какое масло применяют для смазывания автотракторных двигателей

Масла, применяемые для двигателей, их основные свойства

Масла, применяемые для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания, называют моторными.

В зависимости от назначения моторные масла подразделяют на масла для дизелей, масла для бензиновых двигателей и универсальные моторные масла, которые предназначены для смазывания двигателей обоих типов. Все современные моторные масла состоят из базовых масел и улучшающих их свойства присадок. (СЛАЙД № 22)

По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные.

По составу базового масла моторные масла подразделяют на синтетические, минеральные и частично синтетические (смеси минерального и синтетических компонентов).

Требования к маслам: (СЛАЙД № 22)

— маслянистость (способность удерживаться на поверхности);

— отсутствие кислот (чистота);

— отсутствие механических примесей.

Марки масел по ГОСТ 17479.1-85 М-8Б1 (АС-8); М-10Б1 (АС-10); М-8Б1; М-6З/10В1. В скобках указаны марки масел по старой классификации. Расшифровка марок:

Определение качества масла:

Одним из показателей качества масла является его вязкость (сила внутреннего трения). От ее значения зависят техническое состояние двигателя, расход топлива и масла. По вязкостным показателям подбирается масло для определенного двигателя в зависимости от кон­струкции, технического состояния, условий эксплуатации, сезонности и других факторов. Значение вязкости масла входит в его маркировку в виде цифрового индекса, например, M-8B-I, М-10Г2 где цифры 8 и 10 обозначают значение кинематической вязкости в мм2/с при 100°С. Ис­пользование маловязких масел (тем более загущенных — всесезонных) позволяет экономить топливо. Но, с другой стороны, использование ма­ловязкого масла может стать причиной повышенного износа деталей, в том числе абразивного, увеличения расхода масла на угар. Например, расход масла М-5з/12Г1 на угар больше по сравнению с расходом на угар масла М-12Г1. Но применение масел с повышенной вязкостью свя­зано с увеличением механических потерь, ухудшением пуска двигателя, увеличением пусковых износов. Масла подбирают такой вязкости, кото­рая обеспечивала бы надежную смазку, небольшой расход на угар, легкий пуск двигателя, отвод теплоты и др. Оптимальное значение вяз­кости масла в каждом конкретном случае обеспечивает минимальный износ деталей двигателя, достаточную скорость подачи масла к цилиндрам, максимальный отвод теплоты (масло отводит 1,5. 4,5% теплоты, выделяемой при сгорании топлива), уплотнение зазоров (это, в свою очередь, обеспечивает минимальный прорыв отработавших газов в масляный картер и расход масла на угар). Масла, в зависимости от вязкостных свойств, используются при зимней и летней эксплуатации. Использование зимой летних сортов масел ведет к дополнительному расходу топлива до 8%; использование зимних масел летом — к повы­шенному износу двигателя, ‘увеличению расхода масла на угар.

От значения вязкости зависит прокачиваемость по масляной системе, отвод тепла от трущихся поверхностей, их чистота. Это обес­печивает масло с меньшей вязкостью. Для уплотнения зазоров в изно­шенных двигателях при работе с повышенными давлениями требуются масла с более высокой вязкостью.

Поэтому не следует смешивать одинаковые по назначению, но разной маркировки масла, например, не смешивать масла М-53/10Г1, М-63/1ОГ1 и М-63/12Г1, так как в состав этих масел входят различные при­садки.

В бензиновые двигатели не следует заливать дизельные масла. При производстве масел учитываются конкретные условия их эксплуатации: температура, давление, металлы, с которыми контактирует масло, качество топлива, охлаждение двигателя и другие. В соответствии с этим подбираются масляная основа определенного ка­чества и соответствующие присадки. Для масел бензиновых двигателей нужны более термостойкие присадки (температура горящей рабочей смеси в бензиновых двигателях на 300. 400°С выше, чем в дизелях), а для дизельных масел —механостойкие. Кроме того, учитывается качес­тво топлива. Содержание серы в дизельном топливе в 5. 10 раз больше, чем в бензине. При сгорании сернистые соединения превращаются в оксиды, которые со временем вызывают не только жидкостную (кислот­ную) коррозию при соединении с водой, но и газовую. Поэтому масла для дизелей должны иметь более высокие нейтрализующие свойства для предотвращения коррозии — в первую очередь вкладышей подшипников — продуктами сгорания топлива и окисления масла. Но, к сожалению, улучшение нейтрализующих свойств сопряжено с повы­шением зольности. Особенно это ощущается, когда дизельное масло используется в бензиновых двигателях, при попадании в камеру сго­рания (расход масла на угар). В этих случаях масляная основа и присадки более интенсивно, чем в дизелях, образуют нагары, вызывают калильное зажигание (двигатель продолжает работать при выключенном зажигании). Калильное зажигание может сопровождаться детонацией (возникновением металлического стука при работе двигателя), так как образующиеся нагары «уменьшают» объем камеры сгорания, т.е. увеличивают степень сжатия двигателя.

Поэтому существует классификация моторных масел для карбюра­торных и дизельных двигателей, высокофорсированных, высоко­форсированных с турбонаддуврм и т.д.

Источник

Топливо, смазочные материалы и технические жидкости

Топливо

В автотракторных двигателях применяют жидкие и газообразные топлива, Топливо этих видов в зависимости от сырья, из которого его получают, может быть нефтяного и ненефтяного происхождения. Жидкие топлива (бензин и дизельное) получают из нефти путем ее прямой перегонки или крекинг-процессом.

Газообразные топлива как естественного происхождения, так и искусственные, полученные газификацией твердых топлив или другими способами, применяют в автотракторных двигателях в сжиженном и сжатом состоянии. К сжиженным газовым топливам относятся газы, способные при относительно низких давлениях (до 2 МПа) и нормальной температуре (20°С) переходить в жидкое состояние. Сжатые газы при нормальной температуре не переходят в жидкое состояние даже при высоком давлении (до 20 МПа), поэтому их используют в газообразном состоянии.

Расширенное применение газообразных топлив обусловлено их преимуществами:

Автомобильные бензины для карбюраторных двигателей должны удовлетворять следующим требованиям:

Товарные сорта бензинов получают смешиванием дистиллятов бензина прямой перегонки и термического крекинга, к которым добавляют с целью повышения их антидетонационной стойкости моторный бензол, алкилбензол, бензин каталитического крекинга, технический изооктан и др. С точки зрения антидетонационной стойкости наиболее желательны в бензине ароматические углеводороды, однако при сгорании они образуют канцерогенные вещества, в частности, 3,4 бензпирен. Поэтому нормами Европейского Союза содержание ароматических углеводородов в бензине не должно превышать 10%.

Ранее по ГОСТ 208467 бензин выпускался следующих марок: А-76, АИ-93 и АИ-98. Для первой из указанных марок октановое число определялось моторным методом, а для двух последующих — исследовательским методом. Сейчас для неэтилированных бензинов в зависимости от октанового числа, определенного исследовательским методом, установлены следующие марки бензинов: «Нормаль-80», «Регуляр-92», «Премиум-95» и «Супер-98». Октановое число этих бензинов, определенное моторным методом, равно соответственно 76 — 83 — 85 — 88. Стандарт разрешает применение для этих бензинов марганцевых антидетонаторов.

Дизельные двигатели имеют меньший удельный эффективный расход топлива — 170…180 г/элсч по сравнению с карбюраторными — 220…250 г/элсч ввиду большей степени сжатия. В конце сжатия, когда давление составляет 30 — 35 атм и температура 500…550°С, за 15…25° до ВМТ начинается и через 6…10°после ВМТ заканчивается впрыск топлива, которое сгорает, обеспечивая работу двигателя.

Дизельное топливо должно удовлетворять следующим эксплуатационным требованиям:

Дизельные топлива получают смешением в основном трех дистиллятов прямой перегонки: керосинового, газойлевого и частично солярового, с добавлением элементов каталитического крекинга. В зависимости от требующегося сорта дизельного топлива изменяют пропорцию при смешении компонентов. Например, соляровый дистиллят вводится лишь в летнее дизельное топливо, а арктическое дизельное топливо почти целиком состоит из керосинового дистиллята.

Автотракторное дизельное топливо вырабатывается трех сортов:

Смазочные материалы для автомобилей

Для обеспечения надежного смазывания и длительной работы механизмов в масла вводят присадки, которые улучшают эксплуатационные качественные показатели масел. Присадки представляют собой металлоорганические и другие сложные химические соединения. Их классифицируют в зависимости от выполняемых ими функций в масле.

Моторные масла

Классификация моторных масел в соответствии с ГОСТ 17479-72 предусматривает выпуск их с вязкостью от 6 до 20 сСт при 100°С с интервалом через 2сСт. По эксплутационным свойствам масла делят на шесть групп (А, Б, В, Г, Д, Е), отличающиеся количеством и эффективностью введенных присадок. Поэтому в марке указывается значение кинематической вязкости при 100°С и буква, которая позволяет выбрать масло для двигателей различной степени теплонапряженности.

Масла группы А не содержат присадок и в настоящее время не выпускаются. В масла группы Б вводили до 5% присадок и использовали их в малофорсированных карбюраторных двигателях старых марок.

Масла группы В предназначены для работы в среднефорсированных двигателях и содержат до 8 % присадок, а масла группы Г для форсированных двигателях содержат до 14 % присадок.

Масла групп Б, В, Г делятся на 2 подгруппы:

Эти индексы указываются в марке. Для работы теплонапряженных двигателей с наддувом предназначены масла группы Д.

Масла группы Е предназначены для малооборотных стационарных дизелей и в сельском хозяйстве не применяются.

Буква М в маркировке масла указывает на то, что масло моторное. Например, масло М-4з/8В2, моторное, класс вязкости 4, имеет вязкость 8 сСт при 100°С, содержит загущающую присадку и предназначено для среднефор- сированных двигателей.

Зимой применяются масла с вязкостью 8 сСт, а летом — 10 сСт. Для среднефорсированных двигателей грузовых автомобилей применяются масла М-8В1 и М-10Вь Для высокофорсированных двигателей автомобилей применяются масла М-8Г1 и М-10Г1.

Для автомобилей КАМАЗ предназначено масло М-8Г2к и М-10Г2к, имеющие улучшенные моюще-диспергирующие, вязкостно-температурные свойства и более низкую зольность по сравнению с другими маслами группы Г. Это масло рекомендуется к использованию также для тракторов К-700 и К-701.

Для обеспечения эксплуатации высокофорсированных дизелей с наддувом выпускается в ограниченном количестве масло М-10Дм, имеющее улучшенные моющие и антиокислительные свойства.

Масла МС-14, МС-20, и МК-22 используются в поршневых авиационных двигателях, а цифра в их маркировке указывает вязкость в сСт при 100°С. Эти масла могут использоваться в высокофорсированных тракторных двигателях.

Принято следующее обозначение масел для двигателей различного назначения. Оно состоит из групп знаков:

Масла различных групп различаются эффективностью и содержанием присадок.

В марках масел, предназначенных для карбюраторных двигателей, указывают индекс 1, а для дизелей — индекс 2. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в карбюраторных двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковыми буквами), индекса в обозначении не имеют. Масла, принадлежащие к разным группам, имеют двойное обозначение, в котором первая буква характеризует качество масла при применении в дизелях, а вторая — в карбюраторных двигателях.

Трансмиссионные масла

Трансмиссионные масла используют для смазывания агрегатов и механизмов трансмиссий тракторов, автомобилей и других машин.

Трансмиссионные масла по вязкости делят на четыре класса (9, 12, 18 и 34), а по эксплуатационным свойствам — на пять групп (1…5) и маркируют следующим образом:

Пример обозначения: ТМ-5-123(рк), где ТМ — трансмиссионное масло; 5 — наличие противозадирной высокоэффективной присадки многофункционального действия; 12 — класс вязкости (1100… 1399 мм2/с); з — наличие загущающей присадки; рк — обладает рабочеконсервационными свойствами.

Пластичные смазки представляют собой мазеобразные продукты, состоящие из минерального или синтетического масла (основы), загустителя, наполнителя, стабилизатора и присадок.

Технические жидкости

В качестве охлаждающих жидкостей в автотракторных двигателях применяют воду и низкозамерзающие жидкости (антифризы).

Антифризы представляют собой смесь этиленгликоля (двухатомного спирта) с водой и антикоррозионной присадкой. Промышленность выпускает антифризы марок 40 и 65. Эти антифризы предназначены для эксплуатации двигателей в холодное время года при температуре до 233…208 К (- 40…- 65 оС).

Низкозамерзающая жидкость «Тосол» предназначена для использования всесезонно в двигателях легковых (ВАЗ, ГАЗ и др.) и грузовых (ЗИЛ-4331, КамАЗ) автомобилей, тракторов К-701. Выпускают три марки этой жидкости: АМ, А-40 и А-65. «Тосол» марки АМ представляет собой концентрат, при разбавлении которого на 50 % дистиллированной водой получают антифриз с температурой застывания 238 К (- 35 °С). При соответствующем разбавлении «Тосола» марки АМ дистиллированной водой получают марку А-40 с температурой замерзания 233 К (- 40 °С) или А-65 с температурой замерзания 208 К (- 65 °С).

Тормозные жидкости предназначены для использования в гидравлическом приводе тормозов и сцеплений легковых и грузовых автомобилей. Выпускают несколько марок тормозных жидкостей, например: БСК, ГТЖ-22М, ГТЖА-2 («Нева»), «Томь» и «Роса».

Источник

Какое масло применяют для смазывания деталей ДВС?

Масло должно иметь хорошие антикоррозионные свойства. Для повышения качества к моторным маслам добавляют специальные присадки. Для двигателей сельскохозяйственных тракторов применяют минеральные масла групп В, Г и Д.

Масло должно строго соответствовать марке двигателя и се­зону. Слишком вязкое масло плохо проходит в зазоры между трущимися деталями, недостаточно вязкое не удерживается в за­зоре. В обоих случаях увеличивается износ трущихся поверхно­стей деталей и снижается мощность двигателя. Летом применяют более вязкое масло, чем зимой.

Надежность работы двигателей во многом зависит от чисто­ты моторного масла. Оно не должно содержать механических примесей и воды, которые попадают в него при транспортировке, приеме, выдаче и хранении.

Назвать составные части и приборы контроля смазочной системы.

Ответ. Масляный насос (рисунок 9). Циркуляцию масла в смазоч­ной системе двигателя создает шестеренный насос. Он установ­лен на крышке первого коренною подшипника коленчатого вала. Насос состоит из маслоприемника 7, корпуса I, крышки 2 и двух шестерен. В корпусе насоса выполнены два цилиндрических ко­лодца для установки шестерен. Ведущая шестерня насоса 4 кре­пится шпонкой на валу 3, который опирается на бронзовые втул­ки, запрессованные в корпусе и крышке насоса. Ведомая шестер­ня 6, находясь в зацеплении с ведущей, свободно вращается на оси 9, запрессованной в корпусе. Вращаясь в разные стороны, шестерни зубьями перегоняют масло от входного отверстия

какое масло применяют для смазывания автотракторных двигателей

У крышки насоса имеется прилив, в расточке которого смонтирован редукционный клапан 10. Он предотвращает чрез­мерное повышение давления, создаваемого масляным насосом при пуске холодного двигателя, когда масло имеет большую вяз­кость.

Привод масляного насоса осуществляется от коленчатою вала через приводную шестерню.

Масляный радиатор предотвращает перегрев масла в летнее время. Он состоит из одною ряда овальных стальных трубок.

Масляный радиатор.

Масляный радиатор охлаждает масло в летнее время. Он представляет собой неразборный узел, состоящий из ряда стальных трубок овального сечения и двух бачков: нижнего и верхнего. Для увеличения поверхности охлаждения на каждой трубке навита спираль из тонкой стальной ленты. У масляных радиаторов некоторых двигателей трубки радиатора проходят через охлаждающие пластины, бачки разделены перегородками. К бачкам приварены штуцера, к которым монтируют маслоподводящие и маслотводящие трубки и ушки для крепления радиатора. Масляный радиатор установлен впереди водяного радиатора. У двигателей с воздушным охлаждением масляный радиатор выполнен из единой многократно изогнутой трубки с навитой на нее ленточной спиралью. Масло, двигаясь по трубкам радиатора, обдуваемого снаружи воздухом, охлаждается при полностью открытых жалюзи или шторки на 10-12°С.

Масляный фильтр.

Для очистки от механических примесей масла, циркулирующего в системе двигателя, служит масляный фильтр. У большинства современных автотракторных двигателей в качестве фильтра применяют центробежный очиститель (реактивную центрифугу).

В центрифугах (рис. а) масло очищается под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора.

какое масло применяют для смазывания автотракторных двигателей

Термобиметаллический импульсный манометр масла состоит из датчика и указателя. В корпусе датчика установлена латунная мембрана, в которую упирается пластина с контактом, соединенным с массой. Внутри датчика укреплена изолированная от корпуса П-образная биметаллическая пластина с контактом. На пластину намотана обмотка, которая одним концом соединена с контактом, а другим — с изолированным от крышки зажимом датчика. Датчик ввернут в резьбовое отверстие блока цилиндров или фильтра грубой очистки масла и соединен с масляной магистралью. Приемник указателя давления устроен так же, как и приемник указателя температуры.

какое масло применяют для смазывания автотракторных двигателей

какое масло применяют для смазывания автотракторных двигателей

какое масло применяют для смазывания автотракторных двигателей

какое масло применяют для смазывания автотракторных двигателей

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Масла и смазки. Моторные масла

Смазочные масла – это фракции нефти, содержащие углеводороды, с температурой кипения выше 350 ºС. Они легче воды (плотность при 20 ºС в пределах от 870 до 950 кг/м3) и практически в ней не растворяются.

Все масла нефтяного происхождения делятся в соответствии с ГОСТ 17479-85 на четыре типа:

Для смазывания узлов автотранспортной техники в основном используются масла первых двух типов.

Основными свойствами автомобильных масел являются:

Антифрикционные свойства характеризуют способность масел снижать затраты энергии на преодоление трения. Антифрикционные свойства масел определяются вязкостью, вязкостно-температурными свойствами, подвижностью масел при пониженных температурах.

Вязкость определяет возможность создания жидкостного трения. Чем больше вязкость, тем надежнее жидкостное трение и меньше износ. С увеличением вязкости улучшается уплотнение зазоров и уменьшается расход масла, но возрастают затраты энергии на преодоление трения внутри масляного слоя. Вязкостно-температурные свойства показывают изменение вязкости смазок и масел в зависимости от температуры. Лучшими являются те масла, у которых вязкость с понижением температуры возрастает не особенно резко. Это облегчает пуск двигателя и трогание машины с места при низких температурах.

Потеря подвижности масла происходит при его значительном охлаждении. При этом из масла выделяются высокоплавкие углеводороды, образующие пространственную структуру.

Потеря подвижности масел характеризуется температурой застывания. По температуре застывания можно судить о нижней температурной границе применения моторного масла (при холодном пуске двигателя) и о нижнем температурном пределе возможности трогания автомобиля с места без предварительного разогрева агрегатов трансмиссии (для трансмиссионного масла).

Противоизносные и противозадирные свойства масел проявляются в способности масел образовывать на поверхности трения прочную пленку, которая предохраняет трущиеся детали от непосредственного контакта, снижает их износ и противостоит возникновению задиров.

Пленка на поверхности трущихся деталей образуется в результате адсорбции поверхностно-активных веществ, входящих в состав масел, а также вследствие химического взаимодействия с металлом некоторых веществ, вносимых в масло в виде присадок. Образующаяся в последнем случае окисная пленка под давлением плавится и обеспечивает надежную смазку, что особенно важно в гипоидных передачах, в которых удельные давления достигают высоких значений.

Противоокислительные свойства и склонность масел к лакообразованию характеризуют способностью масел противостоять окислению под воздействием окружающей среды. Масляные фракции являются сложной смесью различных углеводородов, неодинаково взаимодействующих с кислородом. Скорость и глубина протекания окислительных процессов зависят от температуры реакций, поверхности соприкосновения масла с кислородом воздуха и каталитическим действием металлов.

Защитные и антикоррозийные свойства масел и смазок проявляются в защите металла от коррозии. Вместе с тем в маслах практически всегда содержатся вещества, которые сами могут корродировать металлы. К ним относятся органические кислоты и сернистые соединения, а также неорганические кислоты и щелочи. Особенно усиливается коррозионность масла в присутствии воды.

Улучшение свойств автомобильных масел достигается за счет добавления различных присадок.

1. Моторные масла

Основное назначение системы смазки двигателей внутреннего сгорания – осуществление подвода масла к трущимся деталям для уменьшения трения и износа за счёт создания на трущихся поверхностях масляной плёнки. Это позволяет снизить потери мощности двигателя на преодоление сил трения. Во время работы двигателя масло, вводимое между деталями, непрерывно циркулирует, охлаждает детали и уносит продукты износа. Тонкий же слой масла, находящийся на поршневых кольцах и цилиндрах, не только снижает их износ, но и улучшает компрессию двигателя. Поэтому от качества применяемого моторного масла зависит надежность работа двигателя.

какое масло применяют для смазывания автотракторных двигателей

Масло должно соответствовать конструкции смазочной системы двигателя, условиям эксплуатации, качеству применяемого топлива.

В настоящее время ассортимент моторных масел значительно увеличился. Это обстоятельство связанно с тем, что действующий в настоящее время автомобильный парк состоит из старых и новых моделей автомобилей, и с появлением в большом количестве на нашем рынке зарубежных масел.

Улучшение эксплуатационных свойств моторных масел и увеличение срока их замены достигается повышением качества базовых масел, путем усложнения и ужесточения технологического процесса их производства.

1.1 Эксплуатационные свойства моторных масел

Окисление моторных масел. Продуктами окисления моторных масел являются отложения – нагары, лаки и шламы. В камере сгорания двигателя масло сгорает, образуя нагар при температуре, достигающей 2000 ºС. Уменьшению нагара способствует работа двигателя с полной нагрузкой на высоком тепловом режиме, при снижении теплового режима двигателя слой нагара увеличивается.

Для повышения устойчивости масел к окислению в них добавляют антиокислительные присадки (ингибиторы окисления). Наиболее распространены присадки – ВНИИНП – 354, ДФ – 11 и ДФ – 1.

Для улучшения противокоррозионных свойств моторных масел в них вводят присадки ВНИИНП – 360, ЦИАТИМ – 239 и другие, образующие на поверхности металла защитные пленки.

Моюще-диспергирующие свойства. Под моющим эффектом понимают способность масел препятствовать прилипанию загрязняющих примесей к поверхности деталей двигателя. Диспергирующая способность – это свойство масел препятствовать укрупнению частиц загрязняющих примесей и удерживать их в состоянии устойчивой суспензии. Присадки для улучшения моюще-диспергирующих свойств масел – ПМСЯ, С – 150, ЦИАТИМ – 339, ВНИИНП – 360, ИХП – 101, БФК, АСК и др.

Способность моторного масла снижать износ трущихся поверхностей деталей ДВС и препятствовать образованию на них задиров улучшается путем введения в масла присадок – ЭФО, ЛЗ – 309/2, ДФ – 11, ЛЗ – 9/6, ЛЗ – 23К и др.

Противопенные свойства масел для двигателей. Образованию пены в масле способствуют: бурное перемешивание масла с воздухом вследствие вращения деталей КШМ двигателя, наличие в масле воды и стабилизирующих пену веществ – продуктов окисления масла. Обильное пенообразование нарушает нормальные процессы смазывания деталей. Противопенные присадки имеют способность пеногашения. Наиболее распространена присадка – полиметалсиликосан ПМС – 200А.

1.2. Классификация моторных масел

В инструкциях по эксплуатации автомобилей Отечественного автопрома обозначение моторных масел определено ГОСТ 17479.1-85 и включает в себя букву М (моторное); число, характеризующее класс вязкости; и букву, обозначающую принадлежность масла к группе по эксплуатационным свойствам. В зависимости от кинематической вязкости установлены следующие классы вязкости (табл. 1).

Классы вязкости моторных масел

Класс вязкости по ГОСТ 17.479.1Вязкость кинематическая

при температуре 100 ºС

Вязкость кинематическая при

не более

не менеене более
1234
3,81250
4,12600
5,66000
5,610400
65,67.0
87,09,3
109,311.5
1211,512,5
1412,514,5
1614,516,3
2016,321,9
2421,926,1
3з/87,09,51250
4з/65,67,02600
4з/87,09,32600
4з/109,311,52600
5з/109,311,56000
5з/1211,512,56000
5з/1411,513,06000
6з/109,311,56000
6з/1211,512,510400
6з/1412,514,510400
6з/1614,516,310400

Соответствие масел той или иной группе устанавливается на основании результатов Комплексов методов моторных и лабораторных испытаний, утвержденных Госстандартом РФ.

Градус Фаренгейта = (градус Цельсия 1,8) + 32;

В зависимости от области применения моторные масла подразделяют на группы (табл. 2).

Группы эксплуатационных свойств моторных масел

Обозначение группы

по ГОСТ 17.479.1

Характеристики, области применения
AНефорсированные бензиновые двигатели и дизели
ББ1Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Б2Малофорсированные дизели
ВВ1Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений
В2Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным и противоизносным свойствам масел, а также склонности к образованию высокотемпературных отложений
ГГ1Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению
Г2Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
ДД1Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых чем для масел группы Г1
Д2Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
ЕЕ1Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Д1 и Д2
Е2Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

Маслам для карбюраторных двигателей присваивают индекс 1, а для дизелей – 2. Универсальные масла, предназначенные для использования, как в дизелях, так и в карбюраторных двигателях одного уровня форсирования, индекса в обозначении не имеют. Масла различных групп отличаются концентрацией и эффективностью введенных присадок.

Вязкостно-температурные показатели моторных масел зарубежом регламентируют в соответствии с классификацией SAE – Обществом автомобильных инженеров США (табл. 3). Принятые нормы вязкости по классификации SAE соответствуют обозначению сезонных (зимних и летних) сортов масел. При маркировке зимних масел ставится буква W (Winter), а для летних сортов буква не ставится. Всесезонное масло сочетает в своем обозначении и зимнюю, и летнюю маркировки.

Таблица перевода классификации моторных масел по SAE и ГОСТ 17479.1-85

ГОСТ 17479.1-85SAEГОСТ 17479.1-85SAE
335W33/85W-20
4310W43/610W-20
5315W43/810W-20
6320W43/1010W-30
62053/1015W-30
82053/1215W-30
103053/1415W-40
123063/1020W-30
144063/1420W-40
1640
2050

Область применения моторных масел регламентируют в соответствии с системой API (Американский нефтяной институт). В инструкциях по эксплуатации автомобилей импортного производства также могут встречаться еще несколько типов обозначения качества масла (и соотвественно области их применения): АСЕА (Ассоциация европейских конструкторов автомобилей), которая заменила с 1996 г. систему ССМС (Комитет изготовителей автомобилей Общего рынка). Но в руководствах по эксплуатации импортных автомобилей, выпуска до 1996 года может встречаться и эта система.

Классификация API подразделяет масла на две категории: S – категория «сервис» и С – коммерческая категория. Масла категории S предназначены для легких транспортных средств, т.е. преимущественно для бензиновых двигателей. Масла категории С предназначены для дизельных двигателей.

В каждой категории масла в зависимости от условий работы подразделяются на классы, также имеющие буквенную маркировку. Поэтому обозначение масел в соответствии с классификацией производится двумя буквами латинского алфавита, указывающими категорию и класс масел, например SE (для карбюраторных двигателей) или CD (для дизелей). Универсальные масла, относящиеся к обеим категориям классификации API, имеют маркировку двух классов разных категорий, например SE/CD (табл. 4).

Классификация эксплуатационных свойств моторных масел по стандарту API

Масла для карбюраторных двигателейМасла для дизелей
SA – двигатели, работающие в легких условияхCA – легкие условия эксплуатации.

Безнаддувные дизели при работе на бессернистом топливе

SB – двигатели, работающие при умеренных нагрузкахCB – условия работы безнаддувного дизеля при использовании малосернистого топлива
SC – двигатели, работающие с повышенными нагрузкамиCC – условия работы дизельного двигателя с малым наддувом
SD – двигатели, работающие в тяжелых условиях (модели выпуска до 1968 г.)CD – тяжелые условия работы дизеля с высоким наддувом и использовании малосернистого топлива
SE – двигатели, работающие в тя-

желых условиях (модели выпуска до 1972 г.)

CE – дизели с турбонаддувом выпуска после 1983 г.
SF – двигатели, работающие в тяжелых условиях на неэтилированном бензине (модели выпуска до 1988 г.)CF – дизели, работающие на топливе с содержанием серы до 0,5%
SG – двигатели для автомобилей выпуска до 1993 г, работающих на неэтилированном бензине с оксигентамиCF2 – двухтактные дизели
CF4, CG4 – дизели высокооборотные, магистральные выпуска после 1995 г.

Категории: SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие и заменяются категорией SJ – данные масла с 1996 г. предназначены для всех используемых в данное время бензиновых ДВС. Однако в некоторых странах масла устаревших категорий еще выпускаются. Категория SH является условно действующей и может использоваться как дополнительная к категориям С. Например для грузового автомобиля марки DAIHATSU необходимо применять масло CF-4/SH.

Примерное соответствие классов моторных масел по различным классификациям представлено в табл. 5.

Ориентировочное соответствие классов моторных масел по группам эксплуатационных свойств по ГОСТ 17479.1-85 и API

ГОСТ 14749.1-85APIГОСТ 14749.1-85API
АSBГSE/CC
БSC/CAГ1SE
Б1SCSF
Б2CASG
ВSD/CBГ2CC
В1SDДCD
В2CBЕ

Система классификации моторных масел АСЕА создана с 1996 г. и предъявляет определенные требования к качеству производимых европейских масел. Согласно АСЕА моторные масла разделяются на три класса:

А – класс масел для бензиновых двигателей;

В – класс масел для дизельных двигателей малой мощности, устанавливаемых на легковых и грузовых автомобилях малой грузоподъемности;

Е – класс масел для мощных дизельных двигателей.

Уровень качества, назначение и год утверждения в каждом классе обозначается цифрами (табл. 6).

Например: для грузового автомобиля SCANIA 93М 230 применяется моторное масло марки АСЕА Е3-96. Требования европейских стандартов к качеству моторных масел являются более строгими, чем американских, поэтому напрямую сравнить уровни требований и стандартов АСЕА и АРI невозможно.

Классификация эксплуатационных свойств моторных масел по АСЕА

Категория маслаОбласть применения и свойства
А1Масла для двигателей легковых автомобилей, допускающих применение масел с небольшой высокотемпературной вязкостью в условиях высоких скоростей сдвига, что существенно уменьшает расход топлива. Высокие противоизносные свойства масла
А3Универсальные масла с очень высокими эксплуатационными свойствами для высокофорсированных бензиновых двигателей. Допускаются удлиненные интервалы замены, круглогодичное использование и применение в тяжелых условиях эксплуатации
А5Масла для высокофорсированных бензиновых двигателей. Масла стойкие к деструкции
В1Масла для дизельных двигателей, допускающих применение масел с небольшой высокотемпературной вязкостью при высоких скоростях сдвига, благодаря чему достигается большая экономия топлива. Масла имеют хорошие противоизносные свойства
В2Универсальные масла, допускаемые к применению в большинстве дизельных двигателей легковых автомобилей при нормальных интервалах замены масла. Не рекомендуются для высокофорсированных двигателей
В3Масла с высокими эксплуатационными свойствами для высокофорсированных дизельных двигателей легковых автомобилей. Допускаются удлиненные интервалы замены, круглогодичное использование, тяжелые условия эксплуатации
В4Универсальные масла для дизельных двигателей с непосредственным впрыскиванием топлива легковых автомобилей и фургонов. Имеет высокие эксплуатационные свойства
В5Масла для дизельных двигателей, долгоработающие и стойкие к деструкции
Е2Для дизельных ДВС без наддува и с турбонаддувом, работающих в средних и тяжелых условиях эксплуатации с нормальным интервалом замены масла
Е3Для дизельных двигателей выполняющие требования по выбросу токсичных веществ Евро 1, Евро 2 и работающих в тяжелых условиях. Высокие моющие свойства; масла препятствуют накоплению сажи; имеют стойкость к старению
Е4Масла очень высокого качества для мощных и высокофорсированных дизелей, выполняющие требования по выбросу токсичных веществ Евро 1, Евро 2, Евро 3. Масла имеют увеличенные интервалы замены
Е5Наиболее совершенные масла, не имеющие аналогов по качеству, для высокофорсированных дизелей, работающих в особо тяжелых условиях. Выполняют требования по выбросу токсичных веществ Евро 1, Евро 2, Евро 3. Масла имеют высокую стабильность, большой срок службы, обеспечивают чистоту двигателя и предотвращают образование отложений в турбокомпрессоре

1.3. Ассортимент моторных масел

В настоящее время в автотранспортной отрасли страны наибольшее применение имеет достаточно небольшое количество моторных масел Отечественного производства.

В первую очередь, это масло М-8В1, иногда называемое “автол”. Оно является универсальным для всех типов среднефорсированных карбюраторных двигателей, содержит комплекс присадок, обеспечивающих хорошие моющие и антиокислительные свойства.

Более высокие эксплуатационные качества имеет универсальное масло для среднефорсированных двигателей М-6з/10В. Это масло является всесезонным и “долгоработающим”, срок его службы до замены составляет 15…18 тыс. км пробега.

Для высокофорсированных карбюраторных двигателей легковых автомобилей используют масла М-8-Ги (старое масло для ВАЗа, «и» – импортный пакет присадок) и М-6з/10-Г1.

Эти масла содержат высокоэффективные композиции присадок и в основном удовлетворяют требованиям современных двигателей. Однако масло М-6з/10-Г1 имеет повышенную зольность (1,6%) и обладает недостаточно высокими противоизносными характеристиками. Это в ряде случаев ограничивает его применение в высокофорсированных двигателях из-за повышенного износа деталей и отложений золы в камере сгорания, на свечах и поршнях, инициирующих возникновение калильного зажигания.

С целью замены масла М-6з/10-Г1 с 1987 г. выпускаются новые малозользые масла марок М-5з/10-Г1 и М-6з/12-Г1.

Для среднефорсированных дизелей массовым является моторное масло М-10-В2. В качестве зимнего может быть использовано универсальное масло М-8-В.

Для дизельных двигателей КамАЗ и автобусов «Икарус» используются масла повышенного качества М-10-Г2к и М-8-Г2к. Для форсированных дизелей с наддувом применяют масла М-8-Дм и М-10-Дм.

Для современных двигателей отечественного производства нефтяные компании разработали новые марки масел.

В табл. 7 указаны новые моторные масла, допущенные к производству и применению в обслуживании автотранспортной техники.

Современные марки масел отечественных производителей

Марка маслаОбозначения по SAE и API
Лада Стандарт10W-40, 15W-40, 5W-30
Лада Супер зима5W-40 (категория SG/CD)
Лада Супер плюс10W-40, 15W-40 15W-40
Лукойл-Авангард5W-40, 15W-40
Лукойл супер Норси5W-30, 5W-40, 10W-40, 15W-40
Ультра плюс20W-50, 20W-40, 20W-30
Норси Рольс Турбо15W-40
Рольс Супер5W-40, 10W-40, 15W-40
Омскойл (М-5,/12-Г)10W-30
Омскойл (М-6з/14-Г)15W-40
Спектрол Турбо Универсал10W-40
Спектрол Чемпион (М-53/14-ДМ)5W-40
Новойл Экстра 1 (М-5з/14-Д)15W-40
Сириус5W-30, 5W-40
Сатурн5W-40
Альтаир10W-30, 1 0W-40, 15W-40
Consol Титан Супер15W-40 (категория СD)
Consol Титан Транзит15W-40 (категория CF4/SG)
Consol Титан Континент15W-40 (категория CG/SJ)
Consol Титан Премиум15W-40, 20W-50(категория CH-4/S)

Руководство по эксплуатации автомобилей импортного производства обычно допускают применение масел различных фирм, объединенных общей классификацией по вязкостным и эксплуатационным свойствам (приложение 1).

Поэтому, зная требования, предъявляемые к моторному маслу, можно подобрать аналог независимо от фирмы и страны производителя.

Соответствие марок моторных масел отечественных и зарубежных фирм-производителей представлены в табл. 8.

Соответствие марок моторных масел отечественных и зарубежных фирм-производителей

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *