какое событие стало решающим в объединении франции
Презентация по истории Средних веков на тему «Как происходило объединение Франции»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Как происходило объединение Франции
Королевскую власть поддерживали крестьяне. Сильная центральная власть нужна была мелким и средним феодалам – рыцарям.
Средние слои – горожане, рыцари, лично свободные крестьяне – стали опорой объединения Франции и других европейских стран, укрепления центральной королевской власти. Именно на них король опирался в борьбе с крупными землевладельцами, аристократами.
Королей Франции активно поддерживала и церковь. Образованные епископы и аббаты нередко были главными советниками королей.
Король Людовик IX Святой уже стал сильнее любого феодала Франции. Приказал чеканить свою монету и принимать ее повсюду.
3. Филипп IV Красивый и его конфликт с папой. Филипп IV Красивый присоединил графства Шампань и Наварру. Для выплаты жалованья Филипп IV прибегнул к порче королевской монеты. «Король – фальшивомонетчик»
Денежные трудности вызвали конфликт Филиппа IV с папой. Папа пригрозил королю отлучение от церкви. Король обложил налогами церковные земли. Не вынося унижений, Бонифаций VIII умер
4. Генеральные штаты. Филипп IV чтобы заручиться поддержкой разных сословий в борьбе против папы, созвал Генеральные штаты – собрание представителей сословий.
Представители каждого из сословий заседали отдельно. Для вынесения окончательного решения они собирались вместе.
Домашнее задание. Прочитать параграф. Ответить на вопросы после параграфа.
Спасибо за работу на уроке.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Данная презентация по истории Средних веков на тему «Как происходило объединение Франции» подготовлена для детей с ЗПР.
В презентации используется иллюстративный материал, карты, для более успешного запоминания. Также в конце презентации имеются вопросы для закрепления пройденного материала. Ответы на вопросы должны быть развернытыми.
Номер материала: ДБ-1490391
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили приравнять нападения на школы к терактам
Время чтения: 1 минута
Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку
Время чтения: 0 минут
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Объединение Франции в 12-15 веках
Укрепление королевской власти. В XI веке Франция была раздроблена на крупные и мелкие феодальные владения. Только северо-восточные земли страны, включая города Париж и Орлеан, принадлежали королю. Власть короля была очень слаба. Он не мог издавать общие законы для всей страны, не имел права взимать налоги со всего населения. Король жил за счет доходов от своих владений. Поэтому он не имел постоянного войска и оплачиваемых государственных чиновников. В XI веке во Франции, как и повсюду в Европе, развивались сельское хозяйство и ремесло, росли города. Между городами и сельскими местностями развивались торговые связи. Постепенно происходило разделение труда между областями. Благодаря росту труда расширялись экономические связи между отдельными областями, а это создавало условия для объединения страны.
Короли, опирающиеся на союз с городами, поддерживаемые мелкими и средними феодалами, стали объединять всю страну под своей властью. Во время объединения произошли столкновения между Францией и Англией.
Больше половины территории Франции входило в Английское королевство. Король Англии Вильгельм I Завоеватель держал в своих руках Нормандию. Его преемники расширили свои владения во Франции. В XIII веке Нормандия была возвращена Франции. Вскоре графство Тулуза также было присоединено к Франции. Франция постепенно превращалась в централизованное государство: центральная власть подчинила себе всю территорию страны.
После объединения страны все население стало подданными короля. Население разделялось на три сословия. Духовенство считалось первым сословием*. Их обязанностью было молиться, «защищать грешников перед богом».
Светские феодалы, называемые дворянами, составляли второе сословие. Их обязанность состояла в том, чтобы воевать, защищать короля и его подданных от врагов. Духовенство и дворянство имели привилегии. Они были свободны от уплаты налогов королю.
Все остальное население страны входило в третье сословие. Его обязанностью было своим трудом содержать два вышеуказанных высших сословия. В третьем сословии руководящее положение принадлежало богатым горожанам.
Король использовал богатых горожан, приглашал их на заседания королевского совета с целью получить деньги и деловые советы.
В начале XIV века большая часть территории Франции была объединена. При власти Филиппа IV Красивого (1285—1314 гг.) объединение Франции в основном завершилось. Провинции Шампань и Наварра были присоединены к королевским территориям.
С целью приобретения денег, Филипп IV обложил налогами церковные земли. Поэтому произошел конфликт между Филиппом IV и римским папой. В этой борьбе победил король Франции. В результате Филипп IV ослабил власть папы римского. Король, чтобы заручиться поддержкой сословий в борьбе против папы, впервые во Франции в 1302 г. созвал Генеральные штаты. Генеральные штаты состояли из представителей духовенства, дворянства и городских богачей. Конфликты между сословиями ослабляли влияние Генеральных штатов на государственные дела.
В начале XIV века во Франции возникла сословная монархия — централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.
Столетняя война. Восстание «Жаков». В XIV веке произошла Столетняя война между Францией и Англией|(1337—1453 гг.). Основной причиной войны были стремление короля Англии вернуть /назад потерянные владения во Франции, соперничество между Францией и Англией из-за Фландрии с ее богатыми городами и притязания английского короля на французский трон после смерти сыновей Филиппа IV.
В это время английский король Эдуард III выдвинул свою кандидатуру на французский трон. Отклонение кандидатуры привело к войне между двумя странами.
Хорошо вооруженные английские войска переправились через пролив Ла-Манш и начали военные операции на территории
Франции. В 1346 году французские войска потерпели поражение в сражении при Креси на северо-востоке Франции. В 1356 году произошла битва у города Пуатье, к югу от реки Луары. Разрозненные действия французских недисциплинированных рыцарей привели армию к поражению. В плен к англичанам попали французские феодалы во главе с королем.
В мае 1358 года на северо-востоке Франции вспыхнуло восстание, известное в истории под названием Восстание «Жаков» или «Жакерия». Возглавлял восстание крестьянин Гильом Каль. Восстание было направлено против феодалов. Вооруженные «жаки» убивали феодалов, громили их замки. Крестьяне думали, что королю об этих действиях не известно. Перед решительной битвой дворяне заключили с «Жаками» перемирие и пригласили их предводителя на переговоры. Доверчивый Каль явился в лагерь дворян, был схвачен и закован в цепи. Оставшиеся без предводителя, не знавшие военного дела «жаки» были разгромлены. Дворяне беспощадно расправились с восставшими. Восстание носило стихийный и бесплановый характер. Крестьяне верили в справедливого короля. Восстания не произошли одновременно во всей Франции. Среди повстанцев не было единства и они были плохо вооружены. Дворяне предали их, а городское население не присоединилось к восставшим. Все это стало причиной поражения восстания «жаков». Хотя восстание «жаков» потерпело поражение, но оно не прошло бесследно. Напуганные феодалы не осмеливались увеличить повинности и ускорили освобождение крестьян от личной зависимости. После восстания крестьяне получили возможность сравнительно успешно развивать свои хозяйства. В XV веке во Франции осталось очень мало крепостных крестьян.
В 1360 году между Францией и Англией был заключен мирный договор. Французский король увеличил военные наемные отряды, начал создавать военный флот. Французы вновь начали войну и достигли больших успехов. Вскоре страна была вновь охвачена междоусобными войнами. Этим воспользовались англичане. В 1415 году французы потерпели поражение в сражении вблизи города Азенкура и север страны перешел в руки англичан. Положение еще больше ухудшилось после перехода на, сторону англичан одного из могущественных феодалов — герцога Бургундии. Малолетний английский король был объявлен и королем Франции. Англичане продвинулись к югу Франции и осадили Орлеан. Судьба Франции решалась в Орлеане.
Простой народ поднялся на защиту своей родины. Партизанскую войну против английской оккупации возглавляла Жанна д’Арк. В 1429 году она освободила Орлеан от осады. Это событие создало перелом в ходе войны в пользу Франции. Церемония коронования французских королей издавна проводилась в городе Реймс. А французский принц еще не проводил церемонии коронования официально как король. Поэтому дорога, ведущая к Реймсу, должна была быть открыта. По настоянию Жанны король выступил в поход на Реймс и был торжественно коронован в этом городе. В результате предательства феодалов в Компьенском лесу бургундцы захватили Жанну в плен и продали ее англичанам за большую сумму денег. В мае 1431 года Жанну д’Арк сожгли на костре в городе Руане.
В 1453 году между Францией и Англией был заключен мир и Столетняя война закончилась. Из французских земель только порт Кале остался в руках англичан. Благодаря героизму народа Франция была спасена от опасности гнета иноземных завоевателей.
Образование централизованного государства во Франции и его последствия. Во время правления короля Франции Людовика XI (1461—1483 гг.) произошло покушение крупных феодалов на центральную власть. Возглавлял это покушение герцог Бургундский Карл Смелый. В открытой борьбе с Карлом Смелым, продолжавшейся 12 лет, Людовик XI потерпел поражение. Хотя он заключил мир с Карлом, но позже путем обмана победил и уничтожил его.
К Франции были присоединены также Бургундия, Марсель и Бретань. Таким образом, к концу XV века завершилось объединение Франции. Вся страна была подчинена центральной власти. Была создана регулярная армия из рыцарей и наемников. Для содержания армии с населения взимали налог. Создание централизованного государства способствовало развитию хозяйства в стране.
Урок по истории Средних веков «Как происходило объединение Франции». 6-й класс
Класс: 6
Презентация к уроку
Цели:
Тип урока: открытие нового знания
1. Орг. момент.
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Обратите внимание, перед вами лежат рабочий и оценочный листы, подпишите их, они будут нужны вам для работы на уроке. (см. Приложение)
2. Актуализация знаний. Постановка темы, целей.
Мы с вами продолжаем знакомство с историей Средних веков.
В истории стран Западной Европы произошли важные изменения: ремесло отделилось от сельского хозяйства, развивалась торговля, росли города. Наряду с этими изменениями в Европе наблюдался процесс, может быть пока еще не такой заметный, но очень важный: началось образование единых централизованных государств. Мы приступаем к изучению новой главы: «Образование централизованных государств Западной Европы».
— Выясним, что такое централизованное государство? Обратимся к словарю в рабочем листе.
«Централизованное государство – это государство, в котором все земли объединены в единую государственную территорию с сильной королевской властью, едиными органами управления, законами, налогами и постоянным войском».
— Ребята, на основе понятия выделите характерные черты централизованного государства. (выделяют черты)
Характерные черты централизованного государства.
Процесс образования централизованных государств был не менее интересным, чем крестовые походы. И наше знакомство с этими процессами мы начнем с Франции.
В 11 веке Франция делилась на ряд крупных феодальных владений (учитель показывает на карте): герцогств – Нормандия, Бургундия, Бретань, Аквитания и графств – Анжу, Тулуза, Шампань.
— Ребята у вас на столах лежат пазлы. Используя карту, соберите из них территорию Франции. (40 секунд на выполнение задания)
— Ребята, на основе сказанного, попробуйте сформулировать тему урока. (формулируют тему урока)
— Мы сегодня будем рассматривать как во Франции шел процесс формирования единого государства.
Тема урока: «Как происходило объединение Франции»
— Предположите, что мы должны выяснить на уроке.
(Сегодня на уроке я хочу узнать, выяснить, понять) (формулируют вопросы)
Формулирование проблемного вопроса: Определить значение объединения Франции?
— Работать будем по плану.
План урока.
3.Работа по теме урока.
1. Работа с документом.
Мы должны определить предпосылки объединения Франции, а в этом нам поможет исторический документ.
Задание: Давайте прочитаем и ответим на вопросы (2 минуты на задание)
Сугерий «О жизни короля Людовика Толстого»
Умиротворение баронов
— О каких событиях идет речь в документе? Найдите в тексте предложение и подчеркните. (О наказание королем грабивших страну баронов)
— Кто, прежде всего, страдал от событий, упомянутых в документах? (Страдали простые люди)
— Как эти события влияли на внутреннюю обстановку в стране? (Они ослабляли страну, а жизнь простых людей делали невыносимой)
— Кто (по содержанию документов) решал эти проблемы? (Эти проблемы решал король, т.е. глава центральной власти государства)
— Какой вывод можно сделать на основе документа? (формулируют выводы)
Вывод: Междоусобные войны, которые вели феодалы, бесспорно, причиняли большой вред стране. Возникла необходимость в единой сильной власти короля, которая бы остановила эти войны и навела порядок в стране.
2. Работа с учебником.
— Как относились разные сословия и категории населения к сильной власти?
Для этого обратимся к учебнику с. 151
— Какие сословия средневекового общества вы знаете? (крестьяне, духовенство, горожане, мелкие и средние феодалы)
— Кто выступил союзником короля в объединении страны? На этот вопрос вы ответите, поработав в группах. (даю название группам)
Задание для второй группы – «Мелкие и средние феодалы»: работая с п.1 п.18, исследуйте и выскажите мнение мелких и средних феодалов о процессе объединения страны.
Задание для третьей группы – «Крестьяне»: работая с п.1 п.18, исследуйте и выскажите мнение крестьян о процессе объединения страны. (3 минуты)
— Слушая выступления групп, составляете кластер в рабочем листе «Кто был заинтересован в объединении страны» (выступление групп)
— Ребята, а кто еще был заинтересован в объединении страны? (духовенство) Почему? (церковь несла большие потери от междоусобных войн)
«Кто был заинтересован в объединении»
— Кто был против объединения страны? (крупные феодалы)
Итак, как мы видим, что большая часть населения была заинтересована в создании централизованного государства с сильной властью.
— Ребята, вы поработали в группах, составили кластер. Оцените свою работу в оценочном листе.
Динамическая пауза.
Любим мы историю, друзья!
Изучаем страны, учим строки,
Но нам без отдыха нельзя!
Давайте немного дадим своим глазкам отдохнуть. Вы попали во Францию, ветер дует вам в лицо, вы зажмурили глаза. Выполните упражнение: крепко зажмурьте глаза и резко их откройте 3 раза.
3. Работа с картой.
Работая с исторической картой на с. 154 учебника ответьте на вопросы.
1. Каким цветом обозначены владения короля в начале 12 века?
2. Какой город был столицей?
3. Каким цветом обозначены владения крупных феодалов?
4. Сравните владения короля и владения феодалов?
5. Кто еще владел землей на территории Франции?
(Проверка выполнения задания)
— Анализируя карту, мы видим, что королю нужно было расширять свои владения. Увеличивая свои владения, необходимо усиливать свою власть. А это длительный процесс.
— Слушая выступления одноклассников, вы познакомитесь с успехами французских королей в процессе образования единого государства.
4. Сообщение учеников о деятельности королей.
— король Филипп II Август. (Больших успехов в процессе образования единого государства добился французский король Филипп II Август. Он присоединил к своему домену Нормандию, Мен, Анжу, часть Пуату, увеличив его в пять раз. В 1214 г. Филипп II Август в ожесточенной битве при Бувине разгромил своих противников, у англичан во Франции осталась только Аквитания.) (слайд с успехами)
— король Филипп IV Красивый Филипп IV Красивый укреплял королевскую власть, ослабляя политическое могущество крупных феодалов. Новым средством в деле централизации стал подчиненный только монарху аппарат управления. Король старался расширить территорию страны. При нем были присоединены графство Шампань и королевство Наварра. Желая пополнить казну, Филипп продавал и сдавал в аренду различные должности, проводил насильственные займы у городов, уменьшал количество золота в монете, добавляя в нее медь, за что и получил прозвище «фальшивомонетчик». Филипп пытался ликвидировать контроль папства над церковью во Франции.
В борьбе с папой Филипп IV Красивый решил опереться на широкие круги населения Франции и создал в 1302 г. Генеральные штаты. Обратите внимание на дату, которую нужно запомнить.
5. Работа с иллюстрацией.
Задание: рассмотрите гравюру «Заседание Генеральных штатов» на с. 157 учебника
— На гравюре видно, что три сословия участвовали в заседаниях Генеральных штатов отдельно, сформировав свои палаты. Каждая палата имела один голос, и общее решение двух палат не обязывало третью принять его, если ее представители не были согласны с ним
— Где находится король?
— Какой момент Генеральных штатов изображен на рисунке?
Генеральные штаты не стали регулярно действующим органом. Право созыва осталось за королем, но он не был им подотчетен. В целом
Генеральные штаты мало ограничивали власть короля, но располагали возможностью контролировать его действия. Сословия могли уклоняться от выполнения решений, принятых королем. Так в начале 14 века во Франции возникла сословная монархия.
— Вспомните, что такое монархия? (форма правления, при которой власть принадлежит монарху и передается по наследству)
Сословная монархия – государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.
Ребята, какой вопрос выделяли как главный. Определить значение объединения Франции? (Франция становится единым государством, в котором все земли объединены в единую государственную территорию с сильной королевской властью, едиными органами управления, законами, налогами и постоянным войском)
— Как мы можем на карте отразить, что Франция стала единой? (одним цветом)
— Соберите территорию Франции из пазлов.
Закрепление.
— Назовите французских королей, проводивших политику объединения и централизации.
— Что такое Генеральные штаты? Какова причина их возникновения?
— Что такое сословная монархия?
— А сейчас во Франции кто стоит во главе государства?
Предлагаю вспомнить основные моменты урока. В рабочем листе выполните тест.
1. Как называется государство, имеющее: единую власть короля, единые законы, налоги, армию?
2. Верно ли следующее суждение?
Во Франции в 12-14 вв. шел процесс «собирания» территории, формирование единого государства.
3. Орган сословного представительства во Франции
В) палата шахматной доски
4. Когда впервые были созваны Генеральные штаты во Франции?
5. Как называется централизованное государство, в котором король опирается на сословный орган управления?
А) конституционная монархия
Б) сословная монархия
В) просвещенная монархия
Проверка теста. Самопроверка.
Памятка по самопроверке.
Рефлексия. Продолжи предложения
Оценивание учеников
Домашняя задание.
Урок истории по теме «Как происходило объединение Франции». 7-й класс
Класс: 7
Тип: комбинированный урок.
1. Причины объединения Франции.
2. Постепенное территориальное объединение страны.
3. Государственное управление во Франции XIII-XIV веков.
Термины и персоналии: Филипп II Август, Людовик IX Святой, Филипп IV Красивый, Бонифаций VIII, битва при Бувине, Авиньонское пленение, генеральные штаты.
II. Проверка домашего задания
Двухвариантный тест “Могущество католической церкви и Крестовые походы”.
III. Изучение нового материала
Пока крестоносцы участвовали в крестовых походах, пока их внимание было приковано к ярким событиям, приключениям, трагедиям и разочарованиям, в самой Европе наблюдался процесс, может быть, пока еще не такой заметный, но очень важный. Здесь началось образование единых централизованных государств.
Как вы понимаете, что такое централизованное государство?
Процесс образования централизованных государств был не менее интересным, увлекательным и трагичным, чем история крестовых походов. И наше знакомство с этими процессами мы начнем с удивительной страны – Франции.
Что можете сказать о Франции?
В XI веке Франция делилась на ряд крупных феодальных владений: герцогств – Нормандия, Бургундия, Бретань, Аквитания и графств – Анжу, Тулуза, Шампань и т.д. Повсеместно развивалось сельское хозяйство и торговля, росли города. Крупным экономическим и политическим центром становиться город Париж. Но порядка в стране не было.
Как вы думаете почему?
Междоусобные войны, которые вели феодалы, бесспорно, причиняли большой вред стране. Что делать в таких условиях? Поэтому и возникла необходимость в единой сильной власти короля, которая бы остановила эти войны и навела бы порядок в стране. Но как относились разные сословия и категории населения к процессу объединения?
Самостоятельная работа с учебником с. 146–148, заполнить таблицу.
Причины объединения Франции
Кто стремился к объединению Франции? | Почему? | Чем они помогали королю? |
Города и горожане | ||
Мелкие и средние феодалы | ||
духовенство | ||
Кто был противником объединения? | Почему? | Чем они вредили королю? |
Крупные феодалы |
Причины объединения Франции
Кто стремился к объединению Франции? | Почему? | Чем они помогали королю? |
Города и горожане | — торговать в эпоху феодальной раздробленности было трудно и невыгодно; |
— король давал защиту от притеснений сеньоров, на службе у короля были большие доходы.
— помогало королю деньгами.
— были достаточно сильны экономически, чтобы не зависеть от короля.
1. Причины объединения Франции
Горожане – торговля во времена феодальной раздробленности была выгодным, но трудным и опасным делом. Товар, упавший на землю, считался добычей ее владельца. В средние века говорили: “Что с возу упало, то пропало”. На суше купцов грабили “благородные” разбойники — рыцари, на море их подстерегали пираты. За проезд через владения феодала, за пользование мостами и переправами приходилось много раз платить пошлины. Чтобы увеличить свои доходы, феодалы порой ставили мосты на сухих местах, требовали плату за пыль, поднимаемую повозками купцов.
В стране не было единой системы мер и весов, единой монеты, что также затрудняло производство и торговлю.
Мелкие и средние феодалы – нуждаясь в деньгах, феодалы постепенно заменяли барщину и продуктовый оброк денежным оброком. В этом случае крестьянин должен был теснее связываться с рынком. Он свободнее распоряжался своим временем и продуктами. Личная зависимость крестьян ослабевала. В то же время крестьяне чаще давали отпор феодалам, уходили в города, организовывали восстания, которые охватывали теперь не отдельные деревни, а целые области. Чтобы справиться с неповиновением крестьян, феодалам нужна была сильная королевская власть.
Мелкие и средние феодалы надеялись получить у короля защиту от притеснений своих сеньоров, а также большие доходы на королевской службе.
Крупные феодалы – они более всего дорожили своей политической самостоятельностью. До XII века положение французского короля было крайне затруднительным. Домен (личные владения) Капетингов представлял собой сравнительно небольшую полосу земли по Сене и Луаре, тянувшуюся от Компьеня до Орлеана. Окружавшие его со всех сторон феодальные владения — герцогства Нормандия, Бургундия, Бретань, графство Шампань — превосходили королевский домен по размерам во много раз. Каждое такое владение имело свои законы, своих вассалов, свою монету. Крупные феодалы были “королями” в своих владениях, собирали налоги, вершили суд.
2. Постепенное территориальное объединение страны
Итак, как мы видим у процесса объединения были и противники, но все же большая часть населения была заинтересована в процессе образования централизованного государства с сильной властью. (Работа с картой (стр. 149))
1. Каким цветом на карте обозначены владения короля в начале XII века? Какой город был ее столицей?
2. Каким цветом на карте обозначены владения крупных феодалов?
3. Что вы можете сказать, сравнивая владения короля и владения феодалов?
4. Кто еще владел землей на территории Франции?
5. Исходя из данных карты, скажите, что нужно было сделать для объединения государства?
6. А с чего бы начали вы процесс объединения на месте французского короля?
Больших успехов в процессе образования единого государства достиг французский король Филипп II Август (1180-1223). Именно он присоединил к своему домену Нормандию, Мен, Анжу, часть Пуату. Он увеличил свой домен в 5 раз! В 1214 году Филипп II Август в ожесточенной битве при Бувине разгромил своих противников, у англичан во Франции осталась только Аквитания.
Следующий король Людовик IX Святой (1226-1270) уже стал сильнее любого феодала Франции. Он провел реформы, которые действовали на территории всей страны.
1. Судебная реформа – создание верховной судебной палаты;
— Легисты – профессиональные юристы;
— Запрещение судебных поединков;
3. Монетная – введение единой для всей страны монеты;
Французские короли в деле объединения Франции действовали разными средствами. Особенно ярко это можно увидеть из биографии короля Филипп IV Красивый (1285-1314). (Послушайте меня и определите средства, которыми действовал король для объединения страны. Оцените их).
Продолжая дело своих предков, особенно деда, короля Людовика IX Святого, он укреплял королевскую власть, ослабляя политическое могущество крупных феодалов. Новым средством достижения централизации стал подчиненный только монарху аппарат управления, состоящий из людей незнатных и всем ему обязанных.
Король старался расширить территорию страны. Так, в 1294—1299 гг. он вел борьбу за герцогство Аквитанское, которым английские короли владели как вассалы королей французских. Однако это предприятие оказалось неудачным.
В 1284 г. Филипп IV Красивый вступил в брак с Жанной Наваррской, которая принесла в приданое королевство Наварру и графство Шампань.
В стремлении пополнить казну Филипп продавал и сдавал в аренду различные должности, производил насильственные займы у городов, уменьшал количество золота в монете, добавляя в нее медь, за что и получил прозвище “фальшивомонетчик”, а чеканка монеты стала исключительной привилегией государя. Он неоднократно изгонял евреев-ростовщиков из королевства, конфискуя в пользу казны их имущество и беря с них большие суммы за право вернуться в государство.
Филипп пытался ликвидировать контроль папства над церковью во Франции.
Во время его правления обострился конфликт между французским королевством и папами. В 1296 г. папа издал буллу, категорически запрещавшую духовенству платить налоги светским властям. В ответ на это Филипп, нуждавшийся в деньгах, запретил в 1297 г. вывоз из страны золота и серебра, чем лишил папу Бонифация VIII всех церковных сборов и податей, поступавших из Франции. Далее он с отрядом наемников ворвался в замок папы и ударил его по лицу рукой в железной рукавице. Папа от унижения умер. Папы бы вынуждены покинуть Рим и перебраться в город Авиньон. Началось Авиньонское пленение пап (1309-1378).
— Назовите основные средства французских королей в деле объединения страны. Все ли они были честными и законными?
3. Государственное управление во Франции XIII-XIV веков
Но, это были не все средства, которые использовал Филипп IV Красивый. В борьбе с папой он решил опереться на сословия Франции и созвал в 1302 году Генеральные штаты, как сословно-представительный орган. Что же это за орган прочитайте в учебнике на с. 151- 152 п.4 и составьте схему.