какое средство психологического изображения героев использует гоголь характеризуя молодых чиновников
Какое средство психологического изображения героев использует гоголь характеризуя молодых чиновников
Какой прием иносказательной выразительности использует Гоголь при описании присутственного места: «Герои наши видели. какую-то серую куртку. которая, своротив голову набок. выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Следовало бы описать канцелярские комнаты, которыми проходили наши герои, но автор питает сильную робость ко всем присутственным местам. Если и случалось ему проходить их даже в блистательном и облагороженном виде, с лакированными полами и столами, он старался пробежать как можно скорее, смиренно опустив и потупив глаза в землю, а потому совершенно не знает, как там все благоденствует и процветает. Герои наши видели много бумаги, и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком, покойно доживающим век свой под судом, нажившим себе и детей и внуков под его покровом, да слышались урывками короткие выражения, произносимые хриплым голосом: «Одолжите, Федосей Федосеевич, дельце за № 368!» — «Вы всегда куда-нибудь затаскаете пробку с казенной чернильницы!» Иногда голос более величавый, без сомнения одного из начальников, раздавался повелительно: «На, перепиши! а не то снимут сапоги и просидишь ты у меня шесть суток не евши». Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями.
Чичиков и Манилов подошли к первому столу, где сидели два чиновника еще юных лет, и спросили:
— Позвольте узнать, где здесь дела по крепостям?
— А что вам нужно? — сказали оба чиновника, оборотившись.
— А мне нужно подать просьбу.
— А вы что купили такое?
— Я бы хотел прежде знать, где крепостной стол, здесь или в другом месте?
— Да скажите прежде, что купили и в какую цену, так мы вам тогда и скажем где, а так нельзя знать.
Чичиков тотчас увидел, что чиновники были просто любопытны, подобно всем молодым чиновникам, и хотели придать более весу и значения себе и своим занятиям.
— Послушайте, любезные, — сказал он, — я очень хорошо знаю, что все дела по крепостям, в какую бы ни было цену, находятся в одном месте, а потому прошу вас показать нам стол, а если вы не знаете, что у вас делается, так мы спросим у других.
Чиновники на это ничего не отвечали, один из них только ткнул пальцем в угол комнаты, где сидел за столом какой-то старик, перемечавший какие-то бумаги. Чичиков и Манилов прошли промеж столами прямо к нему. Старик занимался очень внимательно.
— Позвольте узнать, — сказал Чичиков с поклоном, — здесь дела по крепостям?
— Старик поднял глаза и произнес с расстановкою:
— Здесь нет дел по крепостям.
— Это в крепостной экспедиции.
— А где же крепостная экспедиция?
— Это у Ивана Антоновича.
— А где же Иван Антонович?
— Старик тыкнул пальцем в другой угол комнаты. Чичиков и Манилов отправились к Ивану Антоновичу.
Чичиков, вынув из кармана бумажку, положил ее перед Иваном Антоновичем, которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас ее книгою. Чичиков хотел было указать ему ее, но Иван Антонович движением головы дал знать, что не нужно показывать.
«Вот, он вас проведет в присутствие!», — сказал Иван Антонович, кивнув головою, и один из священнодействующих, тут же находившихся, приносивший с таким усердием жертвы Фемиде, что оба рукава лопнули на локтях и давно лезла оттуда подкладка, за что и получил в свое время коллежского регистратора, прислужился нашим приятелям, как некогда Виргилий прислужился Данту, и провел их в комнату присутствия, где стояли одни только широкие кресла, и в них перед столом за зерцалом и двумя толстыми книгами сидел один, как солнце, председатель. В этом месте новый Виргилий почувствовал такое благоговение, что никак не осмелился занести туда ногу и поворотил назад, показав свою спину, вытертую как рогожка, с прилипнувшим где-то куриным пером. Вошедши в залу присутствия, они увидели, что председатель был не один, подле него сидел Собакевич, совершенно заслоненный зерцалом. Приход гостей произвел восклицание, правительственные кресла были отодвинуты с шумом. Собакевич тоже привстал со стула и стал виден со всех сторон с длинными своими рукавами. Председатель принял Чичикова в объятия, и комната присутствия огласилась поцелуями; спросили друг друга о здоровье; оказалось, что у обоих побаливает поясница, что тут же было отнесено к сидячей жизни.
H. B. Гоголь «Мертвые души»
Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
Гоголь определил жанр своего произведения как поэму, хотя его жанр намного сложнее (например, в нем есть элементы плутовского, сатирического и приключенческого романа). Текст произведения изобилует лирическими отступлениями, в которых возникает образ автора, во вторых, определению жанра, как поэмы, способствовал высокий замысел писателя, согласно которому, «мертвые души» должны были не высмеивать и не обличать, а воспитывать и наставлять.
Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и характеристикой, данной им в произведении.
ПЕРСОНАЖИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
A) Манилов Б) Чичиков В) Собакевич | 1) «. медведь! совершенный медведь!» 2) «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы». 3) «. не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». 4) «. пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик». |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А—2. Манилов: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы». Манилов — прожектер, строящий несбыточные планы, бездельник, у которого в течение двух лет книга заложена закладкой на одной и той же странице, сентиментальный и слащавый тип, не доводящий до конца не одного дела, безликий человек — «ни рыба ни мясо», у которого нет никаких увлечений и страстей.
Б—3. Чичиков: «. не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Чичиков обладает хотя и приятной, но неопределенной наружностью, умеет быть незаметным, подстраивает свою речь и манеры под собеседника, как бы растворяясь в нем. Это нужно ему для достижения своих целей.
В—1. Собакевич: «. медведь! совершенный медведь!» Собакевич неуклюж и неповоротлив. О таких людях говорят: «не ладно скроен, да крепко сшит». Чичиков окрестил его мысленно «кулаком», потому что Собакевич из всего умеет извлечь себе выгоду.
Как в литературоведении называется изобразительное средство, с помощью которого Гоголь характеризует «шум от перьев» в присутственном месте?
Такое изобразительное средство называется сравнение. Дадим определение.
Сравнение — один из простейших тропов: определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим общие признаки с первым. Сравнение сообщает явлению или понятию то освещение, оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель.
Гоголь сравнивает скрип перьев со скрипом телеги.
Нет, здесь чёткое сравнение.
«Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями.»
Какое средство психологического изображения героев использует Гоголь, характеризуя и молодых чиновников, и чиновника-старика?
Ответ: речевая характеристика или речь.
Какова главная тема приведенного фрагмента и какие изобразительные средства способствуют ее раскрытию?
Тема — основной круг вопросов, на которых сосредоточено внимание автора. В данном фрагменте — это обличение чиновничества уездного города: бюрократизм, взяточничество, ограниченность — вот что находится под пристальным взглядом Гоголя и «достойно» его сатиры. С целью обличения чиновников и канцелярских порядков автор широко использует иронию (насмешку): «Следовало бы описать канцелярские комнаты, которыми проходили наши герои, но автор питает сильную робость ко всем присутственным местам», сарказм (гневную насмешку): «Герои наши видели много бумаги, и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком, покойно доживающим век свой под судом. »; немало в тексте сравнений: «Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями», «сидел один, как солнце, председатель» и др.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Обличая пороки чиновников, автор прибегает к _____ — определённому виду комического изображения, отличающемуся резкостью, безжалостностью обличения. Характеризуя и молодых чиновников, и чиновника-старика, Гоголь использует такое средство психологического изображения героев, как _____.
Обличая пороки чиновников, автор прибегает к сатире — определённому виду комического изображения, отличающемуся резкостью, безжалостностью обличения. Характеризуя и молодых чиновников, и чиновника-старика, Гоголь использует такое средство психологического изображения героев, как речевая характеристика (речь).
Ответ: сатиреречевая характеристика ИЛИ сатиреречь.
Укажите основные приемы сатирического изображения, которые Н. В. Гоголь использует в «Мертвых душах». Кто из русских или зарубежных писателей XIX–XX веков является продолжателем его традиций?
В изображении чиновничества Николай Васильевич Гоголь прибегает к сатире. В «Мертвых душах» этот класс людей не имеет фамилии, а лишь чин, имя и отчество. Автор стремится показать никчемность, завистливость и трусость, используя для этого гротеск. Чиновники у Гоголя теряют человеческую уникальность и становятся буквально безликими — писатель сравнивает героя с курткой. Также Гоголь прибегает к использованию иронии. Он открыто смеется над чиновниками, смыслом жизни которых является служба и продвижение по карьерной лестнице. Писатель гиперболизирует невежество, трусость и покорность в нарисованных им образах.
Традиции Гоголя продолжил Антон Павлович Чехов в своих рассказах. Например, в произведении «Смерть чиновника» герой предстает перед нами лишь жалким подобием человека. Его страхи становятся причиной его смерти. Червяков сам себя затравил, раболепие стало причиной смерти.
Чиновничество в России — особая каста. Об этом нас предупреждали еще классики. Произведения Гоголя и Чехова о чиновниках остаются актуальными и в наши дни.
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Какова главная тема приведенного фрагмента и какие изобразительные средства способствуют ее раскрытию?
5.2. Айзенк Азимов говорил: «Бюрократия разрастается, чтобы поспеть за потребностями разрастающейся бюрократии». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
5.1. Тема — основной круг вопросов, на которых сосредоточено внимание автора. В данном фрагменте — это обличение чиновничества уездного города: бюрократизм, взяточничество, ограниченность — вот что находится под пристальным взглядом Гоголя и «достойно» его сатиры. С целью обличения чиновников и канцелярских порядков автор широко использует иронию (насмешку): «Следовало бы описать канцелярские комнаты, которыми проходили наши герои, но автор питает сильную робость ко всем присутственным местам», сарказм (гневную насмешку): «Герои наши видели много бумаги, и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком, покойно доживающим век свой под судом. »; немало в тексте сравнений: «Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями», «сидел один, как солнце, председатель» и др.
5.2. С целью обличения чиновников и канцелярских порядков в приведённом фрагменте текста Н. В. Гоголь сатирически изображает присутственное место: «Герои наши видели много бумаги, и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком, покойно доживающим век свой под судом. ». Как человек чиновник перестал существовать — осталась куртка, которая привычно выписывала протокол; занимаясь бумаготворчеством, «куртка» не в состоянии думать и понимать, что делает бесполезную работу. Вот и получается, что бюрократы множат бюрократизм.
Какое средство психологического изображения героев использует гоголь характеризуя молодых чиновников
Укажите основные приемы сатирического изображения, которые Н. В. Гоголь использует в «Мертвых душах». Кто из русских или зарубежных писателей XIX–XX веков является продолжателем его традиций?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Следовало бы описать канцелярские комнаты, которыми проходили наши герои, но автор питает сильную робость ко всем присутственным местам. Если и случалось ему проходить их даже в блистательном и облагороженном виде, с лакированными полами и столами, он старался пробежать как можно скорее, смиренно опустив и потупив глаза в землю, а потому совершенно не знает, как там все благоденствует и процветает. Герои наши видели много бумаги, и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком, покойно доживающим век свой под судом, нажившим себе и детей и внуков под его покровом, да слышались урывками короткие выражения, произносимые хриплым голосом: «Одолжите, Федосей Федосеевич, дельце за № 368!» — «Вы всегда куда-нибудь затаскаете пробку с казенной чернильницы!» Иногда голос более величавый, без сомнения одного из начальников, раздавался повелительно: «На, перепиши! а не то снимут сапоги и просидишь ты у меня шесть суток не евши». Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями.
Чичиков и Манилов подошли к первому столу, где сидели два чиновника еще юных лет, и спросили:
— Позвольте узнать, где здесь дела по крепостям?
— А что вам нужно? — сказали оба чиновника, оборотившись.
— А мне нужно подать просьбу.
— А вы что купили такое?
— Я бы хотел прежде знать, где крепостной стол, здесь или в другом месте?
— Да скажите прежде, что купили и в какую цену, так мы вам тогда и скажем где, а так нельзя знать.
Чичиков тотчас увидел, что чиновники были просто любопытны, подобно всем молодым чиновникам, и хотели придать более весу и значения себе и своим занятиям.
— Послушайте, любезные, — сказал он, — я очень хорошо знаю, что все дела по крепостям, в какую бы ни было цену, находятся в одном месте, а потому прошу вас показать нам стол, а если вы не знаете, что у вас делается, так мы спросим у других.
Чиновники на это ничего не отвечали, один из них только ткнул пальцем в угол комнаты, где сидел за столом какой-то старик, перемечавший какие-то бумаги. Чичиков и Манилов прошли промеж столами прямо к нему. Старик занимался очень внимательно.
— Позвольте узнать, — сказал Чичиков с поклоном, — здесь дела по крепостям?
— Старик поднял глаза и произнес с расстановкою:
— Здесь нет дел по крепостям.
— Это в крепостной экспедиции.
— А где же крепостная экспедиция?
— Это у Ивана Антоновича.
— А где же Иван Антонович?
— Старик тыкнул пальцем в другой угол комнаты. Чичиков и Манилов отправились к Ивану Антоновичу.
Чичиков, вынув из кармана бумажку, положил ее перед Иваном Антоновичем, которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас ее книгою. Чичиков хотел было указать ему ее, но Иван Антонович движением головы дал знать, что не нужно показывать.
«Вот, он вас проведет в присутствие!», — сказал Иван Антонович, кивнув головою, и один из священнодействующих, тут же находившихся, приносивший с таким усердием жертвы Фемиде, что оба рукава лопнули на локтях и давно лезла оттуда подкладка, за что и получил в свое время коллежского регистратора, прислужился нашим приятелям, как некогда Виргилий прислужился Данту, и провел их в комнату присутствия, где стояли одни только широкие кресла, и в них перед столом за зерцалом и двумя толстыми книгами сидел один, как солнце, председатель. В этом месте новый Виргилий почувствовал такое благоговение, что никак не осмелился занести туда ногу и поворотил назад, показав свою спину, вытертую как рогожка, с прилипнувшим где-то куриным пером. Вошедши в залу присутствия, они увидели, что председатель был не один, подле него сидел Собакевич, совершенно заслоненный зерцалом. Приход гостей произвел восклицание, правительственные кресла были отодвинуты с шумом. Собакевич тоже привстал со стула и стал виден со всех сторон с длинными своими рукавами. Председатель принял Чичикова в объятия, и комната присутствия огласилась поцелуями; спросили друг друга о здоровье; оказалось, что у обоих побаливает поясница, что тут же было отнесено к сидячей жизни.
H. B. Гоголь «Мертвые души»
Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
Гоголь определил жанр своего произведения как поэму, хотя его жанр намного сложнее (например, в нем есть элементы плутовского, сатирического и приключенческого романа). Текст произведения изобилует лирическими отступлениями, в которых возникает образ автора, во вторых, определению жанра, как поэмы, способствовал высокий замысел писателя, согласно которому, «мертвые души» должны были не высмеивать и не обличать, а воспитывать и наставлять.
Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и характеристикой, данной им в произведении.
ПЕРСОНАЖИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
A) Манилов Б) Чичиков В) Собакевич | 1) «. медведь! совершенный медведь!» 2) «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы». 3) «. не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». 4) «. пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик». |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А—2. Манилов: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы». Манилов — прожектер, строящий несбыточные планы, бездельник, у которого в течение двух лет книга заложена закладкой на одной и той же странице, сентиментальный и слащавый тип, не доводящий до конца не одного дела, безликий человек — «ни рыба ни мясо», у которого нет никаких увлечений и страстей.
Б—3. Чичиков: «. не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Чичиков обладает хотя и приятной, но неопределенной наружностью, умеет быть незаметным, подстраивает свою речь и манеры под собеседника, как бы растворяясь в нем. Это нужно ему для достижения своих целей.
В—1. Собакевич: «. медведь! совершенный медведь!» Собакевич неуклюж и неповоротлив. О таких людях говорят: «не ладно скроен, да крепко сшит». Чичиков окрестил его мысленно «кулаком», потому что Собакевич из всего умеет извлечь себе выгоду.
Какой прием иносказательной выразительности использует Гоголь при описании присутственного места: «Герои наши видели. какую-то серую куртку. которая, своротив голову набок. выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол»?
Гоголь использует свой излюбленный прием-метонимию (перенос наименования на основе смежности предметов, понятий, явлений). Здесь под «серой курткой» подразумевается человек, в нее одетый (чиновник). Ср. «черные фраки летали по паркету».
Ответ: метонимия или метафора.
Какое средство психологического изображения героев использует Гоголь, характеризуя и молодых чиновников, и чиновника-старика?
Ответ: речевая характеристика или речь.
Какова главная тема приведенного фрагмента и какие изобразительные средства способствуют ее раскрытию?
Тема — основной круг вопросов, на которых сосредоточено внимание автора. В данном фрагменте — это обличение чиновничества уездного города: бюрократизм, взяточничество, ограниченность — вот что находится под пристальным взглядом Гоголя и «достойно» его сатиры. С целью обличения чиновников и канцелярских порядков автор широко использует иронию (насмешку): «Следовало бы описать канцелярские комнаты, которыми проходили наши герои, но автор питает сильную робость ко всем присутственным местам», сарказм (гневную насмешку): «Герои наши видели много бумаги, и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком, покойно доживающим век свой под судом. »; немало в тексте сравнений: «Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями», «сидел один, как солнце, председатель» и др.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Обличая пороки чиновников, автор прибегает к _____ — определённому виду комического изображения, отличающемуся резкостью, безжалостностью обличения. Характеризуя и молодых чиновников, и чиновника-старика, Гоголь использует такое средство психологического изображения героев, как _____.
Обличая пороки чиновников, автор прибегает к сатире — определённому виду комического изображения, отличающемуся резкостью, безжалостностью обличения. Характеризуя и молодых чиновников, и чиновника-старика, Гоголь использует такое средство психологического изображения героев, как речевая характеристика (речь).
Ответ: сатиреречевая характеристика ИЛИ сатиреречь.
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Какова главная тема приведенного фрагмента и какие изобразительные средства способствуют ее раскрытию?
5.2. Айзенк Азимов говорил: «Бюрократия разрастается, чтобы поспеть за потребностями разрастающейся бюрократии». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
5.1. Тема — основной круг вопросов, на которых сосредоточено внимание автора. В данном фрагменте — это обличение чиновничества уездного города: бюрократизм, взяточничество, ограниченность — вот что находится под пристальным взглядом Гоголя и «достойно» его сатиры. С целью обличения чиновников и канцелярских порядков автор широко использует иронию (насмешку): «Следовало бы описать канцелярские комнаты, которыми проходили наши герои, но автор питает сильную робость ко всем присутственным местам», сарказм (гневную насмешку): «Герои наши видели много бумаги, и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком, покойно доживающим век свой под судом. »; немало в тексте сравнений: «Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями», «сидел один, как солнце, председатель» и др.
5.2. С целью обличения чиновников и канцелярских порядков в приведённом фрагменте текста Н. В. Гоголь сатирически изображает присутственное место: «Герои наши видели много бумаги, и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком, покойно доживающим век свой под судом. ». Как человек чиновник перестал существовать — осталась куртка, которая привычно выписывала протокол; занимаясь бумаготворчеством, «куртка» не в состоянии думать и понимать, что делает бесполезную работу. Вот и получается, что бюрократы множат бюрократизм.
В изображении чиновничества Николай Васильевич Гоголь прибегает к сатире. В «Мертвых душах» этот класс людей не имеет фамилии, а лишь чин, имя и отчество. Автор стремится показать никчемность, завистливость и трусость, используя для этого гротеск. Чиновники у Гоголя теряют человеческую уникальность и становятся буквально безликими — писатель сравнивает героя с курткой. Также Гоголь прибегает к использованию иронии. Он открыто смеется над чиновниками, смыслом жизни которых является служба и продвижение по карьерной лестнице. Писатель гиперболизирует невежество, трусость и покорность в нарисованных им образах.
Традиции Гоголя продолжил Антон Павлович Чехов в своих рассказах. Например, в произведении «Смерть чиновника» герой предстает перед нами лишь жалким подобием человека. Его страхи становятся причиной его смерти. Червяков сам себя затравил, раболепие стало причиной смерти.
Чиновничество в России — особая каста. Об этом нас предупреждали еще классики. Произведения Гоголя и Чехова о чиновниках остаются актуальными и в наши дни.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 8 |
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.