какое количество человек должно быть в организации для разработки плана эвакуации при пожаре

Какие нормы применяются к разработке планов эвакуации?

На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.

Звоните прямо сейчас и заказывайте изготовление планов эвакуации:

заказать план эвакуации

6.2.1 Планы эвакуации могут быть этажными, секционными, локальными и сводными (общими)

Этажные планы эвакуации разрабатывают для этажа в целом. Секционные планы эвакуации следует разрабатывать

— если площадь этажа более 1000 м;

— при наличии на этаже нескольких обособленных эвакуационных выходов, отделенных от других частей этажа стеной, перегородкой;

— при наличии на этаже раздвижных, подъемно-опускных и вращающихся дверей, турникетов;

— при сложных (запутанных или протяженных) путях эвакуации.

Вторые экземпляры этажных (секционных) планов эвакуации, относящихся к одному зданию, сооружению, транспортному средству или объекту, включают в сводный (общий) план эвакуации для здания, сооружения, транспортного средства или объекта в целом.

Сводные планы эвакуации следует хранить у дежурного и выдавать по первому требованию руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации.

Локальные планы эвакуации следует разрабатывать для отдельных помещений (номеров гостиниц, общежитий, больничных палат, кают пассажирских судов и т.п.).

6.2.2 При проведении работ по реконструкции или перепланировке здания, сооружения, транспортного средства, объекта в план эвакуации купить должны быть внесены соответствующие изменения.

6.2.3 Планы эвакуации должны состоять из графической и текстовой частей. Графическая часть должна включать в себя этажную (секционную) планировку здания, сооружения, транспортного средства, объекта с указанием:

б) эвакуационных выходов и (или) мест размещения спасательных средств;

в) аварийных выходов, незадымляемых лестничных клеток, наружных открытых лестниц и т.п.;

г) места размещения самого плана эвакуации в здании, сооружении, транспортном средстве, объекте;

д) мест размещения спасательных средств, обозначаемых знаками безопасности и символами ИМО;

е) мест размещения средств противопожарной защиты, обозначаемых знаками пожарной безопасности и символами ИМО.

Цветографические изображения знаков безопасности, символов ИМО и знаков безопасности (символов) отраслевого назначения на планах эвакуации должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 12.4.026, Резолюций ИМО А.654 (16) [4], А.760 (18) [3] и нормативным документам отраслевого назначения.

Знаки безопасности и символы допускается дополнять цифровыми, буквенными или буквенно-цифровыми обозначениями.

Высота знаков безопасности и символов на плане эвакуации должна быть от 8 до 15 мм, на одном плане эвакуации они должны быть выполнены в едином масштабе.

При необходимости конкретизации признаков (технических характеристик) средств противопожарной защиты, обозначаемых на планах эвакуации, допускается применять условные графические обозначения по ГОСТ 28130.

Для знаков безопасности, символов и условных графических обозначений должны быть даны пояснения их смыслового значения в текстовой части плана эвакуации.

На этажных планах эвакуации в графической части должен быть указан номер этажа.

В текстовой части следует излагать:

— способы оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации (пожара, аварии и др.);

— порядок и последовательность эвакуации людей;

— обязанности и действия людей, в том числе порядок вызова пожарных или аварийно-спасательных подразделений, экстренной медицинской помощи и др.;

— порядок аварийной остановки оборудования, механизмов, отключения электропитания и т.п.

— порядок ручного (дублирующего) включения систем (установок) пожарной и противоаварийной автоматики.

Текстовая часть планов эвакуации должна содержать инструкции о действиях в условиях чрезвычайной ситуации (при пожаре, аварии и т.п.), дополненные для наглядности знаками безопасности и символами.

6.2.4 Размеры планов эвакуации выбирают в зависимости от его назначения, площади помещения, количества эвакуационных и аварийных выходов:

6.2.5 Пути эвакуации, ведущие к основным эвакуационным выходам, следует обозначать сплошной линией зеленого цвета с указанием направления движения.

6.2.6 Пути эвакуации, ведущие к запасным эвакуационным выходам, следует обозначать штриховой линией зеленого цвета с указанием направления движения.

6.2.7 Планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминесцентных материалов.

6.2.8 Фон плана эвакуации должен быть желтовато-белым или белым для фотолюминесцентных материалов.

6.2.9 Надписи и графические изображения на плане эвакуации (кроме знаков безопасности и символов) должны быть черного цвета независимо от фона.

6.2.10 Планы эвакуации следует вывешивать на стенах помещений и коридоров, на колоннах и в строгом соответствии с местом размещения, указанным на самом плане эвакуации.

Любой план пожарной эвакуации призван быть интуитивно понятным любому посетителю объекта, в котором разработан этот план эвакуации. Человек, посмотревший на обозначения и карту-схему, должен понять, где он находится и как действовать при возникновении пожара. План не должен вызывать у человека вопросов. Таким образом, план должен составляться в первую очередь для людей, а не для инспекторов ГПН — грамотно, чётко, понятно.

Заказать разработку плана эвакуации в СПб

Наши специалисты имеют опыт работы по разработке, составлению и изготовлению планов пожарной безопасности. Для Вас мы изготовим план эвакуации при пожаре любой сложности.

Точные сроки печати Вы можете узнать, оставив заявку на сайте или связавшись с нашим специалистом по телефону в СПб +7 (812) 339-93-52.

Источник

Какое количество человек должно быть в организации для разработки плана эвакуации при пожаре

Дата введения 2012-09-01

Содержание. Наименования разделов 6, 7 и приложений Б, В, Г изложить в новой редакции:

«6 Требования к элементам фотолюминесцентной эвакуационной системы и к их размещению

7 Требования к яркости элементов фотолюминесцентной эвакуационной системы»;

«Приложение Б (обязательное) Определение фотометрических характеристик элементов ФЭС на стадии эксплуатации

Приложение В (обязательное) Измерение в лаборатории фотометрических характеристик элементов ФЭС и материалов для их изготовления

Приложение Г (обязательное) Измерение в лаборатории колориметрических характеристик элементов ФЭС и материалов для их изготовления».

ФЭС является автономной, самостоятельной системой безопасности, которая применяется в целях организации управления движением людей по эвакуационным путям для уменьшения времени эвакуации и информирования о структуре путей эвакуации, правилах поведения в условиях ограниченной видимости (сумерек, задымления, тумана и т.п.) или полной темноты (аварийного отключения освещения), при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации (пожара, аварии, стихийного бедствия, катастрофы, совершения террористического акта и т.п.), вызывающей необходимость безопасной эвакуации и спасения людей.

ФЭС устанавливают и применяют:

— в наземных и подземных сооружениях;

— на наземных, подземных, плавучих и воздушных транспортных средствах (железнодорожных пассажирских вагонах, автобусах, поездах метро, морских и речных судах, самолетах и т.п.);

— на морских (речных) объектах»;

двенадцатый абзац изложить в новой редакции:

«- принципы (правила) проектирования, монтажа и технического обслуживания ФЭС».

«ГОСТ 9.401-91 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов

ГОСТ 9.403-80 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Методы испытаний на стойкость к статическому воздействию жидкостей

ГОСТ 7721-89 Источники света для измерений цвета. Типы. Технические требования. Маркировка

ГОСТ 20811-75 Материалы лакокрасочные. Методы испытания покрытий на истирание

ГОСТ 24683-81 Изделия электротехнические. Методы контроля стойкости к воздействию специальных сред

ГОСТ 24940-96 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности

ГОСТ 26824-2010 Здания и сооружения. Методы измерения яркости».

Пункт 3.1 изложить в новой редакции:

«3.1 аварийный выход: Дверь, люк или иной выход, которые ведут на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, используются как дополнительный выход для спасания людей, но не учитываются при оценке соответствия необходимого числа и размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов, и которые удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре».

Пункт 3.16 изложить в новой редакции:

«3.16 путь эвакуации (эвакуационный путь): Путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре».

Пункт 3.24 изложить в новой редакции (примечание исключить):

«3.24 эвакуационный выход: Выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону».

Пункт 4.1. Примечание. Заменить слова: «путей аварийного выхода» на «здания (сооружения)», «анализом риска» на «расчетом пожарного риска»;

второй абзац. Заменить слово: «компонентов» на «элементов»;

— функциональное назначение объекта;

— поэтажный план (схему) с размерами и направлением движения по путям эвакуации;

— число людей и места их вероятного размещения, объекты оперативного опознания;

— опасные места, расположенные вдоль путей эвакуации;

— количество и места размещения средств противопожарной и противоаварийной защиты, спасательных средств, медицинских средств, средств защиты органов дыхания и средств связи;

— показатели освещенности элементов ФЭС в соответствии с приложением Б;

— места размещения с количеством и размерами элементов ФЭС»;

примечания 2, 3. Заменить слова: «компоненты» на «элементы» (4 раза).

Пункт 4.2.1 изложить в новой редакции:

«4.2.1 ФЭС проектируют как автономную, самостоятельную систему эвакуации, обеспечивающую уменьшение времени эвакуации и информирование о структуре путей эвакуации в целях организации управления движением людей по эвакуационным путям для:

— зданий, сооружений, а также их отдельных частей;

— потенциально опасных объектов (их отдельных частей, при наличии расчета пожарного риска), в том числе морских (речных) объектов;

— зданий, сооружений и объектов без естественного освещения, но при наличии искусственного освещения (в том числе подземных сооружений и объектов) площадью более 100 м ;

— транспортных средств, перевозящих более 36 человек».

Пункт 4.4. Первый абзац. Заменить слова: «требованиям 7.1» на «требованиям 7.2».

Пункты 4.5, 4.5.1, 4.5.2 изложить в новой редакции:

«4.5 Планы эвакуации следует разрабатывать для всех зданий, сооружений в соответствии с требованиями 6.2 настоящего стандарта, ГОСТ 12.1.004 (в части организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности по 3.3 и разделу 4), Правил и Руководств по обеспечению безопасности на море [2], [3], [4] и других нормативных документов в области пожарной безопасности, устанавливающих требования по защите человеческой жизни и обеспечению эвакуации.

4.5.1 Планы эвакуации разрабатываются организацией, имеющей специальное разрешение на осуществление данной деятельности, утверждаются руководителем организации и являются основанием для их воспроизведения в фотолюминесцентном исполнении. Планы эвакуации в фотолюминесцентном исполнении вывешиваются на видных местах в соответствии с местом расположения, указанном на плане.

4.5.2 Планы эвакуации следует использовать для:

— систематического обучения и инструктажа персонала правилам поведения на случай возможной эвакуации;

— привлечения внимания к путям эвакуации, первичным средствам пожаротушения и самоспасания, а также ориентации людей, находящихся в здании, сооружении или объекте (в общежитиях, гостиницах, больницах, пассажирских вагонах, морских (речных) судах и т.п.), в случае возникновения чрезвычайной ситуации для обеспечения организованной эвакуации и спасания людей;

— проведения аварийно-спасательных работ в процессе ликвидации чрезвычайной ситуации».

Пункт 5.3. Наименование изложить в новой редакции:

«Основные элементы фотолюминесцентной эвакуационной системы»;

четвертый абзац изложить в новой редакции:

«- символы ИМО в соответствии с Резолюциями ИМО и нормативными документами отраслевого назначения»;

предпоследний абзац после слов «объемные изделия (фигуры)» дополнить словами: «указатели напольной разметки».

Пункт 5.7. Третий абзац изложить в новой редакции:

«- символы ИМО, относящиеся к схемам противопожарной защиты в соответствии с Резолюцией ИМО А.654(16) [4] для судов, имеющих дату закладки киля до 1 января 2004 г., и с новой Резолюцией ИМО А.952(23) [5] для судов, имеющих дату закладки киля после 1 января 2004 г.».

Раздел 6. Наименование изложить в новой редакции:

«Требования к элементам фотолюминесцентной эвакуационной системы и к их размещению».

Пункт 6.1 изложить в новой редакции:

«6.1 Общие принципы размещения элементов ФЭС

При размещении элементов ФЭС необходимо учитывать, что они лучше обнаруживаются периферическим зрением, а знаки и информационные материалы легче распознаются (читаются) в прямом поле зрения.

Распознаваемость и узнаваемость элементов ФЭС тем выше, чем больше их размер и частота установки. Соотношение между размерами и частотой установки элементов ФЭС должно соответствовать 6.3.4 ГОСТ Р 12.4.026.

Размещение (монтаж) элементов ФЭС на путях эвакуации осуществляет организация, имеющая специальное разрешение на осуществление данной деятельности, в соответствии с проектом, выполненным с учетом требований 4.1″.

«а) эвакуационных путей и выходов;

б) лестницы, лестничные клетки и аварийные выходы, предназначенные для эвакуации людей;

в) места размещения самого плана эвакуации;

г) места размещения средств противопожарной защиты, спасательные и медицинские средства связи, обозначаемые знаками пожарной безопасности и символами ИМО»;

перечисления д), е) исключить;

второй абзац изложить в новой редакции:

«Цветографические изображения знаков безопасности, символов ИМО и знаков безопасности (символов) отраслевого назначения на планах эвакуации должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 12.4.026, Резолюции ИМО А.654(16) для судов, имеющих дату закладки киля до 1 января 2004 г., и новой Резолюции ИМО А.952(23) для судов, имеющих дату закладки киля после 1 января 2004 г., Резолюции ИМО А.760(18) [3] и нормативным документам отраслевого назначения»;

Источник

ГОСТ Р 12.2.143-2009 ССБТ. Системы фотолюминесцентные эвакуационные.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система стандартов безопасности труда

СИСТЕМЫ ФОТОЛЮМИНЕСЦЕНТНЫЕ ЭВАКУАЦИОННЫЕ

Требования и методы контроля

Occupational safety standards system. Photoluminescent evacuation systems. Requirements and methods of test

Дата введения 2010-07-01

Предисловие

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Рабочей группой, состоящей из представителей ООО «Экожилсервис» и ООО «Сплайс»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 251 «Безопасность труда»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2009 г. N 260-ст

4 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующих международных стандартов:

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 12.2.143-2002

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 14.12.2011 N 1489-ст с 01.09.2012

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 10, 2012 год

Введение

Основной характеристикой фотолюминесцентных знаков, предназначенных для обеспечения безопасного выхода людей из аварийных зон, является длительность послесвечения и четкость отображаемой информации.

ГОСТ Р 12.2.143-2002 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля» устанавливает длительность послесвечения 220 мин и не устанавливает требования к четкости отображаемой информации. На территории Российской Федерации полгода темное время суток превышает 220 мин в несколько раз. Таким образом, такие фотолюминесцентные знаки не могут обеспечивать выполнение своих функций практически всю ночь, если не применять дополнительные меры по освещению этих знаков 3-4 раза в темное время суток. Оплата обслуживающего персонала или создание автоматических систем подсветки приведет к резкому удорожанию эксплуатационных расходов.

Кроме того, ГОСТ Р 12.2.143-2002 содержит ряд требований, не относящихся к фотолюминесцентным знакам.

В Российской Федерации выпускают фотолюминесцентный материал, способный обеспечивать время послесвечения 24 ч, что позволяет обеспечивать нормальную работу эвакуационных знаков в течение всего темного времени суток.

Расширение туризма и повышение мобильности трудовых ресурсов вызвали нужду в стандартизации систем обозначения маршрутов эвакуации для эффективной эвакуации людей из помещений и, при необходимости, для их сбора на обозначенных площадках безопасности в случае пожара или в других чрезвычайных ситуациях.

Благодаря последовательному и единообразному международному применению общих принципов организации таких систем люди во всех странах будут легче узнавать и следовать указаниям о безопасном направлении эвакуации. Стандартизированные эвакуационные системы помогут спасателям, в том числе пожарным, в эвакуации людных помещений при чрезвычайных ситуациях.

Для эффективной передачи наглядной информации о маршрутах эвакуации, описанных в международных стандартах ИСО 16069:2004; ИСО 17398:2004 и ИСО 3864-1:2002, системы включают в себя использование графических символов, разметок и стрелок, соответствующих стандартам ИСО.

Освещение маршрутов эвакуации не является объектом ИСО 16069, поэтому эвакуационные системы не предназначены заменять освещение аварийных выходов. Бывают ситуации, когда освещение маршрутов эвакуации не нужно, но когда, например, есть задымленность, освещение маршрутов эвакуации может быть неэффективным, а эвакуационные системы окажутся более эффективными в аварийной ситуации. Однако рекомендуется применение эвакуационных систем в сочетании с освещением маршрутов эвакуации, увеличивая эффективность всей системы.

Постоянное применение эвакуационных систем приучат людей к ним и будет способствовать эффективности эвакуационных систем в чрезвычайных ситуациях.

Поэтому появилась необходимость проведения работ по гармонизации ГОСТ Р 12.2.143-2002 с международными стандартами ИСО 16069:2004; ИСО 17398:2004, которые опубликованы после принятия национального стандарта. Эти международные стандарты устанавливают не только графическое изображение знаков, но также и требования к их долговечности.

Все это привело к необходимости пересмотра действующего стандарта с разработкой нового взамен действующего.

Системы обозначения маршрутов эвакуации, выполненные в соответствии с требованиями настоящего стандарта, будут надежно и долго служить, а в случае необходимости эффективно выполнять свою функцию по эвакуации людей из помещений в чрезвычайных ситуациях.

1 Область применения

ФЭС является автономной, самостоятельной системой безопасности, которая применяется в целях организации управления движением людей по эвакуационным путям для уменьшения времени эвакуации и информирования о структуре путей эвакуации, правилах поведения в условиях ограниченной видимости (сумерек, задымления, тумана и т.п.) или полной темноты (аварийного отключения освещения), при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации (пожара, аварии, стихийного бедствия, катастрофы, совершения террористического акта и т.п.), вызывающей необходимость безопасной эвакуации и спасения людей.

ФЭС устанавливают и применяют:

— в наземных и подземных сооружениях;

— на наземных, подземных, плавучих и воздушных транспортных средствах (железнодорожных пассажирских вагонах, автобусах, поездах метро, морских и речных судах, самолетах и т.п.);

— на морских (речных) объектах.

Настоящий стандарт не распространяется на:

— системы аварийного освещения;

— электротехнические (с элементами, потребляющими электрическую энергию) системы освещения и обозначения путей эвакуации;

— специальную сигнальную одежду и снаряжение повышенной видимости;

— визуально-знаковые средства обеспечения безопасности движения всех видов транспорта.

Настоящий стандарт устанавливает:

— принципы (правила) проектирования, монтажа и технического обслуживания ФЭС;

— классификацию элементов ФЭС и знаков безопасности;

— требования к размещению ФЭС и элементов ФЭС;

— общие технические требования к элементам ФЭС, в том числе планам эвакуации;

— требования к основным материалам и их фотометрическим свойствам, к средствам освещения, способам закрепления, а также критерии эксплуатации и методы определения их долговечности и ожидаемого срока службы для потребителя;

— методы контроля ФЭС и элементов ФЭС на стадиях изготовления и эксплуатации.

Требования безопасности установлены в разделе 8.6.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 9.302-88 Единая система защиты от коррозии и старения материалов. Покрытия анодно-окисных полуфабрикатов из алюминия и его сплавов. Общие требования и методы контроля

ГОСТ 9.401-91 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов

ГОСТ 9.403-80 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Методы испытаний на стойкость к статическому воздействию жидкостей

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие технические требования безопасности

ГОСТ 12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7721-89 Источники света для измерений цвета. Типы. Технические требования. Маркировка

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 15140-78 Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 19822-88 Тара производственная. Технические условия

ГОСТ 20477-86 Лента полиэтиленовая с липким слоем. Технические условия

ГОСТ 20811-75 Материалы лакокрасочные. Методы испытания покрытий на истирание

ГОСТ 24683-81 Изделия электротехнические. Методы контроля стойкости к воздействию специальных сред

ГОСТ 24940-96 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности

ГОСТ 25779-90 Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля

ГОСТ 26824-2010 Здания и сооружения. Методы измерения яркости.

ГОСТ 28130-89 Пожарная техника. Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические

ГОСТ 30402-96 Материалы строительные. Метод испытаний на воспламеняемость

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийный выход: Дверь, люк или иной выход, которые ведут на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, используются как дополнительный выход для спасания людей, но не учитываются при оценке соответствия необходимого числа и размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов, и которые удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.2 дальность зрительного восприятия, дальность восприятия: Расстояние от наблюдателя до поверхности элемента ФЭС, с которого данный элемент может быть воспринят с достаточной видимостью, разборчиво и опознан по смысловому значению (функциональному назначению).

3.3 длительность послесвечения: Время, в течение которого яркость свечения фотолюминесцентных знаков безопасности, сигнальной разметки и материалов после отключения источников света снижается до 0,3 мкд/м (значение, превышающее порог чувствительности органа зрения в 100 раз).

3.4 дополнительный знак: Знак, поясняющий какой-то другой знак и имеющий главной целью обеспечение дополнительного разъяснения.

3.5 знак безопасности: Цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и (или) поясняющих надписей, предназначенное для предупреждения людей о непосредственной или возможной опасности, запрещения, предписания или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектов и средств, использование которых исключает или снижает воздействие опасных и (или) вредных факторов

[ГОСТ Р 12.4.026-2001, статья 3.3].

3.6 морской (речной) объект: Морское или речное сооружение, способное плавать или перемещаться на воде и под водой

[ГОСТ Р 22.0.09-95, статья 3.1.15].

3.7 направляющая линия (полоса): Элемент ФЭС в виде линии (полосы), обозначающей путь эвакуации.

При распространении ФЭС на воздушные транспортные средства и летательные объекты следует использовать термины и определения в соответствии с положениями документов ИКАО, ИАТА и отраслевых стандартов, норм, правил по воздушному судоходству.

3.8 нижнее расположение: Расположение элемента ФЭС на уровне пола или на малом расстоянии над уровнем пола для предупреждающих знаков и других элементов ФЭС.

3.9 ожидаемый срок службы: Промежуток времени, обозначенный изготовителем/поставщиком, в течение которого знак безопасности, как ожидается, сохранит свои классифицированные и описанные свойства.

3.10 освещение накачки: Время освещения поверхности элементов ФЭС, необходимое для возбуждения фотолюминесцентного свечения.

3.11 план эвакуации: План (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации.

3.12 площадка сбора: Безопасная площадка вне помещений, где планируется сбор людей.

3.13 потенциально опасный морской (речной) объект, опасный морской (речной) объект: Морской (речной) объект, на котором используют, производят или добывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на акватории.

[ГОСТ Р 22.0.09-95, статья 3.1.16]

3.14 потенциально опасный объект: Объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

[ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.1.14]

3.15 предупреждающий знак: Знак, который символизирует безопасность, выраженную сочетанием цвета и геометрического размера и который при добавлении графического символа дает конкретное указание на безопасность.

3.16 путь эвакуации (эвакуационный путь): Путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.17 сигнальная разметка: Цветографическое изображение с использованием сигнальных и контрастных цветов, нанесенное на поверхности, конструкции, стены, перила, оборудование, машины, механизмы (или их элементы), ленты, цепи, столбики, стойки, заградительные барьеры, щиты и т.п., в целях обозначения опасности, а также для указания и информации.

[ГОСТ Р 12.4.026-2001, раздел 3]

3.18 среднее расположение: Расположение элемента ФЭС на среднем уровне, между нижним расположением и верхним, особенно на уровне глаз, для предупреждающих знаков и других элементов ФЭС.

3.19 тупик: Путь, который не заканчивается эвакуационным выходом и не ведет к эвакуационному выходу или месту размещения спасательных средств.

3.20 фотолюминесценция: Свойство материалов светиться после возбуждения благодаря накоплению энергии на промежуточном энергетическом уровне.

3.21 фотолюминесцентная эвакуационная система, ФЭС: Совокупность фотолюминесцентных элементов, обеспечивающая заметную и четкую информацию и достаточные визуальные указатели, предназначенная для обеспечения эвакуации людей в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе при аварийном отключении освещения, а также для обеспечения ликвидации чрезвычайной ситуации.

3.22 фотолюминесцентный материал: Материал, обладающий свойством фотолюминесценции, которая может проявляться как во время возбуждения, так и в течение некоторого времени после окончания возбуждения светом естественного или искусственного происхождения.

3.23 цвет послесвечения: Цвет фотолюминесцентных знаков безопасности, сигнальной разметки и материалов после отключения источников света.

[ГОСТ Р 12.4.026-2001, статья 3.13]

3.24 эвакуационный выход: Выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4 Проектирование фотолюминесцентной эвакуационной системы

4.1 ФЭС должна обеспечивать соответствующей понятной информацией находящихся в здании людей с тем, чтобы они могли организованно эвакуироваться из любого места.

Фотолюминесцентные эвакуационные системы могут состоять из разных сочетаний возможных элементов (знаков безопасности, символов ИМО, разметки дверей эвакуационных и аварийных выходов, сигнальной разметки обозначения опасных мест, планов эвакуации); требуемая конфигурация определяется при проектировании. В проекте по установке ФЭС, который разрабатывает организация, имеющая специальное разрешение на осуществление данной деятельности, следует указать:

— функциональное назначение объекта;

— поэтажный план (схему) с размерами и направлением движения по путям эвакуации;

— число людей и места их вероятного размещения, объекты оперативного опознания;

— опасные места, расположенные вдоль путей эвакуации;

— количество и места размещения средств противопожарной и противоаварийной защиты, спасательных средств, медицинских средств, средств защиты органов дыхания и средств связи;

— показатели освещенности элементов ФЭС в соответствии с приложением Б;

— места размещения с количеством и размерами элементов ФЭС.

Визуальные элементы в дыму будут видны с большего расстояния видимости, если выше яркость или интенсивность элементов ФЭС.

В условиях яркого нормального освещения фотолюминесцентные знаки следует проектировать с расчетом удовлетворения требований к их фотометрическим и колориметрическим характеристикам.

1 Когда отсутствует всякое другое внешнее освещение, эти знаки и разметки перестают отличаться цветом по мере того, как яркость падает ниже 2 кд/м, однако контраст и адаптация человеческого глаза к темноте позволяют достаточно хорошо видеть знаки и разметку с предусмотренных расстояний.

2 ФЭС состоит из целого ряда фотолюминесцентных элементов, включающих направляющие линии, предупреждающие знаки и указатели направления. При ярком освещении или в условиях аварийного освещения эти элементы заметны по контрасту с поверхностью подложки или по контрасту фотолюминесцентных границ с цветами безопасности. Когда нет никакого другого внешнего освещения, все элементы заметны благодаря своим яркостным свойствам и характерному желтовато-зеленому фосфоресцирующему цвету.

3 Частота и количество фотолюминесцентных элементов, установленных в ФЭС, зависят от сложности маршрута эвакуации. Все дополнительные знаки являются визуальными подсказками в пространстве путей эвакуации, и поэтому создают дополнительный комфорт и уверенность в спасении.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2 ФЭС включает в себя (визуализацию) элементы, обозначающие:

— эвакуационные двери (аварийные выходы);

— опасные места, расположенные вдоль путей эвакуации;

— места размещения спасательных средств, средств противопожарной и противоаварийной защиты, средств связи;

— объекты оперативного опознания.

4.2.1 ФЭС проектируют как автономную, самостоятельную систему эвакуации, обеспечивающую уменьшение времени эвакуации и информирование о структуре путей эвакуации в целях организации управления движением людей по эвакуационным путям для:

— зданий, сооружений, а также их отдельных частей;

— потенциально опасных объектов (их отдельных частей, при наличии расчета пожарного риска), в том числе морских (речных) объектов;

— зданий, сооружений и объектов без естественного освещения, но при наличии искусственного освещения (в том числе подземных сооружений и объектов) площадью более 100 м;

— транспортных средств, перевозящих более 36 человек.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2.2, 4.3 (Исключены, Изм. N 1).

4.4 В местах размещения ФЭС должно быть предусмотрено общее искусственное или естественное освещение, соответствующее требованиям 7.2.

Примеры обустройства элементами ФЭС интерьера зданий, сооружений приведены в приложении А.

4.5 Планы эвакуации следует разрабатывать для всех зданий, сооружений в соответствии с требованиями 6.2 настоящего стандарта, ГОСТ 12.1.004 (в части организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности по 3.3 и разделу 4), Правил и Руководств по обеспечению безопасности на море [2], [3], [4] и других нормативных документов в области пожарной безопасности, устанавливающих требования по защите человеческой жизни и обеспечению эвакуации.

4.5.1 Планы эвакуации разрабатываются организацией, имеющей специальное разрешение на осуществление данной деятельности, утверждаются руководителем организации и являются основанием для их воспроизведения в фотолюминесцентном исполнении. Планы эвакуации в фотолюминесцентном исполнении вывешиваются на видных местах в соответствии с местом расположения, указанном на плане.

4.5.2 Планы эвакуации следует использовать для:

— систематического обучения и инструктажа персонала правилам поведения на случай возможной эвакуации;

— привлечения внимания к путям эвакуации, первичным средствам пожаротушения и самоспасания, а также ориентации людей, находящихся в здании, сооружении или объекте (в общежитиях, гостиницах, больницах, пассажирских вагонах, морских (речных) судах и т.п.), в случае возникновения чрезвычайной ситуации для обеспечения организованной эвакуации и спасания людей;

— проведения аварийно-спасательных работ в процессе ликвидации чрезвычайной ситуации.

4.4, 4.5, 4.5.1, 4.5.2 (Измененная редакция, Изм. N 1).

5 Классификация элементов фотолюминесцентной эвакуационной системы и знаков безопасности

5.1 В зависимости от условий эксплуатации, материала изготовления, метода фиксации фотолюминесцентных материалов и состояния поверхности знаки безопасности и элементы ФЭС классифицируют согласно таблице 1.

Знаки безопасности и элементов ФЭС снабжают описанием материала, используемого для их изготовления с подробным описанием условий эксплуатации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *