какое приспособление возникло в скелете человека в связи с прямохождением
Эволюция человека (антропогенез)
Факторы эволюции человека
На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции – изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т.п.
На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции – общественный образ жизни, использование орудия труда, использование огня, развитие речи.
Этапы эволюции человека
Название стадии (конкретные находки) | время жизни (лет назад), видовое название | объем мозга (мл), орудия труда | что умели делать |
Поздняя стадия австралопитека | 2,8-2,0 млн. человек умелый | 600-700 заостренная галька | изготавливали и использовали орудия труда |
Древнейший человек (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) | 800-1100 обтесанные кремни (рубила и скрёбла) | использовали и поддерживали огонь, возникли зачатки речи | |
Древний человек (неандерталец) | 1200-1400 каменные скрёбла, остроконечники, ножи | могли добывать огонь, коллективная охота, ритуальные погребения | |
Современный человек (кроманьонец) | 35 тыс. человек разумный | 1200-1600 ножи, копья, иглы из камня, рога, кости | шили одежду, строили жилища, развивали сельское хозяйство, первобытное искусство |
Это подразделения внутри вида, приспособленные к конкретным условиям. Расы имеются у всех широко распространенных видов. У человека выделяют 3 большие расы (негроиды, европеоиды, монголоиды).
Расистская теория (расизм) отвергает единство человеческих рас, т.е. утверждает, что разные расы человека произошли от разных предков. Это неправда, все расы человека легко скрещиваются и дают плодовитое потомство, т.е. относятся к одному виду.
Отличия человека от человекообразных обезьян
1) Речь, подбородочный выступ.
2) Вторая сигнальная система, большой мозг, мозговая часть черепа больше лицевой.
3) Трудовая деятельность (создание и использование орудий труда), большой палец кисти противопоставлен остальным и хорошо развит.
4) Прямохождение: сводчатая стопа, расширенный таз, изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник), грудная клетка расширена в стороны.
Еще можно почитать
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. В основе расовой теории лежит отрицание
1) сходства человека и антропоидов
2) единства происхождения рас человека
3) принадлежности человека к приматам
4) морфологического единства рас
Выберите один, наиболее правильный вариант. Приспособленность человека к трудовой деятельности проявляется в
1) подвижном соединении костей
2) наличии различных отделов головного мозга
3) наличии пяти пальцев
4) разнообразии функций руки
Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая особенность человека сформировалась под влиянием биологических факторов антропогенеза?
1) изготовление орудий труда
2) совместный труд
3) появление диафрагмы
4) сводчатая стопа
2. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен: 1) биологический, 2) социальный
А) трудовая деятельность
Б) абстрактное мышление
В) изоляция
Г) мутационная изменчивость
Д) популяционные волны
Е) вторая сигнальная система
СОЦИАЛЬНЫЕ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания социальных факторов антропогенеза. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Эволюция человека началась несколько миллионов лет назад и продолжается до сих пор. (2) Благодаря силам естественного отбора человечество приобрело характерные черты, отличающие его от остальных приматов. (3) Важной составляющей в становлении человека как разумного вида была его способность к коллективному труду. (4) Человек слишком слаб, чтобы охотиться на крупную и опасную добычу в одиночку. (5) Совместная охота и способность договориться с помощью речи значительно увеличивали шансы на выживание. (6) Появление и усовершенствование речи также способствовало более эффективной передаче навыков от старшего поколения младшему. (7) Владение различными навыками делало группу более успешной в борьбе за существование.
ДРЕВНЕЙШИЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К архантропам (древнейшим людям) относятся
1) гейдельбергский человек
2) человек умелый
3) синантроп
4) питекантроп
5) неандерталец
6) кроманьонец
ДРЕВНИЕ
Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Неандерталец — древний человек, ископаемые остатки которого были обнаружены в долине Неандерталь в Германии. (2) Жили неандертальцы в пещерах, охота велась коллективно с использованием костяных орудий. (3) Череп неандертальцев имел мощный надглазничный валик, лоб был низким, лицо скуластым. (4) Неандертальцы — самые близкие предки человекообразных обезьян. (5) Немногочисленные ветви неандертальцев сохранились до сегодняшнего дня в Африке
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАДИЙ
1. Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза
1) Человек современного типа
2) Австралопитек
3) Кроманьонец
4) Питекантроп
5) Неандерталец
2. Установите хронологическую последовательность антропогенеза
1) человек умелый
2) человек прямоходящий
3) дриопитек
4) человек разумный
3. Установите последовательность эволюции ископаемых предков современного человека в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек африканский
2) человек разумный неандертальский
3) питекантроп
4) дриопитек (кениапитек)
5) человек умелый
4. Установите хронологическую последовательность этапов антропогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек
2) человек умелый
3) человек прямоходящий
4) неандерталец
5) кроманьонец
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЙ
Установите последовательность совершенствования орудийной деятельности человека на разных этапах антропогенеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) производство каменных заготовок для изготовления ножей
2) изготовление орудий из меди-сырца
3) использование рогов, костей, перьев
4) создание «галечных орудий» путём создания сколов на камне
5) изготовление железных наконечников
2. Выберите три варианта. Человек, в отличие от животных
1) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности
2) имеет S-образный позвоночник
3) образует различные популяции
4) имеет первую сигнальную систему
5) обладает второй сигнальной системой
6) создает и использует орудия труда
3. Выберите три варианта. У человека в отличие от млекопитающих животных
1) тело расположено вертикально
2) позвоночник не имеет изгибов
3) позвоночник образует четыре плавных изгиба
4) грудная клетка расширена в стороны
5) грудная клетка сжата с боков
6) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым
4. Выберите три варианта. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет
1) прямой позвоночник без изгибов
2) грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении
3) грудную клетку, сжатую с боков
4) позвоночник S-образной формы
5) сводчатую стопу
6) массивный лицевой отдел черепа
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры под которыми они указаны. У человека, в связи с трудовой деятельностью сформировались следующие видовые особенности:
1) мелкая моторика рук
2) абстрактное мышление и речь
3) чашеобразная форма таза
4) S-образный по форме позвоночник
5) сводчатая стопа
6) значительное увеличение размеров головного мозга
3. Выберите три варианта. Какие особенности сформировались у человека в связи с трудовой деятельностью?
1) сводчатая стопа
2) развитие ключиц в плечевом поясе
3) чашеобразная форма таза
4) усложнение коры больших полушарий головного мозга
5) противопоставление большого пальца руки всем остальным
6) речь и мышление
ПРЯМОХОЖДЕНИЕ
1. Выберите три варианта. В связи с прямохождением у человека
1) освобождаются верхние конечности
2) стопа приобретает сводчатую форму
3) большой палец руки противостоит остальным
4) таз расширяется, его кости срастаются
5) мозговой отдел черепа меньше лицевого
6) уменьшается волосяной покров
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлениями человека к прямохождению являются следующие признаки:
1) позвоночный столб человека приобрел отчетливо выраженные изгибы в форме лука, два из которых направлены вперед, два других – назад
2) большой палец руки противопоставлен всем остальным
3) развитие коры больших полушарий головного мозга
4) формирование сводчатой конструкции стопы
5) поворот таза и резкое его расширение
6) наличие диафрагмы
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник образует четыре изгиба
2) кости в суставах соединены подвижно
3) пальцы руки соединены с пястью
4) пояс нижних конечностей широкий, имеет вид чаши
5) в стопе хорошо выражен свод
6) большой палец кисти противопоставлен всем остальным
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник имеет S-образную форму
2) грудная клетка сплюснута с боков
3) пояс нижних конечностей чашеобразный
4) масса тел позвонков уменьшается от шейного к поясничному отделу
5) сформировался свод стопы
6) кости верхних конечностей более массивные
Проанализируйте таблицу «Различия в строении человека и человекообразных обезьян». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) преобладает лицевой отдел черепа, имеются сплошные надбровные дуги, отсутствует подбородочный выступ, объем мозга около 700 см3
2) руки длиннее ног, большой палец стопы противопоставлен остальным, имеется свод стопы
3) грудная клетка
4) шейный и поясничный отделы позвоночника
5) преобладает лицевой отдел черепа, имеются надбровные дуги, подбородочный выступ развит слабо, объем мозга около 1100 см3
6) грудной и крестцовый отделы позвоночника
7) ноги длиннее рук, большой палец кисти противопоставлен остальным, стопа сводчатая
8) позвоночник
ГДЗ биология 8 класс Колесов, Маш, Беляев Дрофа Задание: 11 Скелет человека Осевой скелет
Стр. 70. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Что такое скелет?
Скелет – это совокупность костей, хрящевой ткани и укрепляющих их связок. Это костный каркас всего тела человека.
№ 2. На какие части он подразделяется?
Скелет человека делится на две большие части: осевой и добавочный. Осевой скелет включает череп, грудную клетку и позвоночный столб (позвоночник). Добавочный скелет состоит из пояса верхних конечностей, верхних конечностей, пояса нижних конечностей и нижних конечностей.
№ 3. Почему череп и скелет туловища относят к осевому скелету?
Череп – это костная основа головы, в которой находится мозг, органы слуха, зрения, обоняния. Он является также местом прикрепления мышц, которые используются в мимике. Позвоночник является основой скелета туловища человека. Это главная ось, опора всего скелета, внутри которого проходит спинной мозг.
№ 4. Как скелет приспособлен к прямохождению?
В позвоночнике имеется 4 изгиба. Это шейный, грудной, поясничный и крестцовый. Благодаря своей S-образной форме, позвоночник имеет свойство пружинить. Тем самым он исполняет роль амортизатора, который уменьшает толчки при резких движениях во время ходьбы.
№ 5. Почему можно кивать и качать головой?
С первым из семи шейных позвонков череп соединен с помощью двух мыщелков. Это соединение и позволяет кивать и качать головой (опускать и поднимать ее).
Стр. 75. Вопросы
№ 1. Какие части скелета относят к осевому скелету, а какие — к добавочному?
Осевой скелет включает череп и скелет туловища.
Добавочный скелет объединяет кости поясов верхних и нижних конечностей, а также сами верхние и нижние конечности.
№ 2. Каково значение межпозвоночных хрящевых дисков?
Межпозвоночные хрящевые диски находятся между телами позвонков. Их значение: заключается в том, чтобы придать упругость, подвижность позвоночному столбу. Также при ходьбе, беге, прыжках они позволяют смягчить толчки, тем самым оберегают позвоночник от травм.
№ 3. Какое значение имеет неподвижное соединение костей черепа, за исключением нижней челюсти?
Главное значение неподвижного соединения костей черепа состоит, в первую очередь, в защите лицевой части и головного мозга от травм.
№ 4. Как череп прикрепляется к позвоночнику? Почему головку новорождённого надо придерживать?
С помощью двух мыщелков череп крепится к позвоночнику посредством первого шейного позвонка. В ходе эволюции шейный позвонок сросся с телом второго позвонка, в результате чего образовался отросток – ось, вокруг которой вместе с головой вращается первый шейный позвонок в горизонтальной плоскости. Единственным барьером между этим отростком и спинным мозгом является связка из соединительной ткани. У взрослого человека она прочная, но у новорожденных детей – податливая и легко поддается травме. Именно поэтому головку у новорожденных важно придерживать.
Стр. 75. Задания
№ 1. Объясните значение S — образного изгиба позвоночника человека.
S-образная форма позвоночника обеспечивает упругость, позволяет равномерно распределить нагрузку на все его отделы и оберегает от травм при беге, ходьбе, прыжках.
№ 2. Расскажите о строении и функциях грудной клетки.
Грудная клетка – это часть осевого скелета, образованная 12-тью грудными позвонками, 24-мя ребрами и грудиной. В грудном отделе позвоночника 12 позвонков, к которым крепятся ребра. При этом только 7 пар ребер соединены с грудиной подвижно. 3 пары ребер скреплены с вышерасположенными ребрами с помощью хрящей.
Грудная клетка выполняет функцию своеобразного щита, который защищает все жизненно важные структуры организма (легкие, сердце, крупные сосудистые стволы) от повреждений и травм.
№ 3. Нагните голову и прощупайте на границе шейного и грудного отделов седьмой шейный позвонок.
В месте, где прощупывается седьмой шейный позвонок, я почувствовал бугорок. Тело этого позвонка образует отросток.
№ 4. Используя материал предыдущих курсов биологии, сравните форму грудной клетки человека и других млекопитающих, например собаки. В чём их отличия? Как вы думаете, с чем это связано?
У млекопитающих, например, у собаки, грудная клетка продолговатая, вытянутая к низу и прижата по бокам. Тогда, как у человека она сжата спереди назад и приближена к позвоночнику. Это связано с тем, что человек в процессе своей эволюции освоил прямохождение, способность заниматься трудом. Хотя тип строения, количество отделов и костей, что у человека, что у большинства млекопитающих мало чем отличается.
№ 5. Владимирский князь Андрей Боголюбский, живший в XII в., по свидетельству современников, был человеком гордым: ни перед кем главы не клонил и никому чести не оказывал. И только через 800 лет учёные, восстанавливая облик князя по его костным останкам, установили то, о чём не догадывались приближённые князя. Используя дополнительные источники информации, выясните, почему Андрей Боголюбский всегда ходил с высоко поднятой головой.
У него были врожденные пороки развития позвоночника, а именно – сросшиеся в ряд шейные позвонки и, как следствие, остеохондроз и спондилез. Именно поэтому Андрей Боголюбов вынужден был ходить прямо с высоко поднятой головой.
Урок биологии для 8 класса. Скелет человека. Особенности, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Презентация1.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
система формообразующая, кроветворная защищает, поддерживает, хранит опорный остов организма каркас Синквейн
1.Какая физическая закономерность является одним из условий поддержания равновесия тела у человека и обезьяны? 2. Почему вертикальное положение тела нельзя считать достаточно устойчивым?
Что узнали об особенностях скелета человека?
В связи с прямохождением у человека произошли изменения в нескольких отделах скелета: Стопа Позвоночник Плечевой пояс Тазовый пояс Грудная клетка Варианты ответа: А) II, IV, V Б) I, II, IV, V В) I, II, IV Г) I, II, III, IV, V
2. Какие кости человека особенно развились с трудовой деятельностью? Теменная кость Лобная кость Кости кисти Кость плеча Ключица Варианты ответа: А) II,III, V Б) I, II, III В) I, II, IV Г) III
5. Суставы – это прочные и подвижные соединения костей. Наибольшей подвижностью обладают: Плечевой сустав Тазобедренный сустав Локтевой сустав Коленный сустав Лучезапястный сустав Голеностопный сустав Варианты ответа: А) I, IV, V Б) I, II, IV В) I, III, V Г) II, IV, VI
7. В связи с прямохождением грудная клетка человека Сжата спереди назад Сжата с боков Приближена к позвоночнику Вытянута к низу Защищает органы грудной полости Варианты ответа: А) II,III, V Б) I, III В) I, III, V Г) II, IV
8. Размер лицевого отдела черепа человека меньше мозгового. Это объясняют: Большим объемом головного мозга Отсутствием необходимости использовать челюсти для добычи пищи Уменьшением размера челюстей в следствии речевого общения Уменьшением давления головы на позвоночник. Варианты ответа: А) II,III, IV Б) I, III В) I, II Г) I, III, IV
В презентации использованы Рисунки и анимации [интернет ресурс] – Режим доступа: http://anfiz.ru/books/item/f00/s00/z0000012/st003.shtml http://www.3dlenta.com/ru/catalog.html?flypage=flypage.tpl&page=shop.product_details&pop=0&product_id=359 http://go.mail.ru/search_images http://cat.convdocs.org/docs/index-52514.html
Выбранный для просмотра документ Презентация2.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Череп человека Череп павиана Подсказка Объем мозга человека – около 1400 см3 Объем мозга павиана – около 200 см3
Позвоночник шимпанзе Позвоночник человека Подсказка изгибы
Подсказка Грудная клетка человека Грудная клетка гориллы Направление сжатия-?
Пояс нижних конечностей обезьяны Пояс нижних конечностей человека Подсказка
Кисть шимпанзе Кисть человека Подсказка
Сравни размеры и массу костей Подсказка Скелет нижней и верхней конечностей человека
Стопа обезьяны Стопа человека Подсказка Свод стопы Плоская стопа
В презентации использованы Рисунки и видеосюжет [интернет ресурсы] – Режим доступа: http://anfiz.ru/books/item/f00/s00/z0000012/st003.shtml http://so-tvorenie.org/2012-13/v-24-anatomiya.html http://www.liveinternet.ru/users/3884061/post167615585/ http://www.youtube.com/watch?v=4ddeJXnCSmw
Выбранный для просмотра документ урок.docx
Разработка медиаурока по биологии для 8 класса.
Тема: Скелет человека. Особенности скелета, связанные с прямохождением
и трудовой деятельностью.
Автор разработки: Землякова Татьяна Станиславовна,
учитель биологии МОУ «Гимназии 1»
г. Печоры, Республики Коми.
В основе данной методической разработки лежит принцип интегративности. Он предполагает наличие межпредметных связей, а также связей между предметным обучением и общей информационной подготовкой учащихся. Учитель использует компьютерную технику не только для наглядной демонстрации учебной информации, но и для организации работы учащихся малыми группами. Поэтому целесообразнее проводить этот урок в компьютерном классе.
Содержание урока дополнено электронными ресурсами, составленными автором. Это мультимедийные презентации и опорный конспект, распечатанный на бумажном носителе. Данные средства обучения позволяют организовать смену видов деятельности на уроке и повышают самостоятельную познавательную активность школьников. Учитель же большую часть времени урока выступает в качестве консультанта.
В структуре занятия отражены все компоненты процесса обучения, а также чередование форм работы за компьютером и без него.
Тема урока, Скелет человека. Особенности скелета, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
№ урока Урок №3 в теме Опорно-двигтельная система.
Актуальность использования средств ИКТ: повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности, формирование навыков работы с информацией, повышение мотивации к учению.
повторить строение скелета человека, раскрыть особенности скелета, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью;
создать условия для развития информационно-коммуникативных компетенций учащихся.
— образовательные сравнить скелеты человека и млекопитающих животных. Выявить черты сходства и отличий. Обосновать причины отличий;
— развивающие развитие умений работать с разными видами информации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять над проблемными вопросами;
— воспитательные формирование умения обсуждать, высказывать свое мнение.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием средств ИКТ.
Формы работы учащихся: фронтальная, малыми группами, индивидуальная.
Техническое обеспечение урока: мультимедийные компьютеры,колонки, мультимедийный проектор и экран, принтер.
Программное обеспечение урока: Microsof Power Point, Microsoft Word, программы сканирования и обработки изображений, звуков.
Структура и ход урока.
Вы уже знаете. Что организм человека имеет сложную уровневую организацию. Его органы, связанные между собой общей работой, образуют несколько систем.
— Прочитав синквейн, определите, какую систему органов мы сегодня будем изучать?
Основные виды деятельности преподавателя
Беседа с учениками, привлечение внимания.
Форма организации деятельности учащихся
Задания и вопросы ученикам:
1. По рисунку на экране заполните кластер опорного конспекта «Отделы скелета человека».
2. На экране рис. «Скелет собаки». Вспомните и назовите, из каких отделов и костей он состоит?
3. Сравните скелеты двух млекопитающих (человека и собаки), какой вывод можно сделать?
В скелетах человека и млекопитающих животных много общего. В детстве человек сначала ползает на четвереньках, а затем встает на две ноги и начинает трудиться. Возможен ли такой ход развития событий у собаки и почему?
4. Какие особенности скелета человека мы сегодня будем изучать? Определите тему и сформулируйте цель урока.
Основные виды деятельности преподавателя
Беседа с учащимися. Выход на проблемную ситуацию, связь ее с темой урока.
Форма организации деятельности учащихся
Фронтальная и индивидуальная работа. Выполнение заданий и их проверка, ответы на вопросы. Работа с опорным конспектом.
презентации1 на уроке.
Использование мультимедийной презентации2 как информационного источника для работы в малых группах.
Ребята, вы определили цель урока: выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Давайте вместе подумаем, какие действия необходимо предпринять, чтобы достигнуть результата?
Предлагаю выполнить несколько заданий, где вы сможете поработать с дополнительными источниками информации и провести сравнительный анализ скелетов человека и млекопитающего животного.
1. По рисунку на экране определите, какая физическая закономерность является одним из условий поддержания равновесия тела у человека и обезьяны? Почему вертикальное положение тела нельзя считать достаточно устойчивым?
В случае затруднения прочитайте текст опорного конспекта «Законы физики в организме человека».
2. В тексте опорного конспекта говорится о дополнительных факторах поддержания вертикального положения тела человека. Выявите эти особенности, работая малыми группами за компьютерами. Заполните таблицу опорного конспекта.
Основные виды деятельности преподавателя
Совместное с учащимися планирование работы. Формулировка заданий. Организация работы малых групп за компьютерами, инструктаж. Консультирование в случае необходимости. Заслушивание итогов.
Форма организации деятельности учащихся
Фронтальная. Малыми группами – сравнительный анализ скелета обезьяны и человека. Выявление особенностей, связанных с прямохождением и трудовой деятельностью. Работа с опорным конспектом.
Выполнение физических упражнений на уроке.
Обсуждение вопросов нередко помогает глубже понять учебный материал. Проверим, как вы усвоили его содержание.
1.В порядке смены слайдов на экране, решите тест, требующий предварительного множественного выбора.
2. Руководствуясь критериями, представленными на экране, оцените свой результат.
3. Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
Основные виды деятельности преподавателя
Проверка уровня усвоения материала. Обсуждение. Оценивание по желанию.
Форма организации деятельности учащихся
Индивидуальная самостоятельная работа. Работа с опорным конспектом (тестирование и самоконтроль).
— обязательный минимум (задание по базовому учебнику + повторить опорный конспект);
— задание для инициативной группы (используя дополнительные источники информации, дать объяснение вопросам опорного конспекта)