Физическая культура и дополнительное образование спортивная подготовка что за специальность
44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями, профиль Физическая культура и Дополнительное образование (спортивная подготовка) – очная форма (5 лет)
Код и наименование направления подготовки:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Физическая культура и дополнительное образование (спортивная подготовка)
бакалавр
5 лет
очная
Профессиональный экзамен (общая физическая подготовка)
Русский язык
Обществознание
Все направления подготовки бакалавриата МПГУ в 2021 году
Виды профессиональной деятельности/типы задач профессиональной деятельности
Бакалавр по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», профили подготовки «Физическая культура и Дополнительное образование» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
1. Педагогическая деятельность:
— изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
— организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся и отражающих специфику предметной области;
— организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
— использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
— осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
2. Культурно-просветительская деятельность:
— изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
— организация культурного пространства;
— разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;
— популяризация научных знаний в обществе.
3. Научно-исследовательская деятельность:
— сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования;
— проведение самостоятельных исследований, постановка естественнонаучного эксперимента, использование информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализ и оценка результатов лабораторных и полевых исследований;
— разработка современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности;
— проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов;
— соотношение собственных мировоззренческих подходов с общими закономерностями развития человека и человеческого общества.
Области и объекты профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускника: образование, физическая культура, социальная сфера, культура.
Объекты профессиональной деятельности выпускника: обучение, воспитание, развитие, образовательные системы.
Практика
В соответствии с ФГОС по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», профили подготовки «Физическая культура и Дополнительное образование», раздел ООП «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.
Программа учебной практики
При реализации данной ОП предусматриваются следующие виды учебных практик:
Программа производственной практики
В соответствии со статьей 11, п.9 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» для осуществления педагогической (производственной) практики заключены договора с общеобразовательными школами:
№ договора Предприятие/организация Реквизиты и сроки действия договоров
А№1 ГОУ СОШ №596 18.05.2009-18.05.2014
ГОУ СОШ №1995
Юго-Западный административный округ г. Москвы
Адрес: ул. Саморы Машела, д. 6, корпус. Телефон: 438-95-67
Учитель: Никонов Д.В., Петрова М.А., Осьмаков А.С., Хайлов М.С.
ГОУ СОШ № 812
Западный административный округ г. Москвы.
Адрес: Мичуринский пр-т, дом 24. Телефон: 735-66-53.
Учитель: Хлебников К.С.
ГОУ CОШ № 117
Юго-Западный административный округ г. Москвы
Адрес: ул. Академика Пилюгина, дом 16, корпус 2. Телефон: 132-05-65.
Учитель: Баркова Т.Н., Кирьянова Е.В.
ГОУ СПО
Спортивно-педагогический колледж департамента физической культуры и спорта г. Москвы
Южный Административный округ г. Москвы
Адрес: ул. Кировоградская, д.21, корп.1. Телефон. (495) 387-50-11
Учитель: Чурсин А.В.
ГОУ ЦО №1485
Государственное образовательное учреждение Центр образования
Юго-Западный административный округ г. Москвы
Адрес: пр-т Вернадского, дом 127, корпус 2. Телефон: 438-72-65.
Учитель: Немчинов Б.Б.
ГОУ СОШ № 1445
Юго-Западный административный округ г. Москвы
Адрес: ул. Голубинская, дом.5, корп. 4. Телефон: 423-38-11
Учитель: Новоточин С.А.
ГОУ ЦО № 1448
Государственное образовательное учреждение Центр образования
Западный административный округ г. Москвы
Адрес: ул. Мичуринский проспект, дом. 5, корп. 1. Телефон: 641-16-27
Учитель: Волков Д.Ю.
ГОУ СОШ № 598
Западный административный округ г. Москвы.
Адрес: ул. Академика Анохина, д. 36. Телефон: 430-31-07
Учитель: Логачева Ф.Т.
В программе педагогической (производственной) практики указаны цели и задачи практик, практические навыки, универсальные (общекультурные) и профессиональные компетенции, приобретаемые обучающимися, а также время прохождения и форма отчетности по практике.
Сетевое взаимодействие с образовательными организациями
ГОУ СОШ №1995
Юго-Западный административный округ г. Москвы
Адрес: ул. Саморы Машела, д. 6, корпус. Телефон: 438-95-67
Учитель: Никонов Д.В., Петрова М.А., Осьмаков А.С., Хайлов М.С.
ГОУ СОШ № 812
Западный административный округ г. Москвы.
Адрес: Мичуринский пр-т, дом 24. Телефон: 735-66-53.
Учитель: Хлебников К.С.
ГОУ CОШ № 117
Юго-Западный административный округ г. Москвы
Адрес: ул. Академика Пилюгина, дом 16, корпус 2. Телефон: 132-05-65.
Учитель: Баркова Т.Н., Кирьянова Е.В.
ГОУ СПО
Спортивно-педагогический колледж департамента физической культуры и спорта г. Москвы
Южный Административный округ г. Москвы
Адрес: ул. Кировоградская, д.21, корп.1. Телефон. (495) 387-50-11
Учитель: Чурсин А.В.
ГОУ ЦО №1485
Государственное образовательное учреждение Центр образования
Юго-Западный административный округ г. Москвы
Адрес: пр-т Вернадского, дом 127, корпус 2. Телефон: 438-72-65.
Учитель: Немчинов Б.Б.
ГОУ СОШ № 1445
Юго-Западный административный округ г. Москвы
Адрес: ул. Голубинская, дом.5, корп. 4. Телефон: 423-38-11
Учитель: Новоточин С.А.
ГОУ ЦО № 1448
Государственное образовательное учреждение Центр образования
Западный административный округ г. Москвы
Адрес: ул. Мичуринский проспект, дом. 5, корп. 1. Телефон: 641-16-27
Учитель: Волков Д.Ю.
ГОУ СОШ № 598
Западный административный округ г. Москвы.
Адрес: ул. Академика Анохина, д. 36. Телефон: 430-31-07
Учитель: Логачева Ф.Т.
Государственная итоговая аттестация
Государственная итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной программы в полном объеме. Государственная итоговая аттестация по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», профили подготовки «Физическая культура и Дополнительное образование» включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) и государственный экзамен. К защите выпускной квалификационной работы студенты допускаются после сдачи государственного экзамена. На основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации, требований ФГОС и рекомендаций ПрООП по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», профили подготовки «Физическая культура и Дополнительное образование» в МПГУ разработаны Положения о ВКР, о проведении итоговой государственной аттестации.
Возможность продолжения обучения
Выпускник, освоивший данную ОП получит образование, которое позволит ему продолжать обучение в магистратуре и аспирантуре.
Дополнительное образование в области физкультуры
Здоровый образ жизни, подразумевающий занятия спортом, в России сейчас в моде, поэтому запрос на профессиональных тренеров-преподавателей и фитнес-инструкторов высок как никогда. В связи с этим выросли и требования к уровню их компетенции. Дополнительное образование по физической культуре помогает насытить рынок труда хорошими специалистами и поддерживать достойный уровень их квалификации.
Профпереподготовка
Согласно Приказу Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010 года, тренером можно работать лишь при соблюдении следующих условий:
Таким образом, устроиться на работу в фитнес-зал или спортивную школу может любой человек с высшим или средним профессиональным образованием, но только после того, как окончит соответствующие курсы.
Тренерам, которые имеют диплом профильного вуза, также можно пройти переподготовку, если есть желание сменить квалификацию или продвинуться по служебной лестнице. Программы курсов отличаются содержанием учебных планов, позволяют маневрировать и расширять профессиональные возможности.
Специалистам, которые планируют выдвигаться на руководящую или методическую работу в спортивных организациях, стоит обратить внимание на курсы с названиями «Менеджмент в сфере физической культуры» или «Инструктор-методист». В их программах больше внимания уделено таким дисциплинам, как мониторинг деятельности оздоровительных комплексов, организация физкультурных мероприятий, управление спортивными объектами и т. д.
Продолжительность курсов профпереподготовки – от 280 до 1 040 часов. Если базового образования по специальности нет, лучше выбрать более длительную и углубленную программу.
Особенности профессиональной подготовки фитнес-инструкторов
Среди многочисленных курсов профессиональной переподготовки в сфере спорта можно встретить отдельные предложения по обучению на фитнес-инструктора. В учебные планы таких программ включены специальные дисциплины:
В результате слушатель приобретает навыки оценки физического состояния клиента спортзала. Он может грамотно составить индивидуальную программу тренировок для разных категорий людей – в том числе, для страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем. После окончания курсов переподготовки фитнес-инструкторов выпускник имеет полное право работать персональным тренером в спортивных или реабилитационных центрах.
Повышение квалификации
В статье 34.3 Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» имеется пункт, согласно которому руководители спортивных организаций должны отправлять своих тренеров на повышение квалификации не реже одного раза в 4 года. Если же специалист работает учителем физкультуры в школе, эту процедуру он обязан проходить еще чаще, наравне с остальными педагогами – каждые 3 года.
Обучение на курсах повышения квалификации дает возможность людям, занятым в сфере физкультуры и спорта, обменяться опытом с коллегами, углубиться в сложные профессиональные вопросы, освоить новые методики и т. д. Специалистам предоставляется большой выбор тем и направлений:
Курсы повышения квалификации для тренеров занимают примерно 36–72 академических часа. Их можно пройти заочно, однако личное присутствие на семинарах, лекциях и практических занятиях дает больший результат.
Где и как учиться
Дополнительное образование по физкультуре и спорту можно получить в образовательных центрах для педагогов и учреждениях дополнительной профессиональной подготовки, например, таких, как:
Для учителей физкультуры и тренеров ДЮСШ, ЦДТ, ДШИ обучение организуется за счет бюджета. Всем остальным слушателям необходимо вносить плату самостоятельно.
Для зачисления понадобятся скан-копии диплома и паспорта, а также заявление. Далее подписывается договор, и после оплаты счета слушатель получает доступ к материалам курса.
Тренерская работа – одно из самых востребованных направлений профессиональной деятельности. Дополнительное образование по физической культуре дает возможность реализовать свои амбиции в этой сфере и поддерживать высокий уровень квалификации.
Физическая культура и спорт в системе дополнительного образования
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одной из главных причин роста численности заболеваний являются гиподинамия и гипокинезия, к которым приводит про-грессирование дефицита двигательной активности, особенно у молодежи, что обусловлено спецификой двигательных режимов в образовательных учреждениях на протяжении всего периода обучения.
Как отмечают многие авторы, лучший оздоровительный и тренировочный эффект дают упражнения, выполняемые в смешанном режиме энергообеспечения (аэробном и анаэробном), т. е. выполнение нагрузок в зоне умеренной и большой мощности, при пульсе 160-180 уд/мин. При использовании данных нагрузок быстрее всего достигается компенсация дефицита двигательной активности. Но даже использования нагрузок в смешанном энергетическом режиме, будет недостаточно при занятиях физической культурой два раза в неделю, предусмотренных государственной программой. Некоторыми авторами доказано, что для достижения полной компенсации дефицита двигательной активности, необходимо проводить занятия не менее 6 часов в неделю. Но, к сожалению, в школьной программе физической культуре отведено всего 2 ч, что явно недостаточно для полноценного физического развития растущего организма детей. Поэтому недостающие часы занятий физической культурой и спортом рекомендуется пополнять за счет занятий в секциях по различным видам спорта во внеурочное время, в том числе в системе дополнительного образования.
Основные задачи физического воспитания в системе дополнительного образования
• повышение уровня двигательной подготовленности и укрепления здоровья детей и подростков;
• повышение мотивации детей и подростков к занятиям оздоровительными формами физической культуры;
• снижение уровня заболеваемости учащихся во время всего периода обучения;
• укрепление здоровья и физической закалки детей школьного и дошкольного возраста;
• обучение основам технического и тактического мастерства по избранным видам спорта;
• подготовка и выполнение контрольных нормативов по физической подготовке;
• обеспечение систематического педагогического и врачебного контроля за занимающимися;
• приобретение учащимися знаний в области гигиены, при
чин травматизма и оказания первой медицинской помощи, оценки физического состояния организма;
• приобретение навыков инструктора и судьи по спорту;
Для более успешного решения вышеперечисленных задач, педагогу дополнительного образования необходимо иметь четкое планирование учебно-тренировочной работы, которое предусматривает следующую документацию:
• график прохождения учебного материала;
• поурочные планы на месяц;
• журнал учета учебной работы, посещаемости.
Учебные занятия в секциях проводятся по программам дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности:
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Занятия общей физической подготовкой являются хорошей школой физической культуры и проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой и выполнения на этой основе контрольных нормативов по физической подготовке; приобретения инструкторских навыков и умения самостоятельно заниматься физической культурой.
Программа секции составлена на основе материала, который учащиеся изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе и рекомендуется для детей, имеющих низкий уровень физической подготовки.
В зависимости от программы занятий секции могут состоять только из мальчиков или только из девочек или могут быть смешанными.
При составлении плана учебно-тренировочных занятий необходимо учитывать, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему. В связи с этим при планировании занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности занимающихся. Учебный план необходимо составлять, после предварительного изучения занимающихся (во время беседы с учащимися, в процессе медицинского осмотра, по результатам контрольных упражнений).
Педагог дополнительного образования должен систематически оценивать реакцию учащихся на предлагаемую нагрузку, следить за самочувствием, вовремя замечать признаки утомления и предупреждать перенапряжение, а также обязан сформировать у учащихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, гигиене, режиму дня, питанию, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья.
В группы учащихся необходимо распределять по возрастным категориям, по физическому развитию. Данной программой предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика. Материал распределен от простого к сложному. Для групп первого года обучения используется простой материал, а для старших групп более сложный.
При подборе средств и методов практических занятий педагог дополнительного образования должен иметь ввиду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, гимнастика, подвижные игры, атлетическая гимнастика и т. д.).
Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.
Занятия должны проводиться три раза в неделю по два академических часа.
УЧЕБНЫЙ План (рекомендуемый) для групп начальной подготовки 1-го года обучения
1. Теоретические занятия
История физической культуры
Техника безопасности на занятиях
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм
2. Практические занятия
Элементы спортивных игр, подвижные игры
Сдача контрольных нормативов
Контрольные игры и соревнования
УЧЕБНЫЙ План (рекомендуемый) для групп начальной подготовки 2-го года обучения
1. Теоретические занятия
История физической культуры
Техника безопасности на занятиях
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм
2. Практические занятия
Элементы спортивных игр, подвижные игры
3. Контрольные нормативы
Сдача контрольных нормативов
Контрольные игры и соревнования
УЧЕБНЫЙ План (рекомендуемый) для групп начальной подготовки 3-го года обучения
1. Теоретические занятия
История физической культуры
Техника безопасности на занятиях
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм
2. Практические занятия
3. Контрольные нормативы
Сдача контрольных нормативов
Контрольные игры и соревнования
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Гигиена, врачебный контроль, травматизм. Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Закаливание. Основные причины травматизма. Признаки заболевания. Медицинский осмотр во врачебно-физкультурном диспансере.
Самоконтроль, техника безопасности. Правила поведения на стадионе, в бассейне, в спортивном зале. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь на занятиях в группах общей физической подготовки.
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Строевые упражнения. Построения и перестроения. Шеренга, колонна, размыкание. Расчет по порядку. Рапорт. Ходьба в ногу. Строевой шаг. Интервал. Дистанция. Повороты на месте и в движении. Предварительная и исполнительная команды. Построения и перестроения: из одной шеренги в две и обратно; из колонны по одному в колонну по два, по три. Смыкание строя.
Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами (мячами, скакалками, гимнастическими палками), с партнером.
Упражнения на гимнастических снарядах. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке. Прыжок через козла. Упражнения на бревне. Упражнения на брусьях.
Акробатические упражнения. Группировка. Перекаты, Кувырок вперед. Кувырок назад. Стойка на лопатках. «Мост». Поворот в сторону. Стойка на руках с помощью.
Упражнения на тренажерах. На тренажерах для мышц плеча, спины, брюшного пресса, бедра, голени.
Ходьба обычная и с различными положениями рук, с изменением темпа движения. Бег прямолинейный, равномерный, с ускорением, с изменением направления и темпа движения, с преодолением препятствий. Высокий старт. Бег на короткие дистанции до 30 м и в медленном темпе до 500 м. Кросс 300-500 м. Медленный бег. Кросс м. Бег на короткие дистанции до 60 м. Низкий старт. Финиширование.
Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, с места, с разбега, в длину, в высоту, с высоты. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжок в высоту способом «перешагивание». Прыжки в длину с разбега способом «прогнувшись». Прыжки в высоту способом «перекидной».
Метание. Броски и ловля мяча, метание мяча в цель и на дальность. Метание малого мяча с разбега.
Преодоление полосы препятствий.
Тактика парной игры. Подбор пар. Варианты тактики парной игры. Игра на счет. Соревнования на первенство группы по круговой системе.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижения и прыжки. Ловля мячей, летящих на разной высоте. Отбивание мяча, вбрасывание одной рукой, выбивание мяча.
Индивидуальные тактические действия. Расстановка игроков на поле. Выбор места, целесообразного для технического приема.
Тактика игры в нападении. Групповые тактические действия в нападении: игра в «стенку», игра «треугольником».
Тактика игры в защите; выбор места, способа противодействия нападающему, страховка. Первоначальная, зонная и комбинированные защиты.
Участие в соревнованиях с другими группами. Не менее 5 игр.
Баскетбол. Правила игры. Передвижения. Остановка шагом и прыжком. Поворот на месте. Передача мяча двумя руками от груди и ловля мяча двумя руками на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча и двумя руками сверху. Ведение мяча. Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с поддержкой другой. Штрафной бросок. Перехват, вырывание, забивание мяча. Ловля и передача мяча двумя и одной рукой. Бросок мяча в корзину со среднего расстояния. Броски мяча в корзину после ведения. Выбивание мяча при ведении и броске. Борьба за мяч, отскочивший от щита. Выбор места. Целесообразное использование технических приемов.
Тактика игры в нападении: быстрый прорыв, позиционное нападение.
Тактика игры в защите: личная и зонная система защиты. Участие в соревнованиях. 8 игр.
Лыжи. Строевые упражнения с лыжами. Построение, рапорт, основные команды. Переноска лыж.
Передвижение на лыжах. Ступающий шаг. Скользящий шаг. Переменный двухшажный ход. Одновременный одношажный ход. Одновременный одношажный и двушажный ход. Одновременный бесшажный, одношажный, двухшажный ход. Поперемн-ный двухшажный, четырехшажный ход. Сочетание лыжных ходов. Основные элементы тактики лыжных гонок.
Подъем. Подъем на лыжах ступающим шагом, «лесенкой». Подъем «елочкой». Подъем «полуелочкой».
Спуск. Прямой спуск. Прямой и косой спуск. Спуск с высокой стойки. Торможение «плугом». Торможение «полуплугом». Повороты переступанием. Повороты на параллельных лыжах при спуске по лыжне. Поворот упором двумя лыжами («плугом»). Преодоление бугров и впадин. Преодоление уступа, выступа.
Соревнования. Ходьба на лыжах 2 км. Лыжные гонки на 1 км. Лыжные гонки на 2 км. Лыжная гонка 3 км. Лыжная гонка 5 км.
Плавание. Плавательная подготовка может быть осуществлена на суше при подборе соответствующих упражнений при изучении различных способов плавания: «баттерфляй», брасс», кроль на животе», кроль на спине».
Силовая подготовка. При силовой подготовке возможно включение таких методов, как метод меняющихся нагрузок и метод предельных нагрузок с применением упражнений: многоско-ки, эстафеты с использованием гимнастических снарядов, отжимание с хлопками рук; челночный бег; прыжки через скакалку.
Инструкторская и судейская практика. Составление плана-конспекта занятия. Проведение (под контролем педагога) пяти занятий с группой. Составление положение о соревнованиях по виду спорта. Судейство пяти соревнований. Получение звания «Судья по спорту».
ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ
1. Контрольные упражнения по общей физической подготовке:
Учащиеся, занимающиеся в секциях дополнительного образования, должны иметь приросты показателей физической подготовленности после окончания учебного года и показывать результаты не ниже среднего уровня их развития.
Перечень показателей, подлежащих регистрации и вводу в компьютерную программу «Физкультурный паспорт» при проведении мониторинга детей и обучающихся специалистами физического воспитания.
Фамилия, имя (полностью без сокращений).
Дата рождения (день, месяц, год).
Медицинская группа (1,2)
Длина тела (рост) в см.
Масса тела (вес) в кг, с точностью до 0,5 кг.
Б) данные по тестам (4 теста в каждой возрастно-половой группе):