Финансовая грамотность что такое деньги и откуда они взялись

Урок по финансовой грамотности во 2 классе: Что такое деньги и откуда они взялись.

Тема занятия: «Что такое деньги и откуда они взялись». 2 класс

Технологическая карта проекта урока/занятия по финансовой грамотности

«Что такое деньги и откуда они взялись».

Обучающиеся 2 класса

Рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.

Сформированность понятий:

обмен, товар, ликвидность, бартер, деньги

Сформированность предметных умений:

Метапредметные образовательные результаты

познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: проявление познавательной и творческой инициативы; освоение способов решения задач поискового характера

регулятивные: понимание цели своих действий, проявление познавательной и творческой инициативы, адекватное восприятие предложений товарищей, учителей,

коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценить собственное поведение и поведение окружающих

Личностные образовательные результаты: создать условия для развития умения оценивать результаты своей деятельности.

Понимание, освоение, овладение компетенцией:

Технология сотрудничества (работа в группах), проблемное обучение

А) Технические (при наличии презентации к уроку)

компьютер, экран, мультимедийный проектор

Б) Дидактический материал

раздаточные материалы, карточки, маски индейцев с перьями, товар для обмена: рыба, лук со стрелами, ожерелье из зубов акулы, кубики соли,.коллекция монет, денежный мешочек, смайлики.

Расстановка парт и стульев

Ученики поделенына три группы

План урока

1 этап. Организационно-мотивационный. 1 мин.

-Вы готовы сегодня отправиться в путешествие в далекой прошлое? Тогда не будем терять времени:

Прозвенел уже звонок.

В древность нашу попадем

Создание эмоционального настроя

2 этап. Этап актуализации знаний. 2 мин.

— Давайте подумаем, как люди совершали покупки в то далекое время, когда не было денег? Как люди обходились без них?(высказывания детей). В ходе занятия мы сможем объяснить, мнение какой группы оказалось верным.

Обсуждение в группах, высказывание предположений

Мотивирование обучающихся к учебному действию. Фиксация учебных затруднений

3 этап. Этап открытия новых знаний (30 мин)

— Ребята, посмотрите на эти странные каменные круги с острова Яп, который находится в Тихом океане.

— Как вы думаете, что это такое?

Учащиеся учатся формулировать цель, определяя границы знания и незнания.

-Колечки для ожерелья великанши? /Нет/

— Колёса от первобытного танка? /Нет/

Дают отрицательный ответ

— Кто догадался, что это?

— Да, да, деньги бывают и такими огромными – скорее, это уже деньжищи!

А ещё деньги бывают разными. Но не будем торопиться.

-Предположите, о чём сегодня пойдёт речь?

— А что бы вы хотели узнать о них и чему научиться? На какие вопросы о деньгах хотели бы найти ответ?

Кто догадался, какова тема нашего занятия?

Как они возникли? Откуда они взялись? Как их правильно тратить?

(составление кластера на доске)

«Что такое деньги и откуда они взялись?»

— И тут выясняется, что в одном из племён лучше делали что-то одно, а в другом – другое.

Учащиеся учатся формулироватьпроблему; моделировать наиболее эффективный способ решения ситуаций, проявлять познавательную и творческую инициативы, работать в группе, строить речевое высказывание, узнают новые понятия

Разыгрывание 1 ситуации «Обмен».

Что вы тогда сделаете?

-Правильно! Вы обменяетесь: ты ему дашь рыбу, а он – тебе лук со стрелами.

Так люди стали обменивать что-то своё: вещи, еду и так далее – на то, что им было нужно.

— Ребята, закончите предложение.

То, что люди предлагают для обмена называется ….ТОВАРОМ

Дети разыгрывают 1 ситуацию.

Знакомятся с понятием «товар»

Разыгрывание 2 ситуации.

— Но тут возникла другая проблема. Предположим, ты снова идёшь по тропинке уже с другой рыбой, а навстречу опять тот же человек из племени «У-ГУ-ГУ» с новеньким луком. Он успел проголодаться и хотел обменять свой лук на твою рыбину. Но лук у тебя уже есть, ты же получил его в прошлый раз. Зато тебе нужно новое ожерелье из зубов акулы, которое делает девочка из племени «Хрум-хрум».

-Что же остаётся делать голодному бедняге с луком?

(Бежать к этой девочке и предлагать поменять лук на ожерелье, чтобы потом поменять его у тебя на рыбу.)

— А вдруг ей не нужен лук, а нужно что-то другое? Так можно и с голоду умереть…

— Такие непростые ситуации возникали довольно часто.

И тогда люди додумались, использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся (рыба годится?) и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и называются деньгами.

Дети разыгрывают 2 ситуацию.

Знакомятся с понятием «деньги»

— Как вы думаете, у разных народов были одинаковые деньги?

У каждого народа были свои деньги. В Эфиопии (Это такая страна в Африке) долгое время в качестве денег использовали небольшие плитки из соли. Соль нужна была каждому, а достать её было трудно – вот и договорились эфиопы считать эти плитки деньгами. Представим, что предыдущая сценка произошла в Эфиопии.

-Что сказал бы эфиоп мальчику с луком? (что лук тебе не нужен, а свою рыбу ты готов отдать за 2 плитки соли). Если бы его это устроило, он бы отдал бы тебе 2 «соляные» денежки и получил свою рыбу. А ты бы пошёл покупать на них ожерелье у девочки. Может быть, их бы и хватило, а может тебе пришлось бы добавить ещё несколько плиток соли.

Дети разыгрывают 3 ситуацию.

Задачка из блокнота.

— Посмотрите на картинку (уч.с.15) и скажите:

Сколько «соляных» денег (плиток соли) тебе придётся добавить, чтобы купить ожерелье у девочки? Сколько рыб пришлось бы для этого поймать?

Учатся выбирать способ решения задачи, объяснять свой выбор, работать в группе, сотрудничать друг с другом

Работа с учебником по группам: Найдите информацию в учебнике.

1 группа: Приведите пример необычных денег на островах Санта – Крус (деньгами служили длинные красные перья)

2 группа: Что служило в Индии тысячу лет назад деньгами (красивые ракушки). И что еще где-то могло служить в качестве денег?

3 группа: Как пользовались каменными деньгами с острова Яп?

1 группа: деньгами служили длинные красные перья.

2 группа. красивые ракушки. Шкурки ценных зверей, где-то железные гвозди и топоры, а где-то – даже – шерсть слона!

3 группа: Забирать эти огромные каменные круги с собой было невозможно, поэтому при покупке товара на них просто писали имя нового владельца.

Учатся находить нужную информацию в учебнике

Знакомство с понятием «ликвидность»

Знакомятся с понятием «ликвидность»

Узнают новое понятие

Игра «Давай обменяемся»

-Ребята, а вы знаете, как это называется обмен друг с другом различными предметами? Это – бартер. Как вы думаете, чем обменивались между собой земледельцы и скотоводы? А кузнецы и сапожники?

Чтобы узнать об этом, поиграем в игру «Давай обменяемся».

– Ребята, сейчас мы представим себя жителями древней Руси. В каждой группе будут купцы, ремесленники, охотники, крестьяне. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый.

(Затем задание можно усложнить: детям выдаются карточки с названием товара, чтобы они смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен).

Время на выполнение задания – 3 минуты.

– Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?

– Кто не смог произвести обмен?

– Какие сложности возникли при обмене?

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

– Как вы думает, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

Удобны ли были такие деньги?

Знакомятся с понятием «бартер». Разыгрывают ситуации

Узнают новое понятие. Приходят к новым выводам. Получают представления о роли обмена. Умеют объяснять выгоды обмена, его неудобства и причины появление денег. Учатся взаимодействовать друг с другом в группе.

— Для чего нужны деньги? (для обмена, покупки и продажи товара)

— Что же такое деньги? (Деньги – это универсальное средство обмена)

Обобщают полученные сведения

Знакомство с понятием «Монеты»

— Как появились первые деньги, мы с вами разобрались. А что же было дальше?

-Что ты можешь услышать от индейца?

— А теперь обратная ситуация: на следующий год приплывёт к тебе тот самый индеец со своими деньгами, которыми у его народа являются меховые шкурки. Он видит у тебя хороший топор и предлагает купить его за 2 свои денежки, то есть за 2 шкурки.

-Что может услышать индеец?

«А зачем они мне? У нас всегда здесь тепло, и мех нам не нужен» И индеец тоже уплывёт ни с чем.

Для того, чтобы такого больше не случалось, люди стали искать ТОВАР, который ценился бы повсюду.

-Как вы думаете, они нашли такой товар?

-Лучше всего для этого подошли драгоценные металлы.

-Вы догадались какие? Золото и серебро.

-Почему именно они оказались очень удобным материалом для денег?(Высказывания детей)

— Когда и где появились первые круглые монеты? Найдите ответ в учебнике.

Покупать и продавать товары с помощью монет стало удобнее, поэтому они распространились по всему миру и используются до сих пор.

Показ коллекции монет

До наших времён дошло много старинных монет из разных стран. Вот так выглядит серебряная монета – денарий времён Цезаря.

Человечество менялось, монеты вместе с ними. Товаров становилось всё больше, и нужно было всё больше денег. А золота и серебра не так уж много. К тому же монеты из этих металлов дорогие, и покупать на них что-то дешёвое, неудобно. Поэтому очень скоро люди стали делать монеты из более дешёвых металлов и сплавов: меди, бронзы, чугуна и т.д. На одной из древних китайских чугунных монет дырка в центре была сделана специально.

Дети знакомятся с понятиями: первые монеты, драгоценные металлы (золото, серебро), грош.

Группы высказывают свои предположения.

Они оказались удобным материалом, так как красивые и прочные, и не ржавеют, и не портятся, встречаются редко. Из них можно сделать украшения, короны, кольца и другие дорогие украшения, изделия.

Поиск информации в учебнике:

Очень давно –2 с лишним тысяч лет назад – в Лидии (была такая страна на территории Турции). А само слово «монета» придумали жители Древнего Рима. Там был правитель Юлий Цезарь, от имени которого произошло известное слово – царь.

Несколько таких монет нанизывают на верёвку

Узнают новое понятие. Учатся понимать и правильно их использовать

— А вы знаете, какая монета на Руси считалась самой мелкой малоценной монетой?

Это грош – монета две копейки.

Работа в группах: Объясните, что означает: «У него нет ни гроша за душой», «Ломанного гроша не стоит».

-Раньше об очень бедном человеке говорили, что у него нет ни гроша за душой. А про то, что никуда не годится или совсем не имеет ценности говорили: ломанного гроша не стоит.

Знакомство с понятием «грош». Работа в группах. Высказывания детей

Учатся работать в группе, осознанно и произвольно строить высказывания

-С тех пор каких только монет не выпускали. Найдите информацию в учебнике:

1 группа о разновидностях монет. (большие, маленькие, квадратные, треугольные. Была монета – трансформер, монета-головоломка, монета-волчок, говорящая монета)

2 группа о Золотой монете Палау. (Это одна из самых маленьких в мире золотых монет, она выпущена в небольшой стране Палау. Она имеет форму редко встречающегося цветка клевера с четырьмя лепестками, и говорят, приносят удачу. Жители Палау верят, что если её носить с собой, то в жизни обязательно повезёт)

3 группа о гигантской австралийской золотой монете «Кенгуру» (Это самая большая и дорогая в мире! Этот великан весит больше тысячи килограммов и стоит несколько миллионов долларов!)

4 этап. Этап подведения итогов (5 мин)

— Предлагаю вам заглянуть в копилку интересных фактов через игру «Верю, не верю».

1. Верите ли вы, что товар – это то, что люди предлагали для обмена? (Да)

2. Верите ли вы, что существовали «съедобные «деньги»? (Да. Съедобными деньгами считалось зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов).

3. Верите ли вы, что жители островов Санта-Крус применяли деньги в виде перьев? (Да. Они представляли собой тонкие красные перья длиной до 10 сантиметров).

4. Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики? (Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц.)

5. Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть «Остров каменных денег»? (Да. Это остров Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег».)

6.Верите ли вы, что деньги – это товар с самой высокой ликвидностью? (Да)

Каждая команда пишет ответ на листке. Проверка. Подведение итогов.

Учащиеся проявляют умения структурироватьзнания, оценивать конечный результат работы на уроке

5. Оценочно-рефлексивный этап (2 мин)

«Денежный мешочек»

-Ребята, положите в «денежный мешочек» смайлики, соответствующие вашему настроению в конце нашего урока.

Обучающиеся выражают свое настроение с помощью смайликов.

Учатся анализировать свое психоэмоциональное состояние, взаимодействие с учителем и одноклассниками

Список использованных нормативных документов и источников информации:

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1.Видеомультфильм «Как появились деньги».

Источник

Внеурочное занятие по финансовой грамотности «Как появились деньги»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

по финансовой грамотности

по теме: «Как появились деньги?»

Разработали: Ланг Светлана Валерьевна

учитель начальных классов

Малышенко Елена Анатольевна

учитель начальных классов

понимать, что деньги не цель, а средство обмена.

развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых финансовых ситуациях.

использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;

владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.

определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;

корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учета выявленных ошибок;

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свое мнение;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий.

Предметные ожидаемые результаты:

объяснять, для чего нужны деньги;

понимание и правильное использование термина «деньги»;

умение описывать виды и функции денег.

Формы и методы обучения

Основные понятия и термины:

товар, деньги, покупка, продажа, бартер, ликвидность.

расстановка столов для групповой работы по 5 человек

Методические материалы для учителя: Ю. Н. Корлюгова. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО-2020-32с.

Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг.— М.: ВАКО- 2020.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Презентация, раздаточный материал

2. Анимированная презентация «История денег» https://youtu.be/otW3ephspRA

Технологическая карта внеурочного занятия

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Универсальные учебные действия (УУД)

Мотивация к учебной деятельности

Организация межличностного взаимодействия

Педагог предлагает ребятам взять по одному жетону, затем объединяет их в 4 группы.

Проверяет готовность учащихся к занятию, настраивает детей на занятие.

Громко прозвенел звонок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

Вступление в межличностный контакт для решения практических и жизненных задач

Общий настрой класса на учебную работу.

— умение слушать собеседника, вести

диалог по теме и ориен-

тироваться на позицию

партнера в общении и

Формулирова-ние темы занятия, постановка цели

— Сегодня у нас необычное занятие и начнем мы его с просмотра мультфильма. Этот мультфильм поможет вам определить цель нашего урока. Называется он «Школа Магов». Смотрите внимательно и запоминайте, что там происходит.

Просмотр мультфильма Смешарики. Школа Магов.

-Трудно ли было героям обменять товары между собой до того, как они стали использовать «магические диски?

-Почему с использованием магических дисков героям стало проще обменивать товары?

-Что служит аналогом магических дисков в реальной жизни?

Предлагает определить цели занятия, уточняет тему.

— Кто может сказать, о чём мы сегодня будем говорить? (о деньгах)

— Что такое деньги? Где можно найти информацию? (1 группа в словаре, 2 – интернет, 2 – в учебнике).

-А вы знаете, откуда они появились?

-А вы бы хотели об этом узнать?

Сформулируйте тему нашего занятия. Какую цель поставим?

Итак, вы все правильно сказали, давайте посмотрим на слайд (на слайде прописана тема урока и цель).

-Как будем работать? Давайте составим план.

1 Получить новые знания о деньгах.

2. Применить на практике.

3. Проверить и оценить свои знания.

Дети смотрят мультфильм

варианты ответов детей

Определяют тему занятия.

Поиск информации в разных источниках

— определять и формулировать цели

деятельности на уроке

Открытие нового знания

Задает обучающимся вопрос для размышления: «Ребята, как вы думаете, были ли деньги у древних людей?»

Для того чтобы найти правильный ответ на этот вопрос, нам с вами нужно отправиться в путешествие в прошлое

Все готовы? Закройте глаза, и мы под музыку отправляемся в путь ( звучит музыка).

1. Станция «История денег»

Анимированная презентация «История денег» https://youtu.be/otW3ephspRA

— Сейчас мы с вами увидели, как появились деньги.

-Какие товары в старину выполняли роль денег?

— Какие были деньги у древних людей?

2. Работа с книгой (с.11 определение, с.13-14).

(Эфиопия – плитка соли, остров Санта-Крус – перья тропических птиц, Индия – морские ракушки).

Давайте найдем ответ на данный вопрос в учебнике.

Какими были товары для обмена на Руси?

-Какая главная причина появления денег? (неудобства обмена (бартера)).

— Что такое бартер? (поиск в разных источниках). Где можно найти информацию? (1 группа в словаре, 2 – интернет, 2 – в учебнике).

— Чем не удобен такой вид обмена?

Слушают учителя и выполняют задания.

Поиск информации в учебнике

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Самостоятель-ное применение знаний

— Представьте, что вы древние люди из разных торговых городов. Каждая группа придумывает название своего города. Каждой группе я выдам карточку, в которой прописано что имеется у народа, и – в чем он нуждается, и набор картинок к ней.

Учитель дает задание : представить свой торговый город, рассказать о том, чем занимается народ, произвести
обмен имеющихся у вас предметов на необходимые вам. (Приложение 1, 2)

У кого получилось поменяться?
У кого не получился обмен?
Почему? Здесь есть неудобства обмена. Такие непростые ситуации возникали довольно часто. Тогда люди додумались использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся, не портятся и при этом являются достаточно ценными.

-Посмотрите какие предметы обмена есть у всех?

Давайте договоримся, что любой товар можно обменять на соль.

Произведите обмен. Какой вы можете сделать вывод?

Молодцы, отправляемся дальше.

3. Станция «Выручай – ка»

Допиши предложения, чтобы получился рассказ для первоклассника Васи Ёлкина.

Работа в тетради (с.5 №1)

Самопроверка (критерии проверки)

— Ребята, вспомните, о чем мы говорили сегодня на занятии и разгадайте ребус.

Каждой группе выдает ребус.

Каждой группе придумать и нарисовать деньги будущего

Дети представляют свой торговый город, рассказывают, чем занимаются и производят обмен
предметов в свободной
форме

Дети производят удачный обмен.

-Любые товары можно обменять посредством
денег (соли)

— Нет. Воду неудобно носить, она легкодоступна.

Проверяют и оценивают свои знания.

Разгадывают ребус, выступление групп, проверка ребуса по эталону

Обсуждают в группах, рисуют.

Выступление от групп, размещение рисунков на доске.

умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свое мнение;

-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий.

развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых финансовых ситуациях.

владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;

-уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности на занятии

-Вот и подошло к концу наше путешествие.

— Какую цель мы ставили?

Я открыл для себя новое…

Мне хочется еще узнать… Молодцы!

— Узнать, как появились деньги.

-уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные УУД: рефлексия своей деятельности на уроке, самокритичность.

Финансовая грамотность что такое деньги и откуда они взялисьФинансовая грамотность что такое деньги и откуда они взялисьФинансовая грамотность что такое деньги и откуда они взялисьФинансовая грамотность что такое деньги и откуда они взялись

Финансовая грамотность что такое деньги и откуда они взялись

Финансовая грамотность что такое деньги и откуда они взялись

Финансовая грамотность что такое деньги и откуда они взялись

Финансовая грамотность что такое деньги и откуда они взялись

Финансовая грамотность что такое деньги и откуда они взялись

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Финансовая грамотность что такое деньги и откуда они взялись

Курс повышения квалификации

Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности

Финансовая грамотность что такое деньги и откуда они взялись

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Финансовая грамотность что такое деньги и откуда они взялись

Занятия по финансовой грамотности в настоящее время очень актуальны. Необходимость учить ребенка общаться с деньгами и быть финансово грамотным очевидна. Это научит его быть самостоятельным, уметь зарабатывать, тратить и копить, убережет от дальнейших финансовых ошибок. Учить этому можно во время внеурочных занятий в школе.

Данное внеурочное занятие по финансовой грамотности для обучающихся 2 класса разработано с использованием методических материалов для учителя

Ю. Н. Корлюгова. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО-2020-32с.; методических рекомендаций для учителя, автор Ю.Н.Карлюгова «Финансовая грамотность»: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг.— М.: ВАКО- 2020.; Федин С. Финансовая грамотность 2-3 класс материалы для учащихся Ч1— М.: ВАКО-2020-112с.Электронные учебники и пособия можно посмотреть на сайте «Школа.Ваши финансы.рф.»

На внеурочном занятии дети знакомятся с основными понятиями- товар, деньги, покупка, продажа, бартер, ликвидность. Работа ведется фронтально и по подгруппам. Ребята оправляются в путешествие и узнают как и почему появились деньги.

На внеурочном занятии используются анимированная презентация «История денег», видеоресурсы «Смешарики. Школа Магов», раздаточный материал, что делает его интересным для ребят. Дети узнают причины появления денег, закрепляют свои знания проигрывая разные ситуации. В конце занятия ребята выполняют творческое задание и подводится итог.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *