какое дерево сажают евреи и для чего он нужен
Какое дерево сажают евреи и для чего он нужен
Мусульмане считают, что евреи верят этому хадису Мухаммада о гъаркаде и поэтому сажают деревья на границе с Сектором Газа. Чтобы обосновать это мусульмане даже искажают видеоматериал (репортаж), отрезая из него важный момент. Интервью бригадного генерала-еврея при посадке деревьев на границе с Газой: «Если через 20 лет эти деревья станут защитой для израильтян, то получается, что сегодня мы участвуем в военной операции»:
https://www.youtube.com/watch?v=q3PV9xpJOgU
Не могу сказать, имеет ли среди иудеев гъаркад какое-то мистическое значение и сажают ли они массово гъаркады или какие-то другие деревья. Но практическое значение эта акция точно имеет без сомнений.
к ГЪАРКАД стал иудейским деревом в исламской традиции.
Какой вывод?
1. Дерево может говорить. Об этом так писал и Э. Кулиев против тех мусульман, кто считал иначе: «…почему они считают, что неодушевленные творения не способны разговаривать, если Великий и Могчий Аллах сообщил, что небеса и земля сказали: “Мы придем по доброй воле”» (Э. Кулиев «На пути к Корану»). И одно из деревьев явяляется деревьем иудеев, поэтому будет защищать их в бою с мусульманами.
2. Мусульмане не надеются на мир с иудеями. А этот хадис лишь вдохновляет их на победу над ними и вообще над всеми.
Jkaliningrad.ru
Роль деревьев в иудаизме и еврейской культуре в целом трудно переоценить. Важность посадки деревьев постоянно подчеркивается в еврейской традиции. В Торе сказано: «Когда войдешь в Землю Израиля, и посадишь дерево…» — то есть каждый еврей, поселившись в Израиле, обязательно должен посадить дерево. Посадка дерева — это действие, посредством которого человек подражает Вс-вышнемy и приближается к Немy: как Вс-вышний посадил Сад Эденский, так и человек должен сажать сады. Сама Тора уподоблена дереву: «Она — Древо жизни для тех, кто держится ее, а поддерживающие ее – счастливы». Праведник также уподоблен дереву: «Он будет подобен дереву, посаженному у потоков вод, которое приносит плоды в свое время, и все, что он делает, будет успешно».
Великий еврейский ученый Маараль объясняет, что уподобление человека дереву имеет глубокий смысл. Подобно тому, как деревья для того, чтобы выполнить свое предназначение, должны произвести на свет ветви, цветы и плоды, человек послан на землю, чтобы плодотворно трудиться, постигая моральные, духовные и научные истины. Именно поэтому Мудрецы называют воздаяние за добрые дела «плодами».
Евреям было заповедано оберегать деревья не только в мирное время, но и во время войны. Запрещено срубать фруктовые деревья даже для строительства осадных сооружений. Почему? «Разве полевое дерево подобно человеку, который может убежать от тебя при осаде?». Человек не всегда сажает деревья для собственной пользы. Талмуд рассказывает, что как-то раз рабби Хони шел по дороге и увидел человека, сажающего рожковое дерево. Он спросил: «Когда это дерево принесет плоды?»» Тот ответил: «Через семьдесят лет». «Ты уверен, что доживешь до этого?» — спросил рабби Хони. Человек ответил: «Я собираю плоды рожковых деревьев, посаженных до меня. Так же как мои предки сажали деревья для меня, я сажаю для моих детей».
В Калининградской области появилась добрая традиция посадки деревьев возле памятника жертвам Марша смерти 1945 года с целью укрепления берега и облагораживания места. Не стал исключением и 2014 год. 18 мая были организованы работы, в ходе которых культовое для калининградских евреев место стало ещё более зелёным и ухоженным.
Фото Алексея Минина с воскресника, посвящённого празднику Лаг ба-Омер в 2014 году
Одна мысль про “Дерево в еврейской культуре и религии.”
Ну, и где фото с воскресника? Почему на рассказал, как мы отметили наш праздник Лаг Ба-омер с пловом и лэхаим? А ещё старшее поколение приобщилось к Каталогу выставки «Всё пылало!» о трагедии Хрустальной ночи 1938 года, коснувшейся евреев Кёнигсберга.
Давай Михаил, добавляй.
Добавить комментарий Отменить ответ
18+ Портал не предназначен для просмотра лицам младше 18 лет.
Иерусалимское время
Портал посетили:
Архивы
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Апр | Июн » | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Еврейские праздники
Свежие записи
Свежие комментарии
Связаться с нами:
т.(4012)333000 с 10 до 18 ч.
Гл.редактор Стерлин Сергей Львович
Учредитель: автономная некоммерческая организация «Развития еврейской культуры в Калининградской области»
Перепечатка информации с портала Jkaliningrad.ru, возможна только с указанием активной гиперссылки на наш портал.
Гиперссылка должна быть видимой, активной, не закрытой от индексирования поисковыми системами и ведущей на главную страницу интернет-портала Jkaliningrad.ru или на страницу с конкретным материалом.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-66023
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 г.
18+ Портал предназначен для просмотра лицам старше 18 лет.
Зима пришла: евреи сажают деревья
В то время, когда в Северной Америке, Европе и странах бывшего СССР царят мороз, холод и снег, на израильской земле зацветает миндаль. Для иудеев всего мира наступает время тоски по родной земле и своим древним корням. Так появился праздник Ту би-Шват — Новый год деревьев — символ весны, надежды, любви к земле и возрождения природы.
В еврейском календаре есть четыре «новыx года», причем ни один из них не приходится на первое января. Дело в том, что в древние времена существовало несколько важных для иудеев годичных циклов, отсчет которых начинался от определенных дат.
Нужно пустить корни
В отличие от других еврейских праздников, связанных с какими-то историческими событиями или датами, «Новый год деревьев» (Ту би-шват) лишен религиозного содержания и вообще не упоминается в древнейшем памятнике иудейской и христианской религии — Торе. Но он имеет глубокое символическое значение. Этот день календаря напоминает иудеям о том, что где бы они ни жили, они крепкой нитью связаны с землей Израиля даже тогда, когда у них нет надежды увидеть эту Землю.
В Талмуде рассказывается история, как один путник спросил человека, сажающего дерево: «Зачем ты его сажаешь, ведь оно принесет плоды только через семьдесят лет?» Человек ответил: «Я собираю плоды деревьев, посаженных до меня. Мои предки сажали деревья для меня, я — для моих детей». Значение праздника Ту би-шват еще и в том, что евреям необходимо перестать быть кочевниками, пустить на своей земле корни и построить города. Сохранение памяти о плодах и деревьях родной земли было символом связи с Израилем на протяжении всех скитаний иудейского народа.
Еврей с лопатой — символ «Нового года деревьев»
Каждый иудей обязан посадить дерево. Важность этого действа постоянно подчеркивается в еврейской традиции. В Торе записано: «Когда придете в эту землю, посадите плодовые деревья». Таким образом, человек как бы подражает Творцу, который после сотворения мира «насадил сад Эдема». Кстати, Всевышнему приписываются такие инструкции евреям: даже если земля сама будет богата и плодовита, нельзя пренебрегать посадкой деревьев; если человек стар и не увидит плоды трудов своих, он все равно обязан посадить дерево.
В XIX веке, с момента возникновения в Палестине земледельческих еврейских поселений, традиция сажать деревья стала еще и символом возрождения страны путем наступления на пустыню. Когда после двухтысячелетнего изгнания евреи начали возвращаться в Землю Израиля, им пришлось заново научиться пахать и сеять.
Первые поселенцы увидели страну, покрытую пустынями и болотами. Чтобы наладить жизнь и одолеть окружающую их пустыню, первопроходцам пришлось посадить самые разные деревья: фруктовые, для осушения болот, для тени и для украшения земли. Они посадили эвкалипты и осушили болота, провели воду, устроили поля, засеяли их злаками и превратили страну в цветущий сад. Массовые лесонасаждения, тысячи плодовых деревьев, посаженных в этот праздник, зеленым ковром покрыли страну, победившую пустыню.
Традиция сажать деревья в стране в день Ту би-Шват появилась в 1890 году. В поселении Зихрон-Яаков, основанном в 1882 году, группа ребят из единственной на весь поселок школы вышла на улицу с саженцами в руках, чтобы посадить первые деревья. Зачинателем этой традиции был учитель, писатель и еврейский историк Зеев Явиц, тогдашний директор школы в Зихрон-Яакове. Новый обычай укоренился в городах и поселениях по всей стране.
В 1908 году Союз учителей и воспитателей детских садов Израиля постановил, что 15-го швата станет праздником природы и посадки деревьев. Так праздник Ту би-Шват стал Днем охраны природы и приобрел новый смысл, воспитывая в людях любовь к природе и бережное отношение к ней. Кстати, евреям было запрещено срубать фруктовые деревья даже для строительства осадных сооружений.
«Новый год деревьев» за границей
Деревья, посаженные в пустыне, пускали корни. Пускали корни в свою землю и люди. Постепенно Ту би-Шват перестал быть праздником диковинных сухих плодов, которыми евреи довольствовались, соблюдая традицию, в странах рассеяния. Теперь они лакомились и вкушали плоды своего труда в свежем виде.
А вот климатические условия в других странах не всегда помогают соблюдать традицию. В прошлом году в феврале члены Забайкальской еврейской общины, проживающие в России, вынуждены были посадить в праздник Ту Би-Шват вместо традиционных деревьев петрушку и укроп, причем на подоконниках своих домов.
Для тех, кто желает поучаствовать в «процессе», но проживает в разных странах мира, в Израиле существует Еврейский национальный фонд. Создан он был в 1902 году для возрождения страны, основания еврейских поселений и лесонасаждений. Фонд субсидировал освоение земель, осушение болот, прокладку дорог и посадку лесов. Евреи, проживающие за пределами Израиля, вносят в этот фонд деньги исключительно для посадки там деревьев. Так они вместе с израильтянами заботятся о будущем страны.
Так Ту би Шват соединил в себе различные аспекты праздника: посадку деревьев как символ укоренения народа на его родине, охрану природы, единства народа и украшение облика страны.
Семь главных плодов
Семь видов плодов, ставших символами земли Израиля, появляются на праздничном столе в Ту би-Шват. «Фруктовый стол» состоит из злаков — пшеницы и ячменя (в виде выпечки), которые являются основой и первым блюдом праздничной трапезы. Затем следуют виноград и его производное. На вино и хлеб произносятся благословения, так как эти продукты отличают цивилизованное общество от нецивилизованного. Можно подобрать дикую картофелину или сорвать дикое яблоко, но для того чтобы вырастить хлеб и сделать вино, надо перестать быть кочевником, постичь искусство выращивания лозы и обработки пшеничного поля. Далее на столе появляются маслины (оливковое масло из них традиционно используется в храмовых светильниках), гранаты и финики. На земле Израиля растут настолько сладкие финики, что сок их (финиковый мед) капает на землю. А еще есть инжир, который является символом плодородности. Согласно Библии, Адам и Ева, вкусивши этот запретный плод, открыли свою наготу и были изгнаны из рая.
Какое дерево сажают евреи и для чего он нужен
20 фактов об израильских деревьях
3. Высаживать деревья в Ту Би-Шват в современном Израиле необычайно популярно. В насаждающиеся леса приезжают целыми семьями, а вид малышей, несущих саженцы выше собственного роста, не может не умилять. Практически всеми своими лесами Эрец-Исраэль обязана именно таким вот посадкам. Без массового озеленения и посадки деревьев страна оставалась бы такой же пустынной и мрачной, какой видели ее паломники 200 и 300 лет назад.
4. Пик высаживания лесов пришелся на 1950-ые: для многочисленных репатриантов тогда не было работы, и чтобы хоть чем-то их занять государство инициировало общественно полезные работы. С тех пор конечно уровень экспертных знаний в этой области значительно возрос, и сегодня еврейское государство является безусловным мировым лидером в лесовозобновлении. Фактически, это единственная на всей планете территория, в которой в начале 21-го века было больше деревьев, чем в начале века 20-го.
5. Деревья стали символом еврейского возрождения. Неудивительно, что описывая значение кибуцного движения в создания еврейского национального дома, один из его главных идеологов Ицхак Табенкин как-то сказал: «Если мы – дерево, то корни его – Дгания». Но вот совпадение: именно в Дгании, первом кибуце страны, растет дерево, которое в глазах многих олицетворяет Израиль. Это кипарис, носящий обязывающее имя «Дерево государства».
6. В феврале 1948 было ясно, что объявление о создании еврейского государства – дело ближайшего будущего. С приближением Ту Би-Швата в Дгании решили высадить особое дерево, отражающее важность исторического момента. Почему выбор пал на саженец кипариса? Дело в том, что именно такое дерево было посажено основателем сионистского движения Теодором Герцлем во время единственного посещения им Страны Израиля в 1898 году.
7. Между прочим, и сам Герцль, и все, кто присутствовали при этом событии неподалеку от Иерусалима, были уверены, что он высаживает кедр. За деревом даже закрепилось прозвище «кедр Герцля», а за местом – Арза (от ивритского названия сосны). Впрочем, дерево это было символом не только для евреев, но и для арабов, и если для первых оно олицетворяло надежду, то арабы видели в нем отражение еврейского успеха. Поэтому во время Первой Мировой войны, когда в стране уже царил хаос, кто-то из жителей соседней арабской деревушке срубил ненавистный кедр-кипарис.
8. Еврейские поселенцы бережно сохранили остатки «Кедра Герцля», а уже в 1920 году на этом же месте руководители еврейской общины Эрец-Исраэль высадили несколько сосен. Символичность этого ответа арабам тоже была всем понятна: «Вы можете пытаться уничтожить все, что мы создаем, но мы не опустим руки, и победить нас не удастся.»
9. Как известно, победить арабам действительно не удалось, и после создания Государства Израиль место, где рос «Кедр Герцля», обрело дополнительный вес: практически каждый израильский президент считал своим долгом посадить там собственное дерево. Если сегодня приехать в Арзу, там можно найти кипарисы Ицхака Бен-Цви, Залмана Шазара и Эфраима Кацира и сосны Ицхака Навона и Хаима Герцога.
10. За прошедшие 67 лет «Дерево государства» вымахало и превратилось в роскошный кипарис, своими очертаниями напоминающий гигантскую свечу. Растет оно посреди большой лужайки, с которой открывается великолепный вид на озеро Кинерет и Иордан. Каждый год у кипариса проходит церемония памяти солдат, павших за свободу Израиля, словно напоминая, что и государство, и его символ не прожили бы и дня без самоотверженности израильтян.
11. Еще одно символическое дерево растет к югу от Иерусалима, в Гуш Эционе, и именуется «Одинокий дуб». Возраст этого дуба превышает 700 лет; известно, что на протяжении столетий он служил отправной точкой для путников и даже своего рода разделительным знаком между административными округами Бейт Лехема и Хеврона. Однако настоящим израильским символом он стал после Войны за Независимость, в ходе которой еврейские поселки Гуш Эциона были уничтожены арабскими бандами. «Одинокий Дуб» остался единственным напоминанием о цветущих поселениях, существовавших вокруг него.
12. Благодаря размерам дерева, его можно было разглядеть за километры, даже из Иерусалима. В период с 1948 по 1967 год, пока весь этот регион находился под иорданской оккупацией, спасшиеся еврейские жители Гуш Эциона, да и прочие израильтяне, приводили своих детей посмотреть на дуб издали, чтобы вселить в них надежду и стремление вернуться на землю отцов. После Шестидневной войны эти надежды претворились в жизнь, а новое еврейское поселение, созданное у дерево, назвали Алон Швут («Дуб Возвращения»).
13. О самоотверженной попытке заселения Эрец Исраэль напоминает и черная шелковица, одиноко растущая среди руин в самом сердце заповедника на горе Мирон. Ее посадили примерно 180 лет назад – тогда еврейские поселенцы под руководством Исраэля Бака предприняли здесь первую в современную эпоху попытку создать сельскохозяйственное поселение на исторической родине. Объективные трудности и препятствия, которые создавали тогдашние турецкие власти, помешали этой попытке, и поселение было разрушено. А шелковица осталась.
14. Трудно однозначно установить, какое израильское дерево является самым древним. Тем не менее, основной претендент на это звание проживает в галилейской деревне Дир Хана. Речь идет об огромной оливе, периметр фактурного ствола которой составляет почти девять метров. Несмотря на возраст, дерево продолжает плодоносить и дает ежегодно 20 килограммов оливкового масла.
15. Сикоморовому дереву, растущему на одной из улиц Нетании, тоже под тысячу лет. Это не просто дерево, а настоящая скульптурная композиция, созданная самой природой. Причудливые изгибы ствола, разделяющегося на многочисленные ветви, поражают самое фантастическое воображение. Дерево старше Нетании где-то в 10 раз, и там, где оно растет, когда-то проходила приморская дорога. Сидя под ветвями сикоморы, невозможно отделаться от мысли, что точно так же под ее кроной сидели все бесчисленные завоеватели страны в последнее тысячелетие, начиная с крестоносцев и кончая наполеоновскими солдатами и британскими военными.
16. Еще в 1873 году эта прекрасная сикомора была увековечена на картине Чарльза Уилсона, одного из первых археологов и исследователей Страны Израиля. Другая известная израильская сикомора, растущая в Холоне, и вовсе прославилась попаданием на герб этого города.
17. Неформальное звание самого впечатляющего дерева Израиля закрепилось за бенгальским фикусом, растущим на территории сельскохозяйственной школы «Микве Исраэль». Из-за того что на крупных горизонтальных ветвях дерева образовались (а потом и достигли почвы) гирлянды воздушных корней, теперь оно выглядит как целая роща. Диаметр кроны фикуса, посаженного основателем школы Карлом Нетером в 1888 году, превышает 30 метров.
18. Самое большое сосредоточие разнообразных деревьев Израиля находится на территории бывшего Национального арборетума, что между населенными пунктами Кадима и Пардесия. Начиная с 1950-х годов, специалисты Министерства сельского хозяйства высаживали здесь привезенные из-за границы саженцы деревьев, чтобы проверить, могут ли они акклиматизироваться в Израиле. В 1986 году опыты решили завершить, но все «жильцы» этого стихийно образовавшегося ботанического парка продолжают радовать глаз. Одних только эвкалиптов здесь 170 видов, а всего в арборетуме, носящем сейчас имя лес Иланот, растут 750 видов деревьев!
20. Не всюду в Израиле почитают великанов. К примеру, комплекс миниатюр «Мини-Израиль» остается верен своему названию и отмечает праздник мини-деревьев. В «Мини-Израиле» создан самый большой в мире парк средиземноморских карликовых деревьев бонсай, насчитывающий… 20 тысяч деревьев более 50 сортов!
Ариэль Бульштейн Генеральный директор фирмы The Face of Israel. Выпускник юридического факультета Тель-Авивского университета и факультета менеджмента университета Бар-Илан. Адвокат, журналист, переводчик и преподаватель. Публикуется в различных изданиях на иврите и русском.
Про рожковое дерево
Дерево высотой до 10 м с широкой кроной, вечнозелеными, парноперистыми плотными листьями и мелкими цветками, собранными в кисти. После шести лет молодые деревья расцветают в первый раз по осени и к весне приносят около 2 см шириной и до 20 см длиной плоские стручки. Они вначале зеленые, а позже при созревании постепенно принимают коричневый цвет.
Дерево может плодоносить 80-100 лет. Поначалу урожай небольшой, всего лишь несколько килограмм, но по мере лет увеличивается до 100, 200 и даже 250 кг с особо крепких и изолированно растущих деревьев.
Кроме семян, рожки содержат сочную, сладкую мякоть (около 50% сахара). Плоды используют в пищу (как лакомство или как суррогат кофе), на корм скоту. Выжатый из плодов сок употребляют как сладкий сироп и сырье для получения спирта.
Это дерево произрастает на сухой каменистой почве, пуская многочисленные крепкие корни в трещины и расщелины.
Ствол его, покрытый темно-серой или бурой корой чрезвычайно крепок и долговечен: рожковое дерево может жить несколько столетий. От могучего ствола его во все стороны расходится множество искривленных сучьев и ветвей.
Произрастает и культивируется в Средиземноморье и субтропических областях, а также в Индии, Аргентине и Бразилии
Харув в еврейской традиции.
Плодоносящее и вечнозелёное рожковое дерево на иврите называется харув, а на идиш – боксер (bokser); оно произрастает на всей территории Израиля. В ТАНАХе это дерево не упоминается ни разу, однако существует толкование изречения «. и питал его мёдом из скалы» (Дварим 32:13) как относящегося к рожковому дереву, которое растёт среди скал, и чьи созревшие плоды напоминают по вкусу мёд (Иерусалимский Талмуд Пеа 7:4).
Рожковое дерево созревает для плодоношения гораздо медленне, чем другие деревья. Агада утверждает, что для достижения поры плодоношения ему требуется 70 лет – срок человеческой жизни. В действительности же период составляет 10 лет. Одна из самых популярных талмудических легенд основана на этом преувеличении.
Здесь харув символизирует преемственность поколений и веру в будущее.
В Талмуде харув – это дерево бедных. Легенда говорит, что Рабби Ханина Бен Доса от шаббата до шаббата питался одними плодами рожкового дерева (Таанит 24в). По другой легенде, плоды рожкового дерева были единственной пищей Рабби Шимона Бар Йохая и его сына в течение 12-ти лет, пока они скрывались в пещере от римлян после поражения восстания Бар Кохбы (Шаббат 33в) и создавали книгу Зоар.
Традиция связывает имя Бар Йохая с праздником Лаг ба-Омер и, кроме того, харув даёт особенно много плодов в конце весны. Поэтому харув входит в состав праздничной трапезы на Лаг ба-Омер.
Среди фруктов, которые едят в Ту би-Шват, рожки занимают особое место, хотя Тора и не относит их к важным плодам (как, например, особо выделенные ею семь видов). Предание гласит, что царица Савская, отправляясь на встречу с царем Шломо, взяла с собой семена рожкового дерева, и с тех пор это дерево прижилось в Стране Израиля.
И все плоды Эрец-Исраэль подразделяются на три группы, каждая из которых соответствует одному из этих миров.
Рожковое дерево в традициях других народов.
Рожковое дерево отличается замечательной чистотой—ни на стволе его, ни на ветвях, ни на листьях нет никаких паразитов благодаря этим свойствам, рожковое дерево у многих народов считалось священным. Даже атеистический Рим признавал его святость: это дерево играло известную роль при некоторых религиозных обрядах, между прочим верховный жрец Юпитера, по словам историка Фабия Пиктора, свои срезанные волосы и ногти прятал в земле под тенью рожкового дерева. Верховному жрецу, согласно древним установлениям, вменялось в обязанность соблюдать строжайшим образом чистоту—ему нельзя было прикасаться руками ни к мертвому, ни к заведомо нечистому растению, т. е. такому, которое дает приют паразитам.
В Риме бедные классы населения часто принуждены были питаться плодами рожкового дерева; об этом очень определенно говорит Гораций, у которого нередко встречается выражение: их пищу составляют сладкие стручки.
Абипоны, аборигены Парагвая, желая узнать возраст человека, спрашивают: «сколько раз ты видел рожковое дерево в цвету?»
Христианская традиция тоже не обошла вниманием рожкового дерева:
В Малой Азии и в Сирии это дерево действительно считается священным, а вот израильские арабы никогда не сядут под ним отдохнуть, потому что у них это дерево считается приносящим неудачу.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов