какое освещение должно быть в классе по санпину

Освещение в образовательных учреждениях

Освещение в образовательных учреждениях должно быть безопасным и комфортным для обучающихся, способствовать созданию оптимальной визуальной среды, которая помогает концентрации в процессе учёбы.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях к естественному и искусственному освещению» предъявляются следующие требования:

Естественное освещение предусматривают во всех учебных помещениях.

Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.

В классах должно быть боковое естественное левостороннее освещение.

Если глубина помещения больше 6 м обязательно предусматривают дополнительный источник света справа. Нельзя, чтобы основной поток света шёл спереди и сзади от обучающихся.

Двустороннее боковое естественное освещение может применяться в мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах. Желательно, ещё на этапе проектирования предусмотреть следующие моменты: окна учебных классов ориентировать на юг, юго-восток и восток, окна кабинетов черчения, рисования, и кухни ориентировать на север, окна кабинетов информатики- на север, северо-восток.

Оконные шторы и жалюзи не должны быть изготовлены из поливинилхлоридной плёнки, не должны снижать уровень естественного освещения и быть ниже подоконника.

Нельзя закрашивать оконные стекла, расставлять на подоконниках цветы, это снижает уровень естественной освещенности.

Мыть окна необходимо не реже двух раз в год (осенью и весной).

Нельзя одновременно использовать для освещения класса люминесцентные лампы и лампы накаливания.

Классная доска всегда должна быть хорошо освещена.

Очистка осветительной арматуры светильников проводится не реже двух раз в год.

Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении, затем их направляют на утилизацию.

Источник

ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ: Освещение в образовательных учреждениях

Освещение в образовательных учреждениях должно быть безопасным и комфортным для обучающихся, способствовать созданию оптимальной визуальной среды, которая помогает концентрации в процессе учёбы.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях к естественному и искусственному освещению» предъявляются следующие требования:

Естественное освещение предусматривают во всех учебных помещениях.

Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.

В классах должно быть боковое естественное левостороннее освещение.

Если глубина помещения больше 6 м обязательно предусматривают дополнительный источник света справа. Нельзя, чтобы основной поток света шёл спереди и сзади от обучающихся.

Двустороннее боковое естественное освещение может применяться в мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах. Желательно, ещё на этапе проектирования предусмотреть следующие моменты: окна учебных классов ориентировать на юг, юго-восток и восток, окна кабинетов черчения, рисования, и кухни ориентировать на север, окна кабинетов информатики- на север, северо-восток.

Оконные шторы и жалюзи не должны быть изготовлены из поливинилхлоридной плёнки, не должны снижать уровень естественного освещения и быть ниже подоконника.

Нельзя закрашивать оконные стекла, расставлять на подоконниках цветы, это снижает уровень естественной освещенности.

Мыть окна необходимо не реже двух раз в год (осенью и весной).

Нельзя одновременно использовать для освещения класса люминесцентные лампы и лампы накаливания.

Классная доска всегда должна быть хорошо освещена.

Очистка осветительной арматуры светильников проводится не реже двух раз в год.

Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении, затем их направляют на утилизацию.

Источник

Какое освещение должно быть в классе по санпину

какое освещение должно быть в классе по санпину

какое освещение должно быть в классе по санпину

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» предъявляются требования к естественному и искусственному освещению:

Естественное освещение

Все учебные помещения должны иметь естественное освещение.

Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, туалеты при гимнастическом зале; душевые и туалеты персонала; кладовые и складские помещения, радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезинфекционных средств.

В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.

В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.

Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.

Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.

В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

— не закрашивать оконные стекла;

— очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

Допускается отсутствие инсоляции (солнца) в учебных кабинетах информатики, физики, химии, рисования и черчения, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.

Искусственное освещение

В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения ( люминесцентные лампы и лампы накаливания).

В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Светильники со светодиодами располагаются с учетом требований по ограничению показателя дискомфорта в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Рекомендуется светильники размещать выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Очистка осветительной арматуры светильников проводится по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год, и своевременно проводится замена вышедших из строя источников света.

Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.

Источник

Освещение школьных классов и учебных аудиторий

Методический материал для руководств учебных заведений, сотрудников технического надзора и родительских комитетов. Будет интересен всем, кто интересуется качеством световой среды в помещениях, где он учится, работает и живет.

какое освещение должно быть в классе по санпину

Рис. 1. Пример параметров световой среды в классной комнате, с люминесцентными лампами не соответствующей требованиям СП 52.13330.2016 цветопередачи Ra(CRI) 2 — условие, позволяющее смотреть на светильник без визуального дискомфорта. Такая яркость по порядку величины соответствует видимой изнутри помещения яркости оконного проема в солнечный день.

2.7. Условие неравномерности яркости светодиодных светильников Lmax:Lmin не более 5:1 является требованием использовать рассеиватель, за которым не видно неприятно ярких светодиодов.

какое освещение должно быть в классе по санпину

Рис. 6. Светодиодный светильник и измерение неравномерности его яркости. Яркость измерена дистанционным яркомером LMK Mobile Advanced

Даже если ряды светодиодов через рассеиватель видны, но рассеиватель изготовлен из матового или опалового пластика, однородность яркости обычно соответствует требуемой.

Контраст яркостей на улице в солнечный день многократно превышает 5:1 и не является большой проблемой. Поэтому если пятна яркости на рассеивателе светодиодного светильника визуально не кажутся значительно ярче светящейся трубки люминесцентной лампы, то и беспокоиться об этом не следует.

2.8. Объединенный показатель дискомфорта UGR характеризует, как много светильников, вызывающих дискомфорт своей яркостью, находится в поле зрения ребенка. Самое большое значение UGR обычно для задних парт в больших классах.

UGR проверяется расчетом в специализированных программах, таких как Dialux, и не может быть проверен после установки светильников в классе.

Если проанализировать требования к расстановке парт и размерам класса из СанПиН 2.4.2.2821-10, окажется, что наиболее неблагоприятный для величины UGR случай — длинный класс с максимальным допустимым расстоянием от дальней парты до доски 8,6 м и тремя рядами двойных парт. На рис. 8 показан расчет UGR в таком классе, освещенном светильниками с довольно большим световым потоком 3600 лм и матовыми рассеивателями. Даже на последних рядах UGR не превысил максимально допустимое значение UGR = 19 из имеющего рекомендательный характер ГОСТ Р 55710-2013 и тем более соответствует требованию UGR ≤ 21 из обязательного к применению СП 52.13330.2016.

В маленьких классах с менее яркими светильниками или с другими типами рассеивателей UGR будет еще меньше. Расчет для худших условий показывает, что нет необходимости рассчитывать UGR для остальных классов, в которых он будет принимать еще меньшие, заведомо соответствующие норме значения.

какое освещение должно быть в классе по санпину

Рис. 7. Расчет UGR для наиболее неблагоприятного случая в программе Dialux. UGR меняется от UGR = 12 на передних рядах до UGR = 18 для учеников на задней парте по центру, в поле зрения которых одновременно находится максимальное количество светильников

3. Что учесть при замене осветительного оборудования

3.1. Модернизация люминесцентных светильников

Недостаточная освещенность и низкая цветопередача исправляются заменой ламп. Предпочтительный цветовой код новых ламп — 840 (что означает Ra ≥ 80, КЦТ = 4000 К) или, если желательна повышенная цветопередача, 940.

Высокий коэффициент пульсаций светового потока исправляется заменой в люминесцентных светильниках электромагнитных ПРА (дросселей) на электронные, которые обеспечивают минимальные пульсации.

3.2. Замена люминесцентных светильников на светодиодные

О возможности использования светодиодных светильников в школах и вузах указано в письмах Роспотребнадзора № 01/11157-12-32 от 01.10.2012 «Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих источников света» и № 01/6110-17-32 от 17.05.2017 «О возможности использования светодиодного освещения».

Светодиодный светильник при том же световом потоке потребляет минимум вдвое, а обычно втрое меньше электроэнергии, чем люминесцентный старого типа с электромагнитным ПРА. А параметры световой среды получаются не хуже, чем при использовании современных светильников с электронными ПРА и хорошими люминесцентными лампами.

Без ремонта потолка квадратные люминесцентные светильники легко заменяются на квадратные светодиодные, а вытянутые — на вытянутые.

Все светильники обязаны пройти сертификацию на соответствие требованиям ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» и ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств» либо декларировать такое соответствие. Копия сертификата или декларации соответствия предоставляется производителем и должна храниться вместе с паспортами на светильники. Действительность сертификата проверяется в едином реестре сертификатов соответствия Федеральной службы по аккредитации по адресу 188.254.71.82/rss_ts_pub, действительность декларации проверяется по адресу pub.fsa.gov.ru/rds/declaration. Свидетельством того, что при сертификации светильники действительно проходили необходимые испытания, являются копии протоколов испытаний.

Наличие таких документов означает, что светильник не «ударит током» и что работа светильников в здании не помешает работе чувствительной к сетевым помехам техники.

С 2021 года вступает в силу технический регламент ТР ЕАЭС 048/2019 «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств», по которому устанавливаются обязательные требования светоотдачи (энергоэффективности), качества света (индекс цветопередачи) и ряд других эксплуатационных параметров. Сертификация по данным требованиям будет производиться на основании протоколов испытаний в фотометрических лабораториях.

Также есть добровольные (необязательные) формы сертификатов и заключений, подтверждающих что светильники «пахнут», «звучат» или «стимулируют развитие микрофлоры». К качеству, безопасности или эффективности освещения эти бумаги отношения не имеют.

В настоящее время не существует систем сертификации, подтверждающих, что светильник рекомендован для учебных заведений. Никто не вправе выставлять такие требования или давать такие рекомендации.

3.4. Требования к светильникам

Чтобы параметры световой среды в классе соответствовали установленным законом требованиям и не поступало обоснованных жалоб на «плохое освещение», светильник должен соответствовать следующим условиям:

3.5. Необходимое количество светильников

При установке новых светильников на места старых «один в один» освещенность не уменьшится, если световой поток новых светильников не ниже светового потока старых.

Если количество светильников меняется, необходимое количество новых светильников для достижения освещенности на партах не менее 400 лк можно определить по методике из п. 2.1.
Важное значение имеет эффективность, или световая отдача, светильника. Нельзя добиваться нужной освещенности, используя большое количество низкоэффективных светильников. В проекте межгосударственного стандарта ГОСТ 32498—20хх «Методы определения показателей энергетической эффективности искусственного освещения помещений» приводится требование к удельной установленной мощности ω, равной отношению суммарной мощности светильников в помещении P к его площади S:

какое освещение должно быть в классе по санпину

ПП РФ №1356 устанавливает с 1 января 2020 года требование к типичным школьным светодиодным светильникам с матовым рассеивателем — иметь световую отдачу не менее 105 лм/Вт. Этого значения с небольшим запасом достаточно, чтобы соблюсти требования и по указанной выше установленной мощности, и по освещенности.

3.6. Экономическая целесообразность замены светильников на светодиодные

Требование к установленной мощности при использовании люминесцентных светильников не более 13 Вт/м 2 выполнимо только при использовании современных светильников, сопоставимых по стоимости со светодиодными. При этом, учитывая, что световая отдача светодиодных светильников все равно выше, целесообразно выбирать их.

Выбирая, оставить люминесцентные светильники старого типа или поставить светодиодные с меньшим энергопотреблением, нужно сравнить разницу цен на оборудование со стоимостью сэкономленной электроэнергии за предполагаемый срок службы.

Потребляемую за год электроэнергию Wгод можно рассчитать по формуле:

какое освещение должно быть в классе по санпину

где P — суммарная мощность всех светильников в ваттах, tгод — время работы светильников за год в часах. По данным из проекта ГОСТ 32498—20хх, при 2-сменном режиме школы наработка tгод за год составляет 2250 часов.

При разнице энергопотребления в два раза и разумном сроке окупаемости светильников 3…5 лет стоимость замены может оказаться оправдана.

4. Юридические и этические аспекты

Проверить характеристики установленных светильников, а также создаваемую ими освещенность можно в темное время суток с помощью портативных приборов: люксметра, пульсметра и спектрометра. Протокол измерений имеет юридическую значимость, если приборы внесены в реестр средств измерений и имеют действующие свидетельства о поверке или калибровке.
В любом регионе есть представительства светотехнических компаний и лабораторий, которые по запросу пришлют в школу представителя с поверенными измерительными приборами.
Если люксметра, пульсметра и спектрометра найти не удалось, большинство параметров осветительной системы можно проверить на основании данных из паспортов светодиодных светильников и цветового кода в маркировке люминесцентных ламп.

Паспорта светильников, сертификаты соответствия и копии протоколов, на основе которых сертификаты выписаны, хранятся у завхоза или в бухгалтерии и могут быть затребованы для ознакомления. В паспортах должны быть приведены необходимые для составления протокола осмотра осветительной системы параметры. Дополнительным документом, иногда предоставляемым производителем, является протокол светотехнических испытаний светильника, подтверждающий указанные в паспорте характеристики. Этот комплект документов важен тем, что определяет ответственность производителя.

Выявленное несоответствие фактических, полученных измерениями, значений заявленным в паспортах светильников является основанием для гарантийной замены оборудования. Если производитель от ответственности отказывается, необходимо обратиться в Роспотребнадзор.
Если необходимые для соответствия санитарным нормам параметры в паспорте светодиодного светильника не указаны или указаны и не соответствуют нормативам, ответственность за несоответствие несет подписавший приказ о закупке.

Школа, возможно, не позволит представителям родительского комитета провести осмотр осветительной системы и не предоставит для ознакомления паспорта светильников, тем более для составления протокола. Но предложение родительского комитета такое обследование провести, несомненно, приведет к тому, что школа проведет обследование сама или закажет экспертизу. Что, в свою очередь, приведет к выявлению и устранению проблем.

Важно то, что определение несоответствия освещения нормативам не вызывает и не обостряет противостояния родители — школа, но направляет уже существующие отношения в конструктивное русло. Любые обстоятельства можно обсудить и решить ко всеобщему удовлетворению.

Если изменить не получается совсем ничего, можно согласиться с тем, что рано или поздно проведут капитальный ремонт здания и у следующего поколения учащихся освещение будет хорошим. А этому поколению вдобавок к высокой учебной нагрузке, чрезмерному использованию смартфонов и недостаточности прогулок придется пережить и низкое качество освещения.

5. Шаблон протокола осмотра осветительной системы

Пошаговое заполнение протокола осмотра позволяет найти проблемы осветительной системы и сделать однозначный вывод о необходимых мерах.

Если измерить некоторые параметры нет возможности, но расчет или экспресс-оценка показывают соответствие нормам, в протоколе отмечается, что претензий к этим параметрам нет. Результат оценки юридически не значим, но отсутствие претензий — значимо.

какое освещение должно быть в классе по санпину

Рис. 6. Шаблон протокола осмотра. Ссылка на файл: yadi.sk/i/kVk2OAcyXMMFKw

Авторы

Марина Ивановна Васильева, disano@mail.ru; руководитель светотехнического отдела ООО «Арлайт Рус» Александр Дмитриевич Гончаров, Alexander_G_@mail.ru; Анна Вячеславовна Кистенева, anna.kisteneva@rambler.ru; главный конструктор ООО «Комплексные Системы» Станислав Александрович Лермонтов, gades2000@mail.ru; ведущий специалист ОАО «АСТЗ» Андрей Алексеевич Храмов, xa2@mail.ru; международный консультант по энергоэффективности Программы развития ООН Анатолий Сергеевич Шевченко, eneff@yandex.ru.

Под редакцией Антона Сергеевича Шаракшанэ, к. ф.-м. н., МГМУ им. И. М. Сеченова, ИРЭ РАН, iva2000@gmail.com

Данный документ имеет статус препринта, и опубликован для публичного обсуждения со всеми заинтересованными лицами и организациями.

Редакция v2.6 от 2021.04.28, лицензия: cc by

Благодарности

За помощь в работе выражаем благодарность родителям школьников Ивану и Светлане Черновым, Марии и Павлу Ярыкиным, Вадиму Григорову, главе представительства компании ERCO в России Роману Мильштейну, инженеру Владиславу Лямину.

Источник

«Школьные» СанПиН – 2021: актуальные требования к помещениям, организации образовательного процесса и учебникам

какое освещение должно быть в классе по санпину
leremy / Depositphotos.com

В апреле текущего года, оглашая Послание Федеральному Собранию РФ, Президент РФ Владимир Путин заверил, что государство сделает все, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни. «Этот путь, конечно же, начинается в школе, она была и, уверен, будет для ребят вторым домом, который должен стать уютным и современным», – подчеркнул глава государства.

Стоит признать, что уютной и современной может быть только та школа, которая, помимо собственно реализации образовательных программ, способна создать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. В первую очередь, речь идет о санитарно-эпидемиологических требованиях и гигиенических нормативах, касающихся образовательных организаций.

С 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28, которым, в частности, определены санитарно-эпидемиологические требования к образовательным организациям (далее – СП 2.4.3648-20). Кроме того, с 1 марта действуют новые гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21), часть из которых также касается школ.

В преддверии нового учебного года не лишним будет вспомнить ключевые моменты указанных актов. Ознакомление с ними будет полезно как руководителям и сотрудникам образовательных организаций, так и школьникам и их родителям.

Требования к территории

Большинство требований к территории и помещениям общеобразовательных организаций аналогичны ранее действовавшим. Это касается, например, расположения школ – расстояние от них до жилых зданий не должно превышать 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности – 800 м, в сельских поселениях – 1 км. Если это требование не соблюдается, то для обучающихся следует организовать транспортное обслуживание до организации и обратно – причем нельзя, чтобы протяженность пути была более 30 км в одну сторону. Перевозка допускается только предназначенным для перевозки детей транспортом, а для маломобильных обучающихся – специально оборудованным транспортным средством для их перевозки. Ограничен и радиус пешеходной доступности от жилых домов до места сбора детей на остановке – до 1 км в сельских местностях и не более 500 м – в других населенных пунктах (п. 2.1.2 СП 2.4.3648-20).

Принципиальным отличием новых правил от старых является требование о размещении организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, только на собственной территории в отдельно стоящих зданиях. Более того, закреплен прямой запрет на их размещение в помещениях жилищного фонда, а также в функционирующих зданиях общественного и административного назначения (абз. 5-6 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20).

Несколько изменилось требование, запрещающее проводить через собственную территорию образовательных организаций магистральные нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы, сети инженерно-технического обеспечения, предназначенные для обеспечения населенных пунктов, а также изолированные (транзитные) тепловые сети, которыми непосредственно не осуществляется теплоснабжение объектов (п. 2.1.1 СП 2.4.3648-20). Прошлый СанПиН упоминал в этой части только о магистральных инженерных коммуникациях городского и сельского назначения – водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения (абз. 3 п. 2.2 СанПиН 2.4.2.2821-10, утратил силу).

Сохранились правила озеленения собственной территории общеобразовательных организаций. Не менее половины площади территории, свободной от застройки и физкультурно-спортивных площадок, должна быть занята зелеными насаждениями, в том числе и по периметру. Отклонение от этого параметра возможно только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в городах в условиях стесненной городской застройки. Что касается наличия на собственной территории плодоносящих ядовитыми плодами деревьев и кустарников, то их посадка по-прежнему запрещена (п. 2.2.1 СП 2.4.3648-20). Отметим, ранее СанПиН не допускал также посадку на территории образовательных учреждений колючих растений – теперь оговорки в отношении них в тексте правил нет.

Исчезло из требований и указание на удаленность от здания специально оборудованной площадки для сбора мусора. Если ранее ее предписывалось размещать в хозяйственной зоне на расстоянии не менее 20 м от здания, то теперь она должна быть размещена в непосредственной близости от въезда на территорию организации без учета расстояния от здания – главное, чтобы размеры площадки были на 1 м больше площади основания мусорных контейнеров с каждой стороны. По-прежнему разрешено использовать другие специальные закрытые конструкции для сбора мусора и пищевых отходов, включая те, что находятся на смежных с территорией общеобразовательной организации контейнерных площадках жилой застройки (п. 2.2.3 СП 2.4.3648-20).

Уточнена норма о зонировании собственной территории общеобразовательной организации – если ранее наряду с зоной отдыха, физкультурно-спортивной и хозяйственной зонами допускалось выделение учебно-опытной зоны, то сейчас о таковой не упоминается, зато дополнительно говорится об оборудовании парковочной зоны для маломобильных групп населения (п. 3.4.1 СП 2.4.3648-20).

При этом у общеобразовательных организаций осталась возможность пользоваться спортивными сооружениями и площадками, расположенными за пределами собственной территории, для проведения занятий по физической культуре и спортивных соревнований – но при условии, что последние оборудованы в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Собственные же спортивные площадки школ должны иметь полимерное или натуральное покрытие, а беговые дорожки и спортивные площадки – спланированы так, чтобы не возникало проблем с отводом поверхностных вод за пределы их границ при необходимости, так как проводить спортивные занятия и мероприятия на сырых площадках недопустимо, равно как и на площадках, имеющих дефекты (абз. 2 п. 2.2.2 СП 2.4.3648-20). Впрочем, не должна быть нарушена целостность покрытия всех проездов, подходов и дорожек на собственной территории общеобразовательной организации (п. 2.2.4 СП 2.4.3648-20).

Наконец, не допускается расположение на школьной территории построек и сооружений, функционально не связанных с деятельностью хозяйствующего субъекта. Также необходимо следить, чтобы на территории не появились грызуны и насекомые, включая клещей – бороться с ними можно способами, предусмотренными соответствующими санитарными правилами (п. 2.2.5-2.2.6 СП 2.4.3648-20).

Требования к помещениям

Соответствующие нормы санитарных правил предусматривают требования к:

При этом, в отличие от утративших силу СанПиН 2.4.2.2821-10, теперь допускается предусматривать трансформируемые пространства для многофункционального назначения – актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные классы (п. 2.3.2 СП 2.4.3648-20).

Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м /рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее место, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.

Отдельный блок правил касается учебной мебели – требования к ней учитывают не только функциональные размеры, которые должны соответствовать росту ребенка (например, ребенка ростом 130-145 см нужно обеспечить столом высотой 58 см и стулом с высотой сиденья 34 см, если рост составляет 145-160 см, то стол должен быть высотой 64 см, а стул – 38 см, при росте 160-175 см – 70 см и 42 см, а при 175-185 см – 76 см и 46 см соответственно), но и порядок расстановки ее в классе. Так, расстояние между столами и стенами, а также между рядами столов должно быть не меньше 50 см, от учебной доски до первого ряда столов – 240 см, а до последнего ряда столов – не больше 860 см. При этом меньшие по размеру парты должны стоять ближе к доске, а большие – дальше от нее. В учебных помещениях нельзя использовать табуретки и скамейки вместо стульев, а вся вновь приобретаемая мебель должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» (п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).

Еще одним важным требованием к учебным помещениям является их оборудование классными досками. Если в таком качестве используются учебные доски, для работы с которыми применяется мел, то они должны иметь темное антибликовое покрытие, а рабочее поле – подсвечено дополнительным источником искусственного освещения. При использовании маркерной доски выбираются цвета маркера контрастного цвета по отношению к цвету доски. Если же устанавливается интерактивная доска, то ее размер по диагонали должен составлять не менее 165,1 см, а размещение по центру фронтальной стены класса должно обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. «Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта», – отмечается в п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20. При этом угол видимости учебной доски для учеников младших классов должен составлять 45°, для остальных – 35°.

Также СП 2.4.3648-20 подробно описывают, какое освещение должно быть в учебных кабинетах. Речь идет о наличии естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения. При глубине классов более 6 м оборудуется правосторонний подсвет со стороны стены, противоположной светонесущей, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола. Система общего освещения включает потолочные светильники с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый, но в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светооизлучением недопустимо.

Предусмотрены уровни искусственной освещенности в учебных помещениях для детей старше 7 лет – не менее 300 люкс, в учебных кабинетах черчения и рисования, изостудиях, мастерских живописи, рисунка и скульптуры – 300 люкс, в мастерских трудового обучения – 400 люкс. При этом все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны иметь следов загрязнений (п. 2.8.2, 2.8.5, 2.8.9 СП 2.4.3648-20).

Наконец, следует учитывать и допустимые величины параметров микроклимата в образовательных организациях, а именно: диапазон допустимой температуры воздуха в учебных кабинетах – 18-24°С; относительная влажность воздуха – 40-60%; скорость движения воздуха – не более 0,1 м/с. Аналогичные параметры установлены для столовой, спортивного зала, актового зала, гардероба и вестибюля. В туалетных комнатах и комнатах гигиены девочек допускается температура до 26°С.

Требования к уборке

Особые требования СП 2.4.3648-20 предъявляют к обеспечению чистоты в образовательных организациях – причем это касается не только проведения уборки, но и специфики материалов, из которых изготовлены мебель и оборудование.

В свою очередь, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена для гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.

Самые жесткие требования к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации – их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причем по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно теплой водой с мылом или иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит забывать и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток – периодичность их очистки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.

Во всех видах помещений не реже одного раза в месяц должна проводиться генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств (п. 2.11.7 СП 2.4.3648-20). А после каждой уборки весь инвентарь подлежит промыванию с использованием моющих средств, ополаскиванию проточной водой и просушиванию. Храниться он должен в отдельном помещении или специально оборудованном месте, исключающем доступ к нему детей. Причем инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря (п. 2.11.3 СП 2.4.3648-20).

Если для обучения используется электронное оборудование, в том числе сенсорные экраны, клавиатуры, компьютерные мыши, их необходимо ежедневно дезинфицировать согласно рекомендациям производителя либо с использованием растворов или салфеток с содержанием не менее 70% спирта (п. 3.5.14 СП 2.4.3648-20).

Что касается требований к материалам и покрытию, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, то они касаются:

Не менее важное требование – отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. «При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи», – следует из текста санитарных правил.

Но соблюдать чистоту нужно не только в помещениях, но и на собственной территории общеобразовательных организаций. Так, вокруг школы не должно быть скопления мусора – последний следует собирать в мусоросборники, закрытые крышками, которые при заполненности на 2/3 от их объема нужно очищать. Сжигать мусор на собственной территории, в том числе в мусоросборниках, запрещено, равно как и использовать для очистки территории от снега зимой химические реагенты (п. 2.11.1 СП 2.4.3648-20).

Требования к организации образовательного процесса

Блок этих требований содержит предписания относительно времени начала и окончания занятий, их продолжительности, длительности перемен, уровня учебной нагрузки, продолжительности выполнения домашних заданий и т. д. Так, занятия в школах должны начинаться не ранее 8.00 – проведение нулевых уроков и обучение в три смены не допускается (п. 3.4.15 СП 2.4.3648-20). Заканчивать уроки следует не позднее 19.00, позже можно проводить только занятия в рамках реализации дополнительных образовательных программ и деятельности кружков (студий), спортивных секций, но и они должны быть завершены до 20.00 – для детей 7-10 лет и до 21.00 – для детей 10-18 лет. Между тем, факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков, предусматривая между их началом и последним уроком перерыв продолжительностью не менее 20 минут (абз. 13 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.

Максимальное количество уроков в рамках дневной суммарной образовательной нагрузки установлено для учеников 1-х классов – 4 урока в день, если в расписание включено 2 урока физкультуры в неделю, или 4 урока и 1 раз в неделю – 5 уроков, если в расписании значится 3 урока физкультуры в неделю. Аналогичный подход – только на 1 урок больше – применяется для обучающихся 2-4-х классов. Для 5-6-х классов максимум – 6 занятий, для 7-11-х классов – 8 занятий в день. В целом же учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе для первоклассников не должна превышать 21 час, для обучающихся 2-4-х классов – 23 часа, 5-х классов – 29 часов, 6-х классов – 30 часов, 7-х классов – 32 часа, 8-9-х классов – 33 часа, 10-11-х классов – 34 часа. При шестидневной учебной неделе учебная нагрузка варьируется от 26 до 37 часов в неделю, но для первоклассников соответствующего показателя нет, поскольку для них не предусмотрена возможность организации шестидневной учебной недели.

Кроме того, санитарными правилами оговорены нюансы размещения обучающихся в кабинетах. Относительно младших школьников предусмотрено размещение их в закрепленных за каждым классом учебных кабинетах, за исключением обучения, требующего специального оборудования. Что касается обучающихся 5-11-х классов, то для них образовательный процесс может быть организован по кабинетной системе, но только если такой способ позволяет обеспечить детей учебной мебелью в соответствии с их ростом во всех учебных кабинетах, включая лаборатории (п. 3.4.6-3.4.7 СП 2.4.3648-20).

Интересно, что ранее закрепленные нормы о рассадке детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, дальше от наружной стены, а также о периодической перемене мест обучающихся, сидящих на крайних рядах, в новые санитарные правила не попали. Следовательно, теперь при рассадке детей достаточно учитывать только их рост и наличие заболеваний органов дыхания, слуха и зрения (абз. 5 п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).

Среди требований к режиму учебного дня можно отметить обязательное включение различных форм двигательной активности, в том числе во время учебных занятий. Это может быть, например, организованный в середине урока перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей (п. 3.5.13 СП 2.4.3648-20). Физкультминутки, гимнастику для глаз, контроль за осанкой рекомендуется проводить в том числе во время письма, рисования и использования электронных средств обучения (абз. 3 п. 2.10.3 СП 2.4.3648-20).

Также в СП 2.4.3648-20 указано, что с целью профилактики переутомления в годовом календарном учебном плане обучающихся должно быть предусмотрено чередование периодов учебного времени и каникул. Минимальная продолжительность каникул – 7 календарных дней (абз. 6 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Организации учебного процесса касаются и правила, регламентирующие порядок использования электронных средств обучения, – таких, как интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки. Эти устройства обязательно должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия и использоваться без нарушений инструкции по эксплуатации и технического паспорта. Регламентирована минимальная диагональ монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается (п. 2.4.5 СП 2.4.3648-20).

Ограничена общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке. Например, использование интерактивной доски детьми до 10 лет не должно превышать 20 минут, старше 10 лет – 30 минут, компьютера – для учеников 1-2-х классов – 20 минут, 3-4-х классов – 25 минут, 5-9-х классов – 30 минут, 10-11-х классов – 35 минут. Важная оговорка имеется в части применения ноутбуков обучающимися начальных классов – это возможно только при наличии дополнительной клавиатуры (п. 3.5.4 СП 2.4.3648-20). Если же с помощью электронного средства детям демонстрируются фильмы, программы или иная информация, требующая ее фиксации в тетрадях, то непрерывно использовать экран учащимся начальных классов можно только 10 минут, 5-9-х классов – 15 минут. Наушники допускается применять непрерывно не более часа для всех возрастных групп, но при условии, что уровень громкости не превышает 60% от максимальной (п. 3.5.10 СП 2.4.3648-20).

В числе установленных запретов – одновременное использование детьми на занятиях более двух различных электронных средств (например, интерактивной доски и персонального компьютера, интерактивной доски и планшета, причем если используются 2 средства, то суммарное время работы с ними не должно превышать максимума по одному из них), использование для образовательных целей мобильных средств связи и размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций. А в числе нормируемых параметров – зрительная дистанция до экрана не менее 50 см, а для планшетов – размещение на столе под углом наклона 30° (п. 3.5.7 СП 2.4.3648-20). Более подробно продолжительность использования электронных средств обучения расписана в отдельной таблице в СанПиН 1.2.3685-21 – с указанием не только предельного времени использования на уроке, но и суммарно за день в школе и дома, в том числе в рамках досуговой деятельности.

Некоторые правила относятся и к организации внеурочной деятельности. Часы, отведенные на таковую, должны быть организованы в формах, отличных от урочных. Это могут быть проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализация образовательных проектов, организация экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и т. п. (абз. 3 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Требования к учебникам

Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:

Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.

Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими («рваными») штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).

Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство даже в условиях распространения новой коронавирусной инфекции продолжило курс на совершенствование условий пребывания детей в школах, в том числе – посредством актуализации государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Новые требования важны для хозяйствующих субъектов, осуществляющих подлежащую лицензированию образовательную деятельность. Ведь без подтверждения их соответствия санитарному законодательству, включая новые санитарные правила и гигиенические нормативы, невозможно получить заключение Роспотребнадзора, необходимое для их функционирования (п. 1.4 СП 2.4.3648-20). И хоть объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу документов, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию, разрешено эксплуатировать в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, максимальное приближение организаций к установленным нормативам будет достойным показателем заботы об обучающихся и послужит защитой от возможных придирок контролирующих органов.

Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *