Финно угры и тюрки в чем разница

Глава 5. Угро-тюрки. Финно-угры.

Автор: Малышев Алексей Владимирович.

Все I тысяч. до н.э., на территорию Верхнего и Среднего Поволжья, в пределы Окско-Сурского, Волго-Окского междуречий, и в Волго-Камье, шло непрерывное продвижение самых разных расовых и этнических групп и племен. Сперва западные европеиды, встретившие потом волны индоиранцев с юга и уральцев с севера, а затем, в новую эру Среднее Поволжье сделалось объектом влечения степняков угро-тюрок, и к началу II тысяч., уже находилось под угро-тюркским владычеством, чтобы еще через полтысячелетия, быть завоеванным русским славянским натиском. Все эти племена и народы приняли участие в этногенезе современного населения Среднего Поволжья и Приволжья, и вклад первых поселенцев нисколько не меньший, нежели вклад последних, а в чем-то даже и больший. Для понимания этого вклада необходимо рассказать, хотя бы вкратце обо всех этих народах, их роли и месте в истории Среднего Поволжья.

Группы кочевников, говорящие на прототюркских и южноуральских угорских языках, стали выделяться из этой «однородной массы» в первых веках новой эры, причем и западнотюркские диалекты, и угорские были густо «сдобрены» заимствованиями друг из друга. Во всяком случае те значительные древнетюркские включения, которые наблюдают лингвисты в современном венгерском языке (который мадьяры принесли в Европу из Предуралья), не оставляют сомнения в своем происхождении из первых веков нашей эры, т.е. тогда когда предки онгров-венгров и предки тюрок вместе кочевали в одних ордах, чтобы потом разделиться. Это деление началось вероятно в IV-VI вв., когда угро-тюркские племена сабиров, онгров-венгров, протобашкир, ранних печенегов стали смещаться к северным кочевьям, в лесостепь и степь между Волгой и уральскими предгорьями, а оставшиеся в южных степях Приазовья, Прикаспия и Приаралья кочевники, все более вбирали в себя восточнотюркские элементы, которые смешавшись с угро-тюркскими стали платформой кипчакского (куманского) языка западных тюрок.

Что же касается собственно тюрок, то явившись на историческую сцену практически в одно время со славянскими народами, в середине I тысяч., они немедленно стали одним из народов, что называется «пишущих историю». Тюркоязычные элементы обозначившись сначала в гуннских ордах, стали затем охватывать все большее и большее число степных родов. Сначала это были племена североиранцев «андроновцев» и среднеазиатских саков, которые принесли в «тюркский мир» не только богатейшую культуру, но и огромный духовный пласт (религиозная борьба двух начал, летоисчисление, эпос, легенды о происхождении). Тюркская и североиранская культуры за тысячелетнюю совместную историю переплелись настолько тесно, что порой трудно отличить что пришло от тюрок, а что от иранцев.

Разрастаясь, тюркоязычная семья народов принимала в свои ряды все новых и новых членов, при этом не зная расовой дискриминации, охватывала и племена монголоидов, и уральцев и европеидов, одним словом всех готовых жить подчиняясь законам стени, и в итоге создала великую цивилизацию «степного типа», конечно не похожую на привычную нам европейскую « цивилизацию городов», но, тем не менее, доказавшую свое право на существование.

Итак финны. Кто они? Не вдаваясь в глубь тысячелетий начнем с того доказанного положения, что в I тысяч. до н.э., очагом откуда расселялись прибалтийские и волжские финны, была территория от современного г. Риги до валдайской возвышенности и верховьев реки Оки. Отсюда прафинны начали свое движение в северную часть Прибалтики и в бассейны верхней Волги, Оки и Клязьмы. На западе, в Прибалтике, прафинны рано столкнулись с древними германцами, от них и получили свое этническое имя «финны», которое германцы передали потом римлянам. Упомянутый в предыдущих главах Тацит называет «феннов» в I веке, среди германских племен, правда отмечает что фенны пользуются орудиями, сделанными из камня.

Прафиннов, расселившихся на восток от мест первичного обитания, новгородцы называли «Чудь Заволжская». Это были также упомянутые Иорданом васинброги (весь), и меренс (меря). Восточно-финские племена меря, весь, водь и мурома занимали все Волго-Окское междуречье, и левобережье верхней Волги вплоть до реки Унжи. На ранних этапах своего расселения меря, весь, водь и мурома активно контактировали с племенами древних балтов и сарматов, усвоив от них металлообработку и земледелие, и навыки скотоводства.

Самым сильным и самым многочисленным из волжско-финских народов был народ меря. Они же и наиболее плотно контактировали с сарматами, от них кстати и получив свое имя «меря» (об этом ниже). Меря, меряне, вообще были «ведущим» волжско-финским племенем средневековья. О них упоминает Иордан, они не сходят со страниц русских летописей. В 859 году меря упоминается как платящая дань варягам наряду со славянами и другими племенами, в 907 году меряне участвуют в победной экспедиции князя Олега в Византию. В начале II тысяч., меря, мурома, весь и водь подвергаются славянской русской экспансии, и ассимилируются славянами, становясь частью русского населения северо-восточных русских княжеств, и «вливаются», таким образом, в средневеликорусский этнос.

Живой мерянский язык не дошел до нас, но оставил память о себе в топонимике русской земли. Сотни названий географических объектов имеют восточно-финское, мерянское происхождение, в том числе и главный город России- Москва, названный по имени мерянской реки, на которой стоит.[22] Великий русский ученый М.В.Ломоносов (1711-1765) очень высоко оценивал «чудский» компонент в русской истории, указывая что: «и то правда что от переселений и дел военных немалое число чудского поколения соединилось с племенем словенским и участие имеет в составлении российского народа». Анализируя происхождение и расселение славян, ученый пишет, что: «Многие области, которые в самодержавстве русских князей чудским народом обитаемы были, после словенами наполнились. Чудь частью с ними соединилась, частью уступив место уклонилась далее к востоку и к северу. Показывает сие некоторые остатки чудской породы, которые по словесным преданиям от словенского поколения отличаются, забыв употребление своего языка. От сего не токмо много сел, но и рек и городов и целых областей чудские имена в России, особливо в восточных и северных краях поныне остались. Немалое число чудских слов в нашем языке употребляются». Ломоносов пишет о чудских народах с уважением, считая их равными партнерами славян еще с древности: «…уже тогда чудь со словенами в один народ по некоторым местам соединилась…после того в первые христианские времена, и в средние веки, еще много больше меж ними совокупление воспоследовало».

Впрочем еще большему, теперь уже скифо-сарматскому влиянию подверглась расположенная восточнее, прамордва, которую можно условно назвать «Окско-Сурской». Влияние сарматского (аланского) мира на эту этническую группу племен было колоссальным. Металл, скотоводство, земледелие (названия некоторых сельхозкультур и орудий в мордовских языках: просо, серп и др., имеют иранское происхождение), значительные лингвистические заимствования в языках мордвы пришли от иранцев.

Кроме этих вышеперечисленных соседей, в места расселения «Окско-Сурской» прамордвы не прекращался приток с севера и северо-востока, немногочисленных групп охотников угров (Геродотовых иирков) следовавших за добычей и ищущих лучшие места для охоты. При этом чем дальше на восток, тем сильнее шел этот приток. Окско-Сурское междуречье было крайней зоной проникновения угров-иирков не переходивших границ леса и степи. Иирки смешивались и растворялись среди «Окско-Сурской» прамордвы, привнося в ее язык и антропологию уральский субстрат.

К началу I тысяч., на указанных выше территориях существовало большое количество племенных групп древней мордвы, которые в первые века нашей эры стали складываться в племенные союзы. При этом в каждом конкретном регионе складывалась группа племен с особенностями местного развития, присущего только этой группе (эта ситуация для мордовских племен сохранялась до позднего средневековья). К западу это были племена состоявшие из балто-финского субстрата, а в Окско-Сурском междуречье это были племена пронизанные угорским субстратом находящиеся под очень сильным сарматским аланским влиянием. Однако к востоку, в Присурье и в левобережье средней Волги, угорский субстрат уже преобладал над финским, постепенно, чем дальше на северо-восток, вытесняя его вообще. Впрочем по образу жизни и по своему хозяйственному укладу все эти племена продолжали оставатся жителями леса, умелыми охотниками и рыболовами, добытчиками меда диких пчел. Представляя из себя конгломерат сходных в целом племен они получили от своих южных соседей иранцев общее обозначение «мард» (марди), означавшее в иранских языках «мужчина». Этноним мард (мар) разошелся по среднему Поволжью, став общим для всех финских и финно-угорских этносов живущих здесь, и вошел в литературный обиход раннесредневековой Восточной Европы и Византии, хотя на Ближнем Востоке остался неизвестным.

Каждый кто пишет о древней мордве «обязан» назвать Иордана, упомянувшего народ «мordens» уже в VI веке (только забывают что Иордан описывал события IV века), а уже в X веке византийский император Константин Багрянородный (913-959) в своем труде «Управление империей» страну лежащую между Хазарией и Волжской Булгарией называет «Мордия». Славяне состоявшие с сарматами-аланами в племенных союзах, воспринимают от них этот термин, переосмыслив его как «мордва» где суффикс –ва служит обозначением множественности (по типу лит-ва, татар-ва, брат-ва), и начиная с XII века этноним «мордва», «мордвич», повсеместно появляется на страницах русских летописей[24].

Как уже сказано выше, термин «мар(д)» стал нарицательным для древнего населения Среднего Поволжья. Он слышится и в этнониме меря, и в этнониме мари, а в Покамье он становится одним из самоназваний народа коми (морт-человек), и удмуртов (уд-морт-сильный человек), хотя сама древняя мордва никогда так себя не называла (возможно понимая двусмысленность названия (вспомните «мардвай»-«людоед»). Они предпочли в качестве самоназвания иранский термин «ар» (человек), в значении «арсайя» (героический человек). Возможно так себя называли гордые аланы, жившие среди мордвы. Арсайя в мордовских языках трансформировался в «эрзя» (ар-са)[25] став этнонимом, а термин «мард» сохранился в мордовских языках как название мужчины-супруга («мирдье»).

Культура Хазарского каганата- средневековой восточноевропейской империи, оказала положительное влияние на мордовские народы, в частности привнеся в ее религиозные верования идею единобожия и наполнив эти верования ветхозаветными мотивами. Наследником Хазарского каганата в Среднем Поволжье с X века стало государство волжских булгар. Мордовские племена жившие в непосредственном соседстве с племенами угро-тюрок, все сильнее и сильнее стали тяготеть к «степному миру», а племена «Рязанской» прамордвы стали постепенно смешиваться со славянскими переселенцами вятичами и радимичами прибывавшими с юго-запада. Вслед за славянскими земледельцами, в земли «Рязанской» мордвы пришли киевские князья Рюриковичи, а после христианизации, и вятичи, и местные балты «голядь», и местная мордва «вливаются» в древнерусский народ, став одной из основ Южновеликорусского этноса.

Память о себе рязанская мордва сохранила в топонимике (академик А.А.Шахматов(1864-1920) не сомневался что название «Рязань» есть измененное в славянских наречиях «эрзя(нь)»), а также в особенностях южновеликорусского говора (знаменитое я-канье; вЯдро, сЯстра, чЯво и т.п.). В то же время среди племен «Окско- Сурской» мордвы, находившейся в более независимом положении строятся отношения так называемой «военной демократии».

Феодальные отношения в Волжской Булгарии способствовали формированию феодальных образований среди мордовских племен. Из русских летописей известно о мордовских княжествах-волостях Пургасовой и Пурешевой. Термин «волость» в древнерусском языке означает самостоятельно управляемый удел-княжество. Таким образом это были первое (кстати и последнее) упоминание о мордовских государственных образованиях в Окско-Сурском междуречье, управляемых мордовскими князьями (панками).

Начиная с XIII века мордва фигурирует как подвластный народ в составе сначала Золотой Орды, затем Казанского царства, а затем уже и Московской Руси. Правда в Золотой Орде мордва выступает скорее как вассал Джучидов, участвуя и во внешних войнах Золотой Орды, и во внутренних конфликтах- междуусобицах русских князей. Например в 1319 году в отрядах московского князя Юрия Даниловича (1280-1324) воевавшего с тверским князем Михаилом Ярославичем (1272-1319) были татары и мордва, а в 1339 году, в походе ордынского царя Узбека (1313-1342) на Смоленск (бывший литовским владением) вместе с рязанскими, московскими, ростовскими князьями участвовали «мордовские князи с мордвичи». А вот в Московской Руси и Российской империи, мордва подвергалась закабалению, закрепощению и русификации. Свободолюбивые мордовские народы не желая мирится с этим, не только участвовали во всех восстаниях против имперского центра, начиная со Смуты и заканчивая Пугачевщиной, но и уходили из Среднего Поволжья и на восток, и на юг, подальше от царских чиновников и помещиков.

За, без малого, четырехсотлетнее пребывание мордвы в подданстве Российской короны, мордва расселилась на территориях современной Башкирии, Татарстана, Чувашии, Самарской, Пензенской, Оренбургской, Ульяновской, Саратовской областей, в Сибири, на Дальнем Востоке, на Украине, и даже в Предкавказье, Закавказье и в Средней Азии. Новые места конечно не спасли мордву от царской кабалы и русификации, но даже утратив родной язык многие переселенцы помнили что они «мордва».

Эти слова про «влившийся народ» можно в полной мере применить еще к одному народу Волжско-финской языковой группы, к народу мари. Этническая история марийцев имеет отношение к Окско-Сурскому междуречью поэтому заслуживает упоминания. Марийцы делятся на две основных группы- «луговые» и «горные», из которых луговые живут на левом, пологом берегу Средней Волги (отсюда и название) и представляют из себя в большей степени носителей уральского антропологического типа в отличии от горных марийцев занимающих земли на правом, высоком берегу( «на горе», отсюда и название) Волги, между устьем Суры и Большого Сундыря, и имеющих уже более европеидную внешность.

В начале I тысяч. предки марийцев жили рядом с прамордвой, занимая территории по обеим сторонам Средней Волги, от устья Оки до устья речки Казанки, и были «передовым отрядом» волжских финнов в деле освоения бассейна Ветлуги и Прикамья где они смешивались с многочисленными здесь уграми-иирками. Восточные (Волжские) финны принесли в хозяйственный уклад марийцев унаследованную от балтов металлургию и навыки ведения сельского хозяйства, о чем говорят балтские заимствования в марийском языке относящиеся к первым векам нашей эры: кузнец, мякина, шест, деньги, удача, серп, поле, горшок и др. О том что марийцы это наиболее далеко на восток ушедшие волжские финны говорит и «внешнее» название средневековых марийцев-«черемисы». «Черемис» можно разделить на две части, одна из которых- «мис», без сомнения финское mies-человек, а первая часть отвечает на вопрос «какой?», и у разных исследователей толкуется по разному. «Восточный», «боевой», «передовой» и др. В любом случае этот этноним выделяет марийцев из числа других волжско-финских народов, как отдельный этнос, хотя сами себя они называют «мари»[27]-этнонимом близким к меря, мард, морт и др., будучи очень близкими по происхождению остальным восточным финнам.

Впервые этноним черемис (цармис) упомянут в X веке у уже известного нам кагана Иосифа, в списке народов подвластных хазарам, а уже с XII века этноним «черемиса(ы)» прочно входит в русское летописание. Мордва и марийцы имевшие в древности очень близкие язык и культуру, общие религиозные верования, жили бок о бок на территории Окско-Сурского междуречья и со временем часть марийцев слилась с мордвой, а часть ушла на восток, оставив в память о себе незначительные следы в топонимике региона[28].

Средневековые марийцы (особенно луговые) занимали по отношению к московскому империализму позицию еще более радикальную чем мордва. Рано попав в сферу влияния «степного мира» марийцы довольно легко подвергались тюркизации (считается что северная отрасль чувашей- «вирьял», это отюреченные марийцы), а затем и отатариванию. Связав свою судьбу с «тюркским миром», марийцы после присоединения в XVI веке Казанского царства к Московии, оказали ожесточенное сопротивление завоевателям развернув национально-освободительную борьбу («Черемисские войны») продолжавшуюся 30 лет. Они потерпели поражение и были буквально растерзаны карательными отрядами, однако принимали участие и во всех последующих антимосковских выступлениях и восстаниях, и в XVII, и в XVIII веках, при этом понесли такие потери что в XIX веке оказались практически на грани исчезновения. Во всяком случае доктор медицины, профессор М. Ф. Кандаратский долго изучавший в конце XIX века марийцев, указывал: «грустно писать о таком племени как черемисы. Печально настоящее этой народности, печально прошедшее, и еще печальней будущее. До настоящего времени, а может быть и до конца существования этого племени, что очень вероятно- одна только непроглядная темень».

Немало черемисов крестившись стали русскими «влившись» в этнос великороссов Поволжья, и только события октября 1917-го года открыли новую страницу в этнической истории марийцев. Известно что все финно-угорские народы обязаны своей государственностью Русской революции 1917 года. До этого как будто бы финно-угры до собственной государственности нигде не поднялись. Однако это не так –государство древних финно-угров существовало, и было одним из первых государств на территории Восточной Европы.

Родство языков не всегда означает родство народов. Люди живущие на одной территории, в одной стране, на земле где жили их предки, даже если говорят на разных языках всегда найдут «общий язык» между собой. И напротив- даже говорящие на родственных языках но живущие в разных странах народы не могут найти общий язык из-

Источник

Компилятивная этнология

ПанИнтерСтат 1000 самых популярных сайтов Интернета

IskeAlmet история родов в фотографиях

Финно угры и тюрки в чем разница

Владельцы сайта

Прародина и происхождение индоевропейцев, финно-угров и тюрков. Тюркский феномен

Такого же мнения А. Назарова [2]. Европейские, финно-угорские народы имеют общие корни, уходящие в азиатское прошлое, в тот период, когда там жили предки америндов.

Не противоречат выводам генетиков и лингвистические данные. По мнению Н. Андреева [4] наиболее тесные связи в древней части языка обнаруживают праиндоевропейский (праИЕ), прафинно-угорский (праФУ) и пратюркский (праТюрк) языки. На этом основании Андреев объединил их в одну макросемью, которую назвал бореальным языком. По данным языка их родина была гористой, с холодной зимой и жарким летом, лишенной крупных рек, а образ жизни целиком присваивающий. По археологической шкале времени эта общность могла существовать до конца палеолита (срез голоцена и плейстоцена). Правда в локализации прародины Андреев не смог освободится из евроцентрических позиций, и расселил носителей Бореальных культур на огромной территории. Предкам ИЕ он отвел Карпаты, ФУ- Урал, а тюркам – Алтай. Но нам ничто не мешает изменить точку зрения и вместо Карпат и Урала поставить Алтай и Саяны. Тем более, что почти что здесь, а именно: на север от Алтая и к востоку Енисея В. Напольских помещает в неолите прародину праФУ. Учитывая общее происхождение праФУ и юкагиров (древняя урало-юкагирская семья языков), и нахождение последних в неолите где-то в Прибайкалье до изгнания «глазковцами» (тунгусо-манчжурские племена), можно вполне обоснованно предположить, что в прошлом они занимали земли между Байкалом и Алтаем. Очевидно там же рядом с ними, но южнее или юго-западнее должны были располагаться предки ИЕ, ибо данным языка наиболее тесные связи в семье бореальных языков у праИЕ и праФУ. Очевидно, праТюркиАмеринды (носители гапло Q ) должны были к этому времени располагаться на некотором удалении от праИЕ. И восточнее.

P – время появления 34 тыс.л.н. – протоТюркоАмериндоИндоевропейцы (протоТАИЕ);

R – время появления 20-34 тыс.л.н. (по другим данным 30-35)- протоИЕ;

Как видим, все роды появились в пределах БК. По-видимому (уверенности нет, предположительно), им в пределах БК (на карте внизу) соответствуют культуры;

Последний вывод покажется странным, но как увидим дальше, вполне обоснованный.

Здесь же, по-видимому, т.е. на север от праИЕ расселились впоследствии носители гапло N (уралоиды), ареал обитания которых захватывал также в Приангарье. Вероятно, они шли с востока северным путем. Очевидно, только они могли разорвать единство прототюркоамериндов и подтолкнуть предков америндов к переселению на север. Известно, что появление избыточной численности при недостатке ресурсов всегда ведет к конфликтам и вытеснению одних другими. Культура дюктай (Якутия) – родоначальница американских культур, возникла около 14 тыс. л.н. Вполне возможно, что это историческое событие имело связь с появлением уралоидов. С этого времени праФУ стали соседями праИЕ. Отсюда глубокое схождение в древнейшей части языков двух глубоко неродственных между собой родов. Здесь следует уточнить. Неродственных по мужской линии, тогда как по женской дело могло обстоять иначе. Очевидно, уралоиды, придя на север, должны были каким-то образом сойтись с охотниками из круга бореальных культур, чтобы заимствовать их бесценный опыт и достижения в технологиях. История знает немало примеров, когда пришельцы входили в доверие, заимствовали достижения, а затем избавлялись от своих простодушных учителей. Зачем это они понять не трудно. Мужчины мужчин всегда рассматривали не только, как соперников, но и как дичь[6], тогда как женщинам отношение было доброжелательным. Видимо, отсюда по данным Назаровой у европейцев и финно-угров общие корни.

Финно угры и тюрки в чем разница

Бореальная культура появилась в этих краях внезапно. Она очень схожа с верхнепалеолитическими культурами Европы, создателями которых были, как известно, неоантропы (кроманьонцы). И хотя БК хронологически и стадиально соответствует известной костеновской и другим европейским культурам, но никак не вырастает из них. Очевидно, и те и другие с одних краев, но где располагался этот край, неизвестно. По Клесову где-то на юге, возможно в Ср. Азии, но там подобного комплекса признаков, как европейской позднепалеолитической культуре нет.

Вероятнее всего, как и в Европе, позднепалеолитическое население Юж. Сибири в расовом отношении не было однородным. В Италии среди кроманьонцев были люди негроидного облика (гримальдийцы). То же в Костенках и Сунгири (Россия) – кроманьонцы и два других расовых типа, которых относят к экваториалам (негроидам) [7]

История потомков БК.

Севернее их располагались «кельты» и «арийцы». Так сказать, родичи. Вероятно, потомки R 1 a выбрали для жизни днепро-донецкий регион, R 1 b 1 b 2 – поволжский, но тесно контактировали. Это предположение основано общности этнонима и расовых различиях[10]. И те и другие палеоевропеоиды, но одни из них, которых принято соотносить с арийцами, имели широкие лица, другие – это «кельты» («галлы») были «умеренно широколицыми».

Где-то здесь они встречались с переднеазиатскими скотоводческими племенами, которые около 7-9 тыс. лет назад стали активно расселятся по степным просторам Евразии. В северном направлении около V тыс. до н.э. они достигли Южного Урала (вероятнее всего, происхождение культур раннего неолита Башкортостана со следами земледелия и скотоводства связано с ними), а в восточном – бассейна Тарима и Северо-Западного Китая. Предки ИЕ многое восприняли от них. Не только хозяйственные и культурные обычаи. В частности, достижения переднеазиатских племен в языке, в том числе, аблаут.

Спустя тысячелетия в середине Ш тыс. вслед за арийцами подались на запад галло-италийцы [11]. Они довершили разгром земледельческих культур Старой Европы и оттеснили потомков «арийцев» на север и обратно в степи. В Европе из них вышли германцы, скандинавы, славяне, в степях Евразии – катакомбники (арийцы), шнуровики. Эти события стали поворотными в судьбе Европы. С этого времени, она стала полностью индоевропейской. Так что можно говорить, что это их третья историческая родина. Очевидно, эти драматичные события не могли не получить отражения в сознании людей и дошли до нас в сказаниях о золотом и бронзовом веках в истории Европы.

Общая культурная основа не могла не отразиться на языках. При всем различии, пратюрки и финно-угры сохранили нечто общее, что ставило впоследствии в тупик языковедов. Их языки некогда объединяли в одну семью, но потом «разобрались». Очевидно, территориальная обособленность, исторические контакты с соседями и образ жизни развели некогда близкие языки.

Отсутствие грамматики этого типа в ИЕ языке говорит о том, что в этот период (это период неолита) их носители находились вне контактов с носителями эламодравидских языков, т.е. где-то в Восточной Европе, поблизости от тех мест, где формировались кавказские языки.

Впоследствии ФУ где-то около Ш тыс. до н.э. направились на запад. С собой они принесли на Русскую равнину монголоидный облик и навыки жизни в суровых условиях севера. В тот период земли волго-окского междуречья занимали волосовцы, потомки древнего переднеазиатского (или северокавказского) населения. Высоколицые с отчетливо выраженными европеоидными признаками, но со следами смешения с уралоидами.

Последующие вторжения со стороны Центральной Европы продвинутых ИЕ племен («шнуровиков»): фатьяновцев (вероятных предков тохар), абашевцев и срубников (иранцев) усложнили этническую картину и задвинули в тень историю угров. Расселение в лесах Поволжья «тохар» и иранцев могли изменить этническую картину Восточной Европы. Она могла быть или тохаро-, или ираноязычной, но соседи увязли в кровавых разборках. В борьбу за место под солнцем вмешались, пришедшие из-за Урала агрессивно настроенные сейм-турбинцы (вероятнее всего, чудь), о деяниях которых в Восточной Европе и Сибири осталась мрачная слава [12]. Известно, что абашевцы сошлись с ними и приняли участие в их походах и борьбе за передел сфер влияния. В итоге, срубники и фатьяновцы посчитали за благо не связываться с воинственными пришельцами. Они переместились в обезлюдившие к этому времени степи. Результатом этих событий стало появление иранского языка в Передней, и тохарского в Центральной Азии.

В конечном счете, в этом водовороте событий возобладали угры. Они каким-то образом подмяли под себя оставшихся на месте ИЕ и заняли сначала леса Поволжья, а затем – верховья Дона. Следствием этого была ассимиляция оставшихся ИЕ родов. Таким образом, на развалинах тохарских и иранских этносов сложилась новая этническая общность угро-финны.

Смена языка не повлияла на древние родовые названия. Она своеобразна. Возможно, истоки некоторых из них следует искать в Восточном Средиземноморье. Не от загадочных ли энетов идут в Восточной Европе этнонимы вятичи-ятичи (одни балты Подмосковья, другие в удмурты)? Возможно, это от фатьяновцев. Весьма вероятно, названия рек Вятка и Ветлуга, вотяк и удмурт (уд+март, где март – иранское человек, мужчина) также от них. Этот же этноним встречается в перечне арийских племен Вед, а также реконструируется из этнонима истинных тохар юечжей (ятии). И как ни странно, упоминается среди хазар – это ТатУтяк.

Тюрки и тюркский феномен. В юго-восточном направлении праТюрки столкнулись с тунгусо-манчжурскими племенами и видоизменились. Что-то восприняли (монголоидность), но много передали. Долгое время монголам отводили главенствующую роль в истории и культуре Центральной Азии, но как выяснилось напрасно. Они потомки не столько охотников и скотоводов, сколько тихоокеанских рыболовов. Забрели в Центральную Азию, так сказать, по случаю, вслед за нерестом рыб.

Из индоевропейских народов наибольшее влияние на сложение тюркской цивилизации оказали карасукцы и иранцы. Из иранцев, вероятнее всего, туранцы. Они принесли с собой в степи Центральной Азии кочевой образ жизни, всадничество и милитаризованную идеологию воинов [13].

Весьма вероятно, самоназвания строителей кургана Аржан саина и туран, ибо эти этнонимы отложились на топонимике Саянского региона. Но кто их подданные? Известно, что на похоронах аржанского приняло участие около 10 000 человек из тринадцати племен во главе со своими царями. Можно предполагать, что в их числе были кочевники из круга древнеарийских и пратюркских племен. Примерно лет через сто орда распалась. Одни из них остались. Их потомки телеуты и теленгиты. Другие по сообщениям китайцев отошли на восток. Весьма вероятно, их этноним бурят, напоминающий бхарат (арийский субстрат) [14]. Третьи со своими союзниками подались на юг, к границам Китая. В ожесточенной борьбе с китайскими царствами им сначала сопутствовал успех, но на завершающей стадии войну проиграли. Тогда народ рассеялся. Китайские источники называют белых и красных ди, дили, а позднее динлиней. Их потомки эфталиты, абдали, уйгуры, усуни, ди (бейди, африди), телеуты, булгары, киргизы, и связанные с ними гурджары, а также те из родов хунну, кто имел «арийские» корни [15]. Их этническое (точнее генетическое) единство осознавалось китайцами, несмотря на то, что они говорили на разных языках. Как и каким образом произошла смена языка неизвестно, но таких примеров в истории немало [16].

Неизвестно, признали ли ИЕ в потомках прототюркоамериндов своих родичей, но явно не сторонились их. Антропологи отмечают в среде высшей знати многочисленные случаи завязывания родственных отношений через брачные обычаи. То же подтверждают анализы ДНК. Митохондриальный анализ пазырыкских мумий с плато Укок указал на самодийцев, давних родичей ИЕ. Почему то это удивило всех, хотя можно было, не напрягаясь, догадаться. Также как и о монголоидной примеси (гапло С) в составе русских и татар, которой (к своей радости) некоторые из генетиков в русских не обнаружили. Впервые монголоидная примесь в составе кочевников появилась в центральной Азии, на стыке индоевропейских и центральноазиатских (пратюркских) культур. В годы Великого переселения народов ее принесли в степи Ср. Азии и Вост. Европы кочевники позднесарматского времени, которых принято называть восточными сарматами [17]. Монголоидный облик имели трое из ста кочевников, а десять – смешанный. Затем к добавились другие. Так сказать, кочевники первой волны ираноязычных, смешанных с арийцами, племен из Центральной Азии. Они потомки тех самых туранских родов, о которых было сказано выше. Они принесли с собой в степи Восточной Европы древнеарийские обычаи в виде ношения чуба на голове и монголоидную примесь от древних пратюркских родов. Но, тем не менее, по каким-то необъяснимым причинам в России происхождение монголоидных признаков связывают с монголами, носителей гапло С, ныне весьма распространенной в степях востока Евразии. Но надо сказать, что в прошлом монголы ничем не выделились в строю народов Центральной Азии. Они занимали всего лишь угол в ее восточной части. Степи Монголии, в том числе Внутренней, что в современном Китае, населяли пратюрки, носители гапло Q (и меньше N ).

Последующие возвышение гуннов, которым перешла доминирующая роль среди племен кочевников, и их экспансия на запад в среду древнеиранских кочевых племен, а вслед за ними булгар, авар и тюрок видоизменили этническую карту степей Евразии до неузнаваемости. Им, как и римлянам, удалось создать новый мир, но за удивительно короткий по историческим меркам срок. Ныне потомков пратюрков можно и не встретить в степях Центр. Азии, но можно найти в Средней Азии (Приаралье), в Европе (среди ашкенази, украинцев, венгров, татар, словаков и др.), на Ближнем Востоке среди потомков селжукидов (в Иране и Турции). Это вторая их родина. С этими историческими событиями связано появление тюркского языка, который в средневековье стал доминирующим на огромном пространстве степей Евразии: языком межнационального общения, дипломатии, и торговли. Да, торговли, ибо до Великих географических открытий процветала торговля континентальная, в которой ведущая роль принадлежала кочевникам Евразии.

Вторжения монгол добавили монголоидную примесь, но мало отразились на средневековой тюркской цивилизации. Она устояла.

Самое удивительное в этой истории то, что потомки праТюрков (носители гапло Q и N ) в родословном древе современных тюркских народов занимают небольшую долю (нет и десятой), а в некоторых их вообще нет. Если брать казахов, то более половины из них – носители монгольских ген и совсем немного потомков бореальных родов, в алтайцах, киргизах, и татарах – превалируют индоевропейские роды.

1. Любопытно, парагруппа P* до сего времени у людей тех краев и выходцев тех мест, например, у евреев-ашкенази.

2. А.Ф. Назарова. « Генетическая близость финно-угорских, славянских и германских популяций по данным антропогенетики»

3. Не исключено, что переселение уралоидов на север произошло на финальной стадии верхнепалеолитической культуры Юж. Сибири, когда из праИЕ выделились роды R 1 b (16,5 тыс. л.н.) и R 1 a (13 тыс. лет назад).

4. Н. Андреев. Ранне-индоевропейский праязык. Наука. Л. 1984. По мнению автора бореальный язык был простым, всего около 230 слов, передающих основные понятия. Частей речи, не было. Грамматики тоже. Для того чтобы выразить новые понятия прибегали к сложению известных слов, как в слове паро-о-воз. Отсутствие частей речи говорит о том, что действие в ту пору не осознавалось, что вполне соответствует технике живописи палеолита. Образы животных (людей там практически нет) статичны.

6. Но это не вся правда. В древности люди на других людей охотились, как на дичь. Как известно, первые люди отличались каннибализмом (через это дополняли свой скудный рацион необходимыми веществами), а индейцы Америки и галлы сохранили эти обычаи почти, что в чистоте. Поэтому, нет ничего удивительного, что люди разных родов жили нередко рядом и друг друга сторонились.

7. Это не совсем верно. «Экваториал» из Костенок отличается от «экваториала» Сунгири не меньше, чем современные кавказцы и веддоиды. Один – с переднеазиатским типом носа, с сильно профилированным лицом, другой – курносый, низколицый, с умерено профилированным лицом, чем-то отдаленно напоминающий современных веддоидов Юж. Индии.

10. Культуры мариупольского круга: среднестоговская и хвалынская. Этнонимы галл, эллин, герман (арьяманн), арья (алл-ар, переход звука «л» в «р») совпадают, но диалектно различаются, что, вероятно, отражает двучастность их культуры. Полагают, что культуры мариупольского круга уходят корнями в мезолит. Могильник Васильевка Ш (мезолит) считают родоначальницей позднейших неолитических культур. Надо сказать, что погребенные в них типологически схожи (там и здесь палеоевропеоиды), но имеют заметные различия. Более раннее население (местное) весьма широколицее и низколицее, ортогнантное, с удлиненной головой, тогда как пришлое более узколицее, с заметно выраженным альвеолярным прогнатизмом (негроидный или экваториальный признак), с более профилированным лицом и с узким носом. Впоследствии они перемещались. Пришлое население усвоило местные черты, но передало что-то свое.

11. Как всегда ушли не все. Их потомков можно найти в башкирах, туркменах, уйгурах. По всей видимости они от древнего кочевого народа, известных как пасианы. Их средневековые потомки печенеги.

12. По-видимому, сейм-турбинцы – это чудь, переднеазиатские племена родом из Восточного Туркестана. По облику средиземноморцы, но сошлись (или включили в свой состав) с уралоидами. И их потомки в Сибири кеты, но в генетическом плане они потомки прототюркоамериндов, но никак не кавказцев. Ясно, что они восприняли язык и обычаи пришлой референтной группы людей. Истинные кеты ушли на запад. Об их присутствии в Европе говорят переднеазиатские гаплогруппы J на северо-западе Вост. Европы (центром которого является озеро Чудское) и топоним Валдай, удивительно точно напоминающий Алтай.

13. Саина, туры, хъяуна, сайрима, даха – туранские племена, упоминаемые в Авесте. От саина – Саяны, от туранцев – поселение Туран. Аржан – «священный родник», слово из индоиранской лексики. От хъяуна, вероятно, идут правящие роды и идет этноним гуннов (хунну, которое из-за специфики китайского языка, читают как сюнну.

14. Этноним бурят напоминает арийский бхарат. Очевидно, от них в среде монгол такие слова, как батыр, баяр, арат. Они почти один в один воспроизводят слова, известные из древнерусской истории: буйтур, баяр, рать. В древнерусскую среду их могли принести только булгары

16. Таких примеров в истории немало. Например, норманны. Во Франции они перешли на французский язык, но сохранили немало своих слов. Этим нормандский диалект отличается от французского. Также в чувашском, как полагают, наследнике гуннского языка, и других тюркских. В них немало иранских заимствований.

17. Потомки родов даха (массагеты) и сайрима, известных по Авесте.

От автора. Эта статья появилась в результате переписки с одним молодым человеком, бывшим студентом, а теперь аспирантом МГУ Ренатом Темиргалеевым. Он задавал вопросы, а я по мере возможностей давал ответы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *