какое произведение чайковского носит название масленица

какое произведение чайковского носит название масленица

ВРЕМЕНА ГОДА

Февраль. Масленица

Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.
(П. А. Вяземский)

Вот еще несколько строф из стихотворения Вяземского «Масленица на чужой стороне», откуда взяты строки для эпиграфа:

Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир,
И блинами и настойкой
Закутит крещеный мир.

В честь тебе и ей Россия,
Православных предков дочь,
Строит горы ледяные
И гуляет день и ночь.

Игры, братские попойки,
Настежь двери и сердца!
Пышут бешеные тройки,
Снег топоча у крыльца.

Известно множество описаний Масленицы в художественной литературе и в других источниках. К тому же этот праздник, с его радостной атмосферой, жив и в наше время, многие его обряды исполняются до сих пор.

какое произведение чайковского носит название масленица«Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка. Но все-таки в этой панораме крестьянской жизни преобладают светлые тона: и слезы, и брань и драка тонут в веселом смехе, в залихватской песне, в бурных мотивах гармоники и в несмолкающем перезвоне бубенцов. Так что общее впечатление получается веселое и жизнерадостное: вы видите, что вся эта многолюдная деревенская улица поет, смеется, шутит, катается на санях» (Максимов С. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники).

какое произведение чайковского носит название масленицаСтихия масленичных гуляний оказалась очень близка и Чайковскому, и Римскому-Корсакову, и Островскому, и многим другим. У Островского в пьесе «Снегурочка»: «Прощай, Масленица. // Сладко, воложно (по В. Далю, воложный — жирный, масляный, сдобный, скоромный; вкусный, лакомый) нас кормила, суслом, бражкою поила. // Прощай, Масленица. »

Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это был поистине всеобщий праздник.

Для сравнения приведем здесь Песню Ерёмки из оперы А. Н. Серова «Вражья сила».

Потешу я свою хозяйку –
Возьму я в руку балалайку.
Широкая Масленица? Ты с чем пришла?
Со веселием, да с радостью,
И со всякими сладостями,
С пирогами, с оладьями
Да с блинами горячими,
С скоморохами-гудошниками,
С дударем да с волынками,
Со пивами ячменными.
Со медами свяченными.
Широкая Масленица!
Ты зачем пришла?
Поиграть, позабавиться
С молодыми, со молодками,
Покататься да потешиться
С бубенцами валдайскими.
Широкая Масленица! Ты с чем уйдешь?
Велики мои проводы –
Поведут вон из города
На санях на соломенных
Да с упряжкой мочальною.
Велики мои проводы –
С бородою кудельною,
С головою похмельною,
С кафтанами пропитыми
Да с носами разбитыми.
Широкая Масленица!

Широко известны классические живописные образы Масленицы — картины В. Сурикова и Б. Кустодиева.

какое произведение чайковского носит название масленицаПриведенные описания Масленицы и картины русских художников дают представления о размахе празднования этого любимого в народе праздника. Можно ожидать, что и в музыке есть воплощения этой русской традиции в ее масштабном преломлении. С такой Масленицей мы встречаемся в балете И. Стравинского «Петрушка». Фортепианная пьеса П. Чайковского, хотя, конечно, и передает настроение веселого праздника, но делает это средствами камерной музыки. Но и в этом камерном преломлении в музыке слышатся характерные переборы гармоники, звон бубенцов русских троек, шум толпы и плясок.

какое произведение чайковского носит название масленицаПьеса П. Чайковского написана в сложной трехчастной форме. Поскольку средняя часть (B) в такой форме всегда контрастирует с крайними, то, если в крайних частях музыка радостная и приподнятая, настроение возбужденное, то в средней части непременно должен появиться какой-то новый элемент, новый поворот во всеобщем веселье. Чайковскому удается этого добиться. Но. все по порядку.

С первых звуков ощущение праздника наполняет душу слушателя. Простыми, но очень точными средствами Чайковский передает характерное звучание гармоники: два удара аккордов в каждом из первых двух тактов и как бы исторгаемый ими отзвук (на слабую долю) создают впечатление растягиваемых и сжимаемых мехов инструмента. Звучание открытое, даже, можно сказать, прямолинейнее, очень похоже воспроизводит звучание гармоники. Вслед за этим мелодические переборы — в верхнем регистре и ответ в нижнем. Затем это повторяется. Так обрисованы два главных музыкальных элемента. Именно они разрабатываются всеми возможными способами: то господствует первый (аккорды, причем именно так, как они звучат на гармонике), то переборы.

какое произведение чайковского носит название масленицаВоображение рисует не просто игру на этом народном инструменте, но игру, сопровождающую удалую русскую пляску. В середине этой части в круг как бы выходят солисты: на остро ритмически организованные реплики кавалера в басу — явно танцевальные (все можно представить себе как хореографическую сценку) отвечает — не без лукавства (синкопы и широкие скачки) — девушка. Постепенно к солистам присоединяются все участники праздника, и первая часть завершается общим ликованием.

Средняя часть пьесы явно рисует какой-то новый образ, быть может, театрализованное представление, что всегда было характерной особенностью праздника. Профессор К. Игумнов, славившийся исполнением музыки Чайковского, и «Времен года» в частности, говорил, что здесь «медведя водят». И если вообще требуется некая иллюстрация к тому, что происходит в музыке, то этот образ кажется здесь уместным.

В музыке действительно ощущается что-то массивное и неуклюжее, особенно в первых тактах этого раздела, изложенных октавами. Отсутствие мелких длительностей (они появляются только ближе к репризе, чтобы сделать постепенным переход к ней) создает ощущение более сдержанного движения, хотя формально композитор предостерегает от того, чтобы играть медленнее: он в начале этого раздела помещает ремарку L’ istesso tempo (итал. — тот же темп). С приближением репризы музыка перемещается в более высокий регистр. Меняется образ — появляется звон бубенцов.

Третья часть пьесы (Аl) — реприза — изменена по сравнению с первой, быть может, больше, чем в других пьесах цикла: она сокращена (звучит лишь третий раздел первой части). И еще один яркий прием: музыка постепенно стихает, создавая ощущение, что праздник уходит, образы удаляются. Тишина — пауза с ферматой на весь такт, излюбленный Чайковским прием; мы встречались с ним в первой пьесе цикла «У камелька». Казалось бы, это все. И вдруг — как шальная выходка — заключительная фраза на самой яркой и громкой звучности (fff).

Текст Александра Майкапара
По материалам журнала «Искусство»

На постере: Борис Михайлович Кустодиев. Масленица (1916)

Источник

какое произведение чайковского носит название масленица

МУЗЫКА и ВРЕМЕНА ГОДА

То, о чём я хочу тебе рассказать, произошло очень давно. В Петербурге издавался журнал, который назывался «Нувеллист» — от слова «новелла», что значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и, конечно, в первом новогоднем номере читателей всегда ожидал какой-нибудь приятный сюрприз.

На этот раз в январском номере журнала появились ноты небольшой музыкальной пьесы для рояля, которая называлась «Январь». Автора пьесы уже тогда знали и любили. Это был композитор Пётр Ильич Чайковский.

«Январь» — это одна из пьес музыкального альбома Чайковского, который называется «Времена года». В этом альбоме — двенадцать небольших пьес — по числу месяцев в году.

Но почему же в журнале «Нувеллист» была напечатана только одна пьеса? Да потому, что это был сюрприз, подарок. Каждая из двенадцати пьес появлялась в журнале в том месяце, название которого она имела. И только потом все они были объединены в альбом «Времена года». Получился музыкальный календарь природы, о котором я и хочу тебе рассказать.

Февраль. Масленица

Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.
(П. А. Вяземский)

Ты знаешь, что такое масленица? Может быть, и нет. Но если ты знаешь сказку про Снегурочку — пьесу или оперу, — то, наверное, помнишь, как весёлый сказочный народ берендеи вывозят в лес на санях огромное чучело — масленицу. Песни, пляски, смех. Берендеи провожают зиму.

Такой праздник когда-то действительно существовал. Он был очень весёлый — яркий, шумный. Во время масленицы пекли румяные масленые блины — круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям! Об этом и рассказывает музыка «Февраля». Вслушиваешься в неё — словно не рояль звучит, а балалайки, гусли, рожки. Так и, кажется, что играет русский народный оркестр. Да и сама музыка такая по-настоящему русская — весёлая народная пляска. Впрочем, нет, это не просто пляска, а целая картинка шумного, многолюдного праздника.

Нужно тебе сказать, что все русские композиторы очень хорошо знали и любили народную музыку. Они записывали и изучали песни, которые сочиняли в деревнях и сёлах сами крестьяне. Кто именно сочинил песню, почти никогда никто не знал. Песни передавались от отца к сыну, от бабушки к внучке. Но знали и пели их во все времена; и сейчас ещё можно услышать многие из этих песен. Народ бережёт их и помнит. Русские композиторы часто включали в свои сочинения народные песни и танцы. А иногда сочиняли музыку, похожую на народную.

Однажды композитор Римский-Корсаков написал протяжную, грустную песню. Её пела девушка Любаша в опере «Царская невеста». Когда песня прозвучала в опере первый раз, никто не поверил композитору, что он сочинил её сам. Думали, что услышал в деревне или нашёл в сборнике народных песен. Композитору бы обидеться, что ему не верят, а он обрадовался: он ведь того и добивался, чтобы песня звучала, как настоящая народная.

Когда будешь слушать «Масленицу», непременно прислушайся к музыке повнимательнее. Вспомни, может быть, ты знаешь какие-нибудь русские народные песни: «Со вьюном я хожу» или «Во поле берёзонька стояла». Сравни их напев с музыкой «Масленицы».

И если тебе захочется нарисовать картинку, наверное, картинка получится весёлая и яркая.

Ты стоишь на пороге огромной и прекрасной страны Музыка. Помни, что в этой стране ты всегда будешь желанным гостем и даже найдёшь друга, если только не испугаешься трудностей, которые неизбежны, когда человек открывает для себя новый, не известный ему ещё мир.

Тебе помогут книги, пластинки, радио и телевидение. Это очень хорошие помощники. Они могут сделать многое. Но самое главное зависит только от тебя.

Слушай музыку, слушай её как можно больше. И непременно думай над тем, что услышишь.

А пока всего тебе доброго, мой маленький друг.

Левашева Галина Яковлевна

Рекомендуется для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Презентация

Источник

Февраль. Масленица

какое произведение чайковского носит название масленица

Б. Кустодиев. Масленица. 1916. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.

Вот еще несколько строф из стихотворения Вяземского «Масленица на чужой стороне», откуда взяты строки для эпиграфа:

Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир,
И блинами и настойкой
Закутит крещеный мир.

В честь тебе и ей Россия,
Православных предков дочь,
Строит горы ледяные
И гуляет день и ночь.

Игры, братские попойки,
Настежь двери и сердца!
Пышут бешеные тройки,
Снег топоча у крыльца.

Известно множество описаний Масленицы в художественной литературе и в других источниках. К тому же этот праздник, с его радостной атмосферой, жив и в наше время, многие его обряды исполняются до сих пор.

«Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка. Но все-таки в этой панораме крестьянской жизни преобладают светлые тона: и слезы, и брань и драка тонут в веселом смехе, в залихватской песне, в бурных мотивах гармоники и в несмолкающем перезвоне бубенцов. Так что общее впечатление получается веселое и жизнерадостное: вы видите, что вся эта многолюдная деревенская улица поет, смеется, шутит, катается на санях» (Максимов С. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники).

Стихия масленичных гуляний оказалась очень близка и Чайковскому, и Римскому-Корсакову, и Островскому, и многим другим. У Островского в пьесе «Снегурочка»: «Прощай, Масленица. // Сладко, воложно (по В. Далю, воложный — жирный, масляный, сдобный, скоромный; вкусный, лакомый) нас кормила, суслом, бражкою поила. // Прощай, Масленица. » Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это был поистине всеобщий праздник.

Для сравнения приведем здесь Песню Ерёмки из оперы А.Н. Серова «Вражья сила».

Потешу я свою хозяйку –
Возьму я в руку балалайку.
Широкая Масленица? Ты с чем пришла?
Со веселием, да с радостью,
И со всякими сладостями,
С пирогами, с оладьями
Да с блинами горячими,
С скоморохами-гудошниками,
С дударем да с волынками,
Со пивами ячменными.
Со медами свяченными.
Широкая Масленица!
Ты зачем пришла?
Поиграть, позабавиться
С молодыми, со молодками,
Покататься да потешиться
С бубенцами валдайскими.
Широкая Масленица! Ты с чем уйдешь?
Велики мои проводы –
Поведут вон из города
На санях на соломенных
Да с упряжкой мочальною.
Велики мои проводы –
С бородою кудельною,
С головою похмельною,
С кафтанами пропитыми
Да с носами разбитыми.
Широкая Масленица!

Широко известны классические живописные образы Масленицы — картины В. Сурикова и Б. Кустодиева.

какое произведение чайковского носит название масленица

В. Суриков. Взятие снежного городка. 1891. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Приведенные описания Масленицы и картины русских художников дают представления о размахе празднования этого любимого в народе праздника. Можно ожидать, что и в музыке есть воплощения этой русской традиции в ее масштабном преломлении. С такой Масленицей мы встречаемся в балете И. Стравинского «Петрушка». Фортепианная пьеса П. Чайковского, хотя, конечно, и передает настроение веселого праздника, но делает это средствами камерной музыки. Но и в этом камерном преломлении в музыке слышатся характерные переборы гармоники, звон бубенцов русских троек, шум толпы и плясок.

Пьеса П.Чайковского написана в сложной трехчастной форме. Поскольку средняя часть ( B) в такой форме всегда контрастирует с крайними, то, если в крайних частях музыка радостная и приподнятая, настроение возбужденное, то в средней части непременно должен появиться какой-то новый элемент, новый поворот во всеобщем веселье. Чайковскому удается этого добиться. Но. все по порядку.

С первых звуков ощущение праздника наполняет душу слушателя. Простыми, но очень точными средствами Чайковский передает характерное звучание гармоники: два удара аккордов в каждом из первых двух тактов и как бы исторгаемый ими отзвук (на слабую долю) создают впечатление растягиваемых и сжимаемых мехов инструмента. Звучание открытое, даже, можно сказать, прямолинейнее, очень похоже воспроизводит звучание гармоники. Вслед за этим мелодические переборы — в верхнем регистре и ответ в нижнем. Затем это повторяется. Так обрисованы два главных музыкальных элемента. Именно они разрабатываются всеми возможными способами: то господствует первый (аккорды, причем именно так, как они звучат на гармонике), то переборы. Воображение рисует не просто игру на этом народном инструменте, но игру, сопровождающую удалую русскую пляску. В середине этой части в круг как бы выходят солисты: на остро ритмически организованные реплики кавалера в басу — явно танцевальные (все можно представить себе как хореографическую сценку) отвечает — не без лукавства (синкопы и широкие скачки) — девушка. Постепенно к солистам присоединяются все участники праздника, и первая часть завершается общим ликованием.

Средняя часть пьесы явно рисует какой-то новый образ, быть может, театрализованное представление, что всегда было характерной особенностью праздника. Профессор К. Игумнов, славившийся исполнением музыки Чайковского, и «Времен года» в частности, говорил, что здесь «медведя водят». И если вообще требуется некая иллюстрация к тому, что происходит в музыке, то этот образ кажется здесь уместным. В музыке действительно ощущается что-то массивное и неуклюжее, особенно в первых тактах этого раздела, изложенных октавами. Отсутствие мелких длительностей (они появляются только ближе к репризе, чтобы сделать постепенным переход к ней) создает ощущение более сдержанного движения, хотя формально композитор предостерегает от того, чтобы играть медленнее: он в начале этого раздела помещает ремарку L’ istesso tempo (итал. — тот же темп). С приближением репризы музыка перемещается в более высокий регистр. Меняется образ — появляется звон бубенцов.

какое произведение чайковского носит название масленица

Б. Кустодиев. Балаганы.1917. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Третья часть пьесы (А l) — реприза — изменена по сравнению с первой, быть может, больше, чем в других пьесах цикла: она сокращена (звучит лишь третий раздел первой части). И еще один яркий прием: музыка постепенно стихает, создавая ощущение, что праздник уходит, образы удаляются. Тишина — пауза с ферматой на весь такт, излюбленный Чайковским прием; мы встречались с ним в первой пьесе цикла «У камелька». Казалось бы, это все. И вдруг — как шальная выходка — заключительная фраза на самой яркой и громкой звучности ( fff).

Источник

Конспект беседы с детьми старшей группы о музыкальном произведении П. И. Чайковского «Зима». Миниатюра «Февраль. Масленица»

какое произведение чайковского носит название масленица Золотухина Елена Владимировна
Конспект беседы с детьми старшей группы о музыкальном произведении П. И. Чайковского «Зима». Миниатюра «Февраль. Масленица»

— Дети, вы любите разгадывать загадки?

Наши окна — как картинки.

На стекле букеты роз

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек —

Зацепилась за карниз

И растет, как шишка, вниз.

Белый дед, белее нет.

Старый, горбатый, лежит возле хаты.

Лежит всю зиму — никто не поднимет.

Весна придет — он сам уйдет.

— Про какое время года эти загадки? У нас на эту тему есть несколько картин. Посмотрите на них.

— А ведь за окошком, ребята, тоже зима. Подойдём к нему. Какой вы видите зиму?Ответы детей: «холодная, снежная, радостная, весёлая, красивая». Вы видели в загадках несколько слов, связанных с зимой. Какие слова вы ещё можете использовать, говоря о зиме?

-Мы увидели зиму. А вы знаете, что зиму можно услышать? Теперь сядьте на стулики. И скоро мы её услышим. Сейчас зазвучит музыка. Её автор русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Но сначала я о нём немного расскажу. Его произведения известны всем русским людям, даже тем, кто не является любителем классической музыки. Родился в городе Воткинске Вятской губернии. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на музыкальных инструментах. У мальчика рано проявился интерес к музыке: в пять лет он уже играл на фортепиано. Потом идут годы учёбы: домашнее обучение, пансион, консерватория. Был профессором консерватории в Москве, директором отделения российского музыкального общества в Москве. Всемирную славу Чайковскому принесли музыка к балетам «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», к опере «Евгений Онегин». Именем великого композитора названы улицы, музыкальные учреждения. В его честь установлены памятники, его именем назван театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Зима» (миниатюра «Февраль. Масленица»).

— Какие чувства у вас возникают, когда вы слушаете эту музыку? То есть вам радостно или грустно?

— Почему у вас появилось такое чувство? Оказывается, с этим связан и ритм этого музыкального произведения. Он быстрый или медленный? Мелодия плавная или плясовая?

— Быстрая. Под которую пляшут.

— Что вы представляете себе во время прослушивания музыки?Здесь есть подсказка в названии мелодии: «Масленица».

Музыка напоминает Масленицу. Весёлый праздник детей и взрослых

— Мы видели, как проходит масленица в нашем городе.

— Пекут блины, продают сладости.

— Дети катаются с горки, участвуют во всяких играх вместе со взрослыми.

— В конце сжигают чучело зимы. И водят хоровод вокруг костра.

Чайковский и представлял Масленицу, когда создавал это произведение.

— Послушаем ещё раз его фрагмент.

— Вы услышали радостную мелодию, под которую хочется веселиться, плясать. Мы представляем, как дети катаются с горки, играют в снежки и смеются. От этой музыки даже очень грустному человеку становится весело.

— От этой музыки у меня появилось хорошее настроение.

— Спасибо автору за музыку, которая поднимает настроение. Вот недавно мы смотрели в окно и отвечали на вопрос, какая бывает зима. А сейчас вы убедились, сто зима бывает не только холодная и вьюжная, но и нарядная, радостная, праздничная.

Теперь сядьте за столы, возьмите листки, карандаши и нарисуйте, какой вы видите зиму.

Конспект беседы «Мы любим спорт» с детьми старшей группы Беседа «Мы любим спорт» с детьми старшей группы Цель: воспитывать интерес к различным видам зимнего спорта и спортивным играм; формировать.

какое произведение чайковского носит название масленицаКонспект беседы «Масленица» для детей старшей группы детского сада Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо —.

какое произведение чайковского носит название масленицаКонспект беседы по ПДД «Мой друг — светофор» с детьми старшей группы Цель: Познакомить детей с основными правилами уличного движения, рассказать к каким непоправимым последствиям приводит нарушение правил.

какое произведение чайковского носит название масленицаКонспект беседы с детьми старшей группы «Мы пол-Европы прошагали…» Вы уже знаете, что война длилась долгих, четыре года, и в ней пострадали не только люди нашей страны. Фашисты захватили чужие земли,.

какое произведение чайковского носит название масленицаКонспект беседы с детьми старшей группы «Рябина» Беседы с детьми старшей группы. Тема: «Рябина». Цель беседы: углубить представление ребёнка о пользе рябины, месте её произрастания, внешних.

какое произведение чайковского носит название масленицаКонспект беседы «Первый полет в космос» с детьми старшей группы К 55-летнему юбилею первого выхода человека в открытый космос. Цель: Расширить знания детей о космосе и космонавтах. Задачи: способствовать.

Конспект беседы «Поговорим о дружбе» с детьми старшей группы Цель. Уточнить представления детей о том, что значит «дружба», научить осмысливать и оценивать ситуацию. Воспитывать доброжелательное отношение.

Конспект беседы «Рождественские праздники, святочные гадания» с детьми старшей группы Задачи. Продолжить работу по формированию представлений у детей об особенностях традиционных праздников, обычаях, играх, забавах, вызывать.

какое произведение чайковского носит название масленицаКонспект беседы с детьми средней группы «Скоро зима» ЦЕЛЬ: Формировать у детей представление о жизни диких животных зимой. задачи: продолжать формировать представление у детей о питании диких.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *