какое место отводится философии в системе культуры

Место философии в системе культуры

Вопрос о месте философии в системе культуры связан, прежде всего, с определением понятия «культура».

В современной философской и культурологической литературе имеется множество определений культуры. Выделим наиболее важные из них.

Культуру можно также определить как позитивный опыт человечества, обладающий человекотворческой функцией. В этом смысле культура является способом социокультурного воспроизводства человека и характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей. Поэтому говорят о культуре мышления, культуре поведения и культуре деятельности, например, о культуре труда, культуре быта, художественной, политической культуре.

В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (например, молодёжная культура) или всего общест­ва в целом.

В Средние века смысл понятия культуры схватывался понятием “цивилизация», которым обозначали городской уклад соци­альной жизни.

Действительно, всем нам, в определённые периоды жизни, приходится решать самые предельные вопросы нашего бытия, совершать нравственный выбор, определять свою позицию. И в этих случаях не обойтись без общих понятий и представлений, ценностных ориентаций, на которые можно было бы опереться в решении смысложизненых проблем.

Культура в личностном аспекте представляет собой пространство человеческой свободы, давая каждому из нас возможность свободного выбо­ра ценностей своего существования. Но тем самым культура накладывает на человека огромное бремя заботы и ответственности, поскольку осуществить этот выбор совсем не просто.

В этой связи задача философии помочь человеку сориентироваться в системе ценностей и обоснованно осуществить их выбор. Это возможно в силу того, что философия задает предельные горизонты бытия человека, культуры, общества, на основе которых человек формирует свою жизненную позицию, свое отношение к миру, обществу, другим людям. От этого отношения зависит оценка человеком места в мире, представление о смысле собственной жизни и, как результат, общая направленность его социальной активности. Можно ска­зать, что таким способом философия способна повлиять на мир, на все сферы жизнедеятельности человека. У каждого человека в процессе его жизни на основе собственного опыта складывается та или иная философия. Он может быть оптимистом или пессимистом, стоиком или циником, материалистом или идеалистом. Изна­чальные мировоззренческие убеждения человека определяют его поступки, влияют на его отношения с другими людьми, с природой.

Философия, отражающая предельно общие взгляды и убеждения индивида в отношении к обществу, к миру, к самому себе, таким образом, принадлежит к числу высших духовных ценностей, связанных с творческим началом в человеке, с рас­крытием его нравственного и интеллектуального потенциала.

Философия, кроме того, выполняет задачу осмысления феноменов культуры и культурных процессов. Она постоянно осуществляет рефлексию по поводу культурных процессов и явлений. Именно философская мысль выработа­ла представление о сущности, структуре и роли культуры в жизни человека и общества, имен­но философия вырабатывает и задаёт культуре систему понятий и категорий, в ко­торых человек может осмысливать и познавать себя, общество, мир.

Современный французский философ Поль Рикер, рассматривая вопрос о том, какую роль играет философия и философы в современном обществе, выделил три наиболее актуальные задачи, которые стоят перед философией и которые она стремиться выполнять.

Во-первых, способствовать повышению уровня общест­венных дискуссий. Демократия основывается на публичном обсуждении важнейших проблем жизни общества. И в этом смысле философ обязан быть просвещённым гражданином и содействовать проведению таких публичных дискуссий, просвещая других.

И, в-третьих, философия могла бы подать пример толерантности, свободы сло­ва, плюрализма в политических спорах.

В заключении можно сказать, что философия есть специфический способ духовного освоения мира человеком, представляющий собой единство абстрактно-теоретического и ценностного знания. Это самосознание человека и эпохи, выраженное в теоретической форме. Определяя место философии в духовном развитии человечества, нельзя не вспомнить слова гениального немецкого философа Гегеля, который увидел ее значении в том, что философия является духовной квинтэссенцией времени, эпохой, схваченной в мыслях, живой душой культуры.

Литература

1. Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985.

2. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988..

3. Гадамер Г.-Г. Акту­альность прекрасного. М., 1991

4. Двадцать лекций по философии. Екатеринбург, 2001.

5. Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу. М., 1972.

6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1963.

7. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.,1991

8. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

9. Поупкин Р., Строл А. Философия. Вводный курс. М., 1997.

10. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб., 1994.

11. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности. М., 1996.

12. Современный философский словарь. Москва; Бишкек; Екатеринбург., 1996.

13. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

14. Фракфорт Г. и др. В преддверии философии. М., 1984.

15. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики //Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

16. Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982.

17. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Источник

Философия в системе культуры

какое место отводится философии в системе культуры какое место отводится философии в системе культуры какое место отводится философии в системе культуры какое место отводится философии в системе культуры

какое место отводится философии в системе культуры

какое место отводится философии в системе культуры

Какое место занимает философия в жизни общества, в системе культуры?

Материальная жизнь включает в себя взаимодействие между обществом и окружающей природой, материальное производство, социально-политическую деятельность людей, научно-экспериментальную и практико-техническую деятельность, материальную сторону семейно-бытовых отношений людей.

Духовная жизнь общества содержит семь основных форм:

1) политическое сознание;

2) правовое сознание;

3) нравственное сознание;

4) эстетическое сознание;

5) науку как форму общественного сознания (частнонаучное знание);

6) религиозное сознание (ему противостоит атеистическое сознание);

7) философию как форму общественного сознания.

Таким образом, философия является специфической формой духовной жизни общества, формой общественного сознания.

Философия как форма общественного сознания занимает особое место в структуре человеческой культуры: она является синтетической формой общественного сознания. С одной стороны, философия вбирает в себя весь опыт социальной практики людей, с другой стороны, философия является квинтэссенцией (концентрированным выражением) духовной культуры.

Философия интегративная форма духовной деятельности. Она объединяет и обобщает разнокачественное знание (научное, политическое, нравственное и др.).

Философия имеет общие границы с другими формами культуры (политикой, правом, моралью, искусством, религией, наукой) и потому она несет на себе их печать. В многогранности философии источник ее многоликости, которая, однако, не устраняет ее специфики.

Философия нацелена на изучение всеобщего качественно-

содержательного аспекта бытия и познания. Познавательная направленность философии на мир, общество, человека и сознание роднит ее с наукой.

При этом частные науки (физика, химия, биология, социология, психология и др.) изучают свойства и законы отдельных областей и уровней действительности. А философия пытается понять мир в целом, выявить его универсальные свойства и отношения, а также источники самого знанияи все это через призму человеческого восприятия.

Философия выступает в качестве мировоззренческой науки. Она имеет «•нязь с научным знанием и мировоззрением. Фидософия и мировоззрение 1плимосвязаны между собой, но их следует различать.

являются эмоционально-психологическимкомпонентом, побуждающим к действию.

Философия служит общетеоретическим ядром мировоззрения.

В целом философия выполняет рефлексивную функцию по отношению к духовной деятельности людей, выступает самосознанием культуры, служит живой душой культуры.

Источник

4. Место философии в системе культуры.

Вопрос о месте философии в системе культуры связан, прежде всего, с определением понятия «культура».

В современной философской и культурологической литературе имеется множество определений культуры. Выделим наиболее важные из них.

Культуру можно также определить как позитивный опыт человечества, обладающий человекотворческой функцией. В этом смысле культура является способом социокультурного воспроизводства человека и характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей. Поэтому говорят о культуре мышления, культуре поведения и культуре деятельности, например, о культуре труда, культуре быта, художественной, политической культуре.

В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (например, молодёжная культура) или всего общест­ва в целом.

В Средние века смысл понятия культуры схватывался понятием “цивилизация», которым обозначали городской уклад соци­альной жизни.

Действительно, всем нам, в определённые периоды жизни, приходится решать самые предельные вопросы нашего бытия, совершать нравственный выбор, определять свою позицию. И в этих случаях не обойтись без общих понятий и представлений, ценностных ориентаций, на которые можно было бы опереться в решении смысложизненых проблем.

Культура в личностном аспекте представляет собой пространство человеческой свободы, давая каждому из нас возможность свободного выбо­ра ценностей своего существования. Но тем самым культура накладывает на человека огромное бремя заботы и ответственности, поскольку осуществить этот выбор совсем не просто.

В этой связи задача философии помочь человеку сориентироваться в системе ценностей и обоснованно осуществить их выбор. Это возможно в силу того, что философия задает предельные горизонты бытия человека, культуры, общества, на основе которых человек формирует свою жизненную позицию, свое отношение к миру, обществу, другим людям. От этого отношения зависит оценка человеком места в мире, представление о смысле собственной жизни и, как результат, общая направленность его социальной активности. Можно ска­зать, что таким способом философия способна повлиять на мир, на все сферы жизнедеятельности человека. У каждого человека в процессе его жизни на основе собственного опыта складывается та или иная философия. Он может быть оптимистом или пессимистом, стоиком или циником, материалистом или идеалистом. Изна­чальные мировоззренческие убеждения человека определяют его поступки, влияют на его отношения с другими людьми, с природой.

Философия, отражающая предельно общие взгляды и убеждения индивида в отношении к обществу, к миру, к самому себе, таким образом, принадлежит к числу высших духовных ценностей, связанных с творческим началом в человеке, с рас­крытием его нравственного и интеллектуального потенциала.

Философия, кроме того, выполняет задачу осмысления феноменов культуры и культурных процессов. Она постоянно осуществляет рефлексию по поводу культурных процессов и явлений. Именно философская мысль выработа­ла представление о сущности, структуре и роли культуры в жизни человека и общества, имен­но философия вырабатывает и задаёт культуре систему понятий и категорий, в ко­торых человек может осмысливать и познавать себя, общество, мир.

Современный французский философ Поль Рикер, рассматривая вопрос о том, какую роль играет философия и философы в современном обществе, выделил три наиболее актуальные задачи, которые стоят перед философией и которые она стремиться выполнять.

Во-первых, способствовать повышению уровня общест­венных дискуссий. Демократия основывается на публичном обсуждении важнейших проблем жизни общества. И в этом смысле философ обязан быть просвещённым гражданином и содействовать проведению таких публичных дискуссий, просвещая других.

И, в-третьих, философия могла бы подать пример толерантности, свободы сло­ва, плюрализма в политических спорах.

В заключении можно сказать, что философия есть специфический способ духовного освоения мира человеком, представляющий собой единство абстрактно-теоретического и ценностного знания. Это самосознание человека и эпохи, выраженное в теоретической форме. Определяя место философии в духовном развитии человечества, нельзя не вспомнить слова гениального немецкого философа Гегеля, который увидел ее значении в том, что философия является духовной квинтэссенцией времени, эпохой, схваченной в мыслях, живой душой культуры.

Источник

Место философии в системе культуры. Специфика философского знания.

какое место отводится философии в системе культуры какое место отводится философии в системе культуры какое место отводится философии в системе культуры какое место отводится философии в системе культуры

какое место отводится философии в системе культуры

какое место отводится философии в системе культуры

Предмет и объект философии. Структура философского знания.

Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости. Это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном.

Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия.

Объектом– явление действительности изучаемое философией, благодаря которому она определяет свои цели, направления, предметы и так далее; или это сфера приложения научного поиска.

Общую структуруфилософии, философского знания составляют 4 основных раздела:

· онтология (учение о бытии) ;

· гносеология (учение о познании) ;

В состав философии входят:

· теоретическая философия (систематическая философия);

В состав философии входят:

· теоретическая философия (систематическая философия);

Функции философии.

Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции философии:

· мировоззренческую(формирование целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром)

· методологическую (вырабатывает основные методы познания окружающей действительности)

· мыслительно-теоретическую (философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира)

· гносеологическую (имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания))

· критическую (подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.)

· воспитательно-гуманитарную (культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни)

· прогностическую(на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества).

Философия как мировоззрение.

Философия как мировоззрение сформировалась тогда, когда человек отошел от мифических форм мышления, прошел этап становления религии и постепенного отклонения от нее. Действительно, глубокое философское познание мира началось тогда, когда человек стал задумываться о природных процессах не с мистической точки зрения, а с точки зрения естественных процессов на планете. Это, так называемые, разные уровни отражения действительности.

какое место отводится философии в системе культуры

Второй уровень уже включает в себя элементы осмысления. Теперь это можно назвать мировосприятием. Делаются попытки понять взаимосвязь между событиями и явлениями. Но этот процесс не основан на рационализме, а больше построен на чувствах. Все обусловлено субъективным эмоциональным состоянием, опытом, через призму которого анализируются явления. Так невозможно выделить общее объективное понятие мироустройства, основанное на каких-то законах, которые будут работать независимо от человека и места.

Таким образом, можно сказать, что философия как мировоззрение представляет собой высший уровень восприятия мира, его понимания. Она представляет систему рационализма и теоретических оснований под любое размышление о мире и его строении.

Место философии в системе культуры. Специфика философского знания.

Философы часто нарушают следующие вопросы: куда идет человечество, не происходит ли деградация культуры, истинные ли ценности оно исповедует подобное. Эта самокритика ценностей (культуры в целом) является одной из важнейших функций философии. Философы не только критикуют определенные ценности, но и предлагают свою систему ценностей.

*Гегель: Сова Минервы вылетает в сумерки. (объясняет то, что уже случилось)

*11й тезис Маркса о Фейербахе: Философы только объясняли мир, а речь идет о том, чтобы его изменить. (пассивно-созерцательное отношение к жизни)

На самом деле роль философии в том, что она не должна превращаться в идеологию. Субъектом философии являются не массы, не политические партии, а отдельная личность. Духовное совершенствование человека (общества через человека) является основной задачей философии.

Философия как наука, форма общественного сознания и мировоззрение имеет мощный гуманистический потенциал:

1) рассматривает человека как единственно возможный субъект.Человек включается в предмет философии в контексте соотношения «человек-мир»;

2) философия утверждает человека как высшую ценность мира, создателя знания вообще и философского частности;

3) философия развивает теоретическое мышление, речь, сущностные силы человека, его познавательные возможности;

6) философия выясняет мировоззренческие проблемы и поэтому является теоретической основой любого мировоззрения.

Источник

Место философии в системе культуры

какое место отводится философии в системе культуры какое место отводится философии в системе культуры какое место отводится философии в системе культуры какое место отводится философии в системе культуры

какое место отводится философии в системе культуры

какое место отводится философии в системе культуры

Вопрос о месте философии в системе культуры связан, прежде всего, с определением понятия «культура».

В современной философской и культурологической литературе имеется множество определений культуры. Выделим наиболее важные из них.

Культуру можно также определить как позитивный опыт человечества, обладающий человекотворческой функцией. В этом смысле культура является способом социокультурного воспроизводства человека и характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей. Поэтому говорят о культуре мышления, культуре поведения и культуре деятельности, например, о культуре труда, культуре быта, художественной, политической культуре.

В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (например, молодёжная культура) или всего общест­ва в целом.

В Средние века смысл понятия культуры схватывался понятием “цивилизация», которым обозначали городской уклад соци­альной жизни.

Действительно, всем нам, в определённые периоды жизни, приходится решать самые предельные вопросы нашего бытия, совершать нравственный выбор, определять свою позицию. И в этих случаях не обойтись без общих понятий и представлений, ценностных ориентаций, на которые можно было бы опереться в решении смысложизненых проблем.

Культура в личностном аспекте представляет собой пространство человеческой свободы, давая каждому из нас возможность свободного выбо­ра ценностей своего существования. Но тем самым культура накладывает на человека огромное бремя заботы и ответственности, поскольку осуществить этот выбор совсем не просто.

В этой связи задача философии помочь человеку сориентироваться в системе ценностей и обоснованно осуществить их выбор. Это возможно в силу того, что философия задает предельные горизонты бытия человека, культуры, общества, на основе которых человек формирует свою жизненную позицию, свое отношение к миру, обществу, другим людям. От этого отношения зависит оценка человеком места в мире, представление о смысле собственной жизни и, как результат, общая направленность его социальной активности. Можно ска­зать, что таким способом философия способна повлиять на мир, на все сферы жизнедеятельности человека. У каждого человека в процессе его жизни на основе собственного опыта складывается та или иная философия. Он может быть оптимистом или пессимистом, стоиком или циником, материалистом или идеалистом. Изна­чальные мировоззренческие убеждения человека определяют его поступки, влияют на его отношения с другими людьми, с природой.

какое место отводится философии в системе культуры

Философия, отражающая предельно общие взгляды и убеждения индивида в отношении к обществу, к миру, к самому себе, таким образом, принадлежит к числу высших духовных ценностей, связанных с творческим началом в человеке, с рас­крытием его нравственного и интеллектуального потенциала.

Философия, кроме того, выполняет задачу осмысления феноменов культуры и культурных процессов. Она постоянно осуществляет рефлексию по поводу культурных процессов и явлений. Именно философская мысль выработа­ла представление о сущности, структуре и роли культуры в жизни человека и общества, имен­но философия вырабатывает и задаёт культуре систему понятий и категорий, в ко­торых человек может осмысливать и познавать себя, общество, мир.

Современный французский философ Поль Рикер, рассматривая вопрос о том, какую роль играет философия и философы в современном обществе, выделил три наиболее актуальные задачи, которые стоят перед философией и которые она стремиться выполнять.

Во-первых, способствовать повышению уровня общест­венных дискуссий. Демократия основывается на публичном обсуждении важнейших проблем жизни общества. И в этом смысле философ обязан быть просвещённым гражданином и содействовать проведению таких публичных дискуссий, просвещая других.

И, в-третьих, философия могла бы подать пример толерантности, свободы сло­ва, плюрализма в политических спорах.

В заключении можно сказать, что философия есть специфический способ духовного освоения мира человеком, представляющий собой единство абстрактно-теоретического и ценностного знания. Это самосознание человека и эпохи, выраженное в теоретической форме. Определяя место философии в духовном развитии человечества, нельзя не вспомнить слова гениального немецкого философа Гегеля, который увидел ее значении в том, что философия является духовной квинтэссенцией времени, эпохой, схваченной в мыслях, живой душой культуры.

Литература

1. Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985.

2. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988..

3. Гадамер Г.-Г. Акту­альность прекрасного. М., 1991

4. Двадцать лекций по философии. Екатеринбург, 2001.

5. Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу. М., 1972.

6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1963.

7. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.,1991

8. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

9. Поупкин Р., Строл А. Философия. Вводный курс. М., 1997.

10. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб., 1994.

11. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности. М., 1996.

12. Современный философский словарь. Москва; Бишкек; Екатеринбург., 1996.

13. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

14. Фракфорт Г. и др. В преддверии философии. М., 1984.

15. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики //Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

16. Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982.

17. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *