какое самое большое татарское село в россии

Средняя Елюзань может послужить уникальным примером для всей России

какое самое большое татарское село в россии

Самое большое татарское село в мире (около 10 тысяч человек) с уникальным жизненным укладом находится в Пензенской области и носит название Средняя Елюзань. Феномен местности, где вера, религия, семейные ценности, любовь к родной земле и взаимопомощь – основа процветания и спокойствия, – интересует как журналистов, так и учёных.

Результатами своих многолетних социологических исследований жизни елюзанцев с читателями IslamRF.Ru делится старший научный сотрудник отдела этнологии Института истории АН РТ, директор Института социальных исследований и гражданских инициатив Лилия Варисовна Сагитова.

Лилия Варисовна, скажите, как вы заинтересовались феноменом Средней Елюзани?

какое самое большое татарское село в россии

Понятно было, что статья ложная и заказная. Это было ясно даже по тому, что ни о каком нефтепроводе в Пензенской области не может быть и речи, именно поэтому данная публикация пробудила у меня интерес к Средней Елюзани. Я решила своими глазами взглянуть на это село, и в августе 2006 года организовала свою первую экспедицию в Пензенскую область.

какое самое большое татарское село в россии

Каким образом складывалась успешность села?

— В 1970-1980-е годы прошлого века совхоз получил звание совхоза-миллионера: елюзанцы производили лук на экспорт, то есть зарабатывали валюту для советского государства. Несмотря на хорошие заработки в эпоху зрелого социализма, в селе всегда не хватало работы, поэтому местная администрация организовывала новые рабочие места: филиалы Пензенского часового завода, лампового, обувного и швейного производства. Сельчане трудились круглый год. Но и в таких условиях, они ездили на заработки за пределы села в уборочную страду, торговали своими произведенными продуктами. И вот эта трудовая культура, которая передавалась от поколения к поколению, сыграла роль амортизационной подушки в перестроечное время, когда разрушилась вся производственная структура села. Жители в тяжелейших условиях смогли найти формы и способы заработка для того, чтобы не только выжить, но и заложить фундамент для своего дальнейшего процветания.

какое самое большое татарское село в россии

— Это умение выживать можно назвать частью национального менталитета?

— По результатам предыдущих моих исследований и последнего международного проекта «От Колхоза к Джамаату», я пришла к выводу, что ключевую роль сыграла всё-таки религия и сложившиеся в течение длительного времени стереотипы поведения в семейной и трудовой сферах. Исламские ценности, передававшиеся из поколения в поколение помогли елюзанцам сохранить себя и село как целостный социум. Я убеждена, что именно благодаря исламу люди смогли не только выжить, но и найти себя в хаосе начала девяностых, когда всё вокруг буквально рушилось на глазах.

какое самое большое татарское село в россии

Какова история духовной сферы жизни в Елюзани?

какое самое большое татарское село в россии

В них отправляли службы муллы и их авторитет на селе был так силен, что с этим приходилось считаться советской администрации. Никакие карательные меры не имели успеха, потому что у мулл была колоссальная социальная поддержка. Кроме того, молодежь еще в советские годы уезжала получать духовное знание в Бухару, несмотря на гонения советской администрации. Двое из них работают до сих пор – Адельша-хазрат Юнкин и бывший муфтий Пензенской области – Аббас Бибарсов. Дети также с детства впитывали исламские ценности от бабушек и дедушек – ходили с ними в мечеть, сторожили обувь. Подрастая, они активнее включались в исламские практики – почти все мои пожилые информанты с детства держали уразу, за что получали порицания в школе. Да, не всегда совершался пятикратный намаз – работающее население в силу специфики труда в советском совхозе не могло совершать молитву в служебное время. Но елюзанцы старшего поколения всегда читали намаз дома, и они, в свою очередь, воспитывали детей в духе ислама и религиозных моральных ценностей.

какое самое большое татарское село в россии

— Столь упорное сохранение традиций связано ли на ваш взгляд с тем, что село географически расположено не в татарском и не в мусульманском регионе?

— Да, я думаю это тоже имеет значение. Ученые доказали, что в инокультурном окружении происходит бOльшая кристаллизация культурной идентичности группы. Так те, кто уезжал учиться, например, в Пензу, всегда помнили, что они – елюзанцы и выделяли свою отличительность: «мы стремились быть в первых рядах и в учебе, и в труде и в моральном отношении», – рассказывали мне мои информанты. В качестве очень интересного факта я также отмечаю то, что все, кто уезжал из села на учёбу, затем непременно возвращались в Елюзань. Мы знаем, что в советское время люди бежали из села в поисках более комфортных условий, а также стабильного и более высокого дохода. Здесь же большинство уезжали получать именно нужные для родного села специальности агротехников, ветеринаров, учителей, врачей и медсестёр, чтобы вернуться в него и быть полезными именно там.

какое самое большое татарское село в россии

С какими трудностями сталкивались верующие елюзанцы в советский период?

— Примечательно, что даже в советское время все дети в Средней Елюзани в той или иной степени соблюдали мусульманский пост – уразу. Естественно, школа должна была как-то реагировать и бороться с этим явлением. Дети в это время снимали пионерские галстуки как элемент враждебного безбожия и греха и прятали их в карманы, а то и вовсе вынуждены были пропускать уроки под предлогом болезни.

Реакция со стороны школы была неоднородной: с одной стороны были ярые приверженцы атеистических установок и они боролись с уразой в школе, порицая постящихся детей на собраниях, вывешивали их фотографии на «досках позора» и на страницах стенгазет. Однако наряду с ними были и учителя, которые покрывали своих верующих учеников. Так одна приезжая из Казани учительница Накия апа рассказывала мне в интервью, что во время уроков, когда наступало время разговления, она просто выходила из класса под предлогом срочно возникших дел. Это был своеобразный элемент негласного сопротивления. Некоторые учителя и сами постились, однако, разумеется, скрывали это. И даже в сталинское время, когда можно было попасть под репрессии и в тюрьму, люди находили возможность не выходить на работу в уразу. Причём административные работники в самом селе принимали участие и в похоронных, и в свадебных обрядах, и в других религиозных практиках. Более того, они находили способы отстаивать мечети, когда их пыталась закрыть под разными предлогами советская власть. В 1930-е годы в Елюзань привезли солдат и милиционеров, чтобы загрузить в здание мечети удобрения. Местные жители ночью выгрузили удобрения из мечети, за что последовали санкции со стороны областной администрации – людей наказывали и штрафовали.

Таким образом, сложилась и сохранялась определённая исламская автономия и сопротивление. Поэтому современный очень активный и бурный процесс реисламизации имеет под собой такие крепкие корни.

какое самое большое татарское село в россии

— Как сейчас выглядит мусульманское общество в Елюзани?

— На сегодняшний день в селе девять мечетей, и десятая находится в процессе строительства. В разной степени все жители села являются исполняющими мусульманами. Есть очень активная часть населения, которая живёт полностью по шариату. Женщины ходят как в полном хиджабе, также есть и те, кто носит юбки ниже колена, однако большинство всё-таки покрывает голову хотя бы косынкой. В этом смысле там плюрализм – терпимость к разной степени включенности в исламские практики. Но количество тех, кто одевается в соответствии с шариатом постепенно увеличивается. Девушки видят пример стабильной семьи, где муж является надежной опорой, где, дети и старшее поколение гармонично уживаются друг с другом, где соблюдаются моральные нормы и ценности. Стоит отметить, что процент домохозяек в селе не так высок, и мусульманки здесь социально активны. Например, в одной семье, где я брала интервью муж – имам мечети, а жена – врач-стоматолог, работает в частной стоматологической клинике.

Елюзанцы поддерживают активные связи с Татарстаном, часто приезжают в Казань, Набережные Челны, Альметьевск и другие города. Привозят сюда произведенные у себя халяль-продукты, активно включаются и в культурную жизнь республики. Мусульманская идентичность не является барьером для общения и экономической активности в других российских регионах.

— Лилия Варисовна, скажите, пожалуйста, что вы вкладываете в понятие «исламская глобализация», которое употребляете в своих работах?

какое самое большое татарское село в россии

— Исламская глобализация – это понятие, которое подразумевает влияние зарубежного мусульманского востока на европейские страны и постсоветское пространство. Сначала в 90-х к нам приезжали миссионеры и учителя, а затем появилась система грантов, когда уже наших молодых людей приглашали на учёбу в такие страны, как Саудовская Аравия, Египет и т.п. Закономерно, что елюзанцы, для которых ислам всегда имел ценность, активно использовали самые разные возможности получения духовных знаний. Молодежь ехала учиться как в российские исламские учебные заведения, так и в зарубежные. Понятно, что те, кто глубоко изучил религию, а затем вернулся в село и столкнулся с далеко не привлекательной действительностью, социальной и экономической нестабильностью, решили, что традиционный ислам старшего поколения, претерпевший влияние советского режима, потерял свою эффективность. Выходом виделось следование арабской модели ислама.

Поэтому закономерно возникла ситуация конфликта между представителями «старого» и «нового» ислама. Дело в том, что тот, скажем так, «народный» ислам, который был с такими усилиями сохранён в селе, имел множество несовпадений с тем «истинным» исламом, который привезли с собой те, кто уезжал обучаться в зарубежные исламские университеты. Приехавшие начали критиковать: то неправильно, это неправильно, нельзя проводить поминки, нельзя посещать могилы и т.д. Это был период неофитства и даже, пожалуй, юношеского максимализма, когда те страны, в которых побывали молодые люди, идеализировались, а уклад жизни в родном селе, а особенно в нашей стране в целом, воспринимался критически. Представители «новых» имамов были убеждены в том, что основа порядка в тех странах, где они побывали – это как раз тот самый «правильный» ислам. И если использовать этот самый «правильный» ислам, то можно навести порядок и у нас. Так, например, в 90-е годы многие россияне тешили себя иллюзиями, что с наступлением демократии жизнь в нашей стране станет такой, как на Западе. В Елюзани в то время «молодые» имамы стремились наставить односельчан на «путь истинный», и община разделилась на их сторонников и сторонников прежней традиции.

Как был разрешён конфликт между представителями «нового» и «старого» ислама?

какое самое большое татарское село в россии

— Опираясь на своё исследование, которое носит лонгэтюдный характер: экспедиции в Елюзань у меня были и в 2006, затем в 2009, 2010 и 2011 годах; я вижу сближение двух прежде противоборствующих точек зрения. Если раньше представители «нового» ислама в селе, например, даже не слышали про деятельность и труды татарских богословов, таких как Шигабутдин Марджани, Каюм Насыйри, то сейчас они активно изучают наследие именно татарской теологической мысли, а один из имамов пишет диссертацию по Ризаэтдину Фахретдину. Планомерно произошло сближение поколений и точек зрения – молодые люди отошли от своего максимализма, а пожилые готовы учиться у молодых.

Здесь можно отметить заслугу в сближении противоборствующих позиций и местной администрации. В наиболее острый период конфликта именно её усилиями было проведено собрание, на которое пришли все стороны, и произошла открытая дискуссия. Постепенно конфликт был урегулирован.

— Какие у вас дальнейшие планы в области исследования села?

— Сейчас я готовлю издание книги о Елюзани по результатам своих исследований. Мне было бы интересно наблюдать и дальше, куда будет двигаться процесс исламизации. Также хотелось бы подробнее рассмотреть в динамике экономическое положение села. Сейчас мы наблюдаем, что оно в этом отношении вполне успешно. Однако по мере того как набирают влияние транснациональные корпорации, крупный торговый бизнес, которые представляют конкурирующую силу, важно исследовать, как сельский бизнес будет адаптироваться к новым условиям рынка.

Какой опыт татарским сёлам может предложить пример Средней Елюзани?

— Я много размышляла об этом, поскольку сейчас Елюзань настолько блестящий успешный проект, особенно в сравнении с тем, о чем пишет, например, социолог Никита Покровский из Высшей школы экономики. Он исследует русские сёла в контексте глобализации. Его примеры свидетельствуют о том, что село в русских областях утрачивает свою агрономическую функцию и постепенно становится зоной рекреации для горожан мегаполисов – Москвы и Санкт-Петербурга. То есть богатые горожане покупают дома в сельской местности, выстраивают необходимую инфраструктуру, однако сельское хозяйство там попросту сходит на нет. Ожидается, что эта тенденция будет усиливаться. А вот рассматриваемое нами татарское село – образец успешного сохранения аграрного сектора России. Это не только пример, но и, по сути, спасение отрасли для нашей страны. Здесь встаёт вопрос о том, каким образом брать пример и что именно заимствовать, ведь, как говорится, «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Но правдивая достоверная информация об этом уникальном селе, я думаю, несомненно, вдохновляла бы людей уже просто своим примером и побуждала бы их что-то переосмыслить в своей жизни и сорганизоваться самим для позитивных преобразований. В целом можно сказать, что феномен Средней Елюзани сформировала совокупность таких факторов, как трудовая этика, экономическое поведение, отношение к семье и к религиозные ценности.

Источник

Ответы на Большой этнографический диктант 2021 Пензенская область

Регион расположен в Среднем Поволжье, входит в состав Приволжского федерального округа. Большую часть территории области занимает Приволжская возвышенность (высота до 331 м), расчлененная глубокими долинами на отдельные возвышенности и гряды с густой овражно-балочной сетью. На западе — Окско-Донская низменность. Граничит на севере с Мордовией, на востоке — с Ульяновской областью, на юге — с Саратовской областью, на западе — с Тамбовской областью. На северо-западе — с Рязанской областью. Территория области с запада на восток — 330 км, с севера на юг — 204 км; площадь — 43,2 тыс. км2. Официальный сайт Пензенской области. Кулответ.ру приглашает всех на диктант, это будет увлекательно. Пензенцы могут стать участниками просветительской акции «Большой этнографический диктант-2021» по Пензенской области, который будет проходить с 3 по 7 ноября.

какое самое большое татарское село в россии

Вопросы с ответами Большой этнографический диктант по Пензенской области

Чтобы ответить на вопросы Диктанта необходимо с 00:01 3 ноября по 23:59 7 ноября, надо зайти на официальный сайт акции БЭД и после прохождения небольшой регистрации с обязательным указанием страны и региона, выбрать правильные варианты ответов, классный ответ поможет вам с выбором, но мы не гарантируем, что всё будет верно, так что не стоит торопиться, давайте обсуждать ответы в комментариях. Всего 30 вопросов, 20 из них для всех одинаковы, а 10 имеют отношение к региону, они так и называются, региональная часть Диктанта.

Дух леса в чувашской мифологии называется:

а. Шайтан
б. Вирь-ава
в. Леший
г. Арщюри
д. Шурале

В ранней чувашской мифологии большую роль играли персонажи низшей мифологии – разнообразные духи, бывшие воплощением природных явлений: Арсуи – дух леса, Вуташ – дух воды, Вупар – дух удушья, болезней и лунного затмения, Херт-сурт – домовой и др. Многие из духов носили дуалистический характер: воплощали и доброе, и злое начало. В чувашском пантеоне насчитывается более 200 богов и приданных им духов. Источник: Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается: в 2 т. / редсовет: О. В. Ягов (предс.) \[и др.\]; гл. ред. А. Ю. Казаков. – \[2-е издание, уточненное и дополненное\]. – Пенза: Областной издательский центр, 2019. Т. 1, 2019. – С. 787.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Арщюри

Выберите какому народу Пензенской области принадлежит национальный женский головной убор? (Ответ запишите в формате: 1 – а, 2 – д и т.д.)

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях):

1 Калфак — Татары
2 Сурпан — Чуваши
3 Кичка — Русские
4 Панга — Мордва

Какая река в Пензенской области с мордовского на русский язык переводиться «топкая, болотистая»?

а. Мокша
б. Пенза
в. Айва
г. Сура
д. Вядя

Пенза, левый приток Суры. Длина 60 км, уклон 1 м / км. При старом русле реки Пензы и до постройки города ее устье располагалось в болотистом низовье (ныне – новое русло Суры), а верховья – в степи. Впервые упоминается в таком виде в «Книге Большому чертежу» (c карты – «чертежа» конца 16 века). Однотипные гидронимы распространены на мордовских территориях: в Поволжье две Пензятки, Сухая и Мокрая Пензы, Пензелейка в бассейне реки Теши, Пензина поляна на реке Выше. Предлагались этимологии на основе мордовской лексики: пензо – «его конец» (якобы конец мордовских владений), пенсаме – «конец хода, до конца», пезнака – «топкая, болотистая» (Никонов, 1966, с. 324). Источник: Полубояров М.С. Мир древних топононимов // Древности Пензенского края в зеркале топонимики. М., 2003. С. 148-150.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Пенза

Мордовский народный эпос называется:

а. Масторава
б. Калевала
в. Югорно
г. Калевипоэг
д. Эдда

«МАСТОРАВА», эпическое произведение мордовского народа, оформленное в виде литературно-художественного книжного свода текстов мифов, эпических и обрядовых песен, легенд и сказаний, отразивших художественно-эстетический опыт народа, его историю, мировоззренческие, нравственные представления идеалы. Книга составлена мордовским фольклористом А.М. Шароновым. Источник: Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается: в 2 т. / редсовет: О. В. Ягов (предс.) \[и др.\]; гл. ред. А. Ю. Казаков. – \[2-е издание, уточненное и дополненное\]. – Пенза: Областной издательский центр, 2019. Т. 1, 2019. – С. 747. Первушкин В.И. Мордва Пензенской области. П., 2012; Масторава: морд. народный эпос. Саранск, 2012.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Масторава

В Пензенской области находится самое крупное татарское село в Европе. Выберите название села.

а. Верхняя Елюзань
б. Татарский Канадей
в. Кобылкино
г. Средняя Елюзань
д. Исикеево

Средняя Елюзань – самое крупное татарское село в Европе, крупнейший населённый пункт Городищенского района Пензенской области. Первое упоминание как татарской деревни в 1700 году. Источник: Средняя Елюзань: Страницы истории самого крупного татарского села России / Р. Т. Марданов, Н. Б. Китаева. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2006.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Средняя Елюзань

Выберите из списка 3 языковые семьи, на которых говорят коренные жители Пензенской области: русские, татары, мордва, чуваши.

а. Уральская
б. Дравидская
в. Семито-хамитская
г. Алтайская
д. Индоевропейская

Русские – представители славянской группы Индоевропейской языковой семьи. Мордва – представители финно-угорской группы Уральской языковой семьи. Татары, Чуваши – представители тюркской группы Алтайской языковой семьи. Источник: Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается: в 2 т. / редсовет: О. В. Ягов (предс.) \[и др.\]; гл. ред. А. Ю. Казаков. – \[2-е издание, уточненное и дополненное\]. – Пенза: Областной издательский центр, 2019. Т. 1, Т.2. 2019

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Уральская, Алтайская, Индоевропейская

В одном из районов Пензенской области проживает особая этнографическая группа русского народа – «цураны». Выберите район.

а. Нижнеломовский
б. Вадинский
в. Лунинский
г. Земетчинский
д. Каменский

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Земетчинский

Дух леса в татарских сказках называется:

а. Вирь-ава
б. Шурале
в. Шайтан
г. Арщюри
д. Леший

Шурале – антропоморфное мифическое существо татарских и башкирских сказок, персонификация духа леса. Обычно описывается как низкорослое, горбатое существо с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Убивает людей щекоткой. Отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать лошадь до смерти. Шурале ловят, смазывая спину лошади смолой. Шурале боится воды, поэтому от него спасаются, перепрыгнув через речку или ручей. Герои сказок также обманывают Шурале, защемив ему пальцы в щель в дереве. Источник: Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается: в 2 т. / редсовет: О. В. Ягов (предс.) \[и др.\]; гл. ред. А. Ю. Казаков. – \[2-е издание, уточненное и дополненное\]. – Пенза: Областной издательский центр, 2019. Т. 1, 2019. – С. 787. Айгуль Габаши, «ШУРАЛЕ», журнал «Татарский мир» № 3, 2005.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Шурале

В одном из районов Пензенской области мордва издавна на Троицу проводит кулачные бои. Выберите район.

а. Белинский
б. Никольский
в. Наровчатский
г. Сосновоборский
д. Шемышейский

Мокшане Белинского района издавна Троицу празднуют совсем не так, как мордва других районов. На Троицу в последнее её воскресенье в селах организуются кулачные бои с четко регламентированным началом и концом, определенным числом обязательных участников, «судебной» коллегией, местом проведения состязания (луг возле с. Линевка). В празднике участвуют не только местные жители, но и по возможности все, кто когда-то покинул свою малую родину. Функции данного празднества разнообразны: весело провести время (и в старину, и сегодня играют в орлянку и карты), познакомиться с девушкой или юношей. Еще совсем недавно понравившейся красавице дарили орнаментированную узорами палочку или прут; считалось, что принятие подарка является знаком выражения согласия на будущие встречи. В кулачных боях выявляются сильнейшие мужчины. Возрастного ценза для участников боев практически никогда не существовало, лишь морально-этические нормы поведения сдерживали представителей среднего и старшего поколений. Источник: Первушкин В. И., Прошкин В. Я. Мордва Пензенской области / В.И. Первушкин, В.Я. Прошкин; под общей ред. д-ров ист. наук, проф. В.И. Первушкина и В.А. Юрченкова – Пенза, 2010. С. 82-83.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Белинский

В Пензенской области есть район, где большую часть населения составляют мордва. Выберите район.

а. Сосновоборский
б. Шемышейский
в. Лунинский
г. Пензенский
д. Спасский

Мордва – народ, коренное население Пензенской области, самая многочисленная общность среди представителей финно-угорской группы Уральской языковой семьи на территории России. Численность мордвы в Пензенской области (2010) – 54703 чел. (4,1% от обшей численности населения области). По переписи 2010 больше всего мордовского населения проживает в г. Пензе – 9018; в Шемышейском районе – 7973 (более 50% от всего населения района). Источник: Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается: в 2 т. / редсовет: О. В. Ягов (предс.) \[и др.\]; гл. ред. А. Ю. Казаков. – \[2-е издание, уточненное и дополненное\]. – Пенза: Областной издательский центр, 2019. Т. 1, 2019. – С. 805.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Шемышейский

Все вопросы и ответы по регионам в Большом этнографическом диктанте за 2021 год смотрите на страничках нашего сайта, посвящённой этой Международной просветительской акции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *