какое оборудование использует учитель в своей профессии
Эффективность применения современного оборудования в учебно-воспитательном процессе.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
« Эффективность применения современного оборудования в учебно-воспитательном процессе»
Учитель начальных классов: Фролова Н.Е.
Современный человек сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию, личностному самоопределению. Очень важно научить его общим, универсальным способам деятельности.
Для того, чтобы подготовить такого человека необходима образовательная среда, которая позволит обеспечить:
— повышение мотивации обучения и его качества;
— расширенные ресурсы для обучения;
—компетентность в области информационных, компьютерных
и цифровых технологий;
—ресурсы и навыки самообразования.
— возможность освоения нового оборудования и его эффективного применения в УВП;
— возможность освоения и внедрения в учебный процесс цифровых технологий;
— трансформацию обучения для повышения активности и самостоятельности учеников.
Целью формирования современной информационно – образовательной среды становится оптимизация образовательного процесса и повышение качества образования.
Перед учебным образовательным учреждением также стоит задача реализации основной образовательной программы начального общего образования.
ФГОС – это совокупность требований, необходимых для реализации данной образовательной программы.
Стандарт включает требования:
к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
к условиям реализации основной образовательной программы,
к достижению планируемых результатов.
Образовательное учреждение должно создать такие условия, которые обеспечат возможность:
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, и в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
возможность организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
возможность формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся (индивидуальной траектории развития).
И, чтобы эти условия были созданы, мы будем использовать новое современное оборудование, которое поступило в нашу школу.
Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности. Часто возникают проблемы: где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Решить эту проблемы помогают компьютерные технологии. Сегодня учитель должен активно использовать информационные технологии в своей работе. Любой этап урока можно оживить внедрением технических средств.
Кабинет, в котором я работаю, оснащён современным оборудованием: компьютер, принтер, проектор, интерактивная доска, компьютерные диски. Использование данного оборудования позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную деятельность учащихся.
Изучение предмета с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся.
Мультимедийные средства я использую:
— выборочно при организации уроков;
— для самостоятельной работы учащихся;
— при выполнении творческих работ учащимися, групповых и индивидуальных проектов;
— в организации коррекционной работы и дополнительных занятий;
— для проведения различных видов опросов и контроля знаний школьников;
— во внеурочной деятельности;
— в работе с родителями.
Использование ИКТ на различных уроках позволяет мне:
— сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
— сократить время для контроля и проверки знаний учащихся;
— активизировать познавательную деятельность учащихся;
— проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
— индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Также считаю, что учитель, используя ИКТ на своих уроках, получает следующие преимущества :
скорость объяснения увеличивается;
качество процесса обучения также возрастает, т.к. в работу включаются несколько органов чувств учащегося (слух, зрение);
более успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, а следовательно, удается задействовать непроизвольную память – залог прочных знаний;
использование Интернет – ресурсов позволяет «идти в ногу со временем»;
изготовление презентаций – это творчество учителя, позволяющее ему наиболее полно и ярко донести до детей необходимую информацию;
нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске;
поднятие авторитета учителя в глазах учащихся.
Преимущества, получаемые учеником:
лёгкий путь усвоения информации;
при изготовлении презентаций, работе в Интернете, работе с другими носителями цифровой информации учащиеся приобретают умения и навыки необходимые им в будущей жизни;
использование компьютера на уроках способствует развитию устойчивого внимания, повышению мотивации к учебе,
облегчается овладение сложным материалом;
позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
В своей практической профессиональной деятельности возможности компьютера я использую по нескольким направлениям:
-компьютерные обучающие игры;
-использование презентаций на уроках;
-отслеживание результатов учебной деятельности учащихся.
Анализируя уроки, на которых используется ИКТ, я заметила, что дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали смелее высказывать свое мнение, рассуждать. У них повысилось качество знаний, ребенок продвигается в общем развитии, появляется стремление преодолеть трудности, познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Мне это помогает повысить темп урока, объём выполняемой работы на уроке, увеличить объём самостоятельной работы учащихся.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала в начальной школе могу назвать мультимедийные презентации. Урок, включающий слайды презентации, вызывают у детей эмоциональный отклик.
У многих учащихся начальных классов рассеянное внимание. Детям трудно управлять своим вниманием в течение урока. Но с использованием информационных технологий учащиеся концентрируют своё внимание без посторонней помощи. На экране они видят задание, поэтапное выполнение работы, могут оценить правильность своих ответов. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Некоторые учащиеся класса уже умеют самостоятельно пользоваться Интернетом, выбирать нужную информацию, сохранять её и использовать в своей дальнейшей работе при составлении презентаций.
ИКТ я широко использую при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр, разных видов проектов.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью обучающихся. С этой целью использую электронные физминутки для глаз, весёлые физминутки со сказочными героями для разных частей тела.
Сегодня я не представляю свою работу без использования компьютерных технологий. Для меня компьютер — это не только источник информации, средство моей успешной работы, но и помощник в реализации планов, преодолении трудностей, самообразовании.
Но, используя ИКТ на уроках, необходимо помнить о санитарных нормах.
Согласно СанПиН рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране, на уроке не должна превышать:
Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня:
Внеучебные занятия с использованием ПЭВМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать
и 15 мин. для учащихся более старших классов.
Рекомендуется проводить их в конце занятия.
Занятия с ПЭВМ независимо от возраста детей должны проводиться в присутствии воспитателя или педагога.
Таким образом, на уроках в начальной школе мы можем применять оборудование с ПЭВМ каждый день только на 1 уроке и не более 15 минут. Не надо забывать, что кроме доски детям еще приходится сосредоточенно смотреть в тетради и книжки. И это тоже серьезная нагрузка на глаза.
Цифровой учитель: как педагогам вовлекать учеников с помощью технологий
Цифровизация — тренд, который охватывает все новые сферы, и образование — не исключение. Как показали результаты исследования Mail.ru Group и платформы «Учи.ру», 84% российских педагогов уверены: учитель должен в совершенстве владеть цифровыми технологиями. На фоне пандемии, заставившей всех перейти в онлайн, 74% учителей стали использовать их чаще. И больше половины (53%) планируют делать это так же активно и после возвращения школьников за парты.
Все больше учителей понимают важность и полезность технологий в учебном процессе: они мотивируют и вовлекают учеников (об этом говорят 38% педагогов), повышают привлекательность уроков (также 38%) и экономят время (13%).
В образовании, как и в бизнесе, использование технологий дает мощное конкурентное преимущество. У преподавателя, который выходит за рамки меловой доски и домашних заданий из учебника, уроки будут интереснее и эффективнее, чем у его консервативных коллег.
Уже четыре года Mail.ru Group выбирает самого «цифрового» учителя России. Но технологии развиваются стремительно — и важно ничего не упустить в этом быстро меняющемся мире. Каким должен быть «цифровой» учитель сегодня, и главное — как им стать?
1. Любить технологии — искренне
Говоря языком подростков, «цифровой» учитель должен быть ИТ-френдли. Он должен умело жонглировать разными инструментами: создавать обучающие викторины, квесты, делать наглядные презентации, скидывать в «облако» материалы урока, быть доступным в соцсетях и мессенджерах и т.д.
При этом внедрять технологии в учебный процесс нужно нативно. «Цифровой» учитель хорошо понимает, что важно для современных детей и в каком формате это лучше преподносить. Это позволяет доносить до учеников информацию таким образом, чтобы они заинтересовались ею и сами захотели с ней что-то сделать не только на уроке, но и после него. Ведь цель педагога — не только и не столько научить, воспитать и развить ребенка, а сделать так, чтобы он сам захотел научиться, воспитаться и развиться.
Но одного умения правильно пользоваться технологиями мало. Обучение — очень тонкий процесс, потому что он направлен на детей, а дети всегда чувствую фальшь. Настоящий «цифровой» учитель использует технологии не потому что надо, а потому что не может не использовать. Ему самому это нравится. Если преподаватель любит свой предмет, это обычно происходит само собой, поскольку ему важно заинтересовать им своих учеников, и он находится в постоянном поиске новых методик и возможностей. А на этом пути рано или поздно он обязательно придет к применению технологий.
2. Искать возможности, а не оборудование
Сегодня нет ни одного предмета, в преподавании которого было бы неуместно применение технологий — как в дистанционном формате, так и в очном. Это касается даже физкультуры. Ведь учитель может, например, мониторить показатели учеников во время разных видов активности — для этого понадобятся только смартфон и фитнес-браслет. Кроме того, можно делать замедленную съемку выполнения упражнений и показывать детям ошибки при беге, подаче мяча и т.д.
Во время самоизоляции, когда уроки физкультуры тоже переехали в онлайн, учителя записывали упражнения и выкладывали их в сеть с тем, чтобы потом получить видеозаписи их выполнения от учеников, или проводили онлайн-трансляции. И это тоже пример внедрения технологий в уроки.
«Цифровой» учитель не обязательно использует суперсовременное дорогое оборудование вроде шлема виртуальной реальности, который, конечно, не каждая школа может себе позволить. Здесь речь скорее об умении работать с доступными устройствами и сервисами — о способности проявить креативность и придумать, как их эффективно встроить в учебный процесс и использовать по максимуму.
Например, у самого «цифрового» учителя 2020 года Дианы Минец есть собственный стикерпак — серия эмодзи, похожих на нее саму, которые она использует в своих презентациях. Подобные вещи привлекают внимание детей и повышают их интерес к учителю и предмету.
Диана Минец, учитель русского языка и литературы, самый «цифровой» учитель года России в 2020 году:
«Мне важно, чтобы на уроках всегда присутствовала визуализация. 90% информации мы получаем зрительно, поэтому любой учебный материал я стараюсь визуализировать: мелом на доске, инфографикой, 3D-макетом, плакатом и другими способами.
Мы недавно изучали «Кому на Руси жить хорошо». Объясняя материал, я мелом на доске рисовала маршрут путешествия некрасовских мужиков. А домашним заданием была расширенная интерактивная карта со всеми символами, персонажами, ключевыми фольклорными деталями, сделанная в графическом редакторе».
3. Использовать разные каналы связи и технологии
Много возможностей бесплатно предоставляют соцсети. Они выходят далеко за пределы групповых чатов с опцией обмена файлами. В них уже есть онлайн-трансляции, видеозвонки, опросы, образовательные игровые тренажеры и многое другое, что «цифровой» учитель может использовать, чтобы сделать свои уроки интерактивными и разнообразными.
Также в интернете есть много инструментов для создания квестов, квизов, опросников и викторин, которые нравятся ученикам. Геймификация помогает им лучше усваивать материал — находиться внутри игры и в ней делать всегда интереснее, чем просто слушать учителя.
Еще один доступный инструмент — чат-боты. Сегодня практически любой более-менее продвинутый пользователь интернета может написать решение под свои нужды — для этого даже не требуется знание языка программирования. Но пока этот удобный инструмент почему-то недооценен учителями. С помощью чат-бота легко проводить опросы среди учеников.
Для отработки навыков командного взаимодействия хорошо подходят интерактивные доски: каждый ученик делает свою часть работы, и из этих кусочков складывается общая картина.
Это те опции, который доступны всем. А если говорить о менее распространенных и более дорогих технологиях, то их возможности вообще безграничны. Например, с помощью технологий виртуальной реальности на уроке истории можно оказаться внутри пирамиды Хеопса, на астрономии — погулять по другой планете, на химии — увидеть, что будет, если смешать реактивы, которые нельзя смешивать, а на ОБЖ — продемонстрировать правильное поведение во время пожара.
4. Помнить о личном обаянии
Важный момент: все эти инструменты — только помощники учителя. 80% эффективности обучения все же определяются личностью педагога.
Чтобы преподавать математику, по сути, нужны только карандаш и бумага. Возможно, хорошему учителю и сегодня этого может быть достаточно. Но если мы хотим, чтобы у учеников появилось желание сделать что-то самостоятельно, погрузиться в тему, то одного знания предмета и харизмы педагога уже может не хватить.
Современные дети не способны концентрироваться на чем-то длительное время, они практически не пользуются бумажными источниками — у них с рождения есть интернет. В этом смысле учителю важно быть в тренде. Человека, который не знает, что такое «Википедия», а за информацией отправляет в энциклопедию с алфавитным указателем, представители поколения альфа и Z будут воспринимать как динозавра, которому едва ли можно доверять.
Если же педагог хорошо ориентируется в онлайне, это вызывает у его учеников уважение и доверие. А это очень важно не только с точки зрения эффективности обучения, но и с точки зрения авторитета учителя, который с более широким использованием полезных технологий будет только повышаться.
Диана Минец:
«Я считаю, что, если ты уважаешь собеседника, ты просто обязан быть ему интересным. Это касается и содержания разговора (контента урока), и личности учителя.
Цифровая грамотность важна для современного выпускника школы. Мои ученицы работают в сервисе для графического дизайна Canva, снимают и монтируют видеоролики, озвучивают их, создают квесты, пишут лонгриды. Выпускницы, которые уже учатся в вузах, активно используют свой «цифровой портфель». И это, я считаю, важнее любых наград, потому что переданные мной знания находят применение в жизни».
Soft skills учителя будущего
Цифровизация — тренд, который захватил почти все сферы нашей жизни, и образование не исключение. Все больше учителей осознают необходимость технологий в учебном процессе.
Если раньше педагог играл роль передатчика знаний, то в 2021 году у нас есть безграничный доступ к информации. Пара кликов и ты без учебника знаешь, когда закончилась Столетняя война и сколько длилось татаро-монгольское иго.
Сейчас учитель — это организатор познавательной деятельности. И главная его задача не дать ученикам информацию, а преподнести ее так, чтобы знания усвоились.
Помимо того, что новые инструменты, которые подарила цифровизация, мотивируют и вовлекают учеников, они позволяют оставаться с ними на одной волне. Но для того чтобы грамотно применить их, учителям нужные новые soft skills. Об этом и поговорим в сегодняшней статье.
В простой модели профессиональных компетенций навыки разделяют на soft skills (гибкие) и hard skills (жесткие).
Hard skills — узкие профессиональные навыки, которые нужны для решения конкретных задач в повседневной работе. Они неизменны для конкретной профессии и не зависят от того, в какой компании или коллективе работает человек. Их легко измерить с помощью тестов или экзаменов.
Пример: владение английским языком, умение водить машину, создание логотипа в фотошопе, программирование и т.д.
Soft skills (с англ. «мягкие навыки») — универсальные социально-психологические качества, которые не всегда связаны с должностью напрямую, но влияют на успешность сотрудника.
Пример: креативность, умение работать в команде, тайм-менеджмент, критическое мышление.
В профессии учителя можно выделить те же группы навыков. Hard skills — это, например, умение учителя грамотно передавать информацию, четко планировать урок, следить за атмосферой в классе и т.д.
А мягкими навыками могут быть: терпение, чувство юмора и готовность выйти за рамки формальностей. Например, если мы говорим о школьниках, простить ученику мелкую погрешность, когда он вместо трех клеток в тетради отступил две.
Теперь перейдем к качествам, которые помогут современным учителям завоевать сердца поколения Z.
Итак, чтобы ученики сами спешили на урок и охотно выполняли домашние задания, педагогу нужно:
Сейчас этим не удивишь даже пятилетку, поэтому информацию нужно подавать разными способами: создавать обучающие викторины, квесты, делать интерактивные презентации с интересными схемами и персонажами. Вашими помощниками могут стать:
Конечно, не забываем, что дополнительный плюсик в карму получает учитель, который знает, что такое скидывать в «облако» материалы урока, беседы в мессенджерах и т.д.
2. Видеть возможности
Сейчас нет ни одного предмета, где нельзя было бы применить технологии — причем как в очном формате, так и во время онлайн-занятий. Даже в уроки трудов для девочек можно внести что-то новое. Например, предложить ученицам скачать мобильное приложение с конструктором блюд и предложить конкурс на самый необычный рецепт.
Во время физкультуры можно устроить соревнование на самую большую пройденную дистанцию, а затем раз в неделю измерять результаты, используя мобильный шагометр.
У большинства российских школ нет дорогого оборудования в виде шлема виртуальной реальности или планшетов, но здесь речь идет об умении использовать доступные сервисы и устройства, ведь телефон и выход в интернет есть у каждого обучающегося. Проявляйте креативность.
Например, «Учитель года России» 2020 по версии Mail.ru, Дианы Минец есть собственный стикерпак — серия эмодзи, похожих на нее, которые она активно использует в своих презентациях. Такие мелочи привлекают внимание учеников и повышают их интерес к учителю и предмету.
3. Помнить о главном — своей личности
Технологии только помощники учителя. 80% эффективности уроков зависит от того, какой личностью вы являетесь.
У каждого ведь в вузе был преподаватель, с лекций которого хотелось убежать, но был и тот, у которого не хотелось упускать и минуты. Харизма, энергетика, характер — называйте это, как хотите, но обаяние все же играет роль.
В целом, старайтесь изучить аудиторию, для которой преподаете. Посмотрите, что им интересно, какие фильмы они смотрят, во что играют и что слушают. Так вы вызовете лояльность. Мир не стоит на месте и, если учитель до сих пор считает, что информацию для доклада нужно искать в местной библиотеке и до сих пор умеет пользоваться только телефоном-ракушкой, современные ученики будут воспринимать его как динозавра, которому каким-то образом удалось дожить до наших дней.
Быть на одной волне с учениками = вызывать их доверие и уважение, а авторитет учителя — еще один важный показатель, от которого зависит эффективность занятий с ним. Помните, что конечная цель учителя не научить, воспитать и развить, а сделать так, чтобы ученики захотели этого сами!
Спасибо, что остаетесь с нами. Не забывайте подписываться на наш Telegram-канал, где вы всегда найдете подборки с полезными ресурсами, анкеты для оценки обучающих продуктов и актуальные новости мира онлайн-образования.
Исследование цифровых игр в школе: глаза боятся, руки делают
Многие исследования убедительно доказывают, насколько полезно применение современных цифровых игр в образовательных целях. Но готовы ли учителя реализовывать этот подход на практике?
Joan Ganz Cooney Center, независимая лаборатория исследования цифровых медиа в образовании, провела очередное исследование применения геймифицированного подхода (в частности, использования цифровых игр) в обучении, его распространённости и результатов в младшей и средней школе.
В опросе центра приняли участие американские учителя младших и средних классов. Опрос, содержащий 36 вопросов, проводился с 22 октября по 11 ноября 2013 г., и собрал 694 ответа от учителей из 47 штатов и округа Колумбия. Анализ результатов лаборатория опубликовала только в октябре этого года.
Под цифровыми играми в исследовании понимается широкий круг видео, компьютерных, мобильных игр, а также игр в социальных сетях. Ценность игр определяется создаваемыми в них в игровом пространстве сложными мирами, которые можно исследовать и с которыми можно взаимодействовать; особенно важны совершаемые в игровом процессе ошибки и их преодоление.
Как правило, детей не нужно заставлять играть в видеоигры — это их добровольный выбор; именно в этом и состоит их грандиозный обучающий потенциал. Совместив учебные цели каждого школьного предмета с игровыми целями, можно получить действенный инструмент для модернизации обучения в младшей и средней школе.
Именно учителям решать, как использовать цифровые игры в обучении детей, и использовать ли вообще. Поэтому просто дать учителю ссылку на App Store, без информационной поддержки и выработанной стратегии использования — это прямой путь к разочарованию и потерянному времени.
Это исследование позволяет выяснить, на каком этапе внедрения цифровых игр в процесс обучения сейчас находится американская школа. Каким учителям нравится использовать игры? Какие результаты уже заметны? Какие проблемы выявлены?
Учителя младших и средних классов активно используют цифровые игры
82% опрошенных учителей играли в цифровые игры хотя бы раз в жизни (мобильные, компьютерные, игры в социальных сетях); 62% опрошенных играют в цифровые игры хотя бы раз в неделю; 27% — каждый день. 18% опрошенных учителей сообщили, что никогда не играли в цифровые игры.
(Для сравнения: по данным ESA (Ассоциация развлекательных программных продуктов), 74% американских мам играют в цифровые игры, из них 38% делают это ежедневно).
74% опрошенных учителей используют игры в педагогических и обучающих целях. От пола учителя стремление использовать цифровые игры на уроках не зависит. Однако чаще игры используют молодые учителя, учителя школ для детей из семей с низким доходом, а также учителя, которые сами любят играть. 43% используют цифровой контент для подачи материала, соответствующего региональным образовательным стандартам, 41% — для соответствия федеральным стандартам, 33% — для оценки полученных учениками знаний по основной программе и 29% — по дополнительной.
Кроме того, выяснилось, что те учителя, которые с удовольствием играют в игры «для себя», чаще используют цифровые игры и в учебном процессе.
Какое оборудование используют учителя?
По инфографике видно, что заметно лидирует ноутбук или настольный компьютер; а также интерактивная доска — те устройства, которыми оборудован практически каждый класс в американской школе. Игровые приставки и консоли, которые наиболее активно используются в домашних условиях (по данным статистики ESA в 2014 г.), в классе почти не находят применения. Это явно говорит о том, что распространённые в быту игровые устройства ассоциируются скорее с развлечением, чем с обучением, и не воспринимаются серьёзно ни учителями, ни учениками, ни родителями.
Для каких видов деятельности используются устройства?
В следующей таблице можно детально познакомиться со статистикой по способам использования каждого из устройств. Заметно предпочтение уже ставшим традиционными ноутбукам, компьютерам и интерактивным доскам для подачи нового материала; а игровые приставки используются скорее в качестве вознаграждения за проделанную работу. Что касается контроля и оценки полученных знаний, ни одно из предлагаемых устройств не используется учителями достаточно активно — предполагается, что промежуточный и итоговый контроль учителя проводят без участия таких технологий (письменные тесты, контрольные и самостоятельные работы).
Как играют ученики?
В опросе содержался вопрос: «Как ваши ученики обычно играют в цифровые игры на уроках?» с возможностью выбора двух вариантов из шести. 30% учителей, использующих игры на уроках, указало, что их ученики играют в одиночку, 20% — что они объединяют учеников в небольшие группы по 3-5 человек. 17% вовлекают в игровую деятельность целый класс, 14% организуют такую деятельность попарно. Так или иначе, половина опрошенных (51%) стараются сделать цифровую игру социальным процессом, и это уже неплохо.
В какие игры играют на уроках?
81% учителей из тех, кто использует игры на уроках, предпочитает образовательные игры, специально созданные для обучения. Только 5% учителей дают детям поиграть в коммерческие развлекательные продукты (такие как Minecraft, Angry Birds, Civilization). 8% использующих игры учителей отдают предпочтение играм-гибридам — развлекательным играм, адаптированным для обучающих целей (SimCityEDU).
Большинство учителей пользуются краткосрочными цифровыми играми — теми, что предназначены для игры в течение одного урока. Долгосрочные игры, которые позволяют наиболее глубоко погрузиться в атмосферу и область изучения, чем выгодно и отличаются от традиционных дидактических форм преподавания, пока остаются в тени. Учителя оправдывают это нехваткой времени, закрывая глаза на потенциальную пользу; к тому же краткосрочные игры гораздо проще включить в учебный план.
Здесь возникает крайне интересный вопрос: что именно понимают учителя под «образовательными играми»? Имеют ли приложения в App Store или Google Play для изучения биологии такой же образовательный эффект, как отдельные мощные наработки от Institute of Play? Открывается серьёзная проблема игровой номенклатуры, которая помогла бы учителям ориентироваться в огромном пространстве современных цифровых игр и технологий, при этом не перерывая тонны отзывов и мнений. Самообучение и общение с коллегами по-прежнему остаётся основным способом обмена опытом в использовании цифровых игр. Мало кто принимает участие в специальных обучающих программах для учителей.
А что с жанрами?
На графике ниже видно, насколько отстают ролевые игры (RPG, яркий пример — World of Warcraft) и игры в стиле «экшн/приключения» (яркий пример — Call of Duty). Только 5% учеников играют в ролевые игры в классе, и 6% — в игры в жанре «экшн». А ведь исследования многократно доказывали, что RPG значительно улучшают навыки решения проблем, а игры в жанре «экшн» благотворно влияют на концентрацию внимания, моторную память, точность, пространственное ориентирование и другие полезные когнитивные навыки. Доказано, что более любимые учителями головоломки типа Tetris менее эффективны в развитии ориентации пространстве, чем «экшн»-игры. Зато такие головоломки помогают справиться со стрессом, повышают мотивацию к дальнейшему обучению и учат достигать результата.
Какие бывают учителя в зависимости от подхода к использованию игр на уроке?
Аналитики Joan Ganz Cooney Center составили четыре характерологических портрета учителей. Для анализа присущих черт и подходов к использованию игр, присущих каждому типу, использовалось шесть критериев:
ИГРАЕТ В ИГРЫ. Насколько часто учителя играют в игры сами.
УЧИТ ИГРАМИ. Насколько часто учителя используют игры в преподавании.
УРОВЕНЬ КОМФОРТА. Насколько учителям комфортно использовать игры в преподавании.
БАРЬЕРЫ. Насколько затруднительно использовать игры в учебном процессе.
ПОЛУЧАЕМАЯ ПОДДЕРЖКА. Уровень поддержки, получаемой от родителей, администрации и коллег.
РЕСУРСЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ. Количество ресурсов, которые использует учитель для своего профессионального развития в сфере геймификации учебного процесса.
На основе наиболее часто встречающихся комбинаций показателей по этим шести критериям было получено четыре типичных портрета учителей, использующих технологии геймификации в своём классе: ЛЮБИТЕЛИ, ИГРОКИ, РАЗРУШИТЕЛИ БАРЬЕРОВ и САМОРОДКИ.
Любители (21%) — наиболее консервативная категория. Редко играют в цифровые игры сами, не уверены в их эффективности для обучения, используют их скорее для разнообразия, чем для подачи нового материала.
Игроки (23%) —категория, которая любит игры на уроке, но наиболее редко играет в цифровые игры. Чувствует определённые барьеры при их использовании, мало ощущают поддержку со стороны администрации. Именно они сообщают, что использование цифровых игр практически не меняет учебный процесс.
Разрушители барьеров (22%) — используют цифровые игры на уроках по крайней мере раз в неделю, чувствуют себя при этом комфортно. При этом сталкиваются с не очень высоким уровнем поддержки со стороны администрации, но компенсируют это полноценным использованием всех возможных профессиональных ресурсов.
Самородки (34%) — часто играют сами, не менее часто используют цифровые игры на уроках. Единственная категория, которая с помощью игр может донести новый материал. Верит в высокую эффективность цифровых игр для закрепления знаний и навыков, а также для повышения мотивации.
Что делать?
Создать принципиально новую схему для описания и оценки образовательных игр
Как учителям узнать, какие игры подойдут к специфике и длительности их уроков, существующим стандартам, учебным планам, и как впишутся в ограниченный бюджет? Разработчикам, распространителям и сайтам, собирающим обзоры образовательных игр, необходимо совместно разработать общую номенклатуру образовательных игр, разбить их по категориям. Скорее всего, существующие категории, которые применяются к развлекательным играм (головоломки, экшн, RPG), не совсем подходят к образовательным.
Информировать об альтернативных методах интеграции игр в процесс преподавания
Когда апологеты геймификации образования вдохновенно говорят о преимуществах игрового обучения, они явно не имеют в виду игры в духе «посмотри, запомни и ответь». Тем не менее, именно такие игры наиболее часто используются в младшей и средней школе. Понятно, что сейчас сдерживающим фактором в полноценном применении цифровых игр оказываются организационные ограничения. Однако и в текущих условиях можно разнообразить репертуар игр. Например, уже сейчас можно использовать модель перевёрнутого класса, когда долгосрочные цифровые игры отдаются на самостоятельное изучение, а время в классе уделяется обсуждениям. Помочь использовать подобные стратегии учителям должны поспособствовать специальные программы профессионального развития.
Создать единую программу обучения использованию цифровых технологий для учителей
Только 8% учителей средней и младшей школы сообщают о том, что прошли предварительную обучающую программу по внедрению конкретной цифровой игры. Дело в том, что такие программы предоставляют учителю более широкий выбор учебных стратегий по сравнению с неформальным способом получения профессиональных знаний (разговоры с коллегами). Поэтому необходимо инвестировать в разработку универсальных программ повышения технологической квалификации, которые позволят школьным учителям использовать все возможности цифровых технологий у себя в классе.
Создавать и продвигать онлайн-ресурсы для учителей
Несмотря на то, что существует уже приличное количество вебсайтов с рекомендациями и материалами для учителей, на деле их использует крайне малое количество учителей средней и младшей школе. Значит, необходимо продвигать эти онлайн-ресурсы и стараться ответить на как можно большее количество поступающих от учителей вопросов. Уже создаются платформы для обмена опытом и методиками, отвечающими федеральным и региональным стандартам. В этом направлении нужно развиваться.
Проводить дальнейшие исследования и охватывать больше участников учебного процесса
Крайне полезно проводить подобные исследования в отношении геймификации школьного обучения среди директоров школ, методистов, представителей административного ресурса, чтобы выяснит, какими они видят перспективы такого инновационного подхода. Возможно, результаты таких исследований прольют свет на проблему поддержки использования игр в школьных стенах. Конечно, необходимо информировать и учителей, и представителей администрации о результатах подобных исследований.
Мы надеемся, что, публикуя результаты подобных исследований американских аналитиков, мы хотя бы немного меняем полярность отношения учителей к цифровым играм и помогаем воспринять их не только как сиюминутную забаву, но и как мощный и уникальный инструмент, наиболее подходящий к работе с детьми XXI века.
Полный текст отчёта на английском языке можно посмотреть здесь.