какое оптимальное количество участников микрогруппы

Какое оптимальное количество участников микрогруппы

При использовании современных образовательных технологий учитель должен уметь организовать работу класса по микрогруппам. Данная форма организации работы необходима в технологиях РКМЧП, дискуссии, педагогических мастерских, модульном обучении, проектной деятельности и многих других технологиях.

В микрогруппе учащиеся работают над одной и той же проблемой, изучают одну и ту же тему или пытаются общими усилиями, на основе единого мнения, выдвинуть свежие идеи, комбинации или нововведения. При этом ученики приобретают знания и навыки не только по конкретному предмету, но и общеучебные компетентности, развитие которых важно для становления личности учащихся, их поведения во взрослой жизни.

Общение, диалог является экзистенциальной необходимостью для любого человека. Только диалог способен развить критическое мышление. Диалог рассматривается как особая дидактико-коммуникативная среда, позволяющая усвоить заданное содержание смыслового общения, рефлексии, самореализации личности участников диалога. Включение общения учащихся друг с другом в процесс обучения, которое происходит в микрогруппах, способствует более полноценному образованию. Только диалог в состоянии преодолеть противостояние учителя и ученика в процессе обучения. Общая картина мира и своего внутреннего «Я», формирующаяся у ребенка, напрямую зависит от той точки зрения, с которой ребенок воспринимает мир. Точка же зрения напрямую зависит от вопросов, которые ребенок задает и на которые получает ответы. Следовательно, умения задавать вопросы и анализировать получаемые ответы – одни из важнейших в обучении.

Организационные условия работы микрогрупп:

Поведение учителя при организации работы в классе по микрогруппам отличается от привычного поведения на традиционном уроке. Учитель должен помнить, что микрогруппы сами работают над выполнением поставленных заданий, роль учителя – лишь помогать им в этом процессе. Любое авторитарное вмешательство может прервать работу и превратить обсуждение в монолог учителя.

В микрогруппах формируется положительная взаимозависимость. Учащиеся понимают, что нуждаются друг в друге для выполнения группового задания. Учителя должны создавать и поддерживать взаимозависимость. И педагогу, и учащимся следует четко осознать, что в микрогруппе не может быть «победителя». Если один из участников «побеждает», узурпируя обсуждение или настаивая на своем мнении не слушая других, то группа в целом проигрывает. Учителя могут создать положительную взаимозависимость между учащимися путем постановки задач для совместного решения (выучите и постарайтесь, чтобы все остальные тоже выучили), выдачи общих призов (если все члены группы достигают вышеуказанного результата, каждый зарабатывает дополнительные очки), раздачи совместных ресурсов (группа получает один лист бумаги на всех или каждый член группы получает только часть информации, необходимой для решения той или иной задачи), распределения ролевых функций (один подводит итоги, другой поощряет остальных, третий прорабатывает детали) и др.

Оценивание работы группы и работы каждого из ее членов. Деятельность учащихся следует оценивать часто, причем оценки получают и отдельные учащиеся, и вся группа в целом. Разумеется, учащиеся должны знать критерии и систему оценки еще до начала работы. Распространенная практика, когда в группе отвечает один человек по собственному желанию или по выбору группы, часто приводит к тому, что в группе работают не все участники, а только самые активные. В этом случае пропадает смысл групповой работы. Учителю следует следить, чтобы каждый раз в группе отвечал другой человек (для удобства, особенно при смене состава группы отвечающих можно фиксировать). Отвечающих можно назначать заранее, или делать это непосредственно перед ответом. Можно разработать систему дополнительной оценки активно работающих и отвечающих (например, прообраз рейтинговой оценки).

Рефлексия групповой динамики. Группам необходимо отдельное время, чтобы обсудить, успешно ли они идут к своей цели, успешно ли поддерживают эффективные рабочие взаимоотношения среди членов группы. Учителя организуют эту деятельность, предлагая время от времени такие задания: (а) перечислите по меньшей мере три поступка или действия отдельных членов группы, которые обеспечили успех всей группе или (б) назовите что-то одно, что могло бы завтра принести группе еще больший успех. Учителя также ведут учет всех достижений членов группы и устанавливают обратную связь с группами и классом в целом, сообщая им о результатах их совместной работы.

Источник

Принципы формирования малых групп и правила организации работы в микрогруппах

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какое оптимальное количество участников микрогруппы

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В МИКРОГРУППАХ С.В.Буркова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Яренская СШ»

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ это методика объединения учащихся в микрогруппы ( от 3 до 7 человек) для совместного выполнения задания

ПЛЮСЫ совместная работа развивает умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания; повышается уровень эмпатии, развивается умение взглянуть на мир глазами другого человека; учеба вместе с кем-то снимает страх перед неудачами у более слабых учеников; происходит взаимное обогащение учащихся в группе, они обмениваются знаниями и разными способами действий; совместная работа активизирует познавательную активность, развивает рефлексивные навыки.

Трудности, возникающие в работе с группами: некоторые ребята ведут себя слишком пассивно или, наоборот, слишком агрессивно; один или двое учеников делают всю работу, остальные молчат или принимают минимальное участие; отказ ребят принимать участие в групповой работе или отказ работать с какими-то другими учениками; дети боятся или не хотят делать что-то самостоятельно; не все предложенные в группе идеи принимаются во внимание и др.

Факторы успешной работы малых групп 1.Позитивная взаимозависимость членов группы друг от друга. Способы создания позитивной взаимозависимости: общая цель; общая награда; материалы; роли; задания. ГЛАВНЫМ ЛОЗУНГОМ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ДОЛЖНО СТАТЬ: « Мы все работаем друг для друга. Мы в одной лодке- или вместе выплывем, или вместе утонем».

Факторы успешной работы малых групп 2.Индивидуальная отчетность и персональная ответственность за общую работу. Создание условий, не позволяющих кому-то из ребят «спрятаться» за спинами товарищей и получить оценку за чужой труд. Группа должна быть заинтересована в высоких оценках всех своих членов, т.к. это позволит получить дополнительные баллы

Факторы успешной работы малых групп 3.Развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешной работы в группе Необходимо постоянно обращать внимание ребят на то, какие качества и умения необходимы для того, чтобы совместно выполнить задание. Например: умение слушать друг друга; умение доверять друг другу; умение задавать друг другу вопросы; умение давать «обратную связь»; умение принимать и положительно относиться к различиям между членами группы; умение учить друг друга; умение разрешать споры; умение руководить работой группы; умение приходить к согласию; умение работать в команде.

Факторы успешной работы малых групп 4.Постоянный анализ того, как организуется работа в группе. Примерные параметры: все время работает над заданием, не отвлекается сам и не отвлекает других членов группы; выполняет справедливую часть работы; сотрудничает с другими членами группы; вежлив со всеми членами группы; помогает улучшать работу группы.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП Объединиться так, как ребятам захочется. Можно провести жеребьёвку. Можно составить список каждой группы заранее и т.д.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП Есть правила, соблюдение которых сделает пребывание в группе более полезной для ребят. 1.Идеальное число членов малой группы – 4 человека. 2.Группы могут быть однородными и разнородными. 3.Будет неплохо, если в группе окажутся как минимум два человека, в чем-то отличающихся от других. 4.Если кто-то из ребят не хочет присоединиться к группе, надо постараться разобраться, что стоит за этим.

Выработка групповых норм 1)Распределение организационных ролей в группах Например: организатор работы; протоколист; хранитель времени; оратор; наблюдатель; хранитель материалов; контролер; связист и др.

Выработка групповых норм 2)Подготовка к работе в малых группах 1.Выберите поле деятельности для работы малых групп. 2.Заранее подготовьте материалы для работы групп. 3.решите, какими группы будут по размеру и как разделить ребят на группы. 4.Решите, какие роли будут в группах и какие функции будут у каждой роли. Подготовьте карточки с описанием ролей. 5.Определите, сколько времени потребуется на групповую работу. 6.Решите, как работа каждой группы будет включена в общую работу класса. 7.Подготовьте помещение для работы микрогрупп.

Источник

Игры на формирование микрогрупп

какое оптимальное количество участников микрогруппы

В целях педагогической успешности предстоящей смены удобнее строить работу вожатого, разбив подростков по микрогруппам (оптимальный состав — 5–6 человек). Это позволяет каждому подростку высказать свое мнение, понять другого участника, активно включаться в ситуации, задаваемые вожатым. Для меня важно формирование таких микрогрупп, в которых подросток будет чувствовать себя комфортно и у него появится желание активно действовать в составе микрогруппы. Вариантов формирования микрогрупп сегодня очень много. Ващему вниманию предлагаются те, которые на практике дали хорошие результаты.

1-й вариант. «Воздушные шары». На доске (листе ватмана) нарисовано четыре воздушных шара.

Инструкция вожатого. «Мы уже познакомились, немного узнали друг друга. Наступило время сформировать экипажи, в составе которых мы отправимся на этих воздушных шарах в исследовательскую экспедицию. Нас ждут приключения, испытания, поиск и принятие решений. Всё это потребует от экипажа сплочённости, совместимости, понимания. В составе экипажа: командир экспедиции, штурман, ответственный за техническую часть и хозяйство, 2–3 научных сотрудника (набор экипажа зависит от количества ребят в группе; может меняться и легенда инструкции вожатого). Формировать экипажи мы будем так. Я приглашаю выйти сюда (называются ребята, которых руководитель увидел на предыдущих занятиях как наиболее открытых, активных, умеющих организовать несколько ребят, т.е. проявивших некоторые лидерские качества). Эти ребята выбирают себе штурманов (идёт выбор); штурманы выбирают бортмехаников, те, в свою очередь, одного научного сотрудника и т.д. Если вдруг кого-то не выбрали, он входит в любой экипаж по желанию».

Такое формирование микрогруппы по симпатиям частично обеспечивает основу сплочённости микрогруппы: меня выбрали, я выбрал — значит, несу ответственность за себя и свой выбор.

2-й вариант. Используются те же рисунки с шарами. Вариант предназначен для реализации принципа добровольности в формировании микрогруппы, но не ограничивает количество детей в группе, и потому требует от вожатого высокого профессионализма.

Инструкция вожатого. «Посмотрите внимательно на этот рисунок. Представьте, что видите эти воздушные шары не на плоскости, не на рисунке, а в воздушном пространстве. Обратите внимание на направление полета шаров, сосредоточьтесь на рисунке и выберите тот шар, который вам больше всего понравился, в котором вам хотелось бы отправиться в путешествие.

Если вы сделали выбор, запишите свою фамилию под корзиной этого шарика. Приступайте».

Распределение ребят по шарикам будет неравномерным. При этом для вожатого отряда эта технология распределения является диагностической. По нашим наблюдениям, подростки, выбравшие 1-й шарик, — экстраверсивны (социально открыты, стремятся к работе в организованной группе сверстников), выбравшие 2-й — интраверты (более закрыты, но с удовольствием работают в микрогруппе, если предмет деятельности совпадает с их интересами и возможностями), выбравшие 3-й — повышенно экстраверсированы (активны, стремятся к любым видам организованной деятельности, не всегда соотносят свои возможности с задачами микрогруппы, как бы завышая их), выбравшие 4-й — наиболее закрытые ребята (не любят и не умеют организовывать других, но прекрасно разбираются с проблемами и с удовольствием выдвигают конструктивные идеи, правда, не знают, как их можно реализовать). Этот вариант даёт возможность вожатому использовать субъективные особенности подростков в дальнейшей работе отряда.

Приведённые варианты формирования микрогрупп, естественно, не исчерпывают современного арсенала методов этой работы. Важно помнить, что любой из имеющихся в вашем опыте методов должен поддерживать ребёнка в его желании быть и участвовать в групповом взаимодействии, должен быть привлекательным для него.

Микрогруппы сформированы. Необходим комплекс игровых действий, которые позволят ребятам снять напряжение нахождения в микрогруппе. Он должен длиться 10–15 минут. Приведу возможную последовательность этих игровых упражнений.

Упражнение «Восковая палочка» или «Колокол»

Один участник группы становится в центр круга, закрывает глаза, ноги расположены вместе, руки — вдоль туловища. Его задача — зафиксировать своё тело и позволить остальным участникам положить руки на его плечи, спину, руки и покачать его по часовой стрелке в кругу. Остальные участники кладут ладони на плечи, спину, руки стоящего в центре, принимая тяжесть на несколько мгновений на себя, передают из рук в руки своего товарища, перемещая тело по кругу. Группа должна обеспечить полную безопасность находящегося в центре круга. Через испытание проходит каждый член группы.

Упражнение «Восковые фигуры»

Группа решает, кто станет экскурсоводом по небольшой экспозиции музея восковых фигур. Остальные участники должны будут по команде экскурсовода застыть в позах, каждая из которых по смыслу будет изображать отдельный фрагмент экспозиции по теме, которую вы обсудите и примете все вместе. Даётся 5 минут на обсуждение темы и репетицию экспозиции и 1 минута на представление остальным группам. Далее идёт демонстрация экспозиций микрогрупп.

Этого набора игровых упражнений вполне достаточно для дальнейшей работы с ребятами по смыслам и пониманию предстоящей деятельности. Для этого вожатый должен заранее, исходя из целей предстоящей смены, выделить ключевые слова или фразы, понимание которых позволит ребятам обозначить проблемы, связанные с этими ключевыми словами. Например, при проектировании жизни в детском объединении ключевыми словами-понятиями становятся: «интерес», «желание», «самоуправление», «возможности», «сотрудничество» и т.д. Для ребят я их обозначаю: «От интересов каждого к общему делу», «Моё желание — наши возможности», «Сами или за нас», «Я и мы вместе» и т.д., то есть, показывая в микрогруппе свое понимание ключевого слова, каждый сразу ставит себя в позицию «Я — Мы», тем самым осваивая нравственный опыт взаимодействия.

Обсуждение в микрогруппе проводится по каждому ключевому слову отдельно, вырабатывается позиция «Мы считаем» и докладывается всему отряду без обсуждения. Мнение группы фиксируется на доске. Возможны индивидуальные доклады подростков, если они не согласны с позицией микрогруппы.

Вожатый по ходу обсуждения уточняет высказывания ребят, вычленяет те идеи, которые звучат в высказывании групп, и фиксирует их на доске. Во время дискуссии необходимо обращаться к правилам группового взаимодействия, напоминать ребятам их смысл и в случае возникновения какого-то напряжения снимать его игровыми приемами. Чаще всего дискуссия на понимание длится 45–50 минут и не вызывает у подростков негативной реакции. Убедившись, что смысл ключевых слов усвоен подростками, что они пришли к общему пониманию, вожатый ставит перед подростками задачу попытаться выделить те проблемы, которые связаны со смыслами ключевых слов. Он предлагает им при этом ответить на ряд вопросов: «Зачем? Почему? Как?» Это вопросы-помощники для вычленения проблем. Вожатый показывает на примере, как выделяется проблема. Она возникает всегда при противоречии индивидуального и коллективного подхода, и понимание этого тоже помогает подростку увидеть свое место и роль в выдвигаемой проблеме и ставит его в позицию «Мы».

Проблематизация — самый сложный этап в планировании работы отряда. Этап проблематизации, выдвижение идей идёт в форме «мозгового штурма», модификации которого сейчас широко описаны в специальной литературе.

Последний этап планирования — конкретизация выдвинутых идей, их планирование и реализация в жизни детского коллектива. Для удобства понимания идея облекается в какую-то интересную форму. Набор форм позволяет распределить их в определённом временном периоде по мере их усложнения или возможности для подростков, тут же датся ответ на вопрос: «Когда, кто и как станет организатором и проводником наших идей?»

На этом групповая деятельность исчерпана, материалы передаются органам самоуправления, инициативным и творческим группам, советам дела и т.д.

Заключительным фрагментом работы отряда становится рефлексия собственных достижений. Разговор должен затронуть те вопросы, которые позволяют подростку оценить приобретенный им опыт в эмоционально-чувственной, волевой, прикладной сферах человеческих отношений и взаимодействия. Вожатый направляет разговор и помогает каждому разобраться в достигнутом, поощряет успехи ребят и обращает их внимание на успехи других. В конце разговора я предлагаю ребятам подарить свою визитную карточку тому человеку, который стал для него другом или поддерживал в работе. Смысл этого акта в том, что я, доверяя свои символы другому, делаю свой нравственный выбор и даю высшую оценку другому.

Источник

Организация работы по микрогруппам

какое оптимальное количество участников микрогруппы какое оптимальное количество участников микрогруппы какое оптимальное количество участников микрогруппы какое оптимальное количество участников микрогруппы

какое оптимальное количество участников микрогруппы

какое оптимальное количество участников микрогруппы

При организации работы по микрогруппам педагогу важно обращать внимание на:

– особенности собственной деятельности,

– контроль и оценивание работы учеников.

А. Организационные условия работы микрогрупп:

1. Организация пространства. Столы или стулья в помещении должны быть расставлены «островами», чтобы группы не мешали работе друг друга и каждый участник в группе видел остальных и мог свободно общаться с ними. Если такой возможности нет, или работа по микрогруппам является лишь элементом урока, то проще всего организовать группы по соседству, объединив для работы 4-8 учеников, сидящих рядом.

2. Группы должны быть обеспечены материалами для фиксации и представления процесса и результата работы (бумага, ручки, фломастеры, ватман, скотч и др.). Тем самым не только ускоряется работа, но и воспитывается культура оформления и представления результатов своего труда у учащихся.

3. Количество участников в каждой микрогруппе должно быть от трех до семи человек. Оптимальным считается выбор пяти участников. При меньшем количестве обсуждение будет неэффективным, при большем – группа неизбежно разобьется на подгруппы или часть обучающихся не будет участвовать в обсуждении. При пяти участниках в обсуждении будет высказано большое количество идей, что позволит рассмотреть поставленный вопрос со всех сторон и, в то же время, группа сохранит свою целостность. При регулярной работе можно использовать разные принципы формирования групп – по желанию ребят, по соседству, по выбору учителя.

4. В группе должны быть распределены роли – ведущего, секретаря, критика, хранителя времени и др. Описание ролей дано в главе «Дискуссия в учебном процессе». Роли может распределять как педагог, так и сами обучающиеся. Иногда используют спонтанное распределение ролей. В учебной работе, на наш взгляд, такой способ лучше не применять. При организации работы по микрогруппам в первый раз учитель должен познакомить обучающихся с функциями каждой роли и периодически напоминать их. Наиболее эффективно для достижения метапредметных результатов чередование ролей – каждый ученик в течение четверти выполняет каждую из ролей (на основе самостоятельного выбора или по указанию учителя).

5. В своей работе группа соблюдает правила взаимодействия (Приложение 4) и правила работы, которые приведены в главе «Дискуссия в учебном процессе». Из перечисленных правил можно составить более короткий лист с тем, чтобы ученики имели его в качестве памятки.

6. Состав групп (то есть ученики, работающие в одной группе) должен периодически меняться. Частоту смены определяет учитель в соответствии с целями, которые он решает в обучении. С одной стороны, частая смена состава микрогрупп может снизить эффективность работы, так как время будет тратиться на «притирку» участников друг к другу. С другой стороны, результатом смены участников будет развитие толерантности, навыков общения и установление более сплоченных взаимоотношений в группе в целом. Западные исследователи иногда рекомендуют при формировании нового класса или потока проводить смену участников на каждом уроке.

Б. Поведение учителяпри организации работы по микрогруппам отличается от привычного поведения на традиционном уроке. Педагог должен помнить, что микрогруппы сами работают над выполнением поставленных заданий, его роль – лишь помогать им в этом процессе. Любое авторитарное вмешательство может прервать работу и превратить обсуждение в монолог учителя.

1. Задачи группам должны быть поставлены максимально четко, исключая двусмысленное понимание. Особенно важно это делать на первых этапах работы. Впоследствии, когда группы будут работать на более высоком уровне творчества и самоорганизации, возможно ставить не конкретные задания, а лишь описывать проблемное поле, в котором группа сама вычленит проблему (подробнее об это см. в главе «Поисковые и исследовательские технологии»).

2. Если обсуждение идет эффективно (группа выдвигает много идей, распределенные роли выполняются, группа контролирует время работы, помнит о цели обсуждения и др.), то учителю лучше не вмешиваться в ход работы. В случае неэффективной работы вмешательство педагога необходимо. При вмешательстве в работу группы целесообразно применять методы «мягкого» вмешательства – перефразирование услышанного вместо прямого вопроса, вопросы на уточнение, просьба привести пример… Хорошо действуют невербальные методы – показ удивления, указание на часы как напоминание о времени и т.д.

какое оптимальное количество участников микрогруппы

3. Взаимодействие учителя и учащихся должно приближаться к партнерскому типу взаимодействия.

4. Педагог должен стимулировать интеллектуальную деятельность учеников в группе, развивать у них интерес и положительное отношение к новым идеям и разнообразию мнений.

Многие исследователи подчеркивают, что, благодаря обучению в микрогруппах, результаты обучения улучшаются. Каким образом это происходит, если при обсуждении в микрогруппах, по сравнению с традиционным объяснением, время на изучение того или иного материала значительно увеличивается? Для доказательства вспомним о том, что:

(1) обучение происходит более целенаправленно и эффективно, если в нем взаимосвязаны все компоненты учебной деятельности. В учебной деятельности взаимосвязаны три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческо-волевой. Когнитивный компонент можно определить как осмысленное усвоение знания (а не просто заучивание), которое характеризуется активностью людей, принимающих и перерабатывающих информацию. Эмоциональный компонент характеризует состояние личности, ее переживания, удовлетворенность или неудовлетворенность собой, своими действиями и отношениями. Поведенческий компонент включает результаты деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, речь, волевую регуляцию действия и др. В результате действия данных компонентов происходит познание, в то числе взаимопознание, понимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.

(2) Лучше всего запоминается тот материал, который человек объяснил другому. Работа в микрогруппе дает всем обучающимся возможность оказаться в роли педагога и направлять остальных в работе. Ученики помогают друг другу продвигаться в учебе, оказывая конкретную помощь, обмениваясь знаниями и поощряя любые усилия одноклассников в этом направлении. Они объясняют, обсуждают, передают друг другу имеющиеся у них знания. Они будут с большим энтузиазмом обсуждать свои вопросы, а не вопросы учителя. Поэтому педагог должен всячески провоцировать их на эти вопросы. Вот несколько возможных подсказок в помощь: «Что можно спросить по содержанию?», «Чего мы пока не коснулись в нашем обсуждении?», «Что осталось неясным в этом тексте?», «С чем вам хотелось бы согласиться?», «… не согласиться?»

В микрогруппах формируется положительная взаимозависимость.Обучающиеся понимают, что нуждаются друг в друге для выполнения группового задания. Учителя должны создавать и поддерживать взаимозависимость. И педагогу, и обучающимся следует четко осознать, что в микрогруппе не может быть «победителя». Если один из участников «побеждает», узурпируя обсуждение или настаивая на своем мнении, не слушая других, то группа в целом проигрывает. Учителя могут создать положительную взаимозависимость между детьми путем постановки задач для совместного решения (выучите и постарайтесь, чтобы все остальные тоже выучили), выдачи общих призов (если все члены группы достигают результата, каждый зарабатывает дополнительные очки), раздачи совместных ресурсов (группа получает один лист бумаги на всех или каждый член группы получает только часть информации, необходимой для решения той или иной задачи), распределения ролевых функций (один подводит итоги, другой поощряет остальных, третий прорабатывает детали) и др.

Группы не могут эффективно функционировать, если школьники не имеют и не пользуются определенными социальными навыками и навыками общения. Педагоги обучают их этим навыкам так же целенаправленно и тщательно, как навыкам учебным. Навыки совместного обучения включают в себя лидерство, принятие решений, установление взаимного доверия, общение и улаживание конфликтов.

В. Оценивание работы группы и работы каждого из ее членов.Деятельность учеников следует оценивать часто, причем оценки получают и отдельные участники, и вся группа в целом. Разумеется, ребята должны знать критерии и систему оценки еще до начала работы. Возможно коллективно выработать критерии оценки.

Распространенная практика, когда в группе отвечает один человек по собственному желанию или по выбору группы, часто приводит к тому, что в группе работают не все участники, а только самые активные. В этом случае пропадает смысл групповой работы. Учителю необходимо следить, чтобы каждый раз в группе отвечал другой человек (для удобства, особенно при смене состава группы, отвечающих можно фиксировать). Отвечающих можно назначать заранее, или делать это непосредственно перед ответом. Можно разработать систему дополнительной оценки активно работающих и отвечающих (например, прообраз рейтинговой оценки).

Проблема оценивания групповой работы является до сих пор нерешенной в педагогике. Причин тому несколько:

– и педагогу, и участникам сложно объективно оценить индивидуальный вклад участников в работу (то, что традиционно оценивается);

– кроме результата в виде знаний и умений группа нарабатывает и иные результаты – коммуникативные, исследовательские, социальные компетенции, для которых до сих пор не выработаны четкие критерии оценки и которые невозможно оценить в пятибалльной системе.

Попробуем классифицировать виды оценивания работы группы. У нас получатся три полярные пары:

1. Учителем: (1а) индивидуальные оценки каждому участнику – (1б) оценка группы в целом.

2. Учащимися: (2а) самооценка – (2б) взаимооценка.

3. (3а) Оценка только содержания – (3б) оценка содержания работы и других компетенций (результатов).

Учитель выбирает метод оценивания, выбирая основу для оценки из каждой пары.

Например, если учитель (1а) хочет оценить знания (3а), которые приобрел каждый ученик на занятии, то целесообразно провести в конце занятия привычную форму оценивания – тест или самостоятельную работу.

Если же учитель хочет, чтобы сами ребята (2а и 2б) оценили содержание работы и другие результаты (3б), то тогда каждая группа до начала работы получает лист, в котором описаны критерии оценки и указаны фамилии членов группы. В этом листе после окончания работы ученики проставляют оценки себе и всем другим участникам группы в соответствии с критериями.

Для установления положительной взаимозависимости и взаимопомощи в группе можно ввести следующие методы оценивания:

– Учитель организует индивидуальные отчеты, тестируя, допустим, каждого второго ученика и выставляя среднюю оценку всей группе.

– Учитель по собственному выбору предлагает одному, случайно выбранному, члену группы дать ответ за всех и на основе его ответа ставит оценку всем.

Рефлексия групповой динамики. Группам необходимо отдельное время, чтобы обсудить, успешно ли они идут к своей цели, успешно ли поддерживают эффективные рабочие взаимоотношения среди членов группы. Педагоги организуют эту деятельность, предлагая время от времени такие задания:

(а) перечислите по меньшей мере три поступка или действия отдельных членов группы, которые обеспечили успех всей группе, или

(б) назовите что-то одно, что могло бы завтра принести группе еще больший успех.

Учителя также ведут учет всех достижений членов группы и устанавливают обратную связь с микрогруппами и группой в целом, сообщая им о результатах их совместной работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *