какое имение принадлежало троекурову
Имение Троекурова и имение Дубровского сочинение
В романе «Дубровский» А. С. Пушкин показал два разных характера: богатого и своенравного помещика К. Троекурова и бедного, благородного помещика А. Дубровского. Чтобы подчеркнуть разницу между этими персонажами, писатель описывает их имения и условия, в которых они жили.
Имение К. Троекурова
У Троекурова было большое имение. Называлось оно Покровским. Владел Троекуров землей и в других губерниях. Было у Кирила Петровича около трех тысяч крестьян. Дом помещика был огромным и имел еще надстройку. Крыша была выкрашена в зеленый цвет. Во владениях Троекурова была даже церковь и колокольня. Дом окружал большой сад, а рядом текла река. В саду имелись дополнительные строения для прислуги и гостей. Вокруг барского дома были разбросаны домики крестьян с огородами и колодцами.
В доме было так просторно, что в главной зале могло уместиться 80 гостей и оставалось еще место для танцев. Для обедов предназначался длинный стол. Гостиная по размеру не уступала зале. Для поддержания дома в наилучшем состоянии у Троекурова был дворецкий.
Имение А. Дубровского
Внутри дома был кабинет, несколько спальных комнат, сени, кладовая и передняя. В кабинете висел портрет покойной жены Дубровского. В зале стоял стол для обедов. Дом был достаточно ветхим. Мебель была старая, и ее было мало. Некоторые документы лежали в комодах и в ящиках на полу.
Сравнивая имения Троекурова и Дубровского, А. С. Пушкин стремился показать, что главное это не богатство, а отношение к людям, доброта, благородство и честность.
2 вариант
Если говорить о том, что именно автор хотел вложить в данное произведение, то стоит отметить то, что глубокого смысла и философских значений в нем действительно хватает. Для этого достаточно вспомнить моменты, в которых главный герой старался разобраться в собственной жизни, и стремился понять, как стоит ему поступать в той или иной ситуации. Например, в своих вопросах мести, он часто менял мнение, так как старался найти наиболее рациональное решение в данном вопросе, и стоит сказать, что ему это часто удавалось. Интересным моментом считается также и сюжетный ход писателя, связанный с поместьем героя, которое затем перешло в руки Троекурова, и по сути обрело нового хозяина в его лице. Тем не менее, Дубровский не намеревался сдаваться, и хотел, чтобы все люди, которые работали у отца ранее, также оставались довольными своей жизнью, и стремились к свободе и процветанию.
Говоря про характер героя, то стоит отметить, что он является весьма умным человеком, и изначально принадлежал к дворянскому роду. Также, он раскрывается как человек, который может судить здраво и логично. Возвращаясь к вопросу, связанному с поместьем, можно отметить, что герой крайне трепетно к нему относился, потому, что все его счастливое и беззаботное детство прошло в нем, а далее он принадлежал его отцу. После того, как отца не стало, Владимир понимает, что поместье отходит к Троекурову – человеку, который является текущим врагом для него, и помимо прочего, явился косвенной причиной смерти его близкого.
Однако, изначально герой не хочет сдавать позиции, и несмотря на то, что он больше не является владельцем данного поместья, все равно он остается верен ему, и думает о нем так, что все люди, которые жили там, продолжают для него многое значить, и он хочет продолжать заботиться о них. Находит он поддержку у многих людей, которые жили там, ведь он всегда заботился и помогал им. После того, как он решает отказаться от идеи мести, то устраивается на работу к Троекурову в свое же имение, для того, чтобы быть поближе к своей любимой. И все же, несмотря на перевернувшуюся для него обстановку, он остается в своем собственном доме, и хочет, чтобы условия проживания у других людей были такими же. Можно отметить, что характер героя предполагает различные изменения в мышлении персонажа, в том числе это касается и идей, связанных с его поместьем. Произведение получилось ярким, интересным и реалистичным.
Также читают:
Картинка к сочинению Имение Троекурова и имение Дубровского
Популярные сегодня темы
Произведение «Разбойники» по жанру больше всего напоминают трагедию. И это можно понять после того как вы прочитаете его полностью. Ведь в конце произойдет трагедия. Во всем произведении будет встречаться любовь
Изучая школьную литературу, обязательным к прочтению является рассказ Ивана Бунина «Легкое дыхание». Такое внимание ему уделено не случайно, так как за легким к прочтению рассказом скрывается актуальная
Бедствие может случиться в любой момент, и никто от этого не застрахован. И Айтматов в романе «Плаха» описывает именно это событие. Люди живут рядом с природой, и в любой момент может произойти различное
А. С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» смог в полной мере раскрыть величественный город Санкт-Петербург, бурлящую и грозную реку которого заковали в гранит.
Наряду с миролюбивыми героями пьесы, есть те, кто всяческими силами старается не дать сблизится двум семьям. Одним из таких персонажей является Миркуцио.
Имения Троекурова и Дубровского: роль описания поместий в романе
Центральными элементами в произведении А. С. Пушкина являются имение Троекурова и имение Дубровского. Описанию поместий автор уделяет особое значение. Именно с их помощью он показывает, насколько далеки друг от друга эти герои в социальном плане. Если вчитываться, то можно понять, почему Кирилл Петрович решает забрать поместье своего соседа, а также проследить, с какого момента отношения между ними стали портиться и привели к вражде.
Прообразы усадеб в произведении
Поэт был тесно связан с «русской дворянской усадьбой». В детские годы он летом жил в Захарове, которое находилось под Москвой. В 1817 году впервые посетил Михайловское, где позже провёл несколько лет в ссылке. Трижды посещал село Болдино и вдохновлялся его просторами.
Именно пребывание в родовых поместьях Пушкин отражал в своём творчестве, в том числе в повести «Дубровский». Он написал это произведение за год в Санкт-Петербурге, побывав в Болдино. Автор видел, как крестьяне высказывали недовольство помещиком.
В произведении он отразил гнев, а также названия, которые связаны с местом.
Село Кистеневка существовало в реальности и находилось по соседству с Болдино. Именно это поместье было подарено Пушкину отцом.
Описание имения Троекурова
Кирилл Петрович Троекуров — властолюбивый, малообразованный помещик. Характер у него был вспыльчивый и непредсказуемый, он не знал, что такое этикет. Поэтому обидеть мог любого человека, даже из знатного рода.
Имение Троекурова называлось Покровское. При этом он владел и другими землями. В его подчинении находилось около 3 тыс. крестьян.
Кирилл Петрович считался зажиточным, имел высокий чин. Это позволяло ему покрывать собственные непристойности, а также незаконные действия своих мужиков:
Для того чтобы показать богатство родового поместья Троекурова, автор описывает его внешний вид — огромный каменный дом, с зелёной крышей.
Внутри имеется большая гостиная на 80 человек. Около дома есть дополнительные пристройки, в которых останавливаются гости и живут работники.
В Покровском была каменная церковь и колокольня. Дом окружал большой сад, где текла речка.
Поместье Дубровского
Деревня, где жили Дубровские, называлась Константиновка. Андрей Гаврилович и его сын Владимир не были богатыми, в их подчинении находилось всего 70 крестьян. В авторском описании просматривается скромность домишка:
Внутренняя отделка также небогатая, в доме имеется несколько комнат, в том числе и кабинет Андрея Петровича. При этом автор попытался передать значимость родового поместья для Владимира Дубровского. Он вырос в этом месте, здесь находится память о счастливой семейной жизни, о покойной матери, портрет, которой весел в кабинете отца. Ему не хочется отдавать это чужим людям, не хочется, чтобы они растащили его поместье.
Помимо этого, в романе встречается описание зала, где стоял стол. Указывается, что приказные спали на полу в этой комнате.
Конфликт помещиков
Троекуров уважительно относился к Андрею Дубровскому, их отношения можно назвать приятельскими. Ссора между соседями произошла из-за усадеб. Дубровский завидовал своему соседу, у которого было богатое поместье. Кроме этого, ему не нравилось поведение Троекурова — надменность, чванство и высокомерие.
Источником конфликта также можно назвать и разные черты характера:
Ссора перерастает во вражду, и Кирилл Петрович решает отобрать имение у своего соседа, который является законным владельцем. Этот момент характеризует социальную пропасть и несправедливую систему отношений в обществе на тот момент.
Поместье переходит во владение Троекурова со всеми его обитателями. Конечно, многие, вместе с Владимиром, становятся разбойниками, которые грабят богатых. В этом эпизоде автор пытается показать, как может поменяться судьба человека, оставшегося без своего дома. Пушкин приравнивает потерю усадьбы к потере имени.
Владимир Дубровский в любой роли предстаёт человек чести и мужества. Но без собственного дома, он теряет свой облик, не справляется с ролью, которая выпала для него. В конце автор подводит героя к гибели.
Итак, усадьба является прекрасным явлением истории и культуры. Она показывает вкус своего хозяина, а также его достаток. Пушкин отразил это в произведении, описав три имения, а также показал, что может произойти с человеком, который остаётся без дома. В произведении затрагивает тема социального неравенства, ситуация, когда человек с достатком может отнять у другого всё.
Какое имение принадлежало троекурову
Когда читаешь произведения русских классиков, узнаешь много нового из истории России. На уроках литературы мы изучали роман А.С.Пушкина «Дубровский», в котором рассказывалось о жизни провинциального дворянства в XIX веке. Меня заинтересовал мир русской усадьбы, ее устройство, быт, жизнь ее обитателей.
Сегодня существует много работ, изучающих мир русской усадьбы в творчестве А. С. Пушкина. Исследованием этой темы занимались такие известные критики и пушкиноведы как В. Белинский, Н. Чернышевский, Д. Благой, Ю. Лотман, В. Маранцман и др.
2. Актуальность темы:
Изучение провинциальных усадеб открывает новые страницы жизни знаменитых имён России, а с ними становятся значимыми простые названия сельских поселений, вскормивших лучшие человеческие силы Отечества.
— анализ текста романа А. Пушкина «Дубровский»;
— изучение реальных источников изображения провинциальной усадьбы;
— выяснение роли образа усадьбы в произведении.
а) Словарная работа
В начале своей работы я выяснил значение слов «дворянин», «помещик», «поместье», «усадьба».
После выхода «Жалованной грамоты дворянству» Екатерины II (1785 г) дворяне были освобождены от обязательной государственной и военной службы и получали право свободно распоряжаться поместьем. Дворянин мог выбирать: посвятить себя службе или поселиться в деревне. Многие помещики поспешили в родные места.
В этот период и появляется в литературе термин «усадьба».
б) Что такое усадьба?
Слово «усадьба» произошло от русского глагола «усаживаться», т.е. «сесть», «осесть», «посадить».
Во второй половине XVIII века возникло множество новых усадеб. Они были разными. Одни усадьбы – роскошные, имеющие европейский вид, с грандиозными дворцами, с красивыми парками. Эти усадьбы принадлежали богачам и предназначались для празднеств, увеселений, приемов.
Другие усадьбы – скромные, небольшие по площади, в окружении домов собственных крестьян. Они строились для спокойного житья помещиков среднего достатка. В этих усадьбах помещики жили подолгу.
в) Устройство усадьбы
Дворянские усадьбы не строились по плану, а по вкусу помещика. Поэтому они отражают черты хозяев.
Место для усадьбы выбиралось особенно живописное, на берегу пруда или реки. В центре усадьбы располагался господский дом. Наиболее красивая часть дома с лучшими комнатами и верандами выходила в парк, в котором устраивались пруды, оранжереи, дерновый круг, аллеи, дорожки, строились беседки и другие парковые сооружения.
Около господского дома располагались хозяйственные постройки, несколько флигелей, кладовые, конюшня, псарня, людские, бани. В крупных усадьбах нередко стоилась церковь. Иногда устраивались зверинцы, ставшие прообразами зоопарков.
г) Место действия в романе
Все события в романе А.С.Пушкина «Дубровский» происходят в трех помещичьих усадьбах: Покровское, Кистеневка и Арбатово.
Кистеневка – усадьба разорившегося помещика Андрея Гавриловича Дубровского.
Покровское — усадьба богатого дворянина Кирилы Петровича Троекурова.
Арбатово – усадьба князя Верейского.
д) Прототипы помещичьих усадеб
Прототипами описанных в романе поместий стали поместья Псковщины и Подмосковья, которые были больше знакомы Пушкину. В Кистенёвке мы можем узнать черты Михайловского, в Покровском — Петровского, в Арбатове — Архангельского.
В ходе своей исследовательской работы я познакомился с каждым имением подробнее.
Сельцо Михайловское (бывшее Зуево) – родовое имение матери А.С.Пушкина, расположено в Псковской области. Эти земли были подарены императрицей Елизаветой Петровной в вечное владение прадеду поэта, Абраму Петровичу Ганнибалу «за заслуги, оказанные им отечеству». После смерти Абрама Петровича Ганнибала село досталось его сыну Осипу Абрамовичу, который обустроил усадьбу и переименовал село в Михайловское. Затем Михайловское досталось его дочери, Надежде Осиповне, матери поэта. Для Пушкина оно стало поэтической родиной (родился он в Москве, а отрочество провёл в Царском Селе под Санкт-Петербургом). В Михайловском Пушкин часто бывал, жил и творил, а с 1824 по 1826 годы отбывал ссылку.
Михайловское — небольшое поселение.
Усадьба имеет простую планировку.В центре находится господский дом. Перед домом устроены цветники и дорожки.
Дом небольшой, довольно скромный. Состоит из девичьей, гостиной, столовой, кабинета и нескольких комнат. На стенах гостиной висят фамильные портреты Пушкиных. Своей родословной Александр Сергеевич дорожил и гордился.
Рядом с домом Пушкина находится домик няни Арины Родионовны, два флигеля, дом кухарки. За флигелями располагался фруктовый сад, оранжерея, теплица, пасека и парк, окруженный рощами.
Михайловский парк со своими вековыми елями угрюм и молчалив. Здесь часто прогуливался поэт, когда искал уединения и вдохновения.
Любил ходить Пушкин и дорогой от Михайловского в Петровское. Эта дорога повторяет путь от Кистеневки до Покровского.
С северной стороны господского дома открываются живописные виды на ближайшие окрестности. Пушкин очень любил эти места за красоту простого русского пейзажа.
Усадьба состоит из большого господского дома, парка, дома управляющего, служебных построек, небольшого винного завода.
Парк выходит к берегу озера. В центре парка — круглый дерновый партер, от которого расходятся четыре аллеи. Липовые аллеи сменяются лабиринтами, повсюду встречаются беседки, есть грот, пруды, растут фруктовые деревья.
Петр Абрамович по характеру своему был человек грубый, вспыльчивый, несдержанный. Быт села Петровского был крепостнический, полный жестокости. Камердинер Петра Абрамовича вспоминает: “Когда бывали сердиты Ганнибалы или если Петр Абрамович выходил из себя, то людей выносили на простынях”. Иначе говоря, пороли до смерти! Эти черты сказались в образе К.П.Троекурова.
В Петровском долгое время существовали крепостные музыканты и танцоры.
Для увеселений в усадьбе держали клетки со зверенышами диких зверей.
Усадьба Юсупова отличается от двух предыдущих роскошью и масштабами (ее площадь около восьмисот гектар). Она похожа на царскую резиденцию и построена по европейскому образцу. Современники называли её «подмосковным Версалем».
Н.Б. Юсупов много лет провёл в Европе, собрал богатейшую коллекцию произведений скульптуры, живописи, прикладного искусства, редких книг и разместил ее в Архангельском. Он любил празднества и увеселения, построил в имении театр.
Усадьба включает в себя дворцы, храм-усыпальницу, скульптуры, живопись, редкие книги и, конечно же, чудесный парк.
Парк состоит из трёх частей. Первая — итальянский парк с террасами. Далее лестница ведёт во французский парк с оранжереями, в которых выращивали апельсины и лимоны. Во французской части парка находятся небольшие зелёные коридорчики «берсо», в которых гости могли укрыться от солнца.
Третий парк — английский пейзажный, похожий на лес, с арками, беседками и мавзолеями.
е) Барские усадьбы в романе
Затем я исследовал описание барских усадеб в романе:
Усадьба князя Верейского Арбатово
В описании имения Арбатово видно европейское изящество. Господский дом Верейского выстроен «во вкусе английских замков». Князь знакомит гостей со своей картинной галереей. В усадьбе играет духовой оркестр, устраиваются фейерверки. Особое внимание привлекает парк с островами, беседками, мраморными статуями, памятниками. Внешний облик дома и парка говорит об изысканности хозяина. Но Верейский на самом деле эгоистичен, лишен благородства, любви и уважения к другим. В Арбатове безлюдно, совсем не видно мужиков, так как хозяин совершенно равнодушен к ним.
Усадьба Андрея Гавриловича Дубровского Кистенёвка
В быте Кистеневки нет никаких примет богатства. Усадьба Дубровского – это обыкновенный небогатый домик русского дворянина с простой семейной жизнью. Всё в имении говорит о бедности его хозяина, который был не в состоянии следовать европейской моде. В господском доме нет дорогих вещей. Автор обращает внимание лишь на несколько предметов: портрет матери Владимира и пакет с надписью «Письма моей жены». Они помогают лучше понять мир усадьбы Дубровских, где на первом месте внутренний мир, а не богатство.
Несмотря на свое низовое положение (владел семьюдесятью душами), хозяин был горд и независим. Здесь царят добрые отношения между помещиком и его крестьянами, которые преданны своему хозяину, отзывчивы, решительны.
Усадьба Троекурова Покровское
Усадьба Покровское соответствует склонностям и характеру хозяина. Здесь имеются все признаки богатства: огромный каменный дом с бельведером, старинный сад с прудом и аллеями, новая каменная церковь; псарный двор, лазарет для больных собак. Хозяин стремится показать свое богатство, проводит время в пирах и развлечениях, любит охоту. Дом Троекурова наполнен вещами: огромная библиотека, гостиная, столовая, наполненный яствами стол, комната с медведем. Предметы в описании усадьбы Троекурова помогают создать образ мира, лишённого духовности.
К.П. Троекуров самолюбив, считает себя выше многих помещиков в округе, умеет упрекнуть или обвинить любого. Он бездушен, своенравен, может издеваться как над животными, так и над людьми, редко считается с мнением окружающих. Между Троекуровым и его холопами нет добрых отношений, они переняли от хозяина многие качества, наглы, дерзки, чувствуют себя под его защитой.
После сравнения реальных усадеб и описанных в романе я пришел к выводу, что
— реальные усадьбы являются прототипами литературных
— описание внешнего вида дома, его обстановки, занятий хозяина даёт возможность узнать социальное положение помещика, понять его характер
ж) Секреты названий
Затем я изучил материал, связанный с названиями поместий, и выяснил следующее:
Имения чаще назывались по названию расположенных рядом рек, деревень, иногда – от названий церквей или в честь праздников.
Пушкин указывает, что в Покровском есть церковь Покрова, а также в доме Троекурова празднуют праздник Покрова. Отсюда и название – Покровское.
Захудалая деревушка бедного дворянина Дубровского называется Кистеневка.
Кистеневка — нижегородское имение отца Пушкина, которое находилось в восьми километрах от Болдина и досталось Александру Сергеевичу по наследству. Поэт ездил туда для оформления документов.
Кистеневка была чрезвычайно бедна, плохое управление разорило крестьян. В архивах хранится немало дел о побегах кистенёвских крестьян.
Имение Арбатово, возможно, получило свое название от города Ардатова Симбирской губернии, в котором Пушкин заменил букву «д» на «б».
С этим городом Пушкина связывало многое:
— осенью 1883 года, возвращаясь в свое имение Болдино из Оренбурга, где поэт собирал материалы для «Истории Пугачевского бунта», он проезжал через, где менял почтовых лошадей (на этом месте установлена памятная плита)
— в Ардатовском уезде в имении отца долгие годы жил Николай Тургенев, декабрист, писатель, старший товарищ Пушкина по петербургскому обществу «Арзамас»
Вывод: названия поместий имеют реальные источники, Пушкин тщательно подбирал названия, вкладывал в них особый смысл в соответствии с замыслом романа
з) Усадебная лексика
Наше впечатление от художественного произведения полностью зависит от того, понимаем ли мы его. А правильно понять художественный текст возможно только в том случае, когда мы понимаем язык, которым он написан.
В ходе работы над романом мне постоянно приходилось пользоваться толковым словарем, так как значение многих слов мне было незнакомо. Это были устаревшие слова, связанные с описанием жизни и быта людей XIX века. Устаревшая лексика используется автором для изображения эпохи.
Я решил узнать, знают ли ученики нашей школы значение некоторых устаревших слов. Для этого учащимся 7 – 9 классов была предложена анкета «Знаете ли вы значение данных слов?», включающая 12 устаревших слов из романа «Дубровский»:
дворовый, камердинер, крепостной, людские (избы), отъезжее поле, помещик, приказчик, псарь, стремянный, усадьба, флигель, холоп.
В анкетировании принимало участие 19 человек. Многие ученики не смогли правильно объяснить значение предложенных слов, хотя это произведение ими было изучено в шестом классе (результаты анкетирования представлены в диаграмме).
Чтобы разрешить трудности, возникающие при чтении романа А.С.Пушкина «Дубровский», я составил толковый словарик «Барская усадьба». Он облегчит понимание текста, поможет вдумчивому чтению произведения, пригодится при изучении произведений писателей XIX века в старших классах.
Из моего исследования можно сделать следующие выводы:
1) реальные усадьбы являются прототипами для создания образов усадьб в романе
2) названия поместий тщательно подобраны автором, несут в себе особый смысл в соответствии с замыслом романа
3) усадьба в романе имеет большое художественное значение:
а) является местом действия героев
б) характеризует социальное положение помещика
в) является одним из способов характеристики героев
Практическая значимость работы связана с возможностью углубленного изучения произведений школьной программы, с возможностью использования данного исследования в процессе подготовки к урокам литературы.
Русская усадьба занимает значительное место в отечественной культуре. Её по праву называют «образом России».
С провинциальными усадьбами связаны жизнь и деятельность многих известных исторических личностей, общественных и политических деятелей и деятелей науки и искусства (усадьбы А.П.Чехова «Мелихово», Л.Н.Толстого «Ясная Поляна», Ф.И.Тютчева «Мураново», М.Ю.Лермонтова «Тарханы»)
Многие поместья, как Абрамцево, Остафьево внесли весомый вклад в русскую художественную культуру. Они являются великолепными архитектурными памятниками своего времени. Ряд усадеб получил известность как важные центры культурной жизни России.В этих усадьбах их владельцами были собраны великолепные коллекции произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Исследование русской усадьбы необходимо, чтобы сохранить в народной памяти и истории Отечества, её образ как уникальное явление русской жизни.
6. Список литературы:
Толковый словарь в 4-х томах. В.И.Даль.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов
Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)
Журнал «Литература в школе», №6, 2004г, Вахитова Т. М. «Образ дворянской усадьбы».
Краткий этимологический словарь русского языка. Н.М.Шанский
В.Г.Маранцман «Роман А.С.Пушкина «Дубровский» в школьном изучении»
В. П. Мещяреков, М. Н. Сербул. «Дела давно минувших дней…» Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики 18-19 веков
МаранцманВ.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина. Методическое пособие для учителя. Автор-составитель Н.М. Свирина.
С бумагами не расставайтесь!
Уроки тяжбы пушкинских времен полезны и поныне
В повести Пушкина «Дубровский» одна из сюжетных линий связана с тяжбой Троекурова и Дубровского за имение. Проецируя ситуацию на современное делопроизводство, можно утверждать: как и во времена классика, так и сейчас, наличие оформленных прав собственности играет ключевую роль в судебном споре вокруг объекта недвижимости. Квартира, дача, участок земли или целое родовое поместье могут быть отняты у владельца, если он вовремя не оформил или утратил важные документы.
Уповая на справедливость
Рассорившись с Андреем Гавриловичем Дубровским, Кирила Петрович Троекуров поставил задачу судебному заседателю Шабашкину отнять у бывшего друга имение Кистеневку. У истца есть комплект документов, подтверждающих права на имение его отца, Петра Ефимовича Троекурова. У ответчика же на руках нет никаких правоустанавливающих документов i — то есть документов, подтверждающих, что имение было передано его отцу Гавриле Евграфовичу на законных основаниях. Нетрудно догадаться, что решил суд. Однако не все так просто. Для нас интересны исходные позиции и поведение всех причастных сторон, а не только одного беспечного ответчика.
Уповая лишь на справедливость, пренебрегая буквой закона, Дубровский стал жертвой собственного правового нигилизма. i Истец Троекуров включил административный ресурс, «дожал» дело в свою пользу и захватил объект недвижимости. Заседатель с говорящей фамилией Шабашкин явно подыграл истцу. Суд не вник в существо дела и рассмотрел его исключительно с формальной стороны.
Разберемся по порядку в этой поучительной истории. Попутно рассмотрим некоторые понятия судопроизводства.
Суд да дело
В начале XIX века судебные дела рассматривались разными судами в зависимости от сословия истца. Дела дворян рассматривал уездный суд, для городских обывателей и крестьян были другие судебные органы. Второй инстанцией, куда подавались жалобы на решения указанных судов, для всех сословий была Палата гражданского суда. А высшей инстанцией по судебным делам являлся Правительствующий Сенат.
Утрата Дубровским документов на имение стала
решающим обстоятельством в деле
о захвате этого объекта недвижимости.
При покупке Кистеневки отцом Троекурова у прежнего владельца Спицына была составлена купчая — сегодня мы называем такой документ договором купли-продажи. Купчую зарегистрировали при палате уездного суда — того самого, который впоследствии будет рассматривать тяжбу Троекурова с Дубровским.
П осле регистрации купчей состоялось ее оглашение судом. Аналога этой процедуры сейчас нет, но в XIX веке без нее покупка недвижимости не могла считаться завершенной. По своей сути оглашение означало: суд фиксирует переход права собственности на недвижимость от одного лица к другому и вводит нового хозяина во владение имуществом. О вводе во владение на купчей делалась специальн ая отметка.
Точные сроки, когда именно суд должен производить оглашение, не были установлены.
Утрата Дубровским документов на имение i стала решающим обстоятельством в деле о захвате этого объекта недвижимости.
А между тем у Дубровского оставался шанс повернуть дело в свою пользу — он мог хотя бы запросить выписку из записей крепостных дел. Да и сам суд мог истребовать книгу записей для рассмотрения в рамках дела. Однако Шабашкин, выполняя «заказ» Троекурова, подстраховался: очевидно, «предусмотрительный» (а по сути пристрастный) заседатель сделал все возможное, чтобы следов этой записи, а может, и самой книги записей никто не нашел.
«Изумленный неожиданным запросом…»
В сентябре Шабашкин подготовил от имени Троекурова документы, подал в суд и добился необычайно быстрого их рассмотрения. Всего лишь «через две недели» суд направил запрос ответчику Дубровскому: «доставить немедленно надлежащие объяснения насчет его владения сельцом Кистеневкою».
Дубровский отнесся к судебному обращению без должного внимания: «Андрей Гаврилович, изумленный неожиданным запросом, в тот же день написал в ответ довольно грубое отношение, в коем объявлял он, что сельцо Кистеневка досталось ему по смерти покойного его родителя, что он владеет им по праву наследства, что Троекурову до него дела никакого нет и что всякое постороннее притязание на сию его собственность есть ябеда и мошенничество». И в этом была его серьезнейшая ошибка: ни в коем случае не следует пренебрегать судебным запросом, каким бы нелепым он ни казался.
Непрактичный помещик — жертва «чернильного племени»
Итак, рассмотрим реакцию Дубровского на судебный запрос. Помещик Дубровский не стал утруждать себя обоснованием своих прав на имение — поиском необходимых документов, ссылок на записи в крепостных книгах, на давность владения имением, на показания свидетелей.
Неудивительно, что таким поведением Дубровский порадовал Шабашкина: «Письмо сие произвело весьма приятное впечатление в душе заседателя Шабашкина. Он увидел, во-первых, что Дубровский мало знает толку в делах, во-вторых, что человека столь горячего и неосмотрительного нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение». Эта цитата убеждает в явной предвзятости (если не в откровенной продажности) Шабашкина, беззастенчиво играющего в пользу истца.
В повести есть и более прямое указание автора на продажность заседателя: «. Шабашкин за него хлопотал, действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкрив и впрям всевозможные указы. »
Лишь через некоторое время, «рассмотрев хладнокровно», Дубровский послал в ответ на судебный запрос «довольно дельную бумагу, но впоследствии времени оказавшуюся недостаточной».
С октября до февраля
Далее «дело стало тянуться», его участники не интересовались ходом процесса. И вот в феврале, спустя почти пять месяцев после начала «хлопот» Шабашкина, Дубровский через городовую полицию получил приглашение явиться в суд. Туда же подъехал истец Троекуров.
Суд зачитал участникам дела определение i от 27 октября прошлого года по делу о неправильном владении Дубровским имением, принадлежащим Троекурову.
Решение суда — «о удалении от распоряжения» имением гвардии поручика Дубровского, то есть о лишении его права собственности на имение, которым владел он много лет. Так Дубровского лишили родового поместья, доставшегося ему по наследству от отца.
Исковая давность
Возникает вопрос: почему судей не смутило то, что Троекуров так поздно спохватился со своим иском к Дубровскому?
В исковом заявлении Троекурова дело было представлено так. Отец истца, Петр Ефимович Троекуров, купил 14 августа 17… года у Ф. Е. Спицына имение, доставшееся тому по наследству, за 2500 рублей. В этот же день купчая была зарегистрирована в судебной палате, и 26 августа земским судом покупатель Троекуров-старший был введен во владение.
Троекуров-старший умер, а младший Троекуров с такого-то года находился в армии. Он якобы не знал ни о смерти отца, ни о наследстве. Только сейчас, когда истец наконец оставил службу, вернулся в имения отца, он узнал, что одним имением без оснований владеет Дубровский и извлекает из него неосновательное обогащение. Истец просит суд изъять имущество из незаконного владения и возместить причиненные убытки.
На современном языке объяснение Троекурова о многолетней задержке с подачей иска мы назовем «уважительными причинами пропуска срока исковой давности». Лицо, право которого нарушено, может подать в суд иск только в течение определенного срока — он называется «исковая давность».
Отзыв на иск
Дубровский изложил свою позицию в отзыве на иск: имение Кистеневка досталось ему по наследству от отца (Г. Е. Дубровского), а тот купил имение у отца истца (П. Е. Троекурова) за 3200 рублей. Сам П. Е. Троекуров не участвовал в сделке, он 30 августа 17… года выдал на то доверенность Г. В. Соболеву, и эта доверенность была засвидетельствована в уездном суде.
С поверенным Соболевым Гаврила Евграфович Дубровский оформил купчую на имение (договор купли-продажи), при этом он полностью рассчитался за свое приобретение. По условиям купчей Дубровский-старший получал право владеть и распоряжаться имением как настоящему владельцу, не дожидаясь удостоверения договора (то есть оформления крепостного акта в уездном суде), в связи с уплатой продавцу П. Е. Троекурову всей суммы.
Подробностей о выдаче упомянутой доверенности ответчик А. Г. Дубровский дать не мог, поскольку в то время был мал. Документов, подтверждающих сделку, на руках он тоже не имел — все они сгорели при пожаре в 17… году. А о том, чтобы искать другие доказательства сделки (например, изучить книги записей крепостных дел), Дубровский даже не подумал, видимо, посчитав это суетой, недостойной благородного человека, дворянина.
Иными словами, ни существование самой доверенности на Соболева, ни совершение по ней той самой сделки ничем не подтверждалось: поверенный давно умер, купчая сгорела, а о записях «крепостных книг» никто и не вспомнил.
Вывод суда оказался вполне предсказуемым для ситуации, в которой истец (точнее, его представитель Шабашкин) проявляет исключительную заинтересованность, а ответчик, наоборот, закрывается, «уходит в себя» и демонстрирует полное пренебрежение к делу… Раз документов о передаче имения нет, значит, Дубровский владеет им незаконно и надо вернуть имение истцу. Да, именно так решил суд.
Структура судебного решения
Судебное решение — довольно большой по объему документ, состоящий из четырех обязательных частей: вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной. Так выглядит решение суда сегодня, так было и в прошлом. Если приходится изучать материалы дела, то знание структуры судебного решения может оказаться очень полезным — сразу ясно, в какой части что искать.
Итак, вводная часть фиксирует, в каком суде, каким составом рассматривалось дело, о чем был заявлен иск, кто из сторон присутствовал в суде.
В деле Троекурова к Дубровскому вводная часть выглядит так:
«…18. года октября 27 дня ** уездный суд рассматривал дело о неправильном владении гвардии поручиком Андреем Гавриловым сыном Дубровским имением, принадлежащим генерал-аншефу Кирилу Петрову сыну Троекурову, состоящим ** губернии в сельце Кистеневке, мужеска пола ** душами, да земли с лугами и угодьями ** десятин».
Затем идет описательная часть — изложение правового конфликта, позиции сторон. Здесь пересказывается заявление истца, приводятся его доводы. Затем излагается отзыв ответчика, указываются его аргументы.
«Из коего дела видно: означенный генерал-аншеф Троекуров прошлого 18. года июня 9 дня взошел в сей суд с прошением в том, что покойный его отец, коллежский асессор и кавалер Петр Ефимов сын Троекуров в 17. году августа 14 дня, служивший в то время в ** наместническом правлении провинциальным секретарем, купил из дворян у канцеляриста Фадея Егорова сына Спицына имение, состоящее ** округи в помянутом сельце Кистеневке…»
Далее в описательной части следует ссылка на совершение купчей:
«…на что и купчая в тот же день в ** палате суда и расправы совершена, и отец его тогда же августа в 26-й день ** земским судом введен был во владение…»
И наконец, формулируется требование истца:
«Ныне же… владеет без всяких укреплений вышеописанный гвардии поручик Андрей Дубровский…
…представляя при оном прошении ту подлинную купчую, данную отцу его продавцом Спицыным, просит, отобрав помянутое имение из неправильного владения Дубровского, отдать по принадлежности в полное его, Троекурова, распоряжение…»
После описательной части суд переходит к мотивировочной. В ней указывается окончательный вывод суда по делу с обоснованием. Приводятся установленные судом обстоятельства дела и доказательства, на которых основаны выводы суда. Излагаются доводы, по которым были отвергнуты те или иные доказательства. В мотивировочной части приводится также правовое обоснование: закон, регулирующий спорное отношение.
Вот мотивировочная часть по делу Дубровского:
«…Как из дела сего видно, что генерал-аншеф Кирила Петров сын Троекуров на означенное спорное имение… представил подлинную купчую на продажу оного покойному отцу его… канцеляристом Фадеем Спицыным, и что сверх сего сей покупщик, Троекуров, как из учиненной на той купчей надписи видно, был в том же году ** земским судом введен во владение…
…и хотя напротив сего со стороны гвардии поручика Андрея Дубровского и представлена доверенность, данная тем умершим покупщиком Троекуровым титулярному советнику Соболеву для совершения купчей на имя отца его, Дубровского, но по таковым сделкам не только утверждать крепостные недвижимые имения, но даже и временно владеть по указу. воспрещено, к тому ж и самая доверенность смертию дателя оной совершенно уничтожается.
…со стороны Дубровского никаких ясных доказательств к делу с начала производства, то есть с 18. года и по сие время не представлено».
И завершается документ резолютивной частью, то есть собственно решением по всем пунктам иска:
«А потому сей суд и полагает: означенное имение, ** душ, с землею и угодьями, в каком ныне положении тое окажется, утвердить по представленной на оное купчей за генерал-аншефа Троекурова; о удалении от распоряжения оным гвардии поручика Дубровского и о надлежащем вводе во владение за него, г. Троекурова, и об отказе за него, как дошедшего ему по наследству, предписать ** земскому суду».
Далее суд формулирует решение по другому требованию истца — об изъятии доходов, якобы незаконно полученных Дубровским от имения за годы владения им. В этом требовании Троекурову все же отказано — видимость справедливого правосудия соблюдена. «А хотя сверх сего генерал-аншеф Троекуров и просит о взыскании с гвардии поручика Дубровского за неправое владение наследственным его имением воспользовавшихся с оного доходов. — Но как оное имение, по показанию старожилых людей, было у гг. Дубровских несколько лет в бесспорном владении, и из дела сего не видно, чтоб со стороны г. Троекурова были какие-либо до сего времени прошения о таковом неправильном владении Дубровскими оного имения, к тому по уложению велено, ежели кто чужую землю засеет или усадьбу загородит, и на того о неправильном завладении станут бити челом, и про то сыщется допрямо, тогда правому отдавать тую землю, и с посеянным хлебом, и городьбою, и строением, а посему генерал-аншефу Троекурову в изъявленном на гвардии поручика Дубровского иске отказать, ибо принадлежащее ему имение возвращается в его владение, не изъемля из оного ничего».
Однако суд все же дает шанс на удовлетворение и этого требования Троекурова. Ему намекают на перспективу подачи отдельного иска по возмещению доходов:
«…предоставя между тем генерал-аншефу Троекурову, буде он имеет о таковой своей претензии какие-либо ясные и законные доказательства, может просить где следует особо».
Завершается резолютивная часть фразой, подводящей окончательную черту под этим делом:
«Каковое решение подписали все присутствующие того суда».
Обжалованию не подлежит?
Мог ли пострадавший господин Дубровский обжаловать судебный акт? Предположим, что, несмотря на весьма скромное финансовое состояние, ответчик нашел бы денег на квалифицированную юридическую поддержку, уплату пошлин и прочие судебные издержки, связанные с обращением в вышестоящую судебную инстанцию. Однако каковы были перспективы обжалования решения с точки зрения правовых норм?
С большой долей вероятности попытка обжалования Дубровским судебного решения не увенчалась бы успехом: документов, подтверждающих его права на имение, у Андрея Гавриловича как не было, так и нет.
При рассмотрении дела уездным судом Дубровский не обращался с заявлением об истребовании доказательств, что купчая его отца была заверена у крепостных дел. Как мы помним, до оглашения решения Дубровский вообще не придавал значения документам. А после оглашения искать доказательства было уже поздно. Даже если бы на этапе обжалования решения он все же подал такое заявление, апелляционная инстанция его бы не удовлетворила. Апелляция не ищет и не изучает новые доказательства, она рассматривает уже вынесенное судом решение исходя из тех же данных, на основании которых оно принималось, и изучает аргументы сторон, почему они считают это решение незаконным.
Начинать действовать Дубровскому следовало раньше — как только он получил судебный запрос! Но что именно он мог сделать? Срочно обратиться к адвокату и добиться восстановления утраченных документов. А еще лучше было бы заняться их восстановлением сразу после пожара — так сказать, по горячим следам.
Защити себя сам
Главный вывод из этой истории таков. Закон не всегда тождествен справедливости, не стоит уповать на стопроцентную объективность суда, служители Фемиды — живые люди, не застрахованные от ошибок, а порой и соблазнов. Мир вообще далек от идеальных представлений. Поэтому разумный человек должен заботиться о собственных интересах и соблюдать элементарные правила цивилизованного юридического поведения. Одно из этих правил нарушил герой повести Пушкина — и жестоко пострадал (здоровье Андрея Гавриловича подорвано тяжбой, и он внезапно умирает). Правило очень простое, но неукоснительное: документы, подтверждающие право собственности на недвижимое имущество, должны быть в порядке, а при их утрате — максимально быстро восстановлены.
И конечно, лучше извлекать подобные уроки из историй литературных персонажей, чем из собственного горького опыта.