какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

Автомобильные истории. Стороны для движения

В ночь на третье сентября 1967 года, которое приходилось на воскресенье, движение частного транспорта в Швеции было запрещено до наступления утра. А в 4:50 все автомобили в стране, которые находились на дороге, должны были остановиться и сменить сторону на противоположную, продолжить движение они могли только в 5:00. В некоторых крупных городах запрет действовал несколько дольше. В интернете можно найти множество черно-белых фотографий того знаменательного дня.

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

Если смотреть на них и не держать в голове, как именно был организован процесс, то складывается ощущение хаоса. Можно подумать так: в стране провели референдум, спросили, хотят ли люди ездить по другой стороне дороги, а те ответили отказом и сделали все по-своему. Однако это впечатление окажется ложным. Сделано все было очень по-немецки. Именно от этой страны, где народ такой организованный и любит правила и порядок, можно было бы ожидать четкого, слаженного перехода всей страны на новую систему организации движения.

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

Предупреждающий знак о смене сторон автомобильного движения

Референдум об одномоментном переводе всей страны с левостороннего на правостороннее движение был проведен в Швеции в 1955 году. В тот момент специалистам уже стало понятно, что такой переход назрел. У автомобилистов возникали сложности при пересечении границы, так как во всех соседних странах было принято правостороннее движение. Многие автомобили, причем не только иностранного производства, но и выпущенные в самой Швеции, были оборудованы правым рулем. Не говоря уже о том, что большинство представителей других европейских стран считали, что шведы ездят по «неправильной» стороне дороги.

Однако опрос показал, что местное население не поддерживает реформу. 85% шведов, принявших участие в референдуме, высказались против. Таким образом, победили несколько аргументов. Часть экспертов утверждала, что в течение первых дней после такого «перехода» возникнет множество аварий, погибнут и водители, и пешеходы. Автобусным компаниям пришлось бы переоборудовать, а проще закупить новый парк автомобилей. Но «наверху», видимо, решение было уже принято, поэтому правительство спустя несколько лет создало специальную комиссию по «убеждению» населения. «Операция» потребовала многолетней подготовки, гигантских капиталовложений, масштабного переоборудования всех дорог в стране и, конечно, информирования населения.

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

Символ перехода на правостороннее движение отпечатали даже на нижнем белье

Всем критикам назло перевод страны на «другие рельсы» прошел спокойно. Количество аварий в последующие дни даже снизилось из-за того, что все старались ездить аккуратно.

Несмотря на такой удачный пример, путешественники из Европы, России и ряда других государств и сейчас сталкиваются с проблемами, когда например, пересекают границу Франции и Великобритании, или когда хотят взять машину на прокат в Японии, Австралии, Таиланде, на маленьком, но популярном у туристов острове Мальта.

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

Страны с право— и левосторонним движением

Сегодня в мире 72% правосторонних дорог и 28% — левосторонних, при этом 66% водителей мира ездят по правой стороне, а 34% — по левой. Среди левосторонних стран — Великобритания, Ирландия, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Индия. Часть стран, которые изначально были «левосторонними», такие как США, Португалия и Австрия, перешли на правую сторону.

Как так получилось, что в вопросе, где делать руль, нет единогласия? Считается, что изначально выбор, по какой стороне дороги двигаться, зависел от того, правша ли человек или левша. Хотя это зависело, в том числе, от выбранного метода перемещения и целей путешествия. Так, если человек вел на поводу вьючное животное, то упряжь он держал правой рукой, а значит, в случае встречи с другим «участником движения» было проще разойтись, приняв немного вправо — на обочину. Та же ситуация с одноместной повозкой или экипажем. А вот вооруженным войнам выгоднее было поступить по-другому, и разойтись так, чтобы правая рука с мечом была на стороне «противника», то есть принять левее. Также поступали и кучера в многоместном дилижансе.

Родоначальником «левизны» в мире считается Великобритания. Некоторые говорят, что начало положили римляне, которые завоевали остров, — известно, что они ездили слева. Но, скорее всего, свой отпечаток наложило развитие определенных транспортных средств — конных экипажей, в которых на козлах кучера сидели справа, а значит, при разъезде со встречным экипажем брали левее. Левостороннее движение в Великобритании было закреплено в 1756 году, правда, в тот момент оно действовало только на одном Лондонском мосту. А через 20 лет правило было введено уже на всей территории страны. Разумеется, что в бывших британских колониях движение было также организовано по левой стороне.

Что касается нашей страны, то в России еще в начале XVIII века было негласно принято разъезжаться по правой стороне. Этот факт упоминается в некоторых исторических хрониках. В 1752 году, за несколько лет до Великобритании, русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.

Источник

День «H». Как Швеция за одну ночь перешла на правостороннее движение

Сейчас практически вся Европа имеет привычное нам правостороннее движение транспорта. Из Беларуси мало кто доезжает на своей машине до «левосторонних» стран, поэтому автомобильные путешествия для нас не составляют трудностей в плане ПДД. Сегодня уже мало кто помнит, но некоторые страны Европы (в том числе континентальной) имели «английскую» схему автомобильного движения. Венгрия, Австрия, Португалия и Швеция когда-то были «левосторонними», что кроме всего прочего связано (не удивляйтесь) с противостоянием наполеоновской армии. Венгрия, Австрия (частично) и Португалия перешли на правостороннее движение еще в те времена, когда количество машин на улицах было минимальным, поэтому «рокировка» не вызвала трудностей. А вот Швеция «дотерпела» аж до 1967 года, когда на тысячу жителей в крупных городах приходилось более двух сотен автомобилей. 3 сентября 1967-го местные водители (да и пешеходы) запомнили на всю жизнь. Это был день «H» (Höger — это «право» по-шведски).

О проблеме заговорили еще в 1927-м

В Швеции еще до изобретения автомобиля было принято, что конные экипажи разъезжаются «левыми бортами» (т. е. было правостороннее движение). Впрочем, четкого закона не существовало, да и проблем особых не было — интенсивность движения и скорость повозок позволяли разъехаться всем даже вечером 30 декабря. Первые автомобили поехали по стране уже слева. Корни этого действительно уходят глубоко в историю и связаны с Французской революцией, Наполеоном и другими факторами. Не будем сильно углубляться и перенесемся в 1927 год. Именно тогда в Швеции впервые заговорили о необходимости перейти на правостороннее движение, которым пользовались все соседи: Дания, Финляндия и Норвегия.

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

Стоит ли говорить, что при пересечении шведских границ автомобилисты испытывали серьезные трудности. Особенно те, кто покидал страну нечасто. И если основные магистрали имели соответствующие развязки, меняющие местами полосы движения, то в крохотных пограничных переходах между Швецией и Норвегией порой даже не была обозначена граница. То есть водители сами должны были перестраиваться на встречную полосу, не прозевав при этом момент въезда на территорию другой страны. Смена полос движения на границах становилась причиной десятков аварий ежемесячно.

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

Интенсивный рост автомобилизации в Швеции и в целом по Европе увеличивал масштабы проблемы. Но в конце 1920-х правительство посчитало, что переход на правостороннее движение — слишком затратная процедура, и идею об «инверсии» полос забросили, предложив водителям быть более внимательными на границах.

Машины в Швеции всегда были с левым рулем

Парадоксально, но более 90% автомобилей в самой Швеции были леворульными (т. е. предназначенными для стран с правосторонним движением). Значительную долю машин в стране занимали американские модели, и в США не собирались переделывать заводы под выпуск партий с правым расположением руля для такого маленького рынка, как Швеция.

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

Абсолютно все импортные автомобили в стране были леворульными — даже многие британские модели. Да и шведские производители продавали у себя на родине такие же модельные линейки, как в Норвегии, т. е. особо не переживая по поводу расположения «баранки». Тем более сами водители привыкли сидеть «не на своем месте».

Проблема стоимостью 340 миллионов долларов

С 1934 по 1954 год Риксдаг минимум семь раз возвращался к теме смены полос движения. В эти десятилетия автомобильные парки в Швеции и Норвегии многократно увеличились, и меняющиеся местами потоки транспорта на границах создавали целый коллапс. Еще одной проблемой стали опасные обгоны на загородных трассах. Как известно, левое расположение руля не позволяет водителю безопасно «заглянуть» на встречную полосу во время таких маневров при левостороннем движении.

В дело включились Северный совет и Совет Европы. Представители организаций выразили пожелание создать единую систему автомобильного движения для всей континентальной Европы. Эксперты выяснили, что переход на правостороннее движение обойдется Швеции в 340 миллионов долларов (эквивалентно нынешним 0,5 миллиарда долларов).

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

В 1955 году был проведен так называемый консультативный референдум, на котором 82,9% населения проголосовали против перехода на правостороннее движение. Тем не менее в 1961-м в Риксдаге заявили, что с каждым годом масштабы грядущей «дорожной революции» только увеличиваются, поэтому переход на общепринятое в континентальной Европе правостороннее движение транспорта уже был неизбежным.

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

10 мая 1963 года было официально объявлено о «4-летней готовности» к переходу, после чего началась подготовка к самой важной реформе в истории автомобильной Швеции. Парламент образовал целую Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение (Statens högertrafikkommission, или просто HTK), которой поручили разработать и воплотить комплекс мер для безопасной смены полос на общественных дорогах. Дедлайн — 3 сентября 1967 года.

Трудности перехода

За четыре года выявилось огромное количество трудностей, связанных со сменой направлений движения в целой стране. Вся инфраструктура (к слову, достаточно развитая) была заточена под левостороннее движение. К революции были не готовы светофоры, знаки, разметка, пункты оплаты, даже придорожные кафе, съезды и заезды к которым были «левыми».

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

Но больше всего вопросов вызвал общественный транспорт. Мало того что все остановки были расположены слева по ходу движения и далеко не всех их можно было оставить для новой схемы, так еще и все автобусы в стране были оборудованы пассажирскими дверями только с левой стороны. Для решения этой проблемы почти все такие транспортные средства получили дополнительные двери справа. Те, что остались «леводверными», были проданы в Пакистан.

Подготовка страны

HTK, щедро тратя государственный бюджет, четыре года разрабатывала различные меры по подготовке страны к переходу на «зеркальное» движение по полосам. Как уже говорилось выше, автопарк, за исключением общественного транспорта, был готов — большинство машин в Швеции всегда были леворульными. Дело оставалось за инфраструктурой и самым главным — информированием людей. Ведь знаки, разметка, светофоры и прочее — это дело простое. А вот заставить миллионы людей мыслить «зеркально» в и без того опасном процессе дорожного движения — куда более трудоемкий процесс.

Было задействовано все. Школы, общественные организации, телевидение, радио, газеты и журналы… НТК объявила конкурс на лучшую «правую песню», где победила композиция «Держи вправо, Свенссон» («Håll dig till höger, Svensson») группы Telstars. Ее крутили по радио, чтобы напоминать водителям о приближении дня Х. Точнее, дня «H». Начиная с октября 1966 года по телевидению периодически показывали программы с видеороликами, посвященными особенностям правостороннего движения. В автошколах поменялась программа. Водителям раздавали перчатки разного цвета: левая была красной, а правая — зеленой. Был выпущен 30-страничный буклет с подробной инструкцией по переходу.

Источник

День H: как шведы стали ездить по правильной стороне

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

День Х, по-шведски Dagen H (от Hogertrafikomlaggningen – правостороннее движение), был назначен на 3 сентября 1967 г. – ровно 49 лет назад Швеция поехала по правой стороне движения. Скептики предрекали хаос, аварии и нечто похожее на сцены из фильма «Этот безумный, безумный, безумный мир», но они ошиблись.

В 1718 г. король Швеции Карл XII ввел правостороннее движение для карет и повозок. При следующем короле Фредрике I всадников и экипажей обязали ездить по противоположной стороне и это правило сохранялось вплоть до XX века. К тому моменту Швеция оставалась единственным левосторонним государством континентальной Европы.

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

Причем, сами шведы исторически ездили на машинах с левым рулем. Ассар Габриэльсон, один из основателей Volvo, рассказывал, что американские автопроизводители, открывшие сборочные производства в этой скандинавской стране, отказывались менять расположение руля для небольшого экспортного рынка. Также поступали и национальные производители Volvo и Saab – отчасти из-за сложившейся традиции, отчасти по экспортным причинам они были заинтересованы в левосторонних рынках Европы и США. Например, более половины выпущенных Volvo Amazon ушла на экспорт.

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

Шведские дороги были узкими и извилистыми и на них было сложно разъехаться со встречным автомобилем или телегой, что уж тут говорить про обгон. Левое расположение руля в такой ситуации было удобным – позволяло видеть обочину и вплотную прижиматься к краю дороги для разъезда.

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

Тем не менее, возможность перехода на левостороннее движение обсуждалась с 1920-х, и затем каждые 3-5 лет шведский Риксдаг (парламент) поднимал этот вопрос. Наконец, на 1955 г. был назначен референдум – население восприняло идею отрицательно, явка была низкой, а 83% из тех, кто пришел, проголосовали против смены стороны движения. Однако в 1963 г., несмотря на результаты референдумов и критиков, пугавших страшными расходами и хаосом на дорогах, Риксдаг большинством голосов одобрил переход на левостороннее движение.

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

Понимая сложность подобного перехода, на подготовку выделили четыре года. Была создана специальная комиссия, которая занялась оценкой масштаба бедствий. Предстояло не только реконструировать дороги, нанести новую разметку и установить дорожные знаки, но еще и адаптировать под правостороннее движение общественный транспорт. Шведские автобусы были с правым рулем и дверьми слева, что потребовало дорогостоящих переделок. В итоге часть транспортных средств продали, а вместо них приобрели новые. На правостороннее движение были переведены и трамвайные линии, а из центра Стокгольма этот вид транспорта было решено убрать.

Затраты на реорганизацию планировали покрыть за счет транспортного налога с владельцев машин и мотоциклов, взимаемого в течение четырех лет. По первоначальным оценкам, смена полосы движения должна была стоить правительству 400 млн крон, но в итоге превысила 628 миллионов. Сейчас эта сумма эквивалентна 64 млн евро.

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

В ночь на 3 сентября до 6:00 утра движение частного транспорта не разрешалось. В крупных городах этот запрет начал действовать еще в субботу. В 4:50 движение по дорогам было полностью остановлено, водители сняли с фар защитные наклейки и переехали на противоположную сторону дороги, и спустя 10 минут транспорт пошел. На фотографиях переход выглядит, как настояший хаос, однако это впечатление обманчиво: регулировать движение полиции помогали военные и 150 тыс. волонтеров.

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

Тем не менее, только переход на правостороннее движение и скоростные ограничения до конца не исправили ситуацию. Пару лет водители привыкали к новым правилам и ездили аккуратно, но затем число аварий вновь стало расти. В последующие годы в Швеции стали обязательными ремни безопасности и ближний свет днем, но кардинальный перелом произошел после того, как власти страны приняли программу нулевой смертности Vision Zero. Она включала дальнейшее снижение скорости в населенных пунктах, строительство безопасных дорог с круговыми перекрестками, разделительными барьерами, повышение безопасности автомобилей и велосипедистов (их обязали ездить в шлеме). В течение 15 лет количество погибших в ДТП снизилось с 500 до 286 случаев – почти в двое. За прошлый год в Швеции было зафиксировано только 260 смертей в дорожных авариях – меньше, чем средний показатель по Евросоюзу.

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

Кто и когда свернул налево

В настоящее время 68% населения планеты ездит по правой стороне дороги. Это повелось еще с древних времен – натягивать вожжи повозки было удобнее сильной правой рукой. Великобритания в XVIII веке узаконила левостороннее движение, возможно, для того, чтобы кучер многоместного экипажа не задел хлыстом пассажиров. Во Франции во время революции начали ездить по правой «простонародной» стороне. Позже Наполеон закрепил это положение и завоеванные им страны становились правосторонними. Великобритания в свою очередь насаждала «левосторонность» в своих колониях и повлияла на дорожное движение в Японии. Россия стала ездить по правой стороне самостоятельно еще в середине XVIII века.

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

Обычно сторону движения меняют под влиянием соседей. Так, бывшие британские колонии в Африке перешли на правостороннее движение по примеру соседей – бывших французских колоний. Островное государство Самоа в 2009 г. разрешило ездить гражданам по левой стороне, так как страну наводнили подержанные праворульные машины из Австралии и Новой Зеландии. Соседям с разносторонними движением, например, Китаю и Макао, приходится строить сложные транспортные развязки на границах.

Источник

какое движение в швеции правостороннее или левостороннееmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

Улица в Швеции, на следующий день после того как левостороннее движение поменяли на правостороннее.

В Швеции — правостороннее движение. Но так было на всегда. Лишь в 1967 году Швеция перешла с левостороннего (как в Англии) на правостороннее автомобильное движение (как в России).

К этому времени Швеция оставалась последней страной в континентальной Eвропе, использующей левостороннее движение. Да, левосторонне движение было и остаётся до сих пор в Англии, например, или в Японии, но это — островные государства! А все соседние с сухопутной Швецией страны (Дания, Финляндия, Норвегия) пользовались правосторонним движением, что создавало массу неудобств при пересечении границы Швеции. Представь: переезжаешь через границу на машине и оказываешься на встречной полосе! Кстати, большая часть шведских автомобилей была оборудована левым рулём.

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

Была проделана огромная работа: необходимо было установить новые дорожные знаки и светофоры на другой стороне дороги, провести переконфигурацию многих перекрёстков, на улицах с односторонним движением перенести на другую сторону автобусные остановки; все автомобили должны были произвести соответствующую регулировку фар. Еще одной статёй затрат стала необходимость замены фар и педальных узлов для автомобилей. Машины с левым рулем имели левую фару, освещающую обочину. После перехода она стала слепить встречные машины, а обочина оставалась без дополнительных пучков света.

Одновременно была подготовлена новая дорожная разметка белого цвета вместо используемой ранее жёлтой.

Отдельную проблему представлял собой общественный транспорт: шведские автобусы имели правый руль и двери слева. В процессе подготовки к смене стороны движения шведские автомобильные компании выпустили 8000 «переходных» моделей автобусов, которые имели двери с двух сторон.

За 4 (!) года до дня Н шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение (Statens Högertrafikkomission). Замечу — это была не комиссия, которая нанимала подконтрольные фирмы и фирмочки для отмытия денег нацпроекта. Люди хотели снизить дискомфорт своих граждан при общении с соседями: норвеги, финны и датчане уже давно ездили по правой стороне. И делали именно это.

какое движение в швеции правостороннее или левостороннее

3 сентября Стокгольм лишился трамваев — от них давно хотели отказаться из-за тесных улочек. Другие трамвайные системы в Гетеборге и Норкопинге стали правосторонними. Комбинацию педалей на старых машинах «сцепление — газ — тормоз» надлежало изменить на «сцепление — тормоз — газ». В Швеции, привыкшей делать все конкретно, просто не разрешали эксплуатацию машин, не прошедших модернизацию.

В ночь на день перехода и до 6 утра личному транспорту ездить запретили. В Стокгольме и Мальмо перекрыли движение еще в субботу и практически до вечера воскресения — проводили последние работы по демонтажу знаков и организации движения. Некоторые города так же расширили время действия ограничений.

Большое внимание уделялось и информации для населения. »День перемен» был назначен на 5:00 в воскресенье 3 сентября 1967 года.

В «День перемен» в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться и сменить сторону дороги; продолжить движение разрешалось в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.

В целом переход на правостороннее движение прошёл спокойно. Не было зарегистрировано ни одного дорожно-транспортного происшествия, напрямую связанного с переходом. В первые месяцы после «Дня перемен» наблюдалось значительное снижение уровня аварийности, потому что все ездили очень аккуратно и строго следили за знаками и дорогой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *