какое морское сражение относится к русско японской войне
Первое морское сражение XX века
До сих пор не утихают споры, насколько результаты первого внезапного удара соответствовали ожиданиям, которые возлагались на флот микадо в начале войны.
Атака японскими миноносцами кораблей Тихоокеанской эскадры на внешнем рейде Порт-Артура 8 февраля 1904 года явилась фактическим началом широкомасштабных боевых действий русско-японской войны.
Русская Тихоокеанская эскадра в Порт-Артуре на январь 1904 г. представляла внушительную силу — семь эскадренных броненосцев (против шести во всем японском флоте), броненосный крейсер, пять бронепалубных крейсеров 1-го и 2-го рангов, пять канонерских лодок. два минных транспорта и до 30 миноносцев. К моменту войны эскадра располагалась на внешнем рейде Порт-Артура в три линии. Командование полагало, что в случае начала боевых действий со стороны Японии, противник в первую очередь попытается запереть русские корабли во внутреннем бассейне крепости, затопив у выхода на внешний рейд несколько судов. Справедливости ради, отметим, что в дальнейшем японцы действительно предприняли три безуспешные попытки запереть русскую эскадру на внутреннем рейде Порт-Артура.
Вечером 26 января 1904 г. Тихоокеанская эскадра стояла на рейде по диспозиции мирного времени, причем наиболее ценные корабли находились мористее, создавая для противника благоприятные условия в случае внезапной атаки. Для охраны эскадры был принят ряд мер, повысивших боеготовность флота, но явно недостаточных для предотвращения внезапной минной атаки, на возможность которой указывали наместник императора на Дальнем Востоке Е. И. Алексеев и вице-адмирал С. О. Макаров. Во время движения к русским базам японцы перехватили и взяли по призовому праву (хотя война объявлена еще не была) пароходы «Аргунь», «Россия» и «Маньчжурия». Причем на последнем находился боекомплект для всей Тихоокеанской эскадры.
26 января 1904 года в 23 ч. 30 мин. Японские миноносцы подошли к внешнему рейду Порт-Артура с юго-востока и атаковали русскую эскадру торпедами. Противник был опознан с русских кораблей и открыт заградительный огонь в момент пуска японцами торпед, но было уже поздно… Из шестнадцати выпущенных японскими истребителями мин Уайтхеда (торпед) три попали в цель. В 23 ч. 33 мин броненосец «Ретвизан» был торпедирован в носовую часть правого борта. Две минуты спустя попадание в корму получил броненосец «Цесаревич», а в 23 ч. 45 мин. Был поврежден крейсер «Паллада». Отражение минной атаки затруднялось неудачным расположением русских кораблей, которые заслоняли друг друга и мешали эффективному применению артиллерии. В ходе ночной атаки на кораблях Тихоокеанской эскадры 12 человек погибли во время боя или скончались от ран и отравления спустя несколько дней. Потери японской стороны в этой фазе боя до конца неясны. Начиная с первого дня кампании, в Японии была введена жесткая цензура, формировавшая образ победоносной и бескровной войны с тенденцией скрывать или занижать собственные потери. Достоверно известно лишь о повреждениях истребителей «Акацуки» и «Сиракумо».
Утром 27 января главные силы японского флота в составе шести эскадренных броненосцев, пяти броненосных и двух легких крейсеров появились на внешнем рейде Порт-Артура. К этому времени русская эскадра сумела перестроиться и подготовиться к бою. Несмотря на фактическое отсутствие руководства со стороны командующего эскадрой В. О. Старка, японцы встретили серьезный отпор. После 40 минутной перестрелки японский флот, не добившись успеха, вышел из боя. В ходе артиллерийского боя русские корабли потеряли 14 человек убитыми и около 60 ранеными. Японская сторона обозначила свои потери в 10 человек убитыми и 67 ранеными.
Причины неблагоприятного для русской стороны начала военных действий в значительной степени следует отнести на счет высшего руководства страны, не сумевшего правильно определить сроки начала войны и по сути препятствовавшего повышению боеготовности флота. Предпринятые же с оглядкой на Петербург мероприятия не обеспечивали необходимой безопасности. В итоге, синхронная военная и политическая подготовка внезапного нападения, принесли японской стороне некоторый тактический успех.
В самом начале войны японцам удалось надолго вывести из строя два сильнейших броненосца Тихоокеанской эскадры. Тем не менее, решающим и определяющим дальнейший ход боевых действий на море это сражение не стало. Японской стороной был допущен ряд грубых ошибок, не позволивших добиться главной цели — уничтожение ядра русской эскадры. Десяти истребителей для этого оказалось явно недостаточно. К тому же в атаку они выходили не одновременно, а группами, что способно было обеспечить успех лишь в начале атаки — вторая волна японских истребителей была встречена плотным огнем и попаданий в русские корабли не добилась. Не на высоте оказалась разведка и связь.
Поход восьми японских миноносцев к Дальнему был вообще безрезультатен — русских кораблей там не было. Адмирал Того не получил ясного представления и об итогах ночной минной атаки, полагая, что русской стороне нанесен более серьезный урон. Дальнейший дневной бой показал, как раз, обратное. Отметим, что к началу боевых действий ни русская, ни японская сторона не имели опыта применения современных на тот момент кораблей. Боевые действия в ходе русско-японской войны на море значительно отличались от того представления, которое формировали события японо-китайской или испано-американской войн. И, как показала война, за этот новый опыт каждой из сторон в противостоянии 1904−1905 гг. предстояло заплатить весьма немалую цену…
Цусима: самое страшное поражение русского флота
Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
105 лет назад, 27-28 мая по новому стилю, в Японском море состоялась одна из крупнейших морских битв в истории войн – Цусимское сражение, в ходе которого русский флот потерпел самое тяжелое поражение в своей истории.
«Цусима» стала центральным сражением русско-японской войны, именно после него российское руководство склонилось к мысли о необходимости заключения мира.
Исход Цусимы был неожиданным тем более, что все течение войны, хоть не слишком удачное для России, до этого никак не говорило о возможности столь сокрушительного поражения России на море, и итог боя стал шоком для многих, не только в России, но и во всем мире. Каковы же уроки и последствия этого эпизода истории?
Русско-японская война, начавшаяся в январе 1904 года, стала неожиданно тяжелой для России, вооруженные силы которой терпели неудачу за неудачей, как на море, так и на суше. Борьба на море в ходе этой войны имела определяющее значение, поскольку именно по морю Япония снабжала свои войска, действующие на континенте, и поэтому уничтожение русского Тихоокеанского флота или как минимум его нейтрализация значились среди главных задач Японии в войне.
Война, собственно, и началась с удара японского флота по русским кораблям в Порт-Артуре, где миноносцам удалось повредить три крупных корабля и Чемульпо, где после неравного боя русские моряки затопили крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец».
Русский флот в целом был, безусловно, сильнее, но трагедия России заключалась в раздробленности сил, которые к началу войны распределялись между тремя театрами: Тихоокеанским, Балтийским и Черноморским. При этом пополнение на Тихий океан могло прийти лишь с Балтики, так как Черноморский флот, по действовавшим в то время соглашениям, не мог покинуть свой замкнутый ТВД.
Еще до начала войны было принято решение об отправке на Тихий океан второй эскадры, которая в совокупности с первой обеспечила бы России значительное превосходство, но из-за запаздывания со вводом в строй новых кораблей усилить Тихоокеанский флот не удалось. После начала войны уже из Индийского океана был отозван отряд адмирала Вирениуса, который в составе броненосца «Ослябя» и крейсеров «Дмитрий Донской», «Аврора» и «Алмаз» шел в Порт-Артур. Было решено, что отряд с большой вероятностью будет перехвачен и уничтожен японским флотом, и лучше отправить его в составе более сильного соединения.
Эскадру собирали «с бора по сосенке» комплектуя как новейшими, так и устаревшими кораблями. Для укомплектования экипажей, в условиях дефицита кадров, также пришлось собирать офицеров и матросов с разных кораблей, не имея времени на их полноценную боевую подготовку.
Ночью с 13 на 14 мая русская эскадра была замечена японскими разведывательными кораблями у входа в Корейский (Цусимский) пролив.
Напротив, японский флот, главные силы которого были укомплектованы современными, близкими по характеристикам и оснащенными однотипным вооружением кораблями с подготовленными и «сплаванными» экипажами, этих недостатков не имел. В результате техническое и организационное превосходство японцев, в сочетании с усталостью экипажей русских кораблей, преодолевших огромный путь, привело к столь плачевному для России исходу боя.
Последствия Цусимы трудно переоценить, и они отнюдь не сводятся только к поражению в русско-японской войне.
После этого поражения русский флот был резко ослаблен, а в стране стала популярной точка зрения, отстаивавшая ненужность океанского флота для России. Уроки из Цусимы, впрочем, были извлечены – к Первой мировой войне русские моряки и их корабли были готовы гораздо лучше, но незавершенность кораблестроительных программ и сам ход войны, ведшейся прежде всего на суше, не позволили флоту проявить себя должным образом.
Последовавшая революция и распад Российской Империи надолго отложили восстановление флота, который вновь стал океанским лишь к 70-м годам XX века уже в Советском Союзе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
ABC (Испания): как происходило уничтожение русского флота в сражении при Цусиме, самом страшном морском сражении в истории со времен Трафальгара
Масштабы катастрофы, вызванной Японией, были таковы, что по сей день Цусимское сражение считается самым унизительным морским поражением России в истории. Следующие несколько дней после сражения испанские газеты сообщали новые подробности о событиях 27 и 28 мая 1905 года в Корейском проливе.
Уже на следующий день после самого страшного морского поражения Российской империи, которое произошло в 1905 году в Корейском проливе в ходе Русско-японской войны, испанская пресса вовсю трубила о нем. Само сражение длилось всего два дня — 27 и 28 мая, — но оно приняло такие масштабы, невообразимые для того времени, что газеты днями напролет публиковали все новые и новые подробности о том, что произошло при Цусиме. 29 мая газета «Эпока» назвала битву при Цусиме «великим морским сражением», а «Импарсиаль» в тот же день сообщил, что «японский адмирал Хэйхатиро Того потопил один русский броненосец, четыре крейсера и одно вспомогательное судно».
Это был важнейший эпизод Русско-японской войны, в ходе которой, всего за два года, погибло около 150 тысяч человек, а ранения получило более 200 тысяч человек. Цусимское сражение стало самым трагическим в этой войне. Газета «Таймс» так описывала события: «За сто лет, прошедшие с тех пор, как в Трафальгарском сражении Наполеон определил судьбы Европы, не случалось еще морских сражений, сравнимых с тем, которое началось в субботу в Цусимском проливе». В результате сражения русский Балтийский флот под командованием адмирала Зиновия Рожественского, располагавший 38 боевыми кораблями, был полностью уничтожен японцами. «Это была катастрофа с ужасными потерями для обеих сторон. Ни один корабль не вышел из сражения без повреждений», — писал «Импарсиаль».
Сам Рамиро Де Маэсту писал о значении этого морского сражения для Европы в газете «Корреспонденсиа де Эспания». «В Лондоне никогда еще не продавали столько газет, как в эти последние три дня. Издания, которые выпускаются днем и ночью, быстро исчезают с прилавков. В 11 часов вечера, в столь необычное время для такого работящего города, как Лондон, продавцы газет заполняют улицы и выкрикивают последние известия. С тех пор, как в газетном деле начал использоваться телеграф, ни одно событие не вызывало такого ажиотажа, как морское сражение при Цусиме. По сообщениям всех английских газет, это важнейшее сражение со времен Трафальгара», — писал Рамиро Де Маэсту в статье от 4 июня 1905 года.
Русско-японская война
Русско-японская война началась годом ранее, когда столкнулись территориальные интересы Российской и Японской империй, претендовавших на контроль над Маньчжурией и Кореей. Для России жизненно важным вопросом было приобрести на Востоке незамерзающий порт. Проблема заключалась в том, что после первой Японо-китайской войны (1894-1895 годов) по Симоносекскому договору Японии перешла большая часть территорий, на которые претендовала Россия. Это был остров Тайвань и Ляодунский полуостров. Кроме того, Япония получила протекторат над Кореей.
В конечном итоге из-за сильного международного давления Япония была вынуждена передать России Порт-Артур, чтобы снизить напряженность между странами. Это было большим унижением для японцев, которые к тому же увидели, что русские начали строить там железную дорогу с явными колонизаторскими намерениями. Переговоры между Японией и Россией велись в течение двух лет, но были безрезультатны, и 8 февраля 1904 года Япония решила штурмовать Порт-Артур, чтобы сохранить свое исключительное господство над Кореей.
Японцы в течение года осаждали город, а затем захватили его. За это время в нескольких морских сражениях японский флот нанес поражение России и доказал ей, что она имеет дело с грозным противником. Происходили и сухопутные сражения: на реке Ялу, под Наньшанем, у Вафангоу, при Ляояне, на реке Шахе, при Сандепу и Мукдене. Русский флот понес такие потери в битвах с японцами, что генеральному штабу пришлось сформировать новую эскадру и перебросить на Восток корабли Балтийского и Черноморского флотов.
Зиновий Рожественский против Хэйхатиро Того
Новая Тихоокеанская эскадра была поручена командованию адмирала Зиновия Рожественского, которому потребовались месяцы, чтобы сформировать силы и направиться к Корейскому проливу. Это дало время японскому адмиралу Того Хэйхатиро подготовить свои корабли, обучить команды и отправиться навстречу русским, которые были полны решимости отомстить японцам. В их распоряжении были одиннадцать броненосцев, девять эсминцев, восемь крейсеров и несколько подразделений меньшего масштаба, чем у японцев, к тому же с менее подготовленными и хуже вооруженными моряками. Они никак не могли себе представить, что им навстречу выйдут 37 японских миноносцев, 27 крейсеров, 21 эсминец и четыре линкора, не считая вспомогательных подразделений и артиллерии.
Прибыв в Порт-Артур и поняв, что город находится в руках японцев, Рождественский решил отправиться во Владивосток кратчайшим путем — по Цусимскому проливу. Однако он не догадывался, что Хэйхатиро Того со своим мощным флотом поджидал его с другой стороны пролива. Не догадывался он и том, что Того был единственным действующим адмиралом в мире, имевшим опыт ведения боев на броненосцах, которые стали главными героями Цусимского сражения. Все это предвещало неблагоприятный исход битвы для русских, чьи корабли, системы связи и торпеды устарели и работали ненадежно. Это было похоже на самоубийство.
Ночью 26 мая 1905 года, несмотря на туман, русская эскадра была обнаружена японским вспомогательным крейсером «Синано-Мару». Японцы заметили огни госпитального судна «Орел», который не тушил огни, как того требовало международное законодательство. Используя современное японское радиооборудование, Хэйхатиро Того вскоре получил точное местоположение противника. На борту броненосца «Микаса» японский адмирал на полной скорости отправился наперехват противнику. Его сопровождали четыре подразделения, насчитывавшие в общей сложности сорок кораблей. Во главе каждого из них находился офицер более низкого ранга. Среди них был и Исороку Ямамото, который почти четыре десятилетия спустя победит американцев в Перл-Харборе в ходе Второй мировой войны.
Воззвание Того
Хотя у русских было больше крупных боевых кораблей, которые, как известно, являются наиболее важными военными кораблями у любого военно-морского флота, в японской эскадре были тяжелые крейсеры (или «замаскированные крейсеры», как их называют некоторые специалисты), которые давали им большое преимущество в скорости. Это позволило Того применить тактику, которую Александер Киральфи определяет в книге «Гении военной стратегии» как «охота на врага в несколько этапов». Японцы сначала предпринимали рискованные маневры по сближению с противником, атаковали его и сразу же после этого отступали, чтобы занять более выгодную для последующей атаки позицию. И так они повторяли снова и снова, пока не побеждали противника.
Контекст
Цусима: Того заманил противника в смертельную ловушку
Переосмыслить значение Цусимского сражения
30 минут настоящего ада
Исход сражения был решен менее чем за 30 минут интенсивного обстрела — с 14:15 до 14:45. Японцы использовали комбинацию взрывчатых веществ под названием «шимоза» («мелинит»), состоящую из пикриновой кислоты, загорающейся при контакте с легковоспламеняющимися материалами, которые имелись в конструкции русских кораблей, например с краской и углем. Это привело к тому, что многие из кораблей сгорали изнутри. В частности, быстро вышло из строя флагманское судно Рожественского, оказавшееся в абсолютной изоляции и без поддержки. А «Ослябя», еще один из важнейших русских броненосцев, затонул за считанные минуты в результате прямого попадания японского снаряда. Это был первый случай в истории, когда современный броненосец затонул из-за одного снаряда.
Но это было только начало. Далее японцы начали второй этап наступления. В определенный момент Хэйхатиро Того приказал своему флоту снова двигаться на восток с целью заставить противника переместиться к северу от пролива. Японские корабли отошли от основного места действия, заново собрали свою эскадру и предприняли очередную атаку. Рожественский не знал, как на это реагировать. Его корабли были построены из более хрупких материалов, чем японские, и повреждения были слишком велики. Доказательством этого является то, что русские шестнадцать раз наносили удары по броненосцу «Микаса», на котором находился адмирал Того, но он так и не пошел на дно. Более того, он пробыл в эксплуатации вплоть до Второй мировой войны.
Самое крупное морское сражение в мире со времен Трафальгара в 1805 году шло без остановки. Однако вскоре в результате меткого японского удара броненосец «Бородино» взорвался и ушел под воду. Из 855 членов экипажа выжил только один. Адмирал Рожественский был ранен осколком шрапнели в голову и потерял сознание. Его перенесли с флагманского корабля на миноносец, а командование должен был взять на себя контр-адмирал Небогатов. Однако к вечеру были потеряны два других броненосца — «Князь Суворов» и «Император Александр III».
Корабли сталкиваются друг с другом
Согласно принятой японцами тактике, ночью Хэйхатиро Того прекратил все действия броненосцев, и инициативу на себя взяли миноносцы. Они накрыли противника огнем и вызвали такой хаос, что некоторые русские корабли столкнулись друг с другом. Остальные оказались в изоляции, лицом к лицу с японским огнем. Они тонули один за другим. Например, старый крейсер «Наварин» был поражен миной и потоплен за считаные минуты. Выжили только три человека из 622 членов экипажа. Броненосец «Сисой Великий» постигла та же участь, в то время как экипажи двух других старых броненосцев («Адмирала Нахимова» и «Владимира Мономаха») бросались в море.
В Цусимском сражении Россия потеряла две трети своей второй Тихоокеанской эскадры: одиннадцать броненосцев, восемь крейсеров, шесть эсминцев и восемь вспомогательных судов. 4 380 русских моряков погибли, а 5 917 были взяты в плен. Среди них были адмирал Рожественский и контр-адмирал Небогатов, сдавший все оставшиеся у него шесть кораблей. Японский флот, со своей стороны, потерял только три миноносца и 117 моряков.
«По сравнению с этим сражением, подвиги военно-морского флота США в Маниле и Сантьяго-де-Куба просто ничтожны», — говорилось в газете «Дейли Ньюс». «Россия на долгие годы потеряла всякую надежду на восстановление своих позиций на Дальнем Востоке, и это заметно увеличивает шансы на мир», — говорилось в «Стэндарте». «Дейли Кроникл» была гораздо жестче: «Русский флот, в последние годы переместившийся с Балтики на Восток, уничтожен. Победа адмирала Того очевидна, и японцы получат безраздельное господство в море». «Морнинг Пост» писала: «России не остается ничего другого, кроме как призвать к скорейшему заключению мира и принять условия, которые ей будут предложены».
«Нечего стыдиться»
Когда Рожественский находился в японском госпитале, где он оправлялся от ран, его посетил Хэйхатиро Того и любезно сказал ему: «Поражение — судьба любого солдата. В этом нечего стыдиться. Главное заключается в том, выполнили ли мы свой долг». Однако когда Рождественский вернулся в Россию, он предстал перед военным судом. Для него даже требовали смертной казни, однако царь помиловал его как получившего ранения и не виновного в капитуляции. Следующие четыре года Рождественский прожил затворником в своем доме в Санкт-Петербурге и умер от сердечного приступа в ночь на Новый 1909 год. Реальным виновником капитуляции был Небогатов. Он провел в тюрьме несколько лет, прежде чем его тоже помиловали.
Хэйхатиро Того, со своей стороны, стал народным героем, которого признавали во всей Японии. Более 30 лет он прожил, окруженный славой и почетом, пока не умер незадолго до начала Второй мировой войны. Отчасти подобная слава связана с тем, что своей победой адмирал обозначил переломный момент в менталитете японцев, которые почувствовали огромную национальную гордость. Это означало начало японской гегемонии в Восточной Азии, продолжавшейся до 1945 года.
Русско-японская война стала первой современной войной, в которой победу одержала азиатская страна. При Цусиме впервые в истории сошлись флоты противников, состоящие из современных броненосцев. Кроме того, в этом сражении впервые решающую роль сыграло использование радиосвязи. «Это был последний вздох старой эпохи, поскольку тогда в последний раз в истории морской войны линейные корабли побежденной стороны сдались в открытом море», — писал британский историк Дэвид Браун в книге «Потери военных кораблей во Второй мировой войне».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Русско-японская война
Дата | 9 февраля (27 января) 1904 года — 5 сентября (23 августа) 1905 года |
Место | Маньчжурия, Жёлтое море, Японское море, остров Сахалин |
Причина | Столкновение зон влияния Российской и Японской империй в Корее и Маньчжурии |
Итог | Победа Японской империй, Портсмутский мирный договор |
Изменения | Аннексия Японией полуострова Люйшунь и Южного Сахалина |
Россия [1] | Япония |
Император Николай II
Содержание
Введение
Предыстория
После окончания Крымской войны 1853-1856 годов, из-за невозможности дальнейшей экспансии на юг и запад в европейской части страны и Средней Азии, внимание России сосредоточилось на Дальнем Востоке, где сильный до этого Китай был ослаблен после сокрушительных поражений в опиумных войнах в 1840—1860 годах. Это помогло Российской империи заключить Айгунский договор в 1858 году, который зафиксировал передачу ей территорий современного Приморского края, где в 1860 году был основан пост, а затем увеличившийся до крепости Владивосток.
С другой важной региональной державой, Японией, в 1855 году был заключён Симодский трактат, согласно которому Курильские острова к северу от острова Итуруп объявлялись владениями России, а Сахалин объявлялся совместным владением двух стран. Но в 1875 году Петербургский договор зафиксировал передачу Сахалина России в обмен на передачу Японии всех 18 Курильских островов. Благодаря этим действиям Россия значительно упрочила свои позиции на Дальнем Востоке.
В Японии после Реставрации Мэйдзи появились собственные колониальные устремления. И первой пробой новой армии и флота была Японо-китайская война 1894-1895, которую она быстро и победоносно завершила. По итогам мирного договора Япония получала в свои владения Ляодунский полуостров, чему воспротивились Россия с Францией и Германией. И Япония была вынуждена отказаться от этой части китайской территории.
Японская империя после этой войны утвердила свое влияние в Корее, но в 1896 году под давлением вынуждена была согласиться с установлением совместного русско-японского протектората над Кореей. Но по факту Россия являлась единоличным правителем на Корейском полуострове.
В 1897 году Россия приступила к строительству Китайско-Восточной железной дороги в Манчжурии. И под предлогом охраны железнодорожного строительства ввела туда свои войска, тем самым начав фактически оккупацию китайской территории.
А в 1898 году Российская империя получила от Китая в длительную аренду (на 25 лет) южную часть Ляодунского полуострова с Порт-Артуром. Этот незамерзающий порт был очень важен для развития Дальнего Востока страны. С марта 1898 года Порт-Артур стал базой для Тихоокеанской эскадры российского флота.
Все эти действия не могли не оказывать негативного влияния на отношения с Японией, которая сама имела виды на Корею и северные территории Китая. Все нарастающие противоречия между империями уже не могли быть решены мирным путем.
Хотя страны в 1903 году еще пытались урегулировать спорные вопросы мирным путем, Япония в 1903 году предложила проект взаимного соглашения о Корее, который предусматривал, что Япония получает исключительные права в Корее. Ответным письмом Россия соглашалась, но потребовала для себя исключительные права на Квантунский полуостров и право на охрану железных дорог в Манчжурии. Это не входило в планы Японии, которая к тому моменту уже активно готовилась к войне. Но и царскому правительству России в то время была нужна быстрая и победоносная война, дабы ослабить набиравшую обороты подготовку к революции. И как итог переговоры ни к чему не привели.
В октябре 1903 года Россия так и не вывела свои войска из Манчжурии, хотя это было согласовано договором с Китаем от 8 апреля 1902 года. В ответ на это Япония начала протестовать против российских мероприятий в Корее.
Причины войны
Россия, придя в Манчжурию, ставила перед собой цель обеспечить себя незамерзающим портом для круглогодичной торговли со странами Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского побережья.
В то же время Япония, пройдя экстенсивный путь модернизации, нуждалась все в большем и большем количестве ресурсов, как людских, так и промышленных, для дальнейшего роста. А это она могла получить только на материке.
Большую роль в развязывании войны сыграли правительства США и европейских держав, которые вели двойственную политику по отношению к участникам будущей войны, пытаясь всячески ослабить своих конкурентов на Дальнем Востоке с тем, чтобы самим хозяйничать в Юго-Восточной Азии. И усиление двух империй, Российской и Японской, им было не нужно. Также помогая в подготовке к войне сразу обеим противоборствующим сторонам они не плохо заработали на строительстве кораблей и поставках военных товаров.
В итоге имперские амбиции и агрессивная колониальная политика обеих государств, подогреваемая помощью европейских держав и США, стали причиной Русско-японской войны 1904-1905 годов.
Подготовка к войне
Россия
Согласно кораблестроительной программе 1895-1898 годов было решено к 1903 году сосредоточить в Тихом океане 10 эскадренных броненосцев, 5 броненосных крейсеров, 10 крейсеров-разведчиков водоизмещением 5–6 тыс. тонн, 10 крейсеров 3-го класса по 2–2,5 тыс. тонн, один-два минных транспорта по 8 тыс. тонн (носители миноносок), два минных заградителя и 36 эскадренных миноносцев (часть последних могла быть заменена миноносцами). Для достижения указанного состава по особой программе «Для нужд Дальнего Востока» в 1898–1902 годах предстояло построить не менее половины из необходимых кораблей. На практике же сроки сдачи кораблей сдвинулись на два года, на 1905 год.
В 1903 году тогдашний министр финансов С. Ю. Витте из-за экономического кризиса, добравшегося до России, настоял на переводе кораблей в состояние так называемого «вооруженного резерва», что должно было сэкономить немалые средства, но при этом чрезвычайно ослабляло готовность флота. К тому же военно-морские силы были рассредоточены по двум главным базам на Тихом океане.
К началу 1904 года у России на Дальнем Востоке было две стратегически исключительно удобно расположенных военно-морские базы: во Владивостоке и в Порт-Артуре. Во Владивостоке находились крейсера первого класса «Россия», «Громобой», «Рюрик», «Богатырь» и еще несколько небольших кораблей. Так же к Владивостоку были приписаны крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Но они находились в корейском порту Чемульпо в качестве стационеров.
Основные же силы Российского флота находились в почти совсем необорудованном Порт-Артуре, где не было ни мастерских, ни доков для устранения даже самых незначительных повреждений кораблей, и включали в себя: семь линейных кораблей, шесть крейсеров, двадцать миноносцев и 16 малых кораблей.
По общему количеству основных (броненосцев и крейсеров) кораблей русский флот не сильно уступал японскому, но, в отличие от флота противника, он строился очень разнородным. Он был, по мнению многих историков, скорее, не оперативно-стратегическим объединением, а собранием ценной и зачастую новейшей военной техники, которую использовать поодиночке было опасно и недопустимо, а эффективно вместе — затруднительно.
. прицельные стрельбы на русских кораблях проводились «крайне редко», а военно-морскими силами надеялись не выиграть войну у вероятного противника, а сохранить с ним «мирные отношения». |
Еще очень красноречиво о подготовке в России к войне говорят слова, написанные Владимиром Александровичем Апушкиным в его книге «Русско-японская война 1904–1905 г.» [3] :
Япония
Сразу же после окончания войны с Китаем в 1895 году в Японии была утверждена программа ускоренного развития вооруженных сил. В 1897 – 1899 годах на строительство военного флота было выделено до трети государственного бюджета. Планировалось утроить численность сухопутных войск и вчетверо увеличить тоннаж военно-морского флота. Оба этих плана были успешно выполнены до начала войны с Россией.
По программе планировалось построить следующее число боевых кораблей:
При столь обширной программе инонационального морского строительства, японцы не упустили из вида задач по коренной модернизации собственной корабельной индустрии. Накопленный опыт помог в будущем почти полностью отказаться от масштабных закупок военной техники за рубежом.
Таким образом, за период с 1898 по 1903 года японцы создали однородный и высококачественный броненосный флот, перевооружили армию, организовали и обучили значительные резервы. Все это совершенно ускользнуло от внимания руководства русской разведки.
Театр военных действий
Расстояния между главными портами в Желтом и Японском морях | |
---|---|
Японские порты | |
Порты | Расстояние |
Сасебо — Гензан | 300 миль |
Сасебо — Чемульп | 220 миль |
Сасебо — Фузан | 140 миль |
Симоносеки — Фузан | 100 миль |
Симоносеки — Гензан | 300 миль |
Русские порты | |
Порты | Расстояние |
Порт — Артур — Сасебо | 660 миль |
Порт-Артур — Симоносеки | 680 миль |
Владивосток — Пролив Соя | 450 миль |
Владивосток — Пролив Цугару | 430 миль |
Владивосток — Мадзуру | 470 миль |
Владивосток — Симоносеки | 370 миль |
Владивосток — Сасебо | 600 миль |
Морским театром военных действий были Желтое и Японское моря, разделенные Корейским полуостровом. А два главных морских порта России были расположены по его разные стороны. Японские же острова тянутся полукольцом от южной оконечности Кореи до острова Сахалин. Из-за такого благоприятного расположения Япония легко контролировала все пути проходящие между морями. Япония располагала рядом хороших портов, расстояние между которыми и портами Кореи не превышало 300 миль. В то время как русские порты Владивосток и Порт-Артур были удалены на 400-600 миль от корейских и японских портов, что сильно затруднило бы десантные операции против японцев.
Соотношение сил перед войной
Ниже в таблице приведены данные по соотношению морских сил на Тихоокеанском театре военных действий на момент начала войны. В них не учитываются корабли ВМС России находившиеся на Балтике, в Средиземном море и других морях не Тихого океана.
Театры военных действий | Жёлтое море | Японское море | ||
---|---|---|---|---|
Типы кораблей | Русская эскадра в Порт-Артуре | Японский Соединённый флот (1-я и 2-я эскадры) | Владивостокский отряд крейсеров | Японская 3-я эскадра |
Эскадренные броненосцы | 7 [4] | 6 [5] | 0 | 0 |
Броненосные крейсера | 1 [6] | 6 [7] | 3 [8] | 0 |
Большие бронепалубные крейсера (свыше 4000 тонн) | 3 [9] | 4 [10] | 2 [11] | 4 [12] |
Малые бронепалубные крейсера | 2 [13] | 4 [14] | 0 | 7 [15] |
Минные крейсера и минные заградители | 4 [16] | 2 | 0 | 0 |
Мореходные канонерские лодки | 7 [17] | 2 | 3 [18] | 7 [19] |
Эскадренные миноносцы | 22 | 19 | 0 | 0 |
Миноносцы | 0 | 16 | 17 [20] | 12 [21] |
Детализированное соотношение сил перед войной. | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Театры военных действий | Флот | Эскадренные броненосцы | Броненосные крейсера | Большие бронепалубные крейсера | Малые бронепалубные крейсера | Минные крейсера и минные заградители | Мореходные канонерские лодки | Эскадренные миноносцы | Миноносцы | ||||||||
Жёлтое море | Русская эскадра в Порт-Артуре | 7 | «Цесаревич» «Ретвизан» «Полтава» «Севастополь» «Петропавловск» «Победа» «Пересвет» | 1 | «Баян» | 3 | «Аскольд» «Диана» «Паллада» | 2 | «Боярин» «Новик» | 4 | «Всадник» «Гайдамак» «Амур» «Енисей» | 7 | «Гремящий» «Отважный» «Гиляк» «Бобр» «Джигит» «Разбойник» «Забияка» [22] | 22 | 0 | ||
Японский Соединённый флот | 6 | IJN Mikasa IJN Asahi IJN Shikishima IJN Hatsuse IJN Fuji IJN Yashima | 6 | IJN Asama IJN Tokiwa IJN Azuma IJN Ikoma IJN Izumo IJN Iwate. [23] | 4 | IJN Chitose IJN Takasago IJN Kasagi IJN Yoshino | 4 | IJN Naniwa IJN Akashi IJN Takachiho IJN Niitaka | 2 | 2 | 19 | 16 | |||||
Японское море | Владивостокский отряд крейсеров | 0 | 3 | «Россия» «Громобой» «Рюрик» | 2 | «Богатырь» «Варяг» [24] | 0 | 0 | 3 | «Кореец» [25] «Манчжур» [26] «Сивуч» [27] | 0 | 17 [28] | |||||
Японская 3-я эскадра | 0 | 0 | 4 | IJN Itsukushima IJN Hashidate IJN Matsushima IJN Chen Yuen [29] | 7 | IJN Izumi IJN Suma IJN Akitsushima IJN Chiyoda, IJN Fuso IJN Kaimon IJN Saien [30] | 0 | 7 | IJN Heiyen [31] IJN Tsukushi IJN Banjo IJN Chokai IJN Atago IJN Maya IJN Uji | 0 | 12 | № 39—43 66 71—75 [32] |
Ход войны
С 3 по 5 февраля (21 по 23 января) [33] 1904 года на совещаниях членов высшего японского правительства было решено начать военные действия против России без объявления войны, внезапным нападением на порт-артурскую эскадру и на отдельные ее корабли. И уже на следующий день, 6 февраля (24 января) 1904 года, Япония официально объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией. Незамедлительно по приказу командующего Соединённым флотом Японии вице-адмирала Х. Того 55 боевых кораблей вышли в море к берегам Кореи и Китая.
Война началась внезапной атакой японских миноносцев на корабли русской эскадры, стоявших на внешнем рейде Порт-Артура, в ночь с 8 на 9 февраля (с 26 на 27 января) 1904 года.
Хронология войны на море
В ночь с 8 на 9 февраля (с 26 на 27 января) 1904 года 10 японских миноносцев внезапно атаковали русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура. Эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада» получили тяжелые повреждения от взрывов японских торпед и чтобы не затонуть выбросились на мель. Ответным огнем артиллерией русской эскадры были повреждены японские эсминцы IJN Akatsuki и IJN Shirakumo. Так началась Русско-японская война.
В этот же день японские войска начали высадку десанта в районе порта Чемульпо. При попытке выйти из порта и направиться в Порт-Артур канонерская лодка «Кореец» была атакована японскими миноносцами, вынудившими ее вернуться обратно.
9 февраля (27 января) 1904 года произошел бой при Чемульпо. В результате которого, ввиду невозможности прорыва, были своими экипажами затоплен крейсер «Варяг» и взорвана канонерская лодка «Кореец».
В тот же день, 9 февраля (27 января) 1904 года, адмирал Иессен вышел во главе Владивостокского отряда крейсеров в море, чтобы начать военные действия для нарушения транспортного сообщения Японии с Кореей.
11 февраля (29 января) 1904 года под Порт-Артуром недалеко от островов Сан-шан-тао на японской мине подорвался русский крейсер «Боярин».
24 февраля (11 февраля) 1904 года японский флот пытался закрыть выход из Порт-Артура путем затопления 5 судов, груженных камнем. Попытка оказалась неудачной.
25 февраля (12 февраля) 1904 года два русских эсминца «Бесстрашный» и «Внушительный» при выходе на разведку наткнулись на 4 японских крейсера. Первому удалось уйти, а второй был загнан в Голубую бухту, где был затоплен по приказу капитана М. Подушкина.
2 марта (18 февраля) 1904 года по приказу Морского Генерального штаба Средиземноморская эскадра адмирала А. Вирениуса (броненосец «Ослябя», крейсера «Аврора» и «Дмитрий Донской» и 7 миноносцев), направлявшаяся в Порт-Артур, была отозвана в Балтийское море.
6 марта (22 февраля) 1904 года японская эскадра обстреляла Владивосток. Урон был незначителен. Крепость была переведена на осадное положение.
8 марта (24 февраля) 1904 года в Порт-Артур прибыл новый командующий русской Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал С. Макаров, сменивший на этом посту адмирала О. Старка.
10 марта (26 февраля) 1904 года в Желтом море, при возвращении из разведки в Порт-Артур, был потоплен четырьмя японскими миноносцами (IJN Usugumo, IJN Shinonome, IJN Akebono, IJN Sazanami) русский миноносец «Стерегущий», а «Решительному» удалось вернуться в порт.
27 марта (14 марта) 1904 года была сорвана вторая попытка японцев блокировки входа в гавань Порт-Артура путем затопления брандеров.
4 апреля (22 марта) 1904 года японские броненосцы IJN Fuji и IJN Yashima обстреляли Порт-Артур огонь из Голубиной бухты. Всего ими было произведено 200 выстрелов и орудий главного калибра. Но эффект был минимален.
12 апреля (30 марта) 1904 года японскими миноносцами был потоплен русский миноносец «Страшный».
13 апреля (31 марта) 1904 года на мине и затонул почти со всем экипажем во время выхода в море подорвался броненосец «Петропавловск». В числе погибших был адмирал С. О. Макаров. Так же в этот день был поврежден взрывом мины и вышел из строя на несколько недель броненосец «Победа».
15 апреля (2 апреля) 1904 года японские крейсера IJN Kasuga и IJN Nisshin обстреляли внутреннего рейда Порт-Артура перекидным огнем.
25 апреля (12 апреля ) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров у берегов Кореи потопил японский пароход IJN Goyo-Maru, каботажное судно IJN Haginura-Maru и японский военный транспорт IJN Kinsu-Maru, после чего направился во Владивосток.
2 мая (19 апреля) 1904 года японцами, при поддержке канонерок IJN Akagi и IJN Chōkai, миноносцев 9-й, 14-й и 16-й миноносных флотилий, была предпринята третья и последняя попытка заблокировать вход в гавань Порт-Артура, на этот раз использовав 10 транспортов (IJN Mikasha-Maru, IJN Sakura-Maru, IJN Totomi-Maru, IJN Otaru-Maru, IJN Sagami-Maru, IJN Aikoku-Maru, IJN Omi-Maru, IJN Asagao-Maru, IJN Iedo-Maru, IJN Kokura-Maru, IJN Fuzan-Maru) В результате им удалось частично перекрыть проход и временно сделать невозможным выход крупных русских кораблей. Это способствовало беспрепятсвенной высадки 2-й японской армии в Маньчжурии.
5 мая (22 апреля) 1904 года 2-я японская армия под командованием генерала Ясукаты Оку, численностью около 38,5 тысяч человек, начала высадку на Ляодунском полуострове, примерно в 100 километрах от Порт-Артура.
12 мая (29 апреля) 1904 года четыре японских миноносца 2-й флотилии адмирала И. Мияко приступили к тралению русских мин в заливе Керр. При выполнении поставленной задачи миноносец №48 подорвался на мине и затонул. В этот же день японские войска окончательно отрезали Порт-Артур от Манчжурии. Началась осада Порт-Артура.
15 мая (2 мая) 1904 года на минном заграждении, выставленном за день до этого минным заградителем «Амур», подорвались и затонули два японских броненосца IJN Yashima и IJN Hatsuse.
Так же в этот день у острова Эллиот произошло столкновение японских крейсеров IJN Kasuga и IJN Yoshino, в котором второй от полученных повреждений затонул. А у юго-восточного берега острова Канглу села на мель авизо IJN Tatsuta.
16 мая (3 мая) 1904 года при проведении десантной операции к юго-востоку от города Инкоу столкнулись две японские канонерские лодки. В результате столкновения затонула лодка IJN Oshima.
17 мая (4 мая) 1904 года на мине подорвался и затонул японский миноносец IJN Akatsuki.
27 мая (14 мая) 1904 года не далеко от города Дальний налетел на камни и был подорван своей командой русский миноносец «Внимательный». В этот же день японское авизо IJN Miyako подорвался на русской мине и затонул в бухте Керр.
12 июня (30 мая) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров вышел в Корейский пролив для нарушения морских коммуникаций Японии.
15 июня (2 июня) 1904 года крейсер «Громобой» потопил два японских транспорта: IJN Idzuma-Maru и IJN Hitachi-Maru, а крейсер «Рюрик» двумя торпедами потопил японский транспорт IJN Sado-Maru. В общей сложности на трех транспортах находилось 2445 японских солдат и офицеров, 320 лошадей и 18 тяжелых 11-дюймовых гаубиц.
23 июня (10 июня) 1904 года Тихоокеанская эскадра контр-адмирала В. Витгофта предприняла первую попытку прорваться во Владивосток. Но при обнаружении японского флота адмирала Х. Того, не вступая в бой, вернулась в Порт-Артур. Ночью того же дня японские миноносцы предприняли безуспешную атаку на русскую эскадру.
28 июня (15 июня) 1904 года в море снова для нарушения морских коммуникаций противника вышел Владивостокский отряд крейсеров адмирала Иессена.
17 июля (4 июля) 1904 года возле острова Скрыплева подорвался и затонул на японском минном поле русский миноносец №208.
18 июля (5 июля) 1904 года подорвался на мине русского минного заградителя «Енисей» в бухте Талиенвань и затонул японский крейсер IJN Kaimon.
20 июля (7 июля) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров через Сангарский пролив вышли в Тихий океан.
22 июля (9 июля) 1904 года отрядом был задержан с контрабандным грузом и отправлен во Владивосток с призовой командой английский пароход Arabia.
23 июля (10 июля) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров подошли ко входу в Токийский залив. Тут был досмотрен и потоплен английский пароход с контрабандным грузом Night Kommander. Также в этот день были потоплены несколько японских шхун и германский пароход Tea, шедший с контрабандным грузом в Японию. А захваченный позднее английский пароход Kalhas, после досмотра, был направлен во Владивосток. Крейсера отряда так же направились в свой порт.
25 июля (12 июля) 1904 года с моря к устью реки Ляохэ подошла эскадра японских миноносцев. Команда русской канонерской лодки «Сивуч», ввиду невозможности прорыва, после высадки на берег, взорвала свой корабль.
7 августа (25 июля) 1904 года японские войска впервые с суши обстреляли Порт-Артур и его гавани. В результате обстрела поврежден броненосец «Цесаревич», легко ранен командующий эскадрой контр-адмирал В. Витгефт. Также получил повреждения броненосец «Ретвизан».
8 августа (26 июля) 1904 года отряд кораблей в составе крейсера «Новик», канонерской лодки «Бобр» и 15 миноносцев участвовал в бухте Тахэ в артобстреле наступающих японских войск, причинив большие потери.
11 августа (29 июля) 1904 года Владивостокский отряд вышел на встрече русской эскадре, которая должна была прорываться из Порт-Артура. Броненосец «Цесаревич», крейсер «Новик», эсминцы «Бесшумный», «Беспощадный» и «Бесстрашный» прибыли в Циндао. Крейсер «Новик», погрузив в бункера 250 тонн угля вышел в море с целью прорваться во Владивосток. В это же день в Чифу китайскими властями был интернирован русский эсминец «Решительный». Так же 11 августа командой был затоплен поврежденный эсминец «Бурный».
12 августа (30 июля) 1904 года в Чифу двумя японскими миноносцами был захвачен ранее интернированный эсминец «Решительный».
13 августа (31 июля) 1904 года в Шанхае был интернирован и разоружен поврежденный русский крейсер «Аскольд».
14 августа (1 августа) 1904 год в Корейском проливе четыре японских крейсера (IJN Izumo, IJN Tokiwa, IJN Azuma и IJN Iwate) перехватили идущих на встречу Первой Тихоокеанской эскадре три русских крейсера («Россия», «Рюрик» и «Громобой»). Между ними произошел бой, который вошел в историю под названием Бой в Корейском проливе. В результате сражения был потоплен «Рюрик», а других два русских крейсера с повреждениями вернулись во Владивосток.
15 августа (2 августа) 1904 года в Циндао немецкие власти интернировали русский броненосец «Цесаревич».
16 августа (3 августа) 1904 года во Владивосток вернулись поврежденные крейсера «Громобой» и «Россия». В Порт-Артуре было отклонено предложение японского генерала М. Ноги о сдачи крепости. В тот же день в Тихом океане русским крейсером «Новик» был остановлен и досмотрен английский пароход Seltic.
20 августа (7 августа) 1904 года у острова Сахалин произошел бой между русским крейсером «Новик» и японскими IJN Tsushima и IJN Chitose. В результате боя «Новик» и IJN Tsushima получили серьезные повреждения. Ввиду невозможности ремонта и опасности захвата корабля противником, командир «Новика» М. Шульц принял решение затопить корабль.
24 августа (11 августа) 1904 года в Сайгоне французскими властями интернирован русский крейсер «Диана».
7 сентября (25 августа) 1904 года из Санкт-Петербурга во Владивосток по железной дороге была отправлена подводная лодка «Форель».
1 октября (18 сентября) 1904 года подорвалась на русской мине и затонула недалеко от острова Айрон японская канонерская лодка IJN Heiyen.
15 октября (2 октября) 1904 года из Либавы вышла на Дальний Восток 2-я Тихоокеанская эскадра адмирала З. Рожественского.
3 ноября (21 октября) подорвался на мине выставленной российским эсминцем «Скорый» и затонул в рядом с мысом Лунь-Вань-Тань японский эсминец IJN Hayatori.
5 ноября (23 октября) 1904 года на внутреннем рейде Порт-Артура после попадания японским снарядом сдетонировал боезапас русского броненосца «Полтава». В результате этого корабль затонул.
6 ноября (24 октября) 1904 года наскочила в тумане на скалу и затонула под Порт-Артуром японская канонерская лодка IJN Atago.
28 ноября (15 ноября) 1904 года из Санкт-Петербурга во Владивосток по железной дороге была отправлена подводная лодка «Дельфин».
7 декабря (24 ноября) 1904 года, из-за невозможности ремонта после полученных повреждений от японского артобстрела, был затоплен экипажем броненосец «Пересвет» в западном бассейне гавани Порт-Артура.
9 декабря (26 ноября) 1904 года японская тяжелая артиллерия потопила крейсер «Баян», минный заградитель «Амур» и канонерскую лодку «Гиляк».
25 декабря (12 декабря) 1904 года IJN Takasago в ходе патрулирования подорвался на мине, выставленной российским эсминцем «Сердитый», и затонул в Желтом море между Порт-Артуром и Чифу.
26 декабря (13 декабря) 1904 года на рейде Порт-Артура огнем японской артиллерии была потоплена канонерская лодка «Бобр».
31 декабря (18 декабря) 1904 года во Владивосток из Санкт-Петербурга по железной дороге прибыли первые четыре подводные лодки типа «Касатка».
1 января 1905 года (19 декабря 1904 года) в Порт-Артуре по приказу командования экипажем были взорваны полузатопленные на внутреннем рейде броненосцы «Полтава» и «Пересвет» и на внешнем рейде был затоплен броненосец «Севастополь».
2 января 1905 года (20 декабря 1904 года) командующий обороной Порт-Артура, генерал А. Стессель, отдал приказ о сдаче крепости. Завершена осада Порт-Артура.
В этот же день, перед сдачей крепости, были затоплены клиперы «Джигит» и «Разбойник». 1-я Тихоокеанская эскадра была полностью уничтожена.
5 января 1905 года (23 декабря 1904 года) прибыла из Санкт-Петербурга во Владивосток по железной дороге подводная лодка «Дельфин».
14 января (1 января) 1905 года по приказу командира Владивостокского порта из подводных лодок «Форель», «Сом», «Дельфин», «Касатка», «Налим», «Скат» и «Фельдмаршал граф Шереметев» сформирован «отдельный отряд миноносцев» и зачислен во Владивостокский отряд крейсеров. Начальником отряда был назначен командир подводной лодки «Касатка» лейтенант А. Плотто.
22 февраля (9 февраля) 1905 года к Владивостоку подошел отряд японских кораблей. Но Японцы без открытия огня отошли обратно.
Так же в феврале 1905 года из Либавы на Дальний Восток вышел 1-й отряд 3-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Н. Небогатова. В состав отряда входили: эскадренный броненосец «Император Николай I», броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» и броненосцы «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Сенявин».
20 марта (7 марта) 1905 года 2-я Тихоокеанская эскадра адмирала З. Рожественского прошла Малакский пролив и вошла в Тихий Океан.
26 марта (13 марта) 1905 года из Владивостока на боевую позицию к острову Аскольд вышла подводная лодка «Дельфин».
29 марта (16 марта) 1905 года вернулась во Владивосток из боевого дежурства у острова Аскольд подводная лодка «Дельфин».
11 апреля (29 марта) 1905 года во Владивосток были доставлены торпеды к русским подводным лодкам.
13 апреля (31 марта) 1905 года 2-й Тихоокеанская эскадры адмирала З. Рожественского прибыла в бухте Камрань в Индокитае.
29 апреля (16 апреля) 1905 года во Владивосток вернулась подводная лодка «Касатка».
7 мая (24 апреля) 1905 года из Владивостока вышли для нарушения морских коммуникаций противника крейсера «Россия» и «Громобой».
9 мая (26 апреля) 1905 года в бухте Камрань соединились 1-й отряд 3-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Н. Небогатова и 2-я Тихоокеанская эскадра вице-адмирала З. Рожественского.
11 мая (28 апреля) 1905 года во Владивосток вернулись крейсера «Россия» и «Громобой». За время рейда ими было потоплено четыре японских транспортных корабля.
14 мая (1 мая) 1905 года русская 2-я Тихоокеанская эскадра адмирала З. Рожественского вышла во Владивосток из Индокитая.
18 мая (5 мая) 1905 года во Владивостоке у причальной стенке от взрыва паров бензина затонула подводная лодка «Дельфин».
24 мая (11 мая) 1905 года у острова Русский на японской мине подорвался и получил повреждения русский крейсер «Громобой».
27 мая (14 мая) 1905 года в Японском море у острова Цусима произошло сражение 2-ой Тихоокеанской эскадра адмирала З. Рожественского (11 броненосцев, 9 крейсеров, 9 эсминцев, 1 вспомогательный крейсер) с японским флотом адмирала Х. Того (4 броненосца, 24 крейсера, 21 эсминец, 42 миноносца, 24 вспомогательных крейсера). Это сражение вошло в историю как Цусимское сражение. В результате этого боя русская эскадра была на голову разгромлена.
29 мая (16 мая) 1905 года в Японском море у острова Дажелет своей командой затоплен броненосец «Дмитрий Донской».
3 июня (21 мая) 1905 года на Филиппинах в Маниле американские власти интернировали русский крейсер «Жемчуг».
9 июня (27 мая) 1905 года на Филиппинах в Маниле был интернирован американскими властями русский крейсер «Аврора».
29 июня (16 июня) 1905 года в Порт-Артуре японскими спасателями поднят со дна русский броненосец «Пересвет».
7 июля (24 июня) 1905 года японские войска начали Сахалинскую десантную операцию по высадке десанта численностью 14 тысяч человек. В то время как русские войска насчитывали на острове всего 7,2 тысячи человек.
8 июля (25 июля) 1905 года в Порт-Артуре японскими спасателями поднят затопленный русский броненосец «Полтава».
29 июля (16 июля) 1905 года завершилась японская Сахалинская десантная операция капитуляцией русских войск.
14 августа (1 августа) 1905 года в Татарском проливе подводной лодкой «Кета» проведена безрезультатная атака на два японских миноносца.
22 августа (9 августа) 1905 года в Портсмуте начались переговоры между Японией и Россией при посредничестве США.
5 сентября (23 августа) в США в Портсмуте между Японской Империей и Российской Империей был подписан мирный договор. Согласно договору Япония получила Ляодунский полуостров, часть КВЖД от Порт-Артура до города Чанчунь и Южный Сахалин, Россия признала преобладающие интересы Японии в Корее и согласилась на заключение русско-японской рыболовной конвенции. Россия и Япония обязались вывести свои войска из Манчжурии. Требование Японии о репарациях было отклонено.