какое мышление преобладает в младшем школьном возрасте

Мышление в младшем школьном возрасте

Вы будете перенаправлены на Автор24

Мышление — это процесс опосредованного и обобщенного отражения окружающей действительности, в психике человека.

В основе мышления заложено произвольное оперирование образами, которое позволяет во внутреннем плане решать разнообразные проблемные ситуации.

Психологические особенности младших школьников

Младший школьный возраст – это возраст от 6-ти до 11-ти лет.

Данные границы являются условными, так как они связаны с индивидуальными психологическими характеристиками каждого ребенка. Определение границ, помимо психологических характеристик, обусловлено теорией психического развития и психологической возрастной периодизацией.

Младший школьный возраст считается «спокойным» как в психологическом, так и физиологическом отношении. Рост тела ребенка продолжается, но уже не так быстро, как в дошкольном возрасте. Рост осуществляется за счет туловища, что позволяет сохранять пропорции тела неизмененными.

Младший школьный возраст является благоприятным возрастным периодом для формирования у детей способностей к длительной и целенаправленной деятельности.

Максимум игровой двигательной активности детей приходится на период 8-9 лет. Это проявляется в том, что на переменах дети компенсируют вынужденную неподвижность бурной двигательной активностью, обусловленной их физиологической потребностью.

Еще одной особенностью младшего школьного возраста является переход от игровой деятельности к учебной, которая становится ведущим видом деятельности ребенка.

В психике младшего школьника также происходят изменения, которые проявляются в том, что все психические процессы приобретают характер произвольности, то есть ребенок учится ими управлять. Так, ребенок младшего школьного возраста способен управлять собственным мышлением, памятью, восприятием, эмоциями и воображением. Что делает его в сравнении с дошкольником более спокойным и уравновешенным.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности мышления детей младшего школьного возраста

Особенность мышления детей младшего школьного возраста заключается в том, что оно становится доминирующей функцией. Завершается процесс перехода от наглядно-образного мышления к словесно-логическому.

Однако в силу возраста, у многих детей младшего школьного возраста мышление страдает различными недостатками. Наиболее распространенным является недостаток, который называется «феномен Пиаже».

С целью определения его наличия и последующего исправления ситуации, педагоги начальных классов проводят с детьми ряд диагностических экспериментов:

Такого рода опыты наглядно позволяют педагогу понять уровень развития мышления у детей, и при необходимости предпринять меры по его дальнейшему развитию и совершенствованию.

Данная работа очень важная для дальнейшего успешного развития ребенка и эффективного усвоения учебного материала. Необходимо научить детей правильно сравнивать объекты, так как практически весь учебный материал основан на сравнении.

Сравнивать предметы следует не только по конкретному общему свойству, но и по разным свойствам. Первоначально нужно научить детей находить и отличать данные свойства, а после уже осуществлять сравнение. Такое построение процесса обучения связано с тем, что в младшем школьном возрасте ребенок входит в новый мир школы, где ему не все понятно, он испытывает некоторый стресс и дискомфорт. Если до обучения в школе, дети открывали для себя мир вещей, то в школе им предстоит раскрыть новый мир – это мир относительно новых свойств, связанных с внутренней организацией. А это будет возможно только тогда, когда каждый ребенок начнет понимать, что предмет – это не только вещь, но определенная система свойств. Поможет ему в этом развитое мышление.

Работу по формированию и развитию мышления у детей младшего школьного возраста необходимо начинать с исправления феномена Пиаже. Для этого педагог проводит ряд занятий, имеющих следующее содержание:

Организация такого рода занятий позволит детям избавиться от феномена Пиаже. Однако даже если прогресс в развитии мышления заметен, упражнения не стоит прекращать, периодически их стоит проводить в качестве мини-игр, отвлекающий упражнений и т.д.

Данная работа с детьми младшего школьного возраста будет способствовать развитию у каждого ребенка правильного и обоснованного мышления.

В настоящее время процесс обучения в школе построен таким образом, что преобладает словесно-логическое мышление, именно оно получает преимущество в развитии. Это связано с тем, что работа с наглядными образцами активно ведется в первые годы обучения, в последующем она значительно сокращается. Образное мышление становится все менее востребованным.

В конце младшего школьного возраста по типу мышления детей принято подразделять на группы:

У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Источник

Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте

какое мышление преобладает в младшем школьном возрасте

Дата публикации: 05.06.2016 2016-06-05

Статья просмотрена: 20254 раза

Библиографическое описание:

Смирнова, А. С. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте / А. С. Смирнова, Л. В. Левицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1783-1785. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31154/ (дата обращения: 03.11.2021).

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6–7 до 9–11 лет.

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни; начинаются активные процессы всестороннего психического развития, что находит свое отражение в формировании отдельных компонентов всех личностных сфер, в том числе и познавательной. Особая роль отводится мышлению, так как именно в этот период оно дает основы для дальнейшего развития.

Вопрос о развитии мышления изучался многим психологами, среди них и зарубежные, такие как Жан Пиаже, Анри Валлон, Барбель Инельдер, и отечественные Л. И. Айдарова, А. К. Дусавицкий, А. К. Маркова, Ю. А. Полуянов, В. В. Репкин, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л, Рубенштейн, П. Я. Гальперин, А. А. Смирнов и другие.

Существует множество определений понятию «мышление». Так, например, С.Рубинштейн писал: «Мышление — социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс самостоятельного искания и открытия человеком существенно нового, т. е. процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за его пределы». [1, с.224]

«Мышление — процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания». [3, с.41]

Обобщив определения разных авторов, можно cделать вывод, что мышление — это процесс, связанный с поиском чего-то нового, тем самым составляя высшую ступень развития познания.

Развитие мышления в младшем школьном возрасте занимает важное место среди других психических функций.Мышление младшего школьника характеризуется высокими темпами его развития; происходят структурные и качественные преобразования в интеллектуальных процессах. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции. Но это не формально-логические операции, так как рассуждать младший школьник еще не может. [2, с.133]

В младшем школьном возрасте появляются такие новообразования как интеллектуальная рефлексия, произвольность, внутренний план действий, формируются научные понятия и конкретные операции. В этом возрасте развиваются все три формы мышления, это понятие, суждение, умозаключение. Овладение научными понятиями совершается у детей в процессе обучения; в развитии суждений ребенка существенную роль играет расширение знаний и выработка установки мышления на истинность; суждение превращается в умозаключение по мере того, как ребенок, расчленяя мыслимое от действительного, начинает рассматривать свою мысль как гипотезу, т. е. положение, которое нуждается еще в проверке. Но помимо названных особенностей мышление, важно выявить влияние учебной деятельности на развитие мышления. Это влияние проявляется в развитие форм мышления, которые в дальнейшем будут обеспечивать усвоение системы научных знаний, развитие научного и теоретического мышления, складываются условия для самостоятельной ориентации в учении и повседневной жизни.

В рамках проведенного исследования перед нами стояла задача не только рассмотреть особенности развития мышления в младшем школьном возрасте, но и выявить уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления. Для этого проводилось эмпирическое исследование, актуальность которого состоит в том, что младший школьный возраст является наиболее продуктивным в развитие мышления и за небольшой промежуток времени оно переходит от наглядно-образного и наглядно-действенного к новому, более высокому уровню, словесно-логическому, понятийному мышлению.

Эмпирическое исследование особенностей мышления было проведено на базе МБОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 33». В эксперименте приняли участие 20человек 4 «А» класса, из них 11 мальчиков и 9 девочек.

В исследование были использованы следующие методики: матрица Равена и методика изучения словесно-логического мышления Э. Ф. Замбацявичене.

Для определения уровня наглядно-образного мышления были подробны 10 постепенно усложняющихся матриц Равена. Ребенку предлагается серия из десяти усложняющихся задач одинакового типа: поиск закономерностей в расположении деталей на матрице и подбор одного из восьми, ниже представленных рисунков, недостающей части матрицы. За каждый правильный ответ даётся 1 балл. Время неограниченно, максимальный балл — 10, что говорит о высоком уровне развития наглядно-образного мышления.

С помощью данной методики были получены следующие результаты (см.Рис.1): очень высокий уровень развития в данном коллективе отсутствует, максимальный балл получили только трое учащихся. Средний уровень развития выявлен у двенадцати испытуемых. Это означает, что они могут оперировать в уме образами и наглядными представлениями при решение задач. У остальных учащихся уровень развития либо низкий, либо очень низкий, на них необходимо обратить особое внимание, так как они не могут использовать наглядные представления и образы для решения ситуаций и задач. Результаты данной методики в целом показали удовлетворительные результаты, а для коррекции наглядно-образного мышления учитель должен проводить занятия, направленные на его развитие.

какое мышление преобладает в младшем школьном возрастеРис.1. Результаты исследования уровня развития наглядно-образного мышления

Особенности словесно-логического мышления изучались нами с помощью методики Э. Ф. Замбацявичене. Данная методика сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру и была опубликована в 1984 г., на основе нее можно исследовать уровень развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций. Для младшего школьника было разработано 4 субтеста: первый — направлен на выявление осведомленности; второй — направлен на изучение способности к обобщению, абстрагированию, выделению существенных признаков предметов и явлений; третий — задания на умозаключения по аналогии; четвёртый — направлен на исследование важнейшей для данной ступени интеллектуального развития операции обобщения. В ходе исследования были получены результаты, которые приведены на рис.2.

какое мышление преобладает в младшем школьном возрасте

Рис. 2. Результаты исследования словесно-логического мышления

По данным, представленным на нем, можно увидеть, что 60 % учащихся имеют высокий уровень развития мышления, 35 % имеют средний уровень, следовательно, 95 % учащихся для своего возраста развиты хорошо, 5 % от общего количества составляет уровень ниже среднего, это говорит о том, что родители и учитель должен уделить особое внимание, так как ребёнок для своего возраста имеет низкий уровень развития словесно-логического мышления.

Таким образом, по итогам эмпирического исследования, основанного на том, что к концу младшего школьного возраста должны быть хорошо сформировано наглядно-образное мышление и начинает формироваться словесно-логическое, мы видим, что средний и высокий уровень развития наглядно-образного мышления, исследуемое с помощью матриц Равена, говорит о том, что учащиеся успешно могут оперировать в уме образами и наглядными представлениями при решение задач. Это характерно для данного возраста. Данные исследования показали, что 60 % имеют средний уровень развития наглядно-образного мышления. А все остальные имеют низкий. Если обобщить результаты всей группы, то можно сказать, что наглядно-образного мышление в испытуемой группе развито в пределе нормы. Для успешного развития наглядно-образного мышления, учитель должен строить так урок, чтобы стимулировать его развитие.

Результаты анализа данных по методики Э. Ф. Замбацявичене показывают, что успешно овладели мыслительными операциями более половины учащихся, это характерного для их возраста. Но среди них есть одна девочка, в силу некоторых обстоятельств она отстает в развитии по сравнению со своими одноклассниками. На наш взгляд, надо обратить на нее особое внимание, так как если это сейчас не исправить, то последствия могут быть негативными: в последующих классах у нее может быть плохая успеваемость. Учитель должен проводить с такими учениками коррекционные занятия, со своей стороны родители тоже должны заниматься с ребёнком дома либо в специальных развивающихся учреждениях.

Обобщив результаты проведенного исследования, можно сделать вывод, что в группе испытуемых уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления находится в норме, соответствующей психологической характеристике данной возрастного этапа.

Источник

Особенности мышления детей младшего школьного возраста

какое мышление преобладает в младшем школьном возрасте

какое мышление преобладает в младшем школьном возрасте

Содержимое разработки

Особенности мышления детей младшего школьного возраста.

В младшем школьном возрасте происходит становление личности ребенка. Важность этого возрастного периода в том, что все психические образования, сформированные в этом возрасте, будут базисными в дальнейшем развития личности. Главные особенности психических образований, сформированных в детстве, сохраняются на всю последующую жизнь, оказывая влияние на развитие личности.

Таким психическим образованием является умственное развитие учащихся начальных классов, оказывающее влияние на успешность обучения. В настоящее время школа ставит перед собой задачу не только дать знания учащимся по различным предметам, но и создать такие условия в процессе обучения, которые способствовали бы их умственному развитию. 1

Проблема заключается в том, что умственные возможности каждого ребенка имеют свои индивидуальные особенности, а требования, предъявляемые к детям в школе, не учитывают эти особенности, из-за чего и возникают трудности в учебной деятельности младшего школьника, что накладывает отпечаток на все стороны развития личности: волевую, эмоциональную, потребностно-мотивационную, характерологическую.

Научные исследования подтверждают тот факт, что при правильной организации учебно-воспитательного процесса можно получить совсем различные свойства мышления детей младшего школьного возраста. Практика показывает, что только развитие всех видов мышления в их единстве и целостности может обеспечить ребенку правильное и полное отражение действительности, особенно, если учесть, что каждый ребенок имеет свои индивидуальные анатомо-физиологические и психические особенности, и у каждого человека индивидуальный путь развития мыслительных процессов.

Рассматривать мышления младших школьников невозможно без учета особенностей мышления детей дошкольного возраста, у которых развито пока только наглядно-образное мышление. У дошкольника появляются зачатки словесно-речевого мышления, они могут выстраивать простейшие формы рассуждений и понимать элементарные причинно-следственные зависимости. Начальное обучение как бы «подхватывает» и использует дошкольную наглядно-образную форму мышления.

С помощью таких мыслительных операций, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстракция осуществляется проникновение вглубь проблем, стоящих перед человеком, рассматриваются свойства составляющих проблему элементов, решаются задачи.

Обобщая все выше сказанное, следует отметить, что обучение в начальной школе использует форму мышления детей-дошкольников. Основным видом мышления в младшем школьном возрасте является наглядно-образное мышление, а к концу начальной школы происходит переход к словесно-логическому, который осуществляется в процессе приобретения детьми определенных знаний.

Источник

Особенности мышления младших школьников

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Особенности мышления младших школьников.

Младший школьный возраст называют вершиной детства.

В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:

1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.

2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).

4. Мотивация достижения становится доминирующей.

5. Происходит смена распорядка дня.

6. Укрепляется новая внутренняя позиция.

7. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.[

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.

Ранее было принято считать, что для детей младшего школьного возраста ведущим является конкретно-образное мышление, однако в настоящее время, в первую очередь благодаря работам Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их сотрудников, доказано, что дети этого возраста имеют гораздо большие познавательные возможности, что позволяет развивать у них основы теоретических форм мышления.

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

Ребенок, особенно 7-8 летнего возраста, обычно мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений, поэтому в младшем школьном возрасте продолжает развиваться наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, что предполагает активное включение в обучение моделей разного типа (предметные модели, схемы, таблицы, графики и т.п.)

Младшие школьники склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. Учитывая образность мышления, учитель принимает большое количество наглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и ново.

Мышление детей этого возраста значительно отличается от мышления дошкольников: так если для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумываются и над тем, что им интересней, что их увлекает, то младшие школьники в результате, обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, научиться управлять своим мышлением.

Учителя знают, что мышление у детей одного и того же возраста достаточно разное встречаются такие дети, которым трудно и мыслить практически и оперировать образами, и рассуждать, и такие, которым все это делать легко.

О хорошем развитии наглядно-образного мышления у ребенка можно судить по тому, как он решает соответствующие этому виду мышления задачи.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассников. Оно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления. Как правило, понимание общих положений достигается лишь тогда, когда они конкретизируются посредством частных примеров. Содержание понятий и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов.

По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью и наглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений. С развитием мышления связано возникновение таких важных новообразований, как анализ, внутренний план действий, рефлексия.

Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия и пр. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Так, например, при неумении выделять общее и существенное у учащихся возникают проблемы с обобщением учебного материала: подведением математической задачи под уже известный класс, выделением корня в родственных словах, кратким (выделение главного) пересказом текста, делением его на части, выбором заглавия для отрывка и т. п.

Усвоение любого учебного предмета во многом зависит от того, как развита у ребенка способность к обобщению материала. Может ли он выделять общее в разном и на этой основе познавать главное, скрытое за разнообразием внешних проявлений и несущественных признаков, может ли выделять существенные общие свойства объектов, т. е. такие свойства, без которых предмет не может существовать как таковой.

Владение основными мыслительными операциями требуется от учащихся уже в первом классе. Поэтому в младшем школьном возрасте следует уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности.

В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

К 8-9-летнему возрасту у ребенка происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к абстрагированию (умение выделять существенные признаки предметов и отвлечься от второстепенных признаков предметов) и обобщению. Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать.

Третьеклассники должны также уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.

Особые трудности возникают у младших школьников при установлении причинно-следственных связей. Младшему школьнику легко устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это можно объяснить тем, что при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь. А при умозаключении от факта к вызвавшей его причине такая связь непосредственно не дана, так как указанный факт может быть следствием самых разных причин, которые нужно специально анализировать. Таким образом, при одном и том же уровне знаний и развития младшему школьнику легче ответить на вопрос: «Что произойдёт, если растение не поливать?», чем на вопрос: «Почему это дерево засохло?»

К окончанию третьего класса учащийся должен научиться таким элементам анализа, как выявление следующих связей: расположенность, порядок следования, противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *