какое оборудование применяется при тушении лесного пожара
Методы и способы тушения лесных пожаров
Тушение лесного пожара разделяется на следующие последовательно осуществляемые стадии (фазы):
Наиболее сложными и трудоемкими являются остановка и локализация пожара. Надежная локализация пожара представляет собой решающую фазу работ по его тушению.
При тушении лесных пожаров применяются следующие способы и технические средства:
Остановка распространения пожара осуществляется непосредственным воздействием на его горящую кромку. Это дает возможность выиграть время и затем сосредоточить силы и средства на более трудоемких работах по его локализации – прокладке заградительных полос и канав и на необходимой дополнительной обработке периферии пожара с тем, чтобы исключить возможность возобновления его распространения.
Захлестывание, засыпка грунтом или заливка (особенно с помощью лесных огнетушителей) кромки пожара водой или растворами химикатов в большинстве случаев обеспечивает лишь временную остановку распространения кромки пожара, причем горение кромки часто через некоторое время возобновляется и пожар продолжает распространяться. Поэтому локализованными следует считать только те пожары, вокруг которых проложены заградительные минерализованные полосы или канавы, надежно преграждающие пути дальнейшего распространения горения, либо, когда у руководителя тушения имеется полная уверенность, что применявшиеся другие способы локализации пожаров также надежно исключают возможность их возобновления.
Дотушивание пожара заключается в ликвидации очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации. Окарауливание пожара состоит в непрерывном или периодическом осмотре пройденной пожаром площади с целью предотвратить возобновление пожара от скрытых очагов, не выявленных при дотушивании.
При выборе тактических приемов и способов тушения лесных пожаров руководитель тушения должен учитывать особенности лесной растительности, рельеф местности (горный, равнинный), категорию земель (лесная, покрытая или не покрытая лесной растительностью), мерзлотность и скелетность почв, вид пожара, его интенсивность и размер, текущие и прогнозируемые погодные условия, наличие сил и средств борьбы, а также особенности тушения пожаров на участках лесного фонда, загрязненных радионуклидами. Его усилия должны быть направлены на обеспечение наиболее быстрой остановки и локализации пожара находящимися в его распоряжении силами и средствами. При этом должны быть учтены максимальное использование имеющихся на местности препятствий для распространения пожара и возможности применения наиболее эффективных тактических приемов и технических способов тушения.
Захлёстывание огня по кромке низового пожара
Захлестывание (сбивание) пламени на кромке низового пожара применяют для остановки продвижения огня, используя обычно пучок из свежесломанных веток лиственных пород, срубленное небольшое деревце длиной 1.5…2 м или другие подручные средства, например, мешковину, прорезиненную ткань либо другую материю, прикрепленную к палке. Сбивание огня на кромке пожара указанными средствами осуществляют при тушении низовых пожаров слабой и средней интенсивности. Удары по горящей кромке наносят резкими движениями под углом 45…30 град. к поверхности земли, прижимая при этом веник к земле и протягивая его в сторону пожарища. После каждого удара веник отряхивают над выгоревшей площадью от прилипших тлеющих углей.
Подробная статья по ссылке:
Захлёстывание огня по кромке низового пожара
Засыпка кромки низового пожара грунтом
Для засыпки кромки грунтом из прикопок лопатой берут грунт и веером бросают на горящую кромку. Бросок следует направлять вдоль кромки или под углом к ней. Вначале сбивают грунтом пламя, а затем засыпают им тлеющую кромку сплошной полосой шириной 40 – 60 см и толщиной 6 – 8 см.
Горящие пни, валежник, порубочные остатки и другие очаги засыпают грунтом полностью и более плотным слоем.
При наличии в лесничестве лесопожарного мотогрунтомета, который тушит кромку пожара, забрасывая грунтом, скорость тушения кромки пожара многократно возрастает.
Огонь без доступа кислорода затухает под частицами земли. Однако данный способ результат хорош, если почва на пожарище рыхлая, что не составляет особого труда для добычи земли. Также усугубляется положение на дернистых участках, когда комья земли не рассыпаются.
Поэтому данный способ лучше применять на легких песчаных и супесчаных слабозадернелых почвах.
Засыпка кромки низового пожара грунтом
Прокладка на пути распространения пожара заградительных минерализованных полос и канав
Заградительные и опорные минерализованные полосы и канавы прокладывают в целях:
Для прокладки заградительных и опорных полос могут применяться следующие почвообрабатывающие орудия и механизмы:
Заградительные полосы в зависимости от интенсивности и скорости распространения пожара и вида применяемого орудия прокладывают одинарные или двойные, а при необходимости прокладки более широких полос – их создают в несколько ходов. Однако необходимо иметь в виду, что прокладка перед кромкой пожара широкой заградительной полосы с помощью почвообрабатывающей или землеройной техники требует значительно больших затрат времени, чем создание такой полосы отжигом. Поэтому в таких случаях лучше применять отжиг от опорной полосы.
Каждая заградительная полоса создается на некотором удалении от кромки пожара и должна своими концами упираться на какие-либо естественные или искусственные противопожарные барьеры (дороги, ручьи, минерализованные полосы и др.)
Для прокладки канав применяют плуг – канавокопатель ПКЛН-500А, прокладывающий канаву глубиной 0.5 м и шириной по дну 0.3 м и канавокопатель ЛКН-600, прокладывающий канаву глубиной 0.7 м и шириной по дну – 0.3 м.
При отсутствии механизированных средств или нецелесообразности либо невозможности их применения (в случаях небольших пожаров, трудностей маневрирования из-за густоты древостоя и т.д.) заградительные полосы можно прокладывать с помощью ручных орудий, удаляя граблями напочвенный покров (на легких почвах с незначительным покровом) или снимая дернину (лопатами или мотыгами) до минерального слоя.
Заградительные (опорные) минерализованные полосы и канавы прокладывают и с помощью взрывчатых материалов. Этот способ применяют авиапожарные подразделения в соответствии с Технической инструкцией по безопасному ведению взрывных работ при борьбе с лесными пожарами и Едиными правилами безопасности при взрывных работах, главным образом, в районах авиационной охраны лесов.
Прокладка заградительных минерализованных полос
Заградительные полосы в зависимости от интенсивности и скорости распространения пожара и вида применяемого орудия прокладывают одинарные или двойные, а при необходимости прокладки более широких полос – их создают в несколько ходов. Однако необходимо иметь в виду, что прокладка перед кромкой пожара широкой заградительной полосы с помощью почвообрабатывающей или землеройной техники требует значительно больших затрат времени, чем создание такой полосы отжигом. Поэтому в таких случаях лучше применять отжиг от опорной полосы.
Расположение линии отсечки огня
Далее приведены основные принципы, применимые к определению места расположения линии отсечки огня:
Линия отсечки огня
Минимальное удалении линии отсечки от зоны горения
Графическое обозначение на примере теплового света
Таким образом, пожарные, строящие линию отсечки огня выше по склону, подвергаются риску быть обойденными огнем с флангов или же того, что при вынужденном отступлении огонь легко сможет догнать их.
Пуск отжига встречный пал
Встречный пал – является наиболее эффективным способом, применяемым при тушении верховых, а также низовых лесных пожаров высокой и средней интенсивности. Встречный пал позволяет быстро останавливать распространение указанных пожаров небольшими по численности силами.
Встречный пал (отжиг) выжигание напочвенных горючих материалов перед кромкой лесного пожара. Отжиг производится от имеющихся на лесной площади рубежей: дорог, троп, речек, минерализованных полос и других естественных или искусственных преград, а при их отсутствии – от опорных полос, специально проложенных вручную, с помощью почвообрабатывающих орудий, ВВ, растворов химических веществ и другим способом, шириной не менее 0,3 м.
Пуск отжига осуществляют, прежде всего, против фронта пожара на таком расстоянии, чтобы до кромки низового лесного пожара выгорела полоса шириной не менее 10 м. При верховых лесных пожарах в зависимости от силы ветра и скорости распространения пламени необходимо отжечь полосу шириной 100-200 м.
Наиболее оптимальным временем применения отжига являются вечер и раннее утро, когда снижается интенсивность горения, и такие пожары в большинстве случаев полностью или частично переходят в низовые. В этих условиях пожар может быть остановлен выжженной полосой значительно меньшей ширины, и пуск отжига можно осуществить на более близком расстоянии от пожара.
Подробная статья по ссылке:
Для ускорения выжигания полосы в зависимости от вида пожара, скорости ветра, рельефа местности и лесных горючих материалов используют различные способы отжига. При тушении верхового лесного пожара наиболее целесообразно использовать способ ступенчатого огня, который заключается в создании (дополнительно к основной опорной полосе) двух других полос, прокладываемых параллельно на расстоянии 1-30 м друг от друга. От каждой полосы производят отжиг, начиная с ближайшей к пожару.
При тушении быстро распространяющихся низовых лесных пожаров, в т.ч. на открытых участках (вырубках, редколесьях), где отсутствует опасность перехода низового огня в верховой, ускоренное выжигание полосы осуществляется способом опережающего огня или способом «гребёнки». В первом случае отжиг осуществляют от опорной полосы, и на расстоянии 4-8 м производят дополнительный отжиг в две и три ступени без опорной полосы. При способе «гребёнка» поджигание покрова осуществляют не только вдоль опорной полосы, но и перпендикулярно к ней через каждые 6-8 м.
1. Для пуска «встречного огня» рекомендовалось рубить широкую просеку с канавой посередине.
Отжиг же делают от опорной линии, в качестве которой может служить узкая минерализованная полоска (шириной около 40 см), дорога, тропа, ручей, край сырой лощины или заболоченного участка, а весной, до просыхания подстилки, даже просто смоченная из опрыскивателя полоса.
2. Перед пуском «встречного огня» требовалось сложить по краю канавы, обращенному к пожару, вал из сучьев, веток, лесного хлама, чтобы враз вспыхнуло большое пламя.
Для отжига, наоборот, убирают валежник и излишний горючий материал с края опорной полосы, обращенной к пожару, чтобы при поджигании пламя вначале было слабым и огонь не мог перейти опорную линию.
3. Пуск «встречного огня» должен был происходить в опасной близости от фронта верхового пожара, по сигналу, в момент появления «встречной тяги». Уловить этот момент и одновременно поджечь длинный вал — для этого требовалось большое искусство и присутствие духа. А если учесть, что достаточно сильная «встречная тяга», как правило, не наблюдается, то подожженный вал чаще всего только усиливал верховой пожар. Поэтому эффективные описания пуска «встречного огня» имеются, как правило, лишь на страницах художественных произведений.
Отжиг, напротив, начинают заблаговременно, не дожидаясь подхода кромки пожара, и ведут его непрерывно, зажигая напочвенный покров по краю опорной линии. Двигаясь против ветра, пламя отжига не может перейти на кроны и вызвать верховой пожар. Таким образом, для проведения отжига совсем не требуется особого искусства и высокой храбрости. Это простой, безопасный и надежный метод.
Неудача отжига, сопровождаемая некоторой опасностью, может возникнуть в том случае, если опорная линия выбрана и проложена слишком близко перед фронтом пожара и пламя отжига не успело выжечь полосу необходимой ширины.
Другая неудача отжига наблюдается при нарушении условий непрерывного зажигания, по мере готовности опорной линии, т.е. отжиг не делают до тех пор, пока не будет готова вся опорная линия, а затем зажигают покров вдоль всей опорной линии одновременно (как при пуске «встречного огня»). В результате бывает упущено время для выжигания достаточно широкой полосы против «головы» пожара, а главное при одновременном зажигании вдоль всей опорной линии трудно заметить и своевременно потушить все искры, которые перелетают через опорную линию в пусковой момент. Для тренировки в отжиге можно использовать проведение целевых палов.
Тушение горящей кромки водой и водным раствором пенообразователя
Наиболее эффективным и распространенным средством тушения лесных пожаров является вода. Она может применяться для тушения низовых, верховых (устойчивых) и почвенных (подстилочных и торфяных) лесных пожаров, причем в зависимости от вида пожара, условий, в которых он распространяется, наличия воды и вида используемых механизмов применением этого способа могут решаться задачи как предварительной остановки распространения кромки пожара, так и полного его тушения.
Для тушения лесных пожаров водой используют насосные установки пожарных автоцистерн, пожарные мотопомпы (переносные, прицепные, малогабаритные), навесные насосы, работающие от моторов автомобилей, а также лесные огнетушители. Кроме того, для тушения низовых и торфяных пожаров можно применять водораздатчики, поливочные машины и агрегаты для подачи (перекачки) воды к пожару.
Воду применяют в виде мощной компактной либо распыленной струи. Мощная компактная струя разрушает структуру горящих материалов, перемешивает их с грунтом и отбрасывает на уже пройденную огнем территорию.
Подробная статья по ссылке:
В целях увеличения огнетушащих свойств воды в нее добавляют смачиватели (поверхностно активные вещества «ПАВ»), снижающие поверхностное натяжение жидкости и делающие ее более проникающей в мельчайшие поры. Воду со смачивателями следует применять при тушении низовых и почвенных пожаров, а также при дотушивании пожаров.
Использование пенообразователей или других добавок (смачивателей, полимеров) увеличивает эффективность тушения и экономит воду.
Тушение горящей кромки раствором пенообразователя
С помощью лесных огнетушителей можно тушить низовые пожары слабой и средней интенсивности. Применение ранцевой аппаратуры наиболее целесообразно при наличии вблизи пожара водоисточников, а также в горных условиях, где использовать для тушения лесных пожаров грунт и почвообрабатывающие орудия в большинстве случаев невозможно и вода (хотя бы привозная) часто является почти единственным эффективным средством пожаротушения, особенно для тушения горения в расщелинах между камнями.
При мощном слое подстилки и на задернелых почвах ранцевая аппаратура менее эффективна. Здесь следует применять мощную сплошную струю с помощью насосных установок со значительно большим расходом воды на квадратный метр горящей площади.
Сплошные дальнобойные струи следует применять также при тушении сильных очагов горения (в скоплениях хлама и т.п.) и для тушения огня на высоких сухостойных деревьях.
Для тушения почвенных (подстилочных и торфяных) пожаров образовавшуюся спекшуюся корку разбивают мощными струями воды со смачивателем, превращая горящий торф в жидкую массу и сильно промачивая торф, прилегающий к очагу.
При таком способе требуется расход воды до 50 л на 1 кв. м горящей кромки, в связи с чем тушение обычно проводится водой из имеющегося вблизи пожара водоисточника.
Более эффективным для локализации и тушения водой торфяных пожаров является применение торфяных стволов (ТС-1 и ТС-2), с помощью которых в почву вокруг очага нагнетается под давлением 30 – 40 м водяного столба вода со смачивателем. С применением ствола ТС-1 можно тушить пожары с глубиной прогорания 1,2 м, а ствола ТС-2 – до 2 м.
Для подачи воды в торфяные стволы необходимы рукава диметром 26 мм. Если в комплекте мотопомпы или другой пожарной машины узких рукавов на нужную протяженность нет, используют рукава диаметром 51 или 66 мм, которые подключают к насосу, а в конечную линию через переходные головки и разветвления подключают рукава диаметром 26 мм.
При тушении пожаров водой широкое применение получили мотопомпы, с помощью которых воду подают из водных источников по пожарным рукавам на кромку пожара: наиболее часто используемые из них малогабаритные МЛП-0,2 (плавающая), МЛВ- 2/12, МЛВ-22/0,25 и переносные МП-600, МП-800Б.
Организуя тушение лесного пожара с подачей воды из имеющегося в лесу водного источника, руководитель тушения должен:
Площадка (место) у водного источника для установки насосного агрегата и его оборудования должна быть ровной. Ее высота над зеркалом водоема не должна превышать технически допустимую высоту всасывания, указанную в паспорте агрегата. Расстояние между насосом и забором воды должно соответствовать общей длине имеющихся в комплекте агрегата всасывающих рукавов.
Магистральную линию следует прокладывать к фронту пожара по кратчайшему расстоянию по возможности, минуя резкие подъемы, спуски и повороты.
При прокладке магистрали на большие высоты, когда подача воды не может быть обеспечена одним насосом, применяется способ перекачки – последовательное соединение двух или более насосных агрегатов. При этом первые насосы работают на слив, перекачивая воду в установленные на магистральной линии промежуточные буферные емкости. Последний агрегат забирает воду из крайней емкости и подает ее на кромку пожара.
Прокладка магистральной линии к фронту пожара
Применение химических веществ
Для тушения лесных пожаров используют различные химические составы. Они подразделяются на смачивающие, огнезадерживающие (ретарданты) и огнегасящие.
Добавление в воду специальных химических составов повышают эффективность применения воды в 2-4 раза.
Из смачивающих химикатов наиболее известен сульфанол. Это легкий желтый порошок, быстрорастворимый в воде. Его добавка в количестве 30 г на ведро воды (0,3 % по весу к воде или другим растворам) повышает смачивающие свойства. В качестве поверхностно активных веществ (ПАВ) можно рекомендовать также средства типа ПО-6НП, ПО-6ЦТ, ПО-1, ПО-6 и др. В настоящее время для тушения лесных пожаров разработан пенообразователь “ФАЙРЭКС”, которой как смачиватель применяется с концентрацией раствора 0,3-0,5%, а для создания заградительных полос пеной с концентрацией 1%. Водные растворы сульфанола и другие смачиватели незаменимы для борьбы с устойчивыми почвенными пожарами, особенно с торфяными, они способны быстро проникать в толстые слои торфа и лесные подстилки.
Растворы огнетушащих солей и растворы ПАВ готовят и хранят на пожарно-химических станциях в специальных емкостях и доставляют к пожару в цистернах пожарных машин, полиэтиленовых канистрах, а также непосредственно в резервуарах лесных огнетушителей или готовят на месте работ.
При их хранении, транспортировке и использовании необходимо также строго соблюдать санитарно-гигиенические требования.
Огнетушащие химикаты применяют для тушения горения на кромке низового пожара, создания опорных полос для отжига, а также для дотушивания оставшихся очагов горения после локализации пожара.
Для приготовления воднохимических растворов и применения их при тушении пожаров работники осуществляющие данные работы должны хорошо ознакомиться:
Лиц, работающих с химическими составами, обеспечивают комплектом спецодежды. При приготовлении рабочих растворов исполнителей необходимо снабжать очками и респираторами. Емкости, резервуары и РЛО, предназначенные для работы с химрастворами, должны иметь яркую надпись “Для растворов ХВ”. После окончания работы с химикатами необходимо снимать одежду, мыть тщательно руки, лицо, прополаскивать рот и горло. Курить во время работы с химикатами запрещается.
Любые химические составы применяемые на тушении лесных пожаров должны обладать экологической безопасностью для окружающей среды и санитарной безопасностью для людей работающих в зоне лесного пожара.
Искусственное вызывание осадков из облаков
Искусственное вызывание осадков применяется для тушения крупных пожаров, когда борьба обычными средствами невозможна или малоэффективна, а также в отдаленных местностях для тушения множества одновременно действующих мелких и средних очагов лесных пожаров. Практика применения дорогого и экологически небезупречного способа с использованием химических реагентов для создания облачности и вызывания осадков показала его неэффективность.
В последние годы апробирован и прошел серию натурных испытаний более чистый с точки зрения экологии способ инициирования осадков над очагами природных пожаров. Он заключается в использовании ионизаторов типа “ГИОНК”. Ионизаторы и их комплексы позволяют инициировать осадки в виде дождя над очагами пожаров на больших площадях (до 100 тыс. гектаров) от нескольких часов до трех суток, а также снизить класс пожарной опасности погодных условий с V (чрезвычайная пожарная опасность) до I (отсутствие пожарной опасности).
Применение указанного способа возможно лишь при наличии в районе действующих пожаров мощных переохлажденных кучевых облаков. В вершины таких облаков с самолета вводятся специальные реагенты (в настоящее время применяют йодистый свинец или сернистую медь), мельчайшие частицы которых становятся ядрами кристаллизации переохлажденной воды. Реагенты вводят из расчета 10…14 г йодистого свинца или 100…120 г сернистой меди на 8…10 куб. км облачной массы. Реагенты, вызывающие осадки, могут вводиться в облака и с помощью ракет, запускаемых с Земли.
Мониторинг хода тушения лесных пожаров с помощью авиации
Для тушения удаленных, быстро распространяющихся лесных пожаров в районах авиационной охраны лесов, а также пожаров, действующих на участках лесного фонда, загрязненных радионуклидами, применяют самолеты – танкеры, взлетающие с сухопутных аэродромов, и гидросамолеты (амфибии), оборудованные специальными емкостями для забора, перевозки и слива воды и огнетушащих составов ОС-А1 и ОС-А2 на кромку пожара или создания перед фронтом пожара заградительной полосы, а также вертолеты с выливными устройствами.
С помощью применяемых для тушения с воздуха самолетов и вертолетов решаются задачи:
Возможность и целесообразность применения авиационных методов тушения в каждом отдельном случае решается руководителями соответствующих органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и обслуживающих баз авиационной охраны лесов.
Литература:
Тема 6. Основные технические средства борьбы с лесными пожарами
При борьбе с лесными пожарами рекомендуется использование следующих машин и оборудования.
а) Почвообрабатывающие орудия, применяемые для прокладки заградительных и опорных минерализованных полос: плуги однокорпусные (ПКБ-75, ПБН-75); плуг лесной полосной ПЛН-135; плуг-канавокопатель ПКЛН-500А; фреза лесная ФЛУ-0,8; бульдозерная установка Д-271; плуг конный ПГ-25.
б) Машины, применяемые для прокладки заградительных минерализованных полос: бульдозер Д-533; полосопрокладыватель ПФ-1.
в) Орудия, применяемые для прокладки канав: канавокопатель ЛКН-600.
Технические средства борьбы с торфяными пожарами
При борьбе с торфяными пожарами рекомендуется использование машин и оборудования, указанных в п. 2.1.3, в частности: почвообрабатывающие орудия для прокладки заградительных и опорных минерализованных полос (плуги, бульдозеры, полосопрокладыватели, канавокопатели), АЦ, мотопомпы и пожарные насосы, специальные лесопожарные агрегаты в том числе комплексного действия) для тушения пожаров водой и огнетушащими химикатами, лесопожарныеагрегаты, вездеходы и тракторы.
Из специальных технических средств наиболее эффективным средством для локализации и тушения водой торфяных пожаров является применение торфяных стволов (ТС-1 и ТС-2).
Ствол пожарный торфяной комбинированный ТС-2
Мотопомпа пожарная переносная нормального давления МПН-800/80
Мотопомпы пожарные «ГЕЙЗЕР»
Многофункциональный мотонасос прицепной ММП-2400С
Мотонасос пожарный высоконапорный МНПВ-90/300
Гусеничная пожарная машина ГПМ-10
Трактор лесопожарный МСН-10 ПМ
Пожарная машина на гусеничном шасси ЛХТ-100А-12
ж) Ранцевые огнетушители-опрыскиватели: ранцевый лесной опрыскиватель РЛО-М; огнетушитель ранцевый ОРМ-1; химический опрыскиватель ОРХ-3; ранцевый пневматический огнетушитель РООП-4А; ранцевый опрыскиватель ОР; ОЛУ-16 огнетушитель лесной универсальный (для воды, растворов огнетушащих солей, эмульсий, пенообразователей и огнетушащих порошков).
и) установка для получения и подачи газонаполненной пены компрессионным способом УГНПпредназначена для получения и подачи пены низкой и средней кратности при тушении пожаров без использования пеногенераторов.
Установка представляет собой мотонасосный агрегат, смонтированный на несущей раме и закрытый защитными кожухами. Также выпускаются и агрегатные варианты, предназначенные для установки в отсеках пожарных автомобилей, пожарных автомобилей повышенной проходимости и на гусеничной технике.
Основные преимущества газонаполненной пены:
— экономия воды и пенообразователя за счет более эффективного их использования;
— повышенная дальность действия. При равных инерционных показателях (при одинаковом расходе по воде) дальность подачи струи от УГНП в полтора, два раза выше, чем дальность подачи обычной сплошной струи воды. Это объясняется отчасти упругими свойствами сжатого воздуха, который на выходе из ствола придает струе дополнительный импульс. В сравнении же с традиционными пенными аналогами (ГПС и др.) разница по дальности еще более значительна: в 3-4 раза;
— подача пены на большие высоты. Это одно из наиболее важных преимуществ газонаполненной пены. Известно, что при подъеме жидкости на высоту сила тяжести поднятого столба жидкости преодолевается давлением насосной установки. Установки УГНП создают пену кратности от 10 до 60 и выше. Такая пена, соответственно, в 10…60 раз легче, чем вода. Значит, при одинаковом давлении высота подъема пены будет во столько же раз больше, чем для воды. Кроме того, в случае с газонаполненной пеной на конце рукавной линии не требуется обеспечивать высокое давление, как например, для установок «Пурга» (8 атм. и более), а вполне достаточно будет 2. 3 атм;
— удобство работы с легкими рукавами. Как уже отмечалось, рукава с готовой пеной в десятки раз легче, чем рукава с водой или раствором пенообразователя. Соответственно меньше и реакция струи;
-особые свойства пены. В зависимости от содержания в пене сжатого воздуха различают «мокрую» и «сухую» пену. Последнюю еще называют «липкой» пеной. «Липкой» она считается потому, что в силу особенностей формы и физических свойств струи (плотность, скорость движения и др.) такая пена хорошо прилипает к вертикальным поверхностям, создавая защитный слой, и достаточно долго на них удерживается.Таким образом, «сухая» пена может послужить барьером против распространения огня и защитит объекты от теплового излучения вблизи очага пожара. С помощью такой пены можно ограничивать развитие лесных пожаров.«Мокрую» пену, обладающую большей подвижностью и большей дальностью струи, предпочтительнее использовать, в частности, для тушения ГСМ. Получают ее на том же пенообразователе и том же ПТВ, что и «сухую». Достаточно только выставить на пульте управления меньшее значение кратности.
Технические характеристикиустановки для получения и подачи газонаполненной пены компрессионным способом УГНП-800:
№ п/п | Наименование параметра | Значение параметра |
1 | Модель приводного двигателя | ВАЗ 21124 |
2 | Номинальная мощность двигателя, л.с. | 68 |
3 | Номинальная подача центробежного насоса, л/мин | 800 |
4 | Номинальный напор центробежного насоса, м | 80 |
5 | Диапазон регулирования концентрации ПО, л/мин | 100 |
6 | Диапазон регулирования кратности воздуха | от 5 до 60 |
7 | Максимальная производительность компрессора, л/мин | 3000 |
8 | Количество и уловный диаметр всасывающих патрубков, мм | 1×Dy80, 1×Ду65 |
9 | Количество и условный диаметр напорных патрубков, мм | 4×Dy50 |
10 | Габаритные размеры установки, мм | 1680*1100*1350 |
11 | Масса общая (сухая), кг, не более | 650 |
Установка для получения и подачи газонаполненной пены компрессионным способом УГНП-800
Создание защитного барьера из «сухой» пены для локализации низовых пожаров в лесу
к) пожарная автонасосная станция ПНС-100 (43114)-50ВР
Пожарная автонасосная станция ПНС-100 (43114)-50ВР предназначена для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
Пожарная автонасосная станция ПНС-100 (43114)-50ВР
Шасси КамАЗ-43114 (6×6)
Максимальная скорость, км/ч 90
Подача насоса, л/с 100
Напор насоса, м 100
Число мест боевого расчета 3
Масса полная, кг 12725
Габаритные размеры, м 7,7×2,5×3,2
л) Комплексы пожарные насосно-рукавные
Забор воды осуществляется практически из любых водоисточников даже труднодоступных.
Комплекс состоит из:
— автомобиля специального с погрузочно-разгрузочным оборудованием типа “мультилифт” для перевозки различных модулей;
— насосного модуля контейнерного типа с погружными насосами, перекачивающим насосом и дизельным двигателем;
— пожарного лафетного ствола ЛС(Д)-В330Уш (технические характеристики приведены в таблице).
Технические характеристики комплекса пожарного насосно-рукавного модульного “Шквал”:
Насосно-рукавный комплекс “Поток” предназначен для проведения пожарно-спасательных работ даже в условиях слаборазвитой или разрушенной инфраструктуры.Комплекс состоит из:
— специализированного транспортировочного шасси повышенной проходимости с кабиной для боевого расчета и погрузочноразгрузочным механизмом МПР-18Т.52 типа «мультилифт»;
— насосного модуля с насосом повышенной производительности для забора воды;
— рукавного модуля для механической прокладки рукавной линии, снабжённого пожарными рукавами и устройством для сборки рукавных линий;
Комплекс комплектуется сертифицированным пожарно-техническим вооружением, аварийно-спасательным оборудованием и инструментом.
Время разгрузки-погрузки пожарного комплекса не превышает 100 секунд. Модульная система позволяет компоновать комплекс в различных вариантах – 2 насосных или 2 рукавных модуля.
Технические характеристики насосно- рукавного комплекса “Поток”
Наименование параметра | Значение | |
Модуль насосный | Стандартная подача | Повышенная подача |
Номинальная подача, л/мин | 3500 | 8000 |
Номинальное рабочее давление, МПа | 0,95 | 0,21 |
Максимальное рабочее давление, МПа | 1,6 | 1,15 |
Максимальная геометрическая высота, на которую возможен подъем воды от погружного насоса, м | 60 | 60 |
Максимальное удаление от модуля, на котором возможен забор воды, м | 60 | 60 |
Габаритные размеры, мм (длина × ширина × высота) | 4200×1160×1800 | |
Масса снаряжённая, кг | 3000 | |
Модуль рукавный | ||
Габаритные размеры, мм (длина × ширина × высота) | 4200×1160×1800 | |
Диаметр рукава, мм | 150 | |
Рабочее давление, МПа | 1,4 | |
Разрывное давление, МПа | 4,2 | |
Масса рукава длинной 1 м, кг | 2,5 | |
Температура эксплуатации, Со | -30…+80 | |
Общая длина рукавов в модуле, м Стандартное/увеличенное кол-во рукавов | 1150/1760 |
м) Насосная станция «MCSSIGMA»
Насосная станция «MCS SIGMA»
— создания автономных систем подачи воды в больших объемах на значительные расстояния (орошение и обводнение);
— создания автономных систем противопожарной защиты;
н) Для пожаротушения в условиях, связанных с высоким риском для жизни и здоровья личного состава, в том числе пожаротушения в труднопроходимой местности в условиях возможного осколочно-фугасного и радиационно-химического поражения ФГБУ ВНИИПО МЧС России совместно с ведущими отечественными предприятиями на базе шасси МТ-ЛБуразработан многофункциональный мобильный роботизированный комплекс пожаротушения типа КЕДР, прототипом которого является машинаГПМ-10, в составе насосно-рукавной машины и машины пожаротушения. Комплекс отличается высокой проходимостью, повышенной защищенностью от воздействия опасных внешних факторов, а также возможностью управлять как в экипажном режиме, так и в дистанционном – по радиоканалу.
— для подачи огнетушащих веществ в очаг пожара с помощью лафетного ствола, а также для тушения низовых ландшафтных пожаров с помощью специальных оросителей, установленных на корпусе машины (КЕДР-П);
— для обеспечения подачи воды в зону пожаротушения из естественных водоисточников с различной структурой береговой полосы (пологий подход, пирс) и откачки воды из зон затопления и аварийных технологических объектов в ручном и дистанционном режиме управления с помощью выносного погружного насоса (КЕДР-НР).
Скорость движения | Не менее 60 км/ч |
Скорость движения на плаву | Не менее 4 км/ч |
Скорость движения в дистанционном режиме | Не менее 15 км/ч |
Мах. угол подъема | Не менее 35 град. |
Длина | 7500 мм |
Ширина | 3200 мм |
Высота | 2800 мм |
Масса | 16 т |
Максимальное давление на грунт | 0.4 кгс/см2 |
Базовое шасси | МТ-Лбу (Россия) |
КЕДР-П | |
Объем водяной цистерны | 3200 л |
Объем пенобака | 300 л |
Водяной насос | НЦПК-40/100-4/400 |
Подача воды | 40 л/с |
Напор воды | 10 атм |
Дальность водяной сплошной струи | до 60 м |
КЕДР-НР | |
Запас пожарных рукавов D 150 mm | 1000 м |
Расход воды в режиме подачи воды для пожаротушения | 60 л/с |
Напор воды в режиме подачи воды для пожаротушения | 10 атм |
Расход воды в режиме откачки | 120 л/с |
Напор воды в режиме | 2 атм |
В качестве перспективной пожарно-спасательной машины для работы в труднопроходимой заболоченной местности предлагается использовать шасси тяжелого снегоболотохода ТТМ-6901 ГР, в том числе и для создания пожарно-спасательных роботизированных комплексов тяжелого класса.
Данная машина обладает следующими техническими характеристиками:
Снаряженная масса 16000 кг
Грузоподъемность 8500 кг
Среднее давление на грунт 0,2 кг/см2
Максимальная скорость 18 км/ч
Максимальная скорость на плаву 5 км/ч
Количество мест в кабине 3
Габаритные размеры (LxBxH), мм 8700х4160х3400
Размер грузовой платформы (LxH), мм 6700х3060
Двигатель ЯМЗ-238Б Турбодизель, V8, 14,86 л., 300 л.с.
В качестве возможных вариантов исполнения данной пожарно-спасательной машины предлагаются следующие решения
о) снегоболотоход гусеничный двухзвенный ТТМ-4902АСМ с аварийно-спасательным, пожарным и медицинским оборудованием (аварийно-спасательная машина на базе двухзвенного гусеничного снегоболотохода АСМ-ГД) предназначена для:
Особенностью этой машины является ее высокая проходимость, которая обеспечивается активными гусеничными движителями обеих звеньев и наличием трех степеней свободы (с возможностью блокировки) в поворотно-сцепном устройстве: поворот в горизонтальной плоскости, поворот относительно продольной оси машины, поворот звеньев относительно друг друга в вертикальной плоскости.
Машина уверенно передвигается по болотам всех типов, в отличие от обычных вездеходов может взбираться на крутой берег, сплавины, преодолевать рвы, овраги и другие сложные участки на пересеченной местности. Зацепившись хотя бы одной гусеницей за небольшой участок опоры, машина может выходить из самой затруднительной ситуации на бездорожье.
Проходимость по болотам и снежной целине дополняется плавучестью – она легко преодолевает водные преграды.
Снаряженная масса, кг | 14460 |
Среднее давление на грунт, кгс/см2 | 0,17 |
Количество посадочных / спальных мест | 6 / 3 |
Максимальная скорость, км/ч | 55 |
Макс. скорость на плаву, км/ч | 5 |
Габаритные размеры (LxBxH), мм | 11410 х 2940 х 2660 |
Ширина транспортная, мм | 2500 |
Двигатель | Cummins-6ISBe300, 6.7 л., 300 л.с. |
Трансмиссия | Механическая, 9-ст., ZF (Германия) |
п) колёсный вездеход ТТМ 3930АСМ, изготовленный на шасси колёсного вездехода ТТМ 3930 (аварийно-спасательная машина на базе колесного снегоболотохода АСМ-КПП)
Вездеход ТТМ 3930АСМ представляет собой трёхосную машину высокой проходимости с шинами низкого давления.
В кузов вездехода встроены два отсека, в которых размещено аварийно-спасательное оборудование. Отсеки закрыты снаружи крышками, обеспечивающими доступ снаружи к оборудованию. Внутри кузова посредине организован проход, соединяющий кабину с отделением расчёта, где также расположено оборудование.
Вездеходы изготавливаются в климатическом исполнении У1.
ГОСТ 15150 для эксплуатации (и безгаражном хранении) при температурах окружающего воздуха от плюс 40ºС до минус 45ºС (предельная температура минус 50ºС).
Вездеходы могут эксплуатироваться при запылённости воздуха до 1 г/м3, при скорости ветра до 20 м/с, а также в районах, расположенных до 3000 м над уровнем моря при соответствующем изменении тягово-динамических характеристик и топливной экономичности.
транспортировки в условиях бездорожья, личного состава подразделений поисково-спасательных формирований, аварийно-спасательного и пожарно-технического вооружения к месту ЧС;
обеспечения комфортных условий жизнедеятельности личного состава подразделений поисково-спасательных формирований при проведении аварийно-спасательных операций в экстремальных погодных условиях, в том числе в районах Крайнего Севера и Арктики.
Технические характеристики:
тип кузова: закрытый цельнометаллический
габаритные размеры не более, мм 6000×2450×2700
масса снаряженная, не более, кг 3000\
дорожный просвет, не менее, мм 500
глубина преодолеваемого брода, не менее, мм 900
количество личного состава, чел 6
среднее удельное давление на грунт при полной массе,
не более, МПа (кгс/см2) 0,17
колесная формула 6×6
тип двигателя дизельный
рабочий объем двигателя, л 2,8
номинальная мощность, не менее, кВт (л.с.) 95
Максимальный крутящий момент брутто,
максимальная скорость движения по шоссе с полной нагрузкой,
преодолеваемый подъем на твердом сухом грунте с полной нагрузкой,
Среднее давление на грунт (при полной массе), МПа (кгс/см2) 0,0168(0,168)
Максимальный крен на твердом сухом грунте, град 20
Запас хода на одной заправке по шоссе, не менее, км 500;
р) легкий пожарный модуль «Ермак»
т) авиационная техника;
В настоящее время авиационная техника в России используется для решения следующих задач: обнаружение лесных пожаров; тушение пожаров; прокладка заградительных полос; высадка пожарного десанта; искусственное вызывание осадков.
Для этих целей используют:
— вертолеты МИ-6, МИ-8 с подвесными выливными устройствами; модульный вертолетный комплекс МВК-2 для внешней подвески вертолета МИ-17 (МИ-8МТВ, КА-32); модульный вертолетный комплекс МВК-8 для внешней подвески вертолета МИ-26; подвесные емкости П1-00 объемом 1000 л; комплекс сливной вертолетный КСВ-1 для внешней подвески вертолета МИ-8;
— беспилотные летательные аппараты для мониторинга лесопожарной обстановки.
Наиболее эффективным при тушении верховых пожаров является применение противопожарных самолетов Ил-76 ТД с выливным устройством ВАП-2 (42 т огнетушащего вещества) и Бе-200ЧС.
Применение вертолетов Ми-8 и Ми-26, оборудованных водосливными устройствами ВСУ-5 и ВСУ-15, показало высокую эффективность тушение лесных пожаров на небольших площадях и в труднодоступной лесистой местности, где применение наземных сил и средств подразделений Государственной противопожарной службы не представляется возможным.
Вместе с тем необходимо отметить, что тушение с вертолетов с помощью водосливных устройств (ВСУ-5, ВСУ-15) приносит ощутимый эффект только в случае очагового возгорания в начальной стадии. Эффективность тушения развившегося верхового пожара может быть достигнута при сбросах воды из ВСУ в режиме непрерывного подлета, а это, в свою очередь, требует привлечения значительного количества воздушных судов, обеспечивающих необходимую расчетную интенсивность подачи огнетушащих веществ, и организацию защитных барьеров на еще не тронутой огнем площади перед фронтом распространения пожара;
Учитывая, что наиболее близко расположенными к очагам возгорания оказываются сельскохозяйственные предприятия, имеющие в распоряжении технику, которую можно использовать для ликвидации лесных и торфяных пожаров.
Особенно часто применяют следующие машины:
— полуприцепную к трактору ДТ-75 торфяную машину (ПТМ); служит для прочистки трубчатых мостов; состоит из рамы, каткаемкости (5200 л) и системы водообеспечения;
— пожарные цистерны емкостью 5000 10000 л совместно с тракторами типа МТЗ; служат для ликвидации пожаров в местах, труднодоступных для другой техники;
— поливомоечные (ПМ-13ОБ и др.); используют самостоятельно для тушения низовых пожаров или для подвоза воды;
— разбрасыватели жидких удобрений (РЖУ, РЖТ, РЖ); можно использовать для подвоза воды к месту пожара; особенно эффективны при пожаротушении РЖТ-8 и РЖТ-16.
В настоящее время РЖТ комплектуют специальными насадками для подсоединения напорных пожарных рукавов.
Перспективной является также техника с использованием быстротвердеющей пены (БТП) на базе АЦ-40, на прицепе от мотопомпы МП-1600, на ручной тележке.
Одним из новых эффективных способов локализации и тушения лесных пожаров является применение взрывных и ударных волн, которые впервые были использованы для тушения нефтяных скважин. Для этих целей перспективным является использование эластичных накладных шланговых зарядов типа ПЖВ-20 и ЭШ-1П.
Опыт тушения лесоторфяных пожаров показывает, что в решении данных вопросов можно использовать полевые магистральные трубопроводы (ПМТ), основанные на оснащении Вооруженных Сил Российской Федерации. Впервые в отечественной практике наиболее масштабно их использовали в августе 1972 г. при ликвидации массовых пожаров в центре и на востоке европейской части страны, где лесные и торфяные пожары распространились на огромную территорию (Московская, Рязанская, Владимирская, Нижегородская и другие области).
Трубопроводные части оснащены комплектами ПМТ с условными диаметрами труб 100,150 и 200 мм, предназначенных для транспортировки светлых нефтепродуктов (при необходимости – нефти и воды) в полевых условиях на большие расстояния.
Каждый комплект представляет собой инженерно-технический комплекс, состоящий из труб, средств перекачки и другого оборудования, с помощью которого можно развернуть магистральную линию или необходимое количество локальных линий суммарной протяженностью до 150 км. Для ПМТ характерны: высокая скорость монтажа и использование в любых географических условиях. Сборно-разборная конструкция полевых трубопроводов позволяет оперативно перемещать комплекты ПМТ (полностью или по частям) всеми видами транспорта, быстро развертывать их на выбранных направлениях, вести перекачку воды до выполнения задачи и демонтировать. При этом темп развертывания линий трубопровода зависит от количества персонала и транспортных средств. Для оперативных расчетов принято считать, что команда из десяти человек за 1 ч монтирует 1 км. Трубопровода диаметром 150мм или 1,2 км диаметром 100мм.