Финансы возникли после появления государства потому что

1. Возникновение финансов

1. Возникновение финансов

Финансы появились одновременно с возникновением госу-царства при расслоении об щества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства.

На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы.

С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI–XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала.

Для создания первых капиталистических предприятий широко использовались государственные займы и налоги. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе прогекционизма, позволяющей первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, которые в значительной части направлялись на расширение производства.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением милитаризации экономики. Военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли больше 2/3 всех государственных расходов. Огромные средства направлялись на содержание государственного аппарата – парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов были налоги.

К началу XX в. государство стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.

Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеция, Норвегия и др.) затраты на социальные цели стали одними из главных. Отсюда возникло понятие «шведская модель социализма».

Значительное развитие получило вмешательство государства в экономику. Оно стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам так называемые экспортные премии.

Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.

Были созданы межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления безработицы, переподготовки и передислокации рабочей силы, преодоления существенных диспропорций в развитии отдельных регионов.

Появились новые государственные расходы: на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных районов, предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам.

Огромные расходы вызывают необходимость увеличения налогов – главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственные и местные бюджеты.

Однако несмотря на повышение налогов, аккумулируемых доходов не хватает на покрытие все возрастающих расходов государства.

Бюджеты всех стран характеризуются крупными хроническими дефицитами, покрываемыми государственными займами, выпуск которых влечет за собой рост государственного долга.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Возникновение и развитие аутсорсинга

Возникновение и развитие аутсорсинга Слово «система» произошло от греческого systema, что означает целое, составленное из частей; соединение. Наше метафорическое толкование «гипотезы Геи» строится на предположении, что бизнес-сеть – это и есть единая система. Бизнес-сеть

Возникновение форфейтинга

Возникновение форфейтинга Форфейтинг возник после второй мировой войны. Несколько банков Цюриха, имевших богатый опыт финансирования международной торговли, стали использовать этот прием для финансирования закупок зерна странами Западной Европы в США. В те годы

Тема 8. Сущность и функции финансов (Ф). Роль финансов в рыночной экономике

Тема 8. Сущность и функции финансов (Ф). Роль финансов в рыночной экономике Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения

1. Возникновение бухгалтерского учета

1. Возникновение бухгалтерского учета Считается, что хозяйственный учет возник примерно 6000 лет назад. Материальные предпосылки становления учета – распад родового строя, появление семьи и частной собственности. Собственнику было необходимо систематически

ЛЕКЦИЯ № 7. Статистика финансов предприятия (статистика финансов институциональных единиц)

ЛЕКЦИЯ № 7. Статистика финансов предприятия (статистика финансов институциональных единиц) Институциональная единица представляет собой хозяйствующий субъект, который имеет юридическое лицо, активы и обязательства (т. е. предприятия, занимающиеся определенной

1. Возникновение марксизма как экономического учения

1. Возникновение марксизма как экономического учения Карл Маркс бал признан одним из величайших философов в истории человечества. Уникальность его состоит в том, что Маркс сумел рассказать о капитале с точки зрения философа.Карл Маркс (1818 – 1883) – немецкий ученый, который

1. Возникновение финансов

1. Возникновение финансов Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные

§ 1. Возникновение систем социальной защиты

§ 1. Возникновение систем социальной защиты Современный экономический рост создает предпосылки беспрецедентного повышения благосостояния людей. В то же время он ускоряет структурные сдвиги, усиливает зависимость предприятий и целых отраслей, занятости в них

Возникновение человеческого общества

Возникновение человеческого общества Возникновение человека относится к началу нынешнего, четвертичного периода в истории Земли, насчитывающего, как полагает паука, немногим менее миллиона лет. В разных областях Европы, Азии и Африки, отличавшихся тёплым и влажным

Возникновение рабовладельческого строя

Возникновение рабовладельческого строя Рабство есть первая в истории и самая грубая форма эксплуатации. Оно существовало в прошлом почти у всех народов. Переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому впервые в истории человечества произошёл в странах

Возникновение феодализма

Возникновение феодализма Феодальный строй существовал, с теми или иными особенностями, почти во всех странах. Эпоха феодализма охватывает длительный период. В Китае феодальный строй существовал свыше двух тысяч лет. В странах Западной Европы феодализм охватывает ряд

Возникновение экономических законов социализма.

Возникновение экономических законов социализма. Поскольку социалистический сектор овладел командными высотами экономики, в СССР уже в начале переходного периода капиталистические формы хозяйства и законы их развития потеряли своё господствующее положение в

7.1. Возникновение и развитие глобальной гиперконкуренции

7.1. Возникновение и развитие глобальной гиперконкуренции В условиях глобальной информационно-сетевой экономики, развертывания системного финансово-экономического кризиса и резкого обострения конкурентной борьбы на мировых рынках возникает целый класс новых явлений

Глава 18 Возникновение e-бизнеса

Глава 18 Возникновение e-бизнеса Помните, я говорил, что мне повезло дважды? Первой удачей я назвал свою встречу с Денни Уэлчем, руководителем, который разделял мое видение IBM как ориентированной на услуги компании. Хотите – верьте, хотите – нет, но Денни приложил руку и к

Эволюция маркетинга и возникновение CRM

Эволюция маркетинга и возникновение CRM Корни особого отношения к клиентам можно отыскать в развитии маркетинга. Схематически эту эволюцию можно изобразить так: от массового маркетинга к целевому маркетинг у, клиентскому и наконец к индивидуальному маркетингом.Массовый

Источник

Финансы, деньги, кредит. Шпаргалка

Финансы возникли после появления государства потому что

Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Финансы. Деньги. Кредит.». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансы, деньги, кредит. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. История развития финансов

Финансы — историческая категория, поскольку они имеют стадию возникновения и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним, поэтому сущность финансовой сферы деятельности и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства.

Во время первобытно-общинного строя не было классов, государства. При расслоении общества на классы появилось первое рабовладельческое государство, затем феодальное в докапиталистических формациях. Основная часть потребностей такого государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных платежей и сборов, а денежное хозяйство было развито только в армии. С развитием капитализма все большее значение приобретают денежные доходы и расходы государства, пришедшие на смену натуральным сборам. Капиталистическое хозяйство является товарно-денежным и, следовательно, формирование доходов государства осуществляется в денежной форме. Другими словами, финансы — это всегда денежные отношения, в которых одним из субъектов выступает государство.

Впервые термин «финансы» появился в Италии в XIII–XV вв. и вначале обозначал «любой денежный платеж». Сегодня трудно назвать автора, который ввел в обиход этот термин.

Слово «финансы» происходит от латинского «financia» и означает «наличность, доход». Термин «финансы» восходит к латинскому «finis», означающему «конец, предел». В денежных отношениях, складывающихся между населением и государством в лице князя или короля, это слово означало завершение платежа, или окончательный платеж.

Во Франции этот термин применялся в XVI в. уже в более широком смысле как совокупность публичных доходов и расходов.

Несколько позднее как в русском, так и во всех западноевропейских языках, появился термин «публичные финансы», оно означало совокупность доходов и расходов.

От другого латинского слова «fiscus» произошел термин «fisc» («казна»). Этим словом в латинском языке называли плетеную корзину, в которую ссыпали деньги и материальные ценности, получаемые государством от населения в качестве налогов.

Таким образом, термин «fiscus» получил новое содержание и стал обозначать денежные и материальные ценности, которыми располагает государство.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и его главы.

Монархи располагали средствами страны как своей собственностью, и лишь с выделением казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI–XVII вв.) возникают понятия «государственные финансы» и «государственный бюджет».

Источник

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИНАНСОВ

Финансы возникли после появления государства потому что Финансы возникли после появления государства потому что Финансы возникли после появления государства потому что Финансы возникли после появления государства потому что

Финансы возникли после появления государства потому что

Финансы возникли после появления государства потому что

ТЕМА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ И ФУНКЦИЙ ФИНАНСОВ

Финансы возникают с появлением денег. Деньги, выполняя функцию средства обращения, ста­новятся капиталом, т. е. самовозрастающей стоимостью, стоимостью, приносящей прибыль доход. Таким обра­зом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений, как части производственных отношений.

Термин «финансы» происходит от латинского слова finis, означающего конец, окончание, финиш.

В древнем мире и в средние века термин finis приме­нялся в денежных отношениях, возникающих между госу­дарством (в лице короля, судей и т.п.) и населением. Он выражал окончательный расчет, т.е. означал завершение денежного платежа.

Лица, уплатившие взносы в пользу судьи, короля различных государственных органов, получали на руки до­кумент, называемый fine.

Впоследствии от названия этого документа произошел термин financia, который на латинском языке означал де­нежный платеж.

В XVI в. во Франции латинский термин financia превращается во французский термин finance, означаю­щий наличность, доход. Этот термин используется в смысле как совокупность публичных (т.е. государственных) дохо­дов и расходов и постепенно трансформируется в совре­менное понятие финансов.

Как историческая категория финансы являются продук­том цивзации. Они возникают с появлением торговли и как производное от торговли. Разделение труда и рас­членение первобытного общества на отдельные классы привело к разложению родового строя и замене его госу­дарством. Домашняя утварь и стада животных из родовой (семейной) собственности переходят в частную собствен­ность и становятся предметом обмена, т. е. превращают­ся в товар. Появляются деньги как знак обмена. Большую роль в обществе стали играть те, у кого много денег, что способствовало появлению купцов и капитала. Развитие процесса купли-продажи товара за деньги вызвало появ­ление денежных займов и обменных пунктов (лавка меня­лы), и вместе с ними появляются процент, ростовщиче­ство и банки. Государству для выполнения своих функций требуются денежные ресурсы, которые формируются в добровольной, а еще больше в принудительной форме с помощью сборов и налогов. Все это способствовало со­зданию финансов и финансовой системы государства, причем сначала появляются финансы граждан и на их ос­нове возникают финансы государства как общественного института.

В докапиталистических формациях большая часть потребнос­тей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата; строительство общественных сооружений (храмов, каналов для оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными доходами являлись: поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенными товарами); военная добыча, дань с покоренных народов; натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.

С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государ­ства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (16-17 вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

Государственные финансы послуж мощным рычагом первона­чального накопления капитала, происходившего в 16-18 вв. Из колониальных стран в метрополии притекали огромные богат­ства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала. Государственные займы и налоги широко использовались в производительных целях для создания первых капиталистических предприятий. Важная роль в создании пер­воначальных капиталов принадлежала системе протекционизма, которая позволяла первым капиталистам устанавливать на про­изводимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, которые в значительной части направлялись на расширение производства.

Финансы возникли после появления государства потому что

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением мтаризации экономики. В конце 19 в. почти во всех капиталистических странах затраты государства на военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему состав­ляли свыше 2/3 всех государственных расходов. Крупные средства направлялись также на содержание государственного аппарата — парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затра­ты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов государства были налоги, пре­имущественно косвенные.

Двадцатый век характеризуется мощным развитием произво­дительных сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, расширением функций капиталистических государств. Государство не только обеспечи­вало обороноспособность страны, охрану частной собственности на средства производства, свободу предпринимательства и пра­вопорядок, но и стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.

Каковы предпосылки возникновения финансов? Почему только в средние века возникли данное явление и термин, отражающий его. Ведь че­ловечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство.

Третья предпосылка. Налоги в денежной, форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этапе развития госу­дарственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выра­жении. Распределительные отношения — часть экономичес­ких отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических от­ношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение — формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы вместе с тем и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, т. е. изменяются во времени.

Можно выделить два основных этапа развития финансов. Первый этап — неразвитая форма финансов. Она характеризуется непроизводительным характером финансов; т. е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Второй характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена — бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны сформированием и использованием бюджета. По мере развития товарно-денежных отношений, госу­дарственности возникала необходимость в новых общего­сударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

В настоящее время повсеместно, независимо от полити­ческого и экономического устройства того иного госу­дарства, финансы вступ в новую стадию своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику большим разнообразием финансовых отношений. На этой стадии финансы становятся одним, из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

Источник

Возникновение финансов и их сущность, причины возникновения и этапы развития.

Возникновение финансов и их сущность, причины возникновения и этапы развития.

Таким образом, финансы в широком смысле понимают как систему денежных отношений связанных с форми­рованием и использованием фондов денежных средств в процессе рас­пределения и перераспределения валового внутреннего продукта и час­ти национального богатства в целях обеспечения условий экономического роста, благосостояния населения и социального мира.

Весь процесс перераспределения ВВП и национального дохода обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных (общественных) фондов денежных средств. К централизованным фондам относят:

Бюджеты всех уровней, а также целевые внебюджетные фонды:

Фонд социального страхования РФ;

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Данной ка­тегории присущи три признака, действующие только в совокуп­ности, это:

• всегда денежные отношения;

• денежные отношения, вызванные фактором наличия государства как органа управления;

• отношения перераспределения уже распределенного совокупного продукта общества.

На микроуровне образуются децентрализованные фонды, отражающие оборот финансовых ресурсов и обслуживающие производственно-экономическую деятельность организаций. Сюда относятся общий капитал организации и собственный капитал, выручка и прибыль, основные и оборотные средства, различные спецфонды и т.п.

Подытожим причины возникновения финансов. Это:

· Развитие товарно-денежных отношений;

· Появление налогов в их денежной форме.

Функции финансов.

Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Взаимосвязь финансов и других важнейших экономических категорий.

Финансы тесно связаны с рядом других экономических категорий, например, финансы и кредит. Кредит в классической форме подразумевается как банковский и направлен на обеспечение расширения производства у хозяйствующих субъектов. Но с другой стороны государство при недостатке осуществляется заимствование. И здесь уже в наличии прямая связь. Кроме того, размещая бюджетные средства в банках, государство позволяет тем самым использовать их в качестве кредитного ресурса.

Финансовые ресурсы и финансы- это не тождественные понятия. Финансовые ресурсы – это материальное содержание финансов. Представляет собой обоснованную часть денежного потока, оставшуюся в распоряжении предприятия и государства.

Понятие и структура финансовой системы.

Финансовая система – это совокупность сфер финансовых отношений.

В мире существует несколько видов финансовых систем: 1. Банковский тип – это тип финансовой системы, когда основная часть национального дохода перераспределяется через банковскую систему и через рынок ссудных капиталов. Такой тип характерен для Европы. 2. Рыночный тип – нац. доход перераспределяется через фондовый рынок. 3. Бюджетный тип – часть нац. дохода перераспределяется через бюджет и бюджетные фонды (Россия, Швеция, Китай).

В отличие от понятия «финансовая система» существует понятие «система финансов». Это понятие имеет институциональный аспект, т.е. рассматривают финансы с точки зрения институтов и подразумевают совокупность учреждений, обслуживающих финансовые отношения.

Финансовая система РФ подразделяется на две подсферы: 1. Государственные и муниципальные финансы. Подразделяются на звенья: бюджетная система РФ; внебюджетные фонды; гос.кредит. 2. Финансы хозяйствующих субъектов. Подразделяются на звенья: коммерческие организации; некоммерческие организации; фин-е посредники; домашние хозяйства.

Внебюджетные фонды в РФ носят социальный характер. Образованы с целью обеспечения финансовыми ресурсами выполнение социальных расходов, таких, как пенсии, пособия, мед.обслуживание. В РФ функционируют следующие внебюдж.фонды: пенсионный, соц.страхования, обяз.мед.страхования.

Гос.кредит – создаётся с целью извлечения прибыли. Они могут осуществлять свою деятельность в различных формах, напр. ООО, ОАО, ЗАО

Некоммерческие организации – создаются не с целью извлечения прибыли, а для выполнения определённых функций и могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь для целей достижения тех задач, ради которых они созданы. Среди некоммерческих организаций можно выделить религиозные и общественные объединения, благотворительные фонды.

Финансовые посредники – коммерческие банки, страховые компании, инвестиц-е компании, негос-е пенсионные фонды и т.д. Они создают финансовый сектор экономики и играют существенную роль в развитии рыночной инфраструктуры. Домашние хоз-ва – занимают особое место в фин.системе,т.к. обеспечивают возможность воспроизводства человека.

Использование финансов для регулирования и стимулирования экономики.

Регулирование эк-ки осуществляется путём перераспределения фин.ресурсов, путём инвестирования в производство, страхования, налоговой, бюджетной и амортизационной политики.

Эк-е стимулирование осуществляется также с помощью различных рычагов, одним из которых яв-ся финансы, и к конкретным финансовым рычагам стимулирования относятся поощрительные методы, бюджетные методы, специальные финансовые льготы и санкции.

Кейнсианская модель.

C 1940х годов начинаеся новый этап изменений теории финансов. Связано это с выходом в 1936 г книги Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».

После этого возникло множесво публикаций образовавших целое направление в развиие теории финансов.

В период создания кейнсианской еории сущ 2 основные проблемы?

1. высокий уровень безработицы

Поэтому Кейн не рассматривал вопросы долгосрочного развиия, а создал модель, которая действовала лишь в кракосрочном периоде.

1.капиталистическая экономика не может саморегулироваться

2.регулировать экономику должно государство

3.инструментом регулирования яво гос расходы

При этом Кейнс. теория допускала дефицитное финансирование, в отл от классической школы.Наличие дефицита по Кейнсу может осущ-ся как за счет увеличения расходов без увел-я налогов, так же за счет умен-я налогов прия неизменных расходах.(Теория экономики спроса)

Кейнс рассматривал различные варианты создания бюджетных дефицит.Он счиал чо бюджетный дефицит есть мощное средств стимулирования экон. деятельности, особенно когда он создается путём увел-я правительственных расходов. Теории использовалась во многих странах до 51г.

Содержание и задачи финансовой политики.

Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики:

Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

Создание адекватного финансового механизма. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Задачами финансовой политики является:

обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Имущественные налоги.

Налог на имущество физических лиц- уплачивают граждане, собственники жилых домов, дач, гаражей и других помещений. Исчисляется он сходя из ставки % и налоговой базы. Для исчисления налоговой базы используется инвент. стоимость объекта, на кот. предостав. органы технической инвентаризации.

Неокенсианство.

Хансов, амер. экономист в своих работах выделяет след.направления, предназначенные поддерживать устойчивость экономики:

— авоматически дейсвующие компенсирующие контрмеры.

— управляемые программы компенирования

Система просущ до 70х годов

[Неокейнсианство, буржуазная теория государственно-монополистического регулирования капиталистической экономики. И. является модификацией кейнсианства применительно к исторической обстановке, сложившейся после 2-й мировой войны 1939—45. Видные сторонники Неокейнсианство — Р. Харрод, Неокейнсианство Калдор, Дж. Робинсон, Е. Домар, А. Хансен. Неокейнсианство сложилось в 1-й половине 50-х гг. под влиянием углубления общего кризиса капитализма и связанного с ним процесса перехода от монополистическому к государственно-монополистическому капитализму, научно-технической революции, экономическому соревнования двух мировых систем и краха колониальной системы империализма. В новых исторических условиях, когда проблема темпов экономического роста стала рассматриваться как вопрос жизни и смерти капитализма, Неокейнсианство уже не могло наподобие теории Дж. М. Кейнса ограничиться рассмотрением преимущественно так называемых проблем антикризисной экономической политики. Поэтому Неокейнсианство акцентирует внимание на количественных зависимостях расширенного капиталистического воспроизводства или, по терминологии И., на проблемах экономической динамики и экономического роста, выступая в качестве важнейшей теоретической основы экономической политики государственно-монополистического капитализма. Неокейнсианство исходит из главной посылки кейнсианства об утрате капитализмом стихийного механизма восстановления экономического равновесия и необходимости по этой причине государственного регулирования капиталистической экономики. Особенность Неокейнсианство в этом отношении состоит в том, что оно, отражая более зрелую ступень развития государственно-монополистического капитализма, выступает за систематическое и прямое, а не спорадическое и косвенное, как в теории Кейнса, воздействие буржуазного государства на капиталистическую экономику. По этой же причине изменилась основная проблематика буржуазной концепции государственного регулирования экономики — был осуществлен переход от так называемой теории занятости, ориентирующейся на антикризисное регулирование хозяйства, к экономического роста теориям, ставящим своей целью изыскание путей обеспечения устойчивых темпов экономического развития капиталистической системы. Методология Неокейнсианство характеризуется макроэкономическим, народно-хозяйственным подходом к рассмотрению проблем воспроизводства, использованием так называемых агрегативных категорий (национальный доход, совокупный общественный продукт, совокупные спрос и предложение, совокупные инвестиции и т.п.), позволяющим, с одной стороны, уловить некоторые наиболее общие количественные зависимости процесса капиталистического воспроизводства, а с другой — уйти от рассмотрения его классовой сущности и антагонистического характера. Как и кейнсианство, Неокейнсианство акцентирует внимание преимущественно на конкретно-экономических количественных зависимостях простого процесса труда в его народно-хозяйственном аспекте, абстрагируясь, как правило, от капиталистических производственных отношений или трактуя их в вульгарно-апологетическом плане. В условиях научно-технической революции Неокейнсианство вынуждено отказаться от характерного для кейнсианства абстрагирования от изменения производительных сил буржуазного общества и ввести в свой анализ показатели развития техники. Так, Р. Харрод разработал понятие «коэффициента капитала», трактуемого им как отношение всей величины используемого капитала к национальному доходу за определённый период времени, т. е. как своеобразный показатель «капиталоемкости» единицы национального дохода. Вместе с тем Неокейнсианство выдвигает вопрос о типах технического прогресса, выделяя, с одной стороны, технический прогресс, ведущий к экономии живого труда, а с другой — тот, который обеспечивает экономию овеществленного труда в средствах производства (по терминологии Неокейнсианство, — капитала). «Нейтральным» техническим прогрессом, рассматриваемым как типичное явление, именуется такой вид развития техники, при котором уравновешиваются тенденции к экономии труда и к экономии капитала, так что количественное соотношение труда и капитала не меняется, следовательно, не меняется органическое строение капитала. Между тем, анализ показывает, что при всем противоречивом характере факторов, воздействующих на динамику органического строения капитала, его основная тенденция в условиях современной научно-технической революции — это тенденция к росту. Дополняя теорию воспроизводства Кейнса, в том числе его теорию мультипликатора, Неокейнсианство выдвинуло теорию акселератора. На основе соединения этих теорий Неокейнсианство трактует расширение капиталистического воспроизводства не как социально-экономический, а как технико-экономический процесс. Сторонниками Неокейнсианство разработаны специфические формулы расширенного капиталистического воспроизводства, так называемой модели экономического роста, в которых, как правило, не представлено совокупное движение составных частей всего общественного продукта и капитала, рассматриваемых под углом зрения их натурально-вещественной и стоимостной структуры. Обычно модели экономического роста Неокейнсианство улавливают лишь отдельные количественные взаимосвязи процесса воспроизводства, преимущественно в его конкретно-экономическом аспекте. Неокейнсианская концепция «экономического роста» (форсирование капиталовложений в научные исследования, новую технику, инфраструктуру с помощью государственного финансирования, меры по структурной перестройке хозяйства и т.п.) наталкивается на ограниченность цели капиталистического производства, на проводимую государственно-монополистическим капитализмом политику ограничения, а подчас и снижения жизненного уровня трудящихся масс (например, политика «замораживания» заработной платы, роста налогов на доходы трудящихся; государственное регулирование цен, ведущее к росту дороговизны и т.п.). По этой причине неокейнсианские меры регулирования экономики не избавили и не могут избавить капитализм от внутренне присущих ему противоречий. Более того, политика «экономического роста» привела к дефицитному финансированию экономики, инфляции, обострению торговой войны между капиталистическими странами, валютному кризису, разрушению окружающей среды и т.п.]

Финансовый механизм.

Финансовый механизм — система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового механизма:

формы финансовых ресурсов;

методы их формирования;

система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;

организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Основные функции налогов.

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

Фискальная функция — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счет налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов(происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов.

Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая функция налогообложения — Направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Классификация налогов.

По признакам:

1) в зависимости от объекта налогообложения

А) личные – взимаются у источника дохода или по декларации. Объекты обложения учитываются индивидуально (НДФЛ, налог на прибыль и т.д.)

Б) реальные – уплачиваются с предполагаемого дохода (налог на имущество, на землю, на вмененный доход)

♦ косвенные – устанавливаются на товары и услуги и уплачиваемые в цене товара, или включены в тариф

Плательщиком налога является потребитель услуг или товаров, а владелец выполняет роль налогового агента по перечислению поступивших налогов в бюджет (НДС, акцизы, таможенные пошлины)

♦ общие – обезличиваются при поступлении в бюджет и в совокупности покрывают расходы

♦ специальные / целевые – имеют строго определенное назначение (таким был единый социальный налог + транспортный)

3) по уровню взимания:

♦ федеральные – устанавливаются налоговым законодательством, ввозятся федеральными законами и действуют на всей территории РФ

Это такие налоги как НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина

♦ региональные – устанавливаются налоговым законодательством и законами субъектов РФ и действуют на территории конкретного субъекта

Это налоги – на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный

♦ местные – устанавливаются налоговым законодательством и решениями органов местного самоуправления и действуют на конкретного муниципального образования

Это налоги – земельный, налог на имущество физических лиц

4) по источнику уплаты налога:

а. налоги, взимаемые с выручки

б. налоги, включаемые в себестоимость

в. Налоги, относимые на финансовые результаты

г. налоги, уплачиваемые с чистой прибыли

5) по режиму обложения:

♦ общие режимы ( по ним исчисляются и уплачиваются федеральные, региональные и местные налоги)

К ним относятся:

а) система налогообложения сельхозтоваропроизводителей (единый с/х налог)

б) упрощенная система налогообложения

в) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход

г) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Налоговая политика.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства. Отдельных социальных групп общества а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Принципы налоговой политики 1) При формировании налоговой системы большое значение имеет соотношения между прямыми и косвенными налогами. 2) Применение прогрессивных ставок налогообложения. 3) Непрерывность налогообложения. 4) Применение налоговых льгот и их характеристика. 5) Исследование системы вычетов, скидок и их целевая направленность. 6) Степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков. 7) Методы формирования налоговой базы. 8) Соотношение федеральных региональных и местных налогов.

Витте С. и его заслуги.

Cерге́й Ю́льевич Ви́тте (17 (29) июня 1849 — 28 февраля (13 марта) 1915) — граф, российский государственный деятель, министр финансов России (1892—1903), председатель комитета министров, председатель Совета министров Российской империи (1905—1906).

Происходит из немецко-балтийского рода, имеющего голландские корни, переселившегося в Прибалтику во времена шведского владычества и получившего потомственное дворянство в 1856.

Сергей Витте учился в I кишинёвской русской гимназии. В 1870 окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса), получил степень кандидата физико-математических наук. Из-за денежных трудностей в семье С.Витте отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора. Вскоре оставил службу в канцелярии и посвятил себя более денежному железнодорожному делу. Поступил на службу в Управление казённой Одесской железной дороги, где дослужился до начальника эксплуатации. Был отмечен за эффективную организацию перевозки русских войск во время русско-турецкой войны. Уделял большое внимание развитию и техническому оснащению Одесского порта.

Финансы конца 20 века.

в 92году произошла смена полит ориентации.гос-во провозгласило курс на рыночную экономику,что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и фин-ов в частности.важное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субьектов различных организационно-правовых форм и форм собственности.на месте гос.предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия и тд.возникли и институты рыночной экономики:комерч банки, биржи, фонды

структурные преобразов. вызвали значит спад производства,рспад целых отраслей=>безработицу, соц и полит нестабильность,инфляцию и тд.в эти моменты фин политика неустойчива.

вырисовывались след тенденции:

-бюджет уже не явл таким всеобъемлющим как прежде.

-введено много налогов

-невмешательство госва в экономику

многократный рост цен, =>главной целью фин политики становится снижение темпов роста цен и инфляции.

изменился механизм финансирования бюджет дефицита.вместо прямого заиствования средств у цб возникла система гос краткосрочных обязательств, эти долги гос-во стало продавать субъектам рынка, населению.

98г-кризис.показал что управление экономикой с ориентацией на 3-5 индикаторов оказалось неспособным обеспечить её устойччивость.

Финансы в 21 веке.

44. Причины и содержание теории экономики предложения.

Как и монетаристы, сторонники экономики предложения выступают за либеральные способы управления экономикой. Они критикуют методы прямого, непосредственного регулирования со стороны государства.

Экономическое процветание общества теоретики экономики предложения связывают с защитой частной собственности и с совершенствованием механизма цен, с созданием дополнительной системы мер по повышению конкурентоспособности рыночной экономики, перестройкой системы социально-экономических и политических отношений в соответствии с интересами предпринимательства.

Финансовый контроль.

Гос-ый(контроль над сбором налогов, бюджетно-фин-ый контроль, таможенный, валютный, ведомственный)

Негос-ый( внутрихоз-ый, аудиторский)

Классификация:

По форме проведения (обязат-ый, инициативный);

По сферам фин-ой деятельности( бюджетный, страховой, инвестиционный, контроль за ден-ой массой)

По субъектам контроля( президентский, конт-ль исполнительных органов, контроль кредитно-фин-ых органов, ведомственный контроль, аудиторский)

По времени проведения( предварительный- на стадии разработки и утверждения плана, текущий-в момент совершения операции, последующий)

Методы: тематическая проверка, надзор, обследование, мониториг, ревизия.

Принципы: объективность, компетентность, независимость, гласность.

Прикладные принципы: результативность, логичность и обоснованность, неподкупность, призумкция невиновности, согласованность действий контрол-их организаций.

Объекты контроля — средства федерального бюджета.

Задачи

обеспечить экономическую безопасность государства

обеспечить контроль за формированием государственных доходов

проверка выполнения государственных обязательств со стороны физических и юридических лиц

проверка целевого использования бюджета

улучшение взаимодействия и координации деятельности контролирующих органов в РФ.

Министерство финансов Российской Федерации и его подведомственные органы

Министерство финансов Российской Федерации и его подведомственные органы.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) – федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской федерации.

Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве финансов Российской Федерации.

Финансирование расходов на содержание Министерства финансов Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Основные задачи Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о нем:

совершенствование бюджетной системы РФ;

разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; и т.д.

Структурными подразделениями Министерства финансов Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.

Министерство финансов РФ имеет подведомственные органы власти:

Федеральная налоговая служба (ФНС России), руководителем которой является Мишустин Михаил Владимирович;

Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор). Руководитель – Коваль Александр Павлович;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Руководитель – Павленко Сергей Юрьевич;

Федеральное казначейство (Казначейство Российской Федерации), руководителем которого является Артюхин Роман Евгеньевич.

47. Федеральная таможенная служба, Главное контрольное управление, Президента РФ Банк России Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Федеральная антимонопольная служба.

Федеральная таможенная служба осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов и сборов;

Таможенное оформление и таможенный контроль,

Обеспечивает соблюдение законодательства по вопросам своей деятельности;

Осуществляет классификацию товаров.

Обеспечивает единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства.

Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ. Как структурное подразделе­ние Администрации Президента оно подчиняется непосредст­венно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций:

контроль над дея­тельностью органов контроля и надзора при федеральных орга­нах исполнительной власти, подразделений Администрации Пре­зидента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Банк России –орган осуществляющий разработку и претворение в жизнь денежно-кредитную политику государства. Наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое обслуживание бюджетов, контролирует деятельность кредитных организаций.

Федеральная служба по финансовым рынкам – контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в БС РФ.

Контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений МФ РФ.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом выполняет функции по оказанию государственных услу

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *