какое положение содержалось в декрете о земле

Декрет II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов от 8 ноября (26 октября) 1917 г. «О земле»

1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.

2) Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходят в. распоряжение Волостных Земельных Комитетов и Уездных Советов Крестьянских Депутатов, впредь до разрешения Учредительным Собранием вопроса о земле.

3) Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом. Уездные Советы Крестьянских Депутатов принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений, для определения того, до какого размера участки и какие именно подлежат конфискации, для составления точной описи всего конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны всего переходящего к народу хозяйства со всеми постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.

4) Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным Собранием, должен повсюду служить следующий крестьянский наказ, составленный на основании 242 местных крестьянских наказов редакцией «Известий Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов» и опубликованный в номере 88 этих «Известий» (Петроград, N 88, 19 августа 1917 г.).

5) Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются.

Крестьянский наказ о земле

Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен только всенародным Учредительным Собранием.

Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:

1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней.

За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования.

2) Все недра земли, руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин, при условии заведывания ими местными органами самоуправления.

3) Земельные участки с высоко-культурными хозяйствами: сады, плантации, рассадники, питомники, оранжереи и т.п. не подлежат разделу, а превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государства или общин, в зависимости от размера и значения их.

Усадебная городская и сельская земля, с домашними садами и огородами, остается в пользовании настоящих владельцев, причем размер самих участков и высота налога за пользование ими определяются законодательным порядком.

4) Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства и птицеводства и проч., конфискуются, обращаются во всенародное достояние и переходят либо в исключительное пользование государства, либо общины, в зависимости от величины и значения их.

Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного Собрания.

5) Весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой и мертвый, переходит в исключительное пользование государства или общины, в зависимости от величины и значения их, без выкупа.

Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.

6) Право пользования землею получают все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается.

При случайном бессилии какого-либо члена сельского общества в продолжение не более 2 лет, сельское общество обязуется, до восстановления его трудоспособности, на это время прийти к нему на помощь путем общественной обработки земли.

Земледельцы, вследствие старости или инвалидности утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное обеспечение.

7) Землепользование должно быть уравнительным, т.-е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям по трудовой или потребительной норме.

Формы пользования землею должны быть совершенно свободны: подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках.

8) Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями.

Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и подпития производительности и культуры сельского хозяйства.

При изменении границ наделов первоначальное ядро надела должно остаться неприкосновенным.

Земля выбывающих членов поступает обратно в земельный фонд, причем преимущественное право на получение участков выбывших членов получают ближайшие родственники их и лица, по указанию выбывших.

Вложенная в землю стоимость удобрения и мелиорации (коренные улучшения), поскольку они не использованы при сдаче надела обратно в земельный фонд, должны быть оплачены.

Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажется недостаточным для удовлетворения всего местного населения, то избыток населения подлежит переселению.

Организацию переселения, равно как и расходы по переселению и снабжению инвентарем и проч. должно взять на себя государство.

Переселение производится в следующем порядке: желающие безземельные крестьяне, затем порочные члены общины, дезертиры и проч., и, наконец, по жребию, либо по соглашению.

Все содержащееся в этом наказе, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным законом, который впредь до Учредительного Собрания проводится в жизнь по возможности немедленно, а в известных своих частях с той необходимой постепенностью, которая должна определяться Уездными Советами Крестьянских Депутатов.

26 октября 1917 года.

Распубликован в N 1 Газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства от 28 октября 1917 года.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Декрет II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов от 8 ноября (26 октября) 1917 г. «О земле»

Распубликован в N 1 Газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства от 28 октября 1917 года.

«СУ РСФСР», 1917, N 1, ст. 3, 2-е издание.

Настоящий документ представляет собой научно-исторический акт и подключен в систему в качестве учебно-познавательного материала.

Содержание документа соответствует виду, в котором он был опубликован.

Источник

Декрет 11 Всероссийского съезда Советов (О земле)

О земле
[Декрет 11 Всероссийского съезда Советов] *(1)

Крестьянский наказ о земле

Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен только всенародным Учредительным Собранием.
Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:
1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней. За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования.
2) Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин, при условии заведывания ими местными органами самоуправления.
3) Земельные участки с высоко-культурными хозяйствами: сады, плантации, рассадники, питомники, оранжереи и т.п., не подлежат разделу, а превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государства или общин, в зависимости от размера и значения их.
Усадебная городская и сельская земля, с домашними садами и огородами, остается в пользовании настоящих владельцев, причем размер самих участков и высота налога за пользование ими определяются законодательным порядком.
4) Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства и птицеводства и проч. конфискуются, обращаются во всенародное достояние и переходят либо в исключительное пользование государства, либо общины, в зависимости от величины и значения их.
Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного Собрания.
5) Весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой и мертвый, переходит в исключительное пользование государства или общины, в зависимости от величины и значения их, без выкупа.
Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.
6) Право пользования землею получают все граждане (без различия иола) Российского государства, желающие обрабатывать се своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и только до той норы, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается.
При случайном бессилии какого-либо члена сельского общества в продолжение не более 2 лет, сельское общество обязуется, до восстановления* его трудоспособности, на это время прийти к нему на помощь нутом общественной обработки земли.
Земледельцы, вследствие старости или инвалидности утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное обеспечение.
7) Землепользование должно быть уравнительным, т.е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям, по трудовой или потребительной норме.
Формы пользования землею должны быть совершенно свободны: подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках.
8) Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями.
Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства.
При изменении границ наделов первоначальное ядро надела должно остаться неприкосновенным.
Земля выбывающих членов поступает обратно в земельный фонд, причем преимущественное право на получение участков выбывших членов получают ближайшие родственники их и лица, по указанию выбывших.
Вложенная в землю стоимость удобрения и мелиорации (коренные улучшения), поскольку они ire использованы при сдаче надела обратно в земельный фонд, должны быть оплачены.
Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажется недостаточным для удовлетворения всего местного населения, то избыток населения подлежит переселению.
Организацию переселения, равно как и расходы по переселению и снабжению инвентарем и проч., должно взять на себя государство.
Переселение производится в следующем порядке: желающие безземельные крестьяне, затем порочные члены общины, дезертиры и проч. и, наконец, по жребию либо по соглашению.
Все содержащиеся в этом наказе, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным законом, который впредь до Учредительного Собрания проводится в жизнь по возможности немедленно, а в известных своих частях с той необходимой постепенностью, которая должна определяться Уездными Советами Крестьянских Депутатов.

[8 ноября (26 октября) 1917 г.]

Распубликовано в ь 1 «Газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства» от 10 ноября (28 октября) 1917 г. СУ РСФСР, 1917, ь 7, ст.3.

Источник

Но сначала вспомним, что предшествовало дебатам по поводу того, заключать ли мир с Германией на ее условиях или нет. Большевистская власть вошла в историю своими двумя основными декретами, «Декретом о земле», по которому вся «помещичья земля» передавалась крестьянам и «Декретом о мире».

Сначала пару слов о «Декрете о земле». Все стенания о том, что у русских крестьян было мало земли и они страдали от малоземелья, просто смешны, крестьянам принадлежало от 85 до 90% процентов всей пахотной земли страны. Проблема заключалась в другом, крестьяне не улучшали агротехнику, урожаи были крайне низкими, но Россия к 1917 году шла впереди планеты всей в сфере кооперативного движения. Помимо работы на земле, крестьяне легко включались в иные заработки.

Еще Лев Толстой в своей статье «О голоде» в 1891 году исследовал проблему лучше любого экономиста. Он писал, что если бы крестьяне жили только за счет доходов с земли, то они уже к апрелю бы должны все начать умирать от голода, а глянь, мужик не только не умирает от голода, но и сына женил, свадьбу отгулял, избу ему новую построил. Откуда деньги? От приработков. Вся большая крестьянская семья беспрерывно работает. Толстой приводит в пример знакомого крестьянина, который делал мебель и получал за это более 300 рублей в год. Но речь идет о 1891 годе, а к 1917 году рабочие руки требовались по всей стране и возможностей для приработка стало еще больше.

Скажем, в России появилось много текстильных фабрик, а рабочих рук не хватало, что делали предприниматели? Они в сезон, когда крестьяне не были заняты работой на земле, приглашали крестьян за приличные деньги поработать месяца три-четыре, крестьяне работали в три смены, но за эти месяцы вполне могли заработать себе на лошадь и корову и пр.

Таким образом русское сельское население уже никоим образом не представляло собой в 1917 году того патриархального, замкнутого на натуральном хозяйстве нищего мира, каким его рисуют до сих пор апологеты СССР.

Но самое важное заключалось даже не в этом. После крестьянских бунтов 1905-06 гг, когда крестьяне потребовали все же определить, кому принадлежит земля, случились «Столыпинские реформы», суть их заключалась в том, что крестьяне весь этого огромный массив земли, повторим по разным расчётам до 90% всей пахотной земли, получили в частную собственность. Эпопея с землей в царской России закончилась. Была поставлена жирная точка и все разрешилось в пользу крестьян. Крестьянин мог продать свою землю, мог пользоваться ею в рамках общины, мог выделиться из общины и создать свою ферму.

Крестьяне очень хорошо поняли суть этой реформы, земля стала принадлежать им по закону. Но они совершенно не поняли, что своим «Декретом о земле» большевики отняли у них землю, по сути этим Декретом вся земля была национализирована и крестьяне имели на нее ровно такие права, какие им давало новое большевистское государство.

И когда вот уже сто лет пишут, что своим «Декретом о земле» большевики перетянули на свою сторону крестьян, то просто или врут, или не понимают того, что произошло. До большинства крестьян этот Декрет просто не дошел, или если дошел, то они обратили внимание на приятную ее часть, что этим Декретом ликвидируется «помещичьи хозяйства». На самом деле это давно уже были великолепные капиталистические хозяйства, которые и давали весь товарный хлеб стране. Они кормили города, они кормили армию, они вывозили хлеб и продавали на экспорт.

Ленин реализовал программу эсеров о национализации земли и передачи всей земли во владение крестьянам. Возникает вопрос – почему эсер Керенский этого не сделал? Да потому что любой разумный политик понимал, что с разрушением капиталистических хозяйств (так называемого «помещичьего землевладения») в стране есть будет нечего. Что потом и случилось при большевиках. Голод в городах, голод в Поволжье, когда умерли многие миллионы – все это на совести Ленина, его «Декрета о земле» и его идиотской политики.

Да и разгромили все эти капиталистические хозяйства, разграбили их крестьяне не в силу какого-то «Декрета о земле», а в силу того, что со свержением Временного правительства в стране просто исчезла какая-то власть. При власти Керенского Советы, в которых преобладали эсеры и меньшевики, комиссары Временного правительства на местах сдерживали в какой-то степени этот разгром и погром основы сельского хозяйства страны. А Временного правительства не стало и начался уже тотальный грабеж без всякого «Декрета о земле». Крестьяне не подозревали, конечно, что через каких-то 12 лет большевики отнимут у них землю так же, как отняли у капиталистов. И русское крестьянство, как класс, просто постепенно исчезнет с лица земли.

Источник

Декрет о земле

Один из самых знаменитых революционных лозунгов большевиков, гласил: «Фабрики – рабочим! Земля – крестьянам!». Во многом благодаря этим заманчивым обещаниям, революционерам удалось добиться поддержки самого многочисленного слоя населения России – крестьян. Селяне, на протяжении долгих лет мечтавшие о переделе помещичьих земель, ожидали от новой власти полной отмены частной собственности и запрета на использование наемного труда. Понимая, насколько важно завоевать одобрение крестьянского населения, Ленин разработал и предложил специальный закон, удовлетворяющий все требования сельских общин. Документ был спешно принят уже на следующий день после захвата власти большевиками 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1917 г. и получил название «Декрет о земле».

Черный передел и другие предвестники «Декрета о земле»

Предпосылки к принятию «Декрета о земле» появились задолго до прихода к власти большевиков. После февральской революции 1917 года и свержения монархии в России, недовольные своим положением крестьяне ожидали от Временного правительства аграрной реформы. Однако ее не последовало и уже к началу осени многие сельские общины отказались подчиняться новой власти, приступив к самовольному захвату земли помещиков и зажиточных крестьян. Самозахват получил название «крестьянская революция» и особенно стремительно разворачивался в Центральной России.

Благодатной почвой для крестьянской революции стали популярные среди сельских жителей идеи «черного передела» и «естественного права». Согласно этим идеям, земля считалась средством выживания, подаренным людям самой природой. Ее сравнивали с воздухом, водой и солнечным светом, которые нельзя присваивать и отчуждать. Среди людей даже появилось устойчивое выражение: «Земля ничья – земля Божья». Крестьяне полагали, что уже по праву рождения они могут пользоваться землей, обрабатывать ее и получать прибыль. Исходя из такого видения, главными врагами становились помещики, дворяне и зажиточные крестьяне, владеющие большими земельными наделами.

Однако по закону разделить дворянские угодья было невозможно. Не желая выглядеть грабителями и бандитами, в августе 1917 года лидеры сельских общин сформулировали и издали документ, получивший название «Крестьянские наказы». В этом документе было подробно описано, чего требуют крестьяне от власти и как видят свои права на землю.

Всего документ включал 242 крестьянских наказа, которые были опубликованы на страницах газеты «Известия Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов». Среди основных положений «Крестьянских наказов» можно выделить следующие:

По мнению большинства историков, понимая, что остановить крестьянскую революцию они не смогут, большевики решили ее возглавить.

Положения «Декрета о земле»

«Декрет о земле» стал одним из первых законов, принятых большевиками после прихода к власти. Документ был разработан В.И. Лениным и принят Вторым Всероссийским Съездом Советов Рабочих и Солдатских Депутатов. По существу, нормативный акт содержит всего четыре положения:

Таким образом, большевики принимали и выполняли все требования крестьян, всецело поддерживая крестьянскую революцию. На основании земельного декрета в деревнях формировались комитеты деревенской бедноты (комбеды), которые были уполномочены заниматься отчуждением земельных ресурсов и прочего имущества. Однако вопреки указам Ленина, передел коснулся не только дворянских угодий, но и зажиточных крестьянских семей, отрубников и хуторян.

Последствия принятия «Декрета о земле»

Сельские общины приняли декрет с воодушевлением. Передел дворянских земель должен был решить проблему малоземелья, с которой на протяжении многих десятков лет сталкивались простые крестьяне. Согласно «Декрету о земле» в их пользование должно было быть передано 150 миллионов десятин сельскохозяйственных земельных наделов.

Однако вскоре выяснилось, что эта цифра завышена и всего конфискации подлежало 90 миллионов десятин. Из них только 8 миллионов принадлежали настоящим помещикам. Остальные земли были отобраны у казаков и зажиточных крестьян, имевших купчие. Кроме того, значительная часть отобранной земли представляла собой болота, непроходимые леса и топи, непригодные для ведения сельскохозяйственной деятельности. Велика была также доля земельных наделов, расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке, где проблем с землей крестьяне не испытывали.

Сельское население, ожидавшие значительного увеличения площади крестьянских участков, было разочаровано. После принятия декрета реальная площадь крестьянского надела увеличилась всего на 1-2 десятины. При этом большинство новых пользователей не имели необходимого инвентаря для обработки полученной земли. Ситуацию также усугубляло то, что безработное городское население массово перебиралось в деревню, стремясь получить земли. Также в село возвращались демобилизованные солдаты.

В результате, на месте крупных хозяйств, производивших качественную сельскохозяйственную продукцию, образовались тысячи мелких крестьянских наделов. Большинство из новых «карликовых» хозяйств были неспособны производить необходимую стране продукцию, в виде хлеба, круп, овощей, мяса и молока. В упадок пришло животноводство, а сбор урожая сократился почти в три раза по сравнению с дореволюционными показателями. Многие крестьяне едва могли прокормить свои семьи, не имея избытков на продажу. Это привело к страшному голоду в городах.

Когда охваченная гражданской войной страна буквально погибала от голода, большевицкое правительство перешло к решительным мерам в виде политики продразвертки. Специально созданные продовольственные отряды насильственно изымали у крестьян запасы хлеба и других продуктов питания. Это вызвало массовые крестьянские волнения и саботаж. В знак протеста многие крестьяне осознанно сокращали посевы и прекращали обрабатывать земли. Все это серьезно отразилось на показателях сбора хлебов. Вместо 644 миллионов центнеров, собранных в 1917 году, уже через 4 года собрать удалось только 254,8 миллионов центнеров зерна.

Источник

Историческое значение Декрета о земле 1917г

какое положение содержалось в декрете о земле

какое положение содержалось в декрете о земле

ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ

Принят II Всероссийским Съездом Советов

Рабочих, Солдатских и Крестьянских

Депутатов 27 октября 1917 года

ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ

1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.

2) Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходят в распоряжение Волостных Земельных Комитетов и Уездных Советов Крестьянских Депутатов впредь до разрешения Учредительным Собранием вопроса о земле.

.3) Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом. Уездные Советы Крестьянских Депутатов принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений, для определения того, до какого размера участки и какие именно подлежат конфискации, для составления точной описи всего конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны всего переходящего к народу хозяйства со всеми постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.

4) Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным Собранием, должен повсюду служить следующий крестьянский наказ, составленный на основании 242 местных крестьянских наказов редакцией «Известий Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов» и опубликованный в номере 88 этих «Известий» (Петроград, N 88, 19 августа 1917 г.).

5) Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются.

КРЕСТЬЯНСКИЙ НАКАЗ О ЗЕМЛЕ

Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен только всенародным Учредительным Собранием.

Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:

1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней.

За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования.

2) Все недра земли, руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин, при условии заведывания ими местными органами самоуправления.

4) Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства и птицеводства и проч., конфискуются, обращаются во всенародное достояние и переходят либо в исключительное пользование государства, либо общины, в зависимости от величины и значения их. Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного Собрания.

5) Весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой и мертвый, переходит в исключительное пользование государства или общины, в зависимости от величины и значения их, без выкупа. Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.

6) Право пользования землею получают все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается. При случайном бессилии какого-либо члена сельского общества в продолжение не более 2 лет, сельское общество обязуется, до восстановления его трудоспособности, на это время прийти к нему на помощь путем общественной обработки земли. Земледельцы, вследствие старости или инвалидности утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное обеспечение.

7) Землепользование должно быть уравнительным, т.-е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям по трудовой или потребительной норме. Формы пользования землею должны быть совершенно свободны: подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках.

8) Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями.

Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства.

При изменении границ наделов первоначальное ядро надела должно остаться неприкосновенным.

Земля выбывающих членов поступает обратно в земельный фонд, при чем преимущественное право на получение участков выбывших членов получают ближайшие родственники их и лица, по указанию выбывших.

Вложенная в землю стоимость удобрения и мелиорации (коренные улучшения), поскольку они не использованы при сдаче надела обратно в земельный фонд, должны быть оплачены.

Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажется недостаточным для удовлетворения всего местного населения, то избыток населения подлежит переселению.

Организацию переселения, равно как и расходы по переселению и снабжению инвентарем и проч., должно взять на себя государство.

Переселение производится в следующем порядке: желающие безземельные крестьяне, затем порочные члены общины, дезертиры и проч., и, наконец, по жребию, либо по соглашению.

Все содержащееся в этом наказе, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным законом, который впредь до Учредительного Собрания проводится в жизнь по возможности немедленно, а в известных своих частях с той необходимой постепенностью, которая должная определяться Уездными Советами Крестьянских Депутатов.

Учитывая печальный опыт Временного правительства, растерявшего кредит доверия из-за нежелания решать главные проблемы революции, Ленин сразу же предложил II съезду Советов принять декреты о мире, о земле и о власти.

Декрет о мире провозгласил выход России из войны. Съезд обратился ко всем воюющим правительствам и народам с предложением всеобщего мира без аннексий и контрибуций.

В основу Декрета о земле были положены 242 местных крестьянских наказа I съезду Советов, в которых излагались представления крестьян об аграрной реформе. Крестьяне требовали отмены частной собственности на землю, установления уравнительного землепользования с периодическими переделами земли. Эти требования никогда не выдвигались большевиками, они были составной частью эсеровской программы. Но Ленин прекрасно понимал, что без поддержки крестьянства удержать власть в стране вряд ли удастся, поэтому он перехватил у эсеров их аграрную программу. И крестьяне пошли за большевиками.

Декрет о власти провозглашал повсеместный переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Съезд избрал новый состав Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК). В него вошли 62 большевика и 29 левых эсеров. Определенное количество мест было оставлено и другим социалистическим партиям. Исполнительная власть передавалась временному правительству — Совету народных комиссаров (СНК) — во главе с В. И. Лениным. При обсуждении и принятии каждого декрета подчеркивалось, что они носят временный характер — до созыва Учредительного собрания, которое должно будет законодательно закрепить принципы государственного устройства.

Историческое значение Декрета о земле 1917г

Декре́т о земле́ — нормативно-правовой акт, принятый на Втором Всероссийском съезде Советов 26 октября (8 ноября) 1917года, имевший конституционное, основополагающее значение в области землепользования.

Декрет о земле чётко определил отношение новой власти к частной собственности, к наёмному труду. Эти формулировки надолго стали основой земельной политики СССР и стран социализма.

Декрет отменял помещичью собственность на землю без всякого выкупа и передавал помещичьи, удельные, монастырские, церковные земли со всем инвентарём и постройками в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, на которые возлагалось принятие мер для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений. Декрет устанавливал также, что земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются.

Декрет определил новые принципы землевладения и землепользования: право частной собственности на землю отменялось, запрещались продажа, аренда и залог земли, вся земля объявлялась всенародным достоянием, т. е. переходила в исключительную собственность государства (что означало национализацию земли); земельные участки с высококультурными хозяйствами, питомники, конные заводы и прочее, а также весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель передавались в исключительное пользование государства или общин; право пользования землёй получили все граждане при условии обработки её своим трудом, семьёй или в товариществе без наёмного труда, на основе уравнительного землепользования при свободном выборе форм землепользования, в том числе и артельной. По декрету крестьяне России получили бесплатно 150 млн. десятин земли, они были освобождены от уплаты 700 млн. рублей золотом ежегодно за аренду земли и от долгов за землю,достигших к этому времени 3 млрд. рублей.

Основные положения Декрета о земле были развиты и конкретизированы в ряде законодательных актов Советского государства, в том числе в законе «О социализации земли» 1918, в Земельном кодексе РСФСР 1922 и др.

Осуществление Декрета о земле и др. актов аграрного законодательства Октябрьской социалистической революции обеспечило поддержку Советской власти со стороны трудового крестьянства, ликвидацию помещичьего землевладения и класса помещиков и создало «. земельный строй, наиболее гибкий в смысле перехода к социализму» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 37, с. 326).

Данный документ важен для современной юриспруденции так как явился важным юридическим документом, который явился прародителем для дальнейших документов данного содержания и характера. Поэтому изучение данного документа для юристов имеет огромное значение так как формирует фундаментальные знания в работе с подобными документами.

Принятие Декрета о земле стало отправной точкой для конфискации угодий помещиков. Владение осуществлялось на нетрудовой основе. Произошла национализация. Советский Союз имел исключительное право собственности на территории страны и все, что на ней находилось. Только государство могло владеть ими. Граждане же могли пользоваться и применять данные объекты под конкретные задачи.

Чем-то уникальным для тогдашнего общества было принятие Декрета о земле. Год, когда оно произошло, в корне изменил общество. Возникла собственность, которой на правах социализма владел весь народ, она налагалась на все области работы в сельском хозяйстве, имеющие аграрное назначение. Роль законопроекта была воистину универсальная, теперь взгляд, которым оценивали имущественные ценности, был совсем другим. Провозгласили национализацию земель и всех строений, что там находились. Это широкий шаг к созданию государственной собственности.

Этот законопроект примечателен стремительным уничтожением частного властвования над имуществом, а также созданием государственного владения социалистическими ценностями и национализацией территорий. Коллективная форма пользования землей была призвана избавить народ от нищеты.

Еще в то время, когда проходила Октябрьская революция, многие представители народа ратовали за развитие и продвижение этих идей, поскольку они им очень импонировали. От юридической стороны вопроса незамедлительно перешли к практической и стали воплощать все, что запланировали, мгновенно. Провели создание земельных комитетов. Их действия руководствовались демократическими началами. Они выделяли культурные имения, охраняли их от обесценивания, занимались организацией хозяйства. Все эти процессы имели большое значение для государства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *