рубит, режет.

    Многосоюзие или полисиндетон

    Намеренное увеличение союзов в предложении. Это позволяет замедлить речь выделить какие-то слова, усилить выразительность созданного образа.

    Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.

    Восклицательные предложения.

    Они позволяют автору выразить своё отношение к описываемому. Восклицательные предложения могут выражать побуждение к действию, становясь таким образом риторическими восклицаниями.

    Надо воспитывать милосердие в детства!

    Риторические восклицания.

    Использование восклицательных предложений, чтобы не только выразить свои чувства, но и предать их читателям, вызвать в ответ такие же.

    Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!

    Использование цитаты из произведения или высказывание известного человека для подтверждения своих мыслей.

    Изобразительные возможности морфологии.

    Морфологические способы усиления выразительности, создания образа тоже часто используются как в произведениях, так и в обыденной речи.

    Экспрессивное использование определённых признаков существительного.

    1.Использование форм падежа

    2. Использование числа

    1. Что-то воздуху мне мало.

    2. О, сколько здесь Обломовых!

    Можно использовать прямое и переносное значение времени глагола.

    Прихожу я вчера в школу и вижу, что занятия отменены из-за морозов. Ну и обрадовался же я!

    В экспрессивных целях, то есть для передачи чувств, эмоций, могут использоваться разные формы частей речи.

    Преудивительнейший случай произошёл со мной вчера.

    Как же это неприятно!

    Междометия, звукоподражательные слова.

    Междометия и звукоподражательные слова помогают предать эмоции, взволнованность героев или автора.

    Существуют лексические средства выразительности. Про них можно найти материал на данном сайте в разделе: « Теория. Задание № 22».

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *